Реферат по предмету "Психология"


Техника "констелляции греческих божеств" как метод психодрамы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Техника «констелляции греческих божеств» какметод психодрамы К. Юнга
Выводы
Список литературы

Введение
Карл ГуставЮнг развил сложную и одновременно чарующую теорию психологии и психотерапии,которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих проявлений.Созданная им аналитическая психология включает исследования христианства,психологии, мифологии. Ключевой момент теории Юнга заключается в том, что изживых существ только человеку свойственна врожденная духовная и религиознаяпотребность.
Юнгианскаяпсихотерапия является теоретически открытым методом и легко впитывает всеновое. Сегодня в нем тесно сосуществуют техники классического психоанализа,гештальт-терапии, психодрамы, что делает его необыкновенно гибким и изящным методомпсихотерапии.Аналитическая психология доказала свою эффективность в более чем полувековойклинической практике. Юнгианский анализ успешно применяется в мире для леченияэмоциональных нарушений, депрессий, фобий, психосоматических расстройств,помощи при неуверенности в себе, семейных конфликтах.
Г.Б. Бедненко в своемдокладе и в своих работах продолжает учение К.Г. Юнга об архетипах. Данныйдоклад посвящен психодраматическому методу«констелляции божеств». Он заключается в символической расстановке ролевыхархетипов древнегреческих богов или богинь своего пола вокруг «Я»,выявлению их многоголосия, утверждению приоритетности решений «Я»,перестановкам и созданию новой структуры. Представлено ее теоретическоеобоснование как в рамках пост-юнгианской «арехтипической» психологии,так и в рамках концепции о «внутреннем диалоге» и «ДиалогическомЯ».
Рассмотрим ипроанализируем доклад Г.Б. Бедненко подробнее.

1. Техника «констелляциигреческих божеств»: как метод психодрамы К. Юнга
Г.Б. Бедненко дает определениеархетипа – центрального понятия в своей работе. В культурологии под архетипамипонимаются «образы, наполненные смыслом и силой, присущие той или инойкультуре или даже нескольким культурам»; в психологии – частьколлективного бессознательного, влияющая на «то, что мы думаем о мире и кчему стремимся, что для нас наиболее ценно, а что не так важно». ГалинаБедненко сочетает и культурологический подход, и психологический. То же онаделает и в практической работе – исследует мифы с помощью мифодрамы.
И так, важно, что архетип – эточасть бессознательного, общая для людей, принадлежащих одной культуре (или даженескольким культурам). Он отражается в продуктах культуры, например вмифологии, в художественном творчестве – везде, где встречаются жизнь обществаи воображение конкретной творческой личности. И подспудно влияет начеловеческую судьбу. Поэтому человеку важно уметь узнать и назвать определённыйархетип, чтобы сделать возможным овладение им. Этому и посвящен доклад Г.Б.Бедненко.
Разбирая архетипы мужественности,автор обращается к образам восьми греческих богов: Аполлона, Гермеса, Ареса,Гефеста, Диониса, Зевса, Посейдона и Аида. Для этого, прежде всего ГалинаБедненко апеллирует к первоисточникам — греческим мифам. Затем рассматривает,представленные в мифе отношения с точки семейной системы, перенося божественныеотношения на обыденную человеческую жизнь. Это позволяет выделить ролевыемодели, характерные для конкретного архетипа. Так же рассматриваетсяхарактерный для каждого архетипа путь развития. При чем этапы развитиянапоминают сюжеты или жизненные сценарии, которые, возможно, человек не всегдапроходит последовательно – они могут менять внешнюю форму и, возможно, порядок,сохраняя символическое содержание.
Новым интересным ходом в анализе архетипическогопотенциала мифа является исследование жизни смертных героев, связанных с темили иным богом. Так, например, история Мелампа, понимающего язык зверей,помогает понять и осознать ведомого богом и близкого к природе Диониса.
Описываемые Г.Б. Бедненко «сценарныеархетипы» не сводимы ни к характерологии, ни к ролевым моделям исценариям. Ведь архетип накладывает свой отпечаток на человека родственного емутипа в определенных условиях. При этом каждый человек может подвергатьсявлиянию различных архетипов в различные моменты времени. Правда, как отмечаетБедненко у мужчин смена основных архетипов проходит сложнее, чем у женщин. Какправило, в его жизнетворчестве играют роль один-два образа, занимающие наиболеетвердую позицию.
Г. Б. Бедненко считает, что архетипымужественности играют важную роль в жизни каждой женщины. С одной стороны, этопроявляется «в выборе партнеров и в „притягивании“ самых разныхмужчин, которые непременно оказываются в чем-то похожими», образеидеального мужчины. С другой стороны, архетипы влияют на жизнь женщины,используя сны.
Архетипы божеств – это тесилы, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Полная поглощенностьархетипом может быть опасна не только для человека, но и для его окружения.Например, Карл Юнг рассматривал архетип Водана (бога битв, боевого безумия,вдохновения у др. германцев) как основной фактор, сформировавший личностьАдольфа Гитлера. Свобода человека лежит в осознании влияния различных архетипови использовании их как ресурсов. Поэтому работы в данной области вряд ликогда-либо потеряют актуальность.
Г. Б. Бедненкорассматривает не только мифы, непосредственно связанные с восемью богинями.Особое внимание уделяется героиням Деметры, Персефоны, Артемиды, Афины,Афродиты, Геры и Гестии (для Гекаты оказалось затруднительным отыскать героиньсо своим путем развития). Через призму этих историй наилучшим образомвысвечивается путь развития архетипа внутри человека и возникающие на этом путикризисы. Истории героев не просто ближе к реальной жизни. Как говорит автор: «УБогов нет выбора. Только смертные могут выбирать». Герои имеют большуюсвободу, чем Боги. Таким образом рассмотрение истории героя помогает простроитьмостик между мифологической заданной реальностью и нашей жизнью, в которой мывольны действовать наиболее свободно.
Геката рассматривается вкачестве самостоятельного архетипа у Г. Б. Бедненко впервые (у Болен, например,эта богиня рассматривается лишь в триаде Артемида-Селена-Геката). Это прямоеследование как за греческим мифом, так и за современными модификациями мифами внеоязыческих традициях. Введение отдельного архетипа, связанного, в том числе ис преклонным возрастом женщины, сегодня особенно важно, так как количествопожилых дам, нуждающихся в помощи психологов или занимающихся самостоятельнымизучением себя постоянно увеличивается.
Идеи Г. Б. Бедненко,безусловно, будут интересны не только мужчинам. Ведь архетипы мужественностииграют важную роль в жизни каждой женщины. С одной стороны, это проявляется «ввыборе партнеров и в „притягивании“ самых разных мужчин, которыенепременно оказываются в чем-то похожими», образе идеального мужчины. Сдругой стороны, архетипы влияют на жизнь женщины, используя сны.
Особый интереспредставляют идеи, посвященные проявлению той или иной богини в качестве анимыопределенного мужчины. Возможность проявления мужских архетипов у женщин, аженских у мужчин до сегодняшнего дня рассматривалась в основном как один извариантов объяснения нетипичного полового поведения. Шинода Болен, например,рассматривает Афину как эквивалент женского анимуса. На самом же деле анимусуболее логично следовать мужским мифам, как и аниме – женским, вне зависимостиот сексуальной ориентации человека.
Как пишет Г. Б. Бедненков своей книге, «Анима (и Анимус) всегда связаны с другим в человеке.Поэтому оказывается особенно важен опыт переживания контакта с этой частьюнашей души». Как правило, влияние архетипов другого пола сложнееосознается. Поэтому в определенных сферах они могут узурпировать «власть»над Эго. Так, мужчина может искать в своих партнершах аниму, которую никак неможет найти в себе. Какой она является на самом деле – помогает понять контактс архетипами противоположного пола.

Выводы
Все работы, посвященныеисследованию потенциала греческой мифологии для психологии, во многом схожимежду собой. Это и не удивительно, потому что все они опираются на одни и те жеисточники. Тем не менее, у Г.Б. Бедненко, помимо описанных нововведений, естьсвои особенности. Её доклад это результат анализа, пересмотра старых постулатовв новых условиях и расширение понятия архетипа вообще (а не только ролевогоархетипа).
Доклад включает в себяподробные описания проявления восьми греческих богинь не только в жизни женщин,но и в современной нам культуре. Автор подчеркнуто внимательно относится кисточникам: как к древнему мифу, так и литературным (художественным ипсихологическим).
Таким образом, в данномдокладе Г. Б. Бедненко продолжает линию анализа поведения человека с учетомвлияния архетипов греческих божеств – наиболее близки и знакомых каждомупредставителю европейской культуры. Для этого она использует понятие ролевогоархетипа. Идея рассмотрения архетипов, привязанных к какому-либо конкретномубожеству, предлагал ещё К.-Г. Юнг. Наибольшее распространение она получила вработах Болен, Вулджер и их последователей. Эту же линию с небольшимимодификациями и принципиальными изменениями продолжает автор.
Г. Б. Бедненко делаетследующий шаг в психологическом исследовании мифа: она разрабатывает метод,позволяющий исследовать проявления архетипов в нашей жизни. Кроме того, «расстановкибожеств» — перспективный способ индивидуальной и персональной работы,разработка которого была бы невозможна без работ автора.
Список литературы
1.  БедненкоГ.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. — М.: Класс. — 2005.
2.  БедненкоГ.Б. Греческие богини: Архетипы женственности. — М.: Класс. — 2005.
3.  К.Г.Юнг исовременный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Выпуск 1. — М.:ЧеРо, 1996.
4.  Психодрама:Вдохновение и техника. / Под ред. П.Холмса, М.Кар.- М.: Класс, 1997.
5.  Хиллман Д.Архетипическая психология. — СПб.: Б.С.К., 1996.
6.  Холл Д.Юнгианское толкование сновидений. — СПб.: Б.С.К., 1997.
7.  Хрестоматия погуманистической психотерапии / Сост. М.Папуш. — М.: Институт общегуманитарныхисследований, 1995.
8.  Юнг К.Г. Душа иМиф: Шесть архетипов. — Киев-Москва: Порт-Рояль — Совершенство, 1997.
9.  Юнг К.Г. Человеки его символы. — СПб.: Б.С.К., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.