Реферат по предмету "Психология"


Стресс в профессиональной деятельности

РУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТИННОВАЦИЙ
Контрольная работа
ТЕМА. СТРЕСС ВПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вариант 3

План
1.Дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс,организационный фактор профессионального «выгорания»
2.Признаки профессионального «выгорания». Способы диагностики

1. Дефицит свободного времени,эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный факторпрофессионального «выгорания»
Чем более сложно организовано живое существо, чем болеевысокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гаммавсевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Внезависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все онимогут быть разделены на две группы: эмоциональные напряжения, обеспечивающееадекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутреннихресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемойдеятельности, при котором необходима профессиональная психологическая помощь.Одной из причин развития эмоциональной напряженности является дефицитсвободного времени.
Дефицит свободного времени представляет собой нехваткувремени на отдых, занятия хобби, общение с близкими и друзьями и т.п. Дефицитсвободного времени способствует формированию усталости от работы, быстромуэмоциональному выгоранию.
Эмоциональная среда организации – это эмоции иэмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы ворганизации. Они имеют энергетическое, ценностное, информационное имотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы – заставитьих работать, научиться управлять ими.
Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причемхарактеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций.Например, радость дает энергию, но отнюдь не обязательно энергию действия.Последние исследования показали, что радость в первую очередь дает энергиюобщения. Тревога и страх в одних случаях дают энергию (возможно, энергиюбегства), а в других случаях отнимают ее. Энергия одних эмоций может бытьиспользована организацией, энергия других должна быть нейтрализована илипреобразована.
С позиций менеджмента главный эмоционально-энергетическийресурс в организации — это эмоция интереса у сотрудников. Чтобы реализоватьэтот ресурс имеет смысл выявить интересы персонала, распределить работу сучетом интересов или создать такую работу, которая вызывает состояние интереса.Отсутствие эмоции интереса вызывает у сотрудников бы струю усталость от работы,скуку, неудовлетворенность своей работой. Истощениеэмоционально-энергетического ресурса сотрудников приводит к профессиональномувыгоранию, которое с точки зрения концепции стресса (Г. Селье), представляетсобой дистресс.
При воздействии стрессора организм мобилизуется, чтопроявляется в напряженной готовности к ответной реакции. Это напряжение в нормеспадает, как только действие стрессового фактора прекращается. И только в томслучае, если влияние этого фактора неадекватно длительно или он появляетсяснова, стресс переходит в дистресс. В данном случае фактором, способствующимпереходу стресса в дистресс является истощение эмоционально-энергетическогоресурса человека.
Дистресс (от греч. dys — приставка, означающаярасстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженныминегативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье [6]
Психологи приравниванию дистресс к третьей стадии общегоадаптационного синдрома — стадия истощения. В 1981 г. А. Морроу предложил яркийэмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника,испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящейпсихологической проводки».
Признаки состояния дистресса:
1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшение памяти.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто «улетучиваются».
7. Довольно часто появляются боли (в голове, спине,области желудка).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество употребления сигарет илиалкоголя.
12. Изменения аппетита (как постоянное ощущениенедоедания, так и потеря аппетита).
13. Невозможность вовремя закончить работу [3].
Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса иведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсовработающего человека называется профессиональным выгоранием.
Синдром профессионального выгорания — самая опаснаяпрофессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальныхработников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов иполитиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно перваяисследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу:«Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результатевнутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки»,или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических иличностных ресурсов человека.
Три условия (фактора) профессионального выгорания
Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственнойзначимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения,автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Еслиспециалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточнонеуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит вего собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитиюспособствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняязависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитиевыгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действиясотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграцияусилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная,согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности какбы предохраняет работника социально-психологической службы от развития синдромаэмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может бытьсущественно выше.
Организационный фактор. Организационный факторэмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, неоцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующейисключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, чтохарактер руководства со стороны «вышестоящих» не соответствует содержаниюработы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, еслиобеспечит работникам возможность профессионального роста, наладитподдерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
Как отмечает В. И. Ковальчук, риск возникновенияпрофессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы,вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признанияи положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированнымиклиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов впрофессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехваткеусловий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, аподавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностейдальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённыхличностных конфликтов [5, с. 21 — 22].
М.В. Баробанова считает, что на развитие синдрома«эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов [1]:
— повышают риск развития «выгорания» неблагоприятныеусловия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста;слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ; низкая возможностьповышения квалификации;
— напряженные отношения с руководителем и неблагоприятныеотношения в коллективе повышает риск развития «выгорания»;
— неудовлетворенность размером заработной платы
А. Пайнс установил связь />профессиональноговыгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональнымпродвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.
Основные составляющие эмоционального выгорания:
1. Условия работы – основной упор при изучении этих />факторов был сделан на временные параметры деятельности иобъём работы. Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитиеэмоционального выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект иснижают уровень эмоционального выгорания, но этот эффект носит временныйхарактер. Уровень />эмоционального выгорания частичноповышается через три дня после возвращения к работе и полностьювосстанавливается через три недели.
2. Содержание труда – данная группа включаетколичественные и качественные аспекты работы с пациентами: количество, частотуих обслуживания, степень глубины контакта.
3. Социально-психологические />факторы– взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали [3].
Замечено, профессиональное выгорание может быть«инфекционным» когда это явление наблюдается не только у отдельных людей, но иу целых организаций, которое проявляется в том, что у большинства сотрудниковприсутствуют эмоциональные или физические состояния с одинаковыми симптомами иформами поведения. Происходит стирание индивидуальных отличий работников. Онистановятся неестественно похожими и одинаковыми: исчезает вера в позитивныеизменения своими силами.
Причины профессионального выгорания организаций
1. Противоречия в стратегии и тактике руководства;
2. Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам;
3. Передача ответственности сотрудникам, не имеющимполномочий;
4. Отсутствие объективных критериев оценки результатовтруда;
5. Неэффективная система мотивирования и стимулированиятруда.
Симптомы выгорания организаций: Неадекватная текучестькадров: 100% в год и более. Частые перекуры и чайные перерывы — более 30%времени. Профессиональная зависимость персонала от руководителей. Постояннаякритика управления и беспомощность перед ним. Конфликтность персонала.
Со стороны окружающих эти явления могут быть неосознаннои не правильно поняты [5, 50].
2. Признаки профессионального «выгорания».Способы диагностики
Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдромапрофессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
1. Предупреждающая фаза – чрезмерное участие (активность,чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой,ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).
2. Снижение уровня собственного участия – по отношению ксотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход отпомощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другимлюдям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам,пациентам), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии,безразличие), по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнятьсвои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход сработы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременнойнеудовлетворённости работой, возрастание требований (потеря жизненного идеала,концентрация на собственных потребностях, чувство переживания того, что людииспользуют тебя, зависть).
3. Эмоциональные реакции – депрессия (постоянное чувствовины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильностьнастроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствиетолерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты сокружением).
4. Фаза деструктивного поведения – сфера интеллекта(снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложногозадания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера(отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности,выполнение заданий строго по инструкции), эмоционально-социальная сфера(безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизнидругих либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанныхс работой, самодостаточность, одиночество).
5. Психосоматические реакции – снижение иммунитета,неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальныерасстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли впозвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя,кофе.
6. Разочарование – отрицательная жизненная установка,чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [3,86].
В.В. Бойко предложил выделять три фазы выгорания, каждаяиз которых характеризуется четырьмя симптомами. На основании такойклассификации автор разработал методику диагностики синдрома эмоциональноговыгорания.
Методика дает подробную картину синдрома эмоциональноговыгорания как динамического процесса, возникающего поэтапно в полномсоответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазытакового. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которыегруппируются в соответствии с фазами и симптомами (табл. 1):
Таблица 1
Фазы стресса и симптомы выгорания по В.В.БойкоФаза Симптом Тревожное напряжение
Переживание психотравмирующих обстоятельств
Неудовлетворенность собой
Ощущение «загнанности в клетку»
Тревога и депрессия Резистенция
Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование
Эмоционально-нравственная дезориентация
Экономия эмоций
Редукция профессиональных обязанностей Истощение
Эмоциональный дефицит
Эмоциональная отстраненность
Деперсонализация
Психосоматические и психофизиологические нарушения
— фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающиймеханизм» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеетдинамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством илиусилением психотравмирующих факторов… Симптомы:
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств.Проявляется усиливающимся осознанием проблем. Если человек не региден, тонедоверие и раздражение усиливается. Накапливается негодование, недовольствоситуацией.
2. Неудовлетворённость собой. Должностью, обязанностями.В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса.Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя.Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Систематически переживаютсятрудности.
3. Загнанность в клетку. Это состояние интеллектуально — эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё этокончится»?
4. Тревога и депрессия. Возникает разочарование в себе,избранной профессии, в конкретном месте службы. Этот симптом является крайнейточкой в формировании тревожного напряжения при развитии эмоциональноговыгорания.
— фаза «Резистенция»: сопротивление нарастающему стрессу.Симптомы:
1. Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование.Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономитэмоции, на других излишне тратит. Действует часто по — принципу «хочу — нехочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимаютэто как неуважение.
2. Эмоционально — нравственная дезориентация. Происходитещё большее усугубление неадекватных реакций на партнёров. Происходитразделение на хороших и плохих.
3. Расширение сферы экономии эмоций. Это одно издоказательств эмоционального выгорания. Особенно когда эмоции экономятся внепрофессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срываетсяобычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами.
4. Редукция профессиональных обязанностей. Под редукциейпонимается упрощение, сокращение, попытки облегчить профессиональныеобязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Например, специалист даётупрощённую консультацию — врач может не пояснить подробности действия лекарстви т. д.
— фаза «Истощение»: характеризуется более или менеевыраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервнойсистемы. Симптомы:
1. Симптом эмоционального дефицита. Личность осознаётизменения. Понимает некоторую утрату профессиональных способностей. Частоположительные эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими,грубыми, обидчивыми, капризными.
2. Эмоциональная отстранённость. Почти полное исключениеэмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызываетэмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённыезащиты. В других сферах человек может жить вполне благополучно. Реагированиебез чувств наиболее яркий симптом выгорания — профессиональная деформацияличности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративнаяформа эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас».
3. Симптом личностной отстранённости (деперсонализация).Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Преждевсего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъектупрофессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Партнёрили клиенты воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает вустановки, принципы. Систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой.Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляетсоциальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю».Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, сневрозоподобными или психопатическими состояниями.
4. Симптом психовегетативных и психосоматическихнарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектахобщения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу,сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций науровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитныемеханизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоцийперераспределяется между другими системами индивида, спасая себя отразрушительной мощи эмоций.
В соответствии с ключом к методике определяется суммабаллов отдельно для каждого из симптомов выгорания. Показатель выраженностисимптомов колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
— Симптом не сложился — 9 баллов и менее;
— Складывающийся симптом — 10-15 баллов;
— Сложившийся симптом — 16 баллов и более
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса —подсчет суммы показателей симптомов, осуществляемый для каждой из трех фазформирования выгорания.
Для каждой фазы оценка возможна в пределах от 0 до 120баллов. По количественным показателям можно судить только о том, какая фаза сформироваласьв большей или меньшей степени.
— 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
— 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
— 61 и более — фаза сформировалась.
В соответствии с ключом проводятся следующие подсчеты:
— определяется сумма баллов для каждого из 12 симптомоввыгорания;
— подсчитывается сумма показателей симптомов для каждойиз трех фаз формирования выгорания;
— устанавливается итоговый показатель синдромаэмоционального выгорания, т. е. сумма 12 симптомов.
Опросник рекомендуется проводить индивидуально или вгруппе при наличии у каждого испытуемого текста опросников и бланков дляответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задаватьвопросы.
Каждому испытуемому при проведении исследования длясохранения анонимности был присвоен порядковый номер. Этот номер будетзакреплен за испытуемым в течение всего исследования.
Для дополнительной диагностики может быть использованопросник «САН».
Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценкисамочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональныхсостояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемыхпросят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатьюпарами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темппротекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), атакже характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый долженвыбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в моментобследования.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:
— индекс 3, соответствующий неудовлетворительномусамочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл;
— следующий за ним индекс 2 — за 2;
— индекс 1 — за 3 балла.
— и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы,который соответственно принимается за 7 баллов.
По баллам рассчитывается среднее арифметическое как вцелом, так и отдельно по шкалам методики: активности, самочувствию инастроению. Таким образом:
1 — 3 ярко выраженное негативное состояние;
3,1 — 5,9 – средний уровень выраженности состояния;
6 — 7 – ярко выраженное позитивное состояние.
Для диагностики выгорания может быть применена так жеметодика «Самооценка эмоциональных состояний»
Измерение в этой методике производится в 10-и бальной(стеновой) системе. Измеряются следующие показатели:
П (показатель) 1—С (самооценка)«Спокойствие—тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 – равняетсяномеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаютсяиндивидуальные значения по показателям –П2, П 3, П 4;
П 2 — С «Энергичность — усталость»;
П З — С «Приподнятость — подавленность»;
П 4 — С «Чувство уверенности в себе — чувствобеспомощности»;
П 5 — С — суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:
И 5 = И 1+ И 2 + И З + И 4, где И 1, И 2, И З, И 4 —индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Оценка: 1-3 – яркая выраженность негативного состояния;
4-7 – состояние не выражено;
8-10 – яркая выраженность позитивного состояния.
Таким образом, проявления симптомов выгорания можнозаметить как при наблюдении, так и выявить при помощи диагностических методик.

Список литературы
1.        Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома«эмоционального сгорания» // Вестник МГУ.– сер.14, Психология.– 1995.– №1.–стр. 54-58.
2.        Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональномобщении. / В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 434 с.
3.        Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическоеисследование / В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20.– № 1. – С. 16–21.
4.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
5.        Самоуткина Н.А. Синдром профессионального выгорания / Н. Самоукина //Управление персоналом, российский опыт. – М.: МГУ, 2000.
6.        Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.