Реферат по предмету "Психология"


Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков

Сравнительный анализсамооценки младших школьников и подростков
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспектыисследования самооценки
1.1 Понятие самооценки какпсихологической категории
1.2 Особенности самооценки у младшихшкольников
1.3 Особенности самооценки уподростков
ГЛАВА 2. Экспериментальноеисследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследованиясамооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов0
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Известно, что личностью человек не рождается, а становится еюв процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая теили иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, чтоожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования,мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм,с помощью которого происходит регуляция его поведения — самооценку.
Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своихкачеств и места среди других людей.
Психологические исследования убедительно доказывают, что особенностисамооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своейработой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто нелюбит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмернаялюбовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.
Самооценка играет очень важную роль в организации результативногоуправления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределитьсяв жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживаетего человеческое достоинство.
Проблема: в чем различия самооценкиу младших школьников и подростков?
Цель: изучение особенностей самооценкидетей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностнаясфера школьников.
Предмет исследования: особенностисамооценки младших школьников и подростков.
Задачи:
1.   Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2.   Выявить особенности самооценки младших школьников.
3.   Выяснить особенности самооценки подростков.
4.   Диагностировать самооценку детей младшего школьного возрастаи подростков.
5.   Проанализировать полученный результат.
На основе обозначенных задач былиопределенны следующие методы:
-   Теоретический анализ психолого-педагогическойлитературы по проблеме.
-   Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностическиеметодики.
-   Статические методы обработки данных.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки 1.1Понятие самооценки как психологической категории
 
Интерес ребенка к своему “я” — к своим особенностям, возможностям,способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизниобогащается новым содержанием. “Я сам!” — говорит трехлетний малыш. И это значит,что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей.Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не заданочеловеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.
“Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” — спрашивает себя подросток;и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.
Самосознание– сложный психический процесс, особая формасознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознаниячеловек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.
Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокогоуровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологиислова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей,способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстведвух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе,и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, вкакой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственнуюидеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценкаотражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивови целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Приведем несколько определений понятия «самооценка»и понятий связанных с ним.
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе илиотдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает системаличностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, —регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная,обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительнуюроль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Самооценка— оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди другихлюдей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательностьк себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективностьдеятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связанас уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставитперед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведетк тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведениестановится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность идругое). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оцениваетвозможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышеннойсамооценке).
Самооценка, элемент самосознания, характеризующийся эмоциональнонасыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственныхкачеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношениячеловека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехами неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека иразвитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которыечеловек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотноситьсвои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная(завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажаетеё мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничномуразвитию.
Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые даютчеловеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «Я»(каким человек видит себя) с образом идеального «Я» (каким человек желаетсебя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствуетгармоничному душевному складу личности.
Уровень притязаний личности — понятие, введенное К. Левином дляобозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению,соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности,формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида,и неадекватным, заниженным или завышенным.
Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции.Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.
Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностяхв предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.
Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленнаяна ее коррекцию, называется процессуальной, или корригирующей. Она парциальна, частичнапо своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.
Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которойсоставляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она можетбыть полной или неполной, объективной или неадекватной. [3]
В действительности у человека существует несколько сменяющихдруг друга образов 'Я'. Представление индивида о себе в текущий момент, в моментсамого переживания обозначается как 'Я-реальное'. Помимо этого у человека существуетпредставление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениямоб идеале, так называемое 'Я-идеальное'.
Соотношение между 'Я — реальным' и 'Я — идеальным' (Роджерс,Фрейд, К.Левин) и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящуюсвое выражение в самооценке.
Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения.Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой,а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Помимо этого выделяютактуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку.Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценкукак адекватную/неадекватную, то есть соответствующую/несоответствующую реальнымдостижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценкапо уровню — высокому, среднему, низкому.
Выводы
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей,качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка являетсяважным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человекас окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшееразвитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, тоесть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.
Самооценка в зависимости от направленности может быть прогностической,процессуальной, ретроспективной.
Самооценка – это важная психологическая категория. Самооценкаявляется объектом такого важного и сложного образования в психике человека как самосознание. 1.2Особенности самооценки у младших школьников
Самооценка — сложное личностное образование, личностный параметрумственной деятельности. Она выполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективностьучебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний,владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть теснаясвязь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Особенностью детей младшего школьного возраста является полноепризнание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый планвыходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом,в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которыевзрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.Младшие школьники стоят на позиции: 'Я то, что обо мне говорят взрослые и другиеокружающие'. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная,адекватная и заниженная.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основномпод влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностями тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобыположительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязанийявляются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том,как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность,желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватнойсамооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивостьчасто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх,потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсироватьэто в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимаютблизко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый).Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которыетоже хотят быть лидерами.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественновлияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьномвозрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающейстепени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью,успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формированиеличности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологическиеисследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна,над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оцениваетсебя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанныхучителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышеннаясамооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьникинелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникаютконфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянностьребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе,тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженноотносятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связис высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередкопереходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явлениедалеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классномколлективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепеннонакладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни классана центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случаелишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влияниемэтого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”,к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята,у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте,оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребятаначнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченностьчем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте средиоснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенкаучителем.
Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формированияего самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать этоне всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умениюучиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способыих решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другойдеятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складываетсялишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планированияи прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любоймомент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным ккаждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлитсказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себешкольнику новые основы самооценки.
Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможностив той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужитьуважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждыйк чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьегодома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылсятоварищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытываетзатруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношениеокружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит всебе силы для их преодоления.
Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей.Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различнымини были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как егооценивают другие.
Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношенияк ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность.Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышеннойоценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудностизадачи и искать их решения.
При определенных условиях уже у дошкольника можно сформироватьсамооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделатьв тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребенка, когда егоучат анализировать ее ход.
В одном из психологических исследований было рассмотрено. Какменяются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовыхумений), если их учить анализировать свои действия и сравнивать их с действиямитоварищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическоеотношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольникиуже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.
В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенкомсвоих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процессобщения, в решение учебных задач.
Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийсявсегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношениис определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.
Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимостиот конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность.Вот, завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя илисамостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе– это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: “Выполнилработу правильно (неправильно), хорошо (плохо)”, либо частными, касающимися отдельныхсторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.
Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а темболее ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взглядав прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, какбы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оцениватьсвои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего родагипотезой решения; ее можно назвать прогностической.
У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки.Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постояннооценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманиюи собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуреего знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстниковпостоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способоврешения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериевк оценке этих решений.
Однако формирование самооценки у младших школьников не обходитсябез сложностей.
Факторы становления самооценки
Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметьчеткое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которыевлияют на самооценку и развитие личности ребенка.
а) Влияние школьной оценки
Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценкишкольника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстниковотличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяяпредставителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемостив начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяетсоциальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складываетсязавышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачии низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамикусамооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.
Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, котораязакрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Еслиим предложить оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание болеевысоким баллом, чем оно того заслуживает.
При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколькона желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогдане ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре». «Я же не хужевсех, у меня тоже может быть четыре».
Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрестиболее высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей,считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в3 раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.
Как переживают такую тяжелую учебную ситуацию младшие школьники?
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувствособственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда детикомпенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное»чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативнымпоследствиям.
б) Чувство компетентности
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественновыполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — новогоаспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности вучебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникаетчувство неполноценности, его личностное развитие искажается.
Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения.Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают,в первую очередь, на ум и знания.
Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентностинеобходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя,отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательнооценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения),но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительныйэмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравниваютдетей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учениковна индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Онине захваливают хороших учеников, особенно тех, которые достигают высоких результатовбез особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого,но старательного ребенка.
в) Влияние семейного воспитания
Становление самооценки младшего школьника зависит не только отего успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеетстиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
У ребенка на первый план выходят те его качества, которые большевсего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокругвопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?»)и т.д.
В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когдародителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе изокон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует — школьнаяжизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос:«Что было сегодня в школе?» — рано или поздно приведет к соответствующему ответу:«Ничего особенного».
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, начто он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышеннойсамооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамойили бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представления о будущем стольже оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальноеблагополучие и популярность.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуютна многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целейи постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости,который складывается в начале обучения.
г) Появление и влияние рефлексии
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязанияродителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результатысвоей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концумладшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходык оценке своих достижений и личностных качеств.
Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности,суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительныеиндивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженнойсамооценкой изменить ее уровень крайне сложно.
Анализ особенностей и факторов становлениясамооценки у младших школьников позволяет составить рекомендации для учителей поформированию самооценки младших школьников:
1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлятьучебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательнуюоценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будеттолько тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которыеобладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельностиразных результатов из-за различного отношения к учению.
3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этомотмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензированияработа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой,оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка,ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабыхсторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6) Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиесяпо специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке,определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудныемоменты работы.
Выводы
Особенностью детей младшего школьного возраста является полноепризнание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый планвыходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом,в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которыевзрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.
Основными факторами, влияющимина формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочныевоздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность являетсяодним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшегошкольника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенностимладших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.1.3 Особенности самооценки у подростков
Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки –это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфическихпереживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиесяэтим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость,частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.
Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкамвзрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представленияоб идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складываетсяболее низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна ине дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному.Так, для младшего подросткого возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних)характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительнотретья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительнаядинамика в самовосприятии.
Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаютсято взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такогорода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения– бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показатьсвою независимость.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка являетсяразвитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности,потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствахи переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиямимежду уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.
С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтамс окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость, подозрительность идаже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформироватьчувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Для развития подростканедостаточно самооценки. Ему необходимо ее соотнесение с оценкой, которую он заслужилсреди друзей, учителей, родителей и др.
Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой:сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную,верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутриего гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательнаянеуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении,упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но онинаходят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающимивзрослыми.
Завышенная самооценка подростка характеризуется переоценкой своихданных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежение мнением других.
Правильная (адекватная) самооценка характеризует знание себя,правильное отношение к другим.
Заниженная самооценка – недооценка своих возможностей, неуверенность,чувство тревоги.
Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителямиего достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражаютсвое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и длясебя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвалвзрослых.
Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы.Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состояниюподавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подросткомсмеются, в чем-либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение,он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности.
В результате, такие подростки стесняются, испытывают чувствонеловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они стремятся бытькак можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуютв школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказываютсвоего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развиваетсячувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение,что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, наних легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себярешения.
Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечатокна особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок,тем больше сказывается на нем результаты его индивидуального опыта. Нет и не можетбыть ни одного подростка, который бы не отличался от другого; личность каждого изних уникальна и неповторима. Исследования показали, что общими для всех подростков,независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности,в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности понять самогосебя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранногообразца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый “букет” психологическихособенностей, специфических для подросткового кризиса.
Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой.Тот подросток, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится.У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому,чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кро­метого, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себеподростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные,а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, нои не развивают свои способности.
Изучая учащихся средних школ, исследователи установили, что высокаясамооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности ихинтересом к их друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказыванию ребенка.Обнаружилась связь высокой самооценки у подростков 11-14 лет с хорошими семейнымивзаимоотношениями. В это понятие включались теплые отношения между членами семьи,наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решенийна семейном совете. Исследователи выделяют три основных условия формирования у подросткавысокой самооценки: 1) принятие родителями ребенка; 2) установление ими ясных иоднозначных правил, регламентирующих его поведение; 3) предоставление ребенку свободыдействий в установленных родителями границах [23].
В период позднего подросткового периода самое большое влияниена самооценку девушек оказывают друзья, а на самооценку юношей — отцы.
Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материальногоположения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой самооценкой,если высока самооценка его родителей.
У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценкибольше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценкапервого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождениябыли только девочки, обычно склонен оцени­вать себя более высоко, так же как и перваядочь в семье, где были только мальчики.
Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками,тем ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало,что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическоеразвитие, дом и семья.
Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнемлагере, могут вызвать повышение самооценки.
 
Выводы:
Развитие самооценки является одним из важнейших моментов в развитииличности подростка. У него возникает интерес к себе, к качествам своей личности,потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствахи переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиямимежду уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.
Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что образ «я» в юностиеще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные,и отрицательные) ста­новятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативногок позитивному образу «я» весьма непросто, но возможно. В юности изменить свой образ,повысить само­оценку легче, чем во взрослом возрасте.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младшихшкольников и подростков 2.1Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
Экспериментальная работа проводилась на базе МУ Калманской среднейобщеобразовательной школы. Исследование младших школьников проводилось во 2 «А»классе, исследование подростков – в 7 «А».
Цель – изучение особенностей самооценкидетей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностнаясфера детей.
Предмет исследования: особенностисамооценки младшего школьника и подростка.
Задачи диагностической работы:
1.        подобрать диагностические методики
2.        провести диагностику
3.        обработать полученные результаты
4.        сделать выводы
Состав исследуемых детей представлен в таблице 1 и 2 соответственно.
Таблица 1 – Состав учащихся во 2 «А» класса№ п\п Имя № п\п Имя 1 Вася М. 12 Сережа Л. 2 Катя Н. 13 Вера К. 3 Рома Ц. 14 Вика Н. 4 Антон Ш. 15 Лера С. 5 Лена М. 16 Таня Б. 6 Оксана Р. 17 Рита К. 7 Лена Р. 18 Оля Я. 8 Оля П. 19 Коля М. 9 Максим В. 20 Витя О. 10 Денис К. 21 Света С. 11 Леша К. 22 Аня Ш. 23 Галя Н.
Таблица 2 – Состав учащихся в 7 «А» классе№ п\п Имя № п\п Имя 1 Сергей К. 12 Вера М. 2 Аня Н. 13 Антон Ф. 3 Таня М. 14 Саша Б. 4 Рома Ч. 15 Леша З. 5 Женя П. 16 Лена В. 6 Дима С. 17 Яна Г. 7 Аня Л. 18 Оля К. 8 Лена Т. 19 Коля О. 9 Виталя С. 20 Толя К. 10 Саша Т. 21 Слава К. 11 Оля Ш. 22 Оксана В.
Для исследования самооценки у младших школьников использовалисьметодики «Лесенка» и методика определения эмоциональной самооценки по А.В. Захарову.
Для исследования самооценки у подростков использовались методикаДемо-Рубинтшейн.
Тест «Лесенка»
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящийиз семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении1).
Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнююступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше –ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хорошихдетей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята.На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницейи объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение,в случае необходимости следует повторить его.
Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорито низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – этосвидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.
Для исследования уровня самооценки у подростков применялся адаптированныйвариант методики Демо-Рубинштей.
Методика Демо-Рубинштейн
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики(Приложение 2), оглашается инструкция и задание.
Инструкция:
Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характери т.п. Уровень развития каждого человека, стороны чело­веческой личности можно условноизобразить вертикальной лини­ей, нижняя точка которой будет символизировать самоенизкое развитие, верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умелые руки (умение много делать своими руками),
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой ( — ) отметьте, как Вы оцениваете развитиеу себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развитияэтих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость засебя.
Обработка результатов: обработкапроводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм.,в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
1.        По каждой из шести шкал определяется:а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
2.        Определяется средняя величина показателейсамооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателейсравниваются с таблицей:
Низкий       средний               высокий
Уровень притязаний до 60 60-7475-100
Уровень самооценки до 45 45-5960-100
Методика на определение эмоционального уровня самооценкиА.В. Захарова
Материал: рисунки для выполнениясубтестов представлены в приложении 3.
Экспериментатор предъявляет испытуемомурисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.
Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертыйкруг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа»,осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную,а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположениисверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказываетдавление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует лиребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с тойили иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать,что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характеренвысокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок долженбыть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства(при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг). 2.2Интерпретация результатов
 
В результате исследования в группах по указанным выше методикамбыли получены количественные и качественные экспериментальные данные.
Результаты исследования во 2 классе по методике «Лесенка» отображеныв таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике«Лесенка»№ Имя Самооценка 1 Вася М. нормальная 2 Катя Н. нормальная 3 Рома Ц. заниженная 4 Антон Ш. нормальная 5 Лена М. завышенная 6 Оксана Р. завышенная 7 Лена Р. нормальная 8 Оля П. нормальная 9 Максим В. нормальная 10 Денис К. завышенная 11 Леша К. заниженная 12 Сережа Л. нормальная 13 Вера К. заниженная 14 Вика Н. завышенная 15 Лера С. завышенная 16 Таня Б. нормальная 17 Рита К. нормальная 18 Оля Я. нормальная 19 Коля М. заниженная 20 Витя О. заниженная 21 Света С. нормальная 22 Аня Ш. заниженная 23 Галя Н. заниженная
В результате, у 11 школьников (48%) – нормальная самооценка,у 5 (22%) – завышенная, у 7 (30%) – заниженная.
Наглядно эти данные можно посмотреть на рисунке 1.
/>
Рис. 1. Самооценка у младших дошкольников по методике «Лесенка»

Анализ самооценки по уровням и полу ребенка привели следующимрезультатам (см. рис. 2).
/>
Рис. 2. Количество детей, выраженное в процентах, разбитое поуровням самооценки и полу
Получается, что у девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков.Это подтверждает теоретические положения. Ведь самооценка младших школьников в большейстепени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.
Результаты исследования эмоциональной самооценки по методикеА.В. Захарова приводятся в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования младших школьников по методикеА.В. Захарова№ Имя Ур. самооценки Отношение с близкими людьми Социальная заинтересованность Индивидуализация 1 Вася М. средняя Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 2 Катя Н. средняя Допускает давление мамы, отца и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 3 Рома Ц. низкая Допускает давление мамы, отца, дедушки и бабушки, брата, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 4 Антон Ш. средняя Допускает давление отца, матери, бабу., дед., оказывает тдавление на друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 5 Лена М. высокая Допускает давление матери, отца, оказывает давление на друзей, учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным 6 Оксана Р. высокая Допускает давление отца, оказывает давление на друзей, сестру, маму Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным 7 Лена Р. средняя Допускает давление матери и отца; Оказывает давление на баб., дед., друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 8 Оля П. низкая Допускает давление брата, баб., матери., сестры., друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 9 Максим В. низкая Допускает давление брата, матери, отца, баб. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным 10 Денис К. высокая Допускает давление брата, матери, отца, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 11 Леша К. средняя Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 12 Сережа Л. средняя Допускает давление отца, брата. Оказывает влияние на мать. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным 13 Вера К. низкая Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 14 Вика Н. средняя Допускает давление матери и отца, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 15 Лера С. высокая Допускает давление отца, учителя. Оказывает влияние мамау, сестру, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным 16 Таня Б. средняя Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным 17 Рита К. средняя Допускает давление учителя, баб., матери., отца, друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 18 Оля Я. средняя Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 19 Коля М. средняя Допускает давление отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 20 Витя О. низкая Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 21 Света С. средняя Допускает давление мамы и отца, учителя; Оказывает давление на баб., дед., брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 22 Аня Ш. низкая Допускает давление брата, отца, матери, учителя; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими 23 Галя Н. низкая Допускает давление отца, матери, учителя, бабушки, дедушки; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы(рис. 3).
/>
Рис. 3. Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.

Как видно, полученные результаты перекликаются с результатамиметодики «Лесенка».
 Анализируя полученные результаты,можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценкилишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74%учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.
Экспериментальные данные, полученныепри исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведеныв таблице 5.№ Имя I II III IV V VI VII Общ. показ. Кол. показ. Уров. самооц. 1 Сергей К. 90 65 75 55 42 55 60 442 63 высокий 2 Аня Н. 80 90 85 50 95 45 60 505 72 высокий 3 Таня М. 100 65 50 30 65 40 55 405 58 средний 4 Рома Ч. 75 50 50 40 65 55 45 380 54 средний 5 Женя П. 90 90 90 65 43 58 74 510 73 высокий 6 Дима С. 70 35 45 25 55 20 35 285 41 низкий 7 Аня Л. 80 62 60 23 56 50 50 381 54 средний 8 Лена Т. 76 66 79 80 72 79 70 522 75 высокий 9 Виталя С. 70 35 74 24 34 51 60 348 50 средний 10 Саша Т. 60 30 27 15 19 25 30 206 29 низкий 11 Оля Ш. 67 41 45 10 50 30 46 289 41 низкий 12 Вера М. 81 56 40 15 21 35 35 283 40 низкий 13 Антон Ф. 90 44 39 57 34 50 50 364 52 средний 14 Саша Б. 80 43 31 12 38 30 41 275 39 низкий 15 Леша З. 78 30 45 23 20 35 40 271 39 низкий 16 Лена В. 75 30 45 5 35 35 47 272 39 низкий 17 Яна Г. 90 60 80 56 5 79 80 450 64 высокий 18 Оля К. 70 70 45 10 90 65 70 420 60 высокий 19 Коля О. 90 50 65 25 10 65 50 355 51 средний 20 Толя К. 80 76 26 85 90 90 447 64 высокий 21 Слава К. 70 57 78 40 35 61 60 401 57 средний 22 Оксана В. 90 50 68 65 5 85 90 453 65 высокий
По итогам данной методики можносделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек– средняя (32%), у 7 – низкая (32%).
/>
Рис. 4. Самооценка у учащихся7 класса по методике Демо-Рубинштейна.
Анализируя выявленные показатели,можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценкиподелена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней)самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковыхгрупп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большегоколичества факторов нежели в младшем школьном возрасте.
Для наглядности сравним результатыисследования самооценки у младших школьников и подростков.
/>
Рис. 5. Сравнение результатовисследования самооценки у младших школьников и подростков.
В итоге, во 2 классе, в группемладших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю– завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти равны.
Таким образом, подтверждаетсягипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.
Заключение
В результате подготовки курсовойработы были решены следующие задачи:
-         Самооценка рассмотрена как психологическаякатегория.
-         Выявлены особенности самооценки младшихшкольников.
-         Рассмотрены особенности самооценкиподростков.
-         Проведена и проанализирована экспериментальнаяработа по диагностике самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Анализ психолого-педагогическойлитературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция»,которая состоит из следующих компонентов:
-   Когнитивный;
-   Оценочный;
-   Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью«Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самойсебя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами, влияющимина формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочныевоздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка являетсяразвитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности,потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствахи переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиямимежду уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многиеисследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость,частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.
В опытно- практической работепроведено диагностическое исследование во 2 и 7 классах МУ Калманской среднейобщеобразовательной школы с использованием следующихметодик:
1.Исследование самооценки по методике«Лесенка».
2.Исследование самооценки по методикеДембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на определениеэмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, различиев самооценке младших школьников и подростков.
Нормальный и высокий уровень самооценкиявляется возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан,в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценкамиродителей и учителей.
Низкий уровень самооценки являетсявозрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценкаформируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников,результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследованиевыборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.
Список литературы
1.   Абрамова Г.С.Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.– М., 2000.
2.   Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.
3.  Белобрыкина О.А. Влияние социальногоокружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
4.   Бороздина Л.В.,Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценкии притязаний // Вопросы психологии – 1993.
5.   Выготский Л.С.Педагогическая психология. – М., 1999.
6.   Дневник ПетиСагайдачного. М., 1963. – c 114.
7.   Исследованиесамооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980,№4, с. 90-99.
8.   Как построитьсвое «Я». – М., 1991. – c. 328.
9.   Кон И. Категория«Я» в психологии // Психологический журнал. — Т.2, №3, 1981.
10.     Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8,№ 4, 1987, с. 126-137.
11.     Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансыжизни: развитие личности между детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.
12.     Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение»,1968. – 141с.
13.     Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.
14.     Мир детства: Младший школьник. М.:Педагогика.1981.
15.     Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьномвозрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной деятельности и оценка младшимишкольниками личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии,1981, N 2, с. 72 — 77
16.     Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.//Вопросы психологии, 1978, N 4, с.147 — 151.
17.     Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992.– c. 105.
18.     Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценкуи на оценку другими людьми. – М., 1970. – c. 271.
19.     Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка иего отношений с окружающими. – М., 1992. – c. 212.
20.     Шахова И.П. Практикум по лабораторнымработам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.
21.     Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологическийжурнал, № 1, 1993.
22.     Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я».// Вестник МГУ,сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.
23.     Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов,М., 1994.
24.     Эльконин Д.Б. Введение в психологиюразвития. М.: Тривола,1994.
25.     Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциальногоположительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.
26.     Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитиеи современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Приложение 1
Образец бланка к методике«Лесенка»
Имя и фамилия _________________________________________
/>
Приложение 2
 
Образец бланка к методикеДемо-Рубинштейн
Имя и Фамилия ___________________________________________
/>
Приложение 3
 
Набор субтестов пометодике лпределения эмоциональной самооценки А.В. Захарова
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – этолюди. Укажи, где находишься ты.
/>
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги – это твоиродные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка,брат (сестра), учитель, друзья.
/>
О – отец
М – мать
Д – дедушка
Б – бабушка
Б2 – брат
С – сестра
Др – друзья
У – учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставькрестик (точку) там, где находишься ты.
/>
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
/>
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двухкружков будешь являться ты?
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.