Реферат по предмету "Психология"


Структура и система категорий юридической психологии

Содержание
 
Введение
1)  Написать батарею методик для профотбора для работников юридическойсферы, обосновать, почему именно эти методики используются
2)  Составить схему первичной и вторичной профилактики по криминализацииобщества
3)  Виды работы психолога в исправительной системе
Список использованныхисточников
 

Введение
Становление независимой Украины, значительное обновлениезаконодательства, усилия государства, исправленные на защиту прав и свободграждан, на борьбу с преступностью обуславливают социальную значимостьюриспруденции, повышение престижности профессии юриста и авторитета правовыхнаук. Вместе с тем, с реформированием общества возрастает потребность в юристахвысокой квалификации.
Большой вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепленияправовой основы государства, усиления борьбы с правонарушениями ипреступлениями вносит психологическая наука, в частности, юридическаяпсихология. С учетом этого юристу необходимо глубокое усвоение теоретическихположений юридической психологии, осмысление её сущности, объекта, предмета иметода, сфер приложения и т.д. Всестороннее исследование правонарушений ипреступлений требует психологического анализа личности и юридическойдеятельности, который опирается на изучение основных психологических явлений,процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере. Все эти вопросы можнообъединить одним понятием — психологическая культура юриста. Она предполагаетналичие у всех работников юридических органов развитой системы психологическихзнаний, а также навыков и приёмов, которые обеспечивают высокую культуруобщения. Психологическая культура повышает эффективность юридическойдеятельности, способствует её гуманизации.
Юридическаяпсихология включает в себя различные области научных знаний, являетсяприкладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так июриспруденции.
Цельвыполнения контрольной работы – ознакомление с основными терминами, предметом изадачами юридической психологии; ознакомление и сравнение методик по которымпроизводится профотбор для работников юридической сферы; ознакомление с видамиработ в исправительной системе; научится составлять схемы профилактическихмероприятий и др.
 

1)        Написать батарею методик для профотборадля работников юридической сферы, обосновать, почему именно эти методики используются
 
Психодиагностическоеобследование кандидатов на службу в юридическую сферу должно производится спомощью специально подобранной батареи методик, которые обеспечивают решениеследующих задач: отбор кандидатов, наиболее пригодных по своиминдивидуально-психологическим качествам к работе в юридической сфере; выявлениеи отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям могут быть взначительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и,соответственно, не отвечают требованиям, предъявляемым работникам юридическойсферы.
Припсиходиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение можетпроизводится психологическая оценка степени их пригодности для работы вкачестве руководителей. В этом случае используется та же самая батарея тестов,что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той лишь разницей, чтооценке подвергаются также качества, профессионально важные для лиц, назначаемыхна должности руководящих работников.
Послевсестороннего изучения опыта профессионально-психологического отбора,накопленного в некоторых государственно-правовых ведомствах, близких похарактеру работы своих сотрудников к профессиональной деятельности прокурорскихработников, а также на основе специально проведенного исследования быласкомплектована батарея тестов, в которую в качестве основных вошли следующиепсиходиагностические методики: шкала прогрессивных матриц Дж. Равена,16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированныйметод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный; в качестве дополнительных:цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровень субъективного контроля» А.М Эткина,опросник УСК, тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса.
Шкалапрогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена).
Данный тестпредназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способностилогически мыслить, находить существенные связи между предметами и явлениями,для определения уровня умственной работоспособности, умение концентрироватьвнимание, сообразительности в целом, т.е. качеств, необходимых в деятельностиюриста, а более прокурорско-следственных работников. Низкие результаты пометодике позволяют выявить лиц со сниженными интеллектуальными, познавательнымиспособностями, с недостаточно развитым аналитическим складом мышления, неспособныхконцентрировать внимание.
16-факторныйличностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО).
ОпросникКеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценкииндивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у насв стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен длянаписания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительнойчертой данного опросника является его ориентация на выявление относительнонезависимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество быловыявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных чертличности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколькоповерхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В Украине чащевсего используют формы А и С, адаптированный Э. С. Чугуновой.

Стандартизированныйметод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный
Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать«тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторыеспециалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: насамом деле — это около часа работы самого обследуемого (при этом психолог можетдаже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этогопсихолог получает многосторонний портрет человека, включающий богатый спектртаких структурных компонентов личности как мотивационная направленность,самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, чертыхарактера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль,ведущие потребности, фон настроения, степень адаптированности индивида ивозможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженностьлидерских черт, наличие сексуальных проблем, склонность к суициду,предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественныехарактеристики устойчивых профессионально важных свойств и пр. При этом большимпреимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкалдостоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но иустановку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможностьинтерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкалдостоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к ихсглаживанию.
Многолетнийопыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, чтоданные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивыхпрофессионально важных личностных свойств. В работе практического психологаданные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретногочеловека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями,характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.В работе социологов на основании данных СМИЛ, полученных в результате анализаусредненных результатов групповых, популяционных и других масштабныхисследований, возможности методики позволяют с высокой надежностью прогнозироватьпути, по которым может реализоваться эмоциональная напряженность людских массразных этнических групп и целых регионов страны, а также дает представление онациональных особенностях. А это — проблема уже не отдельных судеб, а судьбынарода или государства.
Дополнительныеметодики Цветовой тест М. Люшера
Наибольшуюкритику из известных на сегодня методов цветовой психодиагностики вызвал вотношении себя цветовой тест Люшера (ЦТЛ).
Тестовыецвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов.Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций егометода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторскимпатентом, набора цветовых стимулов.
В настоящеевремя существует два варианта теста: краткий и полный. Краткий вариант ЦТЛпредставляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: – серого (условный номер –0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного(4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Полныйвариант ЦТЛ – «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц.
В настоящеевремя преобладает осторожное отношение к ЦТЛ. Основным объектом критикиявляется теоретическая часть методики. По мнению критиков ЦТЛ недостает«строгой научности».
Опросник УСК
Методикапредставляет собой модифицированный вариант опросника американского психологаДж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля надразнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственностичеловека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как ониобъясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними.Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) иинтернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человекполагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатомдействия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей).Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своихсобственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следуетпомнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективногоконтроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности болееили менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ейприходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.
Такимобразом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением ксвоему развитию и личностному росту.
Тест«Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса
Одной изсамых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтнойситуации является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определениеспособов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям неследует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметьграмотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann)предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой –поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе –поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственныхинтересов. На основе этой модели К. Томас выделил способы регулированияконфликтов.
Таких способов,по его мнению, всего пять.
Опросникпредставляет собой набор из 30 пар утверждений о поведении человека в ситуацииконфликта. Индивиду, проходящему обследование, необходимо выбрать одно из двухсуждений.
Целиприменения этих методик могут быть самыми разными. Они могут оказатьсяполезными, во-первых, при подборе персонала на руководящие должности(определение стратегии поведения руководителя в конфликтной ситуации, стиляуправления конфликтами, возникающими на разных уровнях организации). Во-вторых,при отборе на позиции, связанные с умением ладить с людьми (коллегами иликлиентами), эффективно разрешать конфликты (выявление склонности к конфликтам,особенностей поведения в конфликтной ситуации). В-третьих, при выяснении причиннеблагоприятного психологического климата в организации (определениепреобладающей стратегии конфликтного поведения в группе). В-четвертых, приформировании команды (например, для отбора личностей с конструктивными формамиповедения в конфликтной ситуации).
 
2)        Составить схему первичной и вторичнойпрофилактики по криминализации общества (берём подростков)
Направленана устранение причин подростковой преступности – бедности, бродяжничества,безработицы, наличия детей, не посещающих школу, неспособности родителейпозаботиться о своих детях.
Направленана предотвращение противозаконной деятельности подростков, находящихся на гранисовершения правонарушений или асоциальных поступков

/>
3)        Виды работы психолога в исправительнойсистеме
Наиболееважным для широкого спектра социально-психологических процессов и наиболеезначимыми для любых исправительных учреждений (ИУ) представляются процессы,связанные с взаимоотношениями людей с механизмами власти, поддержаниемвнутренних официальных и неофициальных правил поведения. На первый план прилюбых процессах управления в ИУ выступает проблема подчинения осужденныхтребованиям администрации, то есть проблема власти в колонии. В настоящее времябольшое значение для решения служебных задач стоящих перед УИС, укрепленияпозиций сотрудников в ходе управления осужденными приобретают психологическиезнания. Понять, изучить, оценить личность и группу осужденных, правильноопределить эффективные приемы и средства воздействия на конкретных лиц «вобход» психологической науки невозможно. Роль психолога учреждения ввыборе адекватных способов управления спецконтингентом, построении такогообщения между сотрудниками и осужденными, которое опиралось бы и насоответствующую правовую базу, и на принципы гуманности, переоценить трудно. Ондолжен не только сам быть психологически грамотен в данном вопросе, но инаправлять по правильному пути других сотрудников ИУ.
Не случайнов числе других аспектов оценки эффективности деятельности исправительногоучреждения (правовой, экономический, технический) называют ипсихолого-педагогический аспект, который ориентирует работников аппаратауправления на необходимость активного учета и использования особенностейсоциального управления, применения данных психологической науки, осуществленияв ходе управленческой деятельности положительного воспитательного воздействияна осужденных.
Управлениеконтингентом осужденных не может быть простым и однообразным процессом: особыесредства и методы требуются для работы с осужденными разного возраста и пола,сохранившими и утратившими социальные связи, совершили корыстные инасильственные преступления и т.д.
Непосредственнойзадачей психолога ИУ в оказании помощи руководителю исправительного учрежденияявляется осуществление управленческой деятельности в отношении осужденных как вплане личной работы с ними, так и опосредованно — через курированиедеятельности других сотрудников ИУ. Особо пристального внимания требуютосужденные «группы риска», негативно настроенные личности, лидерыгрупп отрицательной направленности. Это могут быть: — осужденные, процессадаптации которых к условиям жизни в ИУ проходит затруднительно и болезненно; — осужденные женщины с аффектно настроенной психикой и субъективным отношением котбыванию наказания; — осужденные молодежного возраста, негативное инестабильное поведение которых обусловлено особенностями возрастного развитияили, наоборот, неоднократно судимые преступники по убеждению, обладающие рядомсильных черт характера. Среди них можно выделить пассивных, отрицательнонастроенных осужденных, скрытых лидеров групп криминальной направленности,активных отрицательно настроенных осужденных, открыто и недвусмысленно демонстрирующихсвое негативное отношение к сотрудникам ИУ и их требованиям. В отношениикаждого осужденного отрицательной направленности необходимо применять строгодифференцированные методы воздействия. Воздействие через коллектив осужденных,убеждение, принуждение, приучение, стимулирование, педагогический«взрыв» выступают как неотъемлемые части воздействия руководителя,сотрудника ИУ на осужденного. Каждый из этих методов имеет свою сферу действия,решает свои задачи. Методы взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и лишь вкомплексе могут оказать эффективное воздействие на все основные факторы,определяющие поведение человека, и именно от нравственных качеств,интеллектуального развития, профессиональной, в том числе психологическойкомпетентности руководителя исправительного учреждения зависит успешностьработы с осужденными.

Списокиспользованных источников
 
1.   Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов- М.,ИФРА-М, 1999-517с.
2.    Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей исоциальной психологии. Учебник для вузов – М., НОРМА, 2005 – 640с.
3.   Мостовая И.М. Юридическая психология – К., ВЕРА-Р, 1999 – 120с.
4.   Романов В.В. Юридическая психология – М., ЮРИСТЪ, 2008 – 611с.
5.   Бедь В.В. Юридична психологія – К., МАУП, 2004 – 434с.
6.   Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследованияличности СМИЛ – М., НОРМА, 2003 – 324с.
7.   Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии– М., МЮУ, 2006 – 404 с.
8.   Макаров А.В. Юридическая психология – М., ЭКСМО, 2006 – 640 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :