РЕФЕРАТ
по курсу«Психология»
по теме:«Теоретические и экспериментальные исследования личности»
Содержание
Введение
1. Определение«Личность»
2. Теории иконцепции личности
3. Структураличности
4. Типологияличности
5. Я-концепция
6. Самооценка
Заключение
Введение
Личность — одна из базовых категорийпсихологической науки.
Для того чтобы понять, что такоеличность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический складличности, рассмотрим это понятие в ряду «индивид — субъект деятельности – личностьиндивидуальность» в предложенной Б. Г. Ананьевым классической тетраде понятий,описывающих человека в целом.
Человек как сверхсложное существоживет в бесконечно сложном мире, точнее, во множестве миров, из которых ЮргенХабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделитьтри мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мнойвходят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность инеповторимость «моего» существования).
1.Определение личности
Наши знания о психических процессахприобретают смысл только тогда, когда мы учитываем, ради чего ониосуществляются, и рассматриваем психические процессы в качестве системыфункциональных органов целостной личности. Но что же такое личность? На сегодняшнийдень не существует единого, общепринятого определения личности.
Один из выдающихся исследователейпроблем теории личности Г.У. Оллпорт (1897—1967) выделил различные аспектырассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический,поведенческий и собственно психологический. Очевидно, что каждый автор в рамкахразделяемой им дисциплинарной матрицы выбирает то или иное представление оличности. Так, для юриста главный атрибутом личности будет ответственность засовершенные деяния, для теолога — то, насколько конкретный человек способенвоплотить божественный замысел, для социолога — те функции, которые людивыполняют в общественных процессах. Неоднородность психологического знанияприводит к тому, что и внутри нашей науки личность понимают по-разному.Множество существующих теорий личности
В отечественной психологии активноразрабатывается сложная теоретическая проблема соотношения категорий«личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Категория«индивид» чаще всего обозначает биологическую сущность человека. Иногда, всоциально-философском контексте, индивид понимается как общественное существо.Крайне редко понятием «индивид» обозначают отдельного человека, «особь».
Понятие «индивидуальность»подразумевает некую особенность человека, его отличие от других людей, и в этомсмысле индивидуальные различия являются предметом дифференциальной психологии.В ряде концепций (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев) индивидуальность понимаетсякак высший уровень развития личности. Иногда понятие «индивидуальность»рассматривается как интегративная структура любой личности (В.С. Мерлин).
Наиболее известным определениемличности является определение Рубинштейна, согласно которому личность естьсовокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешниевоздействия. Или более подробно: личность есть то, чего хочет человек (это такназываемая направленность как мотивационно-потребностная система личности,ценности, установки, идеалы); что может человек (это его способности идарования), что есть он сам (что из его тенденций, установок и поведениязакрепилось в его характере).
Проблеме личности посвящено огромноеколичество исследований как в отечественной, так и зарубежной науке. Все ониусловно могут быть разделены на три большие группы. Первая группа работпосвящена изучению методологических и самых общих теоретических проблемличности. Это разработка методологических принципов и проблем: принципаединства сознания и деятельности, личностного принципа, проблем детерминацииличности, соотношения биологического и социального, индивидуального иобщественного в личности, проблема субъекта, реализация системного подхода ит.д. К общетеоретическим проблемам психологии личности можно отнести проблемуструктуры личности, типологии, динамики, развития личности и т.д.
Вторую группу исследований составляютэмпирическое изучение конкретных структурных составляющих личности и личностныхфеноменов. Это, например, изучение мотивационно-потребностной сферы личности,агрессивности, тревожности, характера и др.
Третью группу работ по изучениюличности образуют целостные авторские теории личности. Это, например, теорииФрейда, Юнга, Рубинштейна, Платонова.
Все три группы исследований личностивзаимосвязаны. Так, разработка проблем позволяет методологически вернопостроить эмпирическое исследование. В авторских концепциях, безусловно,находят решение некоторые методологические проблемы, а основанием теории частослужит эмпирическое изучение отдельных аспектов личности. В то же время многие конкретныерешения проблем сопоставляются с известными авторскими теориями.
Полипарадигмальный характерсовременной психологии не позволяет нам с уверенностью сказать, какая из теорийличности «верная». Скорее следует считать, что каждая из теорий задает свойвопрос к неисчерпаемому богатству бытия человеческой личности и таким образомсхватывает интересующий ее аспект.
Исходя из этого, можно дать следующеерабочее определение личности: Личность — это уникальная динамическая системапсихологических и физиологических свойств человека, в которой воплощаетсяуниверсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода,реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социокультурномпространстве.
2. Теориии концепции личности
Проведение теоретических исследованийв области психологии личности имеет давнюю историю.
Выделяют три периода развитияпсихологии личности:
— философско-литературный;
— клинический;
— экспериментальный.
Первый период исследований начался сработ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемамипсихологии личности в философско-литературный период явились вопросы онравственной и социальной природе человека. Первые определения личности былидостаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что онможет назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение,культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в более позднеевремя. Для психологии, где существует множество других, отличных от личностипонятий и научных категорий, наполненных конкретным содержанием, данноеопределение является слишком широким.
В первые десятилетия XIX в. наряду сфилософами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Вцентре внимания психиатров оказались особенности личности, обычнообнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многиеобнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у нихэти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофированы.Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности ивозбудимости. Определения личности врачами-психиатрами давались в терминахтаких черт, с помощью которых можно описать и вполне нормальную, ипатологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Тем неменее и данный подход с точки зрения психологии представляется несовершенным.Дело в том, что такие определения для целостного описания нормальной личностиявлялись слишком узкими. В подобного типа определения не входили качестваличности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегдаположительны, «нормальны». Это, например, способности, нравственные качества иряд других личностных свойств.
В первые десятилетия XX в. личностьстали изучать психологи. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурнымразвитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попыткаввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверкигипотез и получения достоверных фактов.
Наиболее общие подходы к изучениюличности в общей психологии.
Проблеме личности посвящено огромноеколичество исследований как в отечественной, так и зарубежной науке. Все ониусловно могут быть разделены на три большие группы.
Первая группа работ посвященаизучению методологических и самых общих теоретических проблем личности(номотетический подход) Это разработка методологических принципов и проблем:принципа единства сознания и деятельности, личностного принципа, проблемдетерминации личности, соотношения биологического и социального,индивидуального и общественного в личности, проблема субъекта, реализациясистемного подхода и т.д. К общетеоретическим проблемам психологии личностиможно отнести проблему структуры личности, типологии, динамики, развитияличности и т.д.
Вторую группу исследованийсоставляют эмпирическое изучение конкретных структурных составляющих личности иличностных феноменов (идеографический подход). Это, например, изучениемотивационно-потребностной сферы личности, агрессивности, тревожности,характера и др. В идеографическом подходе подчеркивается уникальность,неповторимая целостность личности, а основными методами выступают рефлексия и описание«частных случаев», данные которых теоретически обобщаются и интерпретируются.
Третью группу работ по изучениюличности образуют целостные авторские теории личности. Это, например, теорииФрейда, Юнга, Рубинштейна, Платонова.
Все три группы исследований личностивзаимосвязаны. Так, разработка проблем позволяет методологически вернопостроить эмпирическое исследование. В авторских концепциях, безусловно,находят решение некоторые методологические проблемы, а основанием теории частослужит эмпирическое изучение отдельных аспектов личности. В то же время многиеконкретные решения проблем сопоставляются с известными авторскими теориями.
Отечественная психология достиглабольших успехов в решении методологических проблем, а эмпирическое исследованиеличностных особенностей стало развиваться только в последнее десятилетие.Зарубежная психологическая наука, напротив, имеет огромный опыт их изучения.
Давайте более подробно остановимся нанекоторых наиболее известных концепциях и теориях личности, а также ихклассификации.
Существуют самые разнообразныеподходы к классификации теорий и концепций личности. Часть из них отражена в даннойтаблице:
Таблица 1. Классификация теорийличности.Основание для классификации Теории и концепции личности Основной конституирующий признак
Личность как психофизиологическое существо (концепция З.Фрейда).
Личность как интеллектуальное существо (концепция Ж.Пиаже).
Личность как нравственное существо (концепция Л. Колберга).
Личность — человек как носитель сознания (концепция К.К.Платонова).
Личность как духовное существо (концепция В.А.Богданова).
Комплексный подход к рассмотрению человека (концепции Б.Г.Ананьева, В.С. Мерлина). Способ объяснения поведения
Психодинамические (описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик).
Социодинамические (главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации, поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности).
Интеракционистские (основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека). Способ получения данных о личности
Экспериментальные (построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных).
Неэкспериментальные, умозрительные (теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту). Статический или динамический подход
Структурные. (К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться).
Динамические. (Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика). Источник развития
Гомеостатические.
Гетеростатические. Характер взаимодействия.
Конфликтные.
Бесконфликтные. Акцент на внутреннее или внешнее
Теории личности рассматривающие внутренние свойства, черты и качества личности.
Теории личности рассматривающие поведение и поступки личности. Содержательно — смысловой и исторический аспекты (Зейгарник)
Теории личности фрейдизма и неофрейдизма.
Гуманистические теории личности.
Теории личности экзистенциальной психологии.
Теории личности гештальтпсихологии.
Теории личности в деятельностной парадигме.
Теории личности французской социологической школы и др.
Психоаналитическое направление впсихологии личности возникло на рубеже XIX — XX вв. Его основателем был 3.Фрейд. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал первую всеобъемлющуютеорию личности. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемыбессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие,неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные психологи (К.Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер идр.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.
Психическая жизнь, по Фрейду,протекает на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Областьбессознательного, как подводная часть айсберга, гораздо обширнее и мощнеедругих и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека.
В психоаналитической теориивыделяются две основные группы человеческих инстинктов: эротические инстинкты,или инстинкты жизни, и инстинкты смерти, или разрушительные инстинкты. Энергияинстинктов жизни называется «либидо». Инстинкты жизни включают в себя голод,жажду, секс и направлены на сохранение особи и выживание вида. Инстинкты смерти— деструктивные силы, могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм илисамоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Инстинкты содержат всюэнергию, посредством которой действуют три структуры личности, описанныеФрейдом. Это Ид, которая постоянно борется за инстинктивное удовлетворение ируководствуется принципом удовольствия (в ней располагаются врожденныебессознательные влечения). Эго, которое стремится выполнять инстинктивныетребования Ид на основе принципа реальности (располагается как в сознательномслое, так и в бессознательном). Супер-Эго, которое представляет влияниеродителей и общественной морали. Эта структура формируется в процессе жизниребенка при идентификации с близким взрослым своего пола. В процессеидентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) икомплекс Электры (у девочек). Это комплекс амбивалентных чувств, которыеиспытывает ребенок к объекту идентификации. Эго личности определяют внешниймир, Ид и Супер-Эго, часто предъявляющие несовместимые требования. В техслучаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает состояние,которое Фрейд назвал тревогой. Эго воздвигает своеобразные преграды противтревоги — защитные механизмы.
Фрейд одним из первыхпсихологов-теоретиков проанализировал развитие личности и указал на решающуюроль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, чтоличность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующемпроисходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности впсихоаналитической концепции понимается овладение новыми способами редукции напряжения.Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации,конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивидобучается разрешать напряжение — идентификация и смещение. Ребенок в своемразвитии проходит ряд психосексуальных стадий. Конечная организация личностисвязана с тем, что привнесено всеми стадиями.
Другим значительным направлением в психологииличности является бихевиоризм. Интроспективной психологии, господствовавшей вначале XX в., американским ученым Дж. Уотсоном была противопоставлена новая,объективная психология. Предметом изучения бихевиоризма стало поведениечеловека, а психология рассматривалась как экспериментальное направлениеестествознания, цель которого — предсказание и контроль поведения.
Все поведение человека может бытьописано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и«реакция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен некоторымипростыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакцийневелико. Практически все поведение человека является результатом обучениячерез обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самыхранних этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:
1) висцеральная, или эмоциональная;
2) мануальная;
3) ларингальная, или вербальная.
Личность Уотсон определил какпроизводное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий,которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточнодлительный период времени.
Проблемы личности и нарушенияпсихического здоровья для бихевиористов — это не проблемы сознания, а нарушенияповедения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания иразобусловливания.
Все последующие за работой Уотсонаисследования были направлены на изучение отношений «стимул — реакция». Другойизвестный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этойформулы, чтобы учитывать воздействия окружения на организм после проявленияреакции. Он создал теорию оперантного научения.
Скиннер считал, что существуют дваосновных типа поведения, характерных для личности: респондентное поведение, воснове которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, какопределяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантнаяреакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться;оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится неповторяться. Скиннер детально исследовал проблему подкрепления: его виды, режимы,динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практикеорганизации обучения и психотерапии.
Третье направление в психологииличности — гуманистическое — сформировалось как противостоящее психоанализу ибихевиоризму. Оно не оформилось в единую теоретическую школу, а состоит из рядашкол, подходов, теорий: персонологического, гуманистического,экзистенциального, феноменологического и других направлений. Характернойчертой, объединяющей все перечисленные направления гуманистической психологии,является рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру испособной к совершенствованию. Основными представителями этого направленияпринято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. В 1962 г. в США было основано общество гуманистических психологов. В него вошли Ш. Бюлер, К.Гольдштейн, Р. Хартман, Дж. Бугентал. Главными признаками гуманистическогоподхода Бугентал провозгласил следующие: 1) целостный (холистический) подход кчеловеку; 2) психотерапевтический аспект заботы о человеке; 3) первичностьсубъективного аспекта; 4) доминирующее значение понятий и ценностей личности;5) подчеркивание положительного в личности; 5) подчеркивание положительного вичности, исследование самоактуализации и формирование высших человеческихкачеств; 6) осторожное отношение к детерминирующим факторам личности,содержащим прошлое; 7) гибкость исследовательских методов и приемов,направленных на изучение личности нормальных или выдающихся людей, а не начастные процессы у больных людей или животных.
Деятельностный подход есть теория,рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структурепсихического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н.Леонтьев). Деятельность,реализующая общественные отношения человека в мире, представляет собойсубстанцию личности. «Личность есть способ существования человека».
Деятельность представляет собойдинамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий человека сокружающим миром, в процессе которых происходит порождение психического образа,воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованныхпсихическим образом отношений субъекта в предметной деятельности.
Анализ системы деятельностей,реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такогомногоуровневого системного образования, как личность.
3.Структура личности
Существует ряд стратегий изучениястроения личности в общей психологии:
- Конституционально-антропометрическая.Объект изучения – врождённые предрасположенности, отождествляемые стемпераментом как ядром личности. Выявление типов характера, характерприравнивается к темпераменту. Кречмер, Шелдон, Конрад.
- “Факторная” стратегия. Получиласвоё название из-за применения факторного анализа. Объект анализа: чертыличности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуреличности. Структура личности как набор черт. Кеттелл, Айзенк, Гилфорд. Позиция“доделки” врождённого средой.
- “Блочная” стратегия. Меравыраженности одной из двух противоположностей. Блоки биологических факторов, социальных,“направленности”(отношение к миру). Как и факторная стратегия, это“коллекционерский подход к исследованию структуры личности”.
- Мотивационно-динамическая. Вданный момент ведущая. Анализ проявлений 1. потребностей, влечений иинстинктов, 2. мотивов и 3. эмоций, субъективных переживаний и установок.Маслоу, Роджерс, Олпорт, Левин, Макдугалл, Мюррей. Метод: использованиеопросников и проективных методик.
- Поведенческо-интеракционистская.“Элемент” организации личности – компонент взаимодействия между организмом исредой. Идея иерархии строения личности, индивидные свойства как основаличности. Маслоу, Гилфорд, Обуховский.
В большинстве самых разнообразныхпсихологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма»,«система», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определенныхэлементов, как определенная структура. И в зарубежной психологии самых разныхнаправлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретныхразработок структур личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов,В.С. Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структуры личности собщетеоретических позиций и последующий учет важнейших моментов при построениисобственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработокмогут служить структуры личности, созданные К.К. Платоновым, Г. Айзенком.
Платонов, проанализировав философскоеи психологическое понимание структуры, определяет ее как взаимодействие реальносуществующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), иего подструктур, элементов и их всесторонних связей. Чтобы описать структуруличности, как считает Платонов, необходимо установить, что взято за целое,отграничить и определить его. Затем надо выяснить, что составляет элементы этойцелостности, понимая под ними неразложимые в рамках данной системы иотносительно автономные ее части. Притом надо учесть возможно более полноечисло этих элементов. На следующем этапе следует вскрыть наиболее существенныеи общие связи между элементами, между каждым из них и целостностью. Дальшевыявляется необходимое и достаточное число подструктур, в которые уложатся всеэлементы анализируемой целостности. Подструктуры и элементы подвергаютсяклассификации. Затем важно исследовать генетическую иерархию уровнейкомпонентов.
Результатом такого структурногоанализа явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова.Она состоит из четырех рядоположенных подструктур: 1) подструктуранаправленности и отношений личности; 2) знания, навыки, умения, привычки, т.е.опыт; 3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4)типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические.Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенныена четыре основные подструктуры.
Важное значение для разработкипроблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л.Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы ихпоследователями.
А.Г. Ковалев выделяет следующиекомпоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов,идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональныхсвойств), характер (синтез отношений и способов поведения), темперамент (системаприродных свойств).
В.С. Мерлин создал теориюинтегральной индивидуальности, он описывает две группы индивидуальныхособенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры:темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов.Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивыи отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личностивзаимосвязаны благодаря опосредующему звену — деятельности.
Б.Г. Ананьев использовал болееширокую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких,как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложенаобщая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет своюподструктуру. Так, в структуре человека как индивида два уровня, и в неевключены возрастно-половые свойства, индивидуально-типические(конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологическиефункции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личностьорганизована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — этопервичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структураобщественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства.
В зарубежной психологии при рассмотрениипроблем личности также немало внимания уделяется проблеме структуры.
Одной из наиболее известных являетсяструктура личности 3. Фрейда. В концепции К. Г. Юнга, в которой личность, также как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные ееподструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективноебессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень. В рамкахглубинной психологии к проблеме структуры личности обращались также Г. Мюррей,В. Райх и др.
Большая группа зарубежныхисследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты.Одним из первых в этом направлении работал Г. Олпорт. Его теория личности так иназывается — «теория черт». Олпорт выделяет следующие виды черт: черты личности(или общие черты) и личные диспозиции (индивидуальные черты). И те, и другие —это нейропсихические структуры, преобразующие множество стимулов иобусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Но черты личностивключают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей впределах данной культуры, а личные диспозиции — такие характеристики индивида,которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным.Особое внимание Олпорт сосредоточил на изучении личных диспозиций. Они в своюочередь подразделяются на три типа: кардинальные, центральные и вторичные.Кардинальная диспозиция — самая общая, она обусловливает почти все поступкичеловека. По мнению Олпорта, эта диспозиция сравнительно необычна, и увидеть ееможно не у многих людей. Центральные диспозиции — яркие характеристикииндивидуальности, ее строительные блоки, и их легко могут обнаружитьокружающие. Число центральных диспозиций, на основе которых можно точнораспознать личность, невелико — от пяти до десяти. Вторичная диспозиция болееограничена в проявлении, менее устойчивая, менее обобщенная. Все черты личностинаходятся в определенных отношениях, но относительно независимы друг от друга.Черты личности существуют реально, а не являются лишь теоретическим измышлением,они — движущий (мотивирующий) элемент поведения. По Олпорту, черты личностиобъединяет в единое целое специфический конструкт, так называемый проприум.
Черта — базисная категория и в теорииличности Р. Кеттелла. По его мнению, чтобы получить знания о личности, можноиспользовать три основных источника: данные регистрации реальных жизненныхфактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данныеобъективных тестов (Т-данные). Кеттелл и его сотрудники в течение несколькихдесятилетий проводили масштабное обследование представителей несколькихвозрастных групп в разных странах. Эти данные были подвергнуты факторномуанализу, для того чтобы выявить глубинные факторы, определяющие иликонтролирующие вариации поверхностных переменных. Результатами этогообследования стало рассмотрение личности как сложной и дифференцированнойструктуры черт.
Черта — это гипотетическаяпсихическая структура, обнаруживающаяся в поведении и обусловливающаяпредрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и стечением времени.
Черты можно классифицировать понескольким основаниям. Центральным является различение между поверхностнымичертами и исходными чертами.
Поверхностная черта — это рядсопутствующих друг другу поведенческих характеристик личности (в медицине этоназывается синдромом). Они не имеют единой основы и непостоянны.
Более важные — исходные черты. Этонекие объединенные величины или факторы. Именно они определяют постоянствоповедения человека и являются «блоками здания личности». Исходных черт, поитогам факторного анализа Кеттелла, 16. Для их измерения используется опросник«16 личностных факторов» (16 РР). Это факторы: отзывчивость — отчужденность,интеллект, эмоциональная устойчивость — неустойчивость, доминантность —подчиненность, рассудительность — беспечность и др.
Исходные черты можно, в свою очередь,разделить на два вида в зависимости от их происхождения: черты, отражающиенаследственные признаки, — конституциональные черты; являющиеся результатомсоциальных и физических условий окружения — черты, сформированные окружающейсредой. Исходные черты можно различать с точки зрения модальности, посредствомкоторой они выражаются. Черты-способности связаны с эффективностью достиженияжелаемой цели; черты темперамента — с эмоциональностью, скоростью,энергичностью реакций; динамические черты отражают мотивационную сферуличности. Динамические черты подразделяются на три группы: аттитюды, эрги ичувства. Кеттелл рассматривает сложные взаимодействия этих подструктур, особоезначение при этом он придает «главенствующему чувству» — чувству Я.
В теории Г. Айзенка личность такжепредставлена в виде иерархически организованной структуры черт. На самом общемуровне Айзенк выделяет три типа или суперчерты: экстраверсию — интроверсию,нейротизм — стабильность, психотизм — сила Супер-Эго. На следующем уровне черты— это поверхностные отражения основополагающего типа. Например, в основеэкстраверсии лежат такие черты, как общительность, живость, настойчивость,активность, стремление к успеху. Ниже располагаются привычные реакции; внизуиерархии — специфические реакции или реально наблюдаемое поведение. Для каждойиз суперчерт Айзенк устанавливает нейрофизиологическую основу. Выраженность тойили иной суперчерты можно оценить с помощью специально разработанныхопросников, наиболее известен в нашей стране «Личностный опросник Айзенка».
Так же, как и Г. Айзенк, Дж.П.Гилфорд рассматривал личность как иерархическую структуру черт и одним изпервых изучал ее с помощью факторного анализа. Б личности он выделяет сферуспособностей, сферу темперамента, гормическую сферу, класс параметровпатологии. В сфере темперамента, например, факториально выделены десять черт:общая активность, доминирование, социабельность, эмоциональная стабильность, объективность,склонность к размышлениям и др. анализа их взаимосвязей в целостной концепцииличности.
4.Типология личности
Проблема типологии была выдвинутаК.Г. Юнгом в фундаментальном труде «Психологические типы». Решая эту проблему,мы получаем опорные точки зрения для приведения «хаотического избыткаиндивидуального опыта к некоторому порядку». Кроме того, типология личностипредоставляет ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И,наконец, типология — «существенное средство для определения личностногоуравнения практического психолога».
В настоящее время проблема типологииостается не менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, ноне более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнаннойтипологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям,безусловно, увеличилось. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская,«типологические исследования можно разделить на два основных направления,которые в конечном итоге окажутся неразрывно взаимосвязанными: одно из нихимеет целью построение типологии (по тем или иным априорным основаниям) идругое — теоретико-феноменологическое выявление и обобщение существующих вреальности типов».
Ключевыми проблемами в каждом случаеявляются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенногопризнака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (илипризнаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка.
Типологии отличаются в зависимости оттого, какая задача решается:
Собственно исследовательская, объяснительная.Поиск связи характера с телесными особенностями. Кречмер, Шелдон.
Эмпирико-описательная. Описать какможно больше типов. Описание пограничных форм. Ганнушкин (психопатии), Личко(крайние степени нормы у подростков), акцентуации Леонгарда.
Собственно терапевтическая. ТипологияЮнга: А) Выделение разной направленности (экстра-интроверт), типология каккартина равновесия. Б) Выделение доминирующей функции. В) расширение количествафункций.
Чем привлекательно типологическоемышление:
Универсальность – любого человекаможно подвести под любое количество типов
Простота – отнесение человека к типуизбавляет от необходимости узнавать человека дальше
Недостатки типологий:
Типологизация останавливаетдальнейшее познание.
В типологии не учитываются изменения,которые могут произойти с человеком.
Категоричность типологическихобозначений. Либо левый, либо правый. Нет промежуточных стадий.
Оценочность: большинствутипологических характеристик присуща положительная\отрицательная оценка.
Искусственность: тип основывается наодном качестве личности, которому придаётся огромное значение, другие качествамало учитываются.
Отнесение человека к типу является непознанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится скакими-то нашими задачами. Типологии имеют практическое значение.
Существующее многообразие научныхтипологий личности можно условно разделить на несколько групп.
1. Самыми древними являютсягуморальные теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иныхжидких сред организма. Отправной точкой здесь является типология Гиппократа,согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная илижелтая слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента:сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический. У Галенатакие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной ивенозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности и И.Кант. Он делит темпераменты на: 1) темпераменты чувств (сангвинистический —темперамент человека веселого нрава, меланхолический — темперамент человекамрачного нрава) и 2) темпераменты деятельности (холерический — темпераментчеловека вспыльчивого, флегматический — темперамент хладнокровного человека).Отечественный ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал традиционные типы темпераментакак проявление особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.
2. В морфологических теориях вкачестве признака классификации личности используются особенности строения телачеловека. Еще Ф. Галль, активно разрабатывая френологию, указывал на связьмежду типами черепа и чертами характера. Наиболее разработанными вариантамиморфологических типологий являются типологии Э. Кречмера и У. Шелдона. Кречмер описалтри основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический иатлетический, и две большие группы темпераментов.
Шелдон развил систему Кречмера,эмпирически получив три основных соматотипа и соответствующие типытемперамента: эндоморфному типу соответствует висцеротонический темперамент,мезоморфному типу — соматотонический, эктоморфному — це-ребротонический.
3. Следующая группа типологийличности может быть условно обозначена как психофизиологическая. Здесь главнымпризнаком классификации являются психофизиологические характеристики субъекта,главным образом — типологические свойства нервной системы человека. Яркимпримером подобных типологий являются типологии личности в работах И.П. Павлова,Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. Павловские четыре типа высшей нервнойдеятельности в поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовскимтипам темперамента. Но в последних работах Павлов указывал, что возможныхкомбинаций основных типологических свойств нервной системы (силы,уравновешенности, подвижности, возбуждения и торможения) может быть больше, покрайней мере — 24. Соответственно увеличивается и количество типов личности,что было убедительно доказано в работах его последователей.
4. Психиатрические типологии основанына разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном вклинической практике. Наиболее известными здесь являются типологии акцентуацийК. Леонгарда и А.Е. Личко. Так, Личко описывает 12 возможных типов акцентуацийхарактера: лабильный циклоид, истероидный, психастенический, эпилептоидный,шизоидный, сензитивный, конформный и др.
5. У самой многочисленной группытипологий личности основными признаками классификации являются собственнопсихологические, личностные характеристики, которые всегда так или иначекасаются отношений личности с другими людьми, и поэтому данную группу типологийусловно назовем социально-личностной. В частности, А.Ф. Лазурский считал своютипологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособленияличности к окружающей среде. Все многообразие человеческих индивидов Лазурскийделит по двум основаниям: по психическому уровню — на три последовательноповышающихся уровня, и по психическому содержанию — на целый ряд различныхтипов и их разновидностей. Типология Юнга также является одной из самыхизвестных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает двеосновные установки личности — экстравертированную и интровертированную. Крометого, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущениеи интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, топоявляется соответствующий тип. Поэтому различаются мыслительный,эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того,может быть интровертированным или экстравертированным. Юнг подробно и интересноописывает каждый из восьми возможных типов личности.
Менее известна типология Э.Шпрангера, основанная на доминировании в личности той или иной системыжизненных ценностей. Им выделяются шесть основных типов личности:теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический,религиозный.
6. К социально-психологическимтипологиям могут быть отнесены типологии по различным профессиональнымпризнакам. Например, идущее от К. Левина традиционное деление руководителей постилю руководства на авторитарных, демократических и либеральных.
Примером современных разработокпроблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А. И.Крупнова, Б. С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемытипологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Ихотличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу присоздании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируетсясоотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личностирассматривается активность, которая имеет типологический характер. Былиполучены типологии инициативы, ответственности, семантического интегралаактивности личности, личностной способности к организации времени, социальногомышления и ряд других.
5.Я-концепция
Хотя это одно из старейшихфилософо-психологических понятий, его категориальный статус не определён. Понятие“Я” соотносят то с личностью, то с самосознанием.
“Я” – не просто личность, а личность,рассматриваемая изнутри. А самосознание может быть и групповым.
Понятие “Я” двояко, т.к. как заметилещё Кант, “Я” – это субъект мышления, рефлексирующее “Я” и одновременно объектвосприятия и внутреннего чувства. В психологии первое называют действующим,субъектным, экзистенциальным “Я”, а второе – “Я-концепцией”. Как на “Я”посмотришь, так и определишь: для бихевиориста понятия “самости” вообще несуществует.
Пока никто не сумел внятно разделить“Я” рефлексирующее и действующее. Эриксон выделяет “Эго-идентичность”,определяя его то как “осознанное чувство индивидуальной идентичности”, то как“бессознательное стремление к последовательности личного характера”, то как“критерий молчаливой деятельности Эго-синтеза”. Левинджер в своей концепциитоже многозначен. Он считает, что определить “Эго” так же трудно, как жизнь. Считаетего синтетической, организующей функцией психики. Процесс развития Эго онпонимает как моральное, когнитивное развитие и рост способности к межличностнымотношениям.
Неверно, что образ “Я” сводится ксумме самоощущений. Личностный подход позволяет проанализировать понятие “Я”. Проблемав том, что понятия субъективности, диалогичности и ценности “Я” не поддаютсяжесткой операционализации и не укладываются в привычную логику экспериментальнойнауки, построенной по образцу естествознания и поэтому ориентированной наизучение безличных процессов. Ограниченность можно преодолеть на уровнефилософского синтеза. Помощь в решении проблемы “Я” психологам оказываютсмежные гуманитарные науки: этнокультурология и историческая психология. Такжеценным источником является литературоведение: художественно-образное познаниестарше научно-теоретического.
Какую роль играет Я-концепция в жизниличности?
Я-концепция играет, по существу,тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутреннейсогласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и являетсяисточником ожиданий.
Первой, важнейшей функциейЯ-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительнойустойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется ссуществующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит вЯ-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления осебе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмыпсихологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретироватьтравмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию вуравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Этостремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействийявляется, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякогонормального поведения.
Вторая функция Я-концепциизаключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом егоопыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, которыйопределяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этотфильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениямчеловека о себе.
Третья функция Я-концепциизаключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е.представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственнойзначимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот,люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могутнравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.
6.Самооценка
Самооценка — один из важнейшихструктурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себесопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.
Вопрос о самооценке достаточноисследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиямитеоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологическойприроды и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психическойжизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.
Психологическими словарями самооценкаопределяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом иотдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
В психологической науке самооценкарассматривается как центральное личностное образование и центральный компонентЯ-концепции.
Самооценка выполняет регуляторную изащитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, еевзаимоотношения с другими людьми.
Основная функция самооценки впсихической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимымвнутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая формасаморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческомотношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя" ив реализации этого стремления.
Защитная функция самооценки,обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести кискажению опыта.
Самооценка — достаточно сложноеобразование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работыпроцессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разныхуровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценкапостоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки неможет быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, аследовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе.Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурноеокружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности,а также результаты самонаблюдения.
По мнению Бернса, есть три момента,существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ееформировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я,т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставлениечасто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокаястепень совпадения реального и идеального Я считается важным показателемпсихического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв междуреальнымпредставлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.
Во-вторых, важный фактор дляформирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данногоиндивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по егомнению, его оценивают другие.
Наконец, в-третьих, на формированиесамооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самыхразнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности втом или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.
Следует особо подчеркнуть, что самооценканезависимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себеили интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурныенормы, всегда носит субъективный характер.
Содержание самооценки многоаспектно,так лее как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир еенравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостнаясамооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон еепсихического мира.
Самооценка — субъективное и оченьличностное образование нашей психики. Она формируется при более или менееактивном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественногосвоеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементахможет совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность,истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальныхпроявлений личности в деятельности и поведении.
В психологии различают самооценкуадекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взглядличности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственныхспособностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем,что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватнаясамооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление осебе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнениео себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Неадекватная самооценка, в свою очередь,может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает своивозможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценкаявляется завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающуюего реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию истремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или другихлюдей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть вдействительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает учеловека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороныокружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих онвоспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценказатрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно житьи высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому онасвойственна, но и окружающих.
Адекватная самооценка также не бываетоднородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышеннаясамооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других иположительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровеньпритязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своимипринципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающегозначения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитнойреакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычноболее благосклонно и доверчиво относится к окружающим.
Пониженная самооценка проявляется впостоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности,достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе,повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми.В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Людис пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся кдругим людям.
Для развития положительной самооценкиважно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того,каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает уребенка ощущение собственной ценности и способствует формированиюположительного отношения к себе.
Знать самооценку человека очень важнодля установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди каксоциальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценкуребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чему взрослого, поддается воздействию, изменению.
Заключение
В целом понятие личности используетсядля обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных егопредметной деятельностью и общением с другими людьми. Понятие человека ширепонятия личности и обозначает субъекта познания, общения и деятельности. Термин«индивид» применяется в тех случаях, когда человека рассматривают какодного из многих представителей некоторой общности (группы, коллектива, вида)без указания на особые качества и условия деятельности. Понятие«индивидуальность» обозначает совокупность уникальных, неповторимыхособенностей, которые в своем своеобразном сочетании образуют характерчеловека, отличающий его от других людей. Согласно С.Л. Рубинштейну,«свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Онивключают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чембольше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее».
Предметом психологии личностиявляется человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленныхпсихологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественныхсвязях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют иобуславливают внутренние состояния и психические процессы.
Литература
1. ГамезоМ.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.,2007.
2. ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в общую психологию. М., 2006.
3. МаклаковА.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006.
4. Немов Я.С.Общая психология. М. 2008.
5. РатановаТ.А., Домашенко И.А. Психология человека. М., 2007.