Реферат по предмету "Психология"


Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений

Курсовая работа
По дисциплине «Социальная психология»
Тема: «Специфика методов социально-психологическойкоррекции семейных отношений»
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1.Консультативная психологическая помощь семье
1.1 Виды консультативной помощи
1.2 Основные принципы психокоррекционой модели
2.Основные этапы социально-психологической коррекции семейных отношений
2.1 Этап заключения диагноза
2.1.1 Диагностическое интервью
2.1.2 Стандартизированные психодиагностические методики.
2.2 Особенности методов консультирования и коррекции
2.2.1 Методы консультирования и коррекции молодых людей
2.2.2 Методы консультирования и коррекции супружеской пары
2.2.3 Методы коррекции детско-родительских отношений.
3. Завершающий этап в системе социально-психологической коррекцииотношений.
Заключение.
Библиографический список использованной литературы
Приложения.

ВВЕДЕНИЕ
Выделениесемейной психокоррекции в самостоятельную область социально-психологическойпрактики произошло в начале 60-х годов прошлого века. Коррекция семейныхотношений является сравнительно молодой областью и в настоящее время продолжаетдинамично развиваться в рамках социальной психологии. Для общества в целомочень важно предотвратить развал супружеских и внутрисемейных отношений, помочьпреодолеть трудности межличностного взаимодействия в семье.
Развитие ираспространение психологической помощи семье особенно актуально для нашихстран. Коррекционная работа проводится с разными возрастными группами и вразличных условиях. Методы коррекции должны учитывать особенности ситуации иподбираться индивидуально.
Целью даннойработы является выявление специфики методов коррекции семейных отношений.Данная цель определяет следующие задачи:
— анализконсультативной психологической помощи семье как социально-психологическогоявления;
— определениеосновных этапов социально-психологической коррекции семейных отношений;
— выявлениеспецифики использования методов социально-психологической коррекции семейныхотношений для разных социальных групп.
Объектомданного исследования является коррекция семейных отношений. Предметом –специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений.
Даннуюпроблему разработали: Алешина Ю.Е., Фример Д., Малкина-Пых И.Г. и другие.

1.КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬСЕМЬЕ
 
1.1Видыконсультативной помощи
Все большуюпопулярность стал приобретать подход к семье, как к единице социальноговоздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать как единоеобразование, обладающее определенными особенностями структуры, функционированияи развития. Таким образом, в центре внимания семейного психолога находятсяпаттерны взаимодействия, структура и процессы семьи в целом. То есть, задачейкоррекции семейных отношений является создание условий для формированияфункциональной семейной организации, которая обеспечит реализацию потенциальныхвозможностей каждого члена семьи.
Существующиесегодня виды консультативной помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могутразличаться по ориентации на определенную группу клиентов, по характеруоказываемой помощи и по задачам, которые решает специалист. Эти различияформируют ту или иную модель помощи.
Психокоррекционнаямодель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем илинеблагополучия в семье зависят от внутри семейного общения, личностныхособенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесьрассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведениеребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль,отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей ивзаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализсемейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», которыйпозволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейныхотношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи.
1.2Основные принципы психокоррекционой модели
В основепсихокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов:
-индивидуальныйподход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологическойпомощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особенностямиразвития, адоптации к жизненным ситуациям, способами решения конфликтов,планами.
-использованиеметодов психологического воздействия. Специалист, работающий в рамкахпсихотерапевтической модели, опирается, прежде всего, на: личностные ресурсыклиента и свои личностные ресурсы, и на психологический потенциал общениясистемы «консультант-семья».
-использованиепотребности в помощи основывается на том факте, что психологические методывоздействия эффективны только для семей, добровольно обратившихся к психологу.
Такимобразом, психокоррекционная модель помощи предполагает:
-установлениеконтакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но страдает отнеблагополучия семейной жизни, нуждается в помощи психолога;
-проведениепсихологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия, иопределения возможных форм помощи;
-собственноконсультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия,направленные на устранение неблагополучия путём активации психологическихресурсов клиента или семьи в целом;
-завершениеработы. Этап, в котором консультант оценивает результат и позволяет закрепитьположительные изменения, достигнутые в ходе работы (является необязательным).
Областькоррекции семейных отношений включает:
-сферуконсультирования молодых людей в вопросах добрачного консультирования;
-сферуконсультирования супругов;
-сферуконсультирования семьи.
Для того чтобпроанализировать специфику методов психокоррекции необходимо учестьсуществующие формы терапии (от них зависит темп, эффективность):
-индивидуальное;
-парное;
-семьи вцелом;
-групповое.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
2.1Этап заключения диагноза
психологическийкоррекция семейный консультативный
2.1.1Диагностическое интервью
Нижеприведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общимидля всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работыимеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказыванийлишь свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы ивзаимоотношения, важно тем, что оно характеризует самого рассказчика, егоаналитическую деятельность, но не позволяет объективно оценить других членовсемьи[1]. На данном этапе нужнопобуждать членов семьи объяснять, почему они обращают внимание на то, а не наиное обстоятельство. Психотерапевт должен понимать то, что содержаниевысказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяетсодержание дальнейшей работы.
Использованиеисследовательской позиции для того, чтобы помочь клиентам прояснить своиотношения с окружающими. Чем больше психолог узнает клиентов, тем больше ониузнают о себе. Сообщая психологу о себе различную информацию, клиент постепеннооткрывается для восприятия новых представлений. Он учится лучше понимать своисобственные потребности и требования, предъявляемые к нему социальнымокружением.
Получениеклиентами новой информации, помогающей изменить их представление об ихпроблемах. Одной из задач психолога является помощь дисфункциональной семье осознатьсвои особенности функционирования путем определения потребностей изакономерностей поведения членов данной семейной структуры.

2.1.1Диагностическое интервью
Используемыев семейной психологии методы диагностики кроме диагностического интервьювключают еще и стандартизированные психодиагностические методики.
Существеннымкомпонентом практической эффективности семейной психокоррекции ипсихологического консультирования является корректное применениестандартизированных психодиагностических методик. К необходимым условиям.Обеспечивающих их использование, относятся:
— глубокоеовладение содержанием основных диагностических процедур, умение ихинтерпретировать;
— овладениеприемами оперативного планирования психодиагностического обследованияконкретной семьи;
— овладениерепертуаром конкретных специализированных методик стандартизированной семейнойпсиходиагностики, адекватных определенным условиям и задачам психолога;
— овладениепсихометрикой и применение стандартизированных психодиагностических методикизмерительного типа.
Плюсыстандартизации состоят в том, что эта процедура экономична, потенциальноавтоматизируем, при итерпритации психолог опирается на опыт разработчиков ипользователей методики, стандартизированные методики предохраняют психолога от«встречной проекции», от создания встречных концепций.
Минусамистандартизированных методик заключаются в том, что жесткаязапрограммированность методики на диагностику определенного свойства повышаетриск диагностической ошибки в том случае, если психолог неправильно построилпрограмму диагностики – неправильно определил круг свойств, которые подлежатдиагностике.
Социально-психологическиепроблемы семьи, можно свести к трем основным группам: добрачные, супружеские,проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Диагностикавзаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачногоухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямоили косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла. Тесты,используемые психологом можно разделить на две группы, которые дают возможностиисследовать у потенциальных супругов:
— ценностнуюсовместимость;
— психофизиологическую совместимость.
Методыдиагностики супружеских отношений позволяют дать оценку взаимоотношенийсупругов выявить особенности общения и взаимоотношений, качества личностисупругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей,а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружескихотношений.
Диагностикадетско-родительских отношений. В семье тесно сплетены супружеские, родительскиеи детские взаимоотношения. С помощью методик диагностики детско-родительскихотношений психолог может получить сведения об отклонениях ребенка, о том, какстроятся отношения родителей и детей, выделить причины супружеских ссор иконфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуютмежличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие –глазами ребенка.
2.2Особенности методов консультирования и коррекции
 
2.2.1Методы консультирования и коррекциимолодых людей
Психологическаяработа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование ипредбрачное консультирование.
Добрачноеконсультирование предполагает решение вопросов, связанных с формированиемобраза потенциального партнера, коррекцией поведения клиента, формированием унего навыков успешного общения.
Проблемы,связанные с поиском брачного партнера могут быть следствием таких причин:[2]
— особенностиличности партнера; В этой ситуации первая задача психолога – помочь клиентуосознать свои особенности, их преимущества, принять их. Следующая – попытатьсявыяснить, кто должен быть тот человек с которым клиенту было бы хорошо.
— давлениесоциума или обстоятельств побуждает к преждевременному поиску брачногопартнера; Консультанту следует уважительно относиться к природе человека, к темзадачам, которые тот считает нужными для себя решить.
— родительскаясемья препятствует браку; Консультант не может переубеждать клиента, чтоследует делать, а чего нет, даже тогда, когда не понимает до конца мотивы исмысл происходящего процесса.
-отношениястановятся ловушкой для потенциального партнера; Влияние посторонних факторовпсихолог изменить не в силах, зато может помочь клиенту пересмотреть соеотношение и поведение в данной ситуации.
— складличности и его образ жизни препятствует браку; В этой ситуации для клиентасупружеские отношения могут казаться опасными, из-за потери свободы, борьбы завласть. Для того чтобы сохранить безопасность, клиент склонен уходить вболезнь, что, по сути, является психологи ческой защитой. Здесь необходимымбудет помочь осознать клиенту, что его поведение является уловками,позволяющими уклонится от реальных отношений, следующий шаг, — используя анализпоступков клиента, помочь понять ему, что отношения воспринимаются, как борьбаза власть, заключением процесса является переориентация клиента на отношения, вкоторых каждый несет ответственность за другого.
— клиентиспользует неэффективные стратегии для поиска потенциального брачного партнера.При работе с таким клиентом необходимо сосредоточить его внимание насобственном внутреннем мире. Задача психолога следующая – помочь клиентуразобраться в себе и построить собственный образ партнера – сконструироватьстратегию поиска более эффективной. Работа состоит из нескольких этапов:
1.  Исследование вкусов, интересов,склонностей, умений и предпочтений клиента.
2.  Работа с личностными особенностями,затрудняющими поиск потенциального партнера.
3.  Создание образа потенциальногопартнера с учетом сведений, полученных о себе.
4.  Обучение клиента технике знакомства.
5.  Сопровождение последующей активностиклиента, направленной на поиск партнера.
Предбрачноеконсультирование проводится в период предшествующий совместной семейной жизни,занимается анализом потенциальной супружеской совместимости партнеров икоррекцией их взаимоотношений. В решение семейных проблем супружескойсовместимости взаимоотношения реализуются с точки зрения внутренней мотивацииповедения супругов. При этом оценивается влияние семьи, в которой выросликаждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность,разделение прав и обязанностей между отцом и матерью. Психологу следует понять,почему каждый супруг таков, какой он есть, чего ожидает от супружеского союза ипочему реагирует на поведение партнера так, а не иначе[3].Психоккорекция предбрачной пары может проходить в формате группы. Иногда этотвид коррекции оказывает более сильное влияние на формирование отношений вдобрачный паре, чем консультирование индивидуальное, особенно если человекиспытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью,отцом, неуверенностью в себе, низкой самооценкой[4]. Пребывание человека вспециально организованных группах помогает молодым людям в решении проблем,возникающая при межличностном взаимодействии в добрачный период. Впсихоккорекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды иповедение клиента, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержкуот других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаряэтому оказать существенную помощь.
2.2.2Методы консультирования и коррекции супружеской пары
Проблемапсихологического благополучия связана, в первую очередь, с тем, насколькопсихологически совместимы друг с другом члены будущей семьи.
Задачамипсихокоррекции супружеских расстройств является облегчение эмоциональныхстраданий и трудностей, достижение благополучия пары в целом и каждого изпартнеров в частности.
Консультированиесупружеской пары проводится, в основном:
-в ситуацияхконфликта, из-за возникающих противоречий;
-в ситуацииизмены;
-в ситуацииразвода.
Висследовательской работе Д. С. Валлерстайна «Психологические задачи брака»расмотрены такие задачи, успешное выполнение которых, по его мнению, улучшаетвзаимодействие супругов (См. приложение). Выполнение этих задач желательно, вкачестве стабилизатора отношений применять к семьям, обратившимся запсихологической помощью.
Во времяпроведения работы психологу необходимо пресекать стремление супругов перейти квзаимным обвинениям и оскорблениям, его задача – дать надежду на построениеновых лучших отношений.
Психотерапевтпродвигается вперед, используя:
— противодействия неуместному отрицанию, смещению и рационализации конфликта;
— трансформация скрытого неявного конфликта в открытую форму взаимодействия;
— поднятиескрытого внутреннего конфликта до уровня межличностного взаимодействия;
— избавлениеот потребности создавать «козла отпущения», что укрепляет позицию одного изсупругов за счет принесения в жертву другого;
— конфронтация и интерпретация, преодолевающие сопротивление и снижающиеконфликт, чувство вины и тревоги;
— проигрывание терапевтом роли родителя, контролирующего межличностную опасность,служащего источником эмоциональной поддержки и удовлетворенности,обеспечивающего недостающие эмоциональные компоненты;
— использование специалистом себя самого для тестирования реальности;
— просветительская функция терапевта и его демонстрация на собственном примереполезных моделей «здорового» взаимодействия между супругами.
Используя всеэти примеры, психолог вместе с супругами приступает к поиску альтернативныхвариантов преодоления возникших проблем. Важно знать главные проблемы вовзаимодействии супругов, чего именно желают супруги, чего ждет окружение, чтонужно каждому супругу от другого супруга, других членов семьи, окружения. Такжеважно понять, что готов сделать каждый супруг ради другого, семьи, окружения.
2.2.3Методы коррекции детско-родительских отношений.
Методыконсультирования и коррекции семьи рассматривают проблемные взаимоотношенияродителей с детьми. Специфика работы варьируется от того, с какой возрастнойгруппой детей она проводится, с маленькими детьми, подростками либо с взрослымидетьми.
В системевзаимоотношения взрослого с ребенком взрослый является ведущим звеном, от негозависит, как складываются эти отношения, поэтому важнейшей задачей терапии –формирование у родителей навыков сотрудничества с ребенком. Признание заребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечиваетвзаимопонимание и лучшее взаимодействие в семье.

3.ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП В СИСТЕМЕСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЙ
Завершающий,или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущимиэтапами[5]. Если начальный и среднийэтапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когдачленам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознаютсвои внутренние проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход назавершающую стадию осуществляются без особого труда. От того, насколько успешнорешены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.
Завершающаясессия строится, таким образом, чтоб дать членам семьи возможность обменятьсяопытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно чтобы они оценилиуспешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность кразрешению новых.
На завершающейсессии необходимо также уделить внимание укреплению личной идентичности членовсемьи. В случае появления новх проблем, с которыми они не могут справиться,психотерапевт дает возможность еще одной или нескольких встреч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психокоррекционнаямодель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем илинеблагополучия в семье зависят от внутри семейного общения, личностныхособенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесьрассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведениеребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль,отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей ивзаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализсемейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», которыйпозволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейныхотношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи.
Основнымиэтапами в социально психологической коррекции семейных отношений являюься:
— этапзаключения диагноза;
— этапсобственно коррекционной работы;
— завершающийэтап.
В зависимостиот того с кем работает психолог, с супругами, родителями и детьми, будущимисупругами, меняется форма терапевтической работы. Психотерапевтическая работаможет быть:
-индивидуальной;
-парной;
-семьи вцелом;
-групповой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимаяфирма «Класс», 2000. — 208 с.
2. Алешина Ю.Е.Специфика психологического консультирования //Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилитационной работы. Журнал. — 1994. — №1. — С.22 — 33.
3. Алешина Ю.Е.,Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследованиясупружеских отношений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 120 с.
4. Бэндлер Р.,Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. — Воронеж: НПО «Модэк», 1993.- 128 с.
5. Витакер К.Полночные размышления семейного терапевта. — М.: Независимая фирма«Класс», 1998. — 205 с.
6. Горностай П.П.,Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования:Проблемный подход. — Киев: Наукова думка, 1995. — 128 с.
7. Гулина М.А.Терапевтическая и консультативная психология. — СПб.: Издательство«Речь», 2001. — 352 с.
8. Капустин С.А.Границы возможностей психологического консультирования //Вопросы психологии. — 1993. — №5. — С.50 — 56.
9. Кочюнас Р.-А. Б.Основы психологического консультирования /Пер. с лит. — М.: Академическийпроект, 1999. — 239 с.
10.  Кратохвил С. Психотерапиясемейно-сексуальных дисгармоний /Пер. с чешск. — М.: Медицина, 1991. — 336 с.
11.  Маданес К. Стратегическая семейнаятерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 272 с.
12.  Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 1998., с.225-268.
13.  Меновщиков В.Ю. Введение впсихологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998. — 109 с
14.  Мэй Р. Искусство психологическогоконсультирования. — М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 256 с.
15.  Навайтис Г. Семья в психологическойконсультации. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224с.
16.  Обозов Н.Н. Психологическоеконсультирование (методическое пособие). — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургскийгосударственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладнойпсихологии,1993. — 49 с.
17.  Овчарова Р.В. Технологиипрактического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов ипрактических работников. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.
18.  Осипова А.А. Общая психокоррекция:Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
19.  Спиркина Е.А. Подготовкапсихотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта)//Психологический журнал. — 1994. — №6. — Т.15. — С. 121 — 127.
20.  Хейли Д., Эриксон М. Стратегиисемейной терапии /Перевод с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований,2001. — 448 с.
21.  Шерман Р., Фредман Н.Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. — М.:Независимая фирма «Класс», 1997. — 336 с.
22.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 656 с.

ПРИЛОЖЕНИЕПсихологическиезадачи брака
Девятьпсихологических задач брака будут изложены кратко, а три задачи — налаживание иподдержание полноценной сексуальной жизни; обеспечение безопасного пространствадля конфликтов и разногласий и способность каждого из партнеров сохранятьдвойное видение партнера — будут рассмотрены более подробно.
1. Отделитьсебя эмоционально от семьи своего детства с тем, чтобы можно было в полной меревложить силы и чувства в свой семейный союз, но, в то же время, переоценитьвозможные точки соприкосновения с обеими родительскими семьями. Во вторыхбраках в эту задачу входит сопротивление привязанностям к прошлым партнерам,равно как и избавление от призраков первого брака.
2. Даннаязадача близко связана с первой задачей — это задача создания общности,основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и широком сознании,относящимся к обоим партнерам, одновременно с этим — установление границ,защищающих автономию каждого партнера. Центральной проблемой современного бракаявляется постоянная напряженность при сохранении баланса между общностью иавтономией партнеров.
3. Созданиеполноценных и приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторженийсо стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ.
4.Объединение усилий, связанных с пугающими обязательствами в связи с рождениемребенка, способность «держать удар» при драматическом появлениималыша в семье, при этом защита прав личности и близости супружеской пары.
5. Умениепротивостоять и побеждать неизбежные кризисы жизни, поддерживать мощь семейныхуз перед лицом неблагоприятных обстоятельств.
6. Созданиебезопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий,гнева и конфликтов.
7.Использование смеха и юмора при выяснении истинного положения вещей, а такжечтобы избежать скуки и отчуждения.
8.Обеспечение условий ухода и комфорта в отношении партнера, а такжеудовлетворение постоянной потребности партнера в получении эмоциональной и иныхтипов поддержки.
9. Последняязадача, как и все другие, сопровождает семейную пару на протяжении всей жизни:сохранение романтических, идеализированных представлений о любви при встрече сотрезвляющими реальностями, встречающимися на жизненном пути.Полноценная сексуальнаяжизнь
Эта задача,вместе с первой задачей эмоционального отделения себя от семьи своих родителейили от первого неудавшегося брака, создает фундамент для семейного союза. Квсеобъемлющей сверхзадаче идентификации семьи очень близко примыкает третьярешающая задача — создание сексуальных отношений любви и их защита с тем, чтобысексуальное возбуждение, привлекшее партнеров друг к другу, сохранилось идальше. Как считают семейные пары, успешная сексуальная жизнь является ключевыммоментом для создания хорошей семьи. Спальня является привилегированным местомдля легкой игры, эротического удовольствия, смеха, приключения, страсти, принимаемойагрессии и достижения, в конце концов, свободы от детских табу.
Хотя мало ктобудет оспаривать главную роль сексуальных отношений для хорошего брака, этоисследование, также как и изучение проблем развода подтверждают, чтосексуальная жизнь партнеров является также наиболее уязвимой частьювзаимоотношений. Она чувствительна к кратким и длительным перерывам, связаннымсо стрессами на работе, рождением детей, возрастающими потребностями маленькихдетей, неотлучным присутствием подростков, болезнями, депрессией,беспокойством, обычной усталостью. Она, чрезвычайно чувствительна к событиям ипеременам настроений, связанными со всеми сферами жизни отдельного человека исемьи в целом.Безопасное место длягнева и конфликта
Шестая задачабрака состоит в построении отношений, безопасных с точки зрения проявленияразногласий, конфликтов, гнева. Выбор, предлагаемый реальной жизнью, например,иметь или не иметь детей или чья карьера наиболее важна — может быть причинойострого конфликта. Компромисс и обсуждение весьма желательны, но они неискореняют столкновения интересов и волнений. Кроме этого, семейную пару сновамощно начинают атаковать воспоминания и тревоги, уходящие корнями в детство.Вновь проявляющаяся зависимость от другого человека пробуждает конфликты,существовавшие ранее. Сексуальную любовь часто сопровождает сексуальнаяревность. В интимных отношениях любовь и ненависть часто тесно переплетаются.Существуют неизбежные тяготы семейной жизни: трудности, связанные с воспитаниемдетей и работой, усталость, разочарование, сложности проживания в теснойблизости, существенную лепту в этот перечень вносят болезни, финансовыенеурядицы, многочисленные острые и хронические стрессы жизни, вызывающиенапряжение в отношениях и желание найти удобного «козла отпущения»,которого можно было бы обвинить в собственных несчастьях. Одни и те же демоныпреследуют счастливые и несчастные браки. Но в неудачных браках эти демоныконфликтов и гнева постепенно разрушают ткань взаимоотношений, угрожаяокончательно привести в разрыву. В удачных браках те же самые демоны получаютсознательный отпор. Разногласия могут иметь место, но проявления гнева теряютсилу и заглушаются любовью, жалостью, сочувствием и пониманием друг друга,верностью супружескому союзу и убеждением, что семью во время жизненной буринужно защищать. В конце концов, конфликт удерживался под контролем по правилам,которые супруги принимали для его устранения, и благодаря чувству единения другс другом, позволяющему подавить гнев.
Первый важныйшаг для создания безопасного пространства, где сильный гнев можно выразить безстраха за последствия, состоит в том, чтобы открыто договориться, чтовысказывание разных точек зрения («борьба партнеров») не можетразрушить брак. Конечно, такая уверенность эффективна только в том случае, еслипартнеры доверяют друг другу и уверены в крепости своего брака. Хорошийсемейный союз укрепляет «тормозную силу», обеспечивая безопаснуюсдерживающую обстановку, в которой элементы агрессии могут быть выражены безугрозы причинения вреда партнеру и супружеским взаимоотношениям в целом(Winnicott, 1965). Для значительного числа людей ощущение семьи как безопасногоместа, где любовь и гнев могут выражаться без какого-либо страха, являетсячрезвычайно важным. Несколько людей резюмировали эти соображения так:«Внутри семьи я чувствую себя безопаснее, чем где бы то ни было во всеймоей жизни».
Существеннуючасть структуры «безопасного места» составляли правила, принятыеобоими супругами. Физическое насилие всегда было неприемлемым, даже если улюдей были вспышки гнева. Хотя детали отличались в разных семьях, у всех былиправила, которые сурово ограничивали ссоры, например, претензии илинедовольство нужно было высказать в течение двух суток или не проявлять вовсе,или в семье было табу на воспоминания о старых ссорах. Некоторые люди позволялисебе в ссорах портить имущество, в других семьях дикие проявления гнева были неприняты. Во всех семьях были темы, которые не могли быть затронуты при ссорах.В браках, где супруги принадлежали к разным конфессиям, не обсуждались темырелигиозных различий. Большинство людей считало, что любовное приключение можетразбить их брак. Но большинство также различало короткую связь длиной в однуночь, вызванную чувством одиночества, и настоящую измену. Когда случайноекороткое приключение происходило, и об этом узнавал второй партнер, этоприносило серьезные огорчения и скандалы, масштаб которых превышал ожидаемуюреакцию, но все это не содержало по-настоящему серьезной угрозы существованиюбрака. Сохранение двойноговидения
Последняя издевяти задач состоит в способности каждого из партнеров соединять воедино дваобраза супруга или супруги: идеализированный образ, сложившийся во времяухаживания, в который органически вписаны реалистические изменения, происшедшиес самим человеком и его половиной в течение многих лет супружества. Эта задача,может быть, очень сходна с задачей сохранения любви на протяжении жизненногопути, так как она обеспечивает психологический механизм сдерживанияразочарований среднего и старшего возраста.
Способностьсохранять в памяти образы юности помогает удержать чудо влюбленности, прежнегосексуального влечения друг к другу и гордость от того, что рядом с тобой живеттакой удивительный человек, который, конечно, и сам осознает свою неординарность.Эти мощные образы берут свое начало в отношениях и фантазиях раннего детства, вмагии взаимного влечения: отблески света на лице или волосах любимого (илилюбимой), особый тембр голоса. Такие чувственные воспоминания могут остатьсяяркими на протяжении всей жизни. Из материалов исследования стало ясно, чтотакие образы могут сохранять свою силу и аффективную составляющую на протяжениимногих лет супружества до самой старости. Они могут даже стать еще более яркимив старости при надвигающейся угрозе потери любимого человека.
Другаясторона этого двойного образа: каждый человек также должен четко понимать себясамого и своего партнера в условиях реальности настоящего. Это необходимыйпротивовес идеализации партнера. При отсутствии чувства реальности брак можетоказаться как бы в герметичной упаковке, стать оранжереей, в которой один илиоба партнера живут воспоминаниями прошлого. Идеализация, в которую не добавленаизрядная доля реальности, может привести к обожанию героя или героини исентиментальности вместо подлинного уважения и чувства. Более того, брачныеотношения, которые почти не изменяются под влиянием перемен в обоих партнерах,могут ухудшить способности каждого из партнеров адекватно отвечать измененнымпотребностям второго члена пары. Соединенные вместе, образы прошлого инастоящего являются мощным средством, помогающим противостоять разрушениямвремени.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.