ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИВведение
В настоящее время вопросами творчества заняты многиепрофессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий ит.д.
Рассматривая проблемы организации обучения творчеству ирешению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности.Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполнеопределенные свойства психики.
1. Особенности творческой личности
Особенностями творческой личности являются:
— нейрофизиологическая структура мозга, определяющаяпреобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы);
— психологическое (энергетическое) одиночество (условиявзаимосвязи системы с другими системами, социумом);
— принадлежность доминантной идее (соотношение снадсистемой).
Творчество возможно только тогда, когда условия несутсистемный характер. Стоит заметить, что анализу поддаются только внешниефактические события, в которых участвует человек — глубина погружения,чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и неподдаются обычным методам наблюдения и анализа. И все-таки… 2. Социальное развитие личности и творчество
В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность,которая, как нам видится, является одной из базовых в формировании творческойличности и отвечает на вопрос: «Почему более свободно?» Внешниеусловия не позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмысоциального поведения, принятые нормативными для данного времени исоциопсихологической культуры семьи, микромира. Известно, что нормативныемеханизмы поведения усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 летчерез подражание. В дальнейшем, в течение жизни, человек воспроизводитусвоенные нормы, которые, в случае совпадения со средой, обеспечиваютмаксимальный психологический комфорт. Низкую вероятность совпадения несут нормыморально-психологического мира личностей, выросших в семье «воров взаконе» и семье технической интеллигенции. Мужчины, выросшие в среде родо-племенногонаселения Чечни и, с другой стороны, в неполной семье, за спиной мамы, котораявсе «брала на себя», не смогут одинаково реагировать в одной и той жеситуации.
Понятно, что процессы «социализации» уходят вподсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейсяличности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможностьобширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-заразличных причин:
— инвалидность или болезненность и, как следствие,ограничение устойчивых контактов;
— углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой,рисованием, фантазиями;
— очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность отсемьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду.
В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногдапсихозов.
Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам всебе, сам для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируютсяустойчивые стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемоестремление к устранению возникающего напряжения при общении [1, c. 151]. Этонаходит проявление в различных формах: от отсутствия длительных отношений,дружеских обязательств, до отсутствия семьи и сложностей в социальнойадаптации. Если по ряду обстоятельств семья возникает, такой человек чаще всегоне выполняет принятых в данной социальной среде обязательств.
Такие люди несут в себе большой заряд ощущенийнеприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникаютпроблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут изсостояния «изгнанника» перейти в состояние «странника». 3. Самореализация и творчество
По терминологии П.В.Симонова, существуют две разновидностипотребностей (биологических, социальных, идеальных): «потребностинужды» и «потребности роста». «Эти две разновидностипотребностей обусловлены диалектикой сохранения и развития, присущей процессусамодвижения живой природы, включая человека и общество. Примером нужды в сферебиологических потребностей может служить голод. Овладение уже имеющимисясведениями удовлетворит нужду познания. Потребность роста применительно кпознавательной деятельности побуждает искать принципиально новое, отсутствующеев современной науке» [2, c. 153]. Это значит, что из человека спреимущественно оборонительной позицией необходимо превратиться в активного,познающего. Вероятность случайного процесса мала. Понятно, что онаувеличивается, если рядом тот, кто знает технологию (как, в какойпоследовательности, какими средствами).
В литературе есть указание на то, что отсутствиетождественного морально-психологического мира есть необходимое условие дляреализации попытки найти себя, познать истину, увидеть реальность, т.е. статьчеловеком пути, человеком познающим. Заметим еще раз, что этими путями водиночку не ходят, обязательно нужен тот, кто уже дошел.
Очень близки по проявлениям социальный эгоизм и внутренняяобусловленность. Похоже, что шутливая шкала «Различия в конечномпродукте: создал продукт (нечто) — обусловленность, не создал — эгоист»,достаточно показательна. Форма проявления и у творца, и у эгоиста одинакова.Однотипна и реакция внешнего окружения. Социальное, психологическое одиночество,а точнее энергетическое одиночество — обязательное условие творчества, а неследствие таланта.
Зрелый возраст — не помеха в формировании «свободыдля» вместо «свободы от». В нейрофизиологическом плане процессытворчества скорее всего протекают по принципу «психическогомутагенеза», по принципу отбора новых первичных связей, уже существующих вмозгу. «Разумеется, „психический мутагенез“ не означает чистослучайного комбинирования нервных следов. Ранее приобретенный опыт не толькопоставляет материал для „мутаций“, но в значительной мерепредопределяет направление мутирования… Не случайно избыточность интеллектанапоминает избыточность биологического иммунитета. Чем большим числом вариантоврешения задачи располагает субъект, тем шире диапазон выбора» [2, c. 179].
Чтобы приобретенный опыт не давил на сознание, не заставлялжить прошлым, найдено два решения.
А) «Вытащить» из подсознания, осознать то, что ужепроизошло. Собственно, нужно переставить прошлый опыт в новые структурные цеписознания. Происходит частичное поднятие информации на уровень осознавания.Через осознавание можно «вытащить» социальную часть в человеке,морально-психологические механизмы в человеке. Это дает великолепные результаты,но нужен тот, кто знает.
Б) «Отключить», как бы позволить погрузитьсясобытию в более глубокие слои подсознания. Цель та же. По возможности убратьнепосредственное влияние сигналов, т.е. ослабить, «высветлить» ужесуществующие в нейрофизиологическом сети связи. Однако связи возобновляютсявсякий раз, когда есть схожие (в энергетическом плане) условия. Те же люди (илипохожие), та же обстановка (или похожая) и т.д. Результаты ничего негарантируют. Но в данном случае все происходит естественным путем. Или, гораздочаще, не происходит.
Так или иначе, но творчество личности с большей вероятностьюможет проявляться при наименьшем количестве связей. Разрывы с родственниками,отсутствие друзей, любимых, привязанностей — шанс проявления творческихвозможностей, а не следствие таланта. УСЛОВИЕ, осознайте, УСЛОВИЕ, а неследствие таланта.
Только чтобы находиться (желательно во время решениятворческих проблем) в состоянии, которое попробуем описать как нахождение междуэкраном «сегодня», «сейчас» и экраном «будущее»,необходимо быть открытым. Открытым именно будущему, а не прошлому. Мало статьфактически одиноким, необходимо это сделать психологически, освободиться отэнергетических завязок на прошлое. Потерять все и всех, в том числе и себя,отпустить все и стать «пустым и чистым». В сосуд, который заполнен —новая жидкость не вольется, в старые меха новое вино не наливают.
Существует масса описанных в литературе исторических фактов,контекст-анализ которых свидетельствует, что основным, технологическим приемомТВОРЦА (как искателя истины) является овладение умением свободного перемещенияпо информационным полям времени.
Важное место в формировании состояния энергетическойсамодостаточности играет отсутствие негативного переживания относительно себя.Мудрость воспитания в любви, на позитивных примерах, на стимулировании сильныхсторон ребенка — непоколебимый потенциал творческого роста.
Достижение своей собственной самодостаточности возможно.Однако сам процесс «произрастания самого в себя», «дороги ксебе», «строительства храма в своей душе», безусловно, в равноймере творческий и драматический одновременно, кто пробовал — знает, невозможенбез квалифицированной помощи со стороны. Творческая личность«одержима» своей идеей, отдавая ей всего себя. Это обязательное условие— субъект не принадлежит себе, а только доминанте: скульптуре, музе, делу…Если есть фактическая отдача себя доминанте, о каком «умении держатьудар» идет речь? Принадлежать можно чему-то одному, или, другими словами,«невозможно поклоняться одновременно Богу и Мамоне».
Академик В.П.Симонов предлагает следующую гипотезу: «Навершине иерархической пирамиды потребностей мы встречаем мотивации, которыеобслуживаются почти исключительно положительными эмоциями. Такова потребностьпознания и ее разновидность — трудно формулируемая словами потребность всоздании и восприятии произведений искусства, так называемая эстетическаяпотребность. В отличие от голода, жажды, секса, потребности заниматьопределенное место в группе, ни научно-теоретическое познание, ни искусство необладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательностьобеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только темвысоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения спрекрасным.
Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапевозникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняетсяинформационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замыселсубъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когдалогическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность.»[3, c. 154-155].
Исходя из вышесказанного, не нужно сокращать потребности,сводить их до минимума (упреждающий ход 18, 25 и т.д.). Это всего лишьследствие, а бороться со следствием — хороший способ нажить себе невроз. Просто«отпадает», что это не значимо и поэтому не достойно внимания.
Возникновение доминанты, «встреча с чудом», какотмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве ипостепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится,«встреча с чудом» возможна в условиях определенной открытостипсихики.
Необходимо, во-первых, отсутствие негативного опыта,который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Какпоказывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не тольконепосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее онем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи,словесный текст и т.д.
Во-вторых, обязателен резонанс мотива«чуда» с потребностями в познании, что с большей легкостью происходитпри доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным.
В-третьих, на мощность и скорость роста доминантногомотива существенно влияет наличие (или отсутствие) «энергетическойпомощи» (подпитки) от взрослого при условии безусловного принятия идеиребенка. Безусловного! Понятно, что нужны действительно доверительныеотношения, состояние любви. Кто из современных детей имеет такого взрослогорядом, и кто из взрослых может сказать о себе «да, я такой человек дляэтого ребенка»?
По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, «механизмысверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивовданной личности. Творческая активность порождается недостаточностью длясубъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуициянепреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озаренийна базе второстепенного для субъекта мотива… Тренировка „творческогомышления“, „творческого труда“, развитие так называемой»креативности", само по себе ничуть не лучше воспитания«эмоционально богатой» личности безотносительно к характеру еепотребностей.
Далее. Интуиция (это чувство, и прежде всего чувствоперспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, гдемотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывомлогической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с ихпознавательными доминантами и чрезвычайно слабой «вооруженностью»сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, гдеозарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом" [1, c. 97].
Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других?Имеет социальную значимость или нет? «Познавательные потребности такогоделения не имеют, поскольку не существует объективных истин „длясебя“ и „для других“. Другое дело, что в процесс использованиярезультатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всемих многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательнотворческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторымиисследователями как ее преимущественная ориентация „на дело“,отличная от ориентаций на себя и на других…
Из всех потребностей человека познание и творчество наиболеегармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека темсвободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем больше в нейвыражено творчески-познавательное начало» [1, с. 155, 157-158].
Собственно, существенных отличий в условиях формированиядоминанты ни для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантногомотива (цели), как осознанного действия, необходимо обязательное присутствиевсех трех компонентов. Только в этом случае может проявиться системный характерформирования доминанты. Итак, повторимся, и еще раз напомним аспекты:психологическое (энергетическое) одиночество, преобладание внутреннейобусловленности над внешней, наличие познавательной доминантной потребности споследующим детерменированием личности.
Собственно, это субъективно-объективные условия формированиятворческого компонента в психике. Так или иначе в каждом искра творчествазаложена изначально, вопрос сохранения, роста, приумножения, реализации.
статья посвящена более осознанному подходу к формированиютворческого процесса психических трансмутаций личности. Непродуманная, безчеткого понимания возможных изменений структуры сознания работа с детьми, — иречь идет не только о работе тризовцев, — чревата непредсказуемымипоследствиями. Любая систематическая работа, требующая интеллектуальных илиэмоциональных усилий, приводит к нейрофизиологическим изменениям. Плата всегдаесть. Ни в коем случае ее нельзя сводить к ходам внешних обстоятельств (ходы9-34), т.е. к плате в социуме. Платит сам организм (физическое тело). Платитпсихоэмоциональная сфера отсутствием, обеднением эмоций или патологией психики.Платит само сознание за свое же собственное изменение в структуре.
Но это уже тема другой статьи.
Литература
Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность.М.: Наука, 1981.
Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1984. — С. 153
Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М. Наука: 1986.
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненнаястратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — 479с.