Реферат по предмету "Психология"


Сущность и содержание социализации личности

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Алтайскийгосударственный технический университет им. И.И. Ползунова
Рубцовскийиндустриальный институт
Кафедрасоциально – гуманитарных дисциплин
Контрольнаяработа по психологии
Тема:Сущность и содержание социализации личности
Выполнила студентка
гуманитарно – экономического
факультета, группы ЭиУ – 02зс
Прибылова А. А.
Проверила: Катилкова А.В.
Рубцовск2010

Введение
Известно, чтомладенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботойв этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенокстановится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиямии антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а такжес неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния спомощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивидпревращается в человеческую личность.
В условиях усложнениясоциальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность,в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого родавключения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Цель данной работы:рассмотреть содержание и сущность социализации личности.
Задачи: раскрытьсодержание понятия «Социализация личности», рассмотреть процесс социализации личности,рассмотреть источников социализации личности.

Сущность исодержание социализации личности
Согласно самомуобщему определению, социализация — «процесс, в ходе которого человеческое существос определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему дляжизнедеятельности в обществе»
[7, с.66].
Социализация –процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом,что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивидакак личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей,необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация личностипредставляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях,процесс усвоения человеком социального опыта.
Сущность социализациисостоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит,в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм [3, с.9].
Сущностный смыслсоциализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция,саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальноеразвитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающейсредой [10, Глава 8 § 1] .
Процесс социализациипредставляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивидусваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционироватьв качестве члена общества [1].
Другими словами,это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность,владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормыи роли.
Понимание процессаусвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установоки убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантамжизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализацияимеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и егонесоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.
Социализация предполагаетактивное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формированииопределенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков,необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человекомсоциальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповойработы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Выделяют несколькоисточников социализации индивида.
Передача культуры— она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования,обучения и воспитания.
Взаимное влияниелюдей — оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт— он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психическихфункций и элементарных форм общественного поведения.
Процессы саморегуляции— они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведенияна внутренний самоконтроль
В процессе социализациичеловек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью,приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальныхвоздействий, влиять на социализацию других людей.
Основополагающейконцепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциального человека(ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта,изначально асоциального, в социальную личность. [6, с.83]
Процесс социализацииникогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детствеи юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.
Социализация — усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей емустановиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Термин «социализация»имеет множество интерпретаций. Но при всем различии подходов, как правило, подчеркиваетсяадаптационная функция социализации, которая позволяет людям реализовать свои возможности,способности, вступать во взаимоотношения с другими членами и обществом в целом,а также определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую приемственостьв его развитии. В этом процессе человек усваивает «опыт поколений», получаетстатусную позицию и ролевой набор.
В широком смыслепонятие «социализация» включает в себя понятие социальной адаптации. Близостьэтих понятий, представляется важным, тем не менее, обуславливать их значение контекстомупотребления, так как отождествление не во всех случаях методологически оправдано.
Возникла необходимостьв конкретизации сущности социализации в зависимости от роли самого человека в этомпроцессе: эта роль может быть пассивной (субъект — объектный подход) и активной(субъект — субъектный подход). При пассивной позиции человека социализация рассматриваетсякак адаптация человека к обществу, при этом человек является объектом воздействиядля общества. При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, нои влияет на свои жизненные обстоятельства.
Похожая логикаиспользуется для интерпретация понятия «социальная адаптация». С индивидуальноцентрическойпозиции критерием социальной адаптации являются потребности самого человека, ихполное и всестороннее удовлетворение вне зависимости от способа реализации. Потребностиформируются (проявляются) по мере биологического созревания и социального развитиячеловека. Наличие потребностей не влияет на поведение человека, пока они не актуализированы.
С позиций социоцентризмаадаптация проявляется в следовании социальным нормам, а отклонение от них рассматриваетсякак снижение социальной адаптации. Таким образом подчеркивается социальный аспектадаптации: человек живет в обществе, и обществу не безразлично, каким образом онудовлетворяет свои потребности.
Социальная адаптация- процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействияличности и социальной группы. Важным компонентом социальной адаптации являются:согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальныйуровень) со спецификой окружающей среды; целей, ценностей, ориентаций личности соспособностью их реализации в конкретной социальной среде.
Сущность социализациисостоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которомуон принадлежит. Социальная адаптация в этом контексте может рассматриваться какпоказатель степени вовлеченности личности в этот процесс.
Социально-психологическиемеханизмы социализации, по определению Р.С.Немова, — «способы, посредствомкоторых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленныйдругими людьми» [8 ]. В качестве основных источников социализации человека,несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединения (партии, классы,группы и т.д.), члены его собственной семьи, школа, система образования, литератураи искусство, печать, радио, телевидение.
Важнейшую рольв том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственномвзаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации.На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детями подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники,соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг илисупруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаютсяв зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействиес ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Социальность —это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесьмогут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапысоциализации («эффект Маугли»).
Адаптационныеизменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которыепроходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянносопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическимпериодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позициив новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной,активной адаптации.
Социализация человекаразворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида.
Этот процесс охватываетвсе аспекты приобщения личности к культуре, обучения и воспитания, с помощью которыхчеловек приобретает способность участвовать в общественной жизни.
Успешной социализацииспособствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремлениесоответствовать этим ожиданиям. В процесс исторической практики, индивид проявляетсвою социальную сущность, формирует социальные качества, приобретает личного жизненногоопыта. Объективно, формируя и развивая собственное «Я», человек не может существоватьбез общения и деятельности. Следовательно, основными сферами социализации можносчитать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себякак общественный индивид, проявляет личностные смыслы, самостоятельность, инициативу,творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности.В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативногопроцесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятие людьми друг друга. Сферасамосознания предполагает становление «Я» индивида, осмысления своего социальногостатуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентациичеловека.
Важным аспектомсоциализации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говоритьо двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействоватьна среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей,форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной,когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальнойадаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимаетсебя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представлениео себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служитаутизм.
Показателями успешнойсоциализации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а такжеего психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важнымидля него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием,вознаграждением, организацией).
Показателями низкойсоциализации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду(текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение.
Успешность социализациизависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда(например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, вышеуровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения,тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большойстепени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристикииндивида — образование и возраст.
Социализация включаетв себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальныхролей, взросление, адаптацию [2, с.151]. Существуют и психологические механизмысоциализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность,стыд, чувство вины, раскаяние [9, с.199].
Выделяются трисферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность,общение, самосознание.
Что касается деятельности,то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога»деятельности [5, с. 188], т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.
Вторая сфера –общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширенияи углубления, что само собой разумеется, т.к. общение неразрывно связано с деятельностью.Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми,специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубленияобщения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация,т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Третья сфера социализации– развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесссоциализации означает становление в человеке образа его «Я» [4, с. 9].
В многочисленныхэкспериментальных исследованиях установлено, что образ «Я» не возникает у человекасразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальныхвлияний.
Есть несколькоразличных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я»три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий(отношение к себе).
Социализация естьпроцесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимсякругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятиетех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей ролив общностях и в обществе в целом.
Степень, уровень,особенности социализации являются определяющими моментами в характеристике личности.Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а такжев различных неформальных объединениях.
А. Мудрик выделяетчетыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
— мегафакторы— космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы фактороввлияют на социализацию всех жителей Земли;
— макрофакторы— страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущихв определенных странах;
— мезофакторы— условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения,в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудиториитех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежностик тем или иным субкультурам;
— микрофакторы— непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют,— семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации,различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальныеорганизации, микросоциум.

Список литературы
1 Бронфенбреннер У. Два мирадетства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976
2 Гилинский Я.И. О системномподходе к преступности. // Правоведение. 1981.
3 Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988.
4 Кон И.С. Открытие Я. М.,1978.
5 Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М., 1975.
6 Мокшанцев Р., МокшанцеваА. Социальная психология. М., Новосибирск: Инфра-М, 2001
7 Мудрик А.В., Бодалев А.А.,Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А Концепция воспитания учащейся молодежив современном обществе. — М., 1991.
8 Немов Р.С. Психология: В3 т. — М., 1995.
9 Рыбакова Л.Н. Наркоманияв социологическом аспекте. // Здоровый образ жизни и борьба с социальными болезнями.- М.: ИС АН СССР, 1988. № 5
10 Сластенин В.А., ИсаевИ.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н… ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогическихучебных заведений /— М.,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.