Реферат по предмету "Психология"


Терапевтические возможности искусства

Запорожскийнациональный университет
Министерствонауки и образования Украины
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА»
Запорожье 2010

План
Введение
1. Терапевтические возможности искусства
История использования искусства как терапии
Направления использования искусства в коррекционной работе
Антропософское лечение искусством
2. Терапевтические возможности музыкального искусства
Вывод
Литература
Введение
Возможности искусствамногогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества,стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации.Искусство лечит. Лечение искусством называется арттерапией (от греч. “арт” —искусство). В арттерапии используют уже существующие произведения искусства;побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; творчество самогоспециалиста — лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие склиентом. Лечение входе чтения клиентом специально подобранной социальнымработником литературы с ее анализом и объективной оценкой состояния пациентаназывают библиотерапией. Лечит музыка, театр, живопись, кино. [1]
В данной работе будетрассматриваться история понимания искусства как способа лечения, как способвоздействия на человеческую душу и его физиологию.
Музыка наиболееэффективное средство воздействия на человека и данный факт будетрассматриваться во 2-й части данной работы, а также будут приведены примерыэффективного влияния музыки и связь определенных музыкальных произведений сфункционированием организма человека.
Объект исследования –влияние искусства.
Предмет – терапевтическиевозможности искусства.
Цель – изучение терапииискусством.
Задачи:
-определитьтерапевтические возможности искусства;
-изучить историюиспользовать искусство как терапии;
-проанализироватьнаправления использования искусства в коррекционной работе;
-изучить антропософскоелечение искусством;
-проанализироватьтерапевтические возможности музыкального искусства.

1. Терапевтические возможности искусстваИстория использованияискусства как терапии
Уже на заре человеческойцивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные видыискусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влиянияживописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлениифункций организма, так в формировании духовного мира личности.
Использование разныхвидов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.
В Древней Грецииизобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия начеловека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородныечеловеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что,созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают.То же самое относится к картинам великих мастеров. [2]
С ходом временинакапливался опыт положительного влияния искусства на человека, и к середине ХХвека сформировалось направление – арт-терапия (art – искусство, artterapyбуквально – терапия искусством) с целью воздействия на психоэмоциональноесостояние человека. В настоящее время существует целая международная сетьцентров и институтов арт-терапии в США, Канаде, Европе и Израиле, а в 1994г.создана Международная Ассоциация Терапии Творческим Выражением.
Сдерживание творческойэнергии наоборот может стать причиной возникновения многих внутренних и внешнихконфликтов, смысл арт-терапии в её высвобождении. Стимуляция творчества можетслужить психопрофилактическим средством. Во время творческого акта происходитнекая подсознательная нейтрализация различных инстинктивных агрессивныхимпульсов и эмоциональных состояний неудовлетворённости, депрессии,подавленности, тоски или гнева, и таким образом снижается опасность ихнежелательного проявления в социальной среде. Рисование, живопись или лепкаявляются самыми безопасными способами разрядки внутреннего напряжения.
Творческие люди лучшеконцентрируют свою энергию и свои силы для преодоления препятствий и разрешениявнутренних и внешних конфликтов. За счёт чего это происходит? Учёныеустановили, что за рациональность принятия решений на заданные нам жизньювопросы отвечает левое полушарие нашего мозга его называют ещё«логическим», а за эмоции отвечает – правое. Когда мы попадаем взамкнутый круг проблем и трудно представляем себе выход из такой ситуации, таккак некоторые проблемы могут быть слишком сложными для рационального мышления,начинают проявляться агрессивность или апатия, развиваются различные болезни,происходит, как бы, перенапряжение нашего «логического» полушария. В такойситуации важно включить в работу «эмоциональное» полушарие и дать мозгувозможность расслабиться, отвлечься, перевести проблему из сферы логическогорешения в сферу чувств и интуиции. Активизация правого полушария позволяетпосмотреть на существующую проблему с новой точки зрения и на подсознательномуровне, интуитивно, способствует её решению, а в результате происходитвыздоровление. [3]
В Европе практикаиспользования изобразительного творчества в лечении больных, имеющихпсихические расстройства, относится к началу XX в. В Великобритании такойдеятельностью занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др.Осуществляется взаимодействие представителей «художественного мира» спсихиатрами. Изобразительная деятельность психически больных оказываетсяобъектом научного осмысления, применяется в целях диагностики. Опытиспользования художественного творчества в преодолении недугов и ускорениипроцессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла«Изобразительное искусство против болезни» (1945). Он ввел в европейскую наукуи практику термин «арттерапия» по отношению к изобразительному искусству каксредству лечебного воздействия (А. И. Копытин). [4]
Группа исследователей подруководством профессора Марины де Томмазо (Marina de Tommaso) из университетагорода Бари (University of Bari), Италия, установила, что красивые картинымогут снижать боль, пишет сегодня Daily Telegraph со ссылкой на New Scientist.Ученые надеются, что новые результаты убедят больницы и госпитали большезаботится об украшении помещений, в которых находятся больные.
В ходе исследованиягруппу людей, состоящую как их мужчин, так и их женщин, попросили посмотреть300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, атакже отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми исамыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или непоказывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, иодновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силес прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда людинаблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущает в три раза менееинтенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картиныили черную стену. [5]
Отечественная школаиспользования искусства в лечении и коррекции в последние годы достиглаогромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка,оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессыорганизма, так и на психоэмоциональное состояние человека.
Положительное влияниеискусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А. Л. Гройсман и В.Райков. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи начеловека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности исоздании живописного произведения. Наблюдения психотерапевта С. Мамуловапоказали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогаетмузыка, исполняемая на кларнете и скрипке.
Воздействие мелодичноймузыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, сумеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительнойсосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М.Гринева). Направленияиспользования искусства в коррекционной работе
В настоящее время можновыделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений),психотерапевтическое (связанное с психо-эмоциональной сферой), психологическое(выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции),социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей,расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизациейпотенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности итворчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемамиосуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающиеметодики, которые используются в рамках артпедагогики и арттерапии. [6]
Терапия искусством — этоодин из методов психологической работы, использующий возможности искусства длядостижения положительных сдвигов в эмоциональном, интеллектуальном и личностномросте человека. Каждый из нас имеет возможность выразить себя с помощью линий,цветов, звуков или движений, приобретать новый опыт невербального общения,который поможет в будущем облегчить отношения с другими людьми.
Не только дети, но частои взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. Мы живем по правилам,понуждаем себя постоянными «Нужно, нужно, нужно...», забывая о наших желаниях.Из-за этого возникает внутреннее недовольство, которое человек, будучисуществом общественным, пытается держать в себе. В результате же страдаеторганизм, ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит кразличным болезням. Творчество в этом случае помогает снять эмоциональноенапряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания совнешним. Конечно, это может быть не только рисование, но и аппликации, вышивка,фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так илииначе относящееся к искусству.
Арттерапия полезнакаждому, поскольку помогает открыть миру свой творческий поиск ответов навечные вопросы: «Что такое мир, в котором я живу?», «Кто я в этом мире?» Именнотворчество побуждает человека по-новому посмотреть на обычные вещи, преодолетьпрепятствия, ранее казавшиеся непреодолимыми, и разрешить все конфликты. [7]
Анализ современныхисследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательстваполезности этого метода для лечебных целей в том, что он:
1) предоставляетвозможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере.Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядкинапряжения;
2) ускоряет прогресс втерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются спомощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежатьсознательной цензуры;
3) дает основания дляинтерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукцияввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стильхудожественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того,сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
4) позволяет работать смыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальноесредство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющиминтенсивные чувства и убеждения;
5) помогает укрепитьтерапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественномтворчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительныхчувств;
6) способствуетвозникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живописькрасками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;
7) развивает и усиливаетвнимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, которыйдает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяетэкспериментировать с ними;
8) усиливает ощущениесобственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее врезультате выявления скрытых умений и их развития. Суммируя эти данныеисследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, чтоиспользование художественных приемов в процессе проведения группы такжепозволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликтымежду членами группы и помогать им в достижении гармонии. [8]
Жизненные процессы ифункции органов в организме, изначально протекающие согласно естественнымзакономерностям, нуждаются во время болезни в сознательной организации. Антропософское лечениеискусством
В антропософскоймедицине, исходя из познаний эффективных закономерностей в природных процессахи в проявлениях сущностей человека, разработаны терапевтические пути занятий спривлечением искусства.
Антропософское лечениеискусством гармонизуют и различным образом возбуждают динамику физической,физиологической, душевной и духовной деятельности человека. Упорядочивая иорганизуя, они ведут пациента к эффективной саморегуляции вплоть доорганического уровня.
Лепка. При созданиипластических форм в живом взаимодействии привносятся мысли, переживания идействия. При лечении во время создания форм целенаправленно активируютсяпроцессы возникающие и минующие, так же как и процессы развития и превращения.Благодаря этой терапевтической работе укрепляются созидательные силы организма.Стимулируются возбуждение и структурирование процессов как физиологических,достигающих построения и регенерации органов, как способность к концентрации иориентации пробуждённого сознательного духа.
Живопись. Ведомоетерапевтом погружение в переживание формы и цвета открывает с помощью образов/форм/  полярности, восхождения и проникновения доступ к изначальным качествампереживания души. С помощью целенаправленного применения цвета, движения иформы, а также с помощью различных техник и средств живописи стимулируетсяразвитие души и возбуждаются выравнивающие процессы в функциональной иорганической областях. В рисовании и в рисовании форм работают с осознаннымсозданием формированием линии, ритмических порядков движения и с полярностямисветлого и тёмного.
При этом инициируютсяспособности концентрации и ориентирования или производится освобождающеепротиводействие судорожным или застойным состояниям. [1]
Речь. Терапевтическиведомое формирование речи конфронтирует со способностью говорить. Вцеленаправленным обращением с речью, голосом и дыханием стимулируютсясамовосприятие, самооценка, и нахождение идентичности/ отождествления. С этимсвязано также сознательное становление социальной принадлежности. Благодарятерапевтической работе с речью, голосом и дыханием создаётся сила самолеченияиндивидуума.
Музыка. Музыка ведёт внешнееи внутреннее, физическое, физиологическое и душевное дыхание к единству.Терапевтически с помощью музыки обращаются к внутренним переживаниям,побуждаются формирующие способности и оказывается воздействие наупорядочивающие взаимосвязи функций органов. На не речевом уровне стимулируютсяпроцессы, связанные с коммуникацией, со способностями понимания и переживания.Стимулируются процесс слушания и умение концентрироваться, осознанно познаютсядвигательные процессы и воспринимаются воздействия, уравновешивающие,приводящие к болезни односторонности. [16]

2. Терапевтические возможности музыкального искусства
 Музыка – нетолько фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М. Бехтерев
Виднейшие древнегреческиефилософы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.),указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали,что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушеннуюгармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ееосновные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека,перестраивают его эмоциональное состояние.
Известны идеи Платона,связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль,делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянииискусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепцииочищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такоеочищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как исубъективного буйства — следовательно, обновлению моральных критериев, аименно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимаетсяот своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется сжизнью и устремлениями общества. [18]
Музыкотерапия широкоиспользовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной изакона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.
Особое место ввоздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальноеискусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считаетсяболее высоким.
В Древней Индиисчиталось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность вуме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этомвибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких,носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Онтакже обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент. [9]
Во Франции и Голландиимузыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. Приэтом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм,особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и прилечении сердечно-сосудистых заболеваний. Определенная классическая музыкаоказывает позитивное влияние на сердечно-сосудистую систему человека, помогаетсправиться с одиночеством, улучшает самочувствие человека.
Известный французскийотоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психикучеловека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебаниявоздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там, в электрическиеимпульсы, направляются в мозг. [10] В США музыкотерапия получила признаниепосле второй мировой войны, когда она успешно применялась при леченииэмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапииотмечалось после демонстрации ее эффективности в работе с детьми и престарелымилюдьми. В США в 1950 г. создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.
В Германии в 1985 г. примедицинском факультете университета Виттен Хердеке был создан Институтмузыкальной терапии, где музыкотерапия применяется во многих областях медицины:детской и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии, интенсивной терапии идр. [11]
История оставила немалофактов, свидетельствующих о терапевтических возможностях музыкальногоискусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. ВIII веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинскийцентр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервныхрасстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал,что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущуюусталость и придает физическую бодрость.
С 1969 г. в Швециисуществует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этойорганизации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащиерезонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозныепалочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б.В. Асафьеврассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки.
Западные ученые, проведямногочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторыемелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная,религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мирезвуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечныхнедугах, способствует долголетию. Но самое большое воздействие на человекаоказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще необъясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнныеинструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работукровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие ибронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. [10]
Начиная с XIX века, науканакопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека,полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, чтомузыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижениюзаболеваемости, улучшению обмена веществ и активизации восстановительныхпроцессов. В начале ХХ века было экспериментально доказано, что музыкальныезвуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитныеволны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечныхсокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всебольшее распространение получает, наряду с фитотерапией и арт-терапией,музыкотерапия – восстановление здоровья при помощи занятий музыкой.
В России музыкотерапиюМинздрав признал официальным методом лечения в 2003 г. Музыкотерапия становитсяпризнанной наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональныхдокторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. ПриМузыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академиимедицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальнымитенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то естьтерапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методомлечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Урокимузыки могут дать уникальную возможность реализовать в школездоровьесберегающие технологии. [13]
Музыкальная терапия — этоконтролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании ивоспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психическихзаболеваний.
В последние годы заметновырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка сограниченными возможностями здоровья.  Современная специальная психологияи педагогика в значительной степени ориентированы на использование вкоррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничнойличности ребенка с проблемами, его культурного развития [12].
Существует множестворазличных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредствоммузыкотерапии. Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арт-терапии(синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии),как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности[12]. Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной долженсам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощатьмузыку в движениях).
Сущность музыкотерапии мывидим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которыеоказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональныепроцессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество вовсех областях искусства и в жизни в целом. [14]
Таким образом, групповаямузыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностямиздоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с цельюкоррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальнойкоммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развитиядетей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной  работы и суспехом использоваться в учреждениях социальной сферы.  [14]
Философ Алкуин дал музыкеудивительную характеристику: «Музыка – наука, которая говорит о цифрах,находящихся в звуках», объясняя это тем, что музыка – наука о красоте, акрасота есть во всем том, в чем есть сходство, правильность, симметрия частей.Г. Анфилов в книге «Физика и музыка» (М., 1964) пишет: «Ушная раковина по форменапоминает эмбрион человека, где можно обнаружить точки, связанные со всемивнутренними органами. Заболит живот – активизируется точка в верхней части уха.Глаза – точка в нижней части ушной раковины. Следовательно, массаж ухастимулирует деятельность нашего организма». Немецкий ученый Гельмгольцобнаружил во внутреннем ухе крошечный рояль. Математик Лейбниц как-то заметил:«Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике».
И.И. Мечников в «Этюдахоптимизма» предлагает сохранить в жизни оптимизм, призвав на помощь красотуокружающего мира. Он считал, что для сохранения памяти до глубокой старостинужно слушать много музыки, стараясь запоминать мелодии. Многие выдающиесяпоэты пользовались дополнительной подпиткой от музыки и живописи (А.С. Пушкин,М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам и другие), что давалодополнительную мощь их таланту. Интересно по этому поводу сказал Ч. Дарвин:«Если бы мне пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правилочитать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки покрайней мере один раз в неделю. Быть может, путем такого упражнения мне удалосьбы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».
Музыка, помогающаясоздать гармонию тела и души: Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли– сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; КристофВиллибальд Глюк – опера «Орфей и Эвридика»; Вольфганг Амадей Моцарт – можносказать, любое его произведение дает заряд положительной энергии; Людвиг ванБетховен – его музыка оказывает огромное воздействие на человека; ФридерикШопен – его романтические по стилю произведения действуют на человекаумиротворенно, заставляя верить в долгую безмятежную жизнь; Джузеппе Верди –прежде всего оперы «Риголетто», «Травиата», не меньшее влияние на психикучеловека оказывает его «Реквием»; Лео Делиб – опера «Лакме», балеты «Сильвия»,«Коппелия», музыка которого эффективна на занятиях с детьми с нарушениемопорно-двигательного аппарата; Клод Дебюсси – основоположник музыкальногоимпрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощиоттенков цветов, звука. Не случайно его произведения носят поэтическиеназвания: «Девушка с волосами как лен», «Что видел восточный ветер», «Лунныйсвет», «Арабески», «Маски». Музыка коммуникативного характера, создающаяатмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции: Бетховен – Романсдля скрипки с оркестром фа-мажор; Мендельсон–Бартоли – Концерт для скрипки соркестром ми-минор, 2-я и 3-я части; Сметана – симфоническая поэма «Влтава»;Моцарт – симфония «Юпитер» до-мажор, 2-я часть, симфония ля-мажор, 1-я часть, «Маленькаяночная серенада», 2-я часть, Фортепианная соната ля-мажор, тема с пятьювариациями. Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическуюреакцию, своего рода катарсис. Рекомендуется двухтемная музыка, вызывающаяинтенсивные отрицательные и положительные реакции: Бетховен – Пятая симфония,1-я часть; соната «Апассионата», 2-я и 3-я части; Шуберт – Неоконченнаясимфония, 1-я часть; Чайковский – Первый концерт для фортепьяно с оркестром,1-я часть; Шуман – Четвертая симфония ре-минор, 2-я часть; Дворжак – Девятаясимфония ля-минор, 2-я часть; Равель – «Болеро».Для профилактики утомляемости,при нервном истощении рекомендуется слушать «Утро» Грига; «Рассвет наМоскве-реке» Мусоргского; романс «Вечерний звон»; мотив песни «Русское поле»;«Времена года» Чайковского; «Лунный свет» Дебюсси; «Грезы» Шумана: они улучшаютвнимание, помогают сосредоточиться.
Размеренная речь, пение,шум природы могут замедлять сердцебиение, регулировать пульсацию. Избавлению отгипертонии может способствовать музыка Баха, Бартока, Чайковского, Шопена,Сибелиуса. Стимулируют работу желез внутренней секреции журчание ручья, шумприбоя, звук водопада, шелест листьев, шуршание колосьев. Стабилизируетдавление музыка Шопена, Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского. Нормализуюткровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, КонцертБаха для двух скрипок. Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитогополонеза Огинского. Нормализуют сон и работу мозга сюита Грига «Пер Гюнт»,Концерт Моцарта для кларнета.  Музыка Моцарта способствует развитию умственныхспособностей у детей.
Ритмические инструментыособенно пригодны для воздействия на двигательные расстройства. Ритм бубнаповышает уровень природного этанола (природный алкоголь), что может способствоватьлечению от алкоголизма. Струнные инструменты действуют своим проникновеннымдлительным и ясным звуком, способствующим душевной гармонии, психическомууспокоению.
Ксилофон и другие такназываемые металлофоны побуждают к общению и контакту.
Вывод
Говоря об терапевтическихвозможностях искусства, чаще всего имеют в виду именно изобразительноеискусство. Картины, написанные масляными или акварельными красками, рисункикарандашами, мелками, фломастерами, составление коллажей и т. п. – все это арт- терапия. В зависимости от вида заболевания (чаще всего речь идет озаболеваниях душевных, но не всегда), этот вид терапии может использоваться икак основной, и как вспомогательный.
Суть терапии искусства втом, что пациент переносит на бумагу или полотно свои эмоции, воспоминания,страхи и надежды. Разумеется, уровень художественного таланта в данном случаене имеет значения. Важно то, что пациент может посредством изобразительногоискусства выразить переживания, воссоздать то, что травмировало и привело кзаболеванию и вероятно найти пути для борьбы и выздоровления, или хотя быулучшения состояния пациента.
С помощью искусствапациент может высказать то, что у него на душе – и это зачастую легче сделатьпосредством изобразительного искусства, чем вербально. Также данный вид терапиипомогает «выпустить на свободу» всегда подавляемые чувства, а еще позволяетпациенту сосредоточится на своем внутреннем мире, внимательно разглядывая то,что обычно скрыто завесой повседневности.
И, как известно напрактике уже давно доказано, что искусства может лечить серьезные заболеваниякак душевные, так и физические.
 Особенно огромныйтерапевтический эффект имеет музыка. На практике как в социальных учреждениях,так и в домашних условиях необходимо слушать музыкальные произведения с цельюлечения и профилактике различных заболеваний.
Литература
1. ТетерскийС.В.Введение в социальную работу: Учебное пособие.— М.: Академический Проект,2002— 496 с.
2.  Выготский Л.С.Психология искусства. — М., 1968.
3. Урокиизобразительного искусствалечат// www.cavespirit.com|ru|into_ru\ art_therapy
4. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.
5. Лечениеискусством vokrugsveta.ru.
6.  Теплов Б.М.Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. — М, 1985. — Т 1.
7. Роксолана ГнатюкКогда искусство лечит// Зеркало недели. -  2003. — № 36 (461)
8. К.Э. Рудестама«Групповая психотерапия» М.: Прогресс, 1990.
9. Комиссарова Л.Н.,Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М.,1986.
10.  Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999.
11.  Григорьева Л.П.О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол.журнал. — 1998. — Т. 9. — № 2.
12.  Арт-педагогика иарт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
13.  Елена ЛОБАНОВАТерапевтические возможности музыкального искусства // Психол. журнал. — 1999. — № 4.
14.  Елена НиколаевнаКотышева Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья вусловиях центра социальной помощи// Психологическая газета. – 2008. — №9
15.  Нина ЛихолетИскусство тоже лечит! // Дошкольный психолог.-2004.-  № 24
16.   Вальчихина М.Д. Почемумузыка лечит?//Химия и жизнь. — 1987. — №11.
17.   Копытин А.И. ОсновыАрттерапии. — СПб., 1999.
18.   Шушарджан С.В.Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конституційний статус глави держави України
Реферат Заземление электрооборудования
Реферат Исследование состава донных отложений рек бассейна нижней Оби (в пределах Ханты-Мансийского автономного округа)
Реферат Объекты и субъекты страхования, страховые риски
Реферат Театр Горького
Реферат Catch22 Essay Research Paper This paper is
Реферат Группировка затрат по экономическим элементам
Реферат Catch22 Essay Research Paper In the very
Реферат Нормирование предельно допустимых концентраций и предельно допустимых выбросов
Реферат Особливості клініко функціональних порушень нервової системи при гострих отруєннях рудниковим газом
Реферат Социология - герменевтика
Реферат Фундаментальные исследования и научно-технический прогресс (на примере исследований Н.Л.С. Карно)
Реферат Организация работы с документами
Реферат Контроль государственных и муниципальных органов за делопроизводством отдела кадров на предприятиях
Реферат Налогообложение индивидуального предпринимателя