Реферат по предмету "Психология"


Структура профессионального мышления специалиста

Структура профессионального мышленияспециалиста

Содержание
Содержание                                                                                                            2
Введение                                                                                                                3
1 Структура профессиональногомышления                                            4
1.1 Потребностно-мотивационныйкомпонент                                         4
1.2  Целепостановка илицелеообразование                                              5
1.3 Постановказадач                                                                                   5
1.4 Планирование и прогнозирование                                                        6
1.5Исполнение                                                                                             7
Заключение                                                                                                   8
Список использованныхисточников                                                                    9

Введение
С каждым годом все болееостро возникает вопрос: «Как найти хорошего специалиста?». Подбирая и формируяспециалистов определенного уровня, мы выбираем  уровень подготовленности: болеекомпетентные специалисты достигают более успешных результатов.
Установлено, что наука приблизительнокаждые пять лет удваивает свои накопленные знания. Исходя из этого, мы уже внастоящее время должны готовить руководителей будущего времени. Иными словами,система подготовки специалистов должна давать знания с опережением минимум на5-10 лет. В настоящее время в большинстве случаев она отражает сегодняшнийуровень развития науки, экономики, технологии, техники и др., что не позволяетвыйти из кризисной ситуации.
 Получить знания, которыебудут востребованы в будущем времени очень непростая задача. Однако, мы можемсоздать условия, которые обеспечат постоянное обновление знаний. Главное из них– формирование в стенах вуза «нового профессионального мышления» специалиста.
Профессиональные типымышления привлекают всё больше внимания современных учёных. Накопилось большоеколичество работ, посвященных анализу клинического, технического,математического, художественного, педагогического мышления. Термин«профессиональное мышление» в практический обиход стал входить совторой половины ХХ века, в связи со значительной интеллектуализациейобщественного труда. Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двухсмыслах. Когда хотят подчеркнуть высокий профессиональный уровень специалиста,т.к. речь идёт об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект.И когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характеромпрофессиональной деятельности. Здесь имеется в виду предметный аспект, но чащепонятие «профессиональное мышление» употребляется в обоих этих значениях. Когдаречь идёт о профессиональном мышлении отмечает З.А. Решетова интуитивно имеетсяв виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешновыполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно иоригинально решать как ординарные, так и не ординарные задачи в определённойпредметной области [6].

1Структура профессионального мышления
 
По мнению Н.П. Локаловой профессиональнаяспецифика психолога связана, прежде всего, с необходимостью понимания скрытыхот непосредственного наблюдения внутреннего механизма и законов развития иличности в целом, так и отдельных психических процессов и состояний человека,эмоциональных переживаний, межличностных отношений, интересов, причинвозникновения различных психологических проблем. Поэтому профессиональноемышление психолога должно быть направлено на глубокий анализ имеющихся в егораспоряжении данных, их синтез и осуществление на этой основе сложнейшейинтеллектуальной аналитико-синтетической деятельности – интерпретации. Именнопоэтому так велики требования к собственным умственным способностям самогопсихолога, которые должны характеризоваться осознанностью и обобщенностьюмыслительных операций, гибкостью процессов мышления.[5] Профессионально-психологическое мышление это сложный процесс, имеющий и сложнуюструктуру.
1.1          Потребностно-мотивационныйкомпонент
 
Исследование потребностно-мотивационного компонента позволяет определить те побудительные исмыслообразующие качества. Эффективность любой профессиональной деятельности прямо зависит от мотивированности специалиста. В психологии различают двемотивационной системы: 1) внешняя и 2) внутренняя.
 Внешняя предполагает результат деятельности в качестве побудительной силы к активности, а точнеевознаграждение за результат.
Внутренняя  источникактивности лежит в самой деятельности. Студенты с преобладанием внутренней мотивацией поглощены самим процессом деятельности, нежели результат.Исследования показали, что для наиболее продуктивной деятельности необходимосочетание обоих мотиваций, причем такое сочетание, чтобы они взаимодополнялидруг друга
1.2 Целепостановка или целеообразование
На основе потребностей имотивов формируются цели. Цель – идеальное преставление будущего результатадеятельности. Цель и мотивы определяют динамику психических процессов исостояний, включенных в данную деятельность. Правильно поставленная цельпозволяет избежать лишней работы, помогает экономить время. Субъект как правилоставит не одну цель а несколько. Их можно упорядочить по их значимости или жеразделить на подцели и подподцели. [1; 3]
Важнейшим моментомцелепостановки является механизм порождения субъективных целей. Впсихологических исследованиях было установлено, что наименьшей продуктивностьюхарактеризуются чужие цели, нежели свои.
1.3Постановка задач
 
Задача в психологииопределяется как единство  цели и конкретных условий ее достижений. [7]
«Постановка задачипредполагает выявление и анализ конкретных объективных и субъективных факторови условий, способствующих или препятствующих достижению цели.
Вместе с тем в процессесбора информации о конкретных условиях и факторах достижения цели нередковозникает своеобразное противоречие – одновременно недостаток и избытокинформации. С одной стороны, собрать всю информацию практически невозможным, сдругой – можно быть погребенным под лавиной информации.
При сборе информациинужно придерживаться принципа ограниченности. Наличие большого количестваинформации приводит к тому что важные проблемы остаются незамеченными, анаиболее эффективные решения не будут найдены.
Дефицит нужной информацииприводит к необходимости реконструировать ее, а избыток затрудняет выделениеглавного, относящегося к делу содержания и поэтому требует умения селекцииглавного от второстепенного» [1].
1.4Планирование и прогнозирование
 
 Профессиональногомышления предполагает определение наиболее адекватных, соответствующих существенныхусловий задачи, способов и средств достижения поставленной цели. Планированиеобеспечивает мысленное экспериментирование с целью выделения существенныхотношений в задаче, позволяет определить оптимальные пути достижения цели исоотносить между собой промежуточные и конкретные результаты.
Прогнозированиепредвидение, предвосхищение – антипацию будущего. Именно прогнозирование в ходемыслительного процесса находит решение ряда  альтернативных способов решениязадач. [1]

1.5 Исполнение
 
Переход от планирования кисполнительным действиям связан с функционированием таких необходимыхкомпонентов профессионального мышления как контроль оценка и коррекция.Контроль заключается в сопоставлении реальных промежуточных и конечныхрезультатов с условиями и требованиями профессиональной задачи, с целямидеятельности. Важным  компонентом контроля является наличие систем стандартов икритериев.
В процессе контролявозникает необходимость оценки. Именно оценка позволяет определить подходит илинет данный вариант решения задачи. Необходимо отметить что контроль и оценка невсегда является той «последней каплей решения» иногда возникает необходимостькоррекции. С ее помощью специалист обеспечивает полное совпадение реальногорезультата с идеальной целью. [2]

Заключение
 
 В теоретическом профессиональном мышлении выделяют следующие составляющие: содержательныйанализ, рефлексия, внутренне планирование. Применительно к профессиональномумышлению теоретический анализ позволяет обнаружить генетически исходную основуцелостного профессионального явления и найти оптимальные варианты возможныхрешений профессиональной задачи; содержательная рефлексия обеспечивает поиск ирассмотрение внутренних существенных обоснований; планирование – предвидение,прогнозирование событий.
Списокиспользованных источников
1.  Андронов Б.П. Психологические основы формирования профессиональногомышления: пособие к спецкурсу. – Саранск: МГУ, 1981.
2. Андронов В.П., Андронова Т.Д. Контрольно-оценочные  и коррекционные составляющиепрофессионального мышления специалиста. – Саранск. Гуманитарий
3. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессиональногомышления врача. – Саранск.
4.  Гольперин П.Я. Развитие исследований о формировании умственныхдействий  // Психологическая наука в СССР (в двух томах). – М., 1959. – т. 1.
5. Локалова Н.П. Специфика профессионального мышления психологов и путиего формирования у студентов
 6. Решетова З.А.  Психологические основы профессиональногообучения.  М.: МГУ, 1985.
7.  Рубинштейн С.Л.     Основы общей психологии (в двухтомах). – М.: Педагогика, 1989.– т. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.