--PAGE_BREAK--Результаты используемых методик на определение уровня самооценки и тревожности подростков помогли выяснить, что в среднем у 67,49 % испытуемых наблюдается низкий уровень самооценки, средний уровень у 21,46 % испытуемых и только у 11,03 % был обнаружен высокий уровень самооценки, при этом в среднем у 75,07 % испытуемых наблюдается высокий уровень общей тревожности, который включает в себя ситуативную, актуальную, личностною, школьную, а так же самооценочную и межличностную тревожности, что же касается средних и низких параметров общей тревожности, то у 18,33 % обнаружен средний уровень общей тревожности и только 8,40 % испытуемых наблюдается низкий уровень общей тревожности.
На основании полученных данных можно предположить о том, что уровень тревожности подростков влияет на уровень самооценки, а если быть точнее, то:
— на первом месте по степени воздействия будет находиться личностная тревожность, согласно полученным данным у 100 % подростков обнаружен высокий уровень личностной тревожности;
— на втором месте самооценочная – 74,86 %;
— на третьем месте межличностная – 72,369 %;
— на четвертом месте ситуативная – 71,04;
— на пятом месте актуальная – 69,18 %;
— на шестом месте школьная – 66,52 %.
С чем же связан такой высокий уровень личностной тревожности? Задавая этот вопрос необходимо вспомнить об особенностях подросткового возраста, а в частности о ведущей деятельности этого периода. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что у подростка появляются новые ценности и идеалы, так как старые уже утрачивают свою актуальность. Способствуют появлению этих новых идеалов и ценностей – интерес подростка к собственной личности [12]. Мы приходим к выводу, что именно поэтому у подростков с высоким показателем уровня самооценки наблюдается низкий уровень личностной тревожности и наоборот, если отношение к себе как к личности у подростка ещё не сформирован, то он испытывает беспокойство по этому поводу. Следует так же заметить, что у подростка с негативным к себе отношением наблюдается высокий уровень личностной тревожности, следовательно и негативная самооценка вызывает у подростка повышение уровня личностной тревожности.
Карл Роджерс подчеркивал, что освобождение от внутренних конфликтов и тревог может произойти лишь в том случае, когда Я-идеальное и Я-реальное сливаются, в этом он считал конечной роль развития личности. [16]. Он также отмечал, что у личности с расхождениями между образом Я и идеальным Я, будут наблюдаться психологические проблемы, а именно появление внутренних конфликтов и на их фоне будет подниматься уровень тревожности.
Исследования К. Роджерса подтверждаются Н.А. Захаровым, который в свою очередь пишет о том, что самосознание являясь сложным психическим процессом и особой формой сознания – направлено на самого себя [16; 9].
Показателем высокого уровня развития самосознания является – формирование самооценки у подростка, то есть оценка своих: возможностей, способностей, качеств; осознание своих действий и поступков, мотивов и целей. В подростковом возрасте самооценка тесно связана с процессом осознания себя как личности (что в очередной раз подтверждает правильность результатов нашего исследования, а именно того, что у подростков с несформированной самооценкой наблюдается высокий уровень личностной тревожности), с осознанием своих качеств. В этот период подросток занят постоянным сравниванием себя и своих качеств с другими людьми и чаще всего со своими сверстниками. Если подросток у большинства своего окружения обнаруживает определенные качества, но не находит их у себя, то этот факт (отсутствие или не достаточная развитие этого качества), начинает волновать и беспокоить его, что в конечном счете ведет к повышению уровня самооценочной тревожности, что и подтверждают наши исследования – у подростков с низким уровнем самооценки наблюдается высокий уровень самооценочной тревожности.
Для подростка очень важно общение со своими сверстниками, не для кого не секрет, что именно в этот период авторитет родителей падает по отношению к референтной группе. Мы предполагаем, что это происходит в следствии развития самосознания и формирования самооценки подростка. На наш взгляд в стремлении подростка постоянно находиться в группе своих сверстников влияет желание сравнивать себя со своими сверстниками, таким образом познавая себя, свои качества, возможности, способности, он формирует свои новые идеалы и ценности, а так же включает в сферу осознавания все виды своей деятельности и взаимоотношений с окружающими. Межличностные отношения становятся очень актуальными для подростка, так как это позволяет не только понять какой я есть, но и позволяет осознав изменить в себе то, что уже не отвечает его новым идеалам. Наши исследования лишь в очередной раз подтверждают тот факт, что у подростка с высоким уровнем межличностной тревожности идет серьёзная работа в сфере самосознания и самооценки. Следовательно, у подростка с несформированной самооценкой будет наблюдаться высокий уровень межличностной тревожности. Так же следует отметить, что у подростка с проблемами в чфере межличностного общения будут наблюдаться проблемы с самооценкой, она будет либо неустойчивой, либо ложной, либо заниженной, либо завышенной.
В нашем исследовании ситуативная тревожность по показателям значительно уступает таким видам тревожности, как:
— личностная,
— самооценочная,
— межличностная.
С чем это связано? Я-концепция подростка является организованной и логически последовательной интегрированной системой восприятия «Я». Подросток испытывает желание в позитивном отношении к семе (что позволит ему сформировать позитивное отношение к самому себе и определенные нормы и правила поведения), поэтому он всегда стремиться вести себя в соответствии со своей Я-концепцией. Но, если подросток попадает в конфликтные ситуации, то в эти моменты он будет находиться в противоречии со своей Я-концепцией, что непосредственно приведет к росту ситуативной тревожности. Конечно на защиту Я-концепции становится такая защитная реакция как – отрицание.
Самая примитивная форма отрицания – это грубая регуляция сенсорных и перцептивных функций с помощью снижения чувствительности к некоторым избирательным ситуациям или событиям. В целом отрицание включает способность к интрапсихическому повышению порогов обнаружения сигналов, что приводит к снижению объема поступающей сенсорной информации, имеющей для человека отрицательный смысл. В подобных случаях отрицание работает как защитный фильтр, призванный не допустить сенсорную информацию на уровень когнитивной обработки, действуя по принципу «слушаю, но не слышу, смотрю, но не вижу. Именно об этом чаще всего рассказывают родители на консультации у психолога, они жалуются на то, что их сын или дочь подросток делают вид, что они не слышат или не видят тех замечаний, которые им делают заботливые родители, желая наставить своё чадо на путь истинный. В современных исследованиях по психологии и психотерапии эта форма отрицания известна под названием перцептивной защиты, интенсивно изучаемой в России Э.А. Констандовым и его учениками. Действуя как селективный фильтр, перцептивная защита естественным образом искажает информацию о ситуации и субъекте, действующего в ней, и тем самым формирует неадекватный Я-образ и образ среды [44, 88].
Однако, не стоит переоценивать опасность ситуационной тревожности, так как данные переживания могут являться угрозой для Я-концепции подростка. В наших исследованиях показатель высокого уровня ситуативной тревожности наблюдается у 71,04 % испытуемых, что не позволяет нам сбрасывать со счетов значимость влияния уровня ситуативной тревожности на формирование самооценки подростка. Ситуативная тревожность может проявляться в тех случаях, когда в жизни подростка имеется незаконченная ситуация, заблокированная активность, примером такой ситуации может послужить невыясненный конфликт со своим сверстником, родителями или педагогами. Эта ситуация не позволяет подростку разрядить возбуждение, что в конечном итоге ведет к росту ситуативной тревожности, растет беспокойство, так как зачастую при наличии незаконченной ситуации у подростка разыгрывается воображение и он фантазируя чаще всего представляет завершение данной ситуации своим провалом, неудачей. В таких случаях тревога появляется как непреодолимое ощущение беспокойства, бурления в разных частях тела и чаще всего в груди. Именно по этому для диагностики подобных состояний в методиках используют следующие утверждения: «Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах», «Бывает, что я чувствую себя неудачником», «Я беспокоюсь о своем будущем», «Я нахожусь в напряжении», «Я встревожен», «Я нервничаю», «Я взвинчен», «Я озабочен» и так далее. Ситуативная тревожность является оценкой эмоционального состояния испытуемого, она имеет приспособительный характер. Отсутствие ситуативной тревожности является свидетельством снижения эффективности деятельности, а повышенный уровень является свидетельством дизадаптации испытуемого.
Что же относительно школьной тревожности, то её высокий уровень является свидетельством наличия проблем с успеваемостью, адаптацией, автономией, авторитетом в школе. Желая доказать себе и окружающим свою независимость и взрослость, подросток наталкивается на стеснения своей свободы школьными нормами и правилами, это столкновение способно привести к повышению уровня школьной тревожности. Этот вид тревожности может иметь высокий уровень так же при ситуации соперничества между одноклассниками или при наличии конфликтов с преподавателями, родителями по поводу неуспеваемости подростка, при его низкой адаптации к различным установленным требованиям. У подростка с низким уровнем адаптации будет наблюдаться высокий уровень школьной и ситуативной тревожности. У такого подростка, скорее всего будут наблюдаться проблемы при различных школьных ситуациях. Повышенный уровень ситуативной и школьной тревожностей будут мешать подростку:
— подобрать необходимые слова; выстроить логичный ответ;
— не дадут возможность сосредоточиться на условиях задачи в контрольной работе;
— вспомнить материал предыдущего урока.
Каждый раз такой подросток испытывает тревогу при вызове к доске, при объявлении о предстоящей контрольной работе или при ожидании родителей со школьного собрания. В конце концов всё это приводит к неуверенности в себе и закреплению поведения настроенного на неудачу. В итоге самооценка такого подростка будет низкой или очень заниженной.
Нами так же был проведен анализ полученных результатов по используемым методикам и составлена матрица, состоящая из ниже приведённых таблиц.
Таблица 2 — Результаты анализа методики Спилберга-Ханина (выявление ситуативной тревожности) и методики «Шкала Спилберга-Ханина»
№ Методика
Спилберга-Ханина Методика «Шкала самооценки Спилберга-Ханина»
Уровень ситуативной тревожности Виды тревожности
Актуальная Личностная
Уровень тревожности Уровень тревожности
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
1 53 48 61
2 65 51 55
3 54 47 84
4 41 31 58
5 97 49 50
6 40 46 62
7 49 48 70
8 59 49 51
9 56 50 58
10 38 43 57
11 44 31 50
12 54 46 47
13 61 47 68
14 60 46 61
15 44 38 52
16 54 50 56
17 28 29 57
18 40 31 51
19 28 27 52
20 29 27 52
_
Х сред 4,25 10,3 35,7 28,85 8,7 4,15 57,6 — -
Таблица 4 – Показатели уровня ситуативной тревожности у всей группы испытуемых по методике Спилберга-Ханина
№ Название шкалы Показатель уровня ситуативной тревожности у всей группы испытуемых
1 Высокий уровень ситуативной тревожности 71,04 %
2 Средний уровень ситуативной тревожности 20,49 %
3 Низкий уровень ситуативной тревожности 21,25 %
После обработки результатов исследования по методике Спилберга-Ханина видно, что 71,04 % испытуемых высокий уровень ситуативной тревожности, немногим больше 20 % составляет средний и низкий уровень.
Таблица 4 – Показатели уровня актуальной и личностной тревожности у всей группы испытуемых по методике «Шкала самооценки Спилберга-Ханина»
№ Название шкалы Показатель уровня тревожности у всей группы испытуемых
Актуальная Личностная
1 Высокий уровень 69,18 % 100 %
2 Средний уровень 20,86 % -
3 Низкий уровень 9,95 % -
После обработки результатов исследования по методике «Шкала Спилберга-Ханина», видно, что в группе самый маленький процент испытуемых с низким уровнем актуальной тревожности – 9,95 %, а самый высокий показатель актуальной тревожности равен 69,18 % и только у 20,86 % испытуемых средний уровень актуальной тревожности, следовательно, больше всего в группе испытуемых с высоким уровнем актуальной тревожности.
Необходимо так же отметить, что у всей группы испытуемых был обнаружен высокий уровень личностной тревожности.
Таблица 5 — Результаты анализа методики Кондаша «Шкала тревожности»
№ Методика Кондаша «Шкала тревожности»
Виды тревожности
Общая Школьная Самооценочная Межличностная
Уровень тревожности
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 74 20 26 25
2 78 24 30 30
3 76 30 31 30
4 55 21 19 19 28
5 92 29 31 34 33
6 77 30 31 26
7 83 27 27 28
8 88 31 30 33
9 94 30 31 37 35
10 63 22 22 22
11 64 21 21 26
12 87 29 30 29
13 74 24 26 32
14 97 25 35 37
15 55 19 20 19
16 80 30 32 31
17 23 9 15 11
18 64 23 24 23
19 39 11 12 19
20 34 9 12 12
_
Х сред. 4,8 15,1 35,9 14,2 — 1,5 6,3 15,5 — — 1,95 5,3 16,3 5,3 — 2,1 5,5 14,6 5,3 -
Примечание: В столбце «Уровень тревожности» 1- нормальный; 2- несколько повышенный; 3- высокий; 4- очень высокий; 5- чрезмерно спокойный.
Таблица 6 – Показатели уровня обшей тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности»
№ Название шкалы Показатель уровня общей тревожности у всей группы испытуемых
1 Нормальный 6,85 %
2 Несколько повышенный 21,57 %
3 Высокий 51,28 %
4 Очень высокий 20,28 %
5 Чрезмерно спокойный -
После обработки результатов исследования уровня обшей тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности» видно, что только у 6,85 % испытуемых нормальный уровень общей тревожности, а вот подростков с высоким уровнем тревожности оказалось – 51,28 % и чуть более 20% подростков с очень высоким уровнем общей тревожности, с несколько повышенным – 21.57%.
Таблица 7 – Показатели уровня школьной тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности»
№ Название шкалы Показатель уровня школьной тревожности у всей группы испытуемых
1 Нормальный 6,43 %
2 Несколько повышенный 27,03 %
3 Высокий 66,52 %
4 Очень высокий -
5 Чрезмерно спокойный -
После обработки результатов исследования уровня школьной тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности» видно, что у 66,52 % испытуемых высокий уровень школьной тревожности, а это большинство группы. Так же следует отметить, что в данной группе 27,03 % испытуемых с несколько повышенным уровнем и меньше всего обнаружено испытуемых с нормальным уровнем школьной тревожности, всего – 6,43 %. Испытуемых с очень высоким и чрезмерно спокойным уровнем школьной тревожности обнаружено не было.
Таблица 8 – Показатели уровня самооценочной тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности»
№ Название шкалы Показатель уровня самооценочной тревожности у всей группы испытуемых
1 Нормальный 6,75 %
2 Несколько повышенный 18,37 %
3 Высокий 56,49 %
4 Очень высокий 18,37 %
5 Чрезмерно спокойный -
После обработки результатов исследования уровня самооценочной тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности» видно, что у 56,49 % испытуемых высокий уровень самооценочной тревожности. Так же следует отметить, что в группе меньше всего обнаружено испытуемых с нормальным уровнем самооценочной тревожности, всего – 6,75 %, испытуемых с несколько повышенным уровнем самооценочной тревожности всего – 18,37 % и такой же процент испытуемых с очень высоким уровнем.
Таблица 9 – Показатели уровня межличностной тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности»
№ Название шкалы Показатель уровня межличностной тревожности у всей группы испытуемых
1 Нормальный 7,63 %
2 Несколько повышенный 20 %
3 Высокий 53,09 %
4 Очень высокий 19,27 %
5 Чрезмерно спокойный -
После обработки результатов исследования уровня межличностной тревожности у всей группы испытуемых по методике Кондаша «Шкала тревожности» видно, что у 530,9 % испытуемых высокий уровень межличностной тревожности, 20 % и около 20% это испытуемые с несколько повышенным и очень высоким уровнем межличностной тревожности соответственно. Наименьший процент испытуемых с нормальным уровнем межличностной тревожности – 7,63 %.
Таблица 10 — Результаты анализа методик предназначенных для измерения уровня самооценки
№ Опросник
для определения уровня самооценки Методика
«Как вы к себе относитесь?» Методика
«Любите ли вы себя?»
Уровень
самооценки Уровень
самооценки Уровень
самооценки
Высокий
Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
1 53 50 20
2 50 49 15
3 97 61 14
4 57 45 30
5 66 82 21
6 56 56 13
7 63 70 10
8 74 62 12
9 47 100 11
10 48 44 35
11 60 45 32
12 77 59 22
13 61 64 14
14 57 71 16
15 52 43 37
16 48 89 12
17 39 25 40
18 28 45 34
19 33 24 39
20 27 25 41
_
Х сред — 6,35 48,3 4,01 9,07 40,65 6,0 8,4 9,0-
Таблица 11 – Показатели уровня самооценки у всей группы испытуемых используемых методик для определения самооценки
№ Название шкалы Уровень самооценки всех испытуемых согласно Опроснику для определения уровня самооценки Уровень самооценки всех испытуемых согласно Методике «Как вы к себе относитесь?» Уровень самооценки всех испытуемых согласно Методике
«Любите ли вы себя?»
1 Высокий уровень — 7,46 % 25,64 %
2 Средний уровень 11,61 % 16,88 % 35,89 %
3 Низкий уровень 88, 38 % 75,65 % 38,46 %
После обработки результатов исследования уровня самооценки у всех испытуемых по «Опроснику для определения самооценки», видно, что у 88,38 % испытуемых низкий уровень самооценки, у 11,61 % испытуемых средний уровень, испытуемых с высоким уровнем обнаружено не было. По результатам методики «Как вы к себе относитесь?» у 75,65 % испытуемых обнаружен низкий уровень самооценки, меньше в сего в группе испытуемых с высоким уровнем самооценки – это всего 7,46 % и 16,88 % испытуемых со среднем уровнем самооценки. Результаты методики «Любите ли вы себя?» показывают, что у 38,46 % испытуемых низкий уровень самооценки, немногим меньше испытуемых со среднем уровнем – 35,89 %, наименьший процент испытуемых с высоким уровнем самооценки – всего 25,64 %.
Полученные по выше перечисленным методикам данные были подвергнуты обработке стандартными методами математической статистики, такими как сравнение средних по d – критерию Спирмена, а также выявление взаимосвязи изучаемых параметров методом корреляционного анализа изучаемых параметров.
Гипотезы:
Н0 – у подростков с высоким уровнем тревожности будет наблюдаться низкий уровень самооценки.
Н1 – у подростков с высоким уровнем тревожности будет наблюдаться высокий уровень самооценки.
Таблица 12 – Корреляционный анализ изучаемых параметров.
№ Показатели уровня тревожности Ранг Показатели уровня самооценки Ранг d d2
1 61 15,5 53 10 5,5 30,25
2 55 9 50 8 1 1
3 84 20 97 20 0 0
4 58 13,5 57 12,5 1 1
5 50 2,5 66 17 -14,5 210,25
6 62 17 56 11 6 36
7 70 19 63 16 3 9
8 51 4,5 74 18 -13,5 182,25
9 58 13,5 47 5 8,5 72,25
10 57 11,5 48 6,5 5 25
11 50 2,5 60 14 -11,5 132,25
12 47 1 77 19 -18 324
13 68 18 61 15 3 9
14 61 15,5 57 12,5 3 9
15 52 7 52 9 -2 4
16 56 10 48 6,5 3,5 12,25
17 57 11,5 39 4 7,5 56,25
18 51 4,5 28 2 2,5 6,25
19 52 7 33 3 4 16
20 52 7 27 1 6 36
∑ = 210 ∑ = 210 ∑ = 0 ∑ = 1172
rэмп. = 1 – 6 x ∑ ( d2 ) (2)
n x (n2 – 1)
rэмп. = 1 – 6 x ∑ 1172 = 1 – 7032 = 1 – 0.881203 = 0,12
20 x ( 400 – 1) 7980
rэмп. = 12
rкр. = { 0,45 (р ≤ 0,05)
0,57 (р ≤ 0,01)
Н0 0,05 0,01 Н1
_______________________________________________________
0,12 0,45 0,57
rэмп.
Гипотеза Н0 – у подростков с высоким уровнем тревожности будет наблюдаться низкий уровень самооценки – принимается.
В результате анализа связей между показателями методик на определение уровня тревожности и самооценки мы наблюдаем положительную зависимость между уровнем личностной тревожности и уровнем самооценки подростков.
Таким образом, корреляционный анализ показал, что влияние тревожности на уровень самооценки подростков подтверждается.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и наше исследование это подтверждает. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей подростка. Именно устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношение к себе. До этого тревожность является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Для подросткового возраста такими объектами становится его внешность, межличностные отношения со сверстниками, отношения со взрослыми (родителями, пелагогами) и многое другое.
Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В изучаемом нами «возрастном пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники и уныния. Подросток начинает сомневаться в своих способностях, возможностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватной самооценки и поведения у подростков.
В заключении отметим, что на этапе эмпирического исследования были выявлены тревожные подростки, установлена связь между тревожностью и самооценкой испытуемых. Коэффициент корреляции Спирмена составил 0,12. Выявленная зависимость позволила составить коррекционно-развивающую программу, взяв за основу формирование у подростков самосознания и его компонента – самооценки.
Исследовательская работа, в задачи которой входило составление коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности у подростков, была проведена в два этапа. Первый этап — работа с педагогическим коллективом и эмпирическое исследование проведенное с детьми подросткового возраста, которая проводилась в обычных для испытуемых условиях (в классной аудитории школы, во время классного часа), На данном этапе была подтверждена необходимость в разработки коррекционно-развивающей программы. На втором этапе работы нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие коммуникативных навыков, а также конструктивных способов взаимодействия, которая будет способствовать снижению тревожности у детей подросткового возраста. Мы считаем, чем больше у подростка средств преодоления затруднения, средств позволяющих ему эффективно взаимодействовать с окружающими сверстниками, тем ему легче найти выход из конфликтной ситуации и добиваться положительных результатов, тем менее тревожным будет становится его поведение.
продолжение
--PAGE_BREAK--