Казанскийсоциально юридический институт.
Академиясоциального образования.
Факультет:педагогики и психологии.
Специальность:специальный психолог.
Курсоваяработа
на тему:
Спецификаактивного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста.
Выполнила работу:
Студентка 3 курса
Группы 6301
Хмелева Н. М.
Приняла работу:
Корничейнко Т.Ю.
Казань,2008.
Оглавление
Введение
Глава 1
Ø Этапы развитиялексики в норме
Ø Рекомендации дляродителей по обогащению словаря ребенка
Глава 2
Ø Изучениеактивного и пассивного словаря младшего школьника на примере школы № 170
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В современныхусловиях функционирования и развития системы народного образования как никогдаостро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающегопоколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народногообразования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов [5].
Проблема формированиялексического строя речи является одной из самых актуальных проблемсовременной логопедии. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннегополноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легчеему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающейдействительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками ивзрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому такважно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте иправильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Необходимость знаниясостояния активного словаря связана с двумя основными обстоятельствами.Во-первых, при ряде речевых нарушений возникает отставание в накопленииактивного словаря по сравнению со сверстниками. Во-вторых, логопед в ходекоррекции любых нарушений речи, так или иначе обращается именно к активномусловарю ребенка. Данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенностисловаря ребенка при проведении коррекционной работы, а также давать, если этонеобходимо, рекомендации по работе над словарем.
Даннаякурсовая работа посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка — специфика активного и пассивногословаря детей младшего школьного возраста.
Объектомисследования являютсядетимладшего школьного возраста.
Предметисследования — это активныйи пассивный словарь.
Цель исследования:
Определить спецификуактивного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. Изучение специальнойлитературы по проблеме специфики активного и пассивного словаря детей младшегошкольного возраста.
2. Подборка методики составление анкеты для определения объема активного и пассивного словарядетей младшего школьного возраста.
3. Обработка иинтерпретация полученных данных.
4. методик исоставление анкеты для определения объема активного и пассивного словаря детеймладшего школьного возраста.
Этапы развития лексики в норме
Анализпсихологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становленияу детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, втечение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит триосновных этапа. [6]
На первомэтапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам,но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью впоследующем. Это довербальный период.
На второмэтапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенокначинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первыеактивные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этапохватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладеваетречью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими.Это этап развития речевого общения.
На каждомэтапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьмаразнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ееребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный факторвлияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапахстановления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ееразвитии).
Речь каксредство общения, как его операция возникает на определенном этапе развитиякоммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждамиобщения и общей жизнедеятельностью ребенка.
Междупериодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когдаребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многиенедели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевойкоммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь иартикулирующему нужные слова, заговорить? Лишь активность партнера — взрослогочеловека — является тем критическим моментом, который преобразует всю ситуациюдля ребенка, побуждая его к речи.
Взрослыйпредлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком ипрактическое взаимодействие по поводу предмета.
К общению мыотносим лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек,партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, тоэто будет уже предметная деятельность.
Возникновениеактивной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровеньпредложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в концепервого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное квзрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладеваетспособностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающимилюдьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми [10].
Существуюттри основные формы речевых реакций у детей:
Речевыереакции в отсутствии партнера — это наиболее элементарная форма.
Диалог — вразговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечаети наоборот.
Монолог — один из детей говорит в присутствии других.
Наиболеевысокая форма речевого общения — диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение,ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалогаодин ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контактс ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие детитрудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самоесерьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита вдетстве, она и далее останется недостаточной.
Для тогочтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путьпоследовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этапречевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремязаметить те или иные отклонения в этом процессе.
Исследователивыделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному ихназывают, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев [10]прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи,словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет рядпериодов.
Г.Л.Розенгард-Пупко [7] выделяет в речевом развитии всего два этапа:подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев[8] устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
первый — подготовительный — доодного года;
второй — преддошкольный этаппервоначального овладения языком — до трех лет;
третий — дошкольный — до семилет;
четвертый — школьный.
Знаниезакономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностикинарушений речи. «Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду дляустранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальномречевом развитии ребенку в данном возрасте „полагается“ произноситьнекоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием,совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностьюартикуляционного аппарата» [9]. И, наконец, знание законов развития речидетей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить всюкорреционно-воспитательную работу с детьми.1.2. Рекомендации дляродителей по обогащению словаря ребенка
Обогащение словарногозапаса.
Ребенка нужно продолжатьзнакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которыеродители выполняют по уходу за ребенком, признаки предметов и признаки действий[11].
Психологи отмечают, чторечь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, можетвыполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца напирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. Впроцессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названиядействий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому в этомвозрасте больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивнуюдеятельность: крупные разноцветные кубики
Одевая малыша, называйтепредметы одежды, просите принести кофточку, платье, шапочку. Слова следуетупотреблять в их точном значении: не стоит кепку называть шапкой, чашку — кружкой, блюдце — тарелкой. Стоит помнить, что лучше сразу научить правильно,чем потом переучивать, тем более что бытовой словарь усваивается именно впериод от года до двух лет.
Расширению пассивного иактивного словаря ребенка способствуют игры-шутки с названиями вещей,находящихся в комнате. Взрослый на вопрос ребенка: «Что это?» (атакие вопросы малыши обязательно будут задавать после полутора лет), отвечаетнеправильно. «Что это?» — спрашивает ребенок и показывает нанастольную лампу. «Стульчик», — говорит взрослый. Ребенок несоглашается. «Столик», — снова неправильно отвечает взрослый.Убедившись, что малыш опять не согласен, в третий раз правильно называетпредмет. В такой игре развивается мышление, способность понимать шутку, умениеотличать правильный ответ от неправильного.
Можно поиграть в подобнуюигру, когда взрослый первый задает вопрос. «Это стул?» — спрашиваетон и показывает на кровать. Когда малыш ответит отрицательно, можно опятьуказать не на тот предмет, и только в третий раз предъявить нужную вещь.
Очень важным моментом дляразвития активной речи является побуждение детей к ответу. Если же взрослый ненастаивает на ответе, довольствуется только выполнением действия, то можетобразоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи, и тогдавместо ожидаемого умения говорить после одного года придется ждать до двух-двухс половиной лет.
Рассматриваниекартинок.
В первой половине второгогода малыша нужно начинать приучать рассматривать картинки в книжках. Для этоголучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большуюпредметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу картинки, апри повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т. д.Убедившись, что малыш знает названия картинок, можно спросить его: «Чтотут нарисовано? А это кто?» Обязательно нужно сопоставлять разныеизображения одного и того же предмета, чтобы ребенок выходил на первый уровеньобобщения.
Для дифференциацииназваний сходных предметов (например, имеющих одинаковую форму — круглые) тожеполезны сопоставления, рассматривание таких картинок парами. Происходитобучение элементарному способу сравнения предметов с нахождением отличного.Пусть этот процесс будет осуществляться только взрослым: «Посмотри, этояблоко, а это апельсин. Яблоко зеленое, а апельсин оранжевый». Также можносравнить яблоко и воздушный шар.
Игры с игрушками.
Игра «Улетелаптичка». Цель:развитие глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы.
Для игры нужна игрушка-изображениекакой-нибудь птички, лучше озвученная, чтобы птичка могла «петь».Взрослый прячет птичку так, чтобы ее нельзя было сразу заметить, лучше навысокое место, на шкаф или на полку, и спрашивает малыша: «Где нашаптичка? Куда она улетела?» Затем вместе ищут птичку, ребенок на руках увзрослого, Когда малыш найдет птичку, взрослый изображает, как птичка слетаетсо своего места и прилетает к ребенку. При этом произносятся приставочныеглаголы: прилетела, слетела. Далее ребенок показывает, по просьбе взрослого,как птичка поет (нажимает ей свисток), и играет с птичкой самостоятельно.
Так же можно играть сзайцем («Ускакал наш зайчик»), с черепашкой («Уползлачерепашка»), с собачкой («Убежала собачка»). В пассивную, азатем и в активную речь ребенка будут введены слова, обозначающие сходныедействия, в частности, глаголы движения.
Играя сигрушками-зверьками, не забывайте сказать малышу, как передвигается этотзверек, как голос подает, какого цвета у него шерсть. Очень хорошо будет, еслидети узнают, что конечности у зверей — это лапы, у птиц – крылья.
Развитиеграмматического строя речи.
Когда в речи ребенканачнут появляться первые фразы, полезно давать им образцы оформленныхдвусоставных предложений. Все «детские» фразы переводятся награмматически оформленный язык: «Дзика би-би», — говорит ребенок.«Правильно, машина едет», — соглашается взрослый. Если бытьпоследовательным в таких разговорах с ребенком, скоро можно будет убедиться,что малыш продвинулся в оформлении фразы и начал использовать окончания. Затемфраза распространяется до трех слов с помощью прямого дополнения: «Мамамоет чашку», «Папа читает книгу». Предложения с такой структуройчасто встречаются в бытовой речи и поэтому воспринимаются, а затем начинаютупотребляться довольно рано. Чтобы развить умение ребенка строить фразу из трехслов с прямым дополнением, нужно, во-первых, сопровождать речью такие ситуации,когда можно употребить эту структуру. Например, малыш строит башню из кубиков.Мама восхищается: «Костя построил башню!» Или папа приглашает ребенкарассматривать картинки в книге: «Сейчас папа почитает книгу. Несикнигу». Во-вторых, нужно учить ребенка называть деятеля, действие и объектдействия при рассматривании простой сюжетной картинки. С данной структуройудобно составлять предложения по сюжетным картинкам, изображающим, кто что ест.
/>
Родительный падеж спредлогом «У» закрепится в речи, если малышу показывать картинки, накоторых нарисованы животные с детенышами. «Вот кошка. У кошки котенок. Вотсобачка. У собачки щенок».
Понимание формыдательного падежа возникнет, если часто пользоваться такими конструкциями:«Иди к маме», «Дать Ване кашки?», «Принеси папегазету», «Дай бабушке очки» и т. д. Малыша, выполнившегоподобные просьбы, надо похвалить, приговаривая: «Молодец, помог папе,бабушке». В активную речь данную форму можно вводить с помощью вопросов,предполагающих возможность выбора: «К папе или к маме пойдешь наручки?», «Бабушке или дедушке покажешь картинку?» Можно играть смалышом в мяч, перекатывая его по ковру друг к другу и сопровождая игру речью:«К Машеньке покатился мячик. А теперь к маме. Опять к Машеньке. А сейчас кмаме». Скоро и ребенок начнет повторять это сопровождение. Кстати,называть ребенка в этом возрасте надо только по имени, не употреблятьместоимений. Малыш вас не поймет, если ему сказать «ты». Себя он тоженазывает в третьем лице по имени.
Для развития пространственныхпредставлений ребенка нужно научить понимать значения предлогов на, в, над,под, около, у, за. Это обучение происходит во время игр с пирамидками,кубиками, матрешками, мячами. «Поставь маленький кубик на большой. Достаньмяч из-под стола. Уложи куклу в кроватку. Возьми книжку со стола и принесимаме». После игры попросите ребенка убрать игрушки: машинку поставить наполку, книжки сложить в шкаф, кубики собрать в коробку. Во время свободной игрымалыша с игрушками уже можно спросить, где у него мишка, на чем стоит матрешка,куда спрятался зайка, то есть побуждать к использованию предлогов в активнойречи.
Игры с речевымсопровождением.
К двум годам малышиспособны играть в простейшие подвижные игры: они обожают прятаться, играть вдогонялки, в игры, сопровождающиеся рифмованными текстами. Дети двигаются,выполняют какие-либо действия по правилу, сформулированному в тексте потешки.Таким образом, развивается понимание речи, формируется регулирующая функцияречи, происходит развитие непроизвольной памяти. Многие потешки и приговорки,необходимые в игре, дети повторяют вместе со взрослыми (на начальных этапах — добавляют последнее слово к каждой строчке, а затем произносят и всю потешку).
Игра «Собачка, нелай»
Цель: воспитаниеслухового внимания, развитие умения играть в ролевые игры, тренировка голоса.
Описание игры. Одинребенок — «собачка», он становится в центр круга, остальные играющие- «уточки», они водят хоровод, взрослый произносит потешку: «Ты,собачка, не лай, Наших уток не пугай, Утки наши белые Без того несмелые.»
После этих слов«собачка» лает, а «утки» разбегаются в разные стороны.
Игра«Улитка»
Цель: воспитаниеслухового внимания, развитие понимания речи, умения выполнять действия пословесной инструкции.
Описание игры. Ребенок — улитка. Взрослый говорит текст потешки, а ребенок должен выполнять действия походу произнесения потешки. «Улитка-улитка, калитка закрыта. Приоткройнемножко — покажи нам рожки!»
Соответственно словампотешки, ребенок закрывает лицо двумя руками, приоткрывает немного лицо,«делает рожки» пальцами.
Игра «Влесу»
Цель: воспитаниеслухового внимания, тренировка мышц губ, развитие силы голоса.
Описание игры. Взрослыйводит с ребенком хоровод, приговаривает стишок: «Летом Вова и Марина В лесходили за малиной. Они кричали в лесу...».
Ребенок должен громкокрикнуть ау!
Для развитияфонематического восприятия нужно играть в игры с привлечением слуховоговнимания, например, «Жмурки с голосом».
Малышу завязывают глаза,затем отходят от него подальше и подают голос. Ребенок должен поймать играющихи узнать по голосу, кого он поймал.
Игра «Гдезвенит»
Цель: развитие слуховоговнимания на неречевой звук. Эту игру тоже проводят с завязанными глазами,только вместо голоса подают звуковой сигнал колокольчиком или погремушкой.Малыш должен пойти в том направлении, откуда слышится сигнал, пойматьвзрослого.
Чтение ребенку первыхкниг.
На втором году жизнипроисходит встреча малыша своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событиебыло ярким и запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желаний игрушкоймалыша.
Первые книжки и должныбыть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками. Вначале книжкисодержат минимум текста, Только подписи к картинкам. Смотрите с малышомкартинки, читайте подписи к ним. Первыми книжками для чтения должны статьнародные потешки, так как ребенку легче воспринять именно данные тексты, гдемногие песенки, прибаутки, считалки он уже слышал от мамы в устном исполненииили в виде песенок. В текстах потешек очень много слов, приближенных к детскойречи: киса, зайка, петя (петушок), что тоже облегчает понимание текстаребенком. Кроме того, большинство потешек построены в форме диалогов, этим ониблизки к разговорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешкисодержат много повторов, что улучшает их понимание.
Потешки ценны не толькопотому, что доступны для восприятия маленького ребенка. Еще одно важноекачество потешек — наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтениетаких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематическогослуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легчезакрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение.Словом, потешки — это готовые образцы речи, доступные детям и помогающиеразвитию речи.
Предлагаем вам русскиенародные потешки, считалки, прибаутки, которые можно использовать в играх смалышами.
«Петушок, петушок,Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка. Что ты рано встаешь,Что ты громко поешь, Ване спать не даешь?»
«Из-за леса, из-загор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внукина козлятках.»
«Тили-бом! Тили-бом!Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом! Кошка выскочила,Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом.»
«Заяц белый, кудабегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл по кустам. Куда клал? Подколоду. Кто брал? Родион. Выйди вон!»
«Вышла кисонька намост, Четыре лапы, пятый хвост, Бархатная спинка, в лапке хворостинка. — Кисонька-мурысонька, Откуда ты пришла? — Целый день я, кисонька, гусятпасла!»
«Сидит, сидит зайкаПод кустом, под кустом. Охотнички едут по кустам, По кустам. — Вы, охотнички,скачите, На мой хвостик поглядите. Я не ваш, я ушел!»
Кроме текстов потешек,малышам второго года жизни можно читать русские народные сказки«Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»,«Теремок»
Развитие мелкоймоторики руки
Ученые установилизакономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости отстепени развития тонких движений пальцев рук. Эта роль пальцев была известнаочень давно. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как«Ладушки», «Сорока»… Дело в том, что в головном мозгедвигательная речевая область является частью общей двигательной области
Существуют игры, которыепредусматривают соединение движений пальцев с речью.
Игра «Большаку — дрова рубить»
Перебирают по очередипальчики ребенка и приговаривают:
«Большаку — дроварубить, А тебе — воды носить (указательный), А тебе — печь топить (средний), Атебе — кашу варить (безымянный), А малышке — песни петь (мизинец), Песни петьда плясать, Родных братьев потешать.»
Для формирования четкихкоординированных движений пальцев используют игру «Пальчик-мальчик, где тыбыл?»
Под текст потешкивзрослый выполняет следующие движения пальцами ребенка: прижимает большой палецк остальным пальцам по очереди, начиная от указательного:
«Пальчик-мальчик,где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцемкашу ел, С этим братцем песни пел» [11].
Изучение специфики активного ипассивного словаря младшего школьника на примере школы № 170.
Список слов дляопределения объема словаря.
Методика предназначенадля оценки объема активного словаря школьников и подростков.
Необходимость знаниясостояния активного словаря связана с двумя основными обстоятельствами.Во-первых, при ряде речевых нарушений возникает отставание в накопленииактивного словаря по сравнению со сверстниками. Во-вторых, логопед в ходекоррекции любых нарушений речи так или иначе обращается именно к активномусловарю ребенка. Данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенностисловаря ребенка при проведении коррекционной работы, а также давать, если этонеобходимо, рекомендации по работе над словарем.
Инструкция: «Прочитай, пожалуйста,слова в этом списке и отметь только те, которые тебе известны и которыми тыпользуешься в своей речи. После того как ты это сделаешь, тебе надо будетобъяснить смысл некоторых слов из тех, которые ты отметишь».
Анализ результатов:Подсчитывается количество отмеченных слов и производится их сравнение снормативными данными, полученными на выборке из 190 учащихсяобщеобразовательной школы. Различие между мальчиками и девочками отсутствует[12].
Среднее количествознакомых слов в зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологии.
Возраст, лет. 7 8 9 10 11 12 13 14 Норма (А) 30,5 34,7 48.3 51,1 73,3 74,9 86,787,5 Ежегодная прибавка словаря Норма 4,2 13,6 2,8 22,3 1,6 11,8 0,8
Таблица 1
Результаты исследованияобъема словаря.Уровень развития 1 «А» 1 «Б» 1 «В» 1 «Г» Количество детей Количество детей Количество детей Количество детей Высокий 4 5 5 4 Средний 13 12 11 11 Низкий 5 5 6 5
В продолжении данноготеста была проведена методика «назови слова», данная методика более глубокораскрывает словарный запас ребенка.
Представленная далееметодика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы, и проситсамостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой изперечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнениевсего задания – 160 секунд.
1. животные
2. растения
3. цвета предметов
4. формы предметов
5. другие признакипредметов, кроме формы и цвета
6. действия человека
7. способывыполнения человеком действия
8. качествавыполняемых человеком действий
если ребенок самзатрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называяпервое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенокназвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. Очень высокийуровень
8-9 баллов – ребенокназвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. Высокийуровень
6-7 баллов – ребенокназвал от 30 до 34 различных слов, связанных с различными группами. Среднийуровень
4-5 баллов – ребенокназвал от 25 до 29 слов из различных групп. Средний уровень
2-3 балла — ребенокназвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. Низкий уровень
0-1 балл – ребенок назвалза все время не более 19 слов. Очень низкий уровень.
По данной методике былопро диагностировано 47 школьников начальных классов, были получены следующиеданные 18% низкий уровень развития, 68% показали средний уровень развитиясловарного запаса, 14% показали высокий уровень развития.Анализ анкетирования
Нами, совместно спреподавателями, была разработана анкета для выявления уровня развития речидетей младшего школьного возраста, и было проведено исследование средиродителей детей начальных классов школы № 170. Основными задачами были:
· Выявитьвовлечение родителей в развитии правильной речи детей;
· Определениенеобходимости профилактических мероприятий по развитию словаря ребенка;
· Выявить .
Анкета содержит следующиевопросы касающиеся содержания словаря ребенка, причин не соответствииповседневной речи ребенка и его родителей, выявление необходимостидополнительных занятий в школе, влияние окружения ребенка на развитиесловарного запаса и т.д.
Было проведено анкетирование среди родителей детей младшего школьноговозраста.Всего принемало участие в анкетировании 74родителя. Проанализировав основныеданные исследования, обращают на себя внимание следующие моменты: 40,6% родителей считают, что ребенок часто употребляет слова, которые неиспользуются в повседневной речи в семье. Пытаютсяисправить речь ребенка 82%. Слова«паразиты» констатируютсяу 46,6% детей, помнению их родителей. 72,3% родителейобращают внимание на построение предложений в речи ребенка. По мнению родителей оказывают наибольшее влияние наформирование словаря ребенка 49,4% средство массовой информации, 72,4% родители, учителя 65,4% и 73,9% друзья и одноклассники. На вопрос: “Нужны ли вшколе специальные занятия по развитию правильной речи?” родители ответили следующим образом: 57,2% считают, что такого рода занятия необходимы, 42% считают, что занятия по развитию речи не нужны.
С полученными даннымиознакомлен преподавательский состав школы № 170.
Заключение
К.С. Аксаковписал: «Слово — есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словоесть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, ноособенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можноуспешнее овладеть прекрасным даром.
Теоретическойи методологической основой курсовой работы являются
Результатыпроведенных исследований
Список используемойлитературы
Методичка двух авторов
Методические рекомендациидля студентов по написанию и оформлению рефератов, курсовых и квалификационныхработ по специальности «Логопедия». Корничейнко Т.Ю., Закирова Р.Ю,- Казань: ТГГПУ,2006.- 35с.
Книга одного автора
Методика формированияначального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2007.-176 с.
Многотомные издания
Методы обследования речиу детей (пособие по диагностике речевых нарушений) Под общей редакциейпрофессора Г.В. Чиркиной. – 4е издание, — М.: АРКТИ,2005. 240 с.
Книга более двух авторов
Основы логопедии спрактикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений. Под редакцией Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. – 200 с.
Многотомное издание
Справочник подошкольному воспитанию. — М., 1980. 34.
Книга двух авторов
ФиличеваТ.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
Статьи изжурнала или сборника. Серия статей вжурнале «Дефектология» за 1985 — 1986 гг. Т.Б. Филичивой и Г.В.Чиркиной.
Книга одногоавтора Леонтьев А.А.Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
Книга одного автора Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
mother.ru/logoped/
de.uspu.ru/Technology_and_entreprise/Metodes/GSE/
Книга двух авторов
Р.Римская, С. Римский,практическая психология. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.-400 с., 4 л. Ил.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Просим Вас ответить навопросы связанные с выявлением уровня развития речи ребенка. Ваши ответы оченьважны и помогут для дальнейшей работы специалистов.
Анкету разработалпсихолог общеобразовательной школы № 170.
Инструкция:
Внимательно прочитайтекаждый вопрос и предлагаемые ответы, выберите ответ наиболее соответствующийВашему мнению, запишите его на отдельном листке.
Заранее благодарим засотрудничество проведения опроса.
1. Фамилия, имя,отчество ребенка.
2. Дата рождения.
3. Часто ли ребенокупотребляет слова, которые не используются в повседневной речи в Вашей семье.
4. Пытаетесь ли Выисправить речь Вашего ребенка, как Вы это делаете?
а) Запрещаете произноситьопределенные фразы, слова.
б) Ругаете ребенка забрань.
в) Игнорируете речьВашего ребенка.
5. Присутствуют ли вречи Вашего ребенка слова «паразиты» (типа, айда, вот и т.п.), какие?
6. Обращаете ли Вывнимание на построение предложения в речи ребенка?
7. Кто, по Вашему мнению,оказывает наибольшее влияние на формирование словаря ребенка?
а) Родители.
б) Учителя.
в) Одноклассники.
г) Друзья.
д) Средство массовойинформации.
8. Нужны ли в школеспециальные занятия по развитию правильной речи.