Реферат по предмету "Психология"


Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ ИСЕРВИСА
ИНСТИТУТЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеПсихология труда
Стрессы иконфликты в профессиональной
деятельности
Студент
Т.А. Карпова
Владивосток2007

Содержание
Введение
1 Проблема стресса и дистресса втруде
1.1 Основные виды профессиональногостресса
1.2 Причины возникновения стресса
1.3 Зарубежный подход к стрессу втруде
2. Сущность и структурапроизводственного конфликта
2.1 Основные подходы к определениюконфликта
2.2 Основные функции конфликта
2.3 Позитивные и негативные функции ивозможные результаты
2.4 Структурные элементы ихарактеристики конфликтов
Заключение
Список использованных источников

Введение
В деятельностиорганизаций огромная роль принадлежит людям. Наряду с тем, что в организацияхлюди реализуют свои способности, знания, опыт, они ещё проявляют в них свои чувстваи притом по-разному. Практика показала, что практически во всех организацияхбывают такие проявления как конфликты. Все работающие, где бы они не трудились,знают, что такое стресс, хотя частота столкновений с этим явлением не у всеходинаковая, и отношение к нему разное. Конфликты и стрессы всегда проявляются всвязи с чувствами, которые испытывают люди в процессе работы в организации и заеё пределами. Без них не обходится ни одна организация. Долгое время конфликты,то и дело возникающие в организациях, рассматривались как исключительнонегативное явление. Не случайно, поэтому устранение условий, при которыхвозможно возникновение конфликтов, считалось одной из важных целей управлении. Слово«конфликт» происходит от латинского conflictus и означает «столкновение противоположных целей, интересов,позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». Слово«стресс» имеет английское происхождение и переводится дословно как давление,напряжение. Как термин, оно используется для обозначения состояний человека,возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или стрессоры.
Стрессу подвержены вселюди, но реакция на него разная. Одни – очень болезненно его переживают, неслучайно в народе говорят, что человека можно убить словом. Другие реагируют настресс крепким сном, пешей ходьбой, а кто-то повышенным аппетитом или принятиемспиртного.
Выдающийся психофизиологи философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса,отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленноеему требование» (Селье, 1992). Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важноразобраться, что не является стрессом. Стресс – это не просто нервноенапряжение, и не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная сострессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен».Стресса не следует избегать: «…всегда есть потребность для поддержания жизни,отпора нападению и приспособление…» Г.Селье специально подчёркивает, что полнаясвобода от стресса означает смерть: «Вопреки ходячему мнению, мы не должны – даи не в состоянии – избегать стресса. Но мы не можем использовать его и наслаждатьсяим, если узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни».

1. Проблема стресса идистресса в труде
Сама проблема стрессазаявила о себе именно в XXстолетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современномпроизводстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-тосложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызваннуюфизиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушатьсамого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человеканачинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не можетреализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресспроявляется, когда работник не может ответить на несправедливые претензииначальника. В другом типичном примере человек не может полноценно реализоватьсвоё стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегамив условиях карьерной конкуренции. Во всех этих и подобных случаях речь идёт обущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Ноособую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном – всправедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в правечеловеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользуданному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью.Всё это, в итоге, создаёт базу и для стресса, и для фрустрации, и дляглубочайшего внутреннего кризиса работника.
1.1 Основные видыпрофессионального стресса
 
Соотнося проблемы стрессас условиями  работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональныйстресс – это напряжённое состояние работника, возникающее у него привоздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное свыполняемой профессиональной деятельностью» (Самоукина,1999). Н.В. Самоукинавыделяет основные виды профессионального стресса (дистресса)
1) Информационный стресс– возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условияхвысокой ответственности здания. Часто информационный стресс сопровождаетсянеопределённостью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстройперменой информационных параметров.
2) Эмоциональный стрессвозникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины заневыполненную работу, отношения с коллегами и др.) Нередко разрушаются глубинныеустановки и ценности работника, связанные с его профессией.
3) Коммуникативный стресссвязан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышеннойконфликтности, в неспособноси контролировать себя, в неумении тактично отказатьв чём-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.
Выделяются такжестрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этоммногое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовыхсценариев, выделенные по разным основаниям. В зависимости от частоты и силыпроявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие –несколько раз в год, но чрезвычайно сильно. В зависимости от направленностистрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя), на коллеги начальников (работник винит других работников). В зависимости от механизмовзапуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почтиавтоматически (по внешне незначительному поводу), но возможно и длительное«вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием». Самоукинапредлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативногостресса. Основные правила  поведения в условиях стресса: наблюдать за самимсобой; искать способы «остановки» самого себя (типа «сделать паузу в общении»);перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); задуматься надтем, что помогает снять напряжение, о том, что радует.
1.2 Причинывозникновения стресса
Стресс нередко возникаетпо причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться ктемпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа вобщении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения. Особый интереспредставляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь –несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. Такжеинтересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто«блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинаетотказываться от всего нового и рискованного. В итоге человек вообще начинает«бояться жить». Достаточно распространённым является профессиональный стрессконкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов».Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» — карьеру, успех вконкуренции (сами себя обворовывают, т.к. жизнь и человеческие отношения –намного богаче). Таким людям предлагается совет: желательно выбирать друзей илюбимых не в конкурентной среде. «Ловушка конкуренции» выражается в том, чтомногие не отдают себе отчёта, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждёттам, на «вершине», часто — это разочарование, зависть и одиночество.
Отдельно выделяетсяпрофессиональный стресс успеха. «Как ни странно, интенсивный стресс работникможет испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха…», отмечает Н.В.Самоукина. Нередко после крупного достижения наступает состояние«обессмысливания» того, что осуществилось. Особую проблему представляетпроблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс.Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, аещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, чтовсе-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач стакими «покупками», сам стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинныхчеловеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию.
1.3 Зарубежный подходк стрессу в труде
В современных зарубежныхподходах к исследованию стресса в труде предпринимаются попытки по-новому осмыслитьэто явление. С. Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса втруде несколько уступает таким проблемам как качество трудовой жизни, безработица,факторы риска и др. В частности Касл выделяет основные направления концептуализациистресса в трудовой деятельности:
Создание перечнейстрессогенных условий среды.
Обновление понятий«стресс» с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимоедля поддержание основных функций на требуемом уровне; стресс как«информирование» об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза,которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего.
Определение «стресса» втерминах некоторых «базовых» поведенческих характеристик, например: отсутствиеадекватной реакции, что влечёт за собой нежелательные (негативные) последствия;новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемве ситуации;мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотивдостижения и др. (то, что ведёт к перенапряжению).
Попытки предать ещёбольшую чёткость понятию «стресс» с целью сделать его пригодным дляпрогностической оценки гипотез и построения теории.
В целом можно выделитьдве основные линии интерпретации понятия «стресс в труде». В более узкойтрактовке стресс – это завышенные требования среды к наличным возможностямсубъекта, то есть перегрузка, сверх-стимуляция и т.п. В более широкой трактовкестресс – это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек –среда», которая включает не только приведённое выше толкование, но и связимежду потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде. Другимисловами, не использование человеком возможностей, снижение нагрузки, низкаястимуляция. Проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана нестолько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном иответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стрессав дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтовв трудовой деятельности, Ведь известно, что так же, как и стресс, конфликтможет быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретныхсотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации,проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта впозитивное русло развития самой организации и личности работников.

2. Сущность иструктура производственного конфликта
 
2.1 Основные подходы копределению конфликта
Существуют два основныхподхода к определению конфликта. Первый ориентирован на актуальные действия,где у противоборствующих сторон часто взаимоисключающие или несовместимыеценности, что исключает соревнование, конкуренцию по обладанию этими ценностями,поскольку ценности разные. Второй ориентирован на мотивы и действия, гдеценности могут и совпадать, но различаются психологические состоянияконфликтующих сторон (конфликтов, идей, ценностей, установок, мотивов).
О.Н. Лукашонок и Н.Е. Щурковавыделяют ситуации и условия, когда конфликтов «не бывает».
Когда у человекаотсутствует своё «Я» или оно подавлено другим субъектом;
когда субъект не умеет ине желает видеть за предметами человеческих отношений; когда внешний конфликтпереходит во внутренний план;
когда субъект не желаетрешать проблему;
когда субъект бежит отсвободы выбора, а, следовательно, и от ответственности за выбор;
когда субъект обладаетумением видеть конфликт на ранней стадии его развития и снимает его в этот момент.
2.2 Основные функции конфликта
Различными авторамивыделяются основные функции и возможные результаты конфликта. При этом главнаяфункция – выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социальногосубъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации,общества), а также – определение путей разрешения этих противоречий и развитияданного социального субъекта (психологической системы). В целом можно выделитьследующие функции: сигнальную, информационную, дифференцирующую и динамическую.Сигнальная функция – характеризует конфликт как показатель определённого состоянияобщества, когда что-то в системе расстроилось и нуждается в преобразованиях. Информационнаяфункция – отражение и выявление причин неблагополучия в системе. Дифференцирующаяфункция – это процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию иперегруппировку задействованных в конфликте социальных сил. Динамическаяфункция – способствование социальному прогрессу, где конфликт – это толчокразвития и способ разрешения накопившихся противоречий. Выделяется такжефункциональная противоречивость конфликта. Эта противоречивость основана навзаимодействии противоположно направленных тенденций. На основе такого пониманияфункциональной противоречивости польский учёный Я. Штумпски выделил следующиепять противоположных пар функций социального конфликта: различающая и отождествляющаяфункция (когда, например, в ходе конфликта интересы могут сблизиться или,наоборот, ещё больше разойтись); интегрирующая и дезинтегрирующая (либопротивоборствующая сторона сплачивается, либо разрушается); маскирующая идемаскирующая; прогрессивная и регрессивная; позитивная и негативная функции.
2.3 Позитивные инегативные функции конфликта и возможные результаты
Ниже представлены болееконкретные функции конфликта и его возможные последствия:
1. Позитивные (конструктивные)функции конфликта:
Выявление противоречий всистеме (на уровне переживания и осознания).
Снятие напряжения вовзаимосвязи, во взаимоотношениях между различными составляющими системы (междулюдьми, между различными ценностно-смысловыми ориентациями и т.п.) Проверка дляучастников конфликта своих реальных и потенциальных возможностей, а такжевыявление недостатков (формирование более адекватной самооценки). Мобилизацияресурсов и выявление скрытых возможностей системы.
Сплочение участников конфликта,обусловленное совместным разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы(по принципу: Настоящие друзья проверяются в беде», а также – «Настоящие друзьяобретаются в совместных испытаниях»). Выявление скрытых и потенциальныхпротивников, недоброжелателей, предателей и т.п. (по принципу: «Истинные врагипроявляются в трудные моменты»). В случае успешного преодоления трудностей уучастников конфликта повышается чувство собственного достоинства и самоуважение(что в психологическом плане очень существенно, т. к. позволяет человекупереходить к решению более сложных и интересных проблем);
В целом система,преодолевшая (или хотя бы пережившая) конфликтную ситуацию, получает шансизмениться к лучшему. Страх возможного конфликта может мобилизовать к упреждающим(профилактическим) шагам и ещё до возникновения опасности для системы такжеспособствовать её развитию.
2. Негативные(деструктивные) функции конфликта:
Обнаружение своихнедостатков и соответствующая потеря чувства собственного достоинства.
Обнаружениенесостоятельности (нежизнеспособности) системы и соответствующее её разрушение.
Усугубление противоречиймежду элементами системы или между конфликтующими сторонами (например, враговстало ещё больше, друзей – ещё меньше).
Потеря уважения и статуса(в случае неудачного поведения в конфликте).
Порождение новыхконфликтов (эффект «цепочки», например, не желая разрешать данный конфликт,человек как бы «уходит» от него и часто специально создаёт для себя новыепроблемы) и т.п.
2.4 Структурныеэлементы и характеристики конфликтов
Для анализа и лучшегопонимания конфликта полезно выделить основные структурные элементы и основныехарактеристики конфликта. Сами структурные элементы – это необходимые сущностныепараметры, следующие основные элементы (составляющие) конфликта:
1) Инцидент(информационный) – событие, которое помогло обозначить хотя бы одному извзаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов иценностей других участников взаимодействия.
2) Инцидент(деятельностный) – повод для объявления конфронтационных действий по поводуразличия интересов и ценностных ориентаций.
3) Конфликтная ситуация –развитие конфликта в конкретный временной период.
4) Субъекты конфликта –участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представленыиндивидом, группой индивидов, социальной организацией.
5) Предмет конфликта –конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которыхпроисходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
6) Конфликтные отношения– форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешениюконфликта.
Выделяют также условия,определяющие конфликтную ситуацию:
 технические условия(количество лидеров в группах, степень организованности и сплочённости групп ит.п.);
 политические условия(определяются отношениями зависимости и власти);
социальные условия(система коммуникации внутри группы, уровень взаимопонимания);
психологические условия(зависят от личностных особенностей конфликтующих сторон, например, отадекватности их самооценки и т.п.)
Выделяются также основныефазы развития конфликта:
1) Конфронтационная фаза(военная), когда каждая сторона противопоставляет свои интересы интересамдругой стороны.
2) Компромиссная(политическая) фаза – стороны стремятся достигнуть своих целей черезпереговоры.
3) Коммуникационная(управленческая) фаза – стороны стремятся достигнуть общего понимания ситуации(консенсус): через понимание тог, что суверенитетом обладают не только самисубъекты конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнению интересов.существует такое понятие «кризис» (псевдофаза, возникающая внутри одной из фазконфликта) – это такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательногоперехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе,разрушительная «зацикленность», фазовая стагнация или даже возраст кпредшествующей фазе).

Заключение
На основании выделенияфаз конфликта и понимания того, что является «кризисом», можно обозначить, чтоявляется управлением конфликта. Управление конфликтом – это деятельность пообеспечению развития конфликтного взаимодействия, то есть переход к последующейфазе развития конфликта. Таким образом, высшим искусством реагирования наконфликтную ситуацию является не «борьба» с конфликтом, а способствованиеразвитию конфликтных отношений. Поскольку конфликт имеет и позитивные (конструктивные) функции, то в ряде случаев оправдано и специальное провоцирование руководством(и психологами) конфликтов, но при обязательном условии контроля за ними ивозможностью управлять этими конфликтами. По сути, любой опытный руководительтак и поступает, иначе работа воспринималась бы как сплошная скука, ведь безпреодоления проблем не может быть вообще никакого развития.
Чтобы избежать многихстрессовых ситуаций, психологи советуют строить жизненные планы, устанавливатьсебе стандарты деятельности и жизни, сравнивать свои возможности и успехи сдостижениями и успехами других людей, соотнося всё это с реальными возможностями,которыми вы располагаете. «Если дальние цели конкретизированы в ближних, а всеближние включены в дальнюю перспективу, которая соответствует вашемупредставлению о жизненном пути, то человек обладает поразительной психологическойустойчивостью и работоспособностью. Никакие неудачи и никакие самые невероятныепобеды не выведут вас из равновесия. Но если уж так случится, используйте этодля переоценки своих достижений и создания новых жизненных планов» (М. Мелия).

Список использованныхисточников
1 Мастренбрук У. Управлениеконфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996
2 Самоукина Н.В. Психология ипедагогика в профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999
3 Селье Г. Стресс без дистресса.Рига: Внеда, 1992
4 Стрелков Ю.К. Инженерная ипрофессиональная психология. М., 2001
5 Климов Е.А. Введение в психологиютруда, М.,1980


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cancer The Crab Essay Research Paper Cancer
Реферат Вступление России во Всемирную торговую организацию проблемы и перспективы
Реферат Проектирование ленточного конвейера
Реферат Температура Способы измерения температур Значение теплоизоляции в жизни человека и животного
Реферат Коллективное поведение в обществе
Реферат Из истории возникновения и развития понятия «гражданское общество»
Реферат Правовий порядок регулювання земельних ділянок сільськогосподарських підприємств та фермерських
Реферат Проектирование перестраиваемого генератора синусоидального напряжения с устройством индикации частоты и источником питания
Реферат Crucible Essay Research Paper In literature as
Реферат F SCOTT FITZGERALD Essay Research Paper
Реферат Автоматизированная система управления складом. Блок автоматизации
Реферат Своеобразие творчества Гумилева
Реферат Who Killed Jon Benet Ramsey Essay Research
Реферат Автомат в руках ребенка историческая правда и мифология войны
Реферат Аудиовизуальная реклама 2