Реферат по предмету "Психология"


Структура и функции конфликта

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Структура конфликта
1.1 Объективные элементыконфликта
1.1.1 Объект конфликта
1.1.2 Участники конфликта
1.1.3 Среда конфликта
1.1.4 Физическая среда конфликта
1.1.5 Общественно-психологическая средаконфликта
1.1.6 Социальная среда конфликта
1.2 Личностные элементы конфликта
1.2.1 Основные психологические доминантыповедения
1.2.2 Черты характера и типы личностей
1.2.3 Акцентуация характера
2. Функции конфликта
2.1 Понятие функцииконфликта
2.2 Явные и скрытые функции конфликта
2.3 Оценка функции конфликта
2.4 Конструктивные функцииконфликта
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Источники конфликтов —это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:знаний, умений, способностей, личностных качеств; функций управления;эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических идругих процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей,ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретацииинформации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок.
Конфликты играют важнуюроль по отношению к их участникам и социальной среде. Это влияние многозначно иможет быть рассмотрено как функциональность конфликта, который воздействует напсихику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих. Вповседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как к симптомунеблагополучия, негативному, нежелательному явлению, разрушающему нормальнофункционирующую социальную систему.
Любой конфликтпредставляет собой целостную динамическую систему (динамическую целостность).Конфликт — это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая изкоторых характеризуется своей степенью напряженности между участникамипротивоборства. Но, несмотря на эту динамику, любой конфликт характеризуетсяопределенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуруконфликта как целостного явления. В данной работе кратко постараюсь, пользуясьсоответствующим теоретическим материалом изложить основы структуры конфликтов иих функции.

1. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
По своему характеру иприроде все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные(внеличностные) и 2) личностные.
1.1Объективные элементы конфликта
К объективным элементамконфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли исознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных,ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта;участники конфликта; среда конфликта.
1.1.1 Объект конфликта
Вспомним основныехарактеристики объекта конфликта:
1)под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникаетстолкновение интересов участников конфликта;
2)объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные,духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные,политические и т.д.;
3)объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. Напротив, онвсегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятсяв противоречии;
4)объект конфликта носит релятивистский характер, что прямо вытекает изпредыдущего положения;
5)объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве иликачестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие вконфликте;
6)объект конфликта может быть явным и латентным.

1.1.2 Участникиконфликта
Другой основной элементсоциального конфликта — его участники. В конечном счете, конфликта ими всегдавыступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественнаяжизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуютразличные социальные группы, общности, народы, политические образования,юридические лица и т.д., которые также могут выступать участникамипротивоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов,может быть великое множество.
Основные участникиконфликта — это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие впротивоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в еговозникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главнымидействующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основепротивоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами(от лат. opponents —возражающий) конфликта.
В связи с темпотенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте,выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликтаимеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этомранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе,политической и экономической мощи, ресурсному, административному илиинформационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственносвязан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе всоответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной рольюучастника конфликта. В различных конфликтных ситуациях бывает востребован иразличный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место физическаяборьба, ранг оппонентов будет определяться их мускульной силой, в экономическихсхватках он будет зависеть от экономического потенциала.
К неосновным участникамконфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют такжекосвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепеннаяроль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участниковконфликта называют еще третьей стороной.
Важную роль ввозникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники: инициаторы(зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).
1.1.3 Среда конфликта
Еще один объективныйэлемент конфликта — его среда, включающая совокупность объективных условийконфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины еговозникновения и всю динамику.
С точки зрения уровнейсоциальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросредаконфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственновлияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — этомалая социальная группа. Макросреда конфликта включает в себя те условия,которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами игосударствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитиеконфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.
По природе составляющихее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2)общественно-психологическую и 3) социальную. Все они проявляются как на микро-,так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиямипротекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистыйвоздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии илисоциальных условий жизни людей.

1.1.4 Физическая средаконфликта
Это совокупностьфизических, географических, климатических и экологических условий и факторов, вкоторых протекает противоборство.
На микроуровнефизическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условийвзаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума нарабочем месте. Всякий, кто работал в плохо освещенной лаборатории, в шумномцехе, в запыленном и загрязненном помещении, мог неоднократно убедиться внегативном влиянии этих факторов на развитие межличностных и межгрупповых конфликтов.Причем и сами эти условия могут становиться объектом конфликтов как междуадминистрацией и сотрудниками, так и между самими сотрудниками.
На макроуровнефизическая среда представлена географическими, климатическими и экологическимифакторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта.Известно, какое большое значение для хода военных операций имеют климатическиеусловия. Как и на микроуровне, на макроуровне физическая среда может выступатьтакже в качестве объекта конфликта.
1.1.5 Общественно –психологическая среда конфликта
Это совокупность технастроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развиваетсяконфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо онизаданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта средатакже, как и физическая, проявляется на микро — и макроуровнях общественнойсистемы.
На микроуровне,например, в рамках организации, общественно-психологическая среда — этопсихологический климат данного коллектива, его общий настрой, который можетбыть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим илипессимистическим и т.д.
На макроуровнесоциальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическаясреда определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами иэмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всегонарода. В отдельные периоды в обществе могут преобладать чувства страха,неуверенности и беспокойства, которые испытывают целые слои населения. В другиевремена, напротив, общественная психология народа может быть мажорной,характеризоваться спокойствием, бодростью и эмоциональным подъемом. Первый типобщественно-психологической среды способствует развитию конфликтного поведения,второй, напротив, — более быстрому и легкому разрешению конфликта.
1.1.6 Социальная средаконфликта
Социальная средапредставляет совокупность общественных условий, при которых возникает иразвивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторамисоциальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономическиеусловия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальнуюсреду конфликта входит также вся социокультурная реальность, окружающаячеловека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важноевлияние на его динамику и способы разрешения.
1.2Личностные элементы конфликта
К личностным элементамконфликта относятся психофизиологические, психологические, этические иповеденческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние навозникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера личности, еепривычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эта и многие другие еекачества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшейстепени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и вконфликте внутри организации.
Среди личностныхэлементов конфликта прежде всего следует назвать: основные психологическиедоминанты поведения; черты характера и типы личностей; установки личности,образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия;манеры поведения; этические ценности.
1.2.1 Основныепсихологические доминанты поведения
Важнейшую роль средиличностных факторов конфликта играют основные психологические доминантыповедения личности: ценностные ориентации; цели; мотивы; интересы; потребности.Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого. Рассмотрим ихболее подробно.
Ценностные ориентациилюдей как субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности ивыражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, наоснове которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строитсвое поведение в этой ситуации. На базе ценностных ориентации происходятвычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решаетсявопрос о том, следует ли вообще участвовать в конфликте.
Цель — это осознанныйобраз предвосхищаемого результата на достижение которого направлено действиечеловека. Применительно к конфликту цель его субъектов – это представление тойконечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и кдостижению которой стремятся его участники. Именно этот полезный для участниковконфликта результат и определяет направленность их поведения. Образпредвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силуи таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектовпротивоборства. Но это происходит тогда, когда осуществляется связь цели смотивом поведения.
Мотив — побуждение кдеятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности.Применительно к конфликту мотив — это осознаваемая причина, лежащая в основевыбора действий субъектов конфликта — Такой основой вступления в конфликт вконечном счете выступает необходимость реализации его субъектами своихинтересов.
С точки зренияпсихологии потребность субъектов конфликта — это такое их состояние, котороевыражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимостьдля их существования. Поэтому она является самым глубинным источникомактивности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребность, такимобразом, является тем состоянием личности, которое регулирует ее поведение, втом числе и конфликтное поведение. Но при этом эта регуляция осуществляется вовзаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности.
1.2.2 Черты характера итипы личностей
Важную роль ввозникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовыехарактеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства человека,проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагированияна слова и поступки людей. В этой связи выделяют прежде всего две основныепсихологические оси личности: экстраверсия — интроверсия; эмоциональнаянеустойчивость — эмоциональная стабильность.
Следует отметить, что«плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится,наши недостатки — продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что всеназванные личностные качества человека играют существенную роль в возникновениии развитии конфликта.

1.2.3 Акцентуацияхарактера
Особо важный личностныйэлемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных характера черт характераиндивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, тоесть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытываютдополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерновыраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.
Выделенные Леонгардомтипы акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера(демонстративный, недактичный, застревающий, возбудимый) и акцентуациитемперамента (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый,циклотимический, эмотивный, аффективно – экзальтированный).

2. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
В представлениях многихлюдей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями,междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется какявление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так.Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.
2.1Понятие функции конфликта
Для объяснения функцийсоциального конфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию«функция». В общественных науках функция (от лат. functio— совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенныйсоциальный институт или частный социальный процесс выполняет относительнопотребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересовсоставляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этимпод функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт поотношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальнымгруппам, организациям и индивидам.
2.2 Явные и скрытыефункции конфликта
Явные функции конфликтахарактеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которыепровозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительствоРоссии, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями,заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функцияконфликта — это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если онипреследовали именно эту цель.
Скрытые (латентные)функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течениемвремени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранеепровозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться такжев том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающимицелям участников конфликта. Так, никто из участников Чеченского конфликта непредполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти,которых в республике было большое количество, и в результате возникнетопасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами.Бастующие шахтеры, выступавшие с требованиями к правительству страны в конце80-х — начале 90-х годов отменить госзаказ и дать им возможность свободнораспоряжаться прибылью, очень много сделали для реформирования общества, но онии не предполагали, что уже в конце 90-х годов будут требовать вернуть госзаказ.
2.3 Оценка функцииконфликта
С точки зрения функций,конфликт — достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, людимогут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать дажене очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этомпоследствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер дляучастников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения садминистрацией, может добиться своей ближайшей пели, например, выплатыкомпенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим можетпоследовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Дляуволенного сотрудника это скорее всего будет латентная функция конфликта и приэтом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на болеепривлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительнаялатентная функция конфликта. В таком случае часто говорят «не было бы счастья,да несчастье помогло».
Таким образом, и явныеи латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так иположительными, то есть они могут иметь двойственный характер. Если функцияконфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте,в противном случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являютсянегативными для его участников и на которые они не рассчитывали.
Несмотря на всюрелятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли ихможно разделить на две группы: конструктивные (положительные) функцииконфликта; деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
2.4 Конструктивныефункции конфликта
Все конструктивные (каквпрочем, и отрицательные) функции конфликта, с определенной степенью условностии в целях удобства изложения материала, можно разделить на: общие функцииконфликта — имеют место на различных уровнях социальной системы; функцииконфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликтанепосредственного на личность. Они выражаются в следующих последствиях.
Конфликт являетсяспособом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации,группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречиядостигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по ихустранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию,дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов впротивоборстве. Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитиеспособствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации,которые привели к конфликту.
Конфликт способствуетснятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает«выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицомвнешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения ипротивоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникшихпроблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываютсявзаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.
Разрешение конфликтаприводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируютсяисточники неудовлетворенности- Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», вбудущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимоэтого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты,которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился. Конфликтинтенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизацииэнергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путейразрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций,разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.
Конфликт может служитьсредством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самымможет предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов. Конфликтможет служить средством для возникновения новых норм общения между людьми илипомочь наполнить новым содержанием старые нормы.
При конструктивныхфункциях конфликта на личностном уровне происходит влияние конфликта и наиндивидуальные характеристики личности. Конфликт может выполнять познавательнуюфункцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в трудныхкритических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются подлинный характер,ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят «друг познается в беде».С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника.
Конфликт можетспособствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочьверно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известныестороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать появлениюего новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п. Конфликтможет помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувстванеполноценности, покорности, раболепия и т.п. Конфликт является важнейшимфактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивидза сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненногоопыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта.
Конфликт являетсясущественным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликтелюди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать кто естькто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив,отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит.
В связи с ограниченнымобъемом работы, о деструктивных функциях я скажу в заключении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В выводе можно сказать,что структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей,обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от другихявлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не можетсуществовать как динамически взаимосвязанная система и процесс. Конфликтнаяситуация представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленныхэлементов объективного и субъективного уровня, отражающих актуальноепротиворечие. Она включает в себя участников конфликта (оппоненты, группыподдержки, другие участники), предмет и объект конфликта, элементы микро – имакросреды, связанные с конфликтом. Психологические компоненты конфликтасоставляют актуальная мотивация сторон, их стратегии и тактики поведения, атакже информационные модели конфликта.
Особенность восприятияконфликтной ситуации – его искаженность. наибольшему искажению подвергаютсямотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностныекачества оппонентов.
Влияние конфликта наего участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивыйхарактер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различенияконструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценкурезультатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта можетменяться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого изучастников он конструктивен, а для кого деструктивен.
Среди конструктивныхфункций конфликта можно выделить: устранение противоречия в функционированииколлектива; более глубокое познание участниками конфликта друг друга;ослабление психической напряженности; способствование развитию личности;улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника в случае егопобеды. Негативное воздействие конфликта заключается в том, что он: значительноухудшает настроение; приводит к насилию и гибели людей; разрушает межличностныеотношения, вызывает болезни; может ухудшать качество индивидуальнойдеятельности; способствует закреплению социальной пассивности личности.
Положительное влияниеконфликта на социальное окружение заключается в том, что он: активизируетсоциальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализируетгуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешнейопасностью и др. Негативное влияние конфликта заключается в нарушении системыотношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместнойдеятельности, снижении сплоченности группы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Козырев Г.И. Введение вконфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.
2 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебноепособие. — М.: Гардарики, 2000. — 320 с.
3 Амурский Государственный Университет.Конфликтология. Хрестоматия (для студентов гуманитарных отделений и факультетовуниверситетов). Составитель В.Н. Кологривов. Благовещенск. 2001. – 487 с.
4 Социальная конфликтология: Учеб. пособиедля студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф.Суслова / Под ред. А.В. Морозова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. —336 с.
5 Русский Гуманитарный ИнтернетУниверситет. Библиотека учебной и научной литературы. WWW.I-U.RU- 162с.
6 Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999 – 551 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.