Основные данные о работеВерсия шаблона 1.1 Филиал г.Краматорск Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Социальная психология Тема Теоретические основы и типология социально — психологического тренинга. Фамилия студента Курина Имя студента Анна Отчество студента Александровна № контракта 0000000000000000
Содержание
/>/>/>/>/>/>/>/>Введение. 3
1 История социально–психологического тренинга. Различныеподходы к классификации социально–психологических тренингов. 6
1.1 Из истории социально-психологического тренинга. 6
1.2 Различные подходы и классификации социально — психологических тренингов 9
1.3 Виды социально-психологических тренингов. 11
2 Принципы организации тренинговых групп. Условияуспешной работы. Сравнительный анализ социально–психологического ипсихотерапевтического тренингов. 14
2.1 Условия успешной работы Т-групп. 14
2.2 Искусство руководящих тренеров тренинговых групп. 18
2.3 Сравнительный анализ социально- психологического ипсихотерапевтического тренингов. 19
Заключение. 25
Список использованных источников. 28
Введение
На сегодняшний день существует множество различныхопределений понятия «тренинг».В 1991 году Комиссия по трудовымресурсам Великобритании (Manpower Services Commission ,MSC) предложиласледующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранеепроцесс, цель которого состоит в изменении отношения, знаний или поведенияучастников с помощью обучающего опыта. Кроме того, данный процесс направлен наразвитее навыков выполнения определенной деятельности [13, С.34].
Емельянов Ю.Н приводит следующее определение:»… Термин «тренинг» в структуре русской психологической речидолен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначенияметодов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видомдеятельности, в частности, общением ." [5, С.56].
По мнению А.П. Ситникова ," трененги (обучающееигры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную иигровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различныхситуаций...".
В то же время А.С. Прутнечков считает, что «словотренинг » не означает ничего другого, кроме хорошо известного нам понятия«тренировка»[5, C.69].
Приведем еще несколько определений.
«Тренинг — это особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся насобственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятнаясреда, где каждый может с легкостью и с удовольствием увидеть и осознать своиположительные и отрицательные качества, достижения и поражения. Помощь ивнимание окружающих помогает быстрее понять, какие личностные качества необходимыи какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуациятренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениямии взглядами, а приобретает и использует новый опыт» [6, С.70].
«Тренинг – любая спланированная последовательностьдействий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду либогруппе людей научится эффективно выполнять работу или задание» [11, С.8].
«Тренинг — это процесс, посредством которого нектоучится новому умению или аспекту знания В результате индивидуум овладеваетинструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит отосознанного незнания к осознанной компетентности» [8, С.18].
Если же обратится к «Большому толковомупсихологическому словарю, составленному Артуром Робертом, мы увидим такоеопределение тренинга: „Тренинг вообще — это любая учебная программа илинабор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления былполучен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определеннуюреакцию (реакции) либо участие в некоторой сложной, требующей уменийдеятельности“ [4, С.427].
Это очень широкое определение, которое охватывает любоеобучение, в том числе и не только человека. Главная мысль данного определениязаключается в том что тренинг -это тренировка, наработка навыков и умений .
Объект работы: теоретические основы социально- психологическоготренинга;
Предмет: условия успешной работы Т-групп, как помощьиндивидам и группам;
Цель данной работы: рассмотреть процесс тренировок, наработкунавыков и умений, которые проводятся при помощи социально- психологическоготренинга ;
Задачи работы:
1).Рассмотреть в целом систему тренинга, и определитьвнимание теоретическим основам социально- психологического тренинга ;
2).Определить типы тренинговых групп;
3).Провести сравнительный анализ между социально-психологическимтренингом и психотерапевтическим тренингом;
4).Определить как социально-психологический тренинг, помогает справляться с психологическим равенством.
/>/>/>/>
1 Историясоциально–психологического тренинга. Различные подходы к классификациисоциально–психологических тренингов
1.1 Из историисоциально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаininggroup») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководствомКурта Левина и его коллег.
Время возникновения первых Т-групп можно проследитьдовольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповойдинамики, где работают специалисты в области общественных наук, включая К.Левина, создателя теории групповой динамики. В их основе лежала следующая идея:большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себеотчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковыреакции, вызывающие их поведение у других людей. К. Левин утверждал, чтобольшинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит вгрупповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить иизменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек долженпреодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как тебя видятдругие.
Изначально Т-группа определялась как собраниегетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностныеотношения и групповую динамику, которую они сами порождают своимвзаимодействием. В 1946 г. работа в мастерской межгрупповых отношенийнаталкивает ее организаторов на мысль о возможности нового метода групповогообучения и одновременно исследования групповой динамики.
Уже в 1947 г. в США создается Национальная лабораториятренинга, существующая и поныне. Первой группой стала группа тренинга базовыхумений. Впоследствии результаты ее работы были учтены в практике Т-групп, гдеуправленческий персонал, менеджеров, политических лидеров стали обучатьэффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешатьконфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность и др.
Некоторые из Т-групп были ориентированы на выяснениежизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Онивозникли ещё в 1954 г. и получили название групп сензитивности.
В 70-х гг. XX в. В Лейпцигском и Йенском университетахпод руководством Манфреда Форверга был разработан метод, названный
Социально–психологическим тренингом.Практическойобластью приложения
разработанных М.Форвергом методов сталасоциально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
Первая монография, посвященная теоретическим иметодологическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликованав бывшем Советском Союзе Л.А.Петровской в 1982 г., а первые тренинги начались стренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически длялюбого другого тренинга. В частности этот метод активно используется в работе сдетьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителямипредприятий и организаций.
Когда были разработаны другие программы (тренингуверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренингформулирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и т.д.), в основуэтих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название социально– психологический тренинг (СПТ) часто используется и для обозначения другихтренинговых программ, построенных на принципах СПТ.
В 90-е годы психология становится более женской наукой,чем когда-либо ранее. В переломный момент нашей истории она сознательно илибессознательно воспринималась как дисциплина, дающая успокоение.
В это же время, в начале 90-х годов, начали бурноразвиваться разнообразные формы «интенсивного» тренинга, в котором люди вбуквальном смысле опрокидывались навзничь, сознательно лишались привычных дляних внутренних опор, прежних установок, убеждений и предубеждений с помощьюметодов прямого тактильного и звукового воздействия, зачастую даже не речевого,а музыкального или шумового.
Первые такие опыты были начаты ещё в 60-е годы в такназываемой Эсаленской школе В. Шутцем и Ф. Перлзом, основателемгештальт-терапии.
Также довольно сильное воздействие на сознание некоторыхпсихологов оказала книга Л. Рейнхарда «Трансформация» о программе просветленияВернера Эрхарда. До сих пор существуют терапевты, использующие данную книгу итренинг В. Эрхарда как основу для своих тренингов.
На сегодняшний день существует и масса других, аналогичныхим, движений. При этом далеко не всегда «интенсивным» тренингом занимаютсятолько непрофессионалы.
В частности на первом же занятии первой ступени «Синтон-программы» (авторы Козлов Н.И., Устинов Д.Ю.) юношам и девушкам предлагаетсявыполнить упражнение «Круг надежных рук». В данном упражнении «микро группаобразует круг, стоя лицом в центр, внутри которого становится парень (либодевушка), расслабляется, закрывает глаза и начинает отклоняться назад, впередили вбок — в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротивлибо по кругу, так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки иликачания на волнах...
В самом начале присутствующие в группе девушки называют,по их мнению, 8 самых надежных (на которых смело можно положиться) и любящихребят. Вышедшие и вставшие в круг ребята качают сначала самую крупную издевушек, чтобы все остальные смогли убедиться, что это возможно в принципе иабсолютно безопасно.
В данном случае в задачу ведущего входит задатьопределённое настроение, настроить участников тренинга не на состязательныймомент игры, а на любовь и нежность. Смогут ли остальные передать это ощущениечерез свои руки?.. И самое главное, чему обучает данный тренинг: это настрой навосприятия чувства любви. Иначе говоря, человек внутри круга должен через своётело почувствовать, что его здесь любят» [10, С.10-11].
В этой же «Синтон — программе» в занятии № 3 вводитсят.н. «пакт об объятиях»: «Обниматься при встрече для нас так же принято, как издороваться!» [10, С.25].
В тренингах «Мир начинается с тебя» для того, чтобыбыстро «проникнуть через барьеры» и «освободиться от проблем», применяютсяформы приниженной житейской лексики либо даже нецензурной брани.
Учитывая всё вышеперечисленное, можно сказать, чтотренинги «интенсивного» направления имеют скорее личностную, чем поведенческуюориентацию. В связи с этим правильнее будет определить ее как модель изживанияпроблем, а не развития коммуникативной компетентности.
Поначалу клиентами обучающих тренингов были в основноморганизации и учреждения, позже ими стали частные лица, которые приходили наоткрытые программы по объявлению или специальному приглашению, полученному попочте либо через Интернет.
Для привлечения клиентов тренинг стал реагировать нареальные запросы участников групп, связанные с новыми условиями жизни.
На сегодняшний день в социально-психологическом тренингефактически существуют только те программы, которые находят своего покупателя.
1.2 Различные подходы и классификациисоциально — психологических тренингов
В связи с таким многообразием всевозможных формулировоктренинга, существует и ряд их классификаций, которые зачастую очень сильноразнятся между собой.
Например, классификация разновидностей Т-групп:
Общее развитие индивидуума;
Формирование и исследование межличностных отношений
Улучшение деятельности организаций и коллективов путемоптимизации трудовых отношений; [7, С.20–21].
Или классификация, представленная в книге В.Ю.Большакова: «Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные изних:
Т-группы;
Перцептивный тренинг;
Поведенческий тренинг;
Ролевой тренинг;
Видеотренинг и т.п.» [2, С.10-11].
В 60-е гг. возникает опирающееся на традициигуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных ижизненных умений (social / life skills training ), который применялся дляпрофессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целяхпсихологической поддержки и развития.
В тренинге жизненных умений использовались 3 основныхмодели определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга:
Первая модель опирается на 7 категорий жизненных умений:решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичностимышления, умения самоуправления и развития Я- концепции.
Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиесяцелью тренинга, на 4 категории: межличностное общения, поддержание здоровья, развитие решение проблем и принятие решений.
Третья модель включает тренинг эмоциональногосамоконтроля, межличностных отношений, само -понимания, финансовой самозащиты,само- поддержки и концептуализации опыта [12, С.94]. В. Сороченко в статье«Всё, что нужно знать о психологических тренингах» называет следующие:
Коммуникативные тренинги;
Тренинги личностного роста;
Бизнес — тренинги.
Задачей коммуникативных тренингов является постановкаповеденческих навыков, т.е. обучение эффективному поведению в различныхситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные вискусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогутпреодолеть трудности общения в реальной жизни. Например, стеснительный человек,боящийся попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки,много раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. Илиесли один из участников испытывает трудности в собеседовании при приеме наработу, то тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.
На таких тренингах участники практикуются в решениисложных проблем, которые возникают в процессе межличностного или делового общенияу каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующиеразличные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга пробуютналаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять вниманиеко всему, что происходит на невербальном уровне, а также вступать в контакт спомощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).
1.3 Видысоциально-психологических тренингов
Конечно же, невозможно за те несколько дней, которыедлится тренинг, сделать из участников «мастеров общения» или «гроссмейстероввлияния». Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировалисьна протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная исистематическая работа над собой. Цель коммуникативных тренингов — показать,как это делается, и дать импульс для дальнейшего развития. При этомподразумевается, что участники будут самостоятельно продолжать отработкуполученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический,естественный способ поведения.
Тренинги личностного роста — это разновидностькоммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участникипытаются осознать и преодолеть свои комплексы. Такой тренинг актуализируетпереживания, смутно ощущаемые людьми как препятствия жизненного успеха ипрофессионального продвижения. С помощью других участников кто-то одинвытаскивает наружу свои неосознаваемые страхи, избавляясь от внутреннихбарьеров и узнавая, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявитьи в дальнейшем более эффективно применять положительные качества, сформироватьболее адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки инедостатки в общении.
Основной упор в тренингах личностного роста делается на эмоциональныхпереживаниях людей в группе, на возникающих у них чувствах и на социальныхмасках, к которым прибегают некоторые участники группы, тогда как другиепытаются эти маски видоизменить. На этих тренингах исследуются и подвергаютсясомнению, казалось бы, неоспоримые точки зрения на мир, поэтому участникам надобыть готовым к серьезным изменениям взглядов на жизнь и свое место в ней.
Бизнес- тренинги — это многочисленные варианты первыхдвух категорий, направленные на решение конкретных бизнес- задач. Максимальнуючасть здесь составляют тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренингиведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и развития персонала (илиформирования команды).
На сегодняшний день основной недостаток бизнес- тренинговсостоит в том, что они построены преимущественно на западном опыте и подходе кведению бизнеса, которые у нас работают далеко не всегда. Для адаптации бизнес-тренингов к условиям нашего рынка нужны длительные сравнительные исследования,которыми сегодня, как правило, нет. Например, иногда даже простой перевод санглийского языка на русский уже видоизменяет тренинг.
/>/>/>/>
2 Принципы организациитренинговых групп. Условия успешной работы. Сравнительный анализсоциально–психологического и психотерапевтического тренингов
2.1 Условия успешной работыТ-групп
Ведущим принципом организации социально-психологическоготренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценногомежличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии,избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п.явлений.
Уровень организации работы в значительной мере зависит оттого, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Длядостижения положительных личностных изменений, базовой перестройки отношенийиногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно – тренинговойгруппе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведенияучастников, элементы психодраммы и ряд других эмоционально насыщенных средствобратной связи.
Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированнойгруппой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержаниезанятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участниковгруппы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути ихпрактического решения.
Также необходимо сделать акцент на принципе практическойматериализации социально-психологических феноменов, которые изучаются.Благодаря его реализации много проявлений человеческой психики не тольковозникают перед членами группы в виде теоретических понятий, а и становятсядостоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенныхмежличностных феноменов каждым участником группы.
Существенным является вопрос о комплектовании группы.Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования со всемипотенциальными участниками.
Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с оченьстереотипозованной психологической защитой, т.к. занятия могут значительноусилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательноповлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые ненамерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только сцелью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.
Отправным пунктом для обеспечения успешной работытренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны бытьзаинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигатьпоставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группазакрыта, а работа в ней четко структурирована.
Продолжительность занятий в идеале должна быть определеназаранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягкихкреслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.
На начальной стадии обучения важнейшей задачей, которуюрешает руководитель, является выработка групповых норм и усвоение участникамиглавных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех сглавными нормами и принципами тренингового общения.
К основным правилам тренингового общения относятся:
1Общение по принципу «здесь и теперь».
Для многих участников характерно стремление переключитсяс непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущихсобытий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Однакоглавная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразноеобъемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог быувидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем,что в группе существует интенсивная обратная связь, базирующаяся надоверительном межличностном общении .
2Принцип персонификации высказываний.
Суть данного принципа состоит в добровольном отказе отбезличных языковых форм, которые помогают в повседневном общении скрыватьсобственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний внежелательных случаях. Например, вместо высказываний: «общеизвестно...»,«некоторые считают, что...» в группе учат говорить, используя формы: «я считаю,что ...» и т.п.
3Принцип акцентирования на языке чувств.
Согласно этому принципу, участники группы должны делатьакцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеровпо группе) и во время обратной связи, насколько возможно, использовать язык,фиксирующий такое состояние. Примером данной формы обращения может служитьконстатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меняраздражение». Для повседневного общения высказывания в подобной эмоциональноакцентируемой манере не являются типичными. Соответственно, перед каждымучастником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности,выработать умение понимать, четко идентифицировать и адекватно высказать своичувства.
4Принцип активности.
Соблюдение этого принципа является главным требованием кповедению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участникав интенсивное групповое взаимодействие, основной задачей которого являетсяцеленаправленное познание себя, партнера и группы в целом. В обыденной жизничеловек под влиянием различных обстоятельств нередко замыкается в себе иконцентрируется лишь на собственных проблемах. Задача тренинга как раз исостоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя сактивной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. Именно в связис этим на занятиях в разумных пределах, поощряется конструктивная полемикамежду всеми участниками, включая руководителя.
5Принцип доверительности.
Данный принцип предусматривает создание благоприятныхусловий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповуюдинамику и, в конечном итоге, в значительной мере определяет результативностьзанятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такогоклимата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу(например, на «ты»). Это не только психологически уравнивает всех членовгруппы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того,доверительность поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить толькоправду, или хотя бы не врать».
6. Принцип конфиденциальности.
Суть этого принципа раскрывается в рекомендации невыносить содержание общения, развивающееся в процессе тренинга, за пределыгруппы. Это также оказывает содействие установлению близких и доверительныхотношений, т.к. участники уверены, что содержание общения останется в рамкахэтой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальностьдает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение жеучастниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, чтоготовность и потребность в обсуждении данных проблем в пределах самой группыуменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.
Одной из типичных закономерностей начального периодаобщения в тренинговой группе является явное либо скрытое противодействие состороны её отдельных участников, возникающее из-за тревожных ожиданий или оченьразвитой психологической защиты. Для того чтобы разрушить начальнуюскованность, можно использовать подгруппы (по 2-4 человека), в которыхучастники могли бы обсуждать волнующие их проблемы.