Реферат по предмету "Психология"


Сущность и структура Я-концепции

Содержание
Введение
1. Сущность Я — концепции
2. Структура Я- концепции
3. Динамика Я-концепции
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Каждыйчеловек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы имобладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Тема человеческого «Я»для науки всегда была и остается самым загадочным местом, куда, как иногдакажется, еще не ступала нога человека. И сколько глубоко в познание этой тайныни продвигалась бы наука, исследователям думается, что осталось самоеинтересное и еще непознанное. Заглянуть во внутренний мир человека, проанализироватьскрытые от глаз людских и экспериментальных приборов тонкие структурычеловеческой души — задача не из простых.
О человеке, его историческом прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много.Но все так же велико стремление людей кпостижению себя и человечества.Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы иискусства стремятся все глубже исследовать ираскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, яснее увидеть ееперспективы в современную и будущую эпоху. Разумеется, вопросы этиставятся и осмысливаются по-разному.
Вработе поставлена цель – определить модель профессиональной деятельностипрактического психолога с позиции  Я-концепции человека.
Чтобырешить эту задачу необходимо рассмотреть сущность и структуруЯ-концепции, а также динамику ее развития.
1. Сущность Я – концепции
«Я-концепция»(self-concept) — восприятие индивидом самого себя иего размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющиесвоеобразный центр управления внутри человека.
Что жеозначает термин «Я-концепция», какой реальныйпсихологический смысл в него вкладывается? В литературе, какотечественной, так и зарубежной, нет единой трактовки,и ближе всего по смыслу находится самосознание.Но Я-копцепция — понятие менее нейтральное,включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическаясистема представлений человека о самом себе,в которую входит как собственно осознание своих физических,интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективноевосприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникаету человека в процессе социальноговзаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психическогоразвития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутреннимизменениям и колебаниям психическоеприобретение. Оно накладываетнеизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самогодетства до глубокой старости.
Я-концепцияявляется важным фактором организации психики и поведения индивида, посколькуопределяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влиянийбесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждогочеловека. Окружающиймир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призмуЯ-концепции, формирующейся в процессесоциализации, воспитания, но имеющей и определенныесоматические, индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и черезних проявляется человек исоответственно преломляется его Я-концепция.В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие отситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент), Я-концепция создает у человекаощущение своей постояннойопределенности, самотождествленности.Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых,всегда незавершенных представлений особственном Я — Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческимкомпонентами.
Психологив составе человеческой личности, т. е. нашего Я, выделяют два компонента, аименно Я-концепцию (мысли о себе) и самооценку (чувства по отношению к себе иоценка себя). Иногда две составные части — мысли о себе и оценку себя — неразводят, а сводят воедино. Получившееся целое как раз и называют Я-концепцией.В связи с этим в психологической литературе можно встретить определение этогофеномена, ставшее уже классическим: «Я-концепция» представляет собойсовокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки итенденции поведения.
Какнаучное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительнонедавно.2. Структура Я- концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ниединства в терминологииотносительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другиеиспользуют для обозначения ее отдельных аспектов.
Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры [2, с.64].
На еевершине располагается глобальнаяЯ-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.Это — чувство собственной преемственностии неповторимости. В нем выделены дваэлемента — Я- сознающее и Я-как-объект. Однако в реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, чтообразуют единое, практически нерасторжимоецелое. Я-как-объект существует лишьв процессах сознавания и является содержаниемэтих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.Разделять результат и процесс рефлексивногомышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом  плане онисуществуют слитно. Точно так же образЯ и самооценка поддаются лишь условномуконцептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида копределенному поведению; поэтомуглобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида,направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсыили модальности.
Существует,по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я —установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальныеспособности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том,каков он на самом деле.
2. Зеркальное(социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как еговидят другие.
3. Идеальное Я — установки, связанные спредставлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
концепция самоопределение психологический смысл

СтруктураЯ- концепции
/>
 
Большинствоавторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередкоподчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся киндивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самомсебе. Хочется отметить, что у индивида, реальное Я и социальное Я должны бытьсогласованы по содержанию. Но, с другой стороны, между содержанием реального Яи содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которыеподдаются объективному намерению.
ИдеальноеЯ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния иустремления индивида. Идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает сосвоим будущим. Можно рассматривать его как образ человека, которым индивидхочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которыенеобходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда исовершенства. Многие авторы также связывают идеальное Я с усвоением культурныхидеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеаламиблагодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственнывсякому индивиду.3. Динамика Я-концепции
Первымшагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек —это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинаетформироваться в раннем детстве. При формировании Я-концепции происходитразвитие представлений о самом себе. Я-концепция — это то, что видит индивид,когда смотрит на себя с различных точек зрения, когда определяет свои внешниеданные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. В этом смыслеЯ-концепция — система установок по отношению к самому себе. Такова идентичность«Эго», или личная идентичность индивида, которая является совокупностьюсамоопределений или образов «Я».
Наформирование Я-концепции большое влияние оказывает характер отношений сродителями. Девушки-подростки, которые близки с матерью, чувствуют себяуверенными, умными, рассудительными и самостоятельными. Те, кто такой близостине ощущает, видят в себе негативные качества — мятежность, импульсивность,обидчивость и бестактность. Подростки, которые близки с отцами, обладаютзначительно более высокой самооценкой и стабильностью образа «Я» по отношению ктем, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Другие данныеподтверждают хорошо известную из психоанализа теорию о том, что положительныеотношения мальчика с отцом и девочки с матерью гораздо важнее для формированияадекватной Я-концепции, чем принадлежность к какому-либо социальному классу.Психологи утверждают, что в возрасте примерно 12 лет у подростка возникаетинтерес к собственному внутреннему миру, с этого и начинается познание самогосебя: подросток анализирует свое поведение, свои личностные качества и врезультате приходит к некоторому познанию своего Я. Затем самопознаниеусиливается, углубляется, одновременно усиливаются его дифференцированность иобобщенность, и уже к 15—16 годам у подростков складывается представление осебе как цельной личности, отличной от других людей, формируется «Я-образ», или«Я-концепция».
Наосновании представления о себе как личности у подростка к 16 — 17 годамвозникает особое личностное новообразование — психологическая готовность ксамоопределению. Это возрастное образование личности подростка с точки зрениясамосознания субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя вкачестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимойпозиции. Однако самоопределение личности предполагает не только знание субъектао себе, но и деятельность его, осуществляемую в соответствии с этими знаниями.С возрастом Я-концепция изменяется и постепенно стабилизируется к началуюности. Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрастепримерно 12 лет [2, с.386-390].
Способностьразмышлять о себе необходима подросткам для формирования ядра личности, которуюученые называют его Я-концепцией. Больше других ее исследованием занимаютсяпсихологи. Юному человеку приходится формулировать некоторые убежденияотносительно себя, например: «Я симпатичный», «У меня хорошие способности кучебе» или «Я популярен». Множество суждений относительно своей личностипереплетаются в сложную картину, охватывающую все стороны взаимоотношений свнешним миром. Это и есть Я-концепция.
Анализируязащитные функции Я-концепции, необходимо упомянуть о столкновении двухэлементов — сформировавшейся когнитивнойсхемывнутри нас и привходящего извне нового опыта. Если новый опыт, полученныйиндивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легкоассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключенаЯ-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления,противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитныйэкран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Втом случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивидао себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколькоэто позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, можетусваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких,например, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию вуравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу.
Нашеповедение в соответствии с той или иной ролью не исчерпывает содержанияличности. Социальная роль — проявление внешнего, или официального Я. Кроме негосуществует внутреннее Я. Таков тезис о двойственности человеческой натуры. Нашевнешнее Я формируется обществом, социальной иерархией, многочисленнымиинститутами и организациями. Оно принудительно навязано нам часто вопрекинашему желанию. Наше внутреннее Я — это прибежище нереализованных желаний ивозможностей, то, какими мы желали бы стать, не будь принудительныхобстоятельств. Таким образом, внешнее Я — это тот образ, каким нас хотели бывидеть окружающие, а внутреннее Я — это то, какими мы хотели бы видеть себясами. Они и противостоят, и дополняют друг друга. То, что было отнято и нереализовано в первом, восполняется и реализуется вторым. Ядро человеческого Явсегда прикрыто социальной маской, подобающей случаю.  Если внутреннее Ясоставляет то, что можно назвать нравственным стержнем или ядром личности, тооно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время внешнее Я,постоянно приспособляющееся к изменяющимся ситуациям, правилам игры, моде ивкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которыеприходится разыгрывать человеку в данное время. Психологи уверены, что укаждого человека как минимум два Я, которые находятся то в гармонии, то вконфликте друг с другом. Философы утверждают, что их может быть больше. КаждоеЯ — целостная система принципов, суждений, нравственных норм, целей, мотиваций.
1.«Субъективное» (пристрастное) Я — это уровень притязания, мотивация достижений,стремление реализовать свой потенциал, а также преувеличенная оценка своихспособностей.
2.«Отраженное Я». Оно возникает в процессе социализации. Это совокупностьпредставлений о том, что другие думают о нас. Что думают не вообще, а по нашемумнению. Благодаря наличию в нас первого — «Субъективного Я» — каждый человекочень избирательно прислушивается к мнению о себе окружающих. Обычно онпропускает мимо ушей то, что ему не нравится, что он не хотел бы слышать, чтоему может принести вред или что ему совсем ничего не принесет. Избирательное, илиселективное, отношение к поступающей от окружающих информации основано набольшой любви к себе либо на желании все объективно взвесить и не допуститьошибок. Таким образом, «Отраженное Я» может быть чрезмерно субъективным,пристрастным, а может быть достаточно объективным и взвешенным. Ориентируясь надругих, индивид постоянно вносит те или иные коррективы в свои действия. Другиеслужат ему социальным зеркалом. Оно выполняет функцию своеобразного контролера,который отлеживает реакции окружающих.
3.«Идеальное Я» — это то, каким бы я хотел быть. В качестве ориентира берутся невсе окружающие, а лишь избранная часть их. Они называются референтной группой.Такая группа включает в себя тех людей, на кого мы хотели бы походить.Поскольку идеал никогда полностью не осуществляется, у индивида отмечаетсяпостоянное напряжение, которое возникает из-за того, что «Реальное Я»расходится с «Идеальным Я». Общая тенденция такова: чем больше этот разрыв, тембольше психологическое напряжение и неудовлетворенность собой. С возрастом оноослабевает. Но не потому, что с годами мы все больше приближаемся к своемуидеалу, а потому, что мы все больше перестаем ориентироваться на него.
4.«Ожидаемое другими Я» — это то, что хотели бы видеть во мне другие, то, что ониожидают от меня, по моему мнению. Чаще всего сферу «Ожидаемого Я» определяютродители. Как правило, «Ожидаемое другими Я» строится с ориентацией на самогоавторитетного для нас человека. Им может выступать отец, мать, кто-то изродственников, друзей, а иногда учитель. Причем чем сильнее авторитет, темсильнее ориентация на его ожидания. Чем больше эмоциональная привязанность кавторитету, тем сильнее собственные ожидания подчиняются его ожиданиям.
5.«Выставочное Я», или «Демонстративное Я», — это совокупность поведенческихактов, намеренно показываемых другим, дабы у них сложилось о нас лучшеевпечатление, чем мы есть на самом деле. Сюда надо также включить взгляды, идеи,манеры поведения и т. п., которые мы выказываем или высказываем независимо отсвоего статуса или социальной роли.
6.«Домашнее Я». Оно проявляется, когда человек снимает парадную одежду ивыставочные манеры поведения и расслабляется. У некоторых людей«Демонстративное Я» и «Домашнее Я» различаются очень сильно, а у других онипрактически совпадают. Чем меньше зазор между ними, тем более целостнойявляется личность человека, тем сильнее в ней развиты нравственные начала.
7.«Интимное Я» — еще более потайная часть «Домашнего Я», которая скрывается дажеот самых близких и родных людей. Это последняя линия обороны личности. Укаждого из нас найдется, что скрывать даже от самых близких людей, чтосоставляет неприкасаемую тайну.
ФормированиеЯ — концепции сложный и разносторонний процесс, который никогда незаканчивается. Основы закладываются еще в детстве, но на протяжении всей жизничеловек может корректировать свою Я-концепцию.
Заключение
ЗначениеЯ-концепции дляпонимания человеческой личноститрудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионной эволюции двуногоесущество стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт непрорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привыкразмышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своихинтересов. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия надсобой предшествуют и служат мотивационным базисом всего поведенческогокомплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, чтоЯ-концепция выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди,которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную ксамым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могутсделать и чего не могут.
Таким образом, можно сделать вывод, что Я-концепцияпредставляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включаетубеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать каксвойственный каждому индивиду наборустановок, направленных на самого себя.
Я-концепция является важным фактором организации психики иповедения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источникоможиданий индивида.
Список литературы
 
1. Бернс Р. РазвитиеЯ-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
2. Кравченко Общаяпсихология.
3. Кулагина И.Ю.Возрастная психология. Учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера: Юрайт, 2001. – 464с.
4.  Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн.- 4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Психология.- 640 с.
5. Болотова А.К.Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2006.- №2. – с.116-125.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.