Реферат по предмету "Психология"


Стртруктура монолога и диалога

План
Введение
Глава 1. Диалог
Глава 2. Монолог
Заключение
Литература
Введение
 
Современнаяречевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоев населения впубличную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая,академическая, церковная, деловая) и жанров (лекция, доклад, проповедь,выступление на митинге, в публичной дискуссии и др.)
Особенностьюсовременного публичного речевого общения является его диалогизированность: напередний план выступают различные формы диалога (спор, дискуссия, полемика,теледебаты, интервью), нередко опосредованного средствами массовойинформации. Диалог телеведущего и его гостя в студии, как правило, предполагаетналичие другого, третьего участника — аудитории зрителей, что может выражатьсяв известной формуле: «Спасибо всем, кто был сегодня вместе с нами». Подчасполитические оппоненты, споря друг с другом в средствах массовой информации,спорят прежде всего для аудитории, завоевывая потенциальных избирателей.
Диалогизированностьобщения проявляется и в монологической форме речи. Для того чтобы бытьэффективным, монолог (лекция, доклад, выступление на митинге, слово учителя науроке и т. д.) должен включать в себя средства диалогизации: обращения, вопросыили вопросо-ответные ходы, частицы, вводные слова и выражения, которыепозволяют устанавливать контакт с аудиторией, вызывать и поддерживать еевнимание и интерес к речи.
Глава1. Диалог
Диалог(от греч. diálogos — разговор, беседа), диалогическая речь, 1) вид речи,характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора),контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями),непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированнымхарактером). Д. противопоставляется slovari.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D%7b1B5E7BFE-3092-4627-BE30-53A946BCDFCE%7d%26ext%3D0монологуhttp://slovari.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D%7b1B5E7BFE-3092-4627-BE30-53A946BCDFCE%7d%26ext%3D0. 2) Функциональная разновидностьязыка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками исостоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.К основным языковым особенностям Д. относятся: обилие вопросительных ипобудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов ипереспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемаяза счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросительные реплики: «А я откудазнаю?», «Откуда мне знать?», «А я знаю?», «Почемуя знаю?» — эквивалентные отрицательному ответу — «Я не знаю».
В диалогепредставлены все разновидности повествовательных, побудительных, вопросительныхпредложений; преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью,широко используются частицы. В условиях диалога. активизируется взаимодействиесинтаксических, лексических, интонационных средств предложения и его смысловыхсвязей с предшествующим или последующим текстом. Так, роль интонации особенновозрастает в предложениях с одинаковым синтаксическим строением и лексическимсоставом (Там холодно. — Там холодно?). В предложениях с одинаковымстроением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смысловоговзаимодействия, направленное взаимодействие реплики с предшествующей приразличении сопоставительного вопроса и экспрессивного утверждения.Языковыесредства усиливаются жестами и мимикой.
Диалог предполагаетсвободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способностьотличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога — умение задаватьвопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи,гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их вбеседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам фактвопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает егодальнейшее течение и углубление.
Вустной диалогической речи ней «исходным начальным этапом или стимулом к речиявляется вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходитответ второго собеседника». Это обеспечивает, между прочим, возможностьвзаимоналожения реплик — один собеседник еще не кончил говорить, а другой уженачал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих осо­бенностяхтак называемый синхронный перевод.
Сампринцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организацииразвернутых, монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор,вызывающий на­рушение нормального грамматического порождения — фактор контекста(ситуации), о котором мы уже говорили ранее. Анали­зируя отличия вграмматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор визвестном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения,по-види­мому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, чтосоответствует некоторым данным, полученным современ­ными американскимипсихолингвистами.
 
Глава2. Монолог
Монолог, монологическая речь (от моно… игреч. lógos — слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (вотличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни вструктурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степеньютрадиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, какправило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами вдиалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко, чтодало основание Л. В. Щербе предположить её производность от диалогической (висторическом плане). Основные коммуникативные ситуации её употребления — сфераискусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуацияобучения (речь учителя в классе и т. п.). По своей языковой иструктурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чемдругие виды речи; эти её особенности изучает т. н. лингвистика текста (проблемасложного синтаксического целого, абзаца и т. п.).
За пределамихудожественных произведений форму монолога принимают отдельные разновидностиустных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступление по радио,телевидению. Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такимиобщими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголоввторого лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления.Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями(рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т. п.). Так,для монолога повествовательного типа характерно соединение глагольных фраз, в которыхсоотношением видо-временных форм глагольных сказуемых выраженапоследовательность действий, движение событий. Для монолога-рассуждения типичнысинтаксические построения, которые содержат умозаключение, констатацию фактов,передают логическую связь явлений (конструкции причинно-следственные, условные,уступительные, изъяснительные и др.). Монолог-исповедь обычно объединяет в себеповествовательные формы речи с формами рассуждений. Ориентируясь на устноевысказывание, монологи разных типов свободно допускают употребление разговорнойи, экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных иразговорно-экспрессивных синтаксических построений, в т. ч. и конструкцийдиалогической речи.
Особую разновидность монологапредставляет собой так называемый внутренний монолог, в котором имитируетсяэмоционально-мыслительная деятельность человека в её непосредственномпротекании («поток сознания»), Соответственно в монологической речи этого типачасто употребляются прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные другс другом синтаксические построения.
Сумма потерь информациипри монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80%от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей смалоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают,что наиболее эффективной формой общения является диалог.
Заключение
Как ни были важнычувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и нестолько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации.Содержание информации передается при помощи коммуникативного процесса.
Публичная речь можетрассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействуетодновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способностьлогического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферычеловека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичнойречи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления:логической и образной. Искусство есть мышление образами — этот закон может бытьприменим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит досознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобывоздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человекавсегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечтобольшее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетныенаблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь — это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознаниивоспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта ихарактера, намерений и чувств человека. Речь — неотъемлемая часть характера исамым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когдалибо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живутвместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах.Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством,которым люди добьются победы, если оно восторжествует.
Слово является средствомпередачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одногочеловека другому.
Для того, чтобы понятьсущность коммуникации хотя бы в самых общих чертах, необходимо рассмотреть этупроблему в комплексе с дру­гими проблемами, тесно с нею связанными. В этойсвязи инте­ресно было бы рассмотреть различные предпосылки, обусловившиевозникновение функции коммуникации, специфические особен­ности звуковой речи, вчастности проблему слова и его вза­имоотношения с понятием, роль различныхассоциаций в образовании словарного состава языка, причины различия структурязыков мира при единстве законов логического мышле­ния, специфику отраженияпредметов и явлений окружающе­го мира в мышлении человека и проявление этогоотражения в языке и т. п.
Литература
1.  Войскунский А. Е.“ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989
2.  С в я т о r о рИ. П., О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современномрусском языке, [Калуга], 1960
3.  Сопер П. “Основыискусства речи”, М, 1995
4.  Ш а р о й к о О.И., Структура диалогической речи в произведениях советской прозы, Одесса, 1969


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Главный герой - Онегин
Реферат Niels Bohr Essay Research Paper Niels Bohr
Реферат Nathaniel Hawthorne Essay Research Paper 2
Реферат Либерализм: эволюционные трансформации
Реферат Разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта
Реферат Взаимодействие следователя и органа дознания
Реферат Партия эсеров после Февральской революции
Реферат Организация документооборота в компании ЗАО "Жилищный капитал"
Реферат Історія розвитку аудиту в світі та характеристика тенденцій що впливають на нього
Реферат Построение новой железнодорожной линии
Реферат Фоторезисторы
Реферат Тестовый контроль знаний в школьном курсе химии по теме: "Углеводороды" с экологическим содержанием
Реферат Анализ возможностей использования рейтингов конкурентоспособности wef и imd для выработки рекомендаций в сфере экономической политики
Реферат Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Реферат Тульский Драматический театр им.Горького