Реферат по предмету "Психология"


Теория типов личности Айзенка

Введение
Понятие личности начало складываться уже в древности.Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнеготеатра, затем — самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность»впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическомуизучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическаяразработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева;Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; В.Н.Мясищева;Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей;
Проблема личности, являясь одной из центральных втеоретической и прикладной психологии, выступает как исследованиехарактеристики психи- ческих свойств и отношений личности, индивидуальныхособенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролейличности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретныхвидов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношенийличности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучениепсихических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развитиячеловека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологическихфункций.)
В такой плоскости рассматриваемые психологические свойствачеловека имеют своими источниками более частные феномены, которые не толькосубординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являютсяих генетическими корнями.
Понятие «личности» является одним из основополагающих длявсех концепций.
Знание о личности — это часть психологического знания,которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложномучеловеческому существу и индивидуальности.
Научное изучение личности и сейчас, и прежде задаёт всётот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этотвопрос, мы не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложностичеловеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. Вэтом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и осмысленныесвязи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша наука – психология.Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенноинтересует то, в чём они различаются.
Исследователи личности интересуются также и целостнойиндивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционированияиндивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую неотносится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различиясвязаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено нетолько на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами.Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое,часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Людифункционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно втаком свете. Таким образом понятие личности является главным понятием впсихологии.
На данный момент нет общепринятого единственногоопределения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определенийличность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическаяструктура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность,объясняющая стабильные формы поведения. Сфера личностных исследований являетсяобособленной в психологии благодаря её попытке синтезировать и интегрироватьсоответствующие принципы из всех областей психологии. Психология личностиявляется также подразделом академической психологии, включающим многиетеоретические направления, значительный багаж исследовательских находок,множество методов и приёмов оценки, а также принципы понимания и исправленияпатологического поведения.
Теории личности выполняют две основные функции: первая — обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классынаблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая — предсказание событий и связей, досих пор не изучавшихся.
Теории личности основываются на определённых исходныхположениях о природе человека. Различия между самими теоретиками по этимположениям составляют принципиальную основу для различения соответствующихтеорий.
Объектом данной работы является проблема личности впсихологии.
Предмет курсовой – Теория типов личности Ганса Айзенка.
Цель данной работы: Раскрыть проблему личности впсихологии, а так же проанализировать методы исследования и развития личности висследованиях Ганса Айзенка.
Задачи:
1. Определить сущность и содержание исследования личности
2. Изучить теорию типов личности Ганса Айзенка
3. Рассмотреть методики исследования типов личности ГансаАйзенка
4. Раскрыть развитие типов личности в исследованиях ГансаАйзенка.

Глава I. Проблема личности в психологии
1.1 Сущность и содержание исследования личности
В широком плане личность человека является интегральнойцелостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему,систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половыеразличия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влияниемкультуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых онучаствует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальныероли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), атакже субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия другихпредставление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть, комплекспредставлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.
В современной психологии нет единого понимания личности.Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненноформирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющихобраз (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура – связь ивзаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности:способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различныхвидах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир– других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяетего поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуютстремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это,соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Практически никто из исследователей не возражает противтого, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующимсвойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивыхмотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов,мировоззрения и так далее), определяющая поведение личности в изменяющихсявнешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние не толькона компоненты структуры личности (например, на нежелательные чертытемперамента), но и на психические состояния (преодоление отрицательныхпсихических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации), напознавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокаямотивация в развитии процессов мышления имеет не меньшее значение, чемспособности).
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет ииные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии(антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах,но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить онаправленности морально-политической (либеральной или консервативной),профессиональной (гуманитарной или «технической») и бытовой (человек для дома,для семьи или «для друзей и подруг»).
Направленность личности характеризуется уровнем зрелости,широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Развитая личность обладает развитым самосознанием.Субъективно, для индивида, личность выступает как Я («образ Я», «Я-концепция»),система представлений о себе обнаруживающая себя в самооценках, чувствесамоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа «Я» с реальнымиобстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение иосуществлять цели самовоспитания.
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивоеобразование. Устойчивость личности заключается в последовательности ипредсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следуетучитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.
В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложеныс рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ейадаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальнымусловиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций в такихусловиях является положительным свойством личности, показателем ее развития.
В основе диспозиционального направления психологииличности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладаютшироким набором предрасположенностей реагировать определённым образом вразличных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди демонстрируютопределённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связанас тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Большинствопсихологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако всовременной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например,личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических системв индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление,детерминируют его уникальное приспособление к среде.
С точки зрения теории Олпорта, можно определить чертуличности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазонеситуаций.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этомсобственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личнойдиспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личныедиспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду.Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительноеизучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или группиндивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуютв человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены изповедения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующийустановки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин«проприум». Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитиипроприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувствосамоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самимсобой; наконец проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтомуотказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпортдлительное время работал над созданием адекватного описания «зрелой личности»,заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестьючертами:
зрелый человек имеет широкие границы «Я»;
зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальнымотношениям;
зрелый человек демонстрирует эмоциональнуюнеозабоченность и самоприятие;
зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие,опыт и притязания;
зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию ичувство юмора;
зрелый человек обладает цельной жизненной философией;
А вот теория Кеттела стремится объяснить сложныевзаимодействия между системой личности и более объемной социокультурнойматрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теорияличности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность,степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающейсреды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающейсреды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает,что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременностроиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленнымиметодами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторныйанализ.
Р. Кеттел рассматривает личность как сложную идифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит отсубсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное у Кеттелапонятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными иисходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чемповерхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрги чувство.
Согласно Кеттелу, черты личности представляют собойотносительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разныхситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик.Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры,обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенностьпоступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Чертыличности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и,безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.
1.2 Теория типов личности Ганса Айзенка
Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционногонаправления.
Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологииявляется предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттелафакторному анализу как способу охватить целостную картину личности. ОднакоАйзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку,стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы понекоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точноеизмерение всего того, что для этой черты характерно. В противоположность ему,Кеттел заявляет, что основные составляющие элементы личности выявляются путемприменения батареи тестов и последующей обработки данных. Таким образом, подходАйзенка более жестко связан рамками теории, чем у Кеттела. В отличие отКеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей частиповеденческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которыеон называет типами). Как вы, возможно, помните, Кеттел приводит по крайней мере16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И наконец, Айзенкгораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума.Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия иливлияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности итипы определяются прежде всего наследственностью. Несмотря на тот факт, что досих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большеечисло психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личностимогут быть расположены иерархически. В его схеме (приложение А) присутствуютопределенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказываютмощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видитпостроенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляютсобой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либоспецифические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят измногочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются измножества специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судяпо наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягиваетруку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякийраз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение являетсяего привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция можетбыть связана с другими привычными реакциями, такими как склонностьразговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычныхреакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано в приложении А,на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать включе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти чертысоставляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.
Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку,следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальноераспределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятиеэкстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутрикоторого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Такимобразом, экстраверсия – это не дискретный количественный показатель, а некийконтинуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Глава II Методы исследования и развития личности висследованиях Ганса Айзенка
2.1 Методики исследования типов личности Айзенка
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общихтипа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм(Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третийтип — психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал «возможность того,что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенкрассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. На рис. 27.2изображена иерархическая структура факторов Айзенка — P, E и N.
Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора Eнаходится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия(Introversion). Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсеи стабильность (Stability) — на другом, а фактор P содержит на одном полюсепсихотизм, на другом — сильное «супер-Я» (Superego strenght).Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людейк одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждомутипу, скорее, бимодальное, чем унимодальное. Например, распределениеэкстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровняинтеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразногораспределения; таким образом, Айзенк (1994с) не считал, что людей можноразделить на несколько взаимоисключающих категорий.
Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования,начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логическисоответствующие этой теории. Как мы уже указывали, теория Айзенка основана наиспользовании методик факторного анализа. Сам он, однако, утверждал, что однихтолько абстрактных психометрических изысканий недостаточно для измеренияструктуры свойств человеческой личности и что черты и типы, полученные спомощью факторно-аналитических методов, слишком стерильны и им нельзяприписывать никакого значения до тех пор, пока не доказано их биологическоесуществование.
Айзенком было установлено четыре критерия дляидентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическоеподтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другиеисследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны бытьспособны получить этот фактор. Второй критерий — фактор должен обладатьсвойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этоткритерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, как,например, умение подражать голосам известных людей или политические ирелигиозные убеждения. Третье — фактор должен иметь смысл с точки зрениятеории. Последний критерий существования фактора — это его социальнаяуместность (social relevance), то есть нужно показать, что математическивыведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) ксоциальным явлениям, например, таким, как злоупотребление наркотиками,склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness), выдающиесядостижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.
Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типовотвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик.
Во-первых, есть строгие психометрические доказательствасуществования каждого фактора, особенно это относится к факторам E и N. ФакторР (психотизм) появился в работах Айзенка позже, чем первые два, и для него покаеще нет столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых.Экстраверсия и нейротизм (или тревожность) — основные типы или суперфакторыпочти во всех факторно-аналитических исследованиях свойств личности. Например,Ройс и Пауэлл провели сравнение факторов E и N Айзенка с чертами второгопорядка Кэттелла и обнаружили, что фактор E (экстраверсия) Айзенка сравним сфактором QI (эксвия/инвия) Кэттелла, а фактор N (нейротизм) очень похож нафактор Кэттелла QII (тревожность).
«Возможно, из всех факторных аналитиков, которых вызнаете, я меньше всего являюсь таковым. Я рассматриваю факторный анализ какполезное дополнение, метод, в некоторых случаях неоценимый, но который мыдолжны откладывать в сторону так скоро, как только возможно, чтобы бытьспособными непредвзято определить факторы и просто понять, что ониозначают» (Evans, 1976, р. 259).
Во-вторых, Айзенк доказывал, что существует строгаябиологическая основа каждого из этих трех суперфакторов. В то же время онзаявлял, что такие черты, как социальное соответствие (agreeableness) исовестливость (conscientiousness), входящие в «Большую пятерку»таксономии (John, 1990), не имеют под собой биологической основы.
В-третьих, все три типа, особенно E и N, имеют смыслтеоретически. Юнг, Фрейд и другие теоретики отмечали, что такие факторы, какэкстраверсия/интроверсия и тревожность/эмоциональная стабильность, оказываютзначительное влияние на поведение. Нейротизм и психотизм не являются свойствамиисключительно патологических индивидуумов, хотя психически больныедействительно показывают более высокие оценки по шкале, измеряющей эти двафактора, чем нормальные люди. Айзенк предлагал теоретическое обоснование фактораP (психотизм), построенное на гипотезе, что характеристики психическогоздоровья в основной массе людей распределены непрерывно. На одном концехолмообразного распределения находятся такие исключительно здоровые качества,как альтруизм, хорошая социальная приспособленность и сопереживание, а надругом конце — такие свойства, как враждебность, агрессивность и склонность кшизофреническим реакциям. Человек по своим характеристикам может находиться влюбой точке этой непрерывной шкалы, и никто не будет воспринимать его какпсихически больного. Айзенк, однако, разработал диатезисно-стрессовую модель(diathesis-stress model) возникновения психических заболеваний, согласнокоторой некоторые люди более уязвимы для болезни, поскольку у них естькакая-либо генетическая или приобретенная слабость, делающая их болеепредрасположенными к психическому заболеванию. Предрасположение (диатезис)вместе со стрессовой ситуацией порождают психотические проявления. Айзенкпредполагает, что люди, чьи характеристики располагаются ближе к здоровому краюP-шкалы, будут устойчивы по отношению к психотическим срывам даже в периодысильного стресса. С другой стороны, у тех, кто ближе к нездоровому краю, дажеминимальный стресс может вызвать психотическую реакцию. Иными словами, чем вышепоказатель психотизма, тем менее сильное стрессовое воздействие необходимо длявозникновения психотической реакции.
В-четвертых, Айзенк неоднократно демонстрировал, что еготри типа связаны с такими социальными вопросами, как наркотики (Eysenck, 1983),сексуальное поведение (Eysenck, 1976), преступность (Eysenck, 1964; Eysenck& Gudjonsson, 1989), профилактика рака и сердечных болезней (Eysenck, 1991b, 1991 с; Grossart-Maticek, Eysenck, & Vetter, 1988) и творчество(Eysenck, 1993).
«Генетически наследуемой являетсяпредрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом припопадании в определенные ситуации» (Eysenck, 1982, р. 29).
Все три суперфактора — экстраверсия, нейротизм ипсихотизм — в большой степени зависят от генетических факторов. Айзенк (1990 а)утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторовобъясняется наследственностью и только около одной четверти — условиямиокружающей среды. Он собрал множество доказательств значительностибиологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичныефакторы были обнаружены у людей по всему миру — «от Уганды и Нигерии доЯпонии и континентального Китая, от капиталистических стран Западной Европы иАмериканского континента до государств Восточного блока, таких как СоветскийСоюз, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия» (Eysenck, 1990a, р.245-246). Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трехизмерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И в-третьих,изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируютзначительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одногопола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей ролигенетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разнымилюдьми.
2.2 Развитие типов личности в исследованиях Айзенка
Айзенк разработал четыре личностных опросника,предназначенных для измерения суперфакторов. Первый из них, Личностный опросникМодсли (Maudsley Personality Inventory), или MPI, позволял оценить только E и Nи давал некоторое ненулевое значение корреляции между этими двумя факторами. Поэтой причине Айзенк разработал другой инструмент — Личностный опросник Айзенка(Eysenck Personality Inventory), или EPI. Опросник EPI содержит отдельную шкалулжи (L), чтобы исключить намеренный обман, но гораздо более важно, что факторынейротизма и экстраверсии, полученные из этого опросника, являютсянезависимыми, с корреляцией, близкой к нулю. EPI был все еще двухфакторным опросником,поэтому впоследствии Айзенки (1975) опубликовали свой третий личностный тест, аименно — новый Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire),или IPQ, который представлял собой переработанный опросник EPI и включал шкалупсихотизма (P). Последующая критика, относящаяся к шкале (P), привела кпоявлению еще одной редакции опросника под названием Пересмотренный личностныйопросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire-Revised).
Экстраверсия/Интроверсия
Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носитназвание экстраверсия/интроверсия. Термин «экстраверсия», вместе спротивоположным ему термином «интроверсия», имеет неодинаковоезначение у разных теоретиков. Скажем, Юнг выделял два достаточно широких типаличности, называя их «экстравертность» и «интровертность».Его определение этих категорий несколько отличается от общепринятого понимания.Юнг считал экстравертами людей, имеющих объективный и непредвзятый взгляд навещи, тогда как интроверты в его теории — это те, кому свойственно оченьсубъективное или индивидуальное восприятие мира. Концепцияэкстравертности/интровертности Айзенка ближе к общепринятой. Экстравертный типхарактеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но такжелегкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей,которые получают удовольствие от общения с другими.
Интроверты характеризуются чертами, противоположными тем,которые можно найти у экстравертов. Их можно описать как людей тихих,пассивных, необщительных, скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых,здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение. Однако, согласноАйзенку, принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией неповеденческие, а, скорее, биологические или генетические по природе.
Айзенк считает, что главная причина различий междуэкстравертами и интровертами — уровень возбужденности коры головного мозга(cortical arousal level) — психологический фактор, являющийся в основномнаследственным, а не выученным. Поскольку этот уровень у экстравертов ниже, чему интровертов, их сенсорный порог выше, и поэтому они менее чувствительны ксенсорным стимуляциям. Для интровертов, наоборот, характерен более высокийуровень возбужденности коры головного мозга и, следовательно, более низкий сенсорныйпорог, они сильнее реагируют на сенсорные стимуляции. Чтобы достичьоптимального уровня стимуляции, интроверты, чей сенсорный порог от рожденияявляется низким, избегают ситуаций, которые могут вызвать слишком сильноевозбуждение. Поэтому они стараются не участвовать в бурных социальных событиях,не любят такие вещи, как катание на лыжах с высокой горы, управлениедельтапланом, соревновательные виды спорта, им не нравится руководить обществомили женским клубом и подшучивать над своими друзьями.
С другой стороны, поскольку экстраверты имеютсравнительно низкий уровень возбужденности коры головного мозга, оптимальнымдля них является более высокий уровень сенсорной стимуляции. Поэтомуэкстраверты гораздо чаще принимают участие в возбуждающей и стимулирующейдеятельности. Они могут получать удовольствие от таких занятий, как покорениевысоких гор, парение в небе на дельтаплане, быстрая езда на автомобиле, выпивкаили курение марихуаны. В дополнение к этому, Айзенк предполагал, чтоэкстраверты, в отличие от интровертов, раньше начинают свою сексуальную жизнь,более часто занимаются сексом, чаще меняют партнеров, более свободны вотношении выбора позиций и различных типов сексуального поведения и склонныдольше предаваться любовной игре перед половым актом. Так как уровеньвозбужденности коры головного мозга у экстравертов ниже, они быстрее привыкаютк сильным стимулам (сексуальным или другого типа) и со временем все меньше именьше реагируют на один и тот же стимул, тогда как интроверты менее склонныиспытывать скуку и потерю интереса, долгое время занимаясь одним и тем жечеловеком.
Нейротизм/Стабильность
Нейротизм (N) — второй тип, выделенный Айзенком. Как иэкстраверсия/интроверсия, фактор N имеет сильную наследственную составляющую.Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых естьдоказательства генетического происхождения таких невротических черт, кактревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, чтоотносительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения,таким, как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения,алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаютсямежду собой, чем разнояйцевые близнецы.
Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонностьслишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаютсяв нормальное состояние. Они часто жалуются на такие физические недомогания, какголовная боль или боль в спине, а также на не очень определенныепсихологические проблемы, такие, как волнение и тревожность. Нейротизм, однако,совсем не обязательно подразумевает невроз в традиционном смысле этого слова.Человек может показывать высокий уровень нейротизма и быть свободным от какихбы то ни было ослабляющих невротических симптомов. Тем не менее, согласнодиатезисно-стрессовой модели Айзенка, люди с высоким уровнем фактора N болееподвержены риску заболеть неврозом в стрессовой ситуации, чем люди с болеенизким уровнем того же фактора.
Так как разные уровни нейротизма могут комбинироваться сразличными показателями по шкале экстраверсии, невротическое поведение нельзяописать каким-либо единичным синдромом. Факторно-аналитическая техника Айзенкапредполагает независимость типов, то есть ось невротизма расположена под прямымуглом к оси экстраверсии (взаимная корреляция равна нулю). Поэтому разные людимогут демонстрировать одинаково высокие показатели по шкале N, но при этом уних будут проявляться очень различные симптомы, в зависимости от уровняэкстраверсии или интроверсии. На рис. 27.3 изображена осьэкстраверсии/интроверсии, расположенная под прямым углом к оси нейротизма,корреляция этих факторов равна нулю. Предположим, что A, B и C имеют одинаковыепоказатели нейротизма, но занимают три различные позиции на шкале экстраверсии.Для A — интровертного невротика — характерны тревожность, депрессия, фобии исимптомы вынужденного поведения; B — не интроверт и не экстраверт, ему, скорее,свойственны истерия (невротическое расстройство, связанное с эмоциональнойнестабильностью), внушаемость и соматические симптомы; C — экстравертныйневротик, скорее всего, будет демонстрировать психопатические качества, такие,как криминальные наклонности и отклонения в поведении. Рассмотрим также A, D иE, которые одинаково интровертны, но различаются по уровню эмоциональнойстабильности: A — интровертный невротик, описанный выше; D — также интроверт,но он не является ни ярко выраженным невротиком, ни исключительно стабильнойличностью; E — крайне интровертен и эмоционально устойчив. На рис. 27.3 изображенынесколько вариантов комбинаций личных свойств, в каждом из которых есть, покрайней мере, одно экстремальное значение. Характеристики большинства людей,конечно, располагаются ближе к центру диаграммы. По мере продвижения точки квнешним границам диаграммы, расположение, которое она описывает, встречаетсявсе реже и реже, точно так же, как значения случайных величин, отмеченныеточками на краях холмообразной кривой нормального распределения, гораздо менеевероятны, чем значения, близкие к средней точке.
Психотизм/Суперэго
Айзенк видит психотизм (P) как унитарную концепцию, вотличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения,маниакально-депрессивный психоз и т. п. К тому же психотизм/суперэго — этопеременная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальномураспределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны,холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены кокружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровеньпсихотизма (более сильное «супер-Я»), склонны сопереживать,заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.
Люди с высокими показателями по шкале P генетически болееуязвимы, чем те, кто имеет относительно низкие показатели. То есть человек свысоким уровнем психотизма не обязательно страдает от психозов, но емусвойственна высокая «предрасположенность к появлению психотическихнарушений под влиянием стресса». При отсутствии значительных стрессов людис высоким уровнем психотизма могут вести себя вполне нормально, но сильныйстресс, в сочетании с их повышенной уязвимостью, может привести кпсихотическому срыву.
Фактор психотизм/суперэго (P) независим как от E, так иот N. На рис. 27.4 изображены все три факторные оси, расположенные под прямымуглом друг к другу. (Так как трехмерное пространство невозможно точноотобразить на плоскости, просим читателя представить, что сплошные линии нарис. 27.4 представляют собой угол комнаты, где стены сходятся с полом. Каждаялиния расположена под прямым углом к остальным.) Таким образом, теория личностиАйзенка позволяет измерить у каждого человека три независимых фактора иобозначить его личные свойства точкой в трехмерном пространстве. Например, F нарисунке 27.4 обладает очень сильным «супер-Я», показывает достаточновысокое значение по оси экстраверсии и близкое к нулю (средней точке) — по осинейротизма/стабильности. Точно так же личные характеристики любого человекамогут быть символически изображены точкой в трехмерном пространстве.
Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка являетсяего попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчертили типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковойактивации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк(Eysenk, 1982) использует термин «активация» для обозначения степенивозбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) доверхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайновозбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающейстимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильнодействующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтомунечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянновыискивают ситуации, которые могут их возбудить.
Айзенк предполагает, что индивидуальные различия постабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы настимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, котораяоказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высокимуровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающиебеспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лицобнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже послеисчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.
Что касается исследований, посвященных выявлению основыпсихотизма, то они находятся в стадии поиска. Однако в порядке рабочей гипотезыАйзенк увязывает этот аспект с системой, продуцирующей андрогены (химическиевещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании вкровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однакопроведено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобыподтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.

Заключение
В наибольшей степени на теорию личности Айзенка повлияливзгляды трех ученых: Сирила Берта (Cyril Burt), Чарльза Спирмэна (CharlesSpearman) и Ивана Павлова. Берт, профессор Айзенка, и Спирмэн, лекции которогоон посещал, показали ему, что психометрические методы являются наилучшимспособом исследования личных качеств. От Павлова, которого он никогда невстречал лично, Айзенк получил знания о биологических основах личностныхструктур (Cohen, 1977). Таким образом, теория Айзенка включает в себя сильныйпсихометрический и биологический компоненты.
Популярность Айзенка обусловливается не только еготеоретическими построениями и блистательными достижениями на поприщепсихиатрии, но и склонностью к полемике. Его готовность вступать в споры сталалегендой. В начале 50-х годов Айзенк обескуражил многих психологов, а также иврачей других специальностей своим заявлением о том, что нет никакихдоказательств более высокой эффективности психотерапии по сравнению соспонтанной ремиссией. Иными словами, те люди, которые не получают никакоголечения, выздоравливают не менее часто, чем те, кто подвергается дорогостоящей,болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных психологов ипсихоаналитиков (Eysenck, 1952).
«Я обычно был против истеблишмента в угодумятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а яправ» (Eysenck, 1982, р. 298).
Айзенк был глубоко убежден в том, что черты личности итипы определяются прежде всего наследственностью. В начале 70-х годов он принялучастие в знаменитой дискуссии о наследуемости интеллекта, выступив в защитуАртура Дженсена (Arthur Jensen), который настаивал на том, что коэффициентинтеллекта (IQ) не повышается благодаря целенаправленному социальномувоздействию, а в большой степени предопределен генетически. Книга Айзенка«Спор о коэффициенте интеллекта» (The IQ Argument, 1971) настолько несоответствовала общепринятым взглядам, что в Соединенных Штатах«книготорговцы боялись, что их магазины подожгут, если они осмелятсяпродавать эту книгу, известные „либеральные“ газеты отказывалисьупоминать ее, и в результате в стране свободы слова было почти невозможноузнать о существовании книги или купить ее» (Eysenck, 1980, р. 175).
В истории психологии Айзенк останется блестящимполемистом и создателем оригинальной иерархической теории личности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.