Субъектныйконтекст развития Я-концепции
План:
Роль символов в становленииЯ-концепции
Социальная природа Я
Системность социальныхвзаимоотношений и функции Я
Понятие о рабочей, сложной и стойкойЯ-концепции
Я-концепция в структуре интегральнойсубъективности
Структурная составляющая психологическойсамоорганизации человека в образовательном процессе
Рольсимволов в становлении Я-концепции
Я-концепция,как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них- имя человека. Именно этот символ, с помощью которого он себяопределяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этогоявляются два момента: с одной стороны, имя всегда так или иначе объединяется сносителем концептуального Я, с другой – на конкретное имя сообщество реагируеттак, словно на самого живого человека. Когда чье-то имя неправильно произносят,забывают или путают с другими, то его носитель чувствует себя оскорбленным. Экспериментальнодоказано, что те, кто прячется от милиции, по обыкновению не разглошают полностью своего настоящего имени. Большей частьюсохраняется или основа фамилии, или лишь инициалы, или то и другое. Очевидно,здесь сталкиваемся с конфликтом между желанием избегнуть того, чтобы личностьузнали, и боязнью потерять ощущение собственной определенности.
Символ (грец. sumbolon — условный знак) — этонекоторый объект, образ действия или слово. Например, флаг — это символ наций,и люди, — отмечает американский ученый Тамотсу Шибутані, — ведут себяотносительно соответствующей ткани так, словно это сама нация, с которой ониидентифицировались. Чувства также имеют символы. Это может быть поцелуй какпроявление любви.
Новажное значение в формировании Я-концепции представляют лингвистические символы– артикулярные звуки, письменные знаки, возглашенные слова. Они могут побуждатьлюдей воевать, пойти в монастырь и т.п… Поэтому символическое значение любогоявления помогает объединять практическое с духовным, человеческое скосмическим, беспорядок с порядком, случайное с причиновым.
Вчастности, память основывается частично на лингвистических механизмах. Числа икалендари организовывают распределение событий и времени, и любой из наспонимает, как тяжело было бы без таких символов систематизировать прошлыесобытия. Также человек, например, не мог бы припомнить и рассказать о цветесвоего дома, в котором жила в детстве, если бы не было слов, которые обозначаютцвет.
Особеннопоказательными являются переживания человека, который страдает физическминедостатками. Например, Элен Келлер, которая с детства была слепой и глухой,написала несколько книг, в которых описала яркие цвета и прекрасную музыку благодарясимволам. Когда ее попросили это объяснить, мисс Келлер ответила, что понимает значениепоследних через переданную ей многоаспектную символику. Итак, взгляддевушки на мир связан не столько с чувственностью, сколько с символическимокружением. Известно, что другие люди постоянно разговаривают о вещах, которыхникогда не видели. Исторические события также воспринимаются не непосредственно,а лишь через воображение. Так и картина мира является скорее продуктомсимволической коммуникации, чем опыта. И вдобавок существует многосимволических действий (пожимание руки, курение и т.п.), которые являютсяэлементами сохранения благоустроенной жизни.
Немало человеческих чудачествстанут понятнее, если учесть, что лицо человека и некоторые из его физическихособенностей также являются символами его Я-концепции. Високоиндивидуализованыечерты лица личности легкие для узнавания. Каждый раз, когда человек осуществляетчто-то особое и хочет запомнить этот случай, то делает фотографию, на которой хорошопредставленная ее физиономия. Даже молодая женщина, которая побеждает на конкурсекрасоты благодаря форме своих ног, будет встревоженная, если в кадр, который появитсяна следующий день в газете, не попадет ее лицо. Задержанный преступник стараетсяотвернуться, когда на него направленная кинокамеру. Отсюда понятно, что даже определенныечасти тела (прежде всего лицо) сыграют важную роль в формировании Я-концепции, выполняяв дальнейшей жизни функцию значащихсимволов.
Люди формируютсоответствующие представления о себе прежде всего благодаря символической коммуникации.Все ощущения переплетаются и интегрируются, и личность способна биполяризироватьсвое поле восприятия лишь тогда, когда благодаря уму и воли разъединяет свои переживанияна определенные составные. Манипулирование такими составляющими в воображении значительнооблегчается путем подстановки лингвистических символов, которое ограничивает развертываниеперсонификации, хотя именно символы дают возможность описывать и упорядочивать человеческийопыт. Поэтому Я-концепция научно обосновывается путем реконструкции ментальногоопыта средствами лингвистического категориального анализа, который с различнымуспехом проводит социальная группа и ее всевозможные представители.
Это предположениечастично может быть подтверждено в результате изучения личностей, которые не способныадекватно пользоваться символами. Исследование докозали, что люди, которые страдаютна афазией, преимущественно руководствуются инстинктивными нуждами. А вот пациенты,которые выздоравливали после шизофрении, подтверждают, что в случае потери способностипользоваться символами границы между человеком и окружением исчезают. Взрослыеличности, которым гипнотизер навеял, что они еще маленькие дети, воспринимают своетело как тело очень маленького роста. Когда одному з тех, кто находился в этом состоянии,приказали толкнуть своего отца, то он, выполняя эту задачу, изменил собственнуюсхему тела и представление о своей физической силе, а тело воспринял как такое,которое увеличивается. Поэтому познание себя как человека не толькоорганизуется с помощью лингвистических символов, а и способно изменятьсяблагодаря ним. Итак, символическая среда и идентификации взыскивают формообразовательноевлияние на Я-концепцию социальной личности.
Афазия(грец. а — отрицательная часть + phasis — высказывание) — системноенейропсихологическое нарушение, которое проявляется в разладах языка, которые возникаютчерез органические повреждения мозга.
Социальнаяприрода Я
Интереснойтакже является гипотеза относительно того, только ли лишь людям присуще ощущениеЯ. Экспериментальные исследования, проведенные в этом аспекте доказывают, что нетолько человечество уникальное в этом плане. Ученые помещали зеркало в клеткуобезьяны и ждали, пока животное привыкнет к этой вещи. Потом на короткий срок ееусыпляли и на бровь или ухо наносили красную краску без запаха. Что возникало, когдаобезьяна просыпалась и видела себя в зеркале? Шимпанзе и орангутанги мгновенно притрагивалиськ тому месту, где была красная краска. А вот гориллы и другие виды обезьян редкоили вообще не обращали внимание на наличие последней. Указанноеисследование констатирует такой факт: «у шимпанзе и орангутанговсуществует элементарная Я-концепция. Они осознают, что их образ в зеркале — этоони сами, а не другая обезьяна, и понимают, что имеют другой вид, чемраньше».
Другиеисследования, проведенные по аналогии с этим экспериментом, выявили, чтосамоузнавание у человека возникает приблизительно в возрасте двух лет. 75% детей21-25-ти месяцев притрагивались к своим носам, выкрашенным исследователемкрасным цветом, и 25% 9-12-ти месячных грудных детей совершали так же.
Соответственнотому, как мы взрослеем, наша Я-концепция постепенно усложняется. Психологиизучали процесс изменения Я у людей с детства и к становлению зрелости. Личностейраннего возраста просили ответить на вопрос: «Кто Я такой?». Большейчастью дети указывали на четкие, однозначно понятные, характеристики: возраст,пол, имя, местожительство и др. Когда индивид взрослеет, то, разумеется,начинает придавать меньшее значение физическим данным и больше сосредотачиваетсяна психологических состояниях (например, на мыслях) или на профессиональномросте.
Крометого, эксперименты с человекоподобными обезьянами показали, что и социальный контакттакже имеет большое значение для развития Я-концепции. Исследователи сравнивалиповедение двух шимпанзе – той, которая выросла в нормальной семейной группе, и изолированнойот своего племени. Обеим обезьянам нанесли красную краску на бровь, потом ихпоместили в разные комнаты без зеркала. Психологи отмечали, насколько частошимпанзе притрагивались к подмеченным участкам на голове. Более позднее зеркалопринесли в комнату. Обезьяна, которая жила в племени, мгновенно смотрела в негои рассматривала красное пятно у себя на голове. А социально изолированная нереагировала на изображение вообще, т.е. не узнавала себя в зеркале. Итак,социальное взаимодействие имеет решающее значение для становления и развития природыиндивидуального Я.
Вообщесамопонимание полностью возникает тогда, когда мы сравниваем себя с другими. Ведьизвестно такое: когда человек стремится определить свои ощущения, черты своейличности и способности, то важным источником могут быть ощущения и чертыдругих. Предположим, Вам дали тест, чтобы проверить чуткость, и вместе с темрешили выяснить, насколько хорошо Вы вникаете в проблемы окружающих. В задачувходит чтение отрывков из автобиографий, проговоривши которые, надо сделатьвыводы о личных проблемах автора, если они у него есть. После того, как Вызаполнили тест, сообщают, что Ваша оценка 35 баллов. Что человек узнает? Ничего,поскольку не знает, что означает 35 баллов: плохо это или хорошо? Предположим,Вам сказали, что вся тестовая шкала содержит от 0 до 50 баллов. А теперь, чтоВам известно? Кое-что больше, чем в предыдущем случае, поскольку, хотя и ненабранная максимальная сумма, все же достигнут результат, который равняетсядвум третьим названной шкалы. Так вот, чтобы получить объективную информацию,нужно знать количественные достижения других лиц. Когда скажут, что кто-тополучил от 0 до 20 баллов, то Вы, наверное, ответите: «Чудесно! Я в самомделе очень чуткий человек!». С другой стороны, если сообщат о том, чтокто-то набрал больше 45 баллов, то возникнет сугубо противоположное ощущение — чувство неуверенности.
Указанныйпример иллюстрирует теорию социального сравнения природы Я Л.Фестингера.Согласно ней человек узнает о своих способностях и установках только тогда,когда сравнивает себя с другими. Эта теория отвечает на два важных вопроса: а)когда Вы себя сравниваете с такими как Вы? и б) с кем Вы стремитесь себясравнить? На самом же деле, если личность неуверенна в том, насколько хорошочто-то выполняет (например учится), или что-то ощущает, то начинает наблюдатьза другими людьми и, естественно, сравнивать себя с ними.
Относительно второговопроса, то у человека сначала возникает первичный импульс сравнить себя совсеми, кого он видит рядом. Этот процесс происходит быстро и автоматически. Оценивсвою деятельность и действия других, разворачивается анализ, которыйподтверждает, что не все сравнения будут одинаково достоверные. Например,предположим, что у человека возникло желание узнать, насколько он одарен какпсихолог и вообще, есть ли у него профессиональные способности в выполненииэтой работы. Что будет для Вас наиболее приемлемым: сравнивать себя с ЗигмундомФройдом, Сергеем Рубинштейном или с коллегой, которая практикует в школе сучителями и учениками? Не удивительно, что Вы изберете последнюю ситуацию,поскольку, наблюдая за способностями друзей, есть возможность оценить,насколько Вы сами одарены в психологии как профессионал. Ведь сравнения себя с3.Фройдом не принесет утехи, поскольку в своих открытиях этот гений стоитвесьма высоко над Вами.
Иногдалюди формируют восходящее социальное сравнение, когда сравнивают себя с теми,кто той или другой мерой лучше, чем они сами. Но, с точки зрения самопознания, полезнееоценивать себя рядом с теми, кто похож на нас самых. Если Вы сравниваете свой психологическийталант с Вашим братом, то это — нисходящее социальное сравнение. Применениев жизни последнего — стратегия защиты и намеренное расширение своего Я. И этопонятно: только сравнивая себя с менее одаренными личностями, можно вмиг прийтив восхищение собой, пусть ситуативно приобрести самоуважение и самоуверенность.
Выводочевидный: с кем мы себя сравниваем, зависит от того, какую цель ставим передсобой. Когда хотим точно оценить собственные способности и мысли, то сравниваемсебя с людьми, похожими на нас. Если же нам нужна информация о том, к чему насамом деле стремимся, то при этом применяем восходящую тактику социальногосравнения. И, в конце концов, когда целью является обогатить или расширить свойобраз Я, то оцениваем себя с менее счастливыми особами и таким образомдостигаем внутреннего комфорта.
Итак,в жизни людей существуют такие способы понимания социальной природысобственного Я, как:
■символика, которая организовываети упорядочивает существование каждого;
■интроспекция (процесс,с помощью которого личность наблюдает за собой, розмышляючи над своими мыслями,ощущениями и мотивами);
■социальное взаимодействие, через которое каждый имеет возможность самоопределяться и занять адекватнуюроль в обществе, получить соответствующий статус.
Интроспекция(лат. intro — внутри + skoreo — смотрю)- исследовательский прием психологических процессов, который основывается на наблюдениисобственных психических процессов и состояни, без использования любых инструментовили эталонов.
Системностьсоциальных взаимоотношений и функции Я
Я-концепцияи большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляетсясо дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает,как относятся к нему другие, и на началах этой информации формирует суждение о том,к которому психотипу принадлежит. Мысли человека о своих способностях и физическихданных, о том, каких поступков от него ожидает окружение, возникают в процессе егоучастия в организованных группах. Именно этот исходный тезис дал возможность описатьчеловеческое ощущение личностной определенности как зеркальное Я. Концепциясобственного Я — это отображение тех свойств человека, которые воспринимаются другимичленами общества. Человек конструирует персонификацию на подпочве обратных социальныхреакций. Если к нему постоянно обращаются так, словно он представляет собой кое-чтоособое, то этот человек почувствует себя необыкновенным, чрезвычайным или простооригинальным, в отличие от других. Недавно, что Все сограждане очень чувствительныек реакции народной массы и обращают внимание на любой сигнал, который мог бы статьим ориентиром. Итак, Я-концепция развивается только в актуально-динамическомформате социального взаимодействия. Именно его наполнение, масштабность икачество определяют то, какой будет личность и ее самосознание в частности.
Человекформирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективнойточки зрения. Логически предположить, что, рассматривая себя, каждый становитсяотображением того, что, на его убеждение, думают о нем другие. Общеизвестно,как человек оценивает себя самого, отвечает поэтому, как, на его взгляд, о немдумают люди вообще, а также те, кто находится во временной с ним группе.
Развитие Я-концепции депроблематизуєтьсяи значительно облегчается в тех социальных системах, где четко определена номенклатурастатусов: здесь каждый знает, каких шаблонов поведения и личностных черт нуждаетсято или иное его положение в социуме. Врачу или священнику следует оставаться в городе,где властвует эпидемия, а солдату непристойно исчезать с поля боя. Честь человека- самісна модель, которой она придерживается, поскольку занимает соответствующееположение в обществе. Требования и нормы, которые личность ставит перед собой икоторые исповедует, подкрепляются мыслями других людей. Больше сотниадминистраторов разных бюрократических организаций воображают самих себя так,как лучше всего характеризует эту категорию служащих гражданская масса, т.е.как людей, заинтересованных в достижениях предприятия, решительных, организаторськиспособных и реалистически сориентированных.
Каждыйчеловек привлечен к системе социальных взаимоотношений. Он ожидает, что другиебудут обращаться к нему с позиций человечности. Когда негр посещает запрещенноедля него место, то он, естественно, ощущает вражеские реакции со стороныприсутствующих; если же его встречают приветливо, то у него возникает удивлениеи подозрение. Именно так, подходя к незнакомой женщине, чтобы спросить онаправлении движения на дороге, мужчина приветливо обращается к ней, посколькуожидает на любую взаимность, словно обнимает свою собственную жену. Аналогичнок этому ощущению определенности человек подвергается постоянным испытаниям вконкретных ситуациях социального взаимодействия.
Если счеловеком ведут себя как с нищим, то он большей частью именно такимой себя и воображает,а его поведение приобретает инфантильные черты. Ведь нередко в военных частяхофицеры жалуются, что их подчиненные полностью беспомощные и не способны отвечатьза свои поступки. Подобно этому в некоторых колледжах, где за студентами постоянноследят, словно за преступниками, руководители испытывают удивление, что системасамоуправления недейственная. Во времена инквизиций, когда предъявляли обвинениелицам потому, что они принадлежат к религиозным сектам, некоторые из них сами сознавались,что были колдунами. Последние поверили в свою вину и соглашались со смертным приговором,который возглашал суд. Стремясь исправить «греховные поступки », они впутывалив дело друзей, которые были совсем непричастны к этому. Такие людипереоценивали определение самих себя через последовательное отрицательноеотношение, которое ощущали со стороны окружающих.
Взаимоотношения между Я-концепциейи социальным статусом иногда оказываются в обостренной чувствительности некоторыхлюдей к статусной символике. Например, молодой врач старается, чтобыстетоскоп выглядывал из его кармана, подчеркивая таким образом своепревосходство над лаборантом. Отличие между теми, кто получил соответствующийстатус, и теми, кто этого не достиг, освещеннов специальном опрашивании. Каждомуиз 468 лиц, старше шестьдесят лет, было предложено охарактеризовать самого себя.60 % ответили, что они — «люди среднего возраста», и лишь 38%заявили, что они «старые». Анализ показал, что молодыми считают себяте, кто постоянно контактирует с людьми своего возраста. Наоборот, обретениестатуса «отставника» ограничивает социальный контекст поведения, итогда человек персоніфіковує себя как такого, который вступает в завершающийпериод жизни.
Вообщестепень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграциисоциальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически,демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные,отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единоецелое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутреннихконфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологииза аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт,свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут бытьни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов,которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченнымреакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущениесвоей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностьюи ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.
Кажется,у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой меройобусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязанк определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсыи стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартамповедения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция — это гармоническая совокупностьзначений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей.Сознательное поведение — не только проявление того, какое лицо на самом деле, аи результат его представлений о самом себе, который создался на основаниисистематического отношения к ней окружающих.
У взрослых людей имеется многогранноосложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции.Первая –менеджеріальна — дает информацию о наших взаимоотношениях с физическими социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планированиебудущих действий. Вторая — организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируеми припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я — эмоциональная,благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.
Итак,развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и такимобразом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли,волевые действия и поведенческие акты.
Понятиео рабочей, сложной и стойкой Я-концепции
«АспектЯ-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочейЯ-концепцией». Например, в классной комнате основной детерминантойнаших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во времявечеринки — социальное Я. Наша рабочая Я-концепция определяется тем, что онаосновывается на общей концептуальной картине Я, направляет поведение вопределенной ситуации и изменяется под ее влиянием.
Иногдарабочая Я-концепция может существенно отличаться от базовой. Припомните то,когда Вы поспорили с сотрудником и резко ответили ему. В результате лелеетеплохие ощущения к себе, а он, возможно, об этом и не упоминает. До этоговремени Вы, вероятно, с уверенностью воспринимали себя как приятного человека,с которым легко работать. После спора думаете о себе плохо несколько часов илидаже дней. Но со временем стойкая Я-концепция побеждает, и снова мысль о себеизменяется из отрицательной на положительную, несмотря на тот факт, что передэтим возник конфликт в процессе межсубъективного взаимодействия.
Измененияв рабочей Я-концепции служат причиной динамических сдвигов и в постоянной. Этопроисходит лишь тогда, когда первая является стойкой на протяжении определенноговремени. Например, пока Вы учитесь в университете, то можете думать о себе како властном человеке. Но если после окончания попадаете на работу, гдеруководите несколькими людьми и делаете это каждый день, то тоже имеетепредставление о себе как руководителе по стилю поведения. Это становится важнойчастью Вашей стойкой Я-концепции. Итак, это изменение возникает вследствиетого, что Вы постоянно находитесь в ситуации, которая нуждается во властнойманере социального действия. В этом случае рабочая Концепция-я-концепциястановится частью стойкой.
Еще однимаспектом собственного Я, что имеет значение для саморегуляции, является сложностьЯ-концепции. Это касается того, что некоторые люди думают о себе исамоопределяются по одному или двумя направлениями, в то время как другиераздумывают о собственном Я с точки зрения многих признаков. Например, одинстудент университета думает о себе исключительно как о студенте, сосредоточиваявнимание и убеждение на том, насколько хорошо он справляется с обучением. Другойспособен воображать себя не только студентом, а и сыном, мужчиной, отцом,другом, членом футбольной команды и т.п..
Поэтомулюди отличаются между собой, поскольку владеют простой и сложной Я-концепциями.Личностей с первой воодушевляет только успех в деятельности, а неудачу онивоспринимают болезненно. А вот люди, которые имеют сложнуюКонцепцию-я-концепцию, также радуются победам, но в случае поражения защищаютсобственное Я другими нуждами, которые существуют в их внутреннем мире. Примеромздесь снова может быть студент со сложной Я-концепцией, у которого возниклитрудности с обучением. Такой человек способен решить их, причем не нанося вредасвоему Я, поскольку переключает внимание и на другие виды деятельности — спорт,дружбу и т.п… Поэтому положительная комплексность собственного Я можетдействовать как буфер против стресса их ситуаций. Тогда личность способная ещеи справиться с придавленным психоэмоционального состояния, депрессией иливнутренними конфликтами.
Очевидно,чтобы сделать будущие результаты собственных действий предусмотренными и подконтрольными,надо располагать достаточно точной информацией о своих способностях. Точнаясамооценка дает возможность контролировать запланированное выполнение любой деятельности.Потребность точности вообще связана с желанием иметь «стойкую Я-концепцию».Ведь каждый стремится думать о себе как о человеке, который не изменяется отситуации до ситуации. Поэтому личности склонны искать и интерпретироватьситуации, которые отвечают их Концепциям-я-концепциям, и стараются избегать техситуаций, которые не отвечают их Я. Этот цикл называется процессомподтверждения собственного Я. Взаимодействуя с окружающей средой, людииспользуют поведенческие стратегии, которые подтверждают их Я-концепции. Этоозначает, что они обдуманно выбирают способ поведения, который обогащаетпредставление о них.
Потребностьв стойкой Я-концепции может быть настолько сильной, что способна влиять наздоровье человека. Если в жизни личности возникает много отрицательных событий,то она может заболеть, поскольку отрицательные переживания несовместимые сположительным самопредставлением. Люди, которые придерживаются отрицательныхмыслей о себе, способны заболеть в ответ на положительные жизненные события. Последниевызывают в них стресс и служат причиной депрессии. Это объясняется тем, чтосчастливые события несовместимые с их суждениями о собственное Я.
Итак,любой из нас, находясь в обществе, преимущественно ищет ситуации и использует мыслесхемиповедения, которые отвечают актуально сформированной Я-концепции. Вообщестойкое ощущение Я с важной составляющей взаимодействия человека с темокружением, с которым он более всего контактирует, прежде всего общается. Этокасается отношений с членами семьи, сотрудниками на работе, друзьями. Но длянастоящего профессионального роста нужно лелеять и сложную Я-концепцию, котораялучше всего поможет адекватно и безболезненно преодолеть сложные жизненныеперипетии, которые случаются у каждого на пути проблемного хода обыденности.
Я-концепцияв структуре интегральной субъектности
Язанимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие«Я» соотносительно с такими психологическими категориями, как«мотив», «деятельность», «образ мира».
Помнению русского психолога Анатолия Зелинченко, в профессиональном использованииЯ имеет несколько значений:
· в системепредставлений человека о себе (Я-образ или Я-концепция);
· в психическойформе самоидентификации, которая обнаруживает отличие личности от окружающегомира и других людей;
· представление человекао своих чувствах, поступках, нуждах, целях, желаниях, мыслях, поведениии,отношении и т.п. в процессе самовосприятия себя как субъекта психическойжизнедеятельности;
· то, чтоостается в психике неизменным, несмотря на развитие;
· «человекв человеке» («хозяин»), который ответственный за его жизнь иконтролирует поведение, мысли и т.п.;
· «ядро», в котором сосредоточенна сущность человека.
Обобщениеэтих значений показывает, что Я — это своеобразный центр управления поведением,деятельностью, общением и поступками человека, т.е. «внутренний хозяин»,который в академической психологии получил название «личность». Быть личностью- означает быть суб 'єктом деятельности и самосознания.
Главнаяхарактеристика личности ее субъектность («Кто не активный, тот обезличен»).Вот почему Я, сутнісно схарактеризовуючи личность, имеет широкое функциональноеполе субъектного формовыявления: и как содержательно-динамический аспектсамосознания субъекта, и как личностное ядро, которое сосредоточивает жизненнуюэнергию центральных представлений и мотивов и обнаруживает ее в спонтанной активности,и как наивышее и самое сложное интегральное образование духовного мира человека,и как источник действий, т.е. реальных изменений, которых он добился в жизни окружающихи в самом себе, и как своеобразный интеграл образов его субъективной реальности.Так вот, на убеждение русского психолога Владимира Петровського, Я всегда имеетсобственную «динамику индивида», характеризуется самоизменяемостью как«causa sui» («причина себя) и вследствие этого имеет феноменологиюсубъективности.
Субъективность— социальный, действено-перевоплощаемыйспособ существования человека.
Теориясубъективности личности В. А. Петровського является исключительно интересной в психологическом обоснованииидеей свободного причинения (т.е. возможности самопроизвольно начать причинно-следственныйряд). Последняя концептуально основывается на началах известных в наукетеорсистем:
· на учениидревнегреческого философа Стагирита Аристотеля (384-322г. до н.э.) о четырехпричинах (материальную, формальную, деятельную и целевую), а также на мысли об»возвращении причины к самой себе";
· на концепции«свободной причины» немецкого философа и природоисследователя ИммануилаКанта, в которой причина определяется как «условие того, что дергается», а гипотетическим началом причинового ряда есть
· на толкованиинемецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) об causa sui, то есть осамопричинении, когда причина самодостаточно определяет себя через своевозвращение к ней самого действия;
· на концепции«продолжительности» французского философа Анри Бергсона (1859-1941).
/>
Рис.8. Субъектные формообразования свободной причинности как єдиномножинність четырехипостасей Я, которые интегрированы в особую психологическую реальность — causasui (зав.А. Петровським).
свободакак «безусловное причинение причины в явлении»;
В результатеанализа В. А. Петровський предлагает модель свободного причинения (рис. 8),которая развивает идею Я как causa sui путем осмысления четырех граней Я, каждаяиз которых реализует в себе одну из известных аристотелевских причин и одновременномогла бы быть отнесена к рангу «причины себя».
Ця модель служит своеобразнойисходной точкой теоретического анализа проблемы самосоздания Я-концепции, посколькупризнание самозумовлення в психологии дает возможность обосновать не толькоидею самодвижения и саморазвития личности, когда развитие происходитво внутреннем пространстве связей с другими людьми, а и социально-психологическиммеханизмом самосоздания Я через внутреннюю встречу в сфере самосознаниявитакультурних форм активности (поведение, деятельность, общение, поступки) и образовсубъективной реальности (субъект, личность, индивидуальность, универсум). Именнопод этим углом зрения реинтерпретируем модель русского психолога.
Субъект-человеккак носитель (инициатор, творец) предметно-практической
деятельностии познания.
Личность— особая чертачеловека, которую он приобретает в социокультурной среде в процессе общей деятельностьи общения; способ существованиясубъекта в системе взаимоотношений с другими.
Индивидуальность— человек как уникальная, неповторимая,своеобразная личность, которая реализуется в свободной, творческой деятельностью,оказывается в самоопределении и самосовершенствовании.
Универсум— высшая степень духовного развития человека,который оказывается в полном осознании смысла своей жизни, знании своей причастностик миру как вечности.
ИмманентноеЯ существует в настоящемвремени и пространстве, с материальной причиной самоизменения субъекта, охватывает«единство возникновения и хода Я», характеризуется реалистическим наполнением«вот-здесь-бытия», насыщенное импульсами, интуициями, домыслами и предчувствиями,для проявления которых нужное состояние синхронического причинения, т.е. детерминистическаяроль неуловимого «теперь», а также «существующее в несуществующем»,определяя внутреннюю сторону мотивации человека как равнодейственную всех ее побудительныхсил и условие их постоянного упредметнення. По словам украинского психолога ЗиновииКарпенко, это уровень относительного субъекта, когда имеют место проявленияактивности личности как организма (биологический индивид) и его отображение в оскорблениифизического Я.
ИдеальноеЯ отвечает самопричинениюв значении «формальной причины» как:
· конструирование человекомсвоего собственного образа в идеальном пространстве и времени;
· представление себяв виде вероятной возможности (например мыслителя),
· субъекта самонаблюденияи целенаправленности;
· антиципаційний(предсказательный)образ себя, который вынесенза границы имеющегося состояния вещей, большей частью в желательное будущее, которое отображает достижение целей конкретной деятельности.
Указанныйаспект Я З.С.Карпенко связывает с уровнем моносубъекта(идентификация с узким кругом психических явлений) и указывает на две возможныхпроекции: построения оскорбления-цели (желанного результата деятельности) и образапотенциального Я-субъекта самоактивности и самосоздания. Другимисловами, кто не видит себя идеальным творцом ближайшей окружающей среды, тот неспособен лелеять конструктив собственной Я-концепции из саморозвивающихсяисточников своего многогранного Я.
ТрансцендентальноеЯ презентует «деятельнуюпричину» самодвижения Я, существует в условном пространстве (вне местонахождения)и времени (вневременное), удерживает мысль, является источником и основой самойсебя; действие этой мысли — раскрыть перспективу быть, сохранять в себе виртуальнуюи вместе с тем осуществляемую возможность всеобъемлющего присутствия в мире, котораядостижима только на степени целевого состояния Я.
Трансцендентный — тот, что выходит за любые актуально заданные границы.
Анализируемоезначение causa sui характеризует уровень полиса субъекта (идентификация созначительным количеством психофизических особенностей) или личности. Затемстановится возможным самопорождение мысли и шире — порождение новых смысловдеятельности, технических идей, творческих замыслов и т.п… При этомтрансцендентальное (рефлексивное) Я — полноправный Автор творческойдеятельности и самоосуществления.
ТрансфинитноеЯ характеризует«целевую (заключительную) причину» самозумовлення личности, которая предусматриваетналичие переживания беспредельности своего существования в мире, а такжеего полноты и актуальности, бесконечности и святости, спонтанной свободы и неограниченнойдуховности. Одновременно, по мнению З.С. Карпенко, это переживание:
· Взаимопричастностичеловека к вечному (всегда-бытие),
· насквозь-пространственности(всюду-бытие),
· безграничного наслаждения,любви, истины.
Они словно охватывают собоймир, завершено свободные от бремени выбора и образовывают совершенное пространствои время, где обнаруживает себя неспокойный человеческий дух. Трансфинитное Я — венецсаморазвертывания субъективности человека, когда переживание себя и мира в себевсеосяжно приобщает к вечности. Так замыкается круг причинности: трансфинитное Я вкотре становится исходным моментом имманентного Я, и начинаетновый формообразовательный цикл causa sui. Четвертую грань исследовательницасвязывает с феноменологией цели-субъекта (идентификация с широким кругомвне личностных объектов) или индивидуальности.
В этойсвязи В. А. Петровський, прогнозируя будущее психологической науки, говорит о трансфинитнойпсихологии, которая соединит синтез досвідної и поза досвідної форм познания-ведениямира, обеспечит взаємоопосередкування трансцендентального и эмпирического. Вместес тем З. С. Карпенко указывает на существование абсолютного субъекта (Богочеловека,Универсума) — как начала и конца цепи причинности. На наш взгляд, обоснование абсолютаЯ-духовного человека — целиком логический шаг для охарактеризования внеэмпирических, невидимых, но реальных явлений человеческого бытия. Впредложенной нами теоретической модели этот абсолют является одной из четырехсоставляющих-носителей духовности, сложным формовыявлением Я-духовного.
Итак,разные ипостаси Я завершеного цикла самопричинения (Имманентное Я, Идеальное Я,Трансцендентное Я, Трансфинитное Я, Духовное Я) и соответствующие им равные субъективностичеловека (относительный субъект, моносубъект, полисубъект, метасубъект, абсолютныйсубъект) во взаимодополнении представляют теоретико-методологическую подпочву моделисамосоздания Я-концепции. При этом содержательная квинтэссенция процесса самосозданиясостоит во внутренний попеременной синхронизированной встрече усвоенных личностьювитакультурных форм активности и актуализированных образов субъективной реальности.
Структурнаясоставляющая психологической самоорганизации человека в образовательномпроцессе
Поскольку Я-концепция являетсяприжизненным образованием человека в единстве когнитивных (содержание познавательныхпредставлений о себе), эмоционально-ценностных (отношение к себе, которое оказываетсяв наборе самооценок) и поступковых (формонеоходимости Я-образа и Я-отношения в поведенческомпроцессе) компонентов, то полноценное развитие его положительного налаживание — одно из важнейших задач системы национального образования. Методологическим эталономздесь может служить поступковый подход, который обосновывает поступоксамопознания, закономерным результатом которого является Я-концепция человека.Именно в цепной реакции поступков, — пишет В. А. Роменец, — происходит духовноеформирование индивида, развертывание и утверждение неповторимой сущности его Я,его личности. Каждый осуществленный поступок для личности — акт утверждениясобственного Я и вместе с тем акт его развития, обретения новых личностных черти опыта.
Взаимоотношенияв системах «отец-ребенок», «учитель-ученик», «преподаватель- студент» логически рассматривать как ряд ситуаций, благодаря которым разворачиваетсяпоступок самопознания воспитанника, когда ускорено формируется его Я-концепция.Это просветительно-воспитательное взаимодействие всегда является продолжительнымво времени, характеризует длинный путь самораспознавания личности, формированиеее индивидуальности и усвоение окультуренных средств выявления себя в мире. Однакопри отсутствии психосоциальной паритетности и согласия, анализируемые взаимоотношениямогут стать реальной угрозой для уже сформированной Я-концепции подростка, юноши,взрослого человека. Пример такой внутренней драмы приводит украинский психологВиктор Юрченко, подавая фрагмент самоанализа студентки Ани Ш.: «Я- будущийучитель? Уже нет! Я хочу, чтобы после этого училища меня больше ничего не связывалос педагогикой. Именно здесь я перестала верить в себя...». В процессе психологическойбеседы установлено, что детонатором этой «катастрофы » сознания быливзаимоотношения с некоторыми преподавателями. Конфликтность учиническойситуации породила внутриличностный кризис, а затем тревожность и дистрес.
Понятно, что студентка неродилась с таким содержательным наполнением Я-концепции, а получила его в общениис другими людьми под давлением их отношений, оценок относительно нее как личности,структурируя собственные наставления и убеждения относительно себя. Так вот от ихглубины и характера зависит эффективность межличностных взаимоотношений междупреподавателем и студентом, а также то, будет ли происходить укрепление концептуальногоЯ последнего, или в критической ситуации внутренне-личностного конфликтазліквідовуватимуться или, наоборот, будут возрастать расхождения в структуре егоЯ. Для примера приводим еще такие строки из самоанализа студентки Ирины У.: «Провеланесколько пробных уроков, ни один мне не понравился. Начало закрадыватьсясомнение, а смогу ли я быть хорошей учительницей?.. И лишь во время урокаматематики в школе, заметив одобрительный взгляд методиста, впервые ощутила:»Я -учитель!". Урок провела на дыхании вдохновения. Общение сметодистом при обсуждении урока укрепило мою веру у себя ".
Недооценкасоциопсихологичной паритетности учителем и преподавателем взаимоотношенийс воспитанниками драматизирует ход развивающих процессов в структуре их Я-концепций.К сожалению, преобладание позиции виновника относительно друг друга создаетнепреодолимый барьер в отладке педагогического общения. По традиционной оргсхемеобучения отсутствует четкая образовательная модель достижения личностногоравноправия взаимоотношений. Через отличие социально-ролевых статусов(преподаватель — одно, а студент – совсем другое), непонимание да и нежеланиеважности реальной помощи студенту в повышении своего статуса к норме: «Ты- мой будущий коллега», в педучилищах и педуниверситетах создаетсякритическая ситуация, когда поступки студента, рожденные его Я-образом,противоречат оценкам его как личности со стороны преподавателя. Понимаявозможные отрицательные социальные следствия конфликтности с последними,воспитанники стараются избегать любых контактов с неприятными наставниками, избегаявстречи не только один-на-один, а и в группе ровесников, во время отдыха ит.п..
Я-концепцияформообразуется в процессе сравнения себя с другими людьми. Мысль о себе постоянноподкрепляется сопоставлениями, аналогиями. Можно предположить, что отношение студентак преподавателю обусловлено соотношениям собственной Я-концепции и системой представленийо наставнике. Если представление о себе (Я-образ) оценивается положительно, то большейчастью определенные черты «приписывают» и тому преподавателю, которомустудент симпатизирует (механизм идентификации). По внутреннему принятию педагогаимеет место и так называемая идеализация, т.е. завышенная оценка. Вообщеоценка личностных черт другого человека тем высше, чем больше оцениваемый нравитсятому, кто оценивает. Если же открытый конструкт собственного Я расценивается студентомкак нежелательный, отрицательный, то через защитный механизм проекции онприписывается тому преподавателю, к которому студент относится отрицательно,а тем более субъективно не принимает его личность.
Итак, Я-концепцию студентаможно рассматривать и как результат, и как условие функционирования плодотворныхвзаимоотношений его с преподавателями. Через механизм оптимизации межличностныхвзаимоотношений в системе «студент-преподаватель» можно корректно влиятьна формирование Я-концепции будущего учителя, экономиста, юриста и т.п..
Выводы
1) Каждыйчеловек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрируетразные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодарякоторой получает соответствующий статус в группе.
2) СтановлениеЯ-концепции лица зависит, с одной стороны, от реального или естественногоокружения, в котором он процесно самоопределяется, а с другой — отсимволической среды, через которую познает мир и себя его средствами (слово,действие, объекты).
3) Относительнаявнутренняя самодостаточность Я-концепции как стержневой внутренней опорычеловека (отсюда, собственно, самоуважение, самодоверие, самоодобрение,самоподдержка и т.п.) обусловленная наличием самопричинения в ее витакультурномутверждении себя на разных уровнях субъективности (относительный субъект, моносубъект,полисубъект, метасубъект, абсолютный субъект) и связанных с ними образовсубъективной реальности (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум).
4) Идеясвободного причинения и поведенческий подход в психологии служат своеобразнойисходной точкой теоретико-методологического обоснования проблемы самосозданиясоставляющих Я-концепции учеников или студентов в системе инновационногообучения.