Реферат по предмету "Психология"


Стресс и его последствия

Министерствообразования и науки Российской Федерации
ГОУВПО Чувашский педагогический университет им. И.Я.Яковлева
Кафедраменеджмента
Курсовойпроект
подисциплине: Менеджмент
натему:
Стресс и его последствия
Чебоксары– 2010

Содержание
Введение
1. Общие понятия стресса
1.1 Понятие стресса
1.2 Стадии стресса
1.3 Причины возникновениястресса
1.4 Методы борьбы сострессом
2. Стресс в управленческомтруде
2.1 Стресс на работе
2.2 Причины возникновениястресса на работе
2.3 Методы борьбы сострессом на работе
3. Исследование последствийстресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева»
3.1 Характеристика МОУ«Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева
3.2 Цель исследования
3.3 Методы исследования
3.4 Вывод исследования инекоторые рекомендации по борьбе со стрессом
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложения

Введение
стрессдистресс управленческий работа
Цельюданного курсового проекта является изучение стресса и его последствия ворганизации.
Всоответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:
1.Узнать,что же представляет собой термин «стресс».
2.Выявитьпричины и последствия стресса у сотрудников организации.
3.Проанализироватьпроблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примереконкретного образовательного учреждения.
4.Сделатьвывод о проделанной работе.
Объектомисследования являются сотрудники МОУ «Шоршелской СОШ им. А. Г. Николаева».
Актуальностькурсового проекта.
Стресс –это «тихий убийца», он проник повсюду и его воздействия на организм губительны,особенно в последние годы. Стресс с большей силой затронул все населениестраны, этому поспособствовал финансовый кризис. Следовательно, кому как нетрудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.
Ведьстрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и ещеодной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня к вышеперечисленным причинам можно прибавить, извещение об увольнении, сокращении,понижении и даже мрачные мысли об этом.
Цельюданного курсового проекта является изучение стресса и его последствия ворганизации.
Всоответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:
Узнать, чтоже представляет собой термин «стресс».
Выявитьпричины и последствия стресса у сотрудников организации.
Проанализироватьпроблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примереконкретного образовательного учреждения.
Сделатьвывод о проделанной работе.
Актуальностьтемы исследования заключается в том, что именно в последние годы стресс сбольшей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис.А это говорит о том, что кому как не трудоспособным людям приходитсякаждодневно испытывать стресс.
Ведьстрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и ещеодной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня,извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли, об этомприводят к стрессу.
Многие людидаже не задумываются о том, что они находятся в постоянном состоянии стресса.Это то психическое состояние организма, когда чрезмерное перенапряжениеорганизма препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит кистощению. В народе бытует выражение «Все болезни от нервов». И не напрасно!Ведь, когда мы работаем человек работает, мы он не спрашиваем спрашивает унашего своего организма: «Не устал ли ты?» Этому способствует то, что Мы нежалеем себя сегодня люди хотят прожить свой жизненный путь достойно и вдостатке, а потому что хотим жить достойно в этом жестоком мире! и не жалеютсебя.
Раньше кпрофессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людямприходилось постоянно находиться в напряженном состоянии. А также наиболеестрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Сейчас жеэтот список расширился, к наиболее стрессовым профессиям относят работупреподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, гдеприходится контактировать с другими людьми. Им приходится сталкиваться с,неуравновешенными, недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что,естественно, постепенно приводит в стрессовое состояние.
Этиобстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины ипоследствия стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению еговоздействия.

1.Общиепонятия стресса
 
1.1 Понятиестресса
Пятьдесятлет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве чтофизики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий егодеформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всюжизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действиивнутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в еготруде 1956 года «Стресс в нашей жизнь» и, согласно теории Селье, обозначалопсихическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлосьпочти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему мирууместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его,наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждалоназвания для своих душевных и телесных расстройств .
Стресс (отангл. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма наочень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а такжесоответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состояниилюди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клетокзаметно падает в период физического или психического стресса »
В медицине,физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную(Дистресс) формы стресса.
Эустрессимеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильныйстресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние,мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышаетадаптационные возможности организма.
Дистресс –это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказываетотрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и наповедение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силахсправиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести ктяжелым психическим заболеваниям.
СимптомыДистресса:
1. Головнаяболь;
2. Упадоксил; нежелание что-либо делать.
3. Потеряверы в улучшение ситуации в будущем;
4.Возбуждённое состояние, желание идти на риск;
5.Рассеянность, ухудшение памяти;
6.Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовомусостоянию;
7.Переменчивое настроение, усталость, вялость.
Впсихологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступностии стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли учеловека Дистресс в ответ на определенное событие.
Стрессоустойчивостьхарактерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активнойжизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.
Стрессодоступностьв основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных кдепрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.
Стрессодоступностьповышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесеннойболезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорноговоздействия.

1.2 Стадиистресса
Разработавтеорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).
Первая фаза- стадия тревоги:
Тревога — реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышеннойраздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита.Фаза тревоги — это мобилизация защитных сил организма, повышающая егоустойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этоморганизм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса онсправляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации безструктурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечаетсяповышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, какправило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает,происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличениепечени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:
Привыкание- длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройкаорганизма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могутслужить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемияспортсменов», «спортивная тахикардия».
Вслед завторой наступает третья фаза-истощение:
Истощение — при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервыдля поддержания существования.
Последняяфаза- болезнь. Болезнь — развитие хронических заболеваний. Если стресспротекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс дажеполезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогданаступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путьк болезни.
 

1.3 Причинывозникновения стресса
Причинойвозникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагируетсильным эмоциональным возбуждением.
Итак,выделим источники стресса:
1.Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей,расставание с любимым человеком);
2. Мелкиеежедневные неурядицы;
3.Конфликты либо общение с неприятными людьми;
4.Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;
5. Ощущениепостоянного давления;
6.Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;
7. Шум;
8.Монотонная работа;
9.Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либочто-то упустили;
10.Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не поВашей вине;
11.Напряжённая работа;
12.Финансовые трудности;
13. Сильныепозитивные эмоции;
14. Ссоры слюдьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение состороны на ссоры в семье).
Мы видим,что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка,замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкогочеловека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительныйхарактер (долгое ожидание в очереди или в пробке).
Автортеории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипныхзапрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физическойактивности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь,обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когдавлияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительныевозможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделятьсяопределённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов исистем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращенийсердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готовсправиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основноебиологическое значение стресса.
Различаютфизиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевыевоздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара,холод) и т.д.; к психологическим — необходимость принятия решения,ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности идр.
Стрессорымогут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны дляорганизма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные(возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются вконфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).
Всякаяперемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт нетолько о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.
Индивидуальнаявыраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человекомответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль всоздавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервоворганизма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач.Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностьюконтролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственныерешения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с темповышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
Установленапрямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (какследствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса уфинансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени ихответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадкесамолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота,которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этойопасности одинаковы для всех членов экипажа.
 
1.4 Методызащиты от стресса
Стрессомможно и нужно управлять, но что делаем делает мычеловек? Испытав стресс,большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно неголодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет,когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.
«Забивая»стресс едой, алкоголем или табаком, мы человек довольны доволен временнойпередышкой, которую они дают, и не думают думает о том, чем чреваты дляздоровья эти излишества. Отправляясь в спортзал после рабочего дня, мы людииспытываем испытывают на прочность свой организм и не даем дают ему возможностипополнить свои ресурсы.
Мы Людиборемся борются с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса.Заполняя ежедневник делами, мы планируем не свои дела, а свой стресс. Мы несоблюдаем простейших правил его укрощения, а потом страдаем от его последствий.
Чтобыуберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм,необходим: достаточный сон, рациональная организация труда, общеукрепляющиепроцедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Чаще говорите освоих проблемах с близкими людьми. Многие эксперты считают, что общение ссемьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервнуюсистему. Поэтому, необходимо постараться быть выдержанным и корректным как наработе, так и в семье.
Неизменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состояниистресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Оченьважно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которыхмогут благотворно повлиять на настроение.
Начнитедень с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузказначительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этимзаняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.
Откажитесьот кофе или алкоголя или значительно уменьшите их употребление. Кофе, алкогольи стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу исильное эмоциональное напряжение.
Старайтесьбольше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате сзакрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.
Следите запитанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.
Непропускайте приемы пищи.
Чащебывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещениекинотеатра — все это может существенно помочь.
Если же выоказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругалначальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у вас начинаетсяострый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандоватьсебе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметьвыйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найтиэффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая можетвозникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этомуметоду помощи при остром стрессе.
Вотперечень некоторых советов, которые могут помочь выйти из состояния острогостресса.
1.Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пикевдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можномедленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что скаждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь отстрессового напряжения.
2. Минутнаярелаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи.Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что ониотражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы нехотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае выможете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3.Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь.Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете.Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим вопределенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой«инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол,белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждомотдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения,направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
4. Еслипозволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острыйстресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможетеостаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вывышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано впункте 3.
5.Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечии руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она незакружилась).
6.Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно, какой: начните стирать белье,мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность,и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включитеуспокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее,сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрацияна чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
8. Возьмитекалькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней выживете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню накаждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего днярождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам своевнимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный деньвашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйтеподсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
9.Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимсярядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните потелефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность,которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознаниявнутренний диалог, насыщенный стрессом.
10.Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взявсебя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

2.Стресс вуправленческом труде
 
2.1 Стрессна работе
Мысчастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеетзначения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, еслиему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, тосчастье будет неполным.
Конечноработа – это стресс. Особенно, когда работаешь над серьёзным проектом, и вдругвыключается компьютер, когда остаешься после рабочего дня, доделать работу заколлег, которые ушли в отпуск, когда сотрудники и начальник не дают спокойножить и прочее.
Хотя невесь стресс – это плохо. Положительный стресс улучшает производительностьтруда. Установленные сроки сдачи проекта стимулируют и организовывают.Адреналин, выделяющийся перед устным докладом, позволяет выступить болееэмоционально, и доклад звучит живее. Положительный стресс обеспечивает чувствоудовлетворенности, делая работу увлекательной.
К основнымстрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:
Факторинформационной нагрузки. На работе, нам приходится иметь дело с большимколичеством информации, это огромная нагрузка для нашего организма, она выступает,как негативный фактор, приводящий к напряженности и к стрессу.
Факторинформационной неопределенности. На работе очень много информации, которую намнеобходимо переработать, но ее может и не хватать. И тогда рабочему, необходимоискать недостающий материал. Следовательно, это также напряженность, котораяприводит к стрессовым ситуациям.
Факторответственности. На работе, приходится отвечать за проделанную нами работу, заее результат.
Фактордефицита времени. Хроническая нехватка времени — это знакомо всем типам работ.Это также приводит к напряжению, а затем уже и к стрессу.
Фактормежличностных конфликтов. У всех на работе бывают межличностные конфликты, этоочень сильный источник появления стресса.
Факторвнутриличностных (ролевых) конфликтов.
Системавнешнесредовых факторов. Внешняя среда организации является источникоммногочисленных стрессоров.
Обратитевнимание на продолжительность стресса. Слишком длительный стресс приводит кповышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность. Стресс короткогодействия, к примеру, такой как интервью, собеседование, доклад или переговоры,улучшает презентативность.
Такимобразом, нужно найти тот комфортный индивидуальный уровень стресса, а неисключить стресс вовсе. Если стресса не будет вообще, потеряется интерес ктруду, снизится концентрация и исчезнет мотивация. Когда стресс очень сильный,о результате говорить не приходится. И так оптимальный уровень стрессаиндивидуален для каждого.
Ухудшениездоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, поэтомуорганизация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе этозадача работодателя. А каждый из сотрудников, в свою очередь, оценивая своивозможности, определяет, подходит ему такая работа или нет. Благоприятныеусловия для работы и хороших результатов это обязательно: признание заслугкаждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрениеинициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника.
Убольшинства кампаний в США есть программы по стресс-менеджменту, разработанныеспециально для их сотрудников. Улучшение условий труда вместе с индивидуальнымипрограммами по стресс-менеджменту являются основой для предупрежденияпоследствий стрессовых перегрузок на работе.
Бизнес вРоссии — прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность трудачеловека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у негомотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а, следовательно, истресс.
Большинствоработодателей требуют от своих подчиненных максимальной вовлеченности впроизводственный процесс, так как от производительности труда во многом зависитприбыль предприятия. Однако психологическое перенапряжение вызывает нарушенияпсихической деятельности человека и последующий упадок сил.
Стресс,воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгодукомпаний. Это выражается в:
— снижениипроизводительности и качества труда;
— некорректных управленческих решениях;
— болезняхсотрудников и производственных травмах;
— расходахна замену сотрудников;
— прогулах;
— ухудшенииимиджа компании.
Современныйбизнес ведется в условиях постоянного стресса — работникам компаний необходимопостоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумыватьсобственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данныхфакторов на психику — предмет психологических исследований, который становитсяпопулярнее с каждым годом.
Например,всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласнокоторой работники компании имеют неограниченный доступ к телефоннымконсультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает менеджеровоказывать первичную психологическую помощь при наличии личных проблем у егоподчиненного
Такимобразом, стресс на работе зависит как из-за личных характеристик сотрудника,так и предоставленных условий труда.
2.2 Причинывозникновения стресса на работе
Наиболеесущественными глобальными факторами возникновения стресса являются:
— развитиенаучно-технического прогресса;
— увеличение темпа жизни;
— ростплотности населения в мегаполисах, который ведет к изменению размеровтранспортных потоков, росту необходимых контактов и усиливающемуся шуму.
Реструктуризациякомпаний и сокращения штатов приводят к тому, что меньшее количество людейвыполняет больший объем работ. Необходимость выдерживать конкуренцию, отвечатьпредъявляемым требованиям, а иногда и опасение постоянного контроля приводят кэмоциональному перенапряжению сотрудников. Это усиливают неблагоприятнаяобстановка в офисе, конфликты в коллективе и нестабильность.
Во многомстресс зависит и от рода занятий человека. Стрессам больше всего подверженылюди, чья работа связана с:
— высокойстепенью ответственности (топ-менеджеры);
— постоянным общением с людьми (сотрудники отделов продаж);
— проявлением заботы о людях (медицинский персонал);
— дефицитомвремени;
— монотонностью (массовое обслуживание, производство, конвейер);
— нестабильностью;
— тяжелымиусловиями труда.

2.3 Методыборьбы в управленческой сфере
При борьбесо стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущениенавязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонементадля занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудникамсблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится нафизические нагрузки. Полезными являются и другие формы корпоративныхмероприятий, направленных на сплочение коллектива. Не всякий человек можетграмотно оценить свое эмоциональное состояние и принять соответствующие меры.Поэтому антистрессовое воздействие должно быть основано на профессиональномопыте и знаниях. Такими качествами обладает квалифицированный психолог.
В последнеевремя распространено проведение корпоративных психологических тренингов, нацеленныхна снижение воздействия стресса и укрепление связей в коллективе. У такогоспособа существует ряд недостатков: недоступность услуг психолога в моментнеобходимости, относительно высокая стоимость, субъективность. Существенныйбарьер для использования услуг психолога — преобладание в обществе устойчивогостереотипа против профессиональной помощи в данной области. Большинство людейболезненно отнесется к предложению работодателя посетить психолога.
Применениемедикаментов обладает рядом схожих недостатков, самым страшным из которыхявляется то, что некоторые могут наносить вред здоровью.
Еще одинметод — использование технических средств. Современная техника можетанализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаряналичию биологической обратной связи. Применение техники не связано с такимисубъективными факторами, как настроение специалиста или его компетенция. Вотличие от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда этонеобходимо. Их применение часто не вызывает у человека чувства, что он болен иего лечат. Стоит отметить высокую скорость проведения сеанса (15–20 минут).
Методснятия стресса, приемлемый для использования в компаниях, должен отвечатьследующим требованиям:
— преследовать профилактические цели;
— создаватькомфортную среду, избегая атмосферы медицинского кабинета;
— адаптироваться под конкретные нужды;
— интегрироваться в корпоративные системы;
— использовать несколько методов восстановления работоспособности;
— бытьрассчитанным на самостоятельное использование.
Оптимальнымрешением для компании в борьбе со стрессом будет сочетание применениятехнических средств для оперативного решения возникших проблем и различных формкорпоративного отдыха и спорта.
Современныеприборы способны считывать физиологические параметры, которые характеризуютсостояние нервной системы, и подбирать индивидуальные программы дляэмоциональной разгрузки и повышения стрессоустойчивости.
Эффектдостигается за счет аппаратурного воздействия на органы чувств. Приятная музыкаи природные пейзажи положительно воздействуют на зрение и слух, приятныезапахи, вырабатываемые аромогенератором, — на обоняние, а температурноевоздействие направлено на осязание человека. Чем большее количество органовчувств охвачено, тем эффективнее действие прибора.
Существуеттри основные разновидности техники для эмоциональной разгрузки
— Приборы,использующие компьютер, часто недостаточно эффективны из-за того, чтовоздействие оказывается прямо на рабочем месте, тогда как основная составляющаяэмоциональной разгрузки — смена обстановки.
— Приборы,обособленные от компьютера, часто сложны в использовании и причиняют дискомфортиз-за необходимости присоединять датчики на голое тело, оказывают воздействиетолько на два-три органа чувств и не сочетают различные виды стимуляции.
— Специальные комнаты для психологической релаксации позволяют создатьблагоприятную, расслабляющую обстановку и дают возможность оказыватькомплексное воздействие на нервную систему.
Сегодняпоявились комнаты, использующие современные технологии регистрациифизиологических параметров организма бесконтактными методами. Интеграцияиспользуемых в них технических средств в единый аппаратно-программный комплекспозволяет упростить процесс их эксплуатации и дает возможность самостоятельногоиспользования.
Сочетая всебе все достоинства, эти комнаты лишены недостатков. Оборудование такойкомнаты требует определенных вложений, однако в перерасчете на одногосотрудника ее стоимость получается ниже услуг психолога и окупается в короткоевремя за счет снижения потерь, обусловленных стрессом.
Мы не можемжить как запрограммированные машины. Бывают моменты, когда не нервничать простоневозможно. В такие минуты стоит остановиться и не драматизировать события,чтобы сохранить нервы в порядке.
Если вы запуталисьи никак не можете найти решение давно мучающей вас проблемы, то сядьте передзеркалом и начните проговаривать ситуацию вслух. Сначала вам подобное занятиепокажется странным, но потом привыкните и, скорее всего, «договоритесь» доверного решения.
Психологисоветуют разговаривать с животными, или хоть со стенами, лишь бы шел диалог илимонолог. Подобные разговоры положительно влияют на эмоции людей. Если во времядиалога задавать вопросы и искать ответ, то разговор будет вдвойне продуктивен
Если вы накого-то сильно разозлились, то возьмите листок бумаги и напишите на нем все,что вы думаете об этом человеке, не стесняясь в выражениях. Затем листоксомните и зашвырните куда-нибудь, или сожгите. Сразу почувствуете приливэнергии, а заодно поймете, что тот тип и подметки вашей не стоит.
Если вампросто нужно разрядиться, то примите теплый душ, поплачьте под струей воды,спойте любимую песню, покричите, что захочется. Потом выпейте настойкувалерианы или пустырника, и вам станет совсем хорошо.
Очень важноко всем и ко всему относится более дружелюбно и добрее. Это целая теория(которая может подтверждаться на практике), что чем больше положительных эмоциймы излучаем, тем больше положительного в нашей жизни.

 
3.Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г.Николаева»
 
3.1Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева
Практическаячасть курсового проекта «Стресс и его последствия» была изучена напреподавателях и сотрудниках МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева».
Расположениеданной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходитсяпребывать в состоянии стресса. А именно являясь, ресурсным центромМариинско-Посадского района, где ведется профильное обучение по тремнаправлениям — естественнонаучному, физико-математическому исоциально-гуманитарному. В школе постоянно проходят совещания, семинары, мастерклассы как республиканского, так и всероссийского уровня, часто приходитсяпринимать зарубежных гостей т.к. с. Шоршелы — это родина космонавта А.Г.Николаева.
Кроме того,Шоршелская средняя общеобразовательная школа – «Школа года – 98» (РФ), лауреатреспубликанского конкурса «Школа года» (3 место в номинации «Школа –хранительница села»), дипломант Всероссийского конкурса «Организациявоспитательного процесса в образовательных учреждениях» (октябрь 2006 г.).
В 2007 г.выиграла Грант Президента России (в размере 1 млн. руб.).
Педагогическихработников 25 из них:
— 3 учителяполучили грант Президента России;
— каждыйпятый учитель работает по авторской программе;
— 82 %учителей имеют высшую и первую квалификационные
категории.
Ресурсы:
Информационные:
— 1компьютер приходится на 6 учеников;
— выход вИнтернет;
— мультимедийное оборудование;
— сайтшколы в Интернете;
— мобильныйкласс.
Учебно-методические:
— в рамкахПНПО получено оборудование и мебель для учебных кабинетов и столовой,интерактивный комплект;
— произведен ремонт на 2,5 млн. рублей.
3.2 Цельисследования
Педагог –прежде всего личность, способная не только передавать определенную сумму знанийи умений, но и управлять процессом обучения и воспитания. Эффективностьпедагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональнойподготовки преподавателя, так и от его личного благополучия и сохранностипсихического здоровья. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чемпредставителей других профессий, предъявляются повышенные требования к качествудеятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, чтоприводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному икачественному снижению уровня жизни преподавателей.
Цельисследования – выявить, последствия стресса у преподавателей сотрудников МОУ«Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева».
Задачи:
1.выявитьисточники и уровни стресса у преподавателей МОУ «Шоршелская СОШ», в составекоторых 25 человек.
2.определитьпоследствия стресса в зависимости от результатов выше указанного исследования.

3.3 Методыисследования
Являясьвыпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева», было не сложно провестиопрос в преподавательском составе школы.
Первымэтапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательскогосостава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровеньстресса. Данное исследование показало, что из 25 работников школы у 45% — средний уровень стресса, у 31%- высокий уровень стресса и у 24%- низкий уровеньстресса .
/>
Рис.1
1-высокийуровень стресса;
2-среднийуровень стресса;
3-низкийуровень стресса.
Второе, былпроведен опрос о том, какие последствия стресса возникают у преподавателейвысокого, среднего и низкого уровня стресса. В ходе анализа данного опроса быловыявлено, что самым популярным ответом, среди преподавателей среднего уровнястресса, на вопрос «Как на вас влияет стресс?» были следующие утверждения:
1.«К концурабочего дня я сильно устаю, и на домашние хлопоты совсем нет сил и времени!»
2.«Я, как иученики, жду каникул!»
Преподаватели,обладающие высоким уровнем стресса, выбрали следующие утверждения:
1.«Я могусорваться на учениках!»
2.«Придя,домой, я несколько часов отдыхаю!»
Преподаватели,у которых низкий уровень стресса, выбрали утверждение:
1. « Я, каки ученики, жду каникул!»
Всоответствии с полученными данными, вызывает интерес и метод борьбы сострессом, у определенной группы людей, т.к. преподавательский состав в основномсостоит из женщин, было выявлено, что справится со стрессом, помогают такиеметоды, как «поболтать с подружкой, коллегами». Некоторые, для борьбы сострессом заводят домашних питомцев и заботятся о них, но есть и те, кто непрочь «пропустить и пару рюмок» для снятия стресса.
3.4 Выводисследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом
Проведенноеисследование актуально, а поэтому и интересно. Опираясь на данные практическойработы, можно подчеркнуть, что на вопрос, «приходится ли вам испытывать стрессна своей работе?» все 25 человек ответили положительно, но при этом у всехразные уровни стресса, но последствия схожи. На многих преподавателей стрессоказывает большое влияние, не только физически, но и морально. А этомуспособствуют такие факторы, как напряжение, страх за огромную ответственность,боязнь начальника. Все это, постепенно, вызывает стресс, а само его присутствиемешает рабочему процессу. При высоком уровне стресса, преподаватель проводитсвои занятия не охотно и не раскрывается в полной мере. При среднем уровнестресса, преподаватель старается не брать на себя много ответственности(кружки, научные работы). Низкий уровень стресса, как правило, к немуотносится, преподаватели, для которых работа это жизнь, кроме работы у нихничего нет, они являются метрами в своем деле.
Дорогиепреподаватели, Профессия преподавателя, которой вы занимаетесь, имеет большоезначение для каждого человека, без знаний, которые вы нам даете дают нам нестать образованным и не найти места в жизни человеком. .
Во-первых,берегите себя нужно, следите следить за своим здоровьем, при конфликтах ищитеискать компромиссы, одним словом кто, если не вы позаботится о вашем здоровье!
Во-вторых,ранее в моей работе было сказано, как бороться со стрессами, так вот большезанимайтесь спортом, бывайте чаще на воздухе спортом, не забывайте об общении сприродой, она дарит необходимую тишину и покой, занимайтесь делами, которыеприносят радость. Т.е. делаете все, что полезно для души и для здоровья.

Заключение
При ритмесовременной жизни без стресса никуда. Нас окружает огромное количествонеблагоприятных факторов. Подавленность, плохое самочувствие – вот главныепризнаки стресса. У человека, активно работающего в управленческой сфере,количество таких неблагоприятных факторов увеличивается вдвое – ведь на немлежит груз ответственности. За коллег, которые находятся у него в подчинении,за проект, который необходимо было выполнить в срок. Работа преподавателязанимает очень много времени, душевных сил, постоянно держит работника внапряжении. Именно поэтому, преподаватели так подвержены стрессу. Необходимоследить своим состоянием и во время оказывать помощь.
Руководитель,на мой взгляд, тоже обязан следить за стрессовой ситуацией, помогатьработникам, избежать ее. Для этого существуют методы. Они помогут сплотитьколлектив, чтобы избежать конфликтов, которые за собой поведут стрессы коллег.Методы будут помогать работникам, разобраться в своей ситуации, наладитьвнутреннее благополучие, убрать стресс, помешать ему и дальше расстраиватьнервную и физиологическую деятельность.
Преподавателямважно следить за своим внутренним состояниям. Потому что, как было упомянуто вмоей работе, стресс может привести к очень серьезным заболеваниям организма.При такой ответственной и напряженной работе, знать о последствиях стресса икак с ними бороться, очень важно.
Также важнакорпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение имотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культурушколы формирует, и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу,сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражениев культуре.
Общий выводтаков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие чтотакое стресс. Они выходят на работу регулярно и работают лучше.

Списокиспользованной литературы
1.Карпов А.В. Психологияменеджмента. М.: 2000.-584 с.
2.Гринбер Дж. Управлениестрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002-400 с.
3.Кабушкин Н.И. Основыменеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье»,2004.-336 с.
4.Котова И. Б., КанаркевичО.С., Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-480 с.
5.Общая психология: Курслекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М.: 2003.-448 с.
6.Селье Г. Стресс бездистресса. – Рига, 2007.-123 с.
7.Тюрин А. М. Как избежатьстрессов на предприятии. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2005.-464 с.
8.Маклаков А.Г. Общаяпсихология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
9.Практикум по возрастнойпсихологии: Учеб. пособие. / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь,2002.- 694 с.
10.Стресс в работе секретаря/ И.К Безменова // Справочник секретаря и офис-менеджера.-2003.- N2.- С.74-80.
11.Стресс: тихий убийца //ГЕО. -2003.- N5.- С.167-179.
12.Стресс на рабочем месте// Управление персоналом.-2003.- N9. — С.74 — 75.
13.Метаморфозы стресса //Знание-сила.-2004.- N 4. — С. 34-38.
14.Пожиратель нервов, илиСтресс по жизни / Н. Самоукина // Карьера.- 2003. — N 12. — С. 40-45.
15.Копонев, С. Душевноелекарство // Природа и человек (Свет).-2003.- N8.- C.38-39.
16.Китаев – Смык А. Стресс ипсихологическая экология // Природа. –
2007. — № 7 – С.98-105
17.Социальные катаклизмы ипсихическое здоровье//Наука и жизнь.-2008.-N1.-С.36-40.
18.www.sunhome.ru/journal/15336
19.www.abc-people.com/typework/psychology
20.www.beautynet.ru
21.www.stressa-net.ru
22.www.gov.cap.ru

Приложение1
Шкалапсихологического стресса
Утверждения:
1.Янапряжен и взволнован (взвинчен):1,2,3,4,5,6,7,8.
2.У меняком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту:1,2,3,4,5,6,7,8.
3.Яперегружен работой. Мне совсем не хватает времени:1,2,3,4,5,6,7,8.
4.Япроглатываю пищу или забываю поесть:1,2,3,4,5,6,7,8.
5.Яобдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянноповторяются:1,2,3,4,5,6,7,8.
6.Ячувствую себя одиноким, изолированным и непонятым:1,2,3,4,5,6,7,8.
7.Я страдаюот физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине,спазмы в желудке:1,2,3,4,5,6,7,8.
8.Япоглощен мыслями, измучен или обеспокоен:1,2,3,4,5,6,7,8.
9.Менявнезапно бросает то в жар, то в холод:1,2,3,4,5,6,7,8.
10.Язабываю о встречах или делах, которые должен сделать илирешить:1,2,3,4,5,6,7,8.
11.Я легкомогу заплакать:1,2,3,4,5,6,7,8.
12.Ячувствую себя уставшим:1,2,3,4,5,6,7,8.
13.Якрепко стискиваю зубы:1,2,3,4,5,6,7,8.
14.Яспокоен:1,2,3,4,5,6,7,8.
15.Мнетяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание:1,2,3,4,5,6,7,8.
16.Я имеюпроблемы с пищеварением, кишечником:1,2,3,4,5,6,7,8.
17.Явзволнован, беспокоен, смущен:1,2,3,4,5,6,7,8.
18.Я легкопугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать:1,2,3,4,5,6,7,8.
19.Мненеобходимо более чем полчаса, чтобы уснуть:1,2,3,4,5,6,7,8.
20.Я сбитс толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могусконцентрировать внимание:1,2,3,4,5,6,7,8.
21.У меняусталый вид; мешки или круги под глазами:1,2,3,4,5,6,7,8.
22.Ячувствую тяжесть на своих плечах:1,2,3,4,5,6,7,8.
23.Явстревожен(-а). Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одномместе:1,2,3,4,5,6,7,8.
24.Мнетрудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты:1,2,3,4,5,6,7,8.
25.Я напряжен:1,2,3,4,5,6,7,8.
Значениебаллов:
1- никогда;
2- крайнередко;
3– оченьредко;
4– редко;
5– иногда;
6– часто;
7– оченьчасто;
8–постоянно.
Итог:
Чем вышесуммарный показатель, тем выше уровень стресса.
Менее 99баллов – низкий уровень стресса;
100 – 125баллов – средний уровень;
больше 125– высокий уровень стресса.

Приложение2
Был заданследующий вопрос, «Как на Вас влияет стресс?», обработав ответы, в работе яиспользовала наиболее популярные ответы:
1. К концурабочего дня я сильно устаю, и на домашние хлопоты совсем нет сил и времени.
2.Я, как иученики, жду каникул.
3.Я могусорваться на учениках.
4.Придя,домой, я несколько часов отдыхаю.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философия национального возрождения А.С. Хомякова
Реферат Особливості навчання обдарованих учнів у старших класах
Реферат Mercury Essay Research Paper MERCURY In Roman
Реферат Freedom Essay Research Paper After the Civil
Реферат Протазанов
Реферат Горшорлаг
Реферат Межличностные и организационные коммуникации, понятие, преграды, их характеристика
Реферат Україна після смерті Богдана Хмельницького
Реферат Аудит витрат діяльності
Реферат Деловая сеть как альтернатива команде
Реферат Направления, течения и стили в искусстве.
Реферат Исследование и формирование имиджа товарной марки на примере ОАО Хладокомбинат Заречный
Реферат Преступление и наказание в "Псковской Судной грамоте"
Реферат Временное правительство Республики Южный Вьетнам
Реферат Моделі та методи розразунку внутрішніх течій з урахуванням анізотропії відкритих турбулентних потоків