Реферат по предмету "Уголовное право и процесс"


Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

П Л А Н I Введение…. II Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних…. 1. Общая характеристика…  Понятие несовершеннолетнего…  Подследственность по делам несовершеннолетних…  Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних… 2. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних… 


Возраст несовершеннолетнего….  Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего…  Причины и условия способствовавшие совершению преступления…………  Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников преступления…  Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего… 3. Предварительное (досудебное) производство по делам о преступлениях несовершеннолетних… 


Арест несовершеннолетнего…  Отдача несовершеннолетнего под присмотр…  Особый порядок вызова несовершеннолетнего….  Участие адвоката (защитника) при производстве по делам несовершеннолетнего…  Участие законных представителей в производстве по делам несовершеннолетних….  Участие педагога в допросе несовершеннолетнего… 


Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………  Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого с материалами дела производство…. 4. Судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних…  Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….  Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания 


Участие в судебном заседании законных представителей несовершеннолетнего подсудимого…  Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних представителей предприятий, учреждений и организаций…  Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора несовершеннолетнему…  Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия…  Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное


воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение……. 5. Семейные суды по делам несовершеннолетних… III Заключение… 45 Список использованной литературы… 46 В В Е Д Е Н И Е Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и


состояний лиц не достигших совершеннолетнего возраста. Включение в УПК главы об особенностях производства по делам несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам России. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.). «Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного


значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных правилах заключены следующие принципы они:  направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось быстро, без каких-либо задержек;  предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки содеянного, судимость


и др.);  обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность участвовать в нем и свободно излагать свои показания;  требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам, обладали соответствующей квалификацией;  предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности;  рекомендуют последовательно


проводить принцип соразмерности при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства дела. Правила производства по указанным делам нацелены:  на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела,  выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним,  реализации ими своих процессуальных


прав,  применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного. Исходя из этих требований, установленный в Уголовно-Процессуальном кодексе РСФСР порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их


лиц по защите прав и интересов детей и т.д.). Также предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства. Порядок производства по делам несовершеннолетних определяется общими правилами УПК, и положениями главы 32 (ст. 392 – 402 УПК РСФСР). К их числу относятся также следующие статьи: п.5 ч.1 ст.5; ст.8; ч.2 ст.18; п.8 ст.34; ч.5 ст.47; п.2


ч.1 ст.49; ч.2 ст.50; ч.3 ст.72; п.4 ст.79; чч.2-4 ст.126; ст.138; ст.234; ч.1 ст.325; ч.2 ст.363 и некоторые другие. Далее я рассмотрел, в своей работе, сам процесс производства по делам несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной стадии, а так же особенности производства по делам несовершеннолетних. ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО


Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия. Но с момента совершеннолетия правила ст.394, 395, 399, 401, 401.2, 402 не применяются,


поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии не распространяются. ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ По всем делам несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия. Статья 126 УПК РСФСР ранее предусматривала подследственность этих дел следователям органов внутренних дел. В соответствии с Законом РФ от 15 декабря 1996 г. существующая редакция этой


статьи предусматривает следующие изменения:  на следователей органов внутренних дел возложено производство по делам несовершеннолетних, перечисленных в ч.1 ст.126 УПК РСФСР (то есть по делам о преступлениях, которые в случаях совершения их совершеннолетними не требовали бы предварительного следствия);  предварительное следствие по делам о преступлениях совершеннолетних, по которым оно обязательно, независимо от возраста обвиняемых, возлагается на следователей того органа,


к общей подследственности которого соответствующие дела относятся;  в случаях, предусмотренных последней частью ст.126 УПК РСФСР, подследственность дел, обвиняемыми по которым являются как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, определяется прокурором. Выше перечисленное распространяется и на случаи, когда преступление было совершено в несовершеннолетнем возрасте, но к моменту производства лицо достигло совершеннолетия. «Если в поступившей жалобе по делу


частного обвинения содержится просьба о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего судья, возбудив уголовное дело, обязан направить его прокурору для производства предварительного следствия» . Орган дознания также вправе возбудить дело о преступлении несовершеннолетнего и производить по нему неотложные следственные действия в рамках ст.118, 119 и ч.1 ст.124 УПК РСФСР. Но дознание не вправе прекратить такое дело, а обязан передать его следователю.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В данной части курсовой работы хотелось бы отметить вопрос о профессиональной компетентности лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних. Международно-правовые документы предусматривают необходимость обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.


Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию. Все эти лица должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии, психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же важное значение, как и организационная специализация и независимость компетентного органа власти. Профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного


отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор, продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом выполнять свои функции. В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной


или любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала в системе правосудия по делам несовершеннолетних. «На практике применяется специализация следователей, прокуроров и судей по делам несовершеннолетних. В частности, по этим делам рекомендуется вызывать народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в воспитании молодежи; дела данной категории целесообразно рассматривать под председательством одних и тех же наиболее квалифицированных судей» . «Специализация


судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии» . ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В соответствии с международными принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного


подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях совершенными несовершеннолетними (ст. 392 УПК РСФСР). Статья ст. 392 УПК РСФСР детализирует некоторые положения ст.68


УПК РСФСР. Пленум Верховного Суда РФ, обратил внимание судов :  на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных о личности обвиняемого;  выяснение условий его жизни и воспитания;  изучение мотивов преступления;  о причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо создававших для этого благоприятные условия.


ВОЗРАСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Уголовно-процессуальный закон (ст. 392 УПК РСФСР) придает важное значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего. Правила установленные в главе 32 УПК применяются по делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста. Аналогичный порядок производства по делам несовершеннолетних применяется также следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к


моменту процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия. «При рассмотрении дел этой категории следует учитывать, что участие защитника обязательно с момента задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве, независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия.


Это правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия» . Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток, на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток. Эти данные устанавливаются копией свидетельства о рождении (метрика), паспортом


либо протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При противоречии между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения. При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно подлинности документов, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, назначается судебно-медецинская экспертиза (ст.79


УПК РСФСР). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены следующие вопросы:  каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого);  достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста. На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня


развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной ответственности, так как компетенция судебных не позволяет им диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего (психологический возраст подростка) . «В случае установления возраста экспертизой за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, то за дату рождения


принимаются последние сутки года рождения, соответствующего минимальному возрасту» . Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:  установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ);  определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего (например: оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой


акт и т.д.);  скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке судопроизводства по уголовному делу;  учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;  обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о применении принудительных мер воспитательного воздействия и др. ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ


ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы:  для установления мотивов преступления;  для изучением обстоятельств, связанных


с отношением несовершеннолетнего к содеянному;  для принятие мер по предупреждению совершения других преступлений;  для изучения ответственности родителей или воспитателей. При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и суду, необходимо обращать внимание следующее:  кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего;  где и в качестве кого работают родители  имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок


и в каком размере;  каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи. «Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду» . При выяснении условий учебы или работы следователь и суд устанавливают:  в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;  в каком классе и какова успеваемость, поведение;  принимал ли участие в общественной жизни


школы;  с кем дружит;  применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки. Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних. В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг


знакомых отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения. Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства:  совершал ли он раннее преступления,


когда и какие;  за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден;  где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;  находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени;  состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;  привлекался ли к административной ответственности. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ


СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно:  источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.);  обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление;  обстоятельств, создавших


благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности.  устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением;  источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;  выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы


"показать себя", и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами. Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты


меры по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно и т.п был ли установлен своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего осуществления контроля» . Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.


При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой инстанции проверяются:  выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;  что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления. ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам


несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:  заранее не обещанное укрывательство;  приобретение имущества, заведомо добытого


преступным путем;  вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;  небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при совершении преступления;  формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их развращения;  содержание притонов, распространение предметов порнографического характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от содержания детей и


т.п. «Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая, что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на дополнительное расследование


(или соответственно к отмене приговора)» При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления. Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных


обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности. ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ходе производства по делам несовершеннолетних органы предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392 УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у


несовершеннолетнего. «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.» . Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы,


в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими. При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую


экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы: 1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту? 2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)? 3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом


развитии и в чем конкретно они выражаются? 4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими? 5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются? 6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении?


7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего? Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим


заболеванием. Если да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого. «Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания»


. В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного


деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР. В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение органами предварительного следствия требований ст.


392 УПК РСФСР. В случае установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются


все возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР. В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные действия: 1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей:  обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного руководителя, воспитателей;  соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.;  в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия


или бездействие которых способствовали совершению преступления;  допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных представителей ст. 72 УПК РСФСР. 2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства. 3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, материалы комиссии по делам несовершеннолетних.


4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с указанием источника сведений и копия поручения о производстве обследования приобщается к делу. 5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные действия. АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО


Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч. 2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как повторность


преступления, направленность умысла, последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных занятий, прочные связи с преступной средой и т.д. Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности личности и его отношение к содеянному и последующее поведение


и арест представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения. «Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки уведомляться о произведенном аресте» . Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются


в дневное время. Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.


Несовершеннолетний, подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК РСФСР. «Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры пресечения» . ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме


мер пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним, воспитывающимся в закрытых детских учреждениях отдача под надзор администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его поведением с составлением в


семейной или заменяющей среде. Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц, перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя, прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к воспитанию; выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья, характера работы осуществлять присмотр.


Обязательство может взять на себя один из родителей, но участие его в деле в качестве законного представителя не исключает возможности его принятия. Обязательство о присмотре принимает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. Администрация учреждения вправе принимать при этом необходимые меры, соответствующие внутреннему распорядку учреждения (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с посторонними и т.п.


). В постановлении об отдаче под присмотр указываются основания избрания этой меры, связанные с личностью несовершеннолетнего, условиями его жизни и воспитания, характером преступления, в котором он обвиняется. Приводятся и данные, обосновывающие возможность возложить присмотр на определенных лиц. Несовершеннолетнему разъясняется, в чем состоит данная мера и ответственность, принятая лицом, которому он отдан под присмотр. О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр,


обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний не скроется, не будет препятствовать установлению истины, не будут заниматься преступной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя присмотр, разъясняется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, ответственность за невыполнение обязательств, т.е. к родителям, опекунам, попечителям, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае


нарушения ими принятого обязательства применяются меры, предусмотренные частью второй статьи 94 УПК РСФСР. Об этом также указывается в подписке. Представители администрации "закрытых детских учреждений" являются должностными лицами и могут в зависимости от характера нарушения принятого обязательства и последствий нести дисциплинарную или уголовную ответственность. Меры, предусмотренные ч.4 ст.393 УПК РСФСР, к ним не применяются.


Лицо, принявшее обязательство, вправе заявить мотивированный отказ от дальнейшего его исполнения. В этом случае избирается другая мера пресечения. Лицу, принявшему обязательство, сообщаются обстоятельства, на которые следует в том или ином случае обратить особое внимание (например, не допускать нахождения подростка на улице вечером, прервать некоторые знакомства). Об отдаче под присмотр следователь немедленно сообщает в специализированное подразделение милиции по


профилактике правонарушений несовершеннолетних, которое оказывает содействие лицу, принявшему обязательство о присмотре, информирует следователя о необходимости изменить меру пресечения. Мера пресечения считается примененной с момента получения подписки о принятии под присмотр. Обязательство о присмотре считается нарушением при следующих обстоятельствах:  неявке обвиняемого по вызову без уважительной причины;  его попытке воздействовать на других обвиняемых, свидетелей


или иным путем помешать установлению истины;  попытке скрыться; совершении правонарушения. Об этом составляется протокол, который приобщается к делу (суд отмечает это в протоколе судебного заседания). По месту работы или проживания лица, принявшего на себя обязательство о присмотре, направляется письмо с просьбой применить к этому лицу меры общественного воздействия и уведомить о них следователя, суд. Вопрос о наложении денежного взыскания решается судом.


ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ВЫЗОВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Важной гарантией обеспечения интересов несовершеннолетнего является особый порядок вызова, предусмотренный статьей 395 УПК РСФСР. Данная статья применяется к вызову лиц, не достигших к этому моменту 18 лет. Повестка о вызове несовершеннолетнего адресуется его родителям или лицу, которое осуществляет функции законного представителя, и вручается ему по правилам предусмотренным в чч.1 и 2 ст.145.


Кроме общих сведений повестка должна содержать указания на обязанность законного представителя обес



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Монархическая форма правления. Понятия и признаки
Реферат Национальный японский характер
Реферат Utilitarianism Mill Essay Research Paper In Utilitarianism
Реферат Anarchism Vs Contemporary Liberalism Essay Research Paper
Реферат 1. Коммуник поведение. Специфика русского Комм
Реферат Учет незавершенного производства 3
Реферат Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств в педиатрии
Реферат Межличностные отношения в различных группах и коллективах
Реферат Лексический состав поэтического языка А.С. Пушкина
Реферат Методика построения системы менеджмента качества (СМК - ISO 9000) коммерческого банка
Реферат Кризис индустрии видеоигр 1983 года
Реферат Геометрические задачи на олимпиадах по информатике
Реферат Автор: Джамалудин Джамбулаев
Реферат Analysis Of Wating For Godot Essay Research
Реферат Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности