Реферат по предмету "Психология"


Структура и этапы психологического исследования

Курсоваяработа по экспериментальной психологии
Тема:Структура и этапы психологического исследования

Содержание
Введение
Глава 1. Структура и этапы психологическогоисследования
1.1 Общая схема и структура психологическогоисследования
1.2 Психологическое исследование: этапы, изучениесостояния проблемы, литературный обзор
1.3 Выбор методов и методик психологическогоисследования
Глава 2. Эмпирическое исследование: сбор иобработка данных
2.1 Организация, процедура и выборкапсиходиагностического обследования
2.2 Использование компьютера в проведениипсихологического исследования
2.3 Описание и представление результатовисследования
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В научнообоснованном подходе к активизации человеческого фактора все очевиднеестановится значимость психологии. Переход к новым рубежам экономическогоразвития, к более совершенным формам демократии, к более полному воплощениюгуманистических принципов, требует и перехода к более широкому и всестороннемуиспользованию данных психологической науки. Необходимым условием этого являетсяцеленаправленное развертывание прикладных психологических исследований,формирование прикладной психологии, главная цель которой заключается вобеспечении решения практических задач во всех сферах жизни и деятельностилюдей – будь то производство, образование, здравоохранение или отношения всемье, индивидуальное развитие человека и так далее.
Обеспечениерешения практических задач в прикладной психологии осуществляется в двухосновных формах:
• Исследованиес выдачей практических рекомендаций для использования в разных областяхспециалистами различного профиля;
• Применениеактивных психологических методов.
Обе формыпредполагают совершенствование методов прикладной психодиагностики на основеразвития методов экспериментальной психологии. Именно экспериментальнаяпсихология обеспечивает профессионализм проведения прикладного психологическогоисследования, конструирования и адаптации психологического инструментария.
Этопредставляется особенно важным в связи с тем, что актуализация проблемприкладной психологии потребовала не только улучшения подготовки молодыхспециалистов-психологов к практической деятельности, но и подготовкипсихологов-практиков.
В работепсихолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональнойдеятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могутостаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеети свою технологию. Без знания основ технологии современного психологическогоисследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провестидаже небольшую научную работу. Знание принципов, технологии проведенияпсихологического исследования особо актуально в наше время.
Изактуальности данной проблемы вытекает гипотеза исследования — психологическоеисследование будет успешным, если экспериментатор будет знать его структуру ивладеть технологией проведения.
Интерес кпсихологии в нашей стране продолжает стремительно возрастать. Все большее числолюдей обращается к ней и стремится использовать психологические знания в своейпрофессиональной деятельности. Ориентироваться в разнообразии подходов,средств, приемов непросто.
Цельисследования – рассмотреть основные вопросы планирования и организациипсихологического исследования, его проведения, выбора методов и методик,организации сбора данных и их последующей обработки.
Объектисследования – психологическое исследование.
Предметисследования – организация и проведение психологического исследования.
Всоответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены задачи:
1. Показатьважность и значение знания и владение технологией проведения психологическогоисследования;
2. Составитьобщую схему и этапы психологического исследования;
3. Определитьместо и значение использования новейших информационных технологий (НИТ) припроведении психологического исследования;
Методыисследования:
1. Изучениесправочной литературы в области прикладной и экспериментальной психологии:аннотирование, составление библиографии;
2. Составлениеструктуры психологического исследования;
Структураработы.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения.
В 1 главерассмотрены структура и этапы психологического исследования, а также освещенвопрос выбора методов и методик обследования.
Во 2 главеописана схема проведения эмпирического исследования; уделено внимание практикеиспользования компьютера при проведении психологического исследования.

Глава 1.Структура и этапы психологического исследования
1.1 Общаясхема и структура психологического исследования
В качествеосновных видов психологического исследования можно выделить три вида:
•Теоретическое;
•Эмпирическое;
• Прикладное.
Термин«эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). Исходноон имел два основных значения:
•Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств;
• Наблюдение,осуществляемое в обычных, естественных условиях, в отличие от эксперимента.
Термин«эксперимент» происходит от латинского слова «experimentum» (проба, опыт) ипонимается как научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления вточно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократновоспроизводить его при повторении этих условий. В настоящее время во многихнауках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов илиданных, а не только данные, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим(эмпирической частью) называют такое исследование, целью которого являетсяполучение данных различными способами – методами наблюдения и самонаблюдения,лабораторного и естественного эксперимента. [2]
Разделятьисследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если висследовании вынести на первый план процедурную сторону, то определить его кактеоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствиятакой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии собъектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательскойработы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Еслиже в исследовании выделять, прежде всего, продуктивную (результативную)сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое илиэмпирическое можно еще с большей условностью. В любом исследовании до сбора данныхили отбора уже имеющихся психолог должен определить исследовательскую парадигмуи теоретический базис своей работы. Этот этап работы является теоретическим.
С другойстороны, любая теоретическая работа пусть опосредованно, но опирается наопределенный массив фактов, явно или неявно делит данные на более и менеедостоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направлениепоиска фактов и методов их получения.
Существованиепроблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научногоисследования. Постановка научной проблемы предполагает:
• обнаружениесуществования дефицита (недостаточность знаний, фактов, противоречивостьнаучных представлений);
• осознаниепотребности в устранении дефицита;
• описаниепроблемной ситуации на естественном языке;
•формулирование проблемы в научных терминах.
Убедить втом, что проблема действительно существует, можно опираясь на проведенныйлитературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степениисследованности интересующей вас проблемы. Отметить, насколько она изучена вцелом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует особо выделитьнеизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целоми его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных. [3]
Объект – этото, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющееся фрагментоммира самого по себе, то есть существующего независимо от субъекта познания (вданном случае исследователя0 и от наук, которые его изучают. Объектамипсихологической науки выступают:
• индивид;
• группалюдей;
• общностьлюдей;
• животное, укоторого есть психика;
• сообществотаких животных.
Посколькуперечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называяобъект психологического исследования, уточнить, какое именно психическоеявление у человека, некоторой группы людей или животных вы намерены изучать врамках данной работы.
В текстедолжны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от целиисследования к таким характеристикам могут быть отнесены:
• пол;
• возрастнаягруппа, к которой принадлежат испытуемые;
• уровеньобразования; профессия;
• родзанятий;
• состояниездоровья;
•национальность и так далее.[7]
Предметпознания – свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемы вопределенных исторических условиях. Предмет познания невозможно выделить иописать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно ксубъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, — например, время как форма существования и мера изменений. Он может бытьмеждисциплинарным – например, межполовые отношения у животных. Их изучаетбиохимия, этология, зоология, психология, ветеринария. Для каждой науки в любомпредмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой,частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован втеоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.
В качествепредмета психологического исследования могут быть взяты:
• Отдельныепсихические свойства, состояния, процессы, функции;
• Видыповедения, деятельности и общения;
•Пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений,взаимовлияния между ними;
• Взаимосвязимежду психическими и физиологическими явлениями и так далее.
Такимобразом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качествепредмета психологического исследования, значительно объемней перечняобъектов.[7]
Если объектпсихологического исследования можно прояснить по контексту работы (даже если онне назван автором), то с предметом дело обстоит иначе. Обусловлено этоотмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования долженбыть непременно назван самим автором, чтобы было легче понять цель и назначениеработы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методическогоподхода.
Проблема,объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделовработы.
В Словареиностранных слов основное значение слова «гипотеза» раскрывается как «научноепредположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующеепроверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы статьдостоверной научной теорией».[14]
Приразработке концепции исследования необходимо учитывать природу, спецификупсихологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, чтоони имеют статистический характер, поскольку любое психическое явлениеобусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а такжепостоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых,поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и ксебе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и фактораминдивидуальности конкретного человека, направляются всем содержанием внутреннегомира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечатокуникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смыслакаждого понятия, каждой вещи и события окружающего. Эта уникальностьпринципиально непознаваема до конца, и поэтому реакции, отношения, поступки,поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.[3]
По этимпричинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемойточностью и постоянством, а действуют как тенденции. Почти каждое правило впсихологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.
Это следуетучитывать, когда целью исследования является разработка рекомендаций, прогнозповедения, успешности деятельности, особенностей развития отдельного человекаили группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка можетносить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижаетценности психологических рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечатьих специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учетаконкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности кжизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию.
Цельисследования – желаемый конечный результат (главный), он может бытьтеоретико-познавательным или прикладным, практическим. Перечисленные возможныенаправления психологического исследования не охватывают всего разнообразияцелей. Основными видами целей психологического исследования, различающихсяконечным результатом считаются:
• Описаниехарактеристик психического явления. Поиск новых характеристик или уточнениеописанных очень часто может становиться целью работы. Основанием для постановкитакой цели работы обычно может быть обнаруженная или отмеченная в литературе неполнотаописания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данныймомент. Еще одной причиной выбора цели такого рода может быть противоречиемежду эмпирическими данными разных авторов.
• Выявлениевзаимосвязей психических явлений. Такая цель исследования встречается довольночасто. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить вчисло задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности,устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или местотой взаимосвязи, которая находится в центре внимания, среди совокупностидругих, близких, а иногда и отдаленных, объяснить природу связи. Также цельюработы может быть не только выявление взаимосвязей психических явлений, но и уточнениевзаимосвязей.
• Изучениевозрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания иразвития, возрастной изменчивости психики имеет и теоретическое, и практическоезначение. В то же время оно остается довольно сложным видом исследования. Б. Г.Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическомвремени, но и в историческом, социальном. Проведение исследований,ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер ипредполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных»срезов или «продольных» срезов (лонгитюда).
• Описаниенового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимогоэмпирического исследования, проверки гипотезы. Задачами исследования с цельюописать новый феномен могут быть: выявление факторов, определяющих наличие илиотсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существованияфеномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснениефеномена.
• Обобщениенаучных представлений, сведений. Цель такой работы состоит в выведении болееобщих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Частоэто осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определениемимеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием имстатуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением областипонятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которыенаполняются психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целомили какой-либо области психологии.
• Созданиеклассификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего,поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений,охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена сопределенной теорией, концепцией. К числу достоинств хорошей классификацииможно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе болееэффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладныхприменений психологических знаний.[7]
Определениезадач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Выбор задачдолжен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второгопорядка). Задачи формулируются примерно таким образом:
1. проанализироватьлитературу по теме;
2. провестиэксперимент (обследование);
3. обработатьэмпирические данные;
4.проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Это описаниеобычной последовательности шагов научного исследования. Перечисление задач помогаетпонять характер работы.[7]
Приопределении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность.Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могутбыть следующие:
•необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемомуявлению. Новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснитьпри роду явления, разрешить имеющиеся противоречия;
• потребностьв новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
• потребностьв более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способныхобеспечить получение новых данных;
• потребностьв методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности иэффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения,реабилитации, применения в труде;
• потребностьв дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций сцелью более полного использования их как представителями других наук, так иширокими слоями населения.[5]
1.2Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы, литературныйобзор
Учитываяобщность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов,которые обычно включает психологическое исследование.
Основныеэтапы психологического исследования. Наиболее часто психологическоеисследование включает следующие шаги:
1. Изучениесостояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2. Разработкаили уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертахмодели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
3.Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4. Сборданных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отборфактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
5. Обработкаданных (эмпирического материала исследования).
6. Оцениваниерезультатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходнойисследовательской концепции.
7.Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнениемодели изучаемого явления. Формулирование общих выводов.
Последовательноепрохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании,поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решенияболее ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.
Прикладнаяпсихология – общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслейпсихологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологиина практике в различных областях.
Направленияисследования – теоретическое, эмпирическое, прикладное – не являютсявзаимоисключающими. Более того, их сочетание (не всегда возможное) позволяетприйти к более надежным выводам, способствует их принятию в более широкихкругах ученых и практиков.[4]
При изучениисостояния проблемы целесообразна следующая последовательность работы:
1.Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемойтеме, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылки нанаиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной складв исследование изучаемого явления.
2. Составитьбиблиографию по интересующей вас теме с помощью систематического каталога. Всистематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам.
3.Осуществить предварительное знакомство с предметом исследования, ознакомившисьс выпусками реферативного журнала ВИНИТИ: «04. Биология. Раздел 04П.Психология». Реферативный журнал ВИНИТИ является крупнейшим в миреинформационным изданием в области естественных и технических наук. В немпубликуются упорядоченные совокупности библиографических записей, включающихбиблиографические описания, рефераты и аннотации. Работу с этим журналом лучшеначать с последних его выпусков.
4.Ознакомиться со справочными и библиографическими изданиями по психологии,общественным наукам.
Проделавбиблиографическую подготовку, вы будете иметь представление о количествепубликаций по интересующей вас теме, о временных рамках публикаций, об интересеученых к данной проблеме, сможете выделить наиболее плодовитых авторов. [6]
В конспектеработы, описывающей экспериментальное исследование, надо отметить егохарактеристики:
• переченьиспользованных методик,
• описаниеоригинальных (авторских) методик,
• описаниепроцедуры эксперимента, объем выборки испытуемых,
•социально-демографические и другие значимые параметры выборки (всегда важныданные о возрасте, поле, уровне образования, профессии, принадлежности копределенной социальной группе, здоровье, психических или соматическихрасстройствах).
Влитературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи илиэкспериментальные результаты которых вы пересказываете или обобщаете. Ссылатьсяследует, указывая конкретные публикации авторов.
1.3 Выборметодов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирическогоисследования
Основнымиметодами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент,моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта ипредмета исследования и поставленными целями.
Метод –способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями,принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействияна объект.
Методика –форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательностьи взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели.В психологическом исследовании: формализованные правила сбора, обработки ианализа информации. С помощью методики фиксируют характеристики поведения ивоздействуют на объект. В большинстве случаев для изучения сходных сторонобъекта можно использовать различные методики, что обеспечивает взаимнуюверификацию данных, получаемых различными методиками.[8]
Этап выбораметодов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.
При выбореметодик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в наборметодики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств.Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны вруководствах по их применению. Очень важна степень разработанности методики. Вруководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретации шкал,описана апробация методики, отражены количественные и качественные результатыапробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения идругие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиямистандартов.[11]
Присоставлении набора методик целесообразно руководствоваться принципомдополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного иколичественного характера, субъективные и объективные показатели.
Болеенадежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу,одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными подругим.
К основнымгруппам методов психологической диагностики можно отнести следующие:
• методыизмерения функциональных показателей, использования психофизиологическихиндикаторов психических явлений;
•обсервационные методы – методы наблюдения и самонаблюдения;
•праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов деятельности;
•субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы исуждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градацийшкал и так далее;
•проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешненеопределенного материала, становящегося объектом проекции;
• ассоциативные,основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых.Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степениприятности и по ассоциации с понятиями, перечень которых предложендиагностом.[2]

Глава 2.Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных
2.1Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
Припроведении обследования должно быть учтено следующее.
Помещениедолжно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека;
— иметьдостаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп;
— находитьсявдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное);
— должнопроветриваться, не иметь отвлекающих запахов (пищи, краски и других).
Во времяработы не должны заходить посторонние. Для каждого участника исследованиядолжен быть отдельный стол.
Помимостимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другогоинструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчейбумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок.
Предельноевремя работы 6 часов. Вместе с тем в большинстве случаев уже 3-4 часа работыприводят к немалому напряжению, поскольку для многих обследуемых данный виддеятельности является весьма непривычным. Наиболее благоприятно дневное времяот 9 до 17 часов. При возможности начало обследования надо планировать наутренние часы.[19]
Последовательностьпроведения обследования:
1. Объяснить,зачем нужен тест (вопросник, набор задач и тому подобное), избегаянежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.
2.Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.
3. Медленно,громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если незапланировано инструктировать письменно).
4. Привестипримеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальныхтестах. Проверить, правильно ли понята инструкция.
5. Ознакомитьс регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах вобщении, поведении на время обследования. Описать, в какой форме должно бытьзакончено обследование.
6. Попроситьнаписать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографическихданных. Проследить за правильностью записей.
7. Ответитьна вопросы. Стараться отвечать лаконично – пространные ответы хужезапоминаются.
8. Привыполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время началавыполнения и начать решение.
9. По ходуобследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении.Следует избегать перемещаться внутри помещения без необходимости – многих этоможет отвлекать или раздражать.
10. Поокончании обследования немедленно собрать тестовые материалы и листы дляответов.
11. Незабудьте поблагодарить испытуемых за участие в эксперименте.
Припроведении психодиагностического обследования к экспериментатору и диагноступредъявляются определенные требования.
Экспериментатордолжен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами:
• Пониматьзадачи эксперимента;
• Хорошознать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик;
• Знатьправила обработки данных и оценивания результатов;
• Уметьконтролировать себя;
• Обладатьдостаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.
Своимповедением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не долженпроявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами,интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.
Диагност впроцессе исследовательской работы должен знать и соблюдать этические принципы иправила работы (специальная регламентация деятельности и действийпсихолога).[11]
Основнымитребованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность.
Репрезентативность– представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных врезультате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта в целом,позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемыйобъект.
Адекватнойсчитается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы вколичественных характеристиках (числовых показателях) был достигнутпредполагаемый уровень достоверности.
Определениеобъема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Практически психологивсегда стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. Вбольшинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровнесуммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в однойи другой группах.[12]
Если впоследующей обработке экспериментальных данных планируется проводитькорреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35респондентов. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, нотем не менее хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучшебрать выборку 40-50 человек.
Если вобработке данных планируется использовать факторный или компонентный анализ,выявляются факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов,при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученнойфакторной структуры.
Количествоиспытуемых, признаков (измеряемых параметров) и факторов – величинывзаимосвязанные при математико-статистическом анализе. Надежные выводы офакторной структуре могут быть получены в том случае, если количествоиспытуемых не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых вфакторный анализ.
Особо следуетучесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, чтонекоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может бытьвзято в обработку. Частые причины такой отбраковки:
• нет ответовна все вопросы, задания и тому подобное;
• в качествеответов есть записи, не предусмотренные инструкцией;
• похарактеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию и другие.
Поэтому лучшесразу обследовать испытуемых примерно на 10 % больше требуемого объема, то естьс запасом.
2.2Использование компьютера в проведении психологического исследования
Можновыделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.
1.Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представленияинформации на дисплее значительно раздвигают возможности проведенияразнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов,интеллекта, разработки нового поколения индикаторов и вообще всех средствотображения информации в автоматизированных системах.
2.Компьютерное управление экспериментом. Применение современной вычислительнойтехники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ееиспользования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации,идущей от испытуемого или испытуемых (оценка реакций, действий, состояния и такдалее), и выбора варианта программы эксперимента соизмеримы со скоростьюреакций и изменений в организме и психике человека или превышают их, тоуправление в реальном масштабе времени дает возможность более точной оценкивеличины психофизиологических резервов, актуальной пропускной способности попереработке информации, диагностике и прогнозированию состояния человека имногих других параметров.
3.Организация хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализацииэтих задач: возможность хранения очень больших объемов информации; оперативныйдоступ к любому элементу хранящейся информации; оперативная селекция информацииодновременно по многим критериям; гибкость в переструктурировании объемов ипринципов организации.
4. Обработка полученныхданных. Компьютер значительно расширяет возможности исследователя в обработкеэмпирических данных. Многие процедуры математической обработки могут бытьреализованы только на вычислительной технике. Представление полученных данных сиспользованием специальных программ делает отображение на дисплее эффективнойзрительной опорой для создания наглядности и активизации образного мышления.Применение ЭВМ в психодиагностике может не только заменить ручную обработку ивычисления с калькулятором, но и дать возможность использовать мощныеформализованные процедуры, например математическую теорию образов.
5.Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер представляет новыевозможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных,боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающиекомпьютер, могут значительно повышать также их использование для обучения итренировки.
Несомненно,центральной фигурой теоретического и прикладного исследования, психодиагностическойситуации остается специалист, а основными факторами – личность специалиста, егоинтеллект, профессиональные знания и опыт, интуиция. Во многих случаяхиспользование компьютера добавляет удобство, что никак не следует умалять, нопринципиально ничего не меняет.[7]
Значительнорасширяют возможности обработки и хранения данных психологического исследованиясистемы (программы) управления базами данных (СУБД). Весьма удобныпользовательские программы работы с электронными таблицами «Excel», «Paradox»,«Statistica» функционирующие в среде Windows.
2.3 Описаниеи представление результатов исследования
Наглядноепредставление информации может способствовать переходу осмысления полученныхрезультатов на новую ступень.
Диаграммыиспользуют для представления результатов диагностики с использованиеммногопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Онипозволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по факторам. Темсамым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования.
Диаграммыиспользуются главным образом для изображения соотношений между величинами. Этоспособ графического изображения при помощи фигур (секторов, столбцов и томуподобное), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представленадиаграмма качеств личности на основе позитивной самооценки глазамивосьмиклассников. [9]
Совмещенныедиаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковыеотметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков,величина которых отображается на оси ординат. Здесь могут быть отображенызначения одного и того же признака, но в разных измерениях, например вабсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьированиясовпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на однойдиаграмме.
На диаграммемогут быть отображены величины в процентах, например в процентах встречаемости(частости) каких-либо признаков, событий или качеств.[9]
Секторнаядиаграмма – диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в видекруговых секторов.
Рекомендациипо построению диаграмм (графиков).
1. Диаграммыдолжны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе.Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. На однойдиаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежаниенеразберихи.
3. Надписи наосях диаграмм следует располагать внизу и слева.
4. Дляобозначения величин, значений следует использовать разные элементы (контурные,с заливкой, с дополнительными элементами и тому подобное).
Гистограмма(столбчатая диаграмма) – графическое представление плотности распределения, прикотором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос(столбиков, блоков).
Назаключительных шагах психологического исследования очень важно привести всоответствие новые результаты и существующие взгляды на изучаемый феномен.Интерпретируя полученные результаты, необходимо помнить, что любой изучаемыйпсихический феномен является частью целого.
Выводы – этоутверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги психологическогоисследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено в ходеработы.
Выводы должныбыть конкретными, пишутся в форме утверждений.
Заключение –это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективностивыбранного подхода. Здесь подчеркивается актуальность изучения проблемы в целомили ее отдельных аспектов, подчеркивается перспективность использованногоподхода, высказывается предположение о возможных путях его модификации,целесообразность применения тех или иных методов и методик и тому подобное.Также указывается практическая, научная, социальная ценность результатовработы.[20]
В разделПриложения выносятся таблицы с данными, которые дополняют основные результаты;занимающими центральное место в используемых доказательствах; вспомогательныйматериал: протоколы опытов, описания аппаратуры и приборов, примененных припроведении экспериментов; инструкции, методики; иллюстрации вспомогательного характераи тому подобное.[20]

Заключение
В работепсихолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональнойдеятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могутостаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеети свою технологию. Без знания основ технологии современного психологическогоисследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провестидаже небольшую научную работу. Знание принципов, технологии проведения психологическогоисследования особо актуально в наше время.
Впредставленной работе мы рассмотрели основные вопросы планирования иорганизации психологического исследования, его проведения, выбора методов иметодик, организации сбора данных и их последующей обработки.
Изучивструктуру проведения психологического исследования, можно выделить следующиепринципы:
• Научность;
• Надежность;
• Валидность;
•Стандартизированность;
•Дополнительность;
•Объективность;
•Конфиденциальность.
Особоевнимание уделялось использованию новейших информационных технологий впроведении психологического исследования при сборе, обработке информации и еепредставлении.
Мы считаем,что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Очень важно знать структурупсихологического исследования и владеть технологией его проведения.

Списокиспользованной литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование:принцип построения тестов, способы их оценки, правила применения. Пер. с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского – М., 1982
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.Словарь-справочник по психологической диагностике – Киев, 1989
3. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методологияпсихологического исследования: Практическое руководство – СПб.: СПбГУ, 1991
4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология –М.: Питер, 2000
5. Как провести социологическое исследование /Подред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шеренги – М.: Политиздат, 1990
6. Корнилова Т. В. Введение в психологическийэксперимент: Учебник – М., 1997
7. Куликов Л. В. Психологическое исследование:методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001
8. Методы исследования в психологии: Учебноепособие для вузов – М., 1998
9. Наследов А. Д. Методы обработки многомерныхданных в психологии: Учебное пособие – СПб., 1999
10. Общая психодиагностика /Под ред. А. А.Бодалева, В. В. Столина – М.: МГУ, 1987
11. Практикум по общей, экспериментальной иприкладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева – «Питер», 2003
12. Практикум по психодиагностике /Под ред. В. В.Столина, А. Г. Шмелева – М.,1984
13. Психологический словарь /Под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996
14. Ребер А. Большой толковый психологическийсловарь – Вече АСТ. М.,2000
15. Романова Е. С. Графические методы впсиходиагностике – СПб.: Речь, 2001
16. Сидоренко Е. В. Методы математическойобработки в психологии – СПб.: Речь, 2000
17. Собчик Л. Н. Методы психологическойдиагностики. Выпуск 3 – М., 1990
18. Солнцева Л. С., Галкина Т. В. Методисследования личности учащегося – М., 1993
19. Суслов В. И., Чумакова Н. П.психодиагностика: Учебное пособие – СПб.: СПбГУ, 1992
20. Ядов В. А. Социологическое исследование:методология, программа, методы – Самара: «Самарский университет», 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вивчення структурно-семантичних аспектів тексту
Реферат Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития
Реферат Вклад Аристотеля в развитие психологии
Реферат Государственное регулирование инвестиционных процессов в стране
Реферат Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа ИАГончарова Обломов
Реферат Проектирование городских координатных АТС
Реферат Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"
Реферат Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил
Реферат «Утверждаю» Декан факультета социальных наук
Реферат Зарядка и разрядка конденсатора
Реферат Денежные потоки. Операционный леверидж
Реферат Универсальный язык и универсальная письменность: утопия или реальность
Реферат Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Судьба искусства.
Реферат Галерии Гельмана. \"Проект Водка\"
Реферат Отчет о производственной преддипломной практике по МУЗ Центральная городская больница