Плашко Р.В.
Научный руководитель: к.психол. н.,доцент Росина Н.Л.
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ:
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХВ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Террористический акт — особый видчрезвычайного события. Научный и практический интерес к особенностям переживаниялюдей, оказавшихся вовлеченными в подобныесобытия, неуклонно продолжает расти. В настоящее время проблематеррористических актов находится в фокусе внимания многих специалистов: политологов, социологов, психологов, юристов и т.д.Психологические аспекты переживания террористического акта и егопоследствия изучаются, как правило, вконтексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях,исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности.
Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные,природные, технологические, индивидуально-психологические, экологические имедицинские аспекты существования человекав современном мире. При этом все специалисты сходятся в описании существенныхчерт данного типа события, оказывающих решающее влияние на состояниелюдей, переживших его. Это, прежде всего чрезвычайный, внезапный, угрожающийжизни характер события, ломающий, по мнению многих авторов, практически все базовые иллюзии человека. Чаще всего этовлечет за собой в той или иной степени дезориентацию человека как впсихологическом, так и в социальномпространстве. Вторая характерная черта данного типа события состоит вего насильственности, в том, что оно произошло в силу «злого умыслаопределенных людей» [Aldwin, 1994].
Это серьезным образом отличает такие события от другихчрезвычайных событий — природныхкатаклизмов или несчастных случаев. Здесь чаще всего событие отличаетсямассовостью, есть группа людей, объединенная общими переживаниями. Эти людистановятся хорошей группой поддержки друг для друга. Чаще всего есть внешнийвраг (он может быть персонализирован или нет),на которого можно перенести всю возникшую агрессию. Кроме этого, все пережившие приобретают статус пострадавших, чтообеспечивает особый социальныйстатус и поддержку окружения. При этом психической травматизации особенно сильно подвержены беженцы из«горячих точек» [Тарабрина Н.В.,Агарков В.А., Хаскельберг М.Г.].
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работевыявляется влияние характеристик террористического акта на восприятие пострадавшимисвоих личностных черт в периоде преодоления. Предполагалось наличие у данныхлиц нарушения ряда личностных функций, обеспечивающих успешную адаптацию к окружающему миру.
Исследование проводилось с молодыми людьми, пережившими террористические акты в зоне локальных военных конфликтов(Чечня, Таджикистан), в настоящее время проживающими в г. Воркута иимеющими статус беженцев или участников боевых действий. Общее число испытуемых— 24 человека (11 юношей и 13 девушек),студенты 1-3 курсов ВФ СыктГУ. Возраст испытуемых 17-22 лет.
Использовались констатирующий и сравнительныйметоды исследования. В качестве эмпирического метода использована методика«Личностный дифференциал». Методика представляет собой адаптацию«Семантического дифференциала», которая была произведена вПсихоневрологическом институте им.Бехтерева. Она содержит соответственно три шкалы: Оценки, Силы и Активности.
В целом по фактору «Оценка» испытуемые демонстрируютвысокий уровень самоуважения, склонны в большей степени воспринимать себя какносителей позитивных, социально желательныххарактеристик. В определенном смысленаблюдается удовлетворенность собой. Столь высокие баллы по данному фактору(М=15,7; у юношей и девушек соответственно 17,2 и 14,2), вероятно, отражают защитный характер («мыпотерпевшие», «нам нечего стыдиться» и т.д.). При этом юноши идевушки значимо не отличаются друг отдруга.
Результаты, полученные по фактору «Силы», значимоотличаются от результатов по двум другимфакторам (М=4,1; 9,8 и 1,3, р≤0,05). Таким образом, испытуемыеотличаются недостаточностью самоконтроля, неспособностью держаться принятойлинии поведения, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок. Во многом,вероятно, это связано с наличием у всех испытуемыхфизической травмы той или иной степени, полученной в момент террористического акта, и осложняющей их нынешнеесамочувствие. Особый вклад в величину этого фактора вносит женскаячасть выборки. По фактору «Силы» девушки значимо (р≤0.01)отличаются от юношей. Их зависимость от внешних обстоятельств и оценок,неспособность к самоконтролю особенно велика. Возможно, девушки остреепереживают свои физические травмы, что осложняет преодоление последствийтравматического события.
По фактору «Активности» были получены среднеположительные результаты (М=8,3; 9,7 и7,6). При этом оценки юношей и девушек не отличаются значимо друг от друга. Для испытуемых характерендостаточно высокий уровень активности, потребность в наличииинтенсивного межличностного общения.
Таким образом, можно отметить, что по результатам самооценок,пережившим террористический акт, особенно свойственны потребность в общении с окружающими, их поддержка,несамостоятельность и низкий самоконтроль, который они, вероятно, транслируютокружающим их близким людям.
Выявленные тенденции нарушаютсоциально-психологическую адаптацию лиц молодого возраста переживших террористическийакт или или служивших в «горячих точках», поэтому все это должно рассматриваться в качестве мишени длякомплексных мер в процессе психосоциальной реабилитации.
Хотя эмпирические данные показывают, что личность и преодоление выступают как модераторы отношений «стрессор —последствия» террористического акта, изучение характера и степенивоздействия индивидуальных особенностейличности на развитие этого состояния нуждается в продолжении. Дальнешее исследование должно показать, каким именно образомэто происходит и какие последствия имеет.
Список литературы
1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие длявузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000.-352 с.
2. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. — М.:Вече, ACT; 2000.
3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологиипосттравматического стресса. — СПб: Питер, 2001. — 272 с: ил.
4. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Хаскельберг М.Г.Психологические последствия вынужденной миграции // Материалы V Международной конференции«Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф».Минск, Республика Беларусь, 1998.-Association, 1995.
5. Aldwin С.М. Stress, сoping and development/An Integrative Perspective. The Gilford Press. New-York — London, 1994, 320 p.