Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования «Ярославский государственный педагогическийуниверситет имени К.Д. Ушинского»
Кафедраспециальной (коррекционной) дошкольной педагогики и психологии
Специальность
032000«Специальная дошкольная педагогика и психология»Курсовая работа
натему: Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкойпсихического развития
Выполнила:СлученкоЕвгения Александровна 4 курс, 843 группа
Научный руководитель:к.пс.н., д.п.н. Симановский Андрей Эдгарович
Ярославль,2011
Содержание:
ВведениеГлава1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей ипричины их возникновения
1.1.1 Дневные страхи
1.1.2 Ночные страхиГлава2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей сзадержкой психического развития
Глава 3. Исследование влияния рисуночных методикна коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития
Выводы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В ситуациисоциальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множествонеблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальныхвозможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтомубольшое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов ипсихотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами,повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детскиестрахи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеютвременный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительноевремя и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша,неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целомявляются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи,лежат в области семейных отношений, таких как попустительство,непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательноеотношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формируетвраждебность к миру.
Психика ребенка отличается обостреннойвосприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятнымвоздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных инеразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фонеболезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхитребуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличиитаких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведениехарактеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи сэтим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
В последнее время вопросы диагностики и коррекциистрахов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространениясреди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексногоподхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечениясемьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатамиисследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультациюк специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не толькона внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.
Страхи,эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детейдо десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболееактуальной для практической психологии и педагогики, является задача поисканаиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучияребёнка.
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то,что исследование причин возникновения страхов и своевременное их устранение,содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру иобществу, способствует становлению гармонически развитой личности ипрепятствует социальной дезадаптации.
Цель: определить способы коррекции страхов для детейдошкольного возраста с задержкой психического развития.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провестианализ литературных источников по проблеме.
2. Подобратьметодики для исследования. Дать их описание.
3. Разработатьмодель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.
4. Провестианализ результатов исследования.
5. Сделатьвыводы на основании полученных результатов исследования.
Гипотезой нашегоисследования является предположение о том, что рисуночная терапия эффективнапри условиях: а) хорошего развития фантазии; б) преобразование в рисункеустрашающей ситуации в неустрашающую.
Объектом исследованияявляется процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкойпсихического развития.
Предметом исследованиявыступает факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода длякоррекции страхов детей с задержкой психического развития.
Методы: теоретический анализ и метод эксперимента.
Глава1. Понятие страха
1.1Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
Поскольку страх- это эмоциональная реакцияна воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания,предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными иадаптивными, побуждающими к осторожности в действительно опасных ситуациях. Однакострахи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными иустойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешаютнормальному выполнению физических, социальных и интеллектуальных функций. Психологи обычноразличают два вида страхов: а) фобию — сильный и, до некоторой степени,иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами,событиями или ситуациями; б) тревогу — смутное чувство беспокойства, опасения илиобреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник [5;107]. Хотяневозможно точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретногоребенка и насколько они будут сильными, все же можно сделать ряд обобщенийотносительно факторов пола и возрастав их развитии. Исследователи многократно подтверждали тот факт, что девочки сообщают о большемколичестве страхов, чем мальчики. Однако на основании этих исследований нельзясказать, обусловлено ли это половое различие более высокой врожденной предрасположенностьюдевочек к такой реакции, как страх, или же действием других факторов, таких каквлияния половой роли. В ряде исследований были установлены связанные свозрастом изменения в типе страхов, о которых сообщают дети. Аналитическийобзор данных, касающихся этой возрастной тенденции, показывает, что по меревзросления детей их страхи, в целом,становятся а) более абстрактными и б) в большей мере антиципаторными, чемсвязанными с непосредственными происшествиями. Например, по сравнению смладшими, старшие дети, в целом, меньше боятся животных, но их больше пугает школа и социальныеотношения. [5;113]
Младенчество и стадия овладенияходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями вздрагивания или испуга в ответ на болевой раздражитель,потерю физической опоры и внезапные громкие звуки и вспышки света. Два общихстраха младенцев и начавших ходить детей — это боязнь незнакомых людей и тревога отделения.
Дошкольные годы и поступление в школу. К числу болеераспространенных страхов, которые развиваются в раннем детстве, относятсяследующие страхи: воображаемых существ, таких как привидения и ведьмы; врачейи, отдельно, зубных врачей; высоты; животных и насекомых; монстров и школы,часто в связи с дистрессом отделения; смерти, темноты, особенно во время засыпания;ураганов, гроз и других природных явлений, а также глубокой воды. Среднее детстводо наступления отрочества. В этом более позднем периоде детства частой темой, лежащейв основе страхов детей, становится угроза получения телесных повреждений, связываемаяс преступниками и машинами, такими как автомобили и самолеты. Однако наиболеехарактерным для данного возрастного периода является растущее беспокойство в связи со школой, личнойкомпетентностью исоциальными отношениями — тревоги и волнения, сохраняющиеся и в отрочестве.
Источники страха. Процессприобретения страхов, по-видимому, связан с действием трех факторов. Это:
1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир сопределенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым«темпераментом». Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуумаявляются довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детейуязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влияниюстрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию сострессовым опытом.
2. Опыт.Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитиюстраха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшегораздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием,которое уже вызывает реакцию страха.
3. Мышление и воображение. Страхимогут являться результатом детского воображения, особенно когда в неговключаются ложные представления и ошибочныерассуждения. [15;867-868]
1.1.1 Дневные страхи
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждыйвторой мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %,у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданныхзвуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшениебезусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастаниестрахов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения(боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхиперед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет,если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут«войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушаюттревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе испособны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.[6; 38]
Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триадастрахов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остаетсяодин при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник)и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного изэтих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение можетпроявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. [5; 40]
Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когдаон внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытойкомнате, где еще и мало света. В возрасте 3-5 лет Баба-Яга и Волк выходят изсна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительногоребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь женелицеприятные личности.
Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой,Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34%, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно,раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чащеих боятся.
После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: КощейБессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и БабаЯга, Кощей — скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собойнаказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихсябыть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы кКощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в«воспитании» эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.
Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит втом, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям.Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных кродителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку можетбыть достаточно недружественным и агрессивным.
Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страхсмерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве ивремени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, чтовзросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызываетбеспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт егобиографии.
Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, нотолько в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители неговорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тожеможет что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобногорода только усилят возрастной страх смерти.
Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория,указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболеевыражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих ктому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.
Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связанос более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения.Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и впоследующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцевжизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страхусмерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.
Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты,сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания исмерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня,пожара и войны. [5; 41]
Так же наблюдается боязнь ребенка опоздать — в гости, в детскийсад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное итревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретаетнавязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечнымивопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мыуспеем?», «А ты придешь?».
Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок«эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного,заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.
Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высокимуровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженнымиэмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют,регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. Ктому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволиюотносятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.
Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного ифатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги,когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.
Невротической формой выражения страха смерти является навязчивыйстрах заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, поих словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почвуповышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышнымцветом невротических страхов.[5; 51]
1.1.2Ночные страхи
Чаще всего кошмарные сны бывают у детей,ночной сон которых имеет те или иные отклонения. Без них кошмары тоже возможны,если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства,обстановка или налицо какое-либо болезненное расстройство.
Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпаниивстречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными удошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервнойсистемы.
Хуже всего засыпают девочки и мальчики в пятилетнем возрасте. Удевочек это совпадает с нарастанием кошмарных снов, то есть ночное беспокойствоу девочек в большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, чтоодно и то же, девочки более чувствительны в данном возрасте к тому, что снитсяим ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждыйтретий ребенок, будь то девочка или мальчик.
Беспокойный, поверхностный сон более всего характерен для детей,родившихся раньше срока. Сон у них незрелый, прерывистый, да и день с ночьюменяются местами. И здесь все может уладиться, если дома все спокойно и матьлюбящая, а не вечно недовольная появившимся «раньше времени»ребенком, да и сама нервная не в меру.
Пеленание такая же рутинная процедура, как и кормление. Однаконекоторые дети явно успокаиваются, будучи туго запеленатыми, другие, наоборот,изо всех сил пытаются высвободиться, и только изрядно устав от обилия движений,успокаиваются и засыпают. Темперамент уже и здесь виден. [5; 71]
Дети с холерическим темпераментом труднее переносят любоестеснение, только и ждут, чтобы высвободиться; флегматики предпочитают бытьзавернутыми по всем правилам. А сангвиники, на то они и сангвиники, чтобы непредъявлять особых требований: не очень туго и не очень свободно — в самый рази будет.
В целом 10 % мальчиков и 15 % девочек подвержены, со словродителей, частым ночным страхам.
Гораздо более точные, но не абсолютные из-за вытеснения, амнезииночного страха, данные выявляются при непосредственном, утреннем опросе детей овиденном ими ночью, в том числе и о кошмарных снах. В течение десяти днейподобным образом опрашивались 79 детей от 3 до 7 лет в детских садах.Оказалось, что за данное время 37 % детей (по крайней мере, каждый третий)видели кошмарный сон, 18 % (почти каждый пятый) видели его неоднократно, иногдасериалами, практически каждую ночь.
Вне зависимости от состояния нервной системы количество кошмарныхснов в дошкольном возрасте, по данным опроса детей, достоверно возрастает от 3до 7 лет, знаменуя возрастающее осознание проблем жизни и смерти, начала иконца своей жизни.[5; 79]
Неоднократно приходиться убеждаться в наличии взаимосвязи междустрахом кошмарных снов и их фактическим наличием у детей. Более того, подобныйстрах безошибочно указывал на существование кошмарных снов, даже если ребенок ине мог вспомнить, в чем он конкретно заключался.
Несмотря на возможность отражения в ответе прошлого травмирующегоопыта сновидений, в большинстве случаев ответ отражал актуальный, то естьпоследний опыт восприятия страшных снов.
В старшем дошкольном возрасте наиболее активно представлен страхсмерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний разподчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинктсамосохранения.
Количество страхов кошмарных снов больше в дошкольном возрасте каку мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, страхи достоверно чащенаблюдаются у девочек, отражая природно более выраженный инстинктсамосохранения.[5;80]
Глава 2. Общие понятия о детях сзадержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержкапсихического развития» является психолого-педагогическим и характеризует,прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органическиепоражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать вовнутриутробном, при родовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Можетнаблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервнойсистемы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведутк негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкиецеребральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей впродолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелостьцентральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабостипроцессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условныхсвязей.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородностьнарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярковыраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (посравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия.Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма ипереработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знанийэтих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов,находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображении.Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Этидети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и ихотдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.
На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляетсянеполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточностьпланирования и выполнения сложных двигательных программ.
У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственныепредставления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольнодлительного периода осуществляется на уровне практических действий; частовозникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Посколькуразвитие пространственных представлений тесно связано со становлениемконструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детейс ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложныхгеометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценныйанализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемыхфигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В тоже время, в отличие от умственно отсталых, дети рассматриваемой категорииотносительно простые узоры выполняют правильно.
Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием насоставление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь,собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызываютзатруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза(диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибоки к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать пландействия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказыватьразличные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрацииспособа выполнения.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностейвнимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкаяконцентрация, трудности переключения.
Снижение способности распределять и концентрировать вниманиеособенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется приналичии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детейзначительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организациивнимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувстваответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность изамедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазониндивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостаткианализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятияматериала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным.Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания,но продуктивность деятельности при этом снижается мало.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детейданной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у однихдетей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособностьобнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мерепродолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступаетпосле некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходимдополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группыдетей отмечаются периодические колебания внимания и неравномернаяработоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Ещё одним характерным признаком задержки психического развитияявляются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивностизапоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти посравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной;низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумениеорганизовывать свою работу; недостаточная познавательная активность ицеленаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умениеиспользовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точностьзапоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладаниемеханического запоминания над, словесно-логическим. Среди нарушенийкратковременной памяти — повышенная тормозимость следов под воздействием помехи внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг надруга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитиипознавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицироватьпредметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большимтрудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов,затрудняются в абстрагирования одного признака и сознательном егопротивопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации надругой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные,несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате детис ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормальноразвивающиеся сверстники.
Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психическогоразвития является снижение познавательной активности. Одни дети практически незадают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Этомедлительные, пассивные, с замедленной речью дети.
Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойствокружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особеннонизкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам иявлениям,находящимся вне круга, определяемого взрослым.
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контрольнад выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своейработы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже послепросьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могутадекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, котораячасто завышена.
Ещё удетей с задержкой психического развития сниженапотребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства изних обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которыхони зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств вразвёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений(«хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональноеодобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети пособственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинствесвоём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательном) отношению.Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детейданной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, атак же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видахдеятельности.
Одним из диагностических признаков задержки психического развитияу детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровойдеятельности. У детей оказываются несформированными все компонентысюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходи за пределы бытовой тематики;содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазоннравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик,беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их кобучению в школе.
Отдельно остановимся на особенностях речи детей с ЗПР. Клиническиеи нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении речи детейс ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организацииречи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий,низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляциидействий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи: существеннозапаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формированиепрогнозирования, саморегуляции в деятельности.
У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарныйзапас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускаютошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разнымсмысловым группам понятия.
Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностьюзнаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных,пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередьопределяется особенностями познавательной деятельности личности при задержкепсихического развития.
Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка.У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чемв норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться«взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядомособенностей. Например, для образования слов одной грамматической категорииможет быть использован один и тот же образовательный аффикс («мост — мостик» «гроза — грозик» «соль — солик»).
Как известно, готовность ребёнка к школьному обучению определяетсяне только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевойматериал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети сзадержкой психического развития дошкольного возраста отстают в формированииспособности осознавать речевую действительность как нечто отличное отпредметного мира.
2.1 Страхи детей с ЗПР
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдаетсяотставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которогоявляются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений иконтрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят отсмеха к плачу и наоборот.
Нередко у дошкольников с задержкой психического развитияотмечается состояние беспокойства, тревожность, страхи.
В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкойпсихического развития фактически не нуждаются во взаимодействии сосверстниками.Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечаетсявыраженных привязанностей ккому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. невыделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носитситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьмистарше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей ролиэмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития.Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у нихрезкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают нетолько вответ на действительные трудности, но и вследствие ожиданиязатруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивностьдетей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у нихзаниженной самооценки.
Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнениюс нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так исобственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простыеэмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинахперсонажей.
Можно предположить, что эти проявления трудностей в пониманииэмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений.Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкой психического развитиядостаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состоянийперсонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам.
Из приведенной характеристики становится очевидным, что основныминаправлениями работы с этими дошкольниками должны быть: формирование знаний ипредставлений об окружающем мире, развитие речи и общения, развитие моторики,формирование произвольной регуляции поведения и познавательной мотивации
Недоразвитиеэмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимисядетьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются толькоконкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже,чем эмоции изображенных на картинах персонажей.
Можно предположить, что эти проявлениятрудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующихобразов-представлений. Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкойпсихического развития достаточно успешно выделяют на картинах причиныэмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственноотсталым дошкольникам.
Приведенная характеристика дошкольников сзадержкой психического развития основывается на исследованиях детей, посещавшихспециальный детский сад, т.е. отражает уже результаты определеннойкоррекционной работы. Все проявления отставания в развитии бывают тем меньшевыражены, чем дольше ребенок находился в условиях специальной коррекционнойгруппы и чем полноценнее была программа коррекционно-развивающей работы с ним.
Из приведенной характеристики становится очевидным, что основныминаправлениями работы с этими дошкольниками должны быть: формирование знаний ипредставлений об окружающем мире, развитие речи и общения, развитие моторики,формирование произвольной регуляции поведения и познавательной мотивации.[11;121]
2.2Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития
Воображение —особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психическихпроцессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием,мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том,что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образомсвязано с деятельностью организм.[10;248]
Игра является ведущей деятельностью ребенкадошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психическогоразвития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периодапроявления психической активности. В данном виде деятельности проявляются всепсихические процессы, основным образом воображение ребенка. Именно поэтомуособенности игры детей с задержкой психического развития дают важный материалдля характеристики этого состояния в плане оценки процесса воображения на фонедефекта.
Наибольший интерес представляет анализособенностей сюжетно-ролевой игры, поскольку в ней достаточно отчетливопроявляются: знания детей об окружающем мире (в соответствующей содержанию игрыобласти), включая знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношенийлюдей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры;умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии ссодержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своейроли и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное отношение детей ксобственной деятельности и к действиям партнеров.
Если охарактеризовать игру детей с задержкойпсихического развития, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедностьвоображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой внорме активность детей.
Сюжетная игра, которая у нормальноразвивающихся детей к шести годам достигает вершины своего развития, у детейрассматриваемой категории отличается отсутствием развернутого сюжета,недостаточной координированностью действий участников, нечетким разделениемролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил. Эти особенности унормально развивающихся детей наблюдаются в младшем дошкольном возрасте.
При этом, как было показано в исследованияхЕ.С. Слепович (1990) и ее сотрудников, дети описываемой категории вообщесамостоятельно не начинают таких игр. Дети видели в комнате, куда их приводили,подготовленные наборы игрушек по темам: «Больница», «Магазин», «Семья»,«Стройка», — но в отличие от нормально развивающихся детей они не начиналисюжетной игры. Они иногда брали игрушки, рассматривали их, совершали предметно- игровые действия. На вопрос, что они делают, следовали ответы: «Машинукатаю», «Одеваю куклу». В другой части случаев ответы детей свидетельствовали отом, что они вписывают действия в определенную воображаемую ситуацию: «Настройку кирпич везу». Это давало основания оценивать такие действия какотобразительные игровые. Если экспериментатор побуждал детей к игре, непредлагая сюжета, случаи игровых действий учащались более чем в пять раз,оставаясь в большинстве своем все же на уровне предметно-игровых. Однако числопопыток организовать сюжетно — отобразительные действия заметно возросло.Вместе с тем оставалось еще много детей с более выраженной задержкойпсихического развития, которые не предпринимали попыток начать игру и простоходили или бегали по комнате, или занимались каким-то другим делом.
Бедность игровых действий сочетается снизкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью действийзамещения. В целом игра детей с задержкой психического развития носитстереотипный, нетворческий характер.[ 7;106-107]
страх задержка развитие детский коррекция
Глава 3. Исследование влияниярисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психическогоразвития
Цель: определить способы коррекции страхов для детейдошкольного возраста с задержкой психического развития.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провестианализ литературных источников по проблеме.
2. Подобратьметодики для исследования. Дать их описание.
3. Разработатьмодель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.
4. Провестианализ результатов исследования.
5.Сделатьвыводы на основании полученных результатов исследования.
Гипотезой нашегоисследования является предположение о том, что рисуночная терапия эффективнапри условиях: а) хорошего развития фантазии; б) преобразования в рисункеустрашающей ситуации в не устрашающую.
Объектом исследованияявляется процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкойпсихического развития.
Предметом исследованиявыступает: факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода длякоррекции страхов детей с задержкой психического развития.
Выборка: 12 человек: – дети с задержкой психическогоразвития (6-7 лет, МДОУ № 87 комбинированного вида.)
Методики:
1. «Страхи в домиках»
2. «Нарисуйсвой страх»
Наше исследование проводилось в 3 этапа:
Первый этап: Диагностический.
Цель этапа: Выявление количества страхов и у детейдошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения поставленной цели нами использовались следующиеметодики:
1. Тест М.А. Панфиловой «Страхи вдомиках». В процессе выполнения теста, выясняется, боится ли ребенокодиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, чужихлюдей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии,высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
2. Методика Дьяченко «Дорисуй». На листебумаги нарисованы полукруги, каждому ребенку предлагалось рассмотреть их идорисовать так чтобы получилось шесть разных предметов.
Второй этап: Практический
Цель этапа: проведение коррекционной работы по снижениюуровня страха у дошкольников с задержкой психического развития.
На практическом этапе дальнейшая работа планироваласьисходя из данных, полученных на диагностическом этапе. Работа заключалась вкоррекции детских страхов, имеющих наиболее высокие показатели по тесту «Страхив домиках». Занятия проводились в индивидуальной форме. В процессе занятийпроводилась индивидуальная изобразительная деятельность и беседа с ребенком.
Для коррекции детских страхов нами была использованакоррекционная методика арт-терапии «Нарисуй свой страх». Её целью является:визуализация страха и дальнейшее манипулирование им. Коррекция проводилась в 2подэтапа.
На первом подэтапе ребенку предлагалось нарисовать свойстрах, а затем украсить его, чтобы оно ему понравилось и стало добрым.
На втором подэтапе ребенку предлагалось нарисовать себярядом со своим страхом, подружиться с ним.
Третий этап: Контрольный.
Цель этапа: определение эффективности коррекционной работына снижение страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психическогоразвития.
Для решения поставленной цели нами была использованаметодика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Так же на данном этапе проводился математический анализ данных (t-критерий Стьюдента). С помощью которогоудалось выявить эффективность подобранных нами методик для коррекции страховдетей с задержкой психического развития (t-статистическое: — 4, 48 и t-критическое: 2,20).
По данным корреляции можно сделать вывод об отсутствии связи междуколичеством страхов у детей с задержкой психического развития и уровнемразвития фантазии. Что можно объяснить воздействием на страхи других факторов,например социальная обстановка.
Выводы:
В нашейработе был проведен анализ литературных источников и обозначены основныеподходы, касающиеся проблемы страхов детей: понятие страха, причины ихвозникновения.
На основе подобранных методик, мы не выявили связь между развитиемфантазии и количеством страхов детей с задержкой психического развития. Данныерезультаты можно объяснить влиянием на страхи воздействием других факторов илинедостаточностью детей с низким уровнем фантазии. Так как в экспериментальнойгруппе по данным исследования находятся дети с хорошим уровнем развитияфантазии (60 %). Однако нам удалось выявить эффективность группы коррекционныхметодик «Нарисуй свои страх».
После проведения данных методик мы получили следующие данные: допроведения коррекционных методик общее количество набранных детьми балловсоставляет 169 баллов, а после проведения – 154. На основе анализа данных,полученных в ходе исследования, при помощи t-критерия Стьюдента, удалось выявитьэффективность предложенных нами методик для коррекции страхов детей с задержкойпсихического развития. (t-статистическое: — 4, 48 и t-критическое: 2,20).
Следовательно, можно сделать вывод об эффективности данных методикпри коррекции страхов детей с задержкой психического развития.
Общее количество страхову детей с задержкой психического развития до и после проведения группы методик«Нарисуй свой страх»
/>
Общееколичество баллов набранных детьми по методике «Дорисуй»
/>
Заключение
В ходе написания курсовой работы, была достигнутацель – определение способов коррекции страхов для детей дошкольного возрастазадержкой психического развития, а так же были решены все поставленные задачи. Нашеисследование показало, что количество страхов у детей с задержкой психическогоразвития не зависит от уровня развития их фантазии.
В результате коррекции страхов детей с задержкой психическогоразвития, была выявлена эффективность методик «Нарисуй свой страх». Однако выдвинутое нами предположение о том, что количество страховдетей с задержкой психического развития зависит от уровня развития фантазии неподтвердилось, что можно объяснить воздействием на страхи других факторов,например социальная обстановка.
В дальнейшемнами планируется разработка и адаптация программы, направленная на коррекциюстрахов детей с задержкой психического развития по средствам изо-терапии, таккак, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям имечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненносоприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Личностьребенка с задержкой психического развития специфически, своеобразно развиваетсяи его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранныефункции и возможности ребенка и зная специфику, своеобразие его эмоциональнойсферы и предрасположенность к возникновению страхов, умело проводитькоррекционную работу по их устранению. Это будет играть важную роль в развитииличности ребенка с задержкой психического развития в целом и в решенииактуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.
Литература:
1. Абрамова,Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. – 6-еизд. – М.: Альма Матер, 2006. – 702 с
2. Банщиков,В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: [Текст]. М.: Изд-во«Медицина», 1967 – 235 с.
3. Власова,Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями [Текст] М.: Изд-во«Просвещение», 1967 – 205 с.
4. Выготский,Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]– М., 1995.
5. Захаров,А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] — СПб.: «Издательство союз»,2000.-448с.
6. Конева,Е.В. Учителю о детях с задержкой психичекого развития [Текст] / У.В. Конева;Департамент образования Администрации Яросл обл., Центрпсихолого-медецинско-социального сопровождения «Центр помощи детям», 2003. –133с.
7. Мамайчук,И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]:науч.-практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 345с.
8. Мухина,В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для пед. институтов и пед.училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. – М.: просвещение, 1975. – 239 с.
9. Немов,Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. /Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.2. – 606 с.[Текст]
10. Основыспециальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой,[Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
11. Популярнаяпсихология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л.Карповой. [Текст] – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998– 400 с.
12.Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация,психокоррекция: хрестоматия: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся понаправлению и специальностям психологии/ Институт спец. Педагогики и психологии,Междунад ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга; сост. О.В. Защиринская, 2004.– 430 с.[Текст]
13. Психология эмоций / Под ред. Вилюнаса, В.К.,Гиппенрейтера, Ю.Б., 2- е изд., [Текст] — М.: Изд-во Московского университета.,1993 – 302 с.
14. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд./ Подред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха [Текст] – СПб.: Питер, 2003 – 1096 с.
15. Специальнаяпсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовского, Т.В. Розанова, Л, И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. –еизд., стер. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
16. Шестилетниедети: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] Н. Новгород: НГПУ, 1993 –124с.
17. http: // adalin.mospsy.ru
18. http: // www.trevozhno/
Приложение1
Своднаятаблица результатов детей с задержкой психического развития до проведенияметодики «Нарисуй свой страх».Имя ребенка Количество страхов Артем С. 11 Настя А 20 Максим Ч. 16 Коля Б. 15 Вуссал А. 17 Андрей К. 9 Коля К. 16 Алеша Ф. 14 Влад С. 13 Влад К. 12 Максим В. 14 Илья Б 12
Своднаятаблица результатов детей с задержкой психического развития после проведенияметодики «Нарисуй свой страх»Имя ребенка Количество страхов Артем С. 11 Настя А 18 Максим Ч. 14 Коля Б. 12 Вуссал А. 16 Андрей К. 8 Коля К. 14 Алеша Ф. 13 Влад С. 11 Влад К. 12 Максим В. 13 Илья Б 12
Приложение2
Таблицарезультатов набранных детьми по методике «Дорисуй»Имя ребенка Оригинальность Артем С. 5 Настя А. 5 Максим Ч. 5 Коля Б. 4 Вуссал А. 6 Андрей К. 5 Коля К. 5 Алеша Ф. 5 Влад С. 5 Влад К. 6 Максим В. 4 Илья Б 6
Приложение3
Примерныйконспект занятия по коррекции страхов у детей с задержкой психическогоразвития.
Цель:коррекция страхов детей с задержкой психического развития путем модификацииустрашающей ситуации.
Занятиесостояло из трех частей:
1. беседас ребенком о пугающей его ситуации или персонаже на основе проведенного теста«Страхи в домиках».
2. сампроцесс рисования пугающей ситуации или персонажа
3. дорисовываниеи анализ работ. Преобразование рисунка из отрицательного в положительногоперсонажа.
Оборудование:лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
1. «Здравствуй,сегодня мы будем с тобой рисовать и не просто так, а мы будем рисовать нашистрахи. Скажи пожалуйста, чего ты боишься? (ответ ребенка)(если ребенокзатрудняется ответить педагог напоминает ему его ответы на основе теста «Страхив домиках»). А ты можешь сказать, почему ты его боишься (ответ ребенка)».
2. Наданном этапе происходит сам процесс рисования ребенком пугающей ситуации, врезультате которого ведется беседа о способах изображения данной ситуации,подборе подходящих цветов, об ощущениях ребенка в процессе рисования.
3. Обсуждениерисунка, беседа с ребенком о способах преобразования данного рисунка изотрицательного в положительный или о способах преодоления травмирующей ситуации(как избежать той или иной ситуации, что делать в экстренных ситуациях).
«Посмотри насвой рисунок какой он, что на нем нарисовано? Как ты думаешь сейчас он тебяпугает, он страшный для тебя? (ответ ребенка)