Реферат по предмету "Психология"


Сущность и структура производственного конфликта

--PAGE_BREAK--

1. Внутриличностный конфликт. Участниками конфликта являются различные психологические факторы внутреннего мира личности: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д.

Ролевой конфликт – одна из наиболее распространенных форм внутриличностных конфликтов. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен вечера проводить дома, а служебное положение может обязать его задержаться на работе. Внутриличностные конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

В распространенной системе «коллектив – руководитель – вышестоящее руководство» руководитель часто должен действовать в условиях, когда люди или целые группы предъявляют к нему несовместимые требования и ожидания одновременно. Восприятие и осознание этой ситуации как конфликтной порождает ролевой конфликт.

Межролевые конфликты присущи сотрудникам и в связи с их гендерными различиями и соответствующими ожиданиями исполнения роли мужчины или женщины как это зафиксировано в культурных представлениях отдельной личности и жизнедеятельности служебного коллектива.

Ролевые конфликты во взаимоотношениях являются следствием частых расхождений между ролевыми притязаниями сотрудника и его реальным статусом в коллективе.

2. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, рабочую силу и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу, а подчиненный – что руководитель предъявляет к нему завышенные требования.

3. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление. Другой распространенный вариант конфликтов этого типа – конфликт между группой и руководителем.

4. Межгрупповой конфликт. Межгрупповые конфликты обусловлены чаще всего несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, наличием реальной конкуренции. Межгрупповые конфликты сопровождаются проявлениями «деиндивидуализации», т.е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.

5. Социальный конфликт. Во-первых, это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства; во-вторых, социальный конфликт выражается в результате столкновения разных социальных общностей – классов, наций, социальных институтов и т. д.; в-третьих, противодействующие стороны преследуют свои, различные, противоположные цели, интересы, тенденции развития.
Факторы возникновения и развития конфликтов

Причины конфликтов

Многие авторы особое внимание уделяют причинам возникновения конфликтных отношений. Например, В.Р. Дольник считает, что в основе человеческих конфликтов лежат биологические программы, направленные на стремление выжить в схватке за существование.

Дж. Ролз главную причину конфликтов в человеческом обществе связывает с нарушением норм социальной справедливости и, как следствие — с ущемленным чувством собственного достоинства. При этом сама справедливость — это соответствие между вкладом человека в решение каких-то вопросов и получаемыми за это благами (моральными или материальными).

С.Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей (различие потребностей); идеологические причины; причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры (например, когда цели и задачи разных уровней организации или управления обществом не соответствуют друг другу).

Выделяются также и более конкретные причины конфликтов:

·                   социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе);

·                   причины морально-этического порядка (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы);

·                   причины организационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных);

·                   причины конфликтов по информационным факторам, например: неполные или неточные факты о каком-либо объекте (порождают неправильные представления и слухи); нежелательное обнародование информации; невольная (или вольная) дезинформация; некорректная интерпретация фактов и т.п.;

·                   причины конфликтов по структурным факторам, например: неопределенность вопросов законности власти; неопределенность вопросов подотчетности; неясность в вопросах собственности и т.п.;

·                   ценностные факторы конфликта, например: нарушение групповых верований и норм поведения; нарушение профессиональных ценностей и интересов; нетерпимость в отношении ценностей других групп или людей и т.п.;

·                   факторы отношений, например: неудовлетворенность существующими отношениями; несогласованные цели взаимоотношений (непонимание друг друга); неудовлетворенностью длительность отношений и т.п.;

·                   поведенческие факторы, например: поведение угрожает безопасности кого-либо; поведение создает для кого-то дискомфорт и т.п.

М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн выделяют основные причины производственных, организационных конфликтов:

1.                   Проблемы распределения ресурсов в организации (проблема несправедливости распределения).

2.                   Различия в целях (чем больше специализация внутри организации, тем больше взаимного непонимания, т.к. у каждого структурного подразделения — свои интересы).3) Различия в представлении о ценностях (например, о такой ценности, как право выражать свое мнение в присутствии начальника…).

3.                   Различия в манере поведения и жизненном опыте (особенно если люди работают в одном подразделении).

4.                   Неудовлетворительные коммуникации, часто ведущие к взаимному непониманию сотрудничающих сторон.

М.И. Марьин и Е.А. Мешалкин, описывая типичные конфликты в системе МВД, разделяют причины конфликтов на следующие группы:

Финансово-организационные причины конфликтов (заработная плата, премии, льготы, повышение по службе и т.д.), распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены, и необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Противоречия между организацией труда и его оплатой снижают заинтересованность в результативности деятельности и провоцируют конфликты.

Материально-технические причины конфликтов. Отражают наличие противоречий между средствами и предметом труда или между средствами и процессом труда.

Взаимосвязанность задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задач. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях (например, разный уровень профессиональной квалификации) приводит к конфликту.

Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организации возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Кроме того, отдельные сотрудники тоже могут преследовать собственные цели, не совпадающие с целями других.

Конфликты из-за недостатка информационного обеспечения деятельности. Неудовлетворительные коммуникации. Отсутствие необходимой для деятельности информации, несвоевременность ее поступления, избыток или недостаток информации, существенной для принятия решения, недостоверность информации создают условия для субъективного восприятия ситуации в качестве конфликтной, служебных задач как трудновыполнимых, что может провоцировать конфликты.

Стиль управления. Стиль управления может вызывать конфликты, когда имеются противоречия между целями служебного коллектива или личности с методами управления. Наиболее типичным примером являются просчеты в кадровой политике, когда руководством дается неадекватная оценка профессиональной пригодности и моральных качеств сотрудников (например, при игнорировании заслуженных притязаний на вышестоящую должность, закрепление должности за сотрудником). При этом авторитет руководителя, вовлеченного в конфликт, падает, вне зависимости от исхода ситуации в целом.

Среди непосредственных причин конфликтов в служебных коллективах выделяются следующие:

1.                 Недостатки организации и планирования работы исполнителей;

2.                 Жесткость стиля руководства;

3.                 Уровень заработной платы, премий, распределений отпусков;

4.                 Отношения между сотрудниками;

5.                 Недобросовестное отношение к работе отдельных сотрудников;

6.                 Недостатки в общении руководителя с подчиненными;

7.                 Недостатки профессиональной подготовки;

8.                 Личностные особенности некоторых сотрудников.

Конфликтные личности. Поведение в конфликтных ситуациях

Характер протекания и результат конфликта зависят от личностных характеристик и поведения конфликтующих сторон. Поэтому при анализе, планировании и разрешении конфликтов необходимо учитывать эти факторы.

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения. В целом конфликтные личности характеризуются: 1) резким отличием партнеров по своим психологическим характеристикам (например, если мы медлительны и основательны, то нас будет раздражать чья-то суетливость и торопливость); 2) недостатком общей культуры и психологической культуры общения; 3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Далее авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей:

1.                 Конфликтная личность демонстративного типахарактеризуется следующими особенностями поведения:

·                   хочет быть в центре внимания (любыми путями);

·                   отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие;

·                   легко даются поверхностные конфликты (часто выходит «победителем», т.к. окружающие воспринимают такие конфликты как «хохму»);

·                   рациональное поведение выражено слабо, более выражено — эмоционально-импульсивное;

·                   плохо планирует свою деятельность;

·                   избегает кропотливой, систематической работы;

·                   конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно (конфликт — как способ продемонстрировать себя);

·                   часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает.

Соответственно руководителям и коллегам следует чаще делать им комплименты — по принципу: «Лучше подыграть в малом, чем потом расхлебываться с потенциальным врагом, мстящим за отсутствие знаков внимания».

2.                 Конфликтная личность ригидного типа:

·                   подозрителен;

·                   обладает завышенной самооценкой;

·                   постоянно требует подтверждения собственной значимости;

·                   прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию;

·                   с трудом принимает чужую точку зрения;

·                   очень обидчив.

Руководителям и коллегам проще вести себя с такими людьми так, чтобы не провоцировать лишние обиды и подозрения. Таким сотрудникам лучше не поручать работы, связанные с гибким поведением.

3.                 Конфликтная личность неуправляемого типа:

·                   импульсивен, плохо контролирует себя;

·                   поведение непредсказуемо;

·                   часто ведет себя вызывающе и агрессивно;

·                   постоянно требует подтверждения собственной значимости; в своих неудачах любит обвинять других;

·                   не умеет планировать свою деятельность;

·                   не учится на ошибках прошлого опыта.

В общении с такими работниками следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их «неконтролируемость» часто повторяется. Поэтому, если изучить типичные реакции таких людей, то можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда деловых вопросов (например, брать таких вспыльчивых сотрудников на те переговоры, где многое решается с помощью эмоций, а не разума). К сожалению, «управление» поведением таких работников чем-то смахивает на манипуляцию.

4.                 Конфликтная личность сверхточного типа:

·                   скрупулезно относится к своей работе;

·                   предъявляет повышенные требования к себе;

·                   очень требователен к окружающим;

·                   обладает повышенной тревожностью;

·                   чувствителен к деталям и мелочам;

·                   иногда может порвать отношения с кем-либо, т.к. ему «показалось», что его «обидели»;

·                   сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко мучается бессонницей, головными болями и т.п.);

·                   сдержан во внешних, особенно в эмоциональных проявлениях;

·                   плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон.

В общении с такими людьми лучше не травмировать их напрасно. Тем более, что они и так часто страдают из-за своих странностей. Лучше давать им такие работы, где они смогут проявить свою скрупулезность и ответственность, т.е. давать им возможность использовать свои недостатки с пользой для общего дела, а значит, повышать, хотя бы таким образом, чувство их собственной значимости.

5.                 Конфликтная личность «бесконфликтного» типа:

·                   неустойчив в оценке и мнениях (часто меняет мнения о других людях);

·                   обладает легкой внушаемостью (поверит во все, что угодно, «лишь бы не огорчать собеседника»);

·                   характерна некоторая непоследовательность поведения;

·                   ориентирован на сиюминутный успех в данной ситуации;

·                   зависит от мнения лидеров (хочет всегда казаться «хорошим»);

·                   излишне стремится к компромиссу;

·                   не обладает достаточной силой воли;

·                       продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Заготовка витаминного сена
Реферат Животноводство и птицеводство, их кормовая база
Реферат Отчет о товарообороте и запасах товаров
Реферат Засуха на территории республики Адыгея
Реферат Изучение продуктивности сортов ячменя в условиях северной лесостепи Челябинской области
Реферат Землеустройство с основами геодезии
Реферат Библиография по гипнозу
Реферат Изучение продуктивности сорго-суданковых гибридов в предварительном испытании в предгорной зоне Крыма
Реферат Изучение влияния соединений тяжёлых металлов на почву и растения (на примере соединений кадмия и свинца)
Реферат Интенсивная технология возделывания кукурузы на силос
Реферат Изучение устойчивости перспективных сортов картофеля к болезням разной природы происхождения и их влияние на урожайность в условиях Кемеровской области
Реферат Влияние IV части Гражданского Кодекса России на правовое регулирование IPTV контента
Реферат The Deviance Of Marijuana Smokers Essay Research
Реферат Отчет по практике по профилю специальности ППС 0800110
Реферат Комбинированные орудия для предпосевной обработки почвы