Курсовая работа
Сравнительный анализ житейской психологии и научныхпредставлений о влиянии семейных факторов на развитие личности ребенка
Содержание
Введение
Глава 1. Семейные факторы научной и житейской психологии
1.1 Семейные факторы научной психологии
1.2 Семейные факторы житейскойпсихологии
Выводы
Глава 2. Сравнительный анализ влияния житейской и научнойпсихологии на развитие личности ребенка
2.1 Влияние семейных факторов житейской психологии наразвитие личности ребенка
2.2 Влияние семейных факторов научной психологии на развитие личности ребенка
2.3 Сравнительная характеристика влияния семейных факторовнаучной и житейской психологии на развитие личности ребенка
Заключение
Списоклитературы
Введение
Семьеи браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Ещеантичные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружествои семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты еепреобразования.
Наукарасполагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений вистории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета(беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата ипатриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по меретого, как общество поднималось по ступеням развития.[1]
Актуальностьнашей работы заключается в том, что житейская психология и научныепредставления о семье являются важной составляющей формирования и развитияличности ребенка. В нашей работе нам хотелось бы проанализировать и сравнитькак будут влиять семейные факторы житейской и научной психологии на развитиеличности ребенка.
Объектомнашей работы является влияние семейных факторов житейской инаучной психологии на развитие личности ребенка.
Предметработы: семейные факторы житейской и научной психологии.
Цельнашей работы: рассмотреть литературу по теме «семейные факторыжитейской и научной психологии и их влияние на развитие личности ребенка исделать их сравнительный анализ.
Задачиработы:
1.Изучить литературу по теме семейные факторы научной ижитейской психологии и сделать выводы по рассмотреннымматериалам.
2. Сделать сравнительный анализ влияния житейской и научнойпсихологии на развитие личности ребенка.
Структураработы. Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава1. Семейные факторы научной и житейской психологии1.1 Семейные факторы научной психологии
Семейныевзаимоотношения являются первоосновой развития человека, и социализацииличности. Семья – это первый, и основной социальный институт, в которыйпопадает человек.
«Семья — ячейка(малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта,основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях междумужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другимиродственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»[2].Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всегообщества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющеечисло людей живет в семье.[3]
Сточки зрения Дружинина В.Н. «Нормальная семья» — понятие условное –это семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальнойзащиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детейдо достижения ими психологической и физической зрелости.[4]
Социологическиетеории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степениотражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если дети должнывоспитываться обществом (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольскаяорганизации и т. д. и т. п.), то на долю семьи остается, лишь бытовая функция.Быт понимался как организация потребления в широком смысле этого слова. Изэлементарной производящей ячейки общества, по Ф. Энгельсу семья превращалась вэлементарную потребляющую ячейку общества. А.Г. Харчев считал семью основнойформой социальной общности в сфере быта, «первоэлементом быта», включая в неене только экономические, но и этические отношения. Он полагал, что«детопроизводство» в интересах функционирования общества является основнойфункцией семьи («Воспроизводство непосредственной жизни»). С его точки зрения,семья может исследоваться двояко.
1.Как социальный институт.
2.Как малая социальная группа.[5]
Переломныммоментом в развитии науки о семье было возникновение представления о ней как осистеме (Jackson D., 1956) и введение в семейную психологию терминов «семейнаясистема», «семейные подсистемы», «информация», «обратная связь». Такой подход ксемье означает, что в ней все взаимосвязано, что она есть единое целое – единыйбиологический и психологический организм.[6]
Структура семьи — это состав семьи и еечленов, а также совокупность их взаимоотношений[7].Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства ифункционирования как социального института[8].
Для того чтобы дети могли полностьюразвить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальномокружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей,воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, выросшими всиротских приютах. Условия развития каждого ребенка можно разместить нанепрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайненеблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах).Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняетсяот нормы его развитие[9].
«Люди, не испытавшие в детстверодительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зрявдовство и сиротство издревле считалось большим и непоправимым горем. Обидетьсироту или вдову означало совершить один из самых смертных грехов. Вырастая истановясь на ноги, сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогдане зарастала в сердце каждого из них[10]».
И.С. Кон указывает, что значение семьикак первичной ячейки общества трудно преувеличить. Во-первых, тольконепосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональноетепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни.Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляетсяинтимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастовмежду собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых.Автор указывает, что воспитанники даже самых лучших дошкольных детдомов отстаютв некоторых аспектах от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. Помнению И.С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы ототкровенных разговоров взрослых, и это затрудняет их ознакомление с некоторымисторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д.В-третьих, родительские чувства и забота о детях — естественные человеческиечувства, обогащающие индивида как личность[11].1.2Семейные факторы житейской психологии
Сточки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполнехватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтерподчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт —случаен, интуитивен и несистематичен. Ситуативность и метафоричность житейскогознания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том,что на каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется неистинностью-ошибочностью самих этих распространенных утверждений, а ихситуационным контекстом.
Ю.Б.Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологические знания легкодоступны, новоспользоваться ими трудно.[12]
Субъектомжитейского психологического познания может быть любой человек, которомунеобходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или своюсобственную. Совсем маленький ребенок, например, быстро распознает, в какомнастроении находится его мама и стоит ли сейчас к ней приставать со своимипроблемами. Взрослый человек в той или иной форме также учитывает психологиюокружающих людей («Моя свекровь по утрам ужасно раздражительна, и лучше с нейна кухне не встречаться») и что-то может сказать и о своих психологическихособенностях («У меня мягкий характер»).
Объектомпознания житейской психологии выступают, как правило, люди, в нашем случае –это семья. Поэтому получаемые в ней знания заведомо ограничены обыденнымиусловиями и привычными объектами. Когда член семьи оказывается в каких-либоэкстремальных ситуациях, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал ни осебе, ни о других людях, потому что теперь они ведут себя как-то иначе(неслучайно народная мудрость утверждает, что «друзья познаются в беде»).
Вжитейской психологии может для решения задач используется самонаблюдение инаблюдение за поведением людей – членов одной семьи.
Используянаблюдение и самонаблюдение, человек приходит к соответствующим обобщениямполученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий. Ониконкретны и ситуативны, нечетко определены и не связаны в систему, более того,в житейских обобщениях могут уживаться друг с другом прямо противоположныеистины, и житейский психолог это не всегда замечает (те же пословицы русскогонарода фиксируют эту противоречивость житейского познания: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут» — и «Работа не волк,в лес не убежит»). Пользуясь житейской психологией, один из членов семьи можетпопытаться использовать созданное в собственном опыте обобщение в другихситуациях — и потерпит крах. Так, например, подросток, имея опыт общения ссобственными родителями, на которых он обычно «давил» и получал желаемое, можетпосоветовать другу сделать то же самое, а когда друг, испробовав предложенныйспособ, поделится с ним своей неудачей, подросток может очень удивиться: почемуже не получилось? А потому, что созданное подростком обобщение изначальноограничено имеющимся у него опытом и его перенос в другие, отличные от исходной,ситуации весьма ограничен или вообще невозможен.
Знанияжитейского психолога более субъективны, пронизаны эмоциональным отношением кпознаваемому; при этом, человек в обыденной жизни, как правило, не задаетсявопросом, как именно получил он то, или иное знание (чаще всего это происходитинтуитивно).
Полученноев житейской психологии знание практически невозможно передать другому человекукак раз в силу его интуитивности, эмоциональности и видимой несистемности(можно, впрочем, что-то извлечь из опыта хорошего житейского психолога, долгонаходясь рядом с ним, присматриваясь к используемым им приемам и т.п.).[13]Выводы
Семейныевзаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализацииличности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадаетчеловек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношенияс другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений,сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.
Полноценноеразвитие ребенка в научной психологии происходит под влиянием следующихфакторов: 1) только непосредственная родительская ласка и забота могутобеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно впервые годы жизни; 2) семья представляет собой первичную группу, в которойосуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различныхвозрастов между собой, в семье дети постепенно приобщаются к сложному мирувзрослых; 3) родительские чувства и забота о детях — естественные человеческиечувства, обогащающие индивида как личность.
Источникжитейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен инесистематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошоиллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждуюпословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностьюсамих этих распространенных утверждений, а их ситуационным контекстом.
Глава 2. Сравнительныйанализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка2.1 Влияние семейныхфакторов житейской психологии на развитие личности ребенка
Житейские психологические знания носят конкретный характер; онипринадлежат конкретным ситуациям, людям, задачам.
Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивныйхарактер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практическихпроб и приспосабливаемости. Такой способ особенно хорошо виден у детей. У ниххорошо развита психологическая интуиция, которая достигается ими путем опытов иэкспериментов над взрослыми. Результатом данных экспериментов является ихдальнейшее поведение, т.е. они понимают, кем можно манипулировать, а кемнельзя.
Зачастую педагоги и тренеры также путем экспериментов и полученногожизненного опыта находят действенные способы воспитания, обучения, тренировки.
С точки зрения житейской психологии проблема отношений между родителями идетьми заключается в том, что дети не могут и даже не хотят перениматьродительский опыт. Молодое поколение предпочитает совершать свои ошибки, накоторых учится.[14]
Итак, житейская психология, применяемая в семье, конечно, влияет наразвитие личности ребенка, однако нельзя сказать, что данное влияние всегда сказываетсяна нем положительно. Так как житейская психология не является наукой и несистематизирует подходы к всестороннему развитию личности ребенка.
2.2 Влияние семейныхфакторов научной психологии на развитие личности ребенка
С точки зрения семейных факторов научной психологии существует два путиразвития личности ребенка: отрицательное развитие (задержка в развитии) иположительное, т.е. развитие полноценной личности ребенка.
Наука о психическом развитии ребенка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIXвека. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служиткнига немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка».В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитиемсобственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли,рассудка и языка. В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного кобъективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признаниюпсихологов, он считается основателем детской психологии.[15]
З.Матейчек классифицировал нарушения семейной среды, семейной атмосферы с точкизрения удовлетворения важнейших человеческих потребностей (активный контакт сосредой и активный контроль внешней действительности):
1.Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальнуюгипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевогои психического развития.
2.Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность:беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психическогоразвития.
3.Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собойизбирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в видеповеденческих провокаций.
4.Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальнуюгиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка[16].
Подобнаямодель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания вдетских домах и в семьях.
Оптимальнаяродительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности,гибкости и прогностичности.
Адекватностьпозиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своегоребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность.
Гибкостьродительской позиции рассматривается как готовность и способность изменениястиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связис различными изменениями условий жизни семьи.
Прогностичностъпозиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и назадачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная наизменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.[17]
Обухова Л.Ф. выделяет следующие теорииразвития личности ребенка с точки зрения научной психологии.
Австрийский психолог К. Бюлер предложилтеорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер связывалэти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнениемотношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, сразвитием переживания удовольствия, связанного с действием.
Позднее критический анализ концепции К.Бюлера был дан К. Лоренцем. Он указал, что представление К. Бюлера о надстройкев процессе филогенеза высших ступеней поведения над низшими противоречитистине. По мнению К. Лоренца, это три независимые друг от друга, возникающие наопределенном этапе животного царства линии развития. Инстинкт не подготавливаетдрессуры, дрессура не предшествует интеллекту. Развивая мысли
К. Лоренца, Д.Б. Эльконин подчеркивал,что между стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык — это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения,поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначалаинтеллект, а затем навык. Если это верно для животных, то тем более это вернодля ребенка. В развитии ребенка условные рефлексы возникают на второй-третьейнеделе жизни.
Историческое происхождение периодовдетства свидетельствует о невозможности применения биогенетического принципа кхарактеристике детства. Преодоление биогенетических подходов к психике, ееразвитию у ребенка происходило довольно длительное время.[18]
семейный личность ребенок житейский психология2.3 Сравнительнаяхарактеристика влияния семейных факторов научной и житейской психологии наразвитие личности ребенка
Существуетдве разных области психологи знания – научная и житейская психологии. Научнаяпсихология возникала сравнительно недавно, в то время как житейская включена вразличные виды человеческой практики на протяжении всего существования человекаразумного.
Главнойфункцией семьи является воспитательная функция. Именно воспитание являетсяглавной составляющей полноценного развития личности ребенка.
Таблица1 Различия влияния семейных факторов житейской и семейной психологии наразвитие личности ребенка№ п/п Житейская психология Научная психология 1 Житейские психологические знания носят конкретный характер; они принадлежат конкретным ситуациям, людям и задачам. Ребенок в семье решает прагматические задачи, манипулируя и выискивая слабые стороны взрослых. Житейские психологические знания и их влияние на развитие личности ребенка отличаются конкретностью задач, условий и людей, на которые они распространяются. Научная психология в отношении к семье и ее влиянии на развитие личности ребенка стремится к обобщениям, используя научные понятия. В научных понятиях находят свое отражение важнейшие свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия имеют четкие определения, они соотносятся друг с другом, соединяются в законы. 2 Житейские психологические знания в области семьи — интуитивны. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и приспосабливаемости. Такой способ особенно хорошо виден у детей. У них хорошо развита психологическая интуиция, которая достигается ими путем опытов и экспериментов над взрослыми. Результатом данных экспериментов является их дальнейшее поведение, т.е. они понимают, кем можно манипулировать, а кем нельзя. Научные психологические знания носят рациональный и осознанный характер. Сначала выдвигаются гипотезы, которые затем проверяются: доказываются либо опровергаются. 3 Способы передачи знаний и даже в сама возможность их передачи есть в неограниченном варианте только в житейской психологии. Житейский опыт трудно передать следующим поколениям. С точки зрения житейской психологии проблема отношений между родителями и детьми заключается в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать родительский опыт. Молодое поколение предпочитает совершать свои ошибки, на которых учится. В науке знания о семье в области развития личности ребенка накапливаются и передаются с большим, коэффициентом продуктивности. Накопление и передача научных знаний о семье возможна из-за фиксации в понятиях и законах (литература, доклады и т.д.). 4 Методы получения знаний в сфере семьи ограничены наблюдениями и размышлениями. В научной психологии помимо наблюдений и размышлений есть метод эксперимента. 5 В житейской семейной психологии нет обширного и разнообразного материала. Научная психология располагает обширным, разнообразным достоверным материалом о влиянии семейных факторов на развитие личности ребенка. Данный материал накапливается и осмысливается. Например, у слепоглухонемых детей есть только один канал для познания мира — осязание. Вначале их учат пользоваться данным каналом путем экспериментов. Таким образом, помощь, организуемая психологами и педагогами, является также главным средством познания общих психологических закономерностей — развития восприятия, мышления, личности.
Однако,несмотря на все различия семейных факторов житейской и научной психологии наразвитие личности ребенка, научная психология находит опору в житейскомпсихологическом опыте; она извлекает из него свои задачи и проверяется им напоследней стадии.
Заключение
Итак,в нашей работе мы достигли цели, т.е. рассмотрели литературу по теме «семейныефакторы житейской и научной психологии и их влияние на развитие личностиребенка и сделали их сравнительный анализ.
Внашей работе мы решили следующие задачи:
1.Изучили литературу по теме семейные факторы научной ижитейской психологии и сделали выводы по рассмотреннымматериалам.
2. Сделали сравнительный анализ влияния житейской и научнойпсихологии на развитие личности ребенка.
Послепроведенного анализа мы поняли, что, несмотря на все различия семейныхфакторов житейской и научной психологии на развитие личности ребенка, научнаяпсихология все равно опирается на житейский психологический опыт, извлекает изнего свои задачи и проверяется им на последней стадии.
Полноценноеразвитие ребенка в научной психологии происходит под влиянием следующихфакторов: 1) только непосредственная родительская ласка и забота могутобеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно впервые годы жизни; 2) семья представляет собой первичную группу, в которойосуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детейразличных возрастов между собой, в семье дети постепенно приобщаются к сложномумиру взрослых; 3) родительские чувства и забота о детях — естественныечеловеческие чувства, обогащающие индивида как личность.
Источникжитейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен инесистематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошоиллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждуюпословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностьюсамих этих распространенных утверждений, а их ситуационным контекстом.
Списоклитературы
Книги
1. БеловВ.И. «Диалог» — Карелия, 1984. – 235с.
2. Гиппенрейтер,Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008. — 352 с.;
3. ДружининВ.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре, М., 1995. – 158 с.;
4. ДружининВ.Н. Психология семьи – Питер, 2006. – 24 с.
5. КрайгГ.,Бокум Д. Психология развития (9-е издание) — Издательство: Питер,2008 г. – 940 с.;
6. Кон И.С. Социологияличности. М.: Изд-во молитич. литературы, 1967.;
7. ЛангмейерЙ., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984. – 335c.;
8. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическоеагентство. 1996, — 374 с.;
9. Психология семейных отношений с основами семейногоконсультирования ред. Е.Г. Силяева, М., Издательский центр «Академия», 2002. – 156с.;
10. СуомиИ.П. «Основы воспитания в семье» Уч. пособие. – Челябинск: Негосударственноеобразовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007.;
11. ХарчевА.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1964. –277 с.;
12. ШнейдерЛ.Б.Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. — 512с.;
13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Семейная психотерапия» — Ленинград. «Медицина», 1990. – 192 с.;
14. ЭйдемиллерЭ.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия –СПб., 2003. – 336 с.
Источникиудаленного доступа
1. Соколова Е.Е. Проблема соотношения житейской и научнойпсихологии [электронный ресурс] / Электрон.дан. URL: www.psychology-online.net/articles/doc-1130.html,свободный. Яз. рус. (дата обращения 14.12.2009г.).