Реферат по предмету "Психология"


Специфика работы психологической службы "Центра социальной помощи семье и детям Михайловского района"

Федеральноеагентство по образованию РФ
ГОУ ВПО«Алтайский государственный университет»
Факультетпсихологии и философии
ОТЧЕТ
О прохожденииучебно-ознакомительной практики
Выполнила :
Соврулина Е.С.,3 курс,
Группа 261-п
Инженер попрактике
Одинцова Е.А.
__________(оценка)
__________(подпись)
Руководительпрактики от КГУСО
«Территориальныйцентр социальной
помощи семьеи детям
Михайловскогорайона»
Процкая О.Ю.
Михайловское-2009

Содержание
Введение
Глава 1.Характеристика учреждения
1.1 Структурные подразделения центра
Глава 2.Профессиональные функции психолога
Глава 3. Специфика работы психолога в учреждении социальногообслуживания
3.1. Психологическая служба в учреждении
3.2.Осуществление социального патронажа семей из «группыриска»
3.3 Организация и проведение групповых занятий
3.4.Психологический клуб для безнадзорных детей
3.5 Психологический клуб для учащихся Высшей народной школыдля взрослых
Глава 4.Анализ проведенного мероприятия
Глава 5.Мероприятие для учащихся школы
Заключение
Список литературы

Введение
Цель практики - формирование общего представления опсихологической службе учреждения и ознакомление с профессиональными функциями,должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а такжеиспользуемыми им психологическими методами и технологиями.
Задачипроизводственной практики:
Познакомиться сорганизационной структурой учреждения;
выделить местоорганизации среди других, схожих ей по роду деятельности; основныминаправлениями работы и видами инновационной деятельности учреждения;количественным и возрастным составом коллектива;
Наблюдать задеятельностью психолога в организации и выявить особенности работы системыпсихологической службы; изучить профессиональные функции и должностныеобязанности психолога;
охарактеризоватьвзаимоотношения с учреждениями, с которыми осуществляется профессиональноесотрудничество;
Проанализироватьсодержание, формы и методы работы психолога с коллективом, клиентами и др.;
Изучить системудиагностики, используемой психологом в данном учреждении; особенностисоставления психологической характеристики личности (сотрудника, клиента идр.); особенностями проведения групповой и индивидуальной работы;
Подготовить и провестимероприятие с психологическим содержанием (время, форму, содержание и методысогласовать с психологом и руководителем практики).

Глава 1. Характеристикаучреждения
Краевое государственноеучреждение социального обслуживания – «Территориальный центр социальной помощисемье и детям Михайловского района», сокращённое наименование КГУСО«Территориальный Центр социальной помощи семье и детям Михайловского района».
Основной задачей Центраявляется оказание семьям и детям, а также гражданам, попавшим в труднуюжизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействияулучшении их социального и материального положения, а также психическогостатуса.
Центр осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения,внутренних дел, общественными и другими организациями.
Деятельность центранаправлена на следующие цели:
·    социальноеобслуживание граждан;
·    реализацию правсемьи и детей, защиту и помощь со стороны государства;
·    содействиестабильности семьи как социального института;
·    улучшениесоциально — экономических условий жизни граждан, показателей социальногоздоровья и благополучия семьи и детей;
·    установлениевзаимосвязи семьи с обществом и государством, гармоничных внутрисемейныхотношений.
Для достижения уставныхцелей Центр осуществляет следующие виды деятельности:
·    мониторингсоциальной и демографической ситуации, уровня социально – экономическогоблагополучия семьи и детей;
·    выявление идифференцированный учет семьи и детей, а также граждан, оказавшихся в труднойжизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
·    определение ипериодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе)конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;
·    поддержку семей иотдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственныхвозможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
·    социальнуюреабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
·    оказание помощигражданам, перенесшим психофизическое насилие;
·    участие в работепо профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
·    участие впривлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов,организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы ит.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений(ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциациймногодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальнойпомощи гражданам;
·    внедрению впрактику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости отхарактера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке;
·    проведениемероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличениюобъема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.
1.1Структурные подразделения центра
В состав центра включаютсяследующие отделения:
·    отделениепрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
·    отделениесоциального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
·    отделениесрочного социального обслуживания;
I. Отделение профилактикибезнадзорности несовершеннолетних создано с целью:
Социального патронажадезадаптированных несовершеннолетних, склонных к асоциальным поступкам ипротивоправному поведению.
Социальной помощи детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей.
Организации проведенияпсихолого-медико-педагогического обследования, направленного на установление форми степени социальной дезадаптации.
Разработки индивидуальныхи групповых программ социальной реабилитации. Разработки рекомендаций иосуществлению взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних дляобеспечения преемственности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними вдомашних условиях. В отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетнихведут работу психолог Процкая О.Ю. и педагог — организатор Васина Т.Е.
II. Отделение социальногообслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов:
Отделение социальногообслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначается длявременного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частичноутратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннейподдержке, социально бытовой помощи в надомных условиях.
Обслуживание на домуграждан осуществляется путём предоставления им в зависимости от степени ихарактера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящихв федеральный и краевой перечни гарантированных государством социальных услуг,оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания, а такжеоказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг.
Обслуживание гражданосуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
На работу в Центрпринимаются работники, имеющие специальное образование или специальнуюподготовку. Заведующая отделением Гегель О.Д.
Должность социальногоработника вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, проживающихв городе, и 4 – в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытовогоблагоустройства. Всего работает 20 социальных работников. Их возраст от 20 до40 лет. Социальное обслуживание детей-инвалидов осуществляется социальным работником,должность вводится из расчета обслуживания одним социальным работником троихдетей инвалидов.
III. Отделение срочногосоциального обслуживания:
В отделении срочногосоциального обслуживания ведет работу один специалист Голь Г.В.
Отделение срочногосоциального обслуживания осуществляет оказание гражданам, вне зависимости от ихвозраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера,направленной на поддержание их жизнедеятельности.
Срочное социальноеобслуживание может включать в себя оказание следующих социальных услуг из числапредусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского краясоциальных услуг:
Обеспечение граждан бесплатнымгорячим питанием, в том числе путём предоставления им талонов на питание, илипродуктовыми наборами. Оказание материальной помощи, а также выделение одежды,обуви и других предметов первой необходимости. Оказание юридической помощи,содействие в получении временного жилого помещения.
Деятельность отделениясрочного социального обслуживания строится на сотрудничестве с различнымигосударственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиознымиорганизациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
Отношения междуработниками и администрацией Центра регулируются действующим законодательством.Работники Центра пользуются правами и льготами в порядке, установленномдействующим законодательством.

Глава 2. Профессиональныефункции психолога в Центре социальной помощи семье и детям Михайловского района
Должностные обязанности
На должность психологапринимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности«Психолог».
Психолог осуществляетпрофессиональную деятельность, направленную на сохранение психического исоциального благополучия несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненнойситуации.
Проводит индивидуальное игрупповое психолого-педагогическое консультирование несовершеннолетних сасоциальным поведением и их родителей, на установление форм и степенисоциальной дезадаптации.
Составляетпсихолого-педагогическое заключение на основании проведенных исследований.
Ведет сбор данных осоциально-демографическом статусе клиента, отражая полученную информацию вталоне статистического учета по утвержденной форме.
Разрабатывает мероприятияпо психопрофилактике и психокорекции, на основании психолого-педагогическогозаключения.
Участвует в планированиии разработке развивающих и коррекционных программ для детей и подростков,находящихся в трудной жизненной ситуации, проводимых отделением ПБПН (профилактикабезнадзорности и правонарушений).
Участвует в организации иреализации групп взаимопомощи для подростков с асоциальным поведением,способствующих развитию навыков бесконфликтного общения со сверстниками ивзрослыми, проводимых специалистами отделения ПБПН.
Участвует в организации ипроведении выездных оздоровительных лагерей для детей и подростков сасоциальным поведением, позволяющих организовать досуг несовершеннолетних влетний / зимний период, осуществить полноценный отдых, укрепить их физическоездоровье.
Участвует в разработке и проведениициклов бесед/встреч для родителей, испытывающих затруднение в воспитании детей.
Участвуют в разработке иреализации обучающих семинаров для специалистов социальной сферы, образования,здравоохранения по работе с несовершеннолетними, находящихся в труднойжизненной ситуации и родителями.
Применяет в своейдеятельности современные научно-обоснованные методы психодиагностики иконсультативных методик, направленных на профилактику безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних.
Осуществляетпрофессиональное сотрудничество с общеобразовательными школами, с детскойкомнатой милиции, с медицинскими учреждениями.
Осуществляет связь сосредствами массовой информации.
Ведет документацию вустановленной форме и использует её по назначению.
Психолог несетперсональную ответственность:
За неисполнение или ненадлежащееисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящейдолжностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РоссийскойФедерации, Уставом Центра.
За совершенные в процессеосуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных административным,уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
За причинениематериального ущерба – в пределах, определенным трудовым и гражданском законодательствомРоссийской Федерации.

Глава 3. Спецификаработы психологической службы «Центра социальной помощи семье и детям Михайловскогорайона»
Социальная работа поправу причисляется к помогающим профессиям. «Помощь» — понятие предельноширокое. Общим для всех видов помощи, является умение психолога выстраиватьотношения (с отдельным человеком, группами).
Работа психолога «Центрасоциальной помощи семье и детям Михайловского района» заключается в:
·    Повышениипсихологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, впервую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения.
·    Помощи гражданам,испытывающим трудности в воспитании детей, обучение детей и родителей здоровомуобразу жизни, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов. Созданиев семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятногомикроклимата. Ознакомление с особенностями психологии детского возраста.
·    Выявлении семей идетей, находящихся в социально опасном положении.
·    Патронаже семей,имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия.
А также психолог ведетиндивидуальную работу с семьями, стоящими на учете в комиссии по деламнесовершеннолетних.
С данными семьямипроводятся следующие мероприятия:
1.   Психологическое обследованиеличности, анализа поведения, тестирования для определения оптимального вариантапсихолого-педагогической помощи.
2.   Диагностика психофизического,интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, изучение его склонностей испособностей, степени готовности к обучению в школе.
3.   Психологическая коррекция нарушенияобщения у детей, искажений в психическом развитии ребёнка, неблагоприятных формэмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтныхвзаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительскихустановок воспитания ребёнка, нарушений супружеских отношений.
4.   Проведения тренингов по снятиюсостояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолениянеадекватных форм поведения и другим направлениям.
В обязанности психолога«Центра социальной помощи семье и детям» входят также:
Организация деятельностигрупп взаимоподдержки, создания клубов общения, разработки и проведения цикловбесед, «круглых столов» и т.п.
Участие в методическихобъединениях, конференциях, «круглых столах» проводимых в Михайловском районе.
Оказывается содействие вполучении материальной помощи (через управление по социальной защите)нуждающимся семьям, помощь вещами б/у.
3.1 Психосоциальноеконсультирование
Консультативный прием граждан осуществляется в специальноподготовленном помещении, где расположены удобные кресла, журнальный столик идругие предметы интерьера, создающие уютную и успокаивающую атмосферу.
В самом общем видеконсультирование — это работа с людьми и их взаимоотношениями, направленная на развитиеи поддержку во время кризиса, психотерапию, наставничество или решение проблем.
Цель любойконсультативной помощи должны базироваться на потребностях клиента. Можноговорить о двух основных целях: повышении эффективности управления клиентомсобственной жизнью и развитии его способности решать проблемные ситуации иразвивать имеющиеся возможности.
По окончании консультации специалист назначает дату и времяповторной консультации. Сразу заполняется анкета на клиента, рабочий журнал сописанием содержания работы, применяемых техник и методик, обрабатываютсяпсиходиагностические материалы. При необходимости составляется письменноезаключение с описанием актуального психологического состояния, результатамитестовых методик и социальной ситуации клиента.
3.2Осуществление социального патронажа семей «группы риска»
Патронаж– покровительство, вид социального обслуживания, преимущественно на дому,клиентов, находящихся в социально опасном положении, который заключается впостоянном социальном надзоре, регулярном посещении их места жительства,оказании им необходимой экономической, материально-бытовой,социально-психолого-педагогической поддержке, организации встреч, консультаций,групповых форм работы, посреднических услуг, содействие в решении юридическихвопросов и т.д.
СпециалистыЦентра используют в своей практике различные формы работы с проблемной семьей.
Одной из форм работы социальногопсихолога является поиск и постановка на учёт семей, находящихся в социальноопасном положении.
Во время прохождения производственнойпрактики в центре социальной помощи семье и детям Михайловского района. ПсихологомПроцкой О.Ю. совместно со мной были посещены и поставлены на учет 4 семьинаходящиеся в социально опасном положении.На основесоциального патронажа ведется активная профилактическая работа попредупреждению кризисных проявлений в семейной жизни.
Работа социального педагога и психолога, с родителями изнеблагополучных семей, строится поэтапно. Сигналом к началу таких действийстановится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка вконкретной семье.
1 этап:
— постановка семьи, находящейся всоциально опасном положении, имеющей несовершеннолетних детей, на учет в органысоциальной защиты населения;
На этом этапе специалистами органовсоциальной защиты населения оформляется учетная карта семьи, находящейся всоциально опасном положении, и семья ставится на учет в управление социальнойзащиты населения в муниципальном районе. (Приложение 1)
— выявление степени тяжестикризисного состояния, в котором оказалась семья, либо несовершеннолетний;
Из классических методов сбораинформации (опроса, обследования, наблюдения)
— осуществление сбора начальных сведений о семье, постоянно дополняющихся по мереразвития взаимодействия с ней (анкетирование). (Приложение 2)
Следующий этап — сбор первичной информации о семье: от когопоступила информация, что известно о семье, какая работа проводилась.
Затем шаг — встреча специалиста с неблагополучной семьей (беседа,оценка ситуации: позволяет ли атмосфера в семье оставить ребенка, какие фактывнушают надежду на возможность изменения ситуации, какие — вызывают проблемы).После посещения семьи заполняется акт обследования жилищно-бытовых условий. (Приложение 3)
Важно убедить родителей сотрудничать со специалистами. Главное —установить контакт, чтобы семья видела, что ей хотят помочь. На этом этапецелесообразно проводить социальное расследование, с помощью метода нестандартизованногонаблюдения.
Социальное расследование — это сбор данных о семье и детях.Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составленияпрограммы работы с семьей и оказания помощи детям.
— выявление реакции членов семьи накризис и способность преодолевать его;
— изучение ситуации семейногонеблагополучия;
— сбор психологических,педагогических и медицинских сведений;
— составление предварительныхиндивидуальных заключений.
2 этап:
— обсуждение специалистами имеющихся результатов;
После проведения обследования специалисты выносят на обсуждениесовета по организации работы с семьей проблему конкретной семьи. Заседанияэтого совета проводятся 2 раза в месяц по утвержденному графику. Совет создан сцелью координации работы специалистов СПЦ с различными категориями семей,нуждающимися в социально-педагогическом сопровождении.
— осмысление и оценка ситуации. На совете специалистыеще раз оценивают ситуацию, выявляют основные проблемы семьи и составляют планработы, определяют степень или уровень помощи каждой конкретной семье. Послерешения совета происходит зачисление семьи на социально-педагогическоесопровождение в СПЦ.
На каждую семью заполняется пакет документов позволяющий анализировать состояниеклиента и его проблем, работу с ним, процесс его обслуживания, способствуясовершенствованию деятельности, осуществляемой по отношению к клиентупатронажа.
Пакет документов:
Социальный паспорт семьи, в которомпо датам отражается работа, ход выполнения мероприятий по плану, наблюдение завыполнением обязательств, взятых на себя членами семьи.
Социальный паспорт включает в себяпрограмму индивидуальной профилактической работы с семьёй, с конкретнымимероприятиями в соответствии со своей компетенцией.
Дневник патронажа.В нем обозначаются: дата посещения;периодичность посещений семьи, которые посетили; учреждения, которые посетили;планы на неделю; время встреч с клиентом; цель и результат посещения; динамикавстречи в ходе посещения какие результаты сформировались после выполнениярекомендаций специалиста. (Приложение 3)
3.3 Организацияи проведение групповых занятий
Одной из наиболее эффективных и перспективных форм работы сдетьми и подростками является работа группы само — и взаимопомощи, котораяпозволяет привлечь подростков, из социально неблагополучных семей к различнымвидам деятельности, способствующих развитию личности подростка.
Целью является: профилактика безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних, посредством организации специальныхсоциально-психологических условий для усвоения ими навыков конструктивноговзаимодействия, личностного развития, воспитания гражданственности и здоровогообраза жизни.
Первоначально проводится анкетирование, заполняется основнаядокументация, с целью выявления некоторых основных сведений о личности,социальном окружении подростка, круге интересов, увлечениях, диагностикиисходного состояния, определение потребностей и интересов.
Целевая группа: мальчики и девочки — подростки ввозрасте 10 – 14 лет, из семей стоящих на учете в КГУ СО «Территориальный центрсоциальной помощи семье и детям Михайловского района».
На первых занятияхпринимаются правила работы группы, которые группа и тренер придерживаются напротяжении всего периода работы.
Основными методами работы с данной целевой группой являетсягрупповая и индивидуальная работа с подростками. Индивидуальная работа сподростками проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решениявозникающих проблем.
Групповая работа включаетследующие технологии:
1.беседа,
2.дисскусия,
3.игры (на знакомство исплочение, сюжетно-ролевые, коммуникативные).
4.тренинг (поведения,личностного роста, видеотренинг).
Формирование навыковадекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешениюмежличностных конфликтов с помощью проведения тренингов.
Средствомрешения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры,психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целейгруппы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основекоторых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.
Заключительный этап.
Включает в себязаключительное анкетирование и тестирование с целью диагностики произошедшихизменений в личности и отношениях участников за время работы группы. Подводятсяитоги работы группы, оцениваются приобретенные навыки конструктивного общения,саморегуляции, повышения уровня информированности по вопросам репродуктивногоздоровья, правам и обязанностям личности перед обществом.
3.4 Психологическийклуб для безнадзорных подростков
В Филиале Центрасоциальной помощи семье и детям открыт клуб “Незабудка”. Клуб “Незабудка”- этоместо свободного доступа, предлагающее детям возможность проведенияорганизованного досуга, возможность свободного общения, т.е. место, создающеекомфортную социально-психологическую нишу для детей, в котором становитсявозможным их положительная социализация.
Методы работы клуба:Основными методамиработы с детьми в Клубе являются групповаяи индивидуальная.Индивидуальная работапроводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающихсоциально-психологических проблем у ребят и затруднений в программе по ходуреализации занятия.Групповая работавключает следующие методы и техники:
1.   Настройки (техники, помогающиерасслабиться, собраться с мыслями и настроиться на работу).
2.   Беседы (на выбранную ребятами тему).
3.   Дискусии (круг обсуждения, кругвыяснения эмоционального состояния и переживания).
4.   Игры (разминочные, на снятиеагрессии, на сплочение, коммуникативные, сюжетно-ролевые, проблемные).
5.   Мозговой штурм.
6.   Групповые рисунки, лепка,коллективные поделки.
7.   Чаепитие (создание более теплой иуютной атмосферы, ведутся беседы, отмечаются праздники, дни рождения).
8.   Походы.

3.5 Психологическийклуб для учащихся высшей народной школы Михайловского филиала АГУ «Позитив»
На базе центра социальнойпомощи семье и детям Михайловского района был организован психологический клубдля учащихся высшей народной школы Михайловского филиала АГУ «Позитив».
Клуб «Позитив» — этоместо свободного доступа, предлагающее пожилым людям возможность проведенияорганизованного досуга, возможность свободного общения, т.е. место, создающеекомфортную социально-психологическую нишу для людей пожилого возраста.
Методы работы клуба:Основными методамиработы с пенсионерами в Клубе являются групповаяи индивидуальная.Индивидуальная работапроводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающихсоциально-психологических проблем у пожилых людей и затруднений в программе походу реализации занятия.Групповая работавключает следующие методы и техники:
9.   Настройки (техники, помогающиерасслабиться, собраться с мыслями и настроиться на работу).
10.Беседы (на выбранную тему).
11.Дискуссии (круг обсуждения, кругвыяснения эмоционального состояния и переживания).
12. Тренинг (поведения, уверенногоповедения).
13. Чаепитие (созданиеболее теплой и уютной атмосферы, ведутся беседы, отмечаются праздники, днирождения).

Глава 4. Анализпроведенного мероприятия для подростков, посещающих группу само- и взаимопомощи
В Филиале Центра социальной помощи семье и детям былаорганизована группа само — и взаимопомощи, которая позволяет привлечьподростков, из социально неблагополучных семей к различным видам деятельности,способствующих развитию личности подростка.
В группу само- ивзаимопомощи приглашаются подростки в возрасте 11 – 14 лет, состоящие на учете в КГУ СО«Территориальный центр социальной помощи семье и детям Михайловского района».
В ходе практики мною былпосещен тренинг личностного роста для подростков «Поймисебя».
Возраст ребят от 11- до 14лет, численность 15 человек группа разнополая.
В началекаждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояниеучастников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочьвопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего,необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохоесобытие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось спредыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различныеупражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работев группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определеннойтеме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно необсуждаются.
На первомзанятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимообъяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чембудет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение длявыработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, атакже определения дальнейшего направления движения.
Успехтренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принциповработы группы:
— принцип активностиучастников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры,дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действиядругих участников;
— принциписследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативныепроблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
— принципобъективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивногоуровня на объективированный; при этом средством объективации является обратнаясвязь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участниковгруппы, сообщающих свое отношение к происходящему;
— принциппартнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всехучастников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, атакже соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наноситьудары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
— принцип«здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутныхдействиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
— принципконфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает рискпсихических травм участников.
Средствомрешения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика.Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно этиприемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежитактивный, исследовательский характер поведения участников.
Анализ упражнений:
1-е упражнение- «На старте», посвящено знакомству и установлению контакта ведущего и группы,снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы. Ребятампредоставляется редкая возможность выбрать имя, какое им нравится.
В ходе этогозанятия ребята легко запомнили имена друг друга. Благодаря этому снимается первоначальноенапряжение.
2-е упражнение– «В мире людей», направленно на дальнейшее сплочение группы, повышениекоммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивногообщения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить ккомпромиссному решению и пониманию других людей.
3-е упражнение– В ходе занятия «В море эмоций», произошло расширение знания участников очувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучениюнавыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
4-е упражнение– «В глубине души», посвящено созданию условий для самопознания, погружения всобственный внутренний мир и ориентации в нем.
5-е упражнение– «Прошлое, настоящее, будущее», помогло ребятам для создания условийспособствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей испособов их достижения.
6-е упражнение«Финал», посвящено подведению итогов, закреплению достигнутых результатов,завершению групповой работы, выходу из контакта.
А также былипроведены упражнения разминки. В качестве разминки используются различныеупражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работев группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определеннойтеме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно необсуждаются.
На мойвзгляд, в ходе тренинга «Пойми себя» для подростков удалось создатьусловия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренниймир и ориентация в нем.
Расширениезнания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развитияспособности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражениемсвоих чувств и эмоциональных реакций.
А также формированиюнавыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить ккомпромиссному решению и пониманию других людей.
Способствоватьосознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов ихдостижения. (Приложение 3)
Можносказать, что поведение ребят в начале тренинга было несколько напряженным, замкнутым,но по ходу занятия ребята познакомились друг с другом. Они охотно принималиучастие во всех предложенных упражнениях тренинга. А после его окончаниятренинга не хотели расходиться. Им, было, предложено продолжить своё общение в тренажерномзале.
Анализ проведенного мероприятиядля учащихся высшей народной школы, посещающих клуб «Позитив»
В Филиале Центрасоциальной помощи семье и детям был организован клуб «Позитив» для пожилыхженщин.
В ходе практики япосетила «Тренингпозитивного самовоспитания и уверенного поведения». Возрастпожилых женщин от 55- до 75 лет, численность 15человек.
Тренинграссчитан на 2 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 4часа).
Занятиятренинга послужили отработкой навыков уверенного поведения. Необходимонаучиться отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного.
Упражнение 1.«Три имени»
В ходепервого занятия каждый участник группы представился, используя имена (которыеон написал согласно инструкции на карточках) описывая ту сторону своегохарактера, которая соответствует этому имени, а может быть, послужила причинойвозникновения этого имени. Это занятие способствовало развитию саморефлексии и формированиеустановки на самопознание.
Упражнение 2.«Хвастовство»
В ходевторого занятия каждый участник получил задание похвастаться перед группойкаким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильныхсторонах — о том, что он любит и ценит в себе. Я попыталась на своем примере задатьтон, группе хвастаясь своими лучшими качествами. Участники охотно участвовали взанятии. По окончании всех выступлений группа пришла к выводу, что в процессевыполнения упражнения повышалось настроение.
Итак, второезанятие было направленно на создание условий и формирование навыковсамораскрытия, и совершенствование навыков группового выступления.
Упражнение 3. «Всеобщее внимание»
Участники втретьем занятии должны одновременно любыми средствами, не прибегая к физическимдействиям, привлечь внимание окружающих. Привлечь внимание удалось одномуучастнику, он громким голосом с элементами жестикуляции объявил, что на площадисела будет проведен митинг коммунистов, где будут обсуждаться проблемы пожилыхлюдей.
В концезанятия участники обсудили итоги: по их мнению, внимание привлек громкий голосвыступавшего, ярко выраженная жестикуляция и, наконец, актуальность темы.
Итак, занятие«Всеобщее внимание» способствовало развитию умения соединить вербальные иневербальные средства общения, формирование навыков акцентирования вниманияокружающих за счет различных средств общения.
Упражнение 4. «Неуверенные,уверенные и агрессивные ответы»
Былипредложены различные жизненные ситуации. Каждому члену группы предлагаетсяпродемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивныйтипы ответов. В ходе занятия участники группы научились адекватно, оценивать собственноеповедение, обращать внимание на такие качества, как уверенность илинеуверенность в себе. Сделали вывод, что неуверенное поведение вредит человеку,приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувствавследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений.
Итак, занятие«Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» способствует формированию адекватныхреакций в различных ситуациях. Научились отличать уверенное поведение отнеуверенного и агрессивного «трансактный анализ» ответов иформирование необходимых «ролевых» пристроек.
А также былипроведены упражнения разминки. В качестве разминки используются различныеупражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работев группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определеннойтеме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно необсуждаются.
В ходетренинга позитивногосамовоспитания и уверенного поведения былиотработанны навыки уверенного поведения и саморегуляции, а также всестороннийанализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формированиечувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе, овладениепсихотехническими приемами, направленными на создание положительного образа«Я». (Приложение 5)
По результатам анкетыпредложенной участникам в конце тренинга можно с уверенностью сказать, чтоучастники в целом довольны проделанной работой.

Глава5. Мероприятиедля учащихся 4–х. классов «Защитники земли русской Александр Невский»
А также мной, совместно спсихологом Процкой О.Ю. было разработано и проведено мероприятие для учащихся4а – 4б классов посвященное патриотическому воспитанию «Защитники земли русскойАлександр Невский».
Внеклассный час – общениепо патриотическому воспитанию «Защитники земли русской Александр Невский».
Цель занятия:
Познакомить с биографиейА. Невского. Развить чувство гордости за нашу страну, за наш народ.
Задачи:
·    Обобщитьимеющиеся знания.
·    Расширитьпредставления о великом полководце.
·    Развивать речь ипамять через ответы на вопросы и просмотр фрагментов из фильма.
Занятие рассчитано на 20минут.
План занятия:
·    Знакомство, представление.
·    Обозначение иливводное слово.
·    Основная часть.
·    Подведение итоговв форме викторины.
Здравствуйте, ребята менязовут Екатерина Сергеевна.
Мы рады приветствоватьвас у нас в Центре социальной помощи семье и детям.
Сегодня мы с вами в рамкахклассного часа поговорим об одном из выдающихся полководцев «АлександреНевском».(показ иллюстрации)
Слышал ли кто из вас о КнязеАлександре Невском?
Князь Александр Невский
Князь Александр Невский родилсяв 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича. Уже в 15 лет правил вНовгороде Великом. В первые годы своего правления ему пришлось заниматьсяукреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На рекеШелони Александр построил несколько крепостей. Всеобщую славу молодому князюпринесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры над шведскимотрядом. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
Александр Невский осталсяв истории Руси как великий полководец, сумевший поднять боевой дух русскихвоинов и мужественно броситься на расправу с неприятелем.
И уже наши современникизапечатлели его подвиги с помощью кино.
В 1938 году был снятфильм «Александр Невский» известным русским режиссером С. Эйзенштейн. Музыку кфильму написал ещё один известный человек – композитор Сергей Прокофьев.
·    Посмотримфрагмент из фильма «Князь Александр Невский»
В 1242 году русские войныпод предводительством Александра Невского сразились с немецкими рыцарямиТевтонского ордена. Это произошло на льду Чудского озера, и вошло в историю какледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены.
·    Посмотримфрагмент из фильма «Князь Александр Невский»
А вы знаете ребята, когдабыла великая отечественная война?
Так вот во время великойотечественной войны в 1942 г. был утверждён советский орден АлександраНевского, которым награждались командиры, проявившие личную отвагу.
Викторина:
1.   За что князя Александра назвалиНевским?
2.   С кем сражался Александр Невский наЧудском озере?
3.   Какими качествами характера обладалАлександр Невский?
4.   Кем для русского народа сталАлександр Невский?

Заключение
В ходе прохожденияпроизводственной практики в Краевом государственном учреждении социальногообслуживания – «Территориальный центр социальной помощи семье и детямМихайловского района».
Проанализироваластруктуру организации, основные направления работы центра социальной помощисемье и детям.
Я ознакомилась с основнымицелями, задачами и направлениями деятельности психологической службы Центрасоциальной помощи семье и детям.
Проанализироваласпецифику работы психолога по организации. Проанализировала содержание форм иметодов работы психолога с коллективом, клиентами.
Провела мероприятие тренингличностного роста для подростков.
В ходе тренинга«Пойми себя» для подростков удалось создать условия для формированиястремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
Расширениезнания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развитияспособности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражениемсвоих чувств и эмоциональных реакций.
А также формированиюнавыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить ккомпромиссному решению и пониманию других людей.
Способствоватьосознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов ихдостижения
А так же разработала и провела«Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения» для пожилых людей. Возраст пожилых людей от 55- до 75 лет, численность 15 человек. В ходе тренинга позитивногосамовоспитания и уверенного поведения былиотработанны навыки уверенного поведения и саморегуляции, а также всестороннийанализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формированиечувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе, овладениепсихотехническими приемами, направленными на создание положительного образа«Я».
А также мной совместно спсихологом Процкой О.Ю. было разработано и проведено мероприятие для учащихся4а – 4б классов посвященное патриотическому воспитанию «Защитники земли русскойАлександр Невский».
И на основаниипроделанной работы можно сделать вывод, что в основе работы Центра лежит семьякак социальный институт.
Семья – базисная основа первичнойсоциализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенкомобщественных норм и культурных ценностей. Многообразие форм внутрисемейноговоздействия на ребенка, его непрерывная и длительная вовлеченность в интимные,эмоциональные родственные отношения, диапазон ценностей, осваиваемых им в жизнедеятельностисемьи, составляют ее неоспоримый воспитательный приоритет. Но многие родителивоспитывают своих детей, так как воспитывали их, не осознавая произошедшихперемен, они не могут поддержать социальный климат в своей семье, духовное ифизическое становление своих детей, что в большинстве случаев приводит кнарушению взаимоотношений между ними. Тем более что в нынешних, весьманепростых социальных условиях ресурсов одной семьи порой не хватает дляпреодоления сложных периодов ее жизненного цикла.
Социальные службы могут оказатьродителям эффективную помощь в установлении благоприятных внутрисемейныхотношений. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группыриска» или проблемным семьям, они необходимы каждой семье на определенном этапеее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества ксемье как социальному институту. Важная роль социального работника определяетсяцеленаправленностью, профессиональной грамотностью, учетом интересов и проблемребенка и родителей в процессе оказания помощи семье.
Нужно глубоко понимать особенностидетско-родительских отношений, уметь применять адекватные меры, чтобы прийти напомощь членам семьи, испытывающим разного рода трудности.
Деятельность психолога в Центресоциальной помощи семье и детям Михайловского района заключается в следующем:
·    Консультирование
·    Тренинг
·    Организациякруглых столов
·    Организациягорячей линии в газете
·    Публикации всредствах массовой информации
·    Организация ипроведение групповых занятий
·    Осуществлениесоциального патронажа семей «группы риска»

Списоклитературы
1.  Детскаясоциальная психиатрия для непсихиатров.- СПб.: Питер, 2006.- 416 с.
2.  ДубровинаИ.В., Божович Е.Д. Психологическая наука и психологическая практика.// Вопросыпсихологии.№4, 1983.-168 с.
3.  Здоровьеалтайской семьи. № 1-8, 2008 г.
4.  Итогиреализации проектов, направленных на сохранение здоровья и развития подросткови молодежи в Алтиайском крае в 2000- 2007 гг.-Барнаул, 2007.
5.  МухинаВ.С. Возрастная психология.- Москва: «Академия»,1997 г.
6.  Методикиадресного социального патроната: Научно – методическое пособие.- М.: ГосНИИсемьи и воспитания, 2001 г.,200с.
7.  Прикладнаясоциальная психология./ под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача.- М.: ИПП,1998 г.
8.  Психологиядля жизни.№1-13, январь –февраль, 2007 г.
9.  РоговЕ.Н. Настольная книга практического психолога.Учебное пособие в 2 кн.; М.-изд-во Владос- Пресс,2001 г.
10.            Теорияи праткика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних./авт.-сост. В.В. Зикратов, С.Г. Четверных.// Сборник научно-методическихматериалов: Издание 3-е, испр. И дополн., Барнаул, 2007 г.,354 с.
11.            ЧФ: Социальнаяпедагогика. Деловой журнал для социальных работников и пелагогов, №4, 2008 г.
12.            Школьныйпсихолог.Еженедельная методическая газета для педагогов – психологов, № 16-30, 2008 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.