Реферат по предмету "Психология"


Специфика работы социального педагога в детском доме

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общее представление о деятельности социального педагога

I.1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты детства……………………………………………………………………...7

I.2. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения……………………………..15

I.3. Психолого-педагогические характеристики детей-сирот как объектов профессиональной деятельности…………………………......20

I.4. Функции детского дома в становлении личности

воспитанников…………………………………………………………….26

I.5. Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме………………………………………………………………28

Глава II. Исследование деятельности социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.

Заключение………………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………...46

Приложение


ВВЕДЕНИЕ
Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях – это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

В самом словосочетании «ребенок-сирота» скрыты и человеческое несчастье, и горечь за целое поколение, и серьезная проблема существования и выживания в современном жестоком мире «отказных» детей. Еще острее в настоящее время встает проблема жизнедеятельности, социализации и интеграции в нашем обществе вообще и в нашей области и нашем городе в частности детей с нарушениями в развитии, другими словами, детей-инвалидов.

Наряду с ростом числа детей, оставшихся без родительского попечения, распространенным явлением в последние годы стало увеличение размеров «социального сиротства».

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

Выделяют следующие причины сиротства:

Ведущей причиной является алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда – жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тысяч детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них около половины было отобрано через лишение родительских прав;



увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего вседствие неестественных причин. Если 5 – 7 лет назад доля «круглых» сирот составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30 %;

увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков. В России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся;

увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей.

отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.

Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса – невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Анализ данной проблемы позволяет выделить противоречие между увеличением числа детей-сирот и недостаточным изучением особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.



Цель моей работы — изучить специфику работы социального педагога в детском доме.

Задачи — на основе теоретического материала выявить и рассмотреть:

Деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения.

Социально-педагогическую и психологическую деятельность в учреждениях государственного попечения.

Функции детского дома в становлении личности воспитанников.

Психолого-педагогические характеристики детей-сирот разного возраста

Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме.

Деятельность социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград

Объект исследования: деятельность социального педагога.

Предмет исследования: специфика работы социального педагога в детском доме.

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: деятельность социального педагога в детском доме «Родничок» имеет свою специфику, которая определяется: типом детского дома, индивидуальными особенностями детей, находящихся на воспитании в данном детском доме, региональными особенностями, личными характеристиками социального педагога.


ГЛАВА I. Общее представление о деятельности социального педагога.

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

Эмоциональные и психологические проблемы;

Нужда и бедность;

Алкоголизм и наркомания;

Насилие и дискриминация;

Национальные проблемы и миграция;

Преступление и правонарушение;

Безработица и профессиональная адаптация;

Жилищная проблема;

Опекунство, попечительство, усыновление;

Родительская жестокость и другие.

Для практики социальной работы с детьми в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие «социальная педагогика» не тождественно понятию «школьная социальная работа», так как социальный педагог может работать в детских, образовательных, здравоохранительных и социозащитных учреждениях.


I.1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения.

Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, к окружающей природе, социальной среде.

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной педагогики как науки являются закономерности, проявляющиеся в ее предметном пространстве. Закономерности социальной педагогики являются формой концентрации знаний предмета и занимают центральное место в структуре науки. Они выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе.

В настоящее время педагогическая должность была остро востребована. Нужен был не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний.

Таким специалистом является социальный педагог, в основные трудовые операции которого входит:

Сбор и анализ информации о личности;

Диагностика микросреды;

Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;

Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;



Организационно-коммуникативная педагогизация среды;

Охранно-правовая защита;

Образовательно-воспитательные задачи;

Составление и ведение документации;

Работа с педагогическим коллективом.

Социальный педагог занимается плановой, консультативной и управленческой деятельностью, используя специальные профессиональные методы.

Теперь это стало реально, но возникла новая проблема – угроза дискредитации профессии.

Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального педагога, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же социального педагога не в этом, она звучит так:

«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде ребенка». При этом социальный педагог не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.

Проблемное поле социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального педагога конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.



В своей практике социальный педагог выполняет различные социальный роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между ребенком и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о ребенке. Одновременно социальный педагог – защитник интересов ребенка, защитник его прав и прав каждой семьи.

В связи с тем, что Россией была подписана ювенальная декларация, в настоящее время в Российской Федерации должна действовать ювенальная юстиция, где социальный педагог может играть не последнюю роль. Однако несовершенство судебной системы в России не позволяет иметь этой подсистемы защиты прав детей в нашей стране.

Также, социальный педагог должен быть участником совместной деятельности с ребенком, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет ребенка и его семью, на протяжении нескольких лет осуществляет психологическое сопровождение ребенка, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Социальному педагогу отводится место судьи, который не должен судить, но должен что-то предпринимать для разрешения этих конфликтных ситуаций.

Выполняя различные социальные роли, социальный педагог реализует следующие функции:

Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния:

семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;



Организационно-коммуникативную – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

Охранно-защитную – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;

Посредническую – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально уязвимых групп населения.

Для того чтобы профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.



Сформировалась концепция социальной службы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные варианты и модели, различающиеся по способам и средствам реализации в конкретных национально-региональных и местных условиях. Основным, базовым положением общей модели социальной службы является построение ее структур и применение технологий на основе территориального принципа, максимального приближения к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессии, поколений, взрослых и детей.

С введением в стране института социальных педагогов развивается процесс создания медико-психолого-педагогической службы семьи, оснащенной кадрами социальных педагогов «семейного типа».

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам – детям, подросткам, семьям.

«Социальный педагог, в идеале, должен вводится из расчета один на 25-30 семей, работающих со всеми семьями независимо от количества и возраста детей, категорий семей, от наличия проблем и других особенностей». Виды и направления деятельности социальных служб по работе с семьей, их подходы, сочетания, кадровое и материальное обеспечение специфичны для каждого микрорайона и имеют ведомственные особенности.

Таким образом, сфера деятельности социального педагога многогранна, многофункциональна и востребована обществом.

Поиски путей решения проблем, возникающих в пределах и за пределами учебно-воспитательного процесса, привели к необходимости введения новых должностей педагогов для решения задач воспитания, развития и социализации личности.



Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемость и посещение учреждения;

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;

Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;

Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;

Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.



Работа социального педагога разнообразна. Можно выделить узкую направленность деятельности, например, социальный педагог — организатор работы с трудными детьми; социальный педагог — специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; социальный педагог, работающий в области охраны прав ребенка, и так далее.

Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, обеспечению охраны жизни и здоровья ребенка, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный педагог должен обладать следующими качествами:

Веселый характер

Умение помочь

Дружелюбие

Вежливость

Справедливость

и именно в этой последовательности.

Но не только от этого зависит успешность деятельности социального педагога, она зависит и от условий труда, здесь важны:

Наличие должностных обязанностей, составленных с учетом специфики учреждения;

Четкое и ясное информирование о должностных обязанностях социального педагога – (должна быть у всех членов педагогического коллектива, а не только у администрации и самого социального педагога);



График работы с учетом времени на связи во внешнем реабилитационном пространстве;

Собственный кабинет;

Средства на методическую литературу;

Возможность профессионального роста;

Адекватная оплата труда;

Адекватный социальный статус.
I.2. С
оциально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения

В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на попечение государственных учреждений всех типов и видов. Эта предоставляет широкие полномочия для местных органов управления образованием, согласно которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Основным нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является «Типовое положение об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденное Правительством Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, негосударственных.



Появление таких учреждений – результат политики в сфере негосударственного образования в субъектах Российской Федерации. Основными учредителями являются физические и юридические лица.

Порядок открытия негосударственного учреждения для детей – сирот следующий:

По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления главы администрации района, области, на территории которых создается детский дом, об открытии учреждения.

Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на контрактной основе.

Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет документов, необходимый для лицензирования учреждения.

Учитывая специфику негосударственного учреждения, по согласованию учредителей может быть оговорен пол, возраст принимаемых детей, их индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в частности, в Уставе учреждения – одном из главных учредительных документов.

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают сегодня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

 По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для школьников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома.         Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина,

а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 года «О создании детских домов семейного типа».

Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.
Основными задачами детских домов являются:

 создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; 

 обеспечение охраны здоровья детей; 

 обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации; 

 охрана интересов и прав воспитанников; 

 освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

 формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; 

 формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; 

 создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

 

В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения — приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.



Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем.

 Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей:

осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;

осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера;

организация получения детьми общего образования. 

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость в социально- педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широко спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

 Рассматривая социально-педагогическую деятельность, вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом.



Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развить Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых.

Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании.

 Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей. Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением с взрослыми. Ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома. 

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».



К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность — задержка психического развития ребенка. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

Наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем:

личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);

материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников, и их дальнейшее профессиональное образование.

I.3. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот как объектов профессиональной деятельности
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.



Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот:

Дети дошкольного возраста в сиротских учреждениях отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения с взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из сиротских учреждений значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье.

По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с

ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую идентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в сиротские учреждения, не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из сиротских учреждений, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов,

телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из детских домов, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники детских домов с раннего возраста живут в условиях дефицита общения с взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей с взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.

Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из сиротских учреждений показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Такие «материальные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом

счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками из сиротских учреждений составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

При работе с подростками из сиротских учреждений следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из сиротских учреждений это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?»

Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:



неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;

несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;

несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );

низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.



Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

I.4. Функции детского дома в становлении личности воспитанников

В связи с обозначенными выше проблемами в развитии детей-сирот важными функциями детских домов всех типов кроме развития, образования и воспитания должны стать коррекция реабилитация адаптация социализация воспитанников.

Адаптивная функция призвана помочь ребенку приспособиться к новым для него условиям жизни в интернате при отрыве от семьи переходе из дома ребенка в детский дом поступлении в школу в процессе постинтернатного становления.

Реабилитационная функция детского дома заключается в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка воспитывающегося вне семьи в восстановлении с помощью средств «педагогической реабилитации» частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма личности ребенка отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей. Реабилитация при этом осуществляется как целевая программа оказания помощи и поддержки ребенку в разрешении проблем его личностного развития путем

целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с использованием прикладных медицинских знаний.

Таким образом, функция социализации, реализуемая социальными работниками учреждения, направлена на оказание детям-сиротам помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество. На первом этапе пребывания ребенка-сироты в детском доме для него наиболее значимы являются адаптивная, реабилитационная, коррекционная, компенсаторная функции. Если учреждение не выполняет данные функции дальнейшее полноценное развитие ребенка-сироты его социализация и эффективная деятельность, направленная на принятие ребенком различного рода ценностей будут существенно затруднены, а в отдельных случаях невозможны.

I.5. Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме


Педагогические методы обучения и воспитания детей – сирот

Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности – семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных,

психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.

Преодоление депривации и негативного влияния детского дома педагогическими методами, а также с помощью приемной семьи может быть эффективным при условии решения соответствующих материальных, экономических, психологических, морально-нравственных, социокультур-ных проблем.

В связи с тем, что индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и подростками неразрывно связана с оказанием социальной, педагогической, психологической поддержки самим детям, то спектр методик этой работы достаточно широк.

Классифицировать основные методы, используемые социальным педагогом, социальным работником можно по схеме:

Социальная терапия ((греч.) – «забота, уход, лечение») – систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе детей и подростков в урегулировании чувств, импульсов, мыслей, отношений. Терапия выполняет ряд важных функций социально-педагогической поддержки ребенка и подростка из неполных семей, в том числе:

лечебную (оказание помощи ребенку в решении его проблем совместно с медиками);

социального развития (включение его в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье ребенка);

отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых детей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод «социального лечения», как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией, как инструмент социального контроля, как средство коммуникации. К задачам социальной терапии мы относим:

исправление, корректировку поведения;

предупреждение дисфункций;

обеспечение нормального социального развития ребенка;

самоутверждение личности.

Содержание работы социального педагога в детском доме

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме

как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей.

Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра

социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Деятельность социального педагога начинается с



Определение социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования.

Социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, собирает сведения о родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в

обучении воспитанника и т.д.
2. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную

программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации, фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас.
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации

детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и др. специалистов детского дома:



Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревожности, беспокойства у ребенка.

Педагогическая – предполагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.



3.
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами

профессионального самоопределения выпускников:

знакомство воспитанников с различными профессиями путем проведения бесед, экскурсий, встреч с представителями различных профессий, просмотр кинофильмов, посещение дней «Открытых дверей»;

тестирование воспитанников в центре занятости;

индивидуальные собеседования с выпускниками по выбору профессии;

организация занятий по первоначальной профессиональной подготовке;

сбор документов для дальнейшей учебы и трудоустройства.

освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.)

ознакомления со структурой и функциями семьи;

формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например,

проведение бесед на тему “Как подготовиться к вступительным экзаменам?”, “Как пользоваться разными видами транспорта?”, “Как заполнить документы на коммунальные платежи?” и т.п.).



Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

4. Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в

детском доме, — представление интересов ребенка в правозащитных и

административных органах.

Социальный педагог занимается

жилищными проблемами ребенка:

оформление документов для сдачи жилья в аренду;

оформление документов в суд для решения вопроса о возвращении жилья;

оформление документов на приватизацию жилья;

участие в обследовании жилья при обмене;

сбор документов на получение жилья выпускникам детского дома;

участие в подборе жилья для выпускников.




Правовые вопросы, опека, усыновление:

оформление документов воспитанников в органах ЗАГСа, милиции;

участие в заседаниях судов по лишению родительских прав; привлечение к ответственности за неуплату алиментов; возвращению жилья воспитанникам, незаконно проданного родителями;

подготовка документов на усыновление, опеку;



участие в подборе приемных, патронатных семей;

обследование материально-бытовых условий семей родственников;

беседы с воспитанниками по правовой тематике. Консультации воспитателей по правовым вопросам.




Охрана прав воспитанников:

защита прав воспитанников перед родителями и в образовательных учреждениях;

сбор документов для определения юридического статуса воспитанников;

выяснение причин трудновоспитуемости детей и организация работы по ее устранению;

представление интересов воспитанников в милиции, суде, нотариате;

оформление документов на взыскание алиментов, контроль за их начислением;

оформление и контроль за сберегательными счетами.




Организационные мероприятия:

подготовка вопросов по социальной работе для обсуждения на педсоветах, производственных совещаниях, комиссии по делам несовершеннолетних при администрации;

планирование и учет всех видов социальной работы;

своевременное оформление личных дел воспитанников;

ежемесячный отчет в управление Социальной Защиты Населения о движении воспитанника;

ежегодный отчет в отдел образования о выпускниках;

ежегодный отчет о результатах социальной работы.






Взаимодействие с другими ведомствами:

органы опеки и попечительства, управление соц. Защиты населения, ЗАГС, КДН.;

органы внутренних дел, суда, прокуратуры, нотариата;

жилищные органы, отделы приватизации, БТИ.;

центр занятости населения;

органы здравоохранения и центр медицинской профилактики;

социальная служба молодежи.



Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-психолого-педагогических проблем.


ГЛАВА II. Исследование деятельности социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.


Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Родничок»

Адрес учреждения: ул. Чернышевского, д. 103, г. Калининград, 236000

Директор: Крюкова Наталья Владимировна

Заместитель директора по воспитательной работе: Киселева Елена Ивановна

Социальный педагог: Иванова Марина Семеновна

Краткая историческая справка

В январе 1995 года, в результате реорганизации детского сада № 4 на ул. Шота Руставели г. Калининграда, был создан детский дом «Родничок». Вначале он был рассчитан на детей дошкольного возраста. Затем, при появлении школьников, получил статус муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей смешанного вида. В 1996 году адрес поменялся: детский дом переехал в более удобное и просторное помещение детского сада- ясли №25 по ул. Чернышевского, 103.

Учредитель детского дома — управление образования мэрии г. Калининграда. Отношения между учредителем и детским домом строятся на основании договора и Устава.



Результаты интервью с социальным педагогом детского дома:

Иванова Марина Семеновна

Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок»

Общее количество детей в учреждении – 41 человек.

С какими возрастными категориями детей работаете?

Дети разных возрастных категорий – от 3-х до 18 лет.

Цели и задачи педагогического коллектива детского дома.

Цель:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию самостоятельной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности в условиях гуманистического воспитания;

социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации.

Задачи:

воспитание гражданственности, патриотизма через изучение и принятие традиций и культуры народов России;

формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам;

формирование познавательных интересов, творческих способностей, навыков самодисциплины и самоорганизации у воспитанников.

Цели и задачи социального педагога детского дома

Цель:



защита, охрана и реализация прав воспитанников, предусмотренных Конституцией РФ, законодательными актами федерального и местного значения. Недопущение их дискриминации, а также восстановление нарушенных прав воспитанников.

Задачи:

пополнение банка данных о семьях и детях, их социальном статусе и социальном статусе и социализации в обществе;

помощь воспитанников в самореализации, выработке своей жизненной позиции, профессиональном ориентировании;

направленность социальной защиты на выравнивание социального статуса при переходе к самостоятельной жизни.

Наличие кабинета для осуществления профессиональной деятельности:

имеется отдельный кабинет;

компьютер, ксерокс, принтер;

мебель;

документация, методическая литература.

Приоритетные направления деятельности:

подготовка детей к самостоятельной жизни в социуме;

развитие социальных ориентиров в педагогическом процессе

ресурсное обеспечение социальных функций детского дома, выраженное в нормативно-правовой форме – требование социального заказа общества и государства.

Практическая деятельность социального педагога детского дома:

Организационно-диагностическая:

обновить в компьютере банк данных о семьях и детях детского дома по схеме, рекомендованной городской социально-педагогической службой, который включает 22

пункта – совместно с МОУ №4, МОУ №10, МОУ №49, МОУ №50 вести учет педагогически и социально неблагополучных детей, установление контактов с КДН и ЗП, ОППН;

создание условий для безопасности личности воспитанников, охрана их жизни и здоровья;

представление интересов воспитанников в государственных и общественных структурах;

включение специалистов детского дома в социально-педагогическую работу с воспитанниками, участие в подготовке социально-педагогической характеристики воспитанников детского дома.

Профилактическая:

проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления воспитанников:

усиление социальной ориентации и содержания методов организации учебной деятельности, изменение отношений «учитель-ученик»;

занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение;

медико-социальная поддержка, проведение углубленного медосмотра воспитанников;

создание информационного банка данных по педагогическому, психологическому, правовому просвещению воспитанников.

Защитно-охранная:

обеспечение гарантий социальных прав воспитанников;

привлечение государственных и общественных структур для решения проблем воспитанника;



сбор информации о структурах, которые способны оказать помощь воспитаннику;

совершенствование системы опеки и попечительства, подготовка материалов для решения родительских прав;

совершенствование системы контроля всех случаев, конфликтных ситуаций воспитанника с его ближайшим окружением в школе, детском доме и т.д.

подготовка пакета документов для отдела опеки и попечительства – составление актов обследования жилищно-бытовых условий воспитанников;

подготовка документов на оформление гражданства, получение гражданского и заграничного паспорта;

своевременное оформление пенсий по утрате кормильца;

контроль за поступлением алиментов, пенсий;

постоянный контроль за сохранностью закреплнного жилья, сдача жилья поднаем;

восстановление свидетельств о смерти родственников (отца, матери).

С какими специалистами и учреждениями ведете сотрудничество?

с органами опеки и попечительства Центрального, Октябрьского, Ленинградского, Балтийского, Московского районов, г. Гвардейска, г. Советска, г. Багратионовска, г. Немана, г. Гурьевска.

с отделом соц. защиты населения: Центрального района, Ленинградского района, Московского района, Балтийского района, Октябрьского района, Багратионовского района, Гурьевского района, Неманского района, Правдинского района.

с управление Федеральной миграционной службы Центрального, Ленинградского района.

налоговой службой МРИ ФНС №8 по Калининградской области;



социальной службой молодежи;

отделением сбербанка на ул. Красной, 103;

районным судом;

областным судом;

прокуратурой Центрального, Октябрьского района;

службой судебных приставов всех районо г. Калининграда, г. Багратионовска, г. Гурьевска.

мировыми судьями;

отделом спец.Загса, гор.Загса, Загс Агентство, КДН и ЗП Центрального района.

отделом приватизации Центрального, Московского, Октябрьского района, кадастровой палатой, БТИ, юстицией;

ЖЭУ -4,8,11,12,14,24,13,3,7,16,20,29,6, ЖЭУ РЭООМС, ЖКХ Чкаловск, ЖКХ-17, ЖКХ-18, Жилсервис, нотариус.

Ваши профессиональные проблемы:

процедура взыскания алиментов (бродяжничество, уклонение родителей от уплаты алиментов) – нужен семинар, обмен опытом работы;

необходима учеба по повышению профессионального мастерства, приемам и методам социально-педагогической работы;

практическая учеба – посещение детских домов для оказания и изучения опыта работы по всем вопросам направления социально-педагогической работы.

Выводы по интервью:

Полученные данные показывают, что наилучшие результаты в работе социального педагога достигаются при наличии тесного сотрудничества всех ведомств, указанных выше, занятых этой деятельностью. Эффективным является введение просветительской работы по разъяснению прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах ребенка, рекомендаций, как себя

вести, чтобы не попасть в ситуацию риска. Основополагающим принципом работы социального педагога по защите прав ребенка является тесный контакт с ближайшим окружением родственников, семьей. Успешному осуществлению реабилитационной работы способствует тесный контакт со специалистами: медицинскими работниками, дефектологом, психологом, педагогами, воспитателями, которые оказывают социальному педагогу психологическую поддержку и консультируют по практическим вопросам.

Особенность деятельности социального педагога в детском доме «Родничок» определяются рядом аспектов, прописанных в должностных инструкциях.

Социальный педагог решает комплексные задачи по социализации воспитанников, ему приходится сотрудничать со многими государственными и негосударственными учреждениями города и области, для этого в детском доме для социального педагога установлен ненормированный рабочий день по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором детского дома.

В детском доме проживают воспитанники разных полов и разных возрастных категорий и при работе с каждым ребенком надо осуществлять индивидуальный подход, учитывая проблемы и особенности определенного возраста и пола. В детском доме воспитываются 10 дошкольников, из них девочек – 6 человек, мальчиков – 4 человека; воспитанников школьного возраста – 39 человек, из них девочек – 17 человек, мальчиков – 22 человека.

Так же очень важным аспектом в работе с воспитанниками являются причины, по которым ребенок попал в детский дом. Из 49 воспитанников: детей, чьи родители лишены родительских прав – 30 человек; дети, чьи родители ограничены в родительских правах – 4 человека; дети, чьи родители больны заболеваниями, которые могут причинить вред здоровью ребенка – 4 человека; дети, от которых отказались в роддоме – 1 человек;

дети, у которых умерли оба родителя -10. К проблемам, касающимся этого аспекта относятся: поиск родителей, уклоняющихся от выплаты алиментов; судебные процессы по взысканию алиментов и прочее. В частности в «Родничке» воспитываются брат с сестрой, у которых мать больна открытой формой туберкулеза. Эти дети находятся на учете в Детском Областном Противотуберкулезном Диспансере, а социальный педагог взаимодействует с данным учреждением: контролирует регулярное обследование детей, координирует продвижение лечения матери, для быстрейшего возвращения детей в семью.

Еще одна проблема профессиональной деятельности социального педагога детского дома «Родничок» связана с особенностями нашей области, так как область находится в отдалении от основной части страны. Приоритетной задачей социального педагога является оформление заграничных паспортов для воспитанников, которые дают им возможность культурно-нравственного развития, изучения истории и достопримечательностей страны в тех количествах, которые получают воспитанники детских домов из других регионов России.

Особенность профессиональной деятельности социального педагога в детском доме «Родничок» заключается и в личностных характеристиках человека, стоящего на данной должности. Социальный педагог выполняет не только прописанную в должностных инструкциях работу, но и помогает детям решать их личные проблемы, не касающиеся его профессиональной деятельности, исходя из личных мотивов и побуждений. Многие выпускники детского дома, покинув его, обращаются с просьбой о помощи в той или иной ситуации, и социальный педагог старается всеми способами помочь решению конкретной проблемы, независимо от того входят она в его компетенцию или нет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования было изучение специфики работы социального педагога в детском доме.

В первой главе мы изучили теоретический материал по общей деятельности социального педагога. Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам – детям, подросткам, семьям.

Также были раскрыты вопросы о психолого-педагогических характеристиках детей-сирот разного возраста, функциях детского дома в становлении личности воспитанников, общих методах и содержания работы социального педагога в детском доме.

Изучив и проанализировав имеющуюся литературу по теме « Специфика работы социального педагога в детском доме», выявили, что изучению данной проблемы, как одного из социальных процессов, в настоящее время придается большое значение.

Во второй главе проведена исследовательская работа по изучению деятельности социального педагога в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.

В результатах проведенного исследования мы смогли найти подтверждения нашей гипотезы, изучив материалы интервью и должностную инструкцию социального педагога в данном учреждении выяснили:

Детский дом «Родничок» имеет статус муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей смешанного вида, следовательно, стоит проблема

создания благополучной атмосферы не только в отношениях «социальный педагог – ребенок», но и внутри коллектива воспитанников.

Причины попадания в детский дом у каждого ребенка различны, специфика деятельности социального педагога в этом аспекте проявляется в координации социально-психологического развития каждого ребенка в отдельности, с целью успешной адаптации воспитанников во внешней среде по выпуску из детского дома.

Особенности нашей области так же оказывают влияние на профессиональную деятельность социального педагога, в данном аспекте приоритетом является оформление заграничных паспортов для всех воспитанников детского дома для выезда на отдых в другие регионы Российской Федерации и страны ближнего зарубежья.

Личные характеристики социального педагога, такие как ответственность, стойкость, серьезное отношение к своей работе, а так же открытость, сострадание, добродушие, честность и терпение приносят свои специфические черты в деятельность социального педагога в детском доме «Родничок».

Специфика психолого-педагогической помощи детям-сиротам, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе педагогов.
Как бы хорошо ни было воспитанникам в детском доме, каждый из них мечтает, желает обрести семью, иметь маму и папу. Социальная служба детского дома ведет работу по семейному жизнеустройству воспитанников. В первую очередь ведется работа с кровными семьями, попавшими в трудную ситуацию, по восстановлению их в родительских правах. Анализируется сложившаяся внутрисемейная ситуация, оказывается

психологическая, юридическая, моральная поддержка. В случаях, когда возвращение в родную семью невозможно, ведется работа с потенциальными родителями или опекунами.

Сегодня в России проводится масштабная социальная работа по усыновлению, устройству детей в патронатные семьи. Целью этой работы является сокращение до минимума количества детских домов, домов-интернатов, приютов, так как важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену.

Ребенок — это личность с самого рождения, а детство — часть жизни, которая должна оставить самые лучшие и яркие воспоминания. В наших силах сделать все для счастья ребенка. Для этого нужно лишь любить его всем сердцем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. — 1992.

Брутман, В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей – М.: Педагогика, 1994. – кн.1. – 182 с.

Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. — М., 2000.

Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. — 1992. — №10.

Камина И. Работа органов социальной защиты по защите прав ребёнка / И. Камина // Социальное обеспечение. — 2000. — №11.

Клемантович И. Культура профессионального мышления социального педагога // Воспитание школьников. М., 2000

Кобринский. М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений. – Гомель.: Просвещение, 1996. – 160 с.

Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногор. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.

Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.– М. 2001




Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М., 2000



Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2002. – 310 с.

Павленок.П.Д. Методлогия и теория социальной работы. –М.: ИНФРА-М, 2008.-267с.

Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.

Приказ Минобразования Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, — 544 с.

Семейный кодекс Российской Федерации. — 4-е изд. — М.: «Ось – 89», 2000. — 96 с.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 416с.

Темникова Л.А. Теория и методика социальной работы. – Калуга: Изд-во КГПИ, 1993. – 310 с.

Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М. 2001.

Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.

Федеральный Закон от 17.07.1999 № 178-Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29.

Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26.



Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1999. №33.

Федеральный Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 52.

Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.