Реферат по предмету "Психология"


Способности, одаренность , талант развитие, классификация, взаимосвязь

--PAGE_BREAK--
2. Значение страха


Несмотря на то, что страх имеет отрицательную окраску, он выполняет многообразные функции  в психике человека. Являясь защитной реакцией на угрозу, страх позволяет избежать ее, являясь в подобной ситуации защитной функцией в системе психической саморегуляции. Страх, как средство познания окружающего мира позволяет человеку более избирательно относиться к нему. Таким образом, страх выполняет еще и обучающую роль в процессе формирования личности. Имея представление о том, что может являться источником опасности, человек таким образом накапливает свой жизненный опыт.

Страх может также показывать веру впечатлительных детей в наличие опасностей, которые описываются в сказочных историях или тех опасностей, которые внушили им родители. Такого рода страх ослабевает по мере того, как у человека накапливается реальный жизненный опыт и развиватся самосознание. Таким образом, страх является той зоной, в которой человек чувствует себя в безопасности, в которой сохраняется уверенность  в себе; страх – это способ, которым «Я» ограничивается от негативного влияния извне. Страх может мобилизировать силы человека в случае опасности, интегрируя его внутренние ресурсы.

Возрастные страхи, т.е. страхи, которые присущи определенному возрасту, в определенной степени отражают исторический путь становления самосознания человека. Сначала ребенок опасается оставаться один (в 7 мес.), боится неизвестных людей (в 8 мес.). Потом он начинает бояться высоты, животных. Его до ужаса могут пугать сказочные персонажи, присутствующие в рассказах взрослых и оличетворяющие собой зло. Потом он боится  всего того, что было развито у первобытных людей, являясь неизвестным и представляющим опасность – темноты, огня. Подобные страхи, переходя от поколения к поколению, составляют жизненный опыт человека и позволяют ему выжить и приспособиться в окружающей среде.

Если количество страхов больше и они имеют более выраженный невротический характер, чем должно быть в норме, появляется чувство скованности, зависимости от окружающих обстоятельств. Поведение становится пассивным – контакты с окружающими избирательны, любознательность сводится к минимуму. Постепенно развивается настороженность, человек становится замкнутым, неразговорчивым, уходит в себя и в свои переживания. Дети начинают ориентироваться на свой прошлый травмирующий опыт, что им не свойственно, становятся пессимистичными, замкнутыми. Они становятся тревожными, беспокойными. В подобных ситуациях страх указывает на неспособность ребенка справиться с угрозой и теряет свои приспособительные функции.


3. Причины страха


Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Причины страха могут быть разделены на 4 класса: Внешние процессы и события.

1. Врожденные детерминанты.

Все причины страха можно разделить на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии.

Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.

Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые называются «природными стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Природные стимулы страха связаны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.

2. Культурные детерминанты страха.

Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии — рационализацией страха грома.

Рэчмен даёт прекрасное описание процессов научения культурным детерминантам страха. Традиционной в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли.

3. Проблема дифференциации страха от других эмоций.

Боулби предложил четыре основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха: а) многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно, б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие, в) большинство из них, если не все, выполняют единую биологическую функцию защиты, г) при самоотчёте испытуемые указывают на них, как на проявление страха.

Черясворт также предложил перечень индикаторов страха. Он добавил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка, смех.

4. Влечения и гомеостатические процессы как причины страха.

Влечение и сохранение гомеостазиса составляют менее важный класс причин страха. Влечение становится важным, когда оно возрастает до такой степени, что начинает свидетельствовать об определённом дефиците и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх.

Как указывалось выше, боль, вне зависимости от её причин, может вызвать страх.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.