Курсовая работа
По дисциплине: Психология
Тема
«Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма»
2009
Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое личность
1.2 Бихевиористическое направление в психологии
1.3 Теория личности Зигмунда Фрейда
2. Практическая часть
2.1 Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма
Выводы
Введение
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится, пройдя определенные жизненные пути. В момент рождения ребенку дана возможность че5ловеком быть индивидуальностью за счет свойств его организма и событий, которые произойдут только с ним. Чтобы индивидуальность состоялась человеку надо жить среди людей — становиться личностью.
В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности. Вот некоторые из них:
1) теория типов личности;
2) теория черт;
3) психодинамическая и психоаналитическая теории;
4) бихевиоризм;
5) гуманизм и другие.
Теории личности, которые разрабатывают психологи, несут отпечаток конкретного времени их создания, так как ни один ученый не может избежать его влияния. Прикасаясь в своем мышлении к истине, он может положить то знание, которое можно назвать абсолютно истинным. Психологи, создатели теорий личности, воплощают в своих работах собственное представление о добродетельной, счастливой человеческой жизни в понятии сущности личности или сущности человека.
Мы проведем теоретическое исследование теорий личности, а именно по З. Фрейду и бихевиоризму.
Целью исследования является проведение анализа понимания личности с позиций двух направлений: бихевиоризма и фрейдизма. Именно они на наш взгляд, смогут разъяснить, что представляет собой личность.
Задачи исследования:
Рассмотреть личность с позиций фрейдизма и бихевиоризма;
Показать особенности процесса становления личности в обществе;
Изучить теории личности, а в данном случае бихевиоризм и фрейдизм;
Предопределить предпосылки развития личности в обществе.
Объект исследования — понятие личности.
Мы начинаем свое теоретическое исследование с определения личности, далее переходя к изучению теорий, которые показывают всю многогранность этого понятия.
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое личность
«Самое изумительное, из того, что
создала природа, — это личность человека»
Гёте
На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личность.
Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского слова "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия «личность» в социологии и психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.
Например, Карл Роджерс описывал личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность, как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Раймонд Кеттел, по мнению, которого ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Согласно А.Н. Леонтьеву, личность — качественно новое формирование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь при достижении им определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает во взаимоотношения с другими людьми в общественные отношения, и эти отношения становятся личностно образцовыми.
Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и предпочтение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой в широком смысле. Суженое понятие позволяет выделить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, которые соответствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И, кажется, личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Рассмотрим критерии сформировавшейся личности по А.Н. Леонтьеву:
Наличие в мотивах иерархии в определенном смысле — как способности преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого — способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу;
Способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство происходит на основе осознанных мотивов — целей и принципов. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна, непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.
Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиций разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа».
Г.С. Абрамов в своей книге описывает личность как особое качество психической реальности человека, проявляющая себя в момент встречи двух людей. Это, прежде всего мать и ребенок. В психологической литературе есть описание первой встречи — обычно она происходит во время кормления ребенка грудью, когда он в этой ситуации встречается глазами с матерью, на миг прекращает сосание и кусает грудь матери. В этой ситуации есть то содержание, которое характеризует встречу как особое явление в отношениях людей — они оба в ней изменятся. Ребенок изменил свою активность, это же вынуждена сделать и женщина. Их дальнейшие отношения уже опосредованы тем, что случилось, — они пережили момент присутствия другого человека, возможности воздействия на него и возможности взаимодействия.
В философии «личность» — это человек, осуществляющий выбор в пользу «образа человеческого», несущий в душе этот образ и пытающийся реализовать его в конкретной эмпирической ткани своего жизненного пути.
В общей психологии — это систематическое качество, приобретаемое индивидуумом в процессе деятельности.
Большая психологическая энциклопедия дает следующее определение личности — это опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности в таком качестве обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения приобретает и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:
Активностью — стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за гранями требований ситуации и ролевых предписаний;
Направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
Глубинными смысловыми структурами (согласно Л.С. Выгодскому), обуславливающими ее сознание и поведение; они устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип опосредования деятельного);
Степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и прочее.
Еще одно определение личности: «личность — характерные черты поведения отдельного человека».
«Личность», следовательно, в этом случае выводится из поведения, то есть чья-то личность считается причиной его (ее) поведения. К этому можно добавить, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.
Как отмечали Хьелл Л. и Зиглер Д. в своей книге «Теории личности», большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:
В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
В большинстве определений личность предстает в виде некой гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность, как таковая, относительно не измена и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируются. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые, для людей, поступки.
В повседневном и научном языке очень часто встречается, наряду с термином «личность», такие термины как «человек», «индивид», «индивидуальность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.
Человек — понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения Homo sapiens.
Индивид — это единственный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и так далее. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагируются от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-исторической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Индивидуальность (с латинского языка individuum — неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку. Понимание индивидуальности человека включает в себя изучение организации его психологического пространства, где событиями измеряется психологическое время.
Фактором рождения человека, человеком ему дана возможность быть индивидуальностью за счет свойств его организма и событий, которые произойдут только с ним. Чтобы индивидуальность состоялась, человеку надо жить среди людей — быть личностью, человеком с определенным местом в системе отношений, с определенной дистанцией по отношению к другим людям. Присутствие другого человека, отношение к другому человеку выявляет у каждого из участников отношений данные им свойства психической реальности.
Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А. Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает две группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется его сущность, как совокупность всех общественных отношений. Из всего этого можно выделить, что личность — это статус человека в обществе. Этот статус необходимо развивать, поддерживать, чтобы не возник обратный процесс, деградация личности.--PAGE_BREAK--
1.2 Бихевиористическое направление в психологии
Бихевиоризм (с английского языка behavior — поведение) — ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы).
Человек выступает человеком бездуховным, так как направление не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. В данном направлении постулируется зависимость человека от прошлого, так бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения».
В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обуславливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях бихевиористов показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакцию страха можно вызвать уже одним только показом белого кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
Из этого можно выделить основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается, как совокупность связей «стимул — реакция». Поведение — это системные объективно наблюдаемые реакции организма на внешние раздражители. Это существенно ограничило психологические исследования — поведение было противопоставлено сознанию, реальность которого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (например, для мышления, поскольку оно связано с речью — реакции голосовых связок). Таким образом, поведение человека биологизировалось. Это существенно снижает ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку актуальных научных проблем психологии.
Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и так далее), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения». Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону управления», то есть многократные повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются.
Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции, проводится до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.
Основателями Джоном Уотсоном и Э. Торндайком было основано в 1910г. бихевиористическое направление. Обратимся к биографии основателя бихевиористического направления Джона Уотсона.
Джон Уотсон (9.01.1878 — 25.09.1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма. Автор программной статьи этого направления. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. В качестве предмета психологии понимал поведение человека от рождения до самой смерти, а основной задачей считал предсказание поведения человека и контроль за ним. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании. На основе этой теории развивал методы поведенческой психотерапии.
В 1913 году Джон Уотсон объявил себя бихевиористом, и заявил о новом теоретическом направлении в психологии. «Бихевиоризм, — говорил он, — это чисто объективное, экспериментальное, естествозначимое, посвященное предсказанию и контролю поведения, направление». Сознание мысли и чувства не изучались здесь более, как объяснял он, только поведение животных, включая людей. Уотсон объяснял, что психология может быть приложена ко множеству человеческих проблем, созданные индустриализацией и быстрыми социальными переменами. Бизнесменам он обещал показать, как личность может быть приучена к новым привычкам, чтобы подстраиваться под окружающую среду. Родителям он обещал дать методы выращивания бесстрашных детей, которые могут научиться любой профессии. Такие техники должны были базироваться на условиях невольного поведения Павлова.
Через научения мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам нужно знать, что такое научение и как оно происходит.
Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающее — бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от З. Фрейда и многих других персоналогов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.
Обратимся к работе Скиннера. В своих работах Скиннер наиболее убедительно доказывает, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличии от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.
Большое влияние на Уотсона оказало развитие в ΧVIII — XIX вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарльза Шеррингтона (1857-1952), И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927).
Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906 году, и учение Павлова об условных рефлексах; согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции «объективной» психологии.
Развитие предложенных Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривается как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснил Павловскими условными рефлексами.
В1911 году аналогичные идеи выдвинул М.Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П. Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представление Джона Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразить психологию в естественнонаучную дисциплину.
К.С. Лешли (1890-1958) последователь Д. Уотсона, и У.С. Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Д. Уотсон, у Дж. Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.
Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление — необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» — познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения, как суммы простейших реакций в необихевиоризме утверждалось понимание поведения, как целостного и целенаправленного акта.
1.3 Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 — 23.09.1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х годов XIX века работал в области практической медицины. Вместе с И. Брейером опубликовал в 90-х годах работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структуру личности (сознание, подсознательное и бессознательное) и опубликовал работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) и другие. В основе неврозов усматривал наличие сексуальных проблем, этот же лейтмотив был им перенесен в область философии и культуры: Леонардо Да Винчи (1913), Тотем и Табу (1913). В 20-х гг. уточнил свою концепцию, в результате чего структура личности была представлена инстанциями Я (Ego), Оно (Id) и СверхЯ (Super Ego).
Теперь рассмотрим, что же из себя представляет фрейдизм. Фрейдизм — это психологическое направление, разработанное З. Фрейдом, основанное на понятии либидо, включающее в себя технику психоанализа. Либидо — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Основным допущением выставляет утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальные и агрессивные влечения, имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. Процедура извлечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
По мнению З. Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.
Недооценивая сознания и социальное окружение в формировании бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играю различного рода биологические механизмы. В частности он полагал, что в каждом человеке от рождения имеется влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психологическую деятельность человека и его поведения.
По З. Фрейду, особо важную роль в формировании человека, в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, деструкции). Он представлял человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психологическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им, как энергия сексуального влечения или «половой голод».
Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Из биографии З. Фрейда была выделена трехчленная структура личности (сверхсознание, сознание и бессознательное). Эту структуру личности можно представить в виде айсберга, дрейфующего в океане.
/>
Рисунок 1.
Вершина айсберга «СверхЯ» — сверхсознание
Средняя часть «Я» — сознание
Нижняя часть айсберга «Оно» — бессознательное
Сверхсознание — теоретический конструктор структуры психического З. Фрейда. Это то, что дается индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и так далее.
Бессознательное — теоретический конструктор, обозначающий психические процессы, в отношение которых отсутствует субъективный контроль.
Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии (комплексы, страхи, неврозы).
Экспериментальная разработка понятий бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.
Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.
Бессознательное не просвечивается светом разума, это темный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано: и Эдипов комплекс (отцеубийство и кровосмешение), доставшийся нам в наследство от нашего предка, и всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Например, ребенок испугался чего-то, постарался забыть, сознание забыло, но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, оно там живет и часто мучает человека: один человек боится находиться в закрытом помещении, другой боится открытого пространства, третий — смертельно боится выезжать за границу и тому подобное. продолжение
--PAGE_BREAK--
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности. Снизу подпирают страсти и инстинкты, сверху — требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию и так далее) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя — это приводит к нервным срывам, неврозам, психическим заболеваниям.
Рассмотрим подробнее бессознательную часть человеческой психики. Наше бессознательное мощный источник нашей биологической энергии. Эта энергия может проявляться непосредственно на достижении разного рода наслаждений, а может воплощаться в произведениях культуры, искусства. Любой художник именно бессознательном черпает свое вдохновение, свою художественную силу.
Бессознательное может проявляться и во сне; когда человек спит «СверхЯ» отключается, «Оно» полностью овладевает сознанием, и тогда человеку могут присниться такие вещи, о которых он не рассказывает даже близкому человеку. Фрейд также открыл глубины человеческой сущности, о которых не подозревала наука о человеке в XIX веке. Фрейд пытался объяснить с точки зрения психоанализа всю человеческую историю с момента ее возникновения. Он выдвинул гипотезу, согласно которой главой человеческого стада был отец, которому принадлежали все женщины. Подрастающие сыновья также хотели получить этих женщин, которые одновременно были их матерями. Но сыновья не знали, кто чья мать, они знали только отца. И отец пресекал все сексуальные поползновения сыновей, грозя страшными наказаниями. Сыновья вынуждены были объединиться, убить отца и добиться своих целей.
Таким образом, два страшных греха лежат в бессознательном человека — отцеубийство и кровосмешение.
Было так на самом деле или нет — неважно, главное, что человеческая психика устроена так, как если бы это было на самом деле, — об этом свидетельствует наличие Эдипова комплекса.
З. Фрейд сделал вывод о предопределении всех психических актов энергии сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию. С его точки зрения феномены сознания служат для них лишь маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны последней, наносят душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, заболеваний и так далее.
Из всего вышеизложенного был сделан вывод: человек никогда не может сам себя знать до конца.
2. Практическая часть
2.1 Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма
Таблица 1
Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма
Фрейдизм
Бихевиоризм
Основатель
Зигмунд Фрейд
Джон Уотсон
Цель
Объяснить, что в формировании личности важную роль играет трехчленная структура психики человека, представленная сознанием, сверхсознанием и бессознательным
Объяснить механизмы зависимости поведения человека от внешних факторов, а также целенаправленное его формирование
Задачи
Сформировать личность человека при помощи трехчленной структуры личности
Основная задача — предсказание поведения человека и контроль за ним
Объект исследования
Личность
Личность
Предмет исследования
Бессознательная часть психики человека
Предметом исследования фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями
Основные формулировки
Основными движущими силами развития личности являются сексуальные и агрессивные влечения. Основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму
Психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция». Поведение — это системные объективно наблюдаемые реакции организма на внешние раздражители
Вывод
Для всех психических актов энергии сознание служит лишь маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны общества, наносят душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, заболеваний
Бихевиоризм принципиально рассматривает внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека. Для того чтобы объяснить поведение, нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями
Выводы
В результате теоретического исследования мы пришли к следующим выводам:
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется его сущность, как совокупность всех общественных отношений.
Для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития. Условиями для этого развития являются: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры.
Бихевиористы не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив они принципиально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека. А основоположники Фрейда за ключевой фактор формирования личности взяли бессознательную часть психики человека. Они отрицали сознание, так как оно является маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды.
Личность с позиций бихевиоризма — это абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека, а с позиций фрейдизма — это психика, в которой намешано все то, что произошло, происходит с человеком на протяжении всей его жизни.
Таким образом, в нашем понимании «личность» — это статус человека в обществе. Этот статус необходимо развивать, поддерживать, чтобы не возник обратный процесс — деградация личности.