Реферат по предмету "Психология"


Становление общественной активности студентов в педагогическом вузе

Министерствообразования Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Марийский государственный педагогическийинститут им. Н. К. Крупской»
Факультетпедагогики и психологии
Творческаяработа на тему
«Становлениеобщественной активности студентов в педагогическом вузе».
Работувыполнили
студенты 21группы ФПП
Григорьева Д.В.
Кудрявцев А.Г.
Мухорин А. В.
Панова А. В.
Темерешева Т.В.
Научныйруководитель
Грунина С. О.
г. Йошкар-Ола
2008

Содержание:
Введение
1.   Глава 1. Теоретические основыстановления общественной активности студентов в педагогическом вузе
1.1.      Анализ основныхпонятий
1.2.      Социально-психологическиеособенности студенческого возраста.
1.3.      Общественнаяактивность: критерии, показатели и уровни.
1.4.      Творческая активностькак часть общественной.
2.   Глава 2. Экспериментальноеисследование общественной активности в педагогическом вузе
2.1.      Характеристикаметодики и организация исследования общественной активности студентов впедагогическом вузе
2.2.      Анализдиагностики уровня общественной активности.
2.3.      Вывод.
Заключение
Приложение

Ведение.
Развитие ифункционирование образования как социальной структуры общества обусловленовсеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурными) егосуществования в целом. Образование переживает наряду с другими формамисоциальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначныевремена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. Вто же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования кобразованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов,обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области,быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстрообучаться и переобучаться, готовых к активной общественной деятельности
В этих сложных условиях сособой актуальностью встает проблема адаптации подрастающего поколения кдинамично изменяющимся требованиям общества. Ее решение необходиморассматривать в контексте подготовки молодежи к реализации имеющегосяличностного творческого потенциала, активному отношению к построению своейпрофессиональной карьеры и проявлению инициативы в общественно активнойдеятельности.
В настоящее времястудентам Марийского государственного педагогического института предлагаетсядостаточно широкий спектр услуг по организации свободного времени. При вузесуществуют отделы по воспитательной работе, направления, деятельности которыхдостаточно разнообразны. Специалисты таких отделов организуют работу со студентамив рамках конкурсов, фестивалей «Студенческая весна» и «Желторотый воробей»,КВН, музыкальных групп, студенческих клубов, спортивных объединений, театровстуденческих миниатюр. Дополнительные условия для развития общественнойактивности студентов созданы на факультете педагогики и психологии. Это вызвалоу нас интерес, поэтому
Объектом нашегоисследования явилась общественная активность студентов факультета педагогики ипсихологии Марийского государственного педагогического института им. Н. К.Крупской
Предметом: особенностистановления общественной активности студентов на факультете педагогики ипсихологии Марийского государственного педагогического института.
Разнообразны условияразвития и становления общественной активности студентов на факультетепедагогики и психологии. Поэтому
Цель исследования:изучить уровень становления общественной активности студентов на факультетепедагогики и психологии Марийского государственного педагогического института
В соответствии с цельюбыла выдвинута Гипотеза:
«вовлечение студентов ворганизацию и проведение культурно-досуговой деятельности на факультете спервых месяцев обучения в вузе способствует успешному становлению общественнойактивности студентов факультета педагогики и психологии Марийского государственногопедагогического института им. Н. К. Крупской»
Для подтверждения нашейгипотезы были поставлены Задачи:
1. На основе изучения ианализа психолого-педагогической литературы определить основные теоретическиепонятия становления общественной активности, и осветить основные проблемы.
2. Провести экспериментальноеисследование становления общественной активности студентов в педагогическомвузе, для подтверждения гипотезы.
3. Сделать анализрезультатов эксперимента.
Для решения поставленныхзадач были определены Методы исследования:
1. Теоретический анализнаучно — методической литературы.
2. Экспериментальныеметоды: метод анкетирования.
3. Метод интерпретацииданных.
Глава 1.Теоретические основы становления общественной активности студентов в педагогическомвузе
 
1.1     Глоссарий
Базовыепонятия, на которые опирается наша работа это понятия «активности» и «личности».Под активностью мы понимаем непрерывный процесс накопления и проявленияпотенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей сокружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредствомсоциальных, педагогических, психологических факторов.
Личностьрассматривается в современной науке как активное, деятельное существо.
Также личность:
1)человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2)устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как членаобщества.
Е. В. Шорохова подлличностью подразумевает человека как носителя совокупности психических свойстви качеств, определяющих социально значимые формы деятельности.
На основе исследований В.Г. Ананьева, посвященных личности студентов, дана характеристика студента каксубъекта познавательно-профессиональной деятельности. Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержаниекоторой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, условиясуществования общества.
Творчество составляетсущность деятельности человека. Творчество- деятельность, результатом которойявляется создание новых материальных и духовных ценностей. Также понятие«творчество» дается в словаре «Психология» как деятельность, порождающая нечтокачественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью иобщественно- исторической уникальностью.
Именно в студенческом возрастетворческий потенциал личности начинает раскрываться в ускоренном темпе, Такимобразом, студенчество можно определить как социально-профессиональную группа,включающую учащихся вузов; часть интеллигенции и отдельную возрастнуюкатегорию.
Подобщественной активностью мы понимаем сложное состояние и одновременно свойстволичности по осуществлению осознанной, интенсивной, самодетерминированнойвнутренней (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной напреобразование себя и социума в соответствии
сзадачами общественного развития. Развитие — необратимое, направленное,закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
1.2 Общественная активность: содержание, роль и формы.
Проведенныйанализ научно — методической литературы, позволил уточнить различные точкизрения на активность и общественную активность личности и ее развитие. Рассмотрениеродового понятия «активность», позволило определиться с собственнымпедагогическим его пониманием как непрерывного процесса накопления и проявленияпотенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей сокружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредствомсоциальных, педагогических, психологических факторов.
Личностьрассматривается в современной науке как активное, деятельное существо, астановление личности детерминируется как ее собственными потребностями, так ивнешними условиями жизнедеятельности и педагогическими воздействиями.
Сопорой на определения нами было уточнено понятие общественной активностиличности.
Опираясьна труд М.В. Колесниковой можно уточнить понятие общественной активностьи – этосложное состояние и одновременно свойство личности по осуществлению осознанной,интенсивной, самодетерминированной внутренней (психической) и внешней (практической)деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии сзадачами общественного развития.
Существуютразличные точки зрения на феномен общественной активности в контекстеобразовательного процесса, и можно определить, что общественная активностьчасто раскрывается и истолковывается альтернативно. А развитие творческойпознавательной активности приводит к формированию общественной активностиличности.
Формированиеобщественной активности в педагогическом аспекте — это создание стройнойсистемы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания,которые включают в себя определённые цели, оптимальные формы и методы, чтопредполагает создание определённых организационно-педагогических условий. Крометого, важно иметь четкое представление о критериях, по которым можно судить осформированности общественной активности, а затем и об эффективности реализацииорганизационно-педагогических условий.
Опираясьна критериальную базу сформированности общественной активности, в отечественнойпсихологии [ ] определены следующие критерии и показатели развития общественнойактивности:
ü  информационно-мотивационный- стремление к получению знаний,информации, к активной деятельности;
ü  деятельностный – репродуктивная деятельность по выполнению полученных заданийна семинарах, лабораторно-практических занятиях, во время самостоятельнойработы, активная творческая деятельность, предполагающая самостоятельность ввыполнении заданий, выдвижение собственных идей;
ü  творчески-рефлексивный- инициативно-творческая деятельностьстудентов педагогического вуза.
Критериии показатели общественной активности позволили выделить уровни общественнойактивности студентов:
1)исходный уровень (готовность к получению знаний, информации);
2)низкий уровень (готовность к определенным действиям на основании полученныхзнаний и мотивация на деятельность);
3)средний уровень (выполнение заданных действий на основании имеющихся знаний,мотивация на самостоятельную деятельность);
4)высокий уровень (проявление самостоятельности в деятельности, ее анализ);
5)высший уровень (реализация собственных идей, проявление творчества, анализдеятельности, самореализация и самокоррекция).
Навыкиобщественно активной деятельности студенты приобретают в ходе разработки и участииобщественных творческих проектов и мероприятий,
 
1.3 Социально-психологическиеособенности студенческого возраста.
Студенчество – отдельная возрастнаякатегория. Студенческий возраст представляет собой особый период жизничеловека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особойсоциально-психологической и возрастной категории принадлежит психологическойшколе Б.Г. Ананьева [ ]. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева,является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенцийчеловека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека,развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятныхусловий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяютнаправленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, которыйхарактеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обученияв вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, вчастности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определеннымкругом логических операций.
При массовом переходе намногоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образованияотмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовкистудентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможностьполучения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы корганизации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения,развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывномуприобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределениии самореализации.
В отечественнойпсихологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н.Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелуюличность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого времениинтересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвойдетства». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческийвозраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавнопредметом психологической науки. Здесь юношеский возраст рассматривался вконтексте завершения, свертывания процессов психического развития ихарактеризовался как наиболее ответственный и критический возраст.
Л.С. Выготский, нерассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включилего в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. «Возраст от 18до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чемзаключительное звено в детском развитии...». Следовательно, в отличие от всехранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детскихвозрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». Вдальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.
Студенчество в качествеотдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в наукеотносительно недавно – в 1960-х годах ленинградской психологической школой подруководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функцийвзрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапамиразвития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания кзрелости» и определяется как поздняя юность — ранняя взрослость (18-25 лет).Выделение студенчества внутри эпохи зрелости — взрослости основано насоциально-психологическом подходе.
Рассматривая студенчествокак «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованнообъединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основныехарактеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населениявысоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальнойактивностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальнойзрелости. В плане общего психического развития студенчество является периодоминтенсивной социализации человека, развития высших психических функций,становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Еслирассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следуетотнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детствоми взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессомвзросления.
Психологическоесодержание юности связано с развитием самосознания, решения задачпрофессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В раннейюности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность втруде, способность строить жизненные планы, общественная активность,утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути.
Студент как человекопределенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической,которая представляет собой единство психологических процессов, состояний исвойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства(направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависитпротекание психических процессов, возникновение психических состояний,проявление психических образований;
2) с социальной, вкоторой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемыепринадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
3) с биологической,которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов,безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Этасторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, нов известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Если изучить студента какличность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развитиянравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, чтоособенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослогочеловека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связаноначало «экономической активности», под которой демографы понимают включениечеловека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовойбиографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системыценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальныхспособностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст вкачестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это времяспортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Специфичностьстуденчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всемобщественным формам собственности, его роли в общественной организации труда ичастичном участии в производительном и непроизводительном труде. Какспецифическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни,труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. Вкачестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяютсясоциальный престиж, активное взаимодействие с различными социальнымиобразованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивнымпреобразованиям.
1.2     Творческаяактивность как часть общественной.
Одной из главныххарактеристик возрастной категории студенчества является наивысшая социальнаяактивность, которая проявляется, прежде всего, в творчестве, поэтомуцелесообразним будет разобрать и понятие творчества, и определить особенноститворчества в студенческом возрасте.
Понятие«творчество» дается в словаре «Психология» — «Творчество — деятельность, результатом которой является создание новыхматериальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личностиспособностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукты, отвечающиеновизной, оригинальностью, уникальностью.
Творчество составляетсущность деятельности человека. Творчество человека есть еще одна из формразвития мира, его особо важная форма развитая, осуществляемая черезчеловеческую деятельность.
Природа творческойактивности основывается на инициативе, для которой иной раз в реальной жизнидостаточно сложно выявить мотив. На основе изучения природы психическойактивности отмечается, что в психологии еще не анализировалась структура общейспособности личности к развитию, но, имеющиеся работы позволили выделить поменьшей мере три входящие в нее частные способности:
Первая — способностьудерживать, сохранять все позитивное своей истории, аккумулировать результатыразвития.
Вторая — способностьактуализировать потенциальное содержание своего сознания, включать его вактуальные связи, обладать сензитивностью к непреднамеренным, случайным,стихийно возможным результатам прошлой деятельности.
Третья — способностьсоздавать нечто новое и в мире, и в себе, расширяя при этом сферупотенциального».
Рассмотрение основныхподходов к изучению личности, позволяющих раскрыть факторы, оказывающие влияниена формирование и становление творческой личности сегодня позволяет сделатьвывод о личностной опосредованности их проявления творческого человекапосредством достижения высокого уровня активности, необходимости ее реализации,диалогичности. При этом особая роль отводится таким личностным параметрам, каксамооценка, система значений и смысла деятельности, ответственности перед собойи обществом за результаты деятельности, способности к принятию позиций другогочеловека, коммуникативности деятельности.
Можно выделить наиболеехарактерные «фазы творческого процесса» присущие творческойдеятельности. В наиболее обобщенном виде фазы творческого процесса включают всебя:
— первая фаза(сознательная работа) — подготовка (особое деятельное состояние как предпосылкаинтуитивного проблеска новой идеи);
— вторая фаза(бессознательная работа) — созревание (бессознательная работа над проблемой,инкубация направляющей идеи);
— третья фаза (переходбессознательного в сознание) — вдохновение (в результате бессознательной работыв сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, ввиде принципа, замысла);
— четвертая фаза(сознательная работа) развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
Представляется интересными предложенный Я.А.Пономаревым системно-структурный подход к исследованиюпсихологического механизма творческой деятельности.
Структурно-уровневыйподход характеризует развитие внутреннего плана действий по этапам:
— первый, характеризуетсяполной неспособностью ребенка действовать " в уме" (во внутреннемплане). Дети способны решать задачи только во внешнем плане, манипулируянепосредственно вещами. В основе регуляции действий лежат непосредственныеобразы ситуации. Оценка действий эмоциональна;
— второй, характеризуетсятем, что задачи также решаются во внешнем плане, путем манипулирования вещами.Попытки действия «в уме» приводят к «утере» задачи.Манипулирование происходит без осмысленного замысла. Контроль действийосуществляется вещами, оценка эмоциональна;
третий этап позволяетребенку решать задачи манипуляцией представлениями вещей. Происходитрасчленение продукта и процесса действия. Слово приобретает качественно другуюфункцию, оно становится не сигналом к действию, а несет в себе зародыши готовойпрограммы. Расширяется сфера стимуляции, т.к. появляются познавательныепотребности и целеполагания, хотя функцию контроля все еще выполняют вещи, а всамостоятельной оценке доминируют эмоции;
— четвертый этапхарактерен также манипуляцией представлениями предметов. В итоге проб и ошибокребенок приходит к решению, которое он кладет в основу плана действий. Реализуяплан, он уже соотносит результаты с условиями задачи. Действия подвергаютсяоценке, опирающейся на логические правила. Эмоциональная оценка при этомстирается.
Таким образом, творчествосоставляет сущность деятельности человека. Является важным составляющим встановлении молодого человека, как личности, а общественная активностьнаправлена на развитие творчества

1.        Глава II. Экспериментальное исследованиеобщественной активности в педагогическом вузе
 
2.1Характеристика методики и организация исследования общественной активностистудентов в педагогическом вузе
Экспериментальная частьнашего исследования была проведена в Марийском государственном педагогическоминституте им.Н.К.Крупской на факультете педагогики и психологии. Были опрошеныстуденты 2 курса (21, 22, 24 группы). Общее число опрошенных составляет 44человека.
Данное исследованиесостояло из двух диагностических методик по темам: «Активный ли вы человек»,«Готовность студентов к проявлению инициативы в общественной деятельности».
Многие люди, хорошоразбирающиеся в себе, в состоянии оценить степень своей активности и проявлятьее в соответствии с собственным потенциалом. В то же время многие люди, которыенаделены природой большой жизненной активностью, но не реализуют ее и даже незнают о ее существовании. Мы предложили ответить студентам на нескольковопросов, чтобы определить их личностную активность.
Втораяанкета по теме «Готовность студентов к проявлению инициативы в общественнойдеятельности», направлена на определение готовности студентов к проявлениюинициативы в общественной деятельности, уровня общественной активностистудентов, оценки созданных на факультете педагогики и психологии, условий дляуспешного развития общественно активной личности.
Прианализе полученных результатов мы получили очень интересные данные.

Анализдиагностики уровня общественной активности.
По анализу первойметодики, можно с уверенностью сказать что студенты второго курса ФПП считаютсебя вполне динамичными и активными людьми. (более 70%). У некоторых студентовесть определенные черты характера руководителя. (40%) Они энергичны идеятельны.
/>
Рисунок 1. Активностьстудентов факультета педагогики и психологи марийского государственного педагогическогоинститута.
При анализе анкеты«Готовность студентов к проявлению инициативы в общественной деятельности» мыполучили представление о свободном времяпровождении студентов. Оказалось чтобольшинству студентов свободного от учебы времени вполне достаточно (61%) Третейчасти всех студентов времени очень мало(31%) и немногим его не хватает (7%).Большая часть студентов проводит свое свободное время в компании друзей (82%).
/>
Рисунок 2. Досугстудентов факультета педагогики и психологи марийского государственногопедагогического института.
Большая половинастудентов нашего факультета имеет представление о различных общественныхорганизациях (56%), однако активное участие в их жизни принимает четвертаячасть от общего количества студентов на факультете(25%). Особой популярностью ввузе пользуются команды КВН. Но о студенческих организациях и клубах поинтересам им известно значительно меньше.
Интересен тот, факт, чтона факультете есть возможность заниматься общественной деятельностью винституте (73%).
/>
Рисунок 3. Возможностьзаниматься общественной деятельностью на факультете педагогики и психологимарийского государственного педагогического института.
Некоторые из них дажеучаствуют в этой работе (43%), но сказать о том, что эта деятельность ихвдохновляет и интересует, нельзя (32%).
Треть (35%) опрошенных студентовникогда не были осведомлены о деятельности студенческих организаций вуза, 20%относятся к ним безразлично.
По результатам второйанкеты мы сделали вывод, что студенты не имеют достаточного представления одеятельности студенческих организаций. Они понимают, что деятельностьюподобного рода должны заниматься сами, но часть склонны перекладывать свою ответственностьна плечи других.
Так же мы выявили степеньготовности студентов к проявлению инициативы в организации своего свободноговремени. 20% студентов никогда не проявляли активность в общественной идосуговой деятельности факультета. Однако 30% из них хотели бы организоватьстуденческую организацию на их факультете. 32% участвуют в мероприятиях вузатолько в случае крайней необходимости (традиционные вузовские мероприятия).
/>
Рисунок 4. Участиестудентов в различных мероприятиях на факультете педагогики и психологимарийского государственного педагогического института.
Такимобразом, проанализировав и изучив некоторые аспекты становления общественнойактивности студентов, и проведя экспериментального исследования, мы определили уровень общественнойактивности студентов второго курса, как не высокий, стремящийся к высшемууровню. Это значит, что студенты второго курса факультета педагогики ипсихологии активно включаются в творческую деятельность, предполагающуюсамостоятельность в выполнении заданий, выдвижение собственных идей. Однако в общественнойактивности студентов наблюдается высокое стремление к инициативно-творческойдеятельности, то есть к реализации собственных идей, проявлению творчества,анализу деятельности, самореализации и самокоррекции.

Заключение.
Происходящиеизменения в жизни общества и системе образования обозначили проблему поискапутей и условий повышения общественной активности личности студента в процессе обученияв вузе. Особое место в воспитательной работе со студентами традиционно занималапозиция формирования и развития их активности путем включения в различные видывнеучебной творческой, трудовой, познавательной деятельности. Только участвуя вразличных вузовских мероприятиях, либо состоя в студенческом активе, илиобщественной организации студент сможет реализоваться во время учебы в вузе.
Анализрезультатов экспериментального исследования общественной активности студентовна факультете педагогики и психологии Марийского ГосударственногоПедагогического Института им. Н. К. Крупской позволил определить уровеньстановления общественной активности студентов как высокий, стремящийся квысшему уровню, и подтвердить гипотезу нашего исследования:
Вовлечение студентов ворганизацию и проведение культурно-досуговой деятельности на факультете спервых месяцев обучения в вузе способствует успешному становлению общественнойактивности студентов факультета педагогики и психологии Марийскогогосударственного педагогического института.
А Это различного родавнутрифакультетские мероприятия, такие как «посвящение первокурсников», «деньучителя», «День волонтера», «новый год», «Международный женский день», «Деньзащиты детей», которые сопровождаются праздничными концертами. Главнымиорганизаторами этих мероприятий являются сами студенты факультета педагогики ипсихологии. Именно это является стартом в формировании общественной активностистудентов факультета педагогики и психологии.
Такимобразом, можно с уверенностью сказать, что на факультете педагогики ипсихологии Марийского Государственного педагогического института им. Н. К.Крупской созданы оптимальные условия и выработана верная стратегия развитияобщественной активности студентов, для успешного формирования общественноактивной личности.
А формированиеобщественной активности и инициативы студентов, формирование организаторских иуправленческих умений и навыков, содействует развитию творческого потенциаластудентов и их профессиональному росту.

Библиография
1.        Ананьев, Б. Г. Кпсихофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современныепсихологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. — Выпуск 2. — С. 46-52.
2.        Андреев, В. И.Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Изд-воКазанского ун-та, 1998. — 315 с.
3.        Андреева, Т. В.Социально-психологические факторы формирования направленности личности впроцессе творческого становления (на примере архитекторов): дис. канд. психол.наук / Т. В. Андреева. – Л., 1989.
4.        Андреева, Т. В.Биографический метод в исследовании творческого становления личности:теоретические и прикладные вопросы психологии / Т. В. Андреева. – Вып. 2. Ч. 2.– СПб., 1996.
5.        Грановская, Р. М.Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. –СПб., 1994.
6.        Деркач, А. А. Акмеология: учебник / под ред. А. А. Деркача. – М.:Изд-во РАГС, 2006.
7.        Захарова, Л. Н.Личностные особенности, стили поведения и типы, профессиональносамоидентификации студентов педагогического вуза / Л. Н. Захарова // Вопросыпсихологии. — 1998. — № 2. – С. 24.
8.        Мартынова, М. Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшегообразования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов/ М. Д. Мартынова // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — №5-6 (28). — С. 129-133.
9.        Колесникова, М.В.Социальная активность в педагогическом контексте / М. В. Колесникова //Инновационные процессы в теории и практике современного образования: материалынаучно-практ. конф. – Омск: ОмГПУ, 2005. — С. 37-39.
10.     Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. –7-е изд., стереотип. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 456 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
Глоссарий
Активность- непрерывного процесса накопления и проявления потенциального в личности,обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром,обществом, другими людьми, самим собой посредством социальных, педагогических,психологических факторов.
Личность-
1) человек как субъектотношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая системасоциально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Личность (по Е. В.Шорохова)- это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств,определяющих социально значимые формы деятельности.
Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержаниекоторой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условиясуществования общества.
Творчество- деятельность,порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью,оригинальностью и общественно- исторической уникальностью.
Творчество- деятельность,результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Студенчество-
1)социально-профессиональная группа, включающая учащихся вузов; частьинтеллигенции;
2) отдельная возрастнаякатегория.
Общественнаяактивность — сложное состояние и одновременно
свойстволичности по осуществлению осознанной, интенсивной,
самодетерминированнойвнутренней (психической) и внешней (практической)
деятельности,направленной на преобразование себя и социума в соответствии
сзадачами общественного развития.
Развитие- необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальныхобъектов.

ПРИЛОЖЕНИЕ№3
Результатыэкспериментального исследования общественной активности в педагогическом вузе.Активный ли вы человек? (21 группа — 21 человек) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Убеждены ли вы в позитивном значении школы жизни для развития человека и для /> достижения определенных позиций в обществе? /> а). Да /> б). Нет 100 /> 2 Хорошо ли вы себя чувствуете в атмосфере борьбы, соревнования, достижения /> замыслов? /> а). Да /> б). Нет 47 53 /> 3 Какую из функций современных политических лидеров вы считаете наиболее /> важной? /> а). Реализация практических задач /> б). Деятельность, направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан 62 38 /> 4 Наша деятельность должна быть регламентирована: /> а). Религиозными положениями /> б). Идеями прекрасного /> в). Материальными соображениями /> г). Всеобщим благосостоянием 28 10 62 /> 5 Себе в друзья вы бы выбрали: /> а). Человека предприимчивого, работящего, наделенного практическим умом /> б). Человека думающего, мечтательного, оторванного от действительности /> в). Человека со способностями руководителя и организатора 62 19 19 /> 6 Достаточно ли бывает у вас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути препятствия? /> а). Да /> б). Нет 81 19 /> 7 Можем ли мы радоваться, что живем в такое активное время? /> а). Да /> б). Нет 81 19 /> 8 Любите ли вы смотреть на огонь? /> а). Да /> б). Нет 100 /> 9 Родились ли вы под одним из названных знаков зодиака: Овен, Лев, Стрелец? /> а). Да /> б). Нет 14 86 /> 10 Легко ли вы переносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно? /> а). Да /> б). Нет 47 53 /> 11 Разговорчивы ли вы? /> а). Да /> б). Нет 71 29 /> 12 Живете ли вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели? /> а). Да /> б). Нет 24 76 /> 13 Любите ли вы действия, требующие быстроты? /> а). Да /> б). Нет 43 57 /> Активный ли вы человек? (22 группа — 8 человек) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Убеждены ли вы в позитивном значении школы жизни для развития человека и для /> достижения определенных позиций в обществе? /> а). Да /> б). Нет 100 /> 2 Хорошо ли вы себя чувствуете в атмосфере борьбы, соревнования, достижения /> замыслов? /> а). Да /> б). Нет 50 50 /> 3 Какую из функций современных политических лидеров вы считаете наиболее /> важной? /> а). Реализация практических задач /> б). Деятельность, направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан 25 75 /> 4 Наша деятельность должна быть регламентирована: /> а). Религиозными положениями /> б). Идеями прекрасного /> в). Материальными соображениями /> г). Всеобщим благосостоянием 12,5 87,5 /> 5 Себе в друзья вы бы выбрали: /> а). Человека предприимчивого, работящего, наделенного практическим умом /> б). Человека думающего, мечтательного, оторванного от действительности /> в). Человека со способностями руководителя и организатора 88 12 /> 6 Достаточно ли бывает у вас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути препятствия? /> а). Да /> б). Нет 88 12 /> 7 Можем ли мы радоваться, что живем в такое активное время? /> а). Да /> б). Нет 100 /> 8 Любите ли вы смотреть на огонь? /> а). Да /> б). Нет 88 12 /> 9 Родились ли вы под одним из названных знаков зодиака: Овен, Лев, Стрелец? /> а). Да /> б). Нет 12 88 /> 10 Легко ли вы переносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно? /> а). Да /> б). Нет 63 37 /> 11 Разговорчивы ли вы? /> а). Да /> б). Нет 100 /> 12 Живете ли вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели? /> а). Да /> б). Нет 50 50 /> 13 Любите ли вы действия, требующие быстроты? /> а). Да /> б). Нет 75 25 /> Активный ли вы человек? (24 группа — 15 человек) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Убеждены ли вы в позитивном значении школы жизни для развития человека и для /> достижения определенных позиций в обществе? /> а). Да /> б). Нет 93 7 /> 2 Хорошо ли вы себя чувствуете в атмосфере борьбы, соревнования, достижения /> замыслов? /> а). Да /> б). Нет 93 7 /> 3 Какую из функций современных политических лидеров вы считаете наиболее /> важной? /> а). Реализация практических задач /> б). Деятельность, направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан 46 54 /> 4 Наша деятельность должна быть регламентирована: /> а). Религиозными положениями /> б). Идеями прекрасного /> в). Материальными соображениями /> г). Всеобщим благосостоянием 13 13 27 47 /> 5 Себе в друзья вы бы выбрали: /> а). Человека предприимчивого, работящего, наделенного практическим умом /> б). Человека думающего, мечтательного, оторванного от действительности /> в). Человека со способностями руководителя и организатора 34 40 26 /> 6 Достаточно ли бывает у вас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути препятствия? /> а). Да /> б). Нет 73 27 /> 7 Можем ли мы радоваться, что живем в такое активное время? /> а). Да /> б). Нет 87 13 /> 8 Любите ли вы смотреть на огонь? /> а). Да /> б). Нет 87 13 /> 9 Родились ли вы под одним из названных знаков зодиака: Овен, Лев, Стрелец? /> а). Да /> б). Нет 7 93 /> 10 Легко ли вы переносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно? /> а). Да /> б). Нет 54 46 /> 11 Разговорчивы ли вы? /> а). Да /> б). Нет 93 7 /> 12 Живете ли вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели? /> а). Да /> б). Нет 54 46 /> 13 Любите ли вы действия, требующие быстроты? /> а). Да /> б). Нет 73 27 /> Активный ли вы человек? (2 курс) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Убеждены ли вы в позитивном значении школы жизни для развития человека и для /> достижения определенных позиций в обществе? /> а). Да /> б). Нет 97 3 /> 2 Хорошо ли вы себя чувствуете в атмосфере борьбы, соревнования, достижения /> замыслов? /> а). Да /> б). Нет 64 36 /> 3 Какую из функций современных политических лидеров вы считаете наиболее /> важной? /> а). Реализация практических задач /> б). Деятельность, направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан 50 50 /> 4 Наша деятельность должна быть регламентирована: /> а). Религиозными положениями /> б). Идеями прекрасного /> в). Материальными соображениями /> г). Всеобщим благосостоянием 5 18 16 61 /> 5 Себе в друзья вы бы выбрали: /> а). Человека предприимчивого, работящего, наделенного практическим умом /> б). Человека думающего, мечтательного, оторванного от действительности /> в). Человека со способностями руководителя и организатора 57 23 20 /> 6 Достаточно ли бывает у вас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути препятствия? /> а). Да /> б). Нет 80 20 /> 7 Можем ли мы радоваться, что живем в такое активное время? /> а). Да /> б). Нет 86 14 /> 8 Любите ли вы смотреть на огонь? /> а). Да /> б). Нет 93 7 /> 9 Родились ли вы под одним из названных знаков зодиака: Овен, Лев, Стрелец? /> а). Да /> б). Нет 11 89 /> 10 Легко ли вы переносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно? /> а). Да /> б). Нет 52 47 /> 11 Разговорчивы ли вы? /> а). Да /> б). Нет 84 16 /> 12 Живете ли вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели? /> а). Да /> б). Нет 39 61 /> 13 Любите ли вы действия, требующие быстроты? /> а). Да /> б). Нет 59 41 /> Готовность студентов к проявлению инициативы в общественной деятельности. (21 группа — 21 человек) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Есть ли у вас свободное от учебы время? /> а). Да. Достаточно /> б). Да, очень мало /> в). Нет, категорически не хватает 62 29 9 /> 2 Как вы проводите досуг? /> а). В компании друзей /> б). В спортивной секции /> в). В библиотеке /> г). В КРЦ, барах, кафе и т. д. 95 5 /> 3 Имеете ли вы представления о различных общественных организациях? /> а). Да, знаю лостаточно хорошо /> б). Нет /> в). Нет, мне это не интересно /> г). Немного 48 9 43 /> 4 Состоите ли вы в общественной организации? /> а). Да, активно принимаю участие /> б). Да, малоактивен /> в). Нет /> г). Нет, но хотелось бы 9 67 19 5 /> 5 Какие существующие в вузе (факультете) формы КТД вам знакомы? /> 6 Есть ли возможность заниматься общественной деятельностью в институте (на ФПП)? /> а). Да, конечно /> б). Да, но эта возможность есть не у всех /> в). Нет /> г). Не знаю 76 24 /> 7 Ваше отношение к студенческому активу ФПП? /> а). Мне известны все действия студактива /> б). Мне не интересно это /> в). Интересно было бы узнать, но никогда не был осведомлен 52 19 29 /> 8 Проявляете ли вы активность в общественно-досуговой деятельности ФПП? /> а). Да /> б). нет /> в). Да, но нет возможности 38 52 10 /> 9 Участвуете ли вы в различных мероприятиях, проводимых на ФПП? /> а). Да, с удовольствием /> б). Да, но в крайнем случае и с неохотой /> в). Нет 43 33 24 /> 10 Хотели бы вы организовать свою студенческую организацую на ФПП? /> а). Да /> б). нет 29 71 /> Готовность студентов к проявлению инициативы в общественной деятельности. (22 группа — 8 человек) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Есть ли у вас свободное от учебы время? /> а). Да. Достаточно /> б). Да, очень мало /> в). Нет, категорически не хватает 37,5 62,5 /> 2 Как вы проводите досуг? /> а). В компании друзей /> б). В спортивной секции /> в). В библиотеке /> г). В КРЦ, барах, кафе и т. д. 75 12,5 12,5 /> 3 Имеете ли вы представления о различных общественных организациях? /> а). Да, знаю лостаточно хорошо /> б). Нет /> в). Нет, мне это не интересно /> г). Немного 62,5 37,5 /> 4 Состоите ли вы в общественной организации? /> а). Да, активно принимаю участие /> б). Да, малоактивен /> в). Нет /> г). Нет, но хотелось бы 37,5 25 12,5 /> 5 Какие существующие в вузе (факультете) формы КТД вам знакомы? /> 6 Есть ли возможность заниматься общественной деятельностью в институте (на ФПП)? /> а). Да, конечно /> б). Да, но эта возможность есть не у всех /> в). Нет /> г). Не знаю 75 12,5 12,5 /> 7 Ваше отношение к студенческому активу ФПП? /> а). Мне известны все действия студактива /> б). Мне не интересно это /> в). Интересно было бы узнать, но никогда не был осведомлен 87,5 12,5 /> 8 Проявляете ли вы активность в общественно-досуговой деятельности ФПП? /> а). Да /> б). нет /> в). Да, но нет возможности 62,5 12,5 12,5 /> 9 Участвуете ли вы в различных мероприятиях, проводимых на ФПП? /> а). Да, с удовольствием /> б). Да, но в крайнем случае и с неохотой /> в). Нет 75 12,5 12,5 /> 10 Хотели бы вы организовать свою студенческую организацую на ФПП? /> а). Да /> б). нет 37,5 50 /> Готовность студентов к проявлению инициативы в общественной деятельности. (24 группа — 15 человек) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Есть ли у вас свободное от учебы время? /> а). Да. Достаточно /> б). Да, очень мало /> в). Нет, категорически не хватает 73 20 7 /> 2 Как вы проводите досуг? /> а). В компании друзей /> б). В спортивной секции /> в). В библиотеке /> г). В КРЦ, барах, кафе и т. д. 67 26 7 /> 3 Имеете ли вы представления о различных общественных организациях? /> а). Да, знаю лостаточно хорошо /> б). Нет /> в). Нет, мне это не интересно /> г). Немного 67 20 13 /> 4 Состоите ли вы в общественной организации? /> а). Да, активно принимаю участие /> б). Да, малоактивен /> в). Нет /> г). Нет, но хотелось бы 26 67 7 /> 5 Какие существующие в вузе (факультете) формы КТД вам знакомы? /> 6 Есть ли возможность заниматься общественной деятельностью в институте (на ФПП)? /> а). Да, конечно /> б). Да, но эта возможность есть не у всех /> в). Нет /> г). Не знаю 67 23 /> 7 Ваше отношение к студенческому активу ФПП? /> а). Мне известны все действия студактива /> б). Мне не интересно это /> в). Интересно было бы узнать, но никогда не был осведомлен 13 26 60 /> 8 Проявляете ли вы активность в общественно-досуговой деятельности ФПП? /> а). Да /> б). нет /> в). Да, но нет возможности 40 40 20 /> 9 Участвуете ли вы в различных мероприятиях, проводимых на ФПП? /> а). Да, с удовольствием /> б). Да, но в крайнем случае и с неохотой /> в). Нет 40 40 20 /> 10 Хотели бы вы организовать свою студенческую организацую на ФПП? /> а). Да /> б). нет 27 73 /> Готовность студентов к проявлению инициативы в общественной деятельности. (2 курс) /> /> № Вопрос % /> а) б) в) г) /> 1 Есть ли у вас свободное от учебы время? /> а). Да. Достаточно /> б). Да, очень мало /> в). Нет, категорически не хватает 61 32 7 /> 2 Как вы проводите досуг? /> а). В компании друзей /> б). В спортивной секции /> в). В библиотеке /> г). В КРЦ, барах, кафе и т. д. 82 2 12 4 /> 3 Имеете ли вы представления о различных общественных организациях? /> а). Да, знаю лостаточно хорошо /> б). Нет /> в). Нет, мне это не интересно /> г). Немного 56 12 32 /> 4 Состоите ли вы в общественной организации? /> а). Да, активно принимаю участие /> б). Да, малоактивен /> в). Нет /> г). Нет, но хотелось бы 25 59 9 7 /> 5 Какие существующие в вузе (факультете) формы КТД вам знакомы? /> 6 Есть ли возможность заниматься общественной деятельностью в институте (на ФПП)? /> а). Да, конечно /> б). Да, но эта возможность есть не у всех /> в). Нет /> г). Не знаю 73 25 2 /> 7 Ваше отношение к студенческому активу ФПП? /> а). Мне известны все действия студактива /> б). Мне не интересно это /> в). Интересно было бы узнать, но никогда не был осведомлен 45 20 35 /> 8 Проявляете ли вы активность в общественно-досуговой деятельности ФПП? /> а). Да /> б). нет /> в). Да, но нет возможности 43 41 16 /> 9 Участвуете ли вы в различных мероприятиях, проводимых на ФПП? /> а). Да, с удовольствием /> б). Да, но в крайнем случае и с неохотой /> в). Нет 48 32 20 /> 10 Хотели бы вы организовать свою студенческую организацую на ФПП? /> а). Да /> б). нет 30 70 />

ПРИЛОЖЕНИЕ№4
 
Активныйли вы человек?
Многие люди, хорошоразбирающиеся в себе, в состоянии оценить степень своей активности и проявлятьее в соответствии с собственным потенциалом. В то же время многие люди, которыенаделены природой большой жизненной активностью, но не реализуют ее и даже незнают о ее существовании. Ответы на эти вопросы подтвердят свое мнение о себелибо откроют что-то новое.
1. Убеждены ли вы впозитивном значении школы жизни для развития человека и для достиженияопределенных позиций в обществе? Да. Нет.
2. Хорошо ли вы себячувствуете в атмосфере борьбы, соревнования, достижения замыслов? Да. Нет.
3. Какую из функцийсовременных политических лидеров вы считаете наиболее важной:
а) реализацияпрактических задач;
б) деятельность,направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан.
4. Наша деятельностьдолжна быть регламентирована:
а) религиознымиположениями;
б) идеями прекрасного;
в) материальнымисоображениями;
г) всеобщимблагосостоянием.
5. Себе в друзья вы бывыбрали:
а) человекапредприимчивого, работящего, наделенного практическим умом;
б) человека думающего,мечтательного, оторванного от действительности;
в) человека соспособностями руководителя и организатора.
6. Достаточно ли бывает увас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути трудности? Да. Нет.
7. Можем ли мырадоваться, что живем в такое активное время? Да. Нет.
8. Любите ли вы смотретьна огонь? Да. Нет.
9. Родились ли вы пододним из названных знаков зодиака: Овен, Лев, Стрелец? Да. Нет.
10. Легко ли выпереносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно? Да.Нет.
11. Разговорчивы ли вы?Да. Нет.
12. Живете ли вы попринципу, что каждая дорога ведет к цели? Да. Нет.
13. Любите ли выдействия, требующие быстроты? Да. Нет.
 № Да Нет А Б В Г 1 5 — — — — — 2 5 — — — — — 3 — — 5 — — — 4 — — — — — 5 5 — — — 5 — — 6 5 — — — — — 7 5 — — — — — 8 5 — — — — — 9 5 — — — — — 10 5 — — — — — 11 5 — — — — — 12 5 — — — — — 13 5 — — — — —
 
От 0 до 45 баллов. К сожалению, ваша энергия не являетсянаиболее сильным вашим качеством. Вы быстро устаете, неохотно берете на себяответственность. Свое мнение держите скорее при себе. Слишком много в васравнодушия и осторожности в отношениях с окружающими. Вы с большим трудомпринимаете решения. Ваша энергия, а также способность к действиям зависят отвашего воображения и не всегда обоснованного страха. Попытайтесь открыться!
Теперь подсчитайте баллы(см. таблицу на с. 10). От 45 до 65 баллов. Вы отличаетесь веселым характером,легко и в согласии живете с людьми. У вас есть определенные черты характераруководителя. Вы энергичны и деятельны. Не очень хорошо переносите зависимостьот других людей (например, начальников). Вы склонны считать, что все, что вызнаете в жизни, — это результат ваших собственных изысканий, ибо вы в состоянииэффективно работать и распространять свои взгляды на окружающих. Выпревосходите окружающих энергичностью и быстротой принятия решений, умеетебрать на себя ответственность. В своем окружении вы желаемы и любимы, преждевсего за свою динамичность и необычайную активность.
«Готовностьстудентов к проявлению инициативы в общественной деятельности»
1.        Естьи у вас свободное от учебы время?
А)да, достаточно
Б)да, очень мало
В)нет, категорически не хватает
2. Как вы проводитедосуг?
         А) в компаниидрузей
         Б) в спортивнойсекции
         В) в библиотеке
         Г) в КРЦ, барах,кафе и т. д.
3. Имеете ли выпредставления о различных общественных организациях?
         А) да, знаюдостаточно хорошо
         Б) нет
         В) нет мне этоне интересно
         Г) немного
4. Состоите ли вы вобщественной организации? Какой?
А) Да, активно принимаюучастие,
Б) Да, малоактивен
В) нет
Г) нет, но хотелось бы
5. Какие существующие вВузе (факультете) формы КТД вам знакомы?
(КВН, клубы по интересаммуз. Группы и т. д.)
6. Есть ли возможностьзаниматься общественной деятельностью в институте (на ФПП)
А) Да, конечно
Б) Да, но эта возможностьесть не у всех
В) нет
Г) не знаю
7. Ваше отношение кстуденческому активу ФПП
А) мне известны вседействия студ. актива
Б) мне не интересно это
В) интересно было бы узнать,но никогда не был осведомлен
8. Проявляете ли выактивность в общественно – досуговой деятельности ФПП
А) да
Б) нет
В) да, но нет возможности(причина)
9. Участвуете ли вы вразличных мероприятиях проводимых на ФПП
А) да, с удовольствием
Б) да, но в крайнемслучае, и с неохотой
В) нет.
10. Хотели бы выорганизовать свою студенческую организацию на ФПП
А)да
Б) нет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.