Реферат по предмету "Психология"


Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Краевое государственное автономное учреждение
«Комплексныйцентр социального обслуживания «Тесь»
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙРЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙ
«ТЕХНОЛОГИИРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯВ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Составитель:
ОвчаренкоТатьяна Викторовна, педагог-психолог социально-реабилитационного отделения длянесовершеннолетних
2009 год

Проблемане в том, что люди делают неверные выборы, а в том, что не хватает выборов,когда это необходимо.
Каждый изна сделает наилучший выбор доступный его модели мира.
Выборов нехватает не в самом мире, а в модели мира индивида.
 
Пояснительная записка
Во все времена существуютсемьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, так в Минусинском районе 54семьи находятся в социально-опасном положении (далее СОП), и в нихвоспитывается 118 детей. Причин тому множество: изменениесоциально-экономического положения населения, снижение материального уровняжизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушаетсяпсихологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям,ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуацияповторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы ксамостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированныхучреждений.
В Минусинском районесемьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем,возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему иопределить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными,интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации.Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное,юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такимисемьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение неодного года. На сегодняшний день работы с такими семьями в Минусинском районеуже работает 23 специалиста-координатора.
Программа «Технологииреабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасномположении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитациисемей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Использование элементовновых технологий с семьями, находящимися в СОП, в работесоциально-реабилитационного отделения КГАУ «КЦСО «Тесь» принесли хорошийрезультат. За I полугодие 2009 года поступило 34ребенка, возвращено в родную семью 18 детей, в замещающую – 6. КДН Минусинскогорайона 6 семей снято с учета банка семей, состоящих в СОП. Возникланеобходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП,и составление программы работы с такими семьями.
Цель программы – развитие системы сопровождениясемей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации,оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации всовременных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Принципы программы:
·         Актуальность исвоевременность оказания помощи семье, находящейся в СОП.
·         Активнаяподдержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощьего семье.
·         Опора народительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семьясама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себявыполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
·         Опора на позитивв работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному,равноправному партнеру.
·         Психологическаяподдержка специалистов, работающих с семьей.
·         Сотрудничество сорганизациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности ибезнадзорности несовершеннолетних.
Методологическойосновой длянаписания данной программы явились:
·         Структурнаятеория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматриваются такие параметрысемейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы,описывающие функционирование семьи как системы;
·         Теория семьи каксистемы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональные процессы в семье и гибкостьсемейной системы, включая ее способность переходить с одного этапа жизненногоцикла на другой;
·         Теория отношенийВ.Н. Мясищева, в основе которой лежит представление о личности как системеотношений с миром, людьми и самим собой, позволяющая проанализироватьжизнедеятельность членов семьи во взаимосвязи их общения и взаимоотношений;
·         Концепция Л.С. Выготскогоо социальной ситуации развития ребенка, рассматривающая комплекс особенностейразвития: иерархии деятельности и психологических новообразований;
·         Теориясамоактуализации и личностного роста А.Маслоу, которая рассматривает влияние неблагополучногоокружения и родительского воспитания на проявление вредных привычек у детей,уменьшение их эмоциональной гибкости и способности воспринимать все новое –качества, необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать вразличных ситуациях.
·         Материалыаналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», г.Москва:Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетнихгруппы риска, Программа психопрофилактической работы с несовершеннолетними, неупотребляющими наркотики, но вовлеченными в «жизнь улиц»
Отличительной чертойпрограммы «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися всоциально – опасном положении» является следующее:
·    Программавключает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые специалистамиСРОдН
·    Программаориентирована на ближайшее будущее, на реализацию не только актуальных, но иперспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
·    Программастроится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в СОП, как сравноправными и равноценными партнерами.
Перспектива работыпрограммы – совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися втрудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьей. Выводсемей из социально опасного положения.

Этапы реализациипрограммы
 
Сроки реализациипрограммы – февраль 2009 — сентябрь 2011 гг.
Реализация программыидет в двух направлениях.
Первое направление – работа с родителями или семьямиМинусинского района, находящимися в СОП, и координация деятельности всехорганов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорностинесовершеннолетних. Второе направление — это методическая работа со специалистами-координаторами,за которыми закреплены семьи Минусинского района, находящиеся в СОП, идополнительно подключены специалисты органов Управления образованием, школьныепедагоги, КДН, Управления социальной защитой населения Минусинского района,медицинские работники, главы поселковых администраций.
Основная идеяпрограммы – выведениесемей из социально опасной ситуации и профилактика и предупреждение семей,находящихся на грани социально опасной ситуации.
Целью методов работы ссемьей, находящейся в СОП – возврат семьи в социум и повышение социального статуса семьи.
Программа решаетследующиезадачи:
·          помочь семьенайти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи
·          научить ставитьближние и дальние цели
·          содействоватьповышению социального статуса семьи по месту жительства
·          оказыватьпсихолого-педагогическую поддержку родителям.
На всех этапах работа сродителями затрагивает разные сферы их жизнедеятельности – как личности, какродителя, как работника, как члена общества и т.д. Успешная реализация себя вомногих сферах жизнедеятельности является хорошим внутренним ресурсом. И чембольше ролей может играть человек, тем более гибким становится его поведение,а, значит, и повышается стрессоустойчивость человека к разнымсоциально-экономическим изменениям.
На первом этапе – ознакомительном– выезжает мобильная бригада из педагогов-психологов, социального педагога,юриста СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь», председателя Комиссии по деламнесовершеннолетних Минусинского района, специалистов Управления социальнойзащиты и специалистов Управления образования Минусинского района. Семьиполучают консультацию того специалиста, который может разрешить их проблему,проводит диагностику детско-родительских отношений.
Затем идет обсуждение соспециалистами, видение проблемы семьи с разных сторон, как можно помочь семье.
Специалистами СРОдН КГАУ«КЦСО «Тесь» совместно с семьей подписывает трехсторонний договор. Затемпроводится наблюдение за изменениями в семье согласно договора, которыефиксируются в Совместном плане. На первом этапе планируются ближние цели,отвечающие за обустройство быта, поиск работы, восстановление связи со школой,такие как убрать квартиру, побелить, постирать, засадить огород, встать на учетв Центр занятости, обеспечить школьными принадлежностями (купить тетради, ручки…) и т.п.
Этап завершается тренингомдля родителей, цели которого определены по ознакомительным встречам,консультациям. Он направлен на поиск внутренних ресурсов, их оптимизацию иактивизацию.
Методы работы с семьейна Iэтапе:
·         Знакомство ссемьями.
·         Выезд мобильнойбригады
·         Метод совместногопланирования работы с семьей или составление трехстороннего договора междуродителями, ребенком, специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь»
·         Экспресс-диагностикадетско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП
·         Консультацииспециалистов
·         Тренинги сродителями
·         Сопровождениесемей в межтренинговый период в виде консультаций, наблюденийспециалистов-координаторов
Второй этап работы начинается с ноября 2009 года. Такжекак и на предыдущем этапе, работает выездная мобильная бригада, проводятсяиндивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей.Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, путиих устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапавидится развитие у родителей уверенности (подводение к мысли, что можно бытьразным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), уменийдостижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения,добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели,поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.
Методы работы с семьейна IIэтапе:
·         Выезд мобильнойбригады
·         Тренинги сродителями
·         Консультацииспециалистов
·         Сопровождениесемей в межтренинговый период в виде консультаций специалистов, наблюденийспециалистов-координаторов
·         Подключение крешению проблем семьи органов самоупраправления, работников культуры, медицины
·         Вовлечение вдосуговую деятельность членов семей по месту жительства
         Третий этап в работе с семьейнаправлен напринятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширениемодели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участникирешают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по местужительства.
Методы работы с семьейна IIIэтапе:
·         Выезд мобильнойбригады
·         Экспресс-диагностикадетско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП
·         Тренинги сродителями
·         Консультацииспециалистов
·         Сопровождениесемей в межтренинговый период в виде консультаций специалистов, наблюденийспециалистов СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь»
·         Подключение крешению проблем семьи органов самоупраправления, работников культуры, медицины
·         Вовлечение вдосуговую деятельность членов семей по месту жительства
·         Выведение семьииз банка данных семей, находящихся в СОП
Конечным итогом работыпрограммы считается вывод семьи из банка данных семей, находящихся в СОП.
 
Описание методовработы с семьей
 
Знакомство с семьей происходит несколькими способами.Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очно — при встрече, важнопонять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образахи представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать среальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы онабыла решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима.Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации илинет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходитподведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всейсемье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станетсвидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана илидоговора о выходе из сложившейся ситуации.
Выезд мобильнойбригады Особенностьметода — максимальная приближенность услуги к месту жительства — решаетпроблему удаленности услуги, и, в связи с этим, ее низкой доступности. В задачумобильных бригад входит: анализ ситуации на месте; отслеживание сроковвыполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений,происходящих в семье.
Экспресс-диагностикадетско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП подразумевает комплекснуюдиагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе«родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания какотношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки иреакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений всемейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности.Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае дляопределения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и напоследнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояниядетско-родительских отношений.
Метод совместногопланирования работы с семьей или составление трехстороннего договора междуродителем (-ями), ребенком и специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» — это системный методсоциально-психологической работы с семьей, который опирается на использованиересурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализациивмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи изкризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы,определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. СпециалистыСРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» действуют как организаторы и проводники — подключают кработе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций,участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принималаучастие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достиженияих. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности,безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). Напоследующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение состороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляетсяписьменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьии подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при егоподписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистовучреждений системы профилактики и промежуточные результаты этоговзаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняетотношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутреннихпотребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитациюи улучшение качества жизни.
Система тренингов сродителямиопределена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, ихпоиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели,укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я –как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающихпредставлений, расширение модели мира, дополнение ролей.
Тренинг являетсямалознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышнойв том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей иизменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть несразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее ирезультативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участникиобсуждают со своими односельчанами и обсуждение в кругу показывает на схожестьпроблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметитьрешаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровняобразования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.
В межтренинговыйпериод идет работаспециалистов СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» с семьями (патронаж). Специалистысопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимостиконсультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с упоромна позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутреннихресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов иотметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление посогласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитациисемьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменениюсложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ееокружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщениеопыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членовсемьи и потребности в постоянном участии специалистов.
Подключение к решениюпроблем семьи органов самоуправления села, района, которыепомогают решитьвопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи,оздоровления детей в летний период.
Консультацииспециалистов проводятсяпо личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместногопланирования. Консультации могут носить различный характер – например,психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят теспециалисты, которые компетентны в этой области.
Включение семей всферы культурной жизни села: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейныегостиные, акции, например, акция в выходные дни «Воскресенье вместе с папой». Содействиевключенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплениюдетско-родительских отношений.
Целью методическойработы со специалистами-координаторами является развитие системы сопровождения семей, находящихся вСОП.
 Задачи:
·          раскрытьтехнологии работы с семьями, находящимися в СОП
·          оказыватьпсихолого-педагогическую, методическую помощь в работе специалиста-координаторас семьей
·          предупредитьэмоциональное выгорание специалистов-координаторов.
Внедрение инновационныхтехнологий происходит в несколько этапов. В рамках первого этапа – разработческого– специалисты КГАУ «КЦСО «Тесь» на обучающем семинаре предлагают составление«Совместного плана работы с семьей», методические материалы, определяющиеинновационные подходы в работе с семьей. Со специалистами-координаторамиМинусинского района проводится серия встреч специалистами КГАУ «КЦСО «Тесь» ввиде совещаний, индивидуальных и групповых консультаций по обучению новымтехнологиям. На тренингах отрабатываются приемы и методы внедряемых технологий,здоровье сберегающие технологии как система поддержки специалистов, работающихс семьями, находящимися в СОП. Начало первого этапа — февраль 2009года. В развитие системы сопровождения семей на первом этапе включаютсяспециалисты КДН (они предоставляют информацию по семьям, состоящим в СОП,документацию, отражающую, на каком этапе находится работа с семьей, перспективасемьи), специалисты Управления социальной защитой населения предлагают услугипо первичной социальной помощи семьям.
Методы работы соспециалистами на Iэтапе:
·         Обучающий семинарпо раскрытию технологий работы с семьей. Специалисты обобщают опыт свой иколлег по работе с семьями, находящимися в СОП, предлагают технологию по работес семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, позволяющую решать проблемысемьи с опорой на возможности и мнение семьи и определить ее ближайшую зонуразвития. В рамках семинара прорабатываются психологические аспекты работы сродителями, семьей.
·         Тренинги попрофилактике эмоционального выгорания специалистов, работающих с семьей. Цель:психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей, предупреждениеэмоционального выгорания, знакомство со способами отстранения от негативногопереживания.
·         Индивидуальные игрупповые консультации по вопросам работы с семьей, по личным запросамспециалистов-координаторов. Во время таких встреч определяются стратегии работыс конкретной семьей, отрабатываются способы «подстройки» специалиста подусловия, удобные для семьи, находится совместное решение как эффективнойпомощи, альтернативные пути выхода из сложившейся ситуации. При необходимостипредлагаются встречи для семьи со специалистами (психолог, соц.педагог,нарколог и т.п.).
·         Наблюдение заизменением состояния семьи. Специалист фиксирует изменения, способствующиевыходу из ситуации СОП, их стабильность и динамичность. Рефлексия важна на всехэтапах работы с семьей. Своевременное отслеживание положительных измененийпоможет как для вывода из ситуации СОП, так и для перехода от работы на стадииреабилитации к работе на профилактику негативных явлений в семьях, дляреализации принципа актуальности и своевременности помощи — работа не соследствиями критических ситуаций, а на стадии возникновения проблем, длясвоевременного оказания помощи семье, не допуская помещения ребенка вгосучреждение.
Второй этап – внедренческий — проходитс ноября 2009 года. Он предполагает обучение специалистов-координаторов,повышение их профессиональной компетентности, реализацию технологии на практикеи расширение области применения методов, создание системы профессиональной поддержкиспециалистов. На втором этапе в работу включаются главы поселковыхадминистраций. Их задача – оказывать содействие в работе с семьями,находящимися в СОП (выделение жилья, трудоустройство, развитие клубной системысела и т.п.). С педагогами школ отрабатываются приемы и способы взаимодействияс родителями и детьми для включения детей в социум семьи, которых находятся вСОП.
Методы работы соспециалистами на IIэтапе:
·         Семинары-тренингидля педагогов, психологов и специалистов-координаторов Минусинского района поработе с семьями СОП позволяет отработать приемы и способы взаимодействия ссемьями, с организациями и субъектами по работе с семьей, находящейся вкризисной ситуации.
·         Тренинги попрофилактике эмоционального выгорания специалистов, работающих с семьей.
·         Индивидуальные игрупповые консультации по вопросам работы с семьей, по личным запросам.
·         Наблюдение заизменением состояния семьи.
Третий этап –внедренческо-корректировочный — IIполугодие 2011 года — перспективный, подразумеваетмониторинг как отслеживание результататов работы и корректировку исовершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в СОП,внедрение новых технологий, развитие межведомственного взаимодействия ипартнерства, пропаганду методов, ориентированных на активизацию собственныхресурсов, тиражирование форм работы, издание методических материалов.
Методы работы соспециалистами на IIIэтапе:
·         Круглый стол соспециалистами, работающими в рамках программы с семьями СОП. Данный методпоможет обозначению эффективных приемов в работе с семьей, при подстройке,ведении или сопровождении, важных качеств специалиста, работающего семьей СОП,как профессиональных, так и личностных, а также необходимых дополнительныхзнаний и умений.
·         Индивидуальные игрупповые консультации по вопросам работы с семьей, по личным запросам.
Рефлексия работы исвоевременное отслеживание изменений, способствующих выходу из ситуации СОП.
Подведение итогов работыспециалиста-координатора важно для дальнейшего развития семьи, ее перспектив иопределения эффективности приемов и методов работы с данной семьей.
Результативность действияпрограммы.
Патронаж специалистамиорганов самоуправления села после вывода семьи из СОП.
Оценка эффективностиреализации программы.
Оценка эффективностипрограммы отслеживается при помощи следующих индикаторов и критериев:
Уровень педагогическойкомпетентности родителей
Умение решать конкретныепсихолого-педагогических проблемы в семье
Отсутствие конфликтов всемье
Сформированностьосознанной родительской позиции
Восстановленностьдетско-родительских отношений
Уровень социальнойкомпетентности семьи
Самостоятельное обращениеза помощью
Отсутствие пропусков вшколе у детей
o  Успешная учебная деятельность
o  Применение альтернативных формповедения членами семьи
o  Устройство родителей на работу
o  Отсутствие правонарушений членамисемьи
•          Использованиевнутреннего потенциала семьи
o  Способность семьи опираться на своивнутренние резервы
·         Стабильностьпозитивных изменений в семье
·         Выведение избанка данный семей, находящихся в СОП, 24 семьи за период февраль 2009 –сентябрь 2011.
Методы и способыотслеживания результата:
•          Анкетированиечленов семьи
•          Опрос соседей,специалистов школы, администрации села
•          Анализдокументации (школьный журнал, характеристика и т.д..)
•          Диагностикадетско-родительских отношений
•          Мониторингдинамики уровня семейного взаимодействия
•          Беседы

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫС СЕМЬЕЙ
Предполагаемый результат:
Сроки: № п/п Наименование Содержание работы Срок Отметка о выполнении 1 Консультация юриста 2 Консультация социального педагога 3 Консультация педагога-психолога 4 Посещение родителем ребенка в СРОдН 5 Материальное обеспечение ребенка 6 Трудоустройство родителей 7 Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье 8 Посещение КДН родителями по представлению
Специалист-координатор______________________________
Педагог-психолог
Родитель
С планом работы согласен  
Дата / подпись /расшифровка подписи
Динамикадетско-родительских отношений в семье
Ответьте на предложенныевопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале
1.        Оценитепсихологический климат в Вашей семье: _______
2.        Насколько Выинтересуетесь проблемами своего ребенка? ______
3.        Какова степеньтрудности в общении с ребенком? ______
4.        Как Вы думаете,как ребенок относится к Вам? ______
5.        Насколько Выпоследовательны во взаимоотношениях с ребенком? _____
 
Из отчета наблюденийза семьей Тимшиной Юлии
 
Дети (Таня, 12 лет, Ваня,11 лет, Ира, 6 лет) поступили в социально-реабилитационное отделение в феврале2009 года. Причина поступления – мать злоупотребляет спиртными напитками,воспитанием детей не занимается, в доме часто отсутствуют продукты питания, несовершеннолетниенаходятся в социально-опасном положении. Семья проживает в селе Жерлык. В мартедома сделан ремонт. В мае посажен огород и в течение лета обихаживается. Юлияустроилась разнорабочей в колхоз «Прогресс», с.Жерлык в июне. В августе детиотданы домой. В сентябре приобретены все школьные принадлежности, зимняяодежда, телевизор. ИНДИКАТОРЫ И КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТ
Решение конкретных проблем:
отсутствие топлива,
антисанитарное состояние дома, разбита оконная рама, баня отсутствует,
одежда в ветхом состоянии, грязная, отсутствие картофеля, отсутствие постельного белья, места для занятий школьникам, доход семьи – детские пособия
Сделан ремонт в доме: стекла вставлены, поставлена новая входная дверь, электроснабжение и запас дров имеется.
Вещи лежат на стеллажах, постираны, кровати застелены постельным бельем, заправлены.
Мать устроена на работу.
Засажен огород (картофель, овощи, зелень)
Стабилизация позитивных изменений в семье
Дома чисто, убрано, имеется все необходимое для проживания из мебели, вещей.
Мама работает в течение пяти месяцев, замечаний не имеет, положительно отзываются как о работнике.
Огород ухожен, получен свой урожай
Закодировалась.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей
Ваня не посещает школу, Ира не посещает детский сад, Таня часто нервничает, переживает за маму и братьев. Дети агрессивно ведут себя с матерью, разговаривают грубо, не стесняясь посторонних людей.
Дети пошли в школу.
Таня ведет себя спокойно.
Ваня перестал плакать.
Мама посещает тренинги, сама обращается за консультацией специалиста.
Использование внутреннего потенциала семьи
Желание детей жить дома и желание мамы возвратить детей домой.
Поддержка матери детьми: Таня убирается в доме, ухаживает с младшими Ваней и Ирой, за огородом.
Улучшилось финансовое положение семьи – не только детские пособия, но и зарплата мамы, оформлена пенсия по потере кормильца, дети одеты в школу, приобретены необходимые принадлежности, бытовая техника.
Применение альтернативных форм поведения членами семьи
Мать никогда не обращалась за помощью, переживала свои проблемы сама, в случае обращения получала отказы, часто меняла партнеров.
Дети стимулируют хорошее поведение матери и сожителя.
Живет с одним сожителем в течении года.
Мама сама обращается за помощью к специалистам и администрации села.
Наладились отношения между мамой и детьми.
Дети посещают школу, внешний вид опрятный.
 
Перспектива семьи – 1.возвращение детей в социальнуюсреду села,
2. самореализацииТимшиной Юлии,
3. вывод семьи из банкаСОП.

Годовой план работыпедагога-психолога Овчаренко Т.В.С кем проводится работа Вид работы Дата проведения Воспитанники СРОдН Диагностика
При поступлении ребенка в СРОдН
Повторно через три месяца
Повторно по необходимости Индивидуальные занятия 1-2 раза в неделю Групповые коррекционно/развивающие занятия 1 раз в неделю Индивидуальные консультации По обращению Родители воспитанников СРОдН Диагностика При поступлении ребенка в СРОдН Индивидуальные занятия 1-2 раза в неделю Индивидуальные консультации По обращению Семейные консультации По необходимости Патронаж Зависит от ситуации Индивидуальные консультации
По необходимости
По обращению Воспитатели Групповые консультации
Тематические 1 раз в месяц
По обращению Педконсилиум 1 раз в месяц Тренинги 1 раз в месяц Индивидуальные консультации По обращению Социальные педагоги Групповые консультации По обращению Педконсилиум 1 раз в месяц Тренинги 1 раз в месяц Диагностика По обращению Потенциальные родители Индивидуальные консультации По обращению Групповые консультации По обращению Индивидуальные консультации По обращению Семьи, находящиеся в банке данных СОП Минусинского района Семейные консультации По обращению Тренинги
Ноябрь 2009
Февраль 2010
Июнь 2010 Семинары
Октябрь, 2009
Январь, 2010
Май, 2010 Индивидуальные консультации По обращению Специалисты-координаторы, работающие с семьями, находящимися в банке данных СОП Групповые консультации По обращению Тренинги
Ноябрь, 2009
Март, 2010
Июнь, 2010 Тренинги По запросам
Диагностическая работа

Вид работы
Сроки 1 Выявление особенностей высших психических функций В течении года 2 Выявление личностных особенностей В течении года 3 Выявление индивидуальных межличностных особенностей В течении года 4 Диагностика уровня тревожности и агрессивности В течении года 5 Индивидуальная работа по активизации резервных возможностей В течении года 6 Профдиагностика Февраль 2010 г. 7 Диагностика семей СОП В течении года
Консультативная работа

Вид работы
Сроки 1 Индивидуальные беседы, консультации детей В течении года 2 Индивидуальные консультации родителей и членов семьи В течении года 3 Индивидуальные беседы, консультации педагогов В течении года 4 Групповые консультации родителей и членов семьи В течении года 5 Групповые консультации родителей и детей В течении года 6 Групповые консультации педагогов и детей В течении года 7 Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи В течении года
Работа с документацией

Вид работы
Сроки 1 Заполнение индивидуальных карт психологического развития детей В течении года 2 Составление индивидуальных графиков эмоционального состояния детей В течении года 3 Составление психологических характеристик на каждого ребенка В течении года 4 Подготовка документов на городскую, краевую ПМПК В течении года 5 Изготовление и разработка тестового материала В течении года 6 Знакомство с личными делами каждого ребенка В течении года 7 Работа с методической литературой В течении года 8 Составление совместного плана индивидуальной работы с семьей В течении года 9 Заполнение профдиагностических карт В течении года
Развивающая икоррекционная работа

Вид работы
Сроки 1 Психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций В течении года 2 Коррекционно – развивающие упражнения интенсивного взаимодействия В течении года 3 Коррекционно – развивающие упражнения познавательной, когнитивной, эмоционально – волевой сфер В течении года 4 Профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ В течении года 5 Снятие уровня тревожности В течении года 6 Формирование адекватных способов реагирования в психотравмирующих ситуациях В течении года 7 Коррекция девиантного поведения подростков В течении года 8 Коррекционные упражнения по налаживанию благоприятного психологического внутрисемейного климата В течении года
Проведение семинаров,педконсилиумов, педсоветов, тренинговая работа с педагогами СРОдН1 Тренинг педагогической осознанности
Октябрь
2009 г.
2 часа 2 Тренинг ассертивного поведения
Март
2010 г.
4 часа 3 Тренинг управления агрессией: знакомство со своей и чужой агрессией
Февраль
2010 г.
8 часов 4 Педсовет: психологическая реабилитационная работа: методы, формы, результативность.
Декарь
2009 г. 5 Проведение семинаров, тренингов для координаторов семей СОП В течении года 6 Проведение тренингов для семей СОП В течении года

Циклограмма работыпедагога – психолога Овчаренко Т. В.
понедельник
Время проведения
Вид и форма работы
Место
проведения  8.20 – 8.40 Планерка Тесь 8.40 – 12.00 Обработка результатов диагностики, разработка рекомендаций (родители). 13.00 – 17.20
Консультирование (дети, педагоги).
Групповые занятия (дети).
вторник 8.00 – 13.20
Патронаж.
Консультирование (родители).
Работа с личными делами. Минусинск
среда 8.20 – 8.40 Планерка Тесь 8.40 – 12.00 Психодиагностика, обработка результатов, разработка рекомендаций (дети) 13.00 – 17.20
Консультирование (дети, педагоги).
Индивидуальные занятия (дети).
четверг 8.20 – 8.40 Планерка Тесь 8.40 – 12.00
Обработка результатов, разработка рекомендаций (дети).
Разработка конспектов занятий. 13.00 – 16.00 Консультирование (дети, педагоги).
пятница 8.00 – 12.00 Консультирование, диагностика (родители). Минусинск 13.00 – 17.00 Методический часы.
Тренинг с координаторами
Цель: понимание и принятие другогочеловека с его системой ценностей.
1.        Приветствие.
На первую букву своегоимени назвать себя каким-либо прилагательным.
2.        Тест «Доммоей мечты».
«Представьте дом своеймечты, вы заходите в него и видите перед собой лестницу. Куда она ведет: наверхили вниз? Она освещена или нет? Какое место в вашем доме самое грязное?(туалет, ванная, коридор, кухня).
Интерпретация: лестница –это жизненная цель; освещение – насколько она видна, осознанна, либо насколькоона тревожит; чистое место – нет проблем; грязное место – есть проблемы; туалет– деньги, ванна – здоровье, коридор – друзья, близкие, коллеги, т.е. окружение,кухня – семья.
Обсуждение: Были ли такие ответы, что естьпроблемы в семейном окружении или в общении с окружающими?
Как вы думаете, почемуони возникают?
Вы правы, нам бываеттрудно принять позицию другого человека, его взгляды, жизненные убеждения.
3. Упр. «Подстройка»
Инструкция. Выберите тогочеловека, с которым вы хотели бы работать в паре. Определите: кто будет номер1, а кто – 2. Номер один танцует под музыку как хочет, а второй –подстраивается, копирует движения первого.
Танец в паре, смена трираза.
Обсуждение: Что было легко? трудно? Что хотелисделать, поменять, как справились с желанием?
Упр. «Паровозики»
Разбейтесь на тройки.Первый с открытыми глазами – ведет, остальные с закрытыми – следуете запаровозом.
Обсуждение: Какое место в паровозе вампонравилось занимать больше всего?
На каком местечувствовали себя некомфортно и почему?
Какие чувства выиспытывали и что вам хотелось сделать (что делали)?
Что помогло вамсправиться со своим состоянием?
В жизни возникаютситуации, в которых нам приходится вести себя иначе, по-другому, не привычно,не так, как мы привыкли себя вести. Эти ситуации вызывают дискомфорт. Какпоступать в таких ситуациях?
Самый легкий способ –убегать от таких ситуаций. Как долго мы можем бегать? Другой способ – принять ситуациюи подумать как действовать в ней, попробовать новый способ поведения,поэкспериментировать.
Сейчас вы можетепопробовать себя в разных ролях, заметьте – что вы чувствуете и что помогаетвам эту роль выполнять (пережить это состояние).
Упр. «Ведущий — ведомый»
Танцуют в паре, держасьза руки и смотреть глаза в глаза. Один ведет, другой подстраивается. Интуитивноменяться ролями.
Прогон с двумя парами.
Обсуждение: Что сложно? Легко?
Как чувствовали, что вамотдают или забирают инициативу?
Хотели ли забирать,отдавать инициативу?
Какие новые эмоции,ощущения испытали, играя незнакомую вам роль?
Упр. «Гидра»
Инструкция вы единыйорганизм. Вам важно сохранить его целостность. Под музыку вы двигаетесь так,как вам хочется, идете, куда хочется, сохраняя при этом целый единый организм.
Обсуждение: Удалось группе выполнить задание?
Что помогло? Мешало?
Что чувствовали, когдаприходилось делать то, что делали? Не то, что хотели? Когда заставляливозвращаться на свое место? Идти со всеми?
Что было лично для васоткрытием? Что поняли для себя? Какие новые ощущения испытали?
Пытались ли вы понять,почему человек в связке ведет себя именно так?
Какую роль вы брали насебя в связке: управления или подчинения?
Иногда мы играемодновременно две роли: ведущую и ведомую. Насколько это комфортно илинекомфортно и как справляться в такой ситуации?
Когда другие люди ведутсебя по-другому, не так как нам хочется, раздражает ли это нас? Как часто мывстаем на их позицию и пытаемся понять, зачем они так себя ведут, не критикуяих поступки. Какие эмоции владеют нами или мы ими?
Иногда бывает полезнеепонять и принять другого человека, чем давить на него и устанавливать своиправила.
С чего начинаетсяпринятие другого человека? Чтобы принять другого человека, нужно принимать себя.Сделаем это.
Упр «Я такая»
4. Рефлексия
Вспомните все, что высегодня делали в кругу. Какие вы испытывали чувства сначала, потом, сейчас.Вспомните, что для вас было знакомым, что – открытием, что было значимым?Поделитесь с нами.

Заполнение анкет.
Анкета обратной связи
Дата занятия _____________
1.          Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало быть включенным в занятие: _______________________________
___________________________________________________________________
2.          Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3.          Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие: _________________
___________________________________________________________________
4.          Твои замечания и пожелания ведущим (по содержанию, по форме занятия и т.п.): ________________________________________________
___________________________________________________________________
Тренинг с родителями с.Жерлык
Тренинг проходил два дняв селе Жерлык Минусинского района. На нем присутствовали семьи СОП.Особенностью работы являлось то, что это незнакомая форма работы для родителей,и часто слышался вопрос: «А вам зачем это надо?»
Цель тренинга: раскрытие внутренних ресурсов, ихактивизация и оптимизация.
День 1.
Цель: знакомство с новой формой работы,раскрепощение, сплочение, поиск и раскрытие внутренних ресурсов.
Приветствие. В парах — презентация друг друга.–Как зовут? –Любимое блюдо? –Любимое дело? –Что во мне мне нравиться? (1минута).
Обсуждение и принятиеправил «Здесь и сейчас», «Уважение друг к другу».
Упр. «Кругудовлетворенности». Инструкция:«Отметьте на каждом луче степень удовлетворенности по пятибалльной шкале, 1 –меньше всего, 5 – больше всего). Соедините точки.
Обсуждение: Это колесо вашей жизни. Посмотрите,далеко ли вы на этом колесе уедете? Можно ли вообще на нем куда-то уехать? Чтомешает ехать на этом колесе? Какие сферы у вас западают? (Именно эти сферымешают ехать ровно). От кого зависит, что бы колесо стало ровное? Что вы можетедля этого сделать? Что вам нужно для этого? (чего не хватает?).
Упр. «Меняются местамите, кто …»
Упр. «Точка опоры». Инструкция: «у каждого из нас есть сильныестороны, то есть то, что мы ценим, принимаем, любим в себе, что дает намчувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем это «точкойопоры», ведь, действительно, эти качества помогают нам в трудную минуту.Давайте договоримся, не умаляя своих достоинств вы составите список своихсильных сторон. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качестваточкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены». Озвучиваниев кругу своего списка. Группа дополняет список каждого участника.
Обсуждение: Что было легче: дополнять другогоили определить свои черты? Не важно, трудно определять в себе или в другомсильные стороны, в любом случае, в каждом человеке есть ресурсы, которыепомогают решать проблемы.
Упр. «Стул». Инструкция: Выберите круг, вцентре поставьте стул. Возьмите лист бумаги, подпишите его красиво, сделайтекрасивый узор и т.д. Это – непростой круг, а волшебный. Когда вы будите сидетьна этом листе – вспомните ситуации, когда вы были успешными, когда вы решиликакие-то проблемы, вам удавалось достичь чего-то. (5 минут). Сейчас сложителист конвертом и положите к себе в карман. Носите этот лист всегда с собой и,когда вам будет трудно, достаньте лист и посидите на нем.
Упр. «Лев». Участники садятся спиной в круг. Инструкция:«Давайте поучимся у животных. Представьте себя сильной выносливой неуязвимойльвицей или львом. Сядьте как это животное. Выпрямите спину. Сделайте осанкугордой и грациозной. Взгляд спокойный и уверенный. А теперь рыкните как львица.Громко. Еще раз. Как можно громче и увереннее заявите о себе».
Упр. «Я первый». Инструкция: «У вас былиситуации, когда в семье, в школе, среди соседей, друзей или во всей деревни (аможет даже и на всей планете Земля) вы были первыми. Например: первыми купилимагнитофон, научились доить корову, научились читать, закончили школу, водитьавтомобиль и т.д. Вспомните, что вы сделали первым» (5 минут).
Работа в парах: Поделиться друг с другом ситуациями.Были ли ситуации, которые были только у вас?
Работа в кругу: выявляются несколько индивидуальныхситуаций. «Вы были первыми! Молодцы! Здорово, что есть ситуации, когда выможете крикнуть «Вау! У меня это получилось!» тогда, глядя на вас могутпотянуться и другие, веря, что у них тоже получится.
Подведение итога: сегодня вы узнали, свои сильныестороны, вспомните ситуации, где вы были первыми, успешными. А зачем вам этизнания? Что дает вам уверенность? Зачем она вам нужна? Давайте вернемся кначалу нашего занятия и посмотрим на то колесо, которое вы делали. Где выпоставили себе меньшую оценку? Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?
Согласна, что не всезависит только от вас, есть вопросы, на которые влияют другие факторы. Завтрамы поговорим с вами о том, как сделать так, чтобы эти факторы вам помогали.
День 2.
Цель: трансформация детских негативныхпереживаний в ресурсное состояние; постановка цели на ближайшее время; усилениеи расширение внутренних ресурсов.
Приветствие. Здравствуйте, мы рады сегодня вас сегоднявас видеть. Мы начинаем 2-й день и хотели бы, что бы вы поделились своимивпечатлениями о вчерашнем вечере и сегодняшнем утре. Что изменилось за этовремя? Как вы себя чувствуете?
Упр. «Машинастиральная». Инструкция:Представьте себя вкаком-либо образе. Все мы – волшебная стиральная машина, которая можетпостирать абсолютно все.
Обсуждение: Вы всех стирали одинаково? От чегозависело то, как вы стирали? Вам понравилось, как вас стирали?
«Медитация детства» Инструкция: Выберите любоеместо в помещении (лучше угол) и встаньте лицом к стене. Сейчас будет звучатьмузыка, я буду говорить слова, прислушайтесь к ним, к тому, о чем я будуговорить и представьте эти образы. Если вам захочется плакать – плачьте.
Сейчас я хочу, чтобы вывспомнили себя 5-6 – летним ребенком, когда вы были сильно расстроены чем-то,на кого-то сильно обижены или наказаны кем-то. Вы маленький и беззащитныйчеловечек, который остался один на один со своими тревогами, обидами,проблемами. Вы зареванный и заплаканный стоите один и думаете – какнесправедливо с вами поступили. Этот маленький ребенок чувствует нехватку любвии внимания, заботы мамы и папы. Чувствуя себя одиноким, вы стали бродить подому, пока не нашли тихий уютный уголок. Вы забрались в кресло…или надиван…может быть это кровать или…место под столом… вы удобно устроились, поджавноги под себя или свернувшись калачиком…вам стало спокойно…И вы замечаете, чтоэтого маленького обиженного ребенка нежно гладит и прижимает к себе большойсильный взрослый. Это вы. Вы берете этого ребенка на руки, прижимаете к своейгруди, успокаиваете его и говорите ему: «Какая ты замечательная девочка илизамечательный мальчик, я так сильно тебя люблю» и говорите, что ей не надопереживать. У нее все будет хорошо, замечательно. Она не будет расстроенной ипокинутой. Вы выполните это обещание. Этот ребенок, живущий в вас, никогда неиспытает тревогу, унижения, горечь, обиду, несправедливость. И будетчувствовать только радость, заботу, спокойствие, успех, уважение, защиту,счастье… С этого дня вы обещаете заботиться о нем, любить его, уважать,называть только хорошими словами, слышать его, понимать его. С этого моментаэтот ребенок чувствует только любовь, уважение, заботу, поддержку, понимание,потому что рядом с ним всегда есть вы: взрослый… сильный… мудрый… заботливый…понимающий… любящий… Почувствуйте эту силу… значимость… мудрость… уверенность…надежность… стабильность… … … вы справитесь с любыми трудностями, преодолеетелюбые преграды, потому что с этого момента вы взрослый сильный, мудрый, уверенный,надежный, смелый.
Рисование Инструкция: Сейчас молча, не разговаривая,садимся, берем кисточку, краски, бумагу и рисуем. Рисунок может быть любым, повашему желанию.
Меняем рисунки.
Составлениехарактеристики Инструкция:Посмотрите на рисунок, который перед вами. Каким представляется вам человек,который это нарисовал? Напишите, что думаете об этом человеке.
Далее участникизачитывают свои характеристики.
Сейчас, я хочу, чтобы выпрочитали то, что написали не вслух, для себя. И подумайте, что из написанногонапоминает вас.
В каждом человеке мывидим те качества, которые есть в нас самих. Они нам могут нравиться или нет,но они есть. И когда мы обращаемся за помощью к другому, мы думаем, что он намможет помочь. Когда вы ищите помощи или поддержки у других, теперь вы знаете,что можете обратиться к себе, потому что вы – взрослый, сильный, мудрый,уверенный, надежный, смелый.
Упр. «Дождь» Инструкция: все стоят вкругу. Ведущий щелкает пальцами – остальные присоединяются, строго по очереди.Далее идут другие движения (хлопки по плечам, хлопки по коленям, хлопки поплечам, щелканье пальцами, умолкание).
Упр. «Мои цели» Инструкция: подумайте и пропишите цель (цели),которую вы хотели бы достичь в течении года,… пяти лет,… десяти лет … (7минут).
Выберите какую-либо цель,которую вы поставили себе на год. Пропишите ее более подробно: при помощи какихшагов вы можете ее достичь, пропишите также временные рамки для каждого шага (8минут).
«Мозговой штурм». Инструкция: Каждый участник вкругу проговаривает: а) при помощи каких ресурсов он может достичь своей цели,что поможет (ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске),
б) что мешает достичьсвоей цели, как работать с тем, что мешает достижению
(ведущий параллельнопрописывает все высказывания на доске).
Общее обсуждение: как устранить помехи, при помощикаких ресурсов можно достичь поставленную цель.
(ресурсы прописываются надоске)
Упр. «Прощание» Инструкция: у вас есть ровноодна минута для того, чтобы высказаться. Вы можете говорить о чем угодно, но увас есть ровно одна минута.
Прощание. Пожать друг другу руки и сказать«Встретимся осенью!»
Тренинг с педагогами.
Цель: Осознание своей индивидуальности впедагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственнымпереживаниям и чувствам воспитанников. Выработка внутренней позиции поотношению к воспитанникам и профессиональной деятельности в целом,ориентирующих педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми.
Задачи:
·         Знакомство ссобой и своими личностными особенностями – ресурсами воспитания.
·         Осмысление своихличностных интересов, ценностей.
·         Нахождение путейреализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.
Вступление: сейчас все педагоги увлекаются новымитехнологиями, стараются их применять в своей работе. И это, безусловно, важно…
 Но именно личностьпедагога – это важнейший инструмент воспитания. Для того, чтобы ваши личностныеособенности стали тем самым инструментом в воспитании, необходимо знать своиресурсы (свои достоинства) и умело применять их. Педагогам, которые хотятпознакомиться и принять свои личностные особенности, применить их в своейпедагогической деятельности, адресован сегодняшний тренинг
«Призвание – педагог».
1.        Игра-приветствие: Разделить участниковна пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые- внешним. Первые номера остаются на месте, вторые — передвигаются по часовой стрелке послекаждой фразы стихотворения-приветствия и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! — Здороваютсяза руку.
Как ты тут! — Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? — Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! — Кладутруки себе на сердце.
Ты пришел! — Разводятруки в стороны.
Хорошо! — Обнимаются.
2. упр. «Грецкий орех».
Высыпаются грецкие орехи (по числуучастников) и предлагается каждому участнику взять себе один.
 «Рассмотрите внимательно свой орешек,изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все егоиндивидуальные черточки, потрогайте его на ощупь, можете понюхать его».
 Затем орехи вновь собираются в мешочек,перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника:найти свой орех.
Обсуждение. –Кто как свой орех запомнил? – На что вы больше опирались: на тактильныеощущения, зрительные или может быть на что-то другое?
Вывод: на первый взглядкажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобыприсмотреться повнимательнее, то можно заметить, что они очень разные иневозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные изапоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своякрасота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
3. упр. «Никто не знает, что я …»
Закончите фразу «Никто не знает, что я …».
4. упр. Подчеркивание общности».
Бросаю мяч и говорю участнику, что меняобъединяет с этим человеком «Я думаю, нас с тобой объединяет …». Участникотвечает «Я согласен» или «Я подумаю», если не согласен, и бросает мяч другому.
Обсуждение: — если «Я подумаю» — почему не согласились? Вы считаете, что эта ваша чертаиндивидуальна? Есть ли такая же черта у присутствующих, на ваш взгляд?) есливсе ответили «Я согласен» — Марина, почему ты считаешь, что Катя тоже ….?
Вывод:конечно, мы все индивидуальны, но, в тоже время, у нас всех есть что-то общее.Мы можем сказать, что мы – «единство непохожих». Как вы думаете, а что ещеобщего есть у нас всех присутствующих? Вывод: мы все – педагоги, общее –работа.
5. упр. «Личность педагога».
Деление группы на две команды: «роза,ромашка».
Задание каждой группе: составить портретидеального педагога, какими качествами он должен обладать? — 7 минут.
«Распределите роли в своей группе: 1 – тот,кто записывает предложения, 2- тот, кто следит за временем, 3 – докладчик,остальные участники выдвигают свои предложения». Затем 1 группа проводитпрезентацию совей «личности педагога», 2 группа проводит обсуждение повопросам: — с чем в списке вы согласны? – что предлагаете добавить? – чтохотели бы изменить, а может быть убрать? Первая группа имеет право отстаиватьсвое решение, приводить аргументы в свою пользу.
Вывод: мы составили с вамисписок качеств идеального педагога. У него много требований, качеств, но, насамом деле, таких педагогов нет! – это то, к чему мы стремимся.
6. упр. «Объявление».
«В течении 5 минут составьте объявление освоих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающаяработа, обучение и т.д.), которое бы отражало вашу профессиональнуюуникальность и включало нечто такое, что не может предложить другой специалист.Можно использовать юмор, творчество: может быть это будет песня, стих, танец,се что угодно. Главное – что бы вы смогли заинтересовать этим клиента,увидевшего ваше объявление.» Затем, в течении 1 минуты, участники зачитываютсвои объявления.
Обсуждение: — Легко ли вам было выполнить этоупражнение? — В чем была сложность? – Почему вы решили, что именно это качествоу вас уникально, что именно оно отличает вас от других специалистов, что именнона него обратит внимание клиент, прочитавший ваше объявление, в чем состоитваша изюминка?
Вывод:у каждого из нас есть свояуникальность специалиста. Возможно, именно это качество, которое у васполучается лучше всего. Мы опираемся в жизни на то, что делаем лучше всего.
7. упр. «Стулья».
Необходимо 2 добровольца,которые выходят за дверь.
Инструкция дляостальных: задуматьпредмет и место, на которое необходимо перенести этот предмет. Для первогоучастника — давать отрицательное подкрепление с помощью критики, негативныхоценок всех его действий и личности, в целом, пренебрежения, неверия в егоуспех и т.д. Для второго участника – давать положительное подкрепление,использовать слова-поддержки, радость за успешные действия, подбадривание,восхищение, комплименты. Добровольцам можно задавать вопросы, но группаотвечает на них завуалировано, расплывчато.
Инструкциядобровольцам: вамнеобходимо сделать то, что задумала группа. Вы можете задавать наводящиевопросы.
Обсуждение: — Как вы чувствовали себя в своейроли? — Какие чувства вызывала реакция группы? – В какой момент они у васвозникли? – Были ли они одинаковые на протяжении всего упражнения? – Как онименялись? – Комфортно ли было вам? – как вы чувствуете себя сейчас? – (еслипервый участник не справился) почему?
Группе: – какие выводыможно сделать из этого упражнения?
Вывод: положительное подкрепление ребенка вызывает у негоуверенность в себе и в окружающем мире. Ребенок не имеет другой информации осебе, других ресурсов, кроме тех, которые он получает от окружающих. Инегативная поддержка формирует у него устойчивое отношение к себе как кнеудачнику.
 Несмотря на трудностьзадания, наши добровольцы справились с ним (пытались справиться), давайте импоаплодируем!
8. упр. «солнышко».
«Фундаментом педагогикиявляется позитивное принятие каждого воспитанника. Непросто это делать, давайтесейчас попробуем. Вспомните и напишите в середине кружка имя воспитанника,которого вы считаете трудным.
Теперь постарайтесь найтиу него пять хороших качеств и нарисуйте их в идее лучиков»
Вывод: Также как и каждый из нас, взрослых,уникален, так и дети, с которыми мы работаем, тоже уникальны. Они приходят кнам холодными, как луна ночью, незащищенные, колючие, как ежики. Наша с вамизадача найти в них эти лучики подарить их им. Посмотрите — получилось солнышко!
 9. упр. «Явоспитатель – это хорошо, потому что …».
Закончите фразу «Явоспитатель – это хорошо, потому что …».
10. рефлексия.
«Я бы хотела сейчасуслышать от вас: — с чем вы уйдете с этого тренинга? — Что вам понравилось? — Что вы открыли нового в себе, а может быть, в ваших коллегах? Ваши высказываниявы можете начать с этих слов, выбирайте любое, какое вам нравиться.
— Сегодня на занятии японял(а) ….
— Меня удивило …
— Я чувствую …
— Я думаю …
— Я хочу …
11. упр. Китайскаяпословица.
Мне, также понравилосьнаше занятие, я благодарю вас всех за участие и хотела бы сказать одну древнююкитайскую пословицу: «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того,что переносит мелкие камни».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.