Реферат по предмету "Психология"


Социальная психология 2

--PAGE_BREAK---        на уровне свойств личности необходимо прежде всего формировать волевые качества (настойчивость, самообладание, самостоятельность, смелость, целеустремленность), активность личности, мотивацию достижения, уверенность в себе, оптимальную самооценку, высокий самоконтроль и т.д.
Т.е., в общем и целом, необходимо сформировать адаптивную личность, способную быстро приспосабливаться к меняющимся и усложняющимся условиям с минимальными затратами, с повышением качества деятельности.
2.      Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.
3.      Совершенствование регуляторных механизмов психики спортсмена
с целью повышения результативности в сложных условиях соревнованиях
при минимальных потерях (научить спортсмена регулировать свои предсоревновательные состояния).
4.      Формирование адекватных отношений у спортсменов к спортивной
жизни, конкретно:
-        к тренировочным нагрузкам;
-        к спортивному режиму;
-        к условиям соревнований;
-        к своим психофизиологическим состояниям;
-        к спортивным успехам и неудачам;
-        к тренеру и т.д.
5.      Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде (формирование оптимальных межличностных отношений).
6.      Помощь тренерам в обучении технике спортивных упражнений.
7.      Помощь спортсменам и тренерам в избавлении от вредных привычек.
Специальная психологическая подготовка спортсменов и тренеров -это управление состоянием и поведением спортсмена (а иногда — и тренера) в тренировочном процессе и в ходе соревнований. Чем меньше общая психологическая подготовка, тем важнее — специальная.
Задачи специальной психологической подготовки:
1.      К учебно-тренировочному занятию.
2.      К конкретному соревнованию.
3.      К конкретному выходу в процессе соревнования.
4.      Секундирование взаимодействие в процессе выступления).
5.      Помощь в восстановлении после тренировки или соревнования.
6.      Помощь в переживании успеха или неудачи на соревновании.
Конечно, все многообразие педагогической деятельности не может быть умещено в эти 18 задач, сведенных в 3 группы. Тем не менее, предложенный список, включая в себя большинство из них, может служить отправным моментом для планирования психологической деятельности как самого психолога, так и тренера, выполняющего его функции.
Средства решения этих задач и должны лечь в основу психологического образования педагогов, а также повышения их квалификации.
Тема № 2. Психология деятельности тренера
Структура педагогической деятельности тренера включает в себя следующие элементы: мотивация — средства — результат.
Мотивация включает в себя потребность, мотивы, направленность, ценностные ориентации.
Для успешно работающих тренеров характерна высокая выраженность следующих показателей мотивации:
-        потребности в профессиональной деятельности;
-        мотивы достижения (а не избегания неудачи);
-        направленность на взаимодействие с другими людьми и на саму деятельность (а не на себя);
-        ценностные ориентации — «интересная работа», «личностный рост», «межличностные контакты и общение», «профессиональные качества», «известность».
Психологические средства деятельности образуют две подструктуры:
-        способностей к тренерской деятельности (мастерства — знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств — познавательных процессов, свойств темперамента, черт характера);
-        способов деятельности (ее стратегий и индивидуальных стилей). Результат профессиональной деятельности включает в себя:
-        успешность — по показателям оценки продукта деятельности тренера — образовательной, воспитательной, оздоровительной и соревновательной;
-        удовлетворенность деятельностью.
Специфика педагогической деятельности тренера. Специфика педагогической деятельности:
1.      Изменяющийся объект деятельности тренера — ученик (человек в его постоянном развитии).
2.      Высокая степень ответственности за результат деятельности.
3.      Зависимость успеха как от отношения педагога к ученикам, так и от отношения занимающихся к педагогу…
4.      Яркая выраженность творческого характера.
5.      Частые эмоциональные переживания, которые могут приводить к значительным нервным перегрузкам.
Деятельность тренера имеет ряд существенных отличий даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры. Специфика деятельности тренера:
1.Сильнее выражена его спортивная специализация.
2.Частые поездки и деятельность в непривычных условиях (например, соревнования на чужом поле, при минимальном комфорте, в отрыве от семьи).
3.Необходимость широкого общения (с учащимися, с администрацией, с коллегами, с родителями учащихся, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами),
4.У спешность деятельности определяется не по его достижениям, а по спортивным достижениям его учеников.
5.Высокая конкурентность (тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних).
6.Высокий уровень эмоционального напряжения на соревнованиях.
7.Относительно высокая вероятность получения травм (при показе, страховке и т.д.).
8.Нерегламентированный характер деятельности.
9.Вероятность «потерять» ученика, в том числе — перспективного (спортсмен имеет возможность поменять тренера).
10.Противоречия ожиданий от учеников тренера: руководство и болельщики — высоких спортивных результатов, а родители (иногда и сами спортсмены) прежде всего — воспитательного эффекта и улучшения здоровья.
Содержание профессиональной деятельности тренера по спорту
Задача деятельности — это «цель, поставленная в конкретных условиях» Цель педагогической деятельности реализуется посредством постановки таких задач, как обучение (формирование необходимых знаний, умений и навыков) и воспитание (формирование жизненно необходимых свойств личности). Эти задачи являются общими для всех видов педагогической деятельности. В спортивной деятельности существуют специфические (особенные) задачи:
-        выявление предельных возможностей человека;
-        улучшения здоровья занимающихся;
Эти две задачи, в связи со спецификой спортивной деятельности, нередко выступают как антагонистические.
Итак, основными задачами деятельности тренера являются: образовательная, воспитательная, оздоровительная и соревновательная, которые должны осуществляться более или менее равномерно.
Функции тренерской деятельности:
Главными функциями профессиональной деятельности тренера являются обеспечение тренировочного и соревновательного процесса своих спортсменов (это главные функции). Однако эти глобальные функции осуществляются посредством более конкретных и более частных функций, таких, как:
1.      гностическая — включает познание тренером новейших достижений в теории и практике данного вида спорта, а также познание своих учеников и себя как профессионала;
2.      диагностическая — подразумевает периодическое изучение различных сторон подготовленности спортсмена, как к общей (физической, технической, тактической), так и к конкретному соревнованию и даже выходу;
3.      коммуникативная — наиболее эффективная реализация общения со спортсменами и другими людьми (руководством, коллегами, журналистами);
4.      конструктивная — построение композиции тренировочного занятия, которая находит отражение в его плане-конспекте;      г г .
5.      мотивирующая — осуществление агитационной деятельности по привлечению детей в свою секцию, по формированию и поддержанию мотивов спортивной деятельности у спортсменов;
6.      научно-практическая — получение необходимой информации о задачах и средствах подготовки спортсменов на основе результатов их исследования;
7.      организаторская — работа со спортсменами по реализации запланированных тренером задач (отмеченных в плане-конспекте занятия);
8.      представительская — присутствие тренера на заседаниях вышестоящих органов (для подачи заявок на участие в соревновании, жеребьевки, проведения медосмотра и так далее);
9.      планировочная — планирование учебно-тренировочной работы и тактики поведения спортсмена в предсоревновательный период;
10.    психологическая — постановка и осуществление тренером задач психологического обеспечения деятельности спортсменов;
11.    самосовершенствования — работа над совершенствованием своего поведения с целью обеспечения наибольшей эффективности спортсменов (например, совершенствование навыков саморегуляции эмоциональных состояний в ходе соревнования);
12.    секундантская — управление спортсменами в процессе соревнования;
13.    судейская — организация и проведение соревнований (учебно-тренировочных, товарищеских, показательных и прочих), разработка положений о соревнованиях, их судейство, обучение спортсменов судейству;
14.    хозяйственная — решение вопросов приобретения спортивного инвентаря, спортивных снарядов и обмундирования, их ремонт, организация мест для тренировок и соревнований;
15.    экспертно-оценочная — оценка спортивных достижений спортсменов в сравнительном аспекте с учетом предварительного прогноза их спортивных возможностей.
Тема № 3. Общая психологическая подготовка. Формирование спортивно важных качеств и мотивации спортсменов
Общая психологическая подготовка — это особо важный специфический процесс формирования значимых для конкретного вида спорта признаков у спортсмена или тренера (иногда называют «волевой подготовкой», в силу значимости волевых качеств в спортивной деятельности).
Формирование спортивно важных качеств у спортсменов.
Несмотря на постановку воспитательных задач в конспектах учебно-тренировочных занятий, средства их решения как правило не приводятся. В качестве таких средств выступают элементы обучения (воспитывающего обучения). Таким образом воспитательная функция реализуется как бы «попутно», по мере выполнения других функций. Нам необходимо знать психологические рекомендации по выполнению воспитательной работы тренерами.
Формирование качеств — это задачи педагогики. Однако необходимо в процессе учебно-тренировочной деятельности учитывать некоторые психологические рекомендации:
1.      При постановке воспитательных задач необходимо учитывать:
-        степень значимости интересующего нас свойства в данном виде спорта;
-        уровень его сформированное™ у спортсмена.
2.      В полной мере помогать спортсменам, особенно юным, ставить спортивные и жизненные цели (перспективные, промежуточные, конкретные).
3.      Поддержка более полного использования возможностей самовоспитания.
4.      Использовать косвенное убеждение:
-        убеждение через другого спортсмена;
-        убеждение другого спортсмена в присутствии первого.
5.      Использовать положительное влияние на ученика через референтную группу (или группировку).
6.      Создание специальных условий в которых спортсмен выбирал бы наиболее желательные формы поведения (основной же ошибкой является преобладание воспитания словом над воспитанием «делом»).
Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.
Мотив — это осознанное влечение, объясняющее — почему человек чего-либо хочет.
Группы мотивов спортивной деятельности:
-        мотивы, направленные на результат (стать чемпионом, выполнить разряд, выступить лучше другого спортсмена и т.д.);
-        на процесс (спортсмен занимается спортом, т.к. ему это нравится);
-        на самосовершенствование организма (укрепление здоровья, улучшение фигуры, развитие двигательных и качеств) и характера (укрепить волю и т.д.);
-        на общение (приобрести много новых друзей и круг общения);
-        на материальное вознаграждение (получение формы, бесплатного питания, возможности путешествовать, освобождения от учебы или работы, а в спорте высших достижений и финансовой поддержки).
-        мотивация долженствования (часто юный спортсмен занимается спортом, потому что «так надо», в чем его убеждают родители, тренер, учителя и т.д.).
Формирование мотивов спортивной деятельности — это процесс создания, изменения системы личных потребностей и целей, побуждающих к занятиям спортом. Осуществляется за счет:
-        формирования влечений к спорту посредством увеличения когнитивной сложности — получения большого объема информации о спорте, ярких впечатлений и личного позитивного опыта, связанного со спортом;
-        содействия осознанию данных влечений через знакомство с основными видами мотивов спортивной деятельности.
Для поддержания мотивов спортивной деятельности необходимо: а). Создавать однородные по физической подготовленности и психологическому складу группы.
б). Показывать реально достигнутые результаты в спортивной деятельности.
в). Ставить далеко отставленные цели в спортивной деятельности (очередной успех лишь как ступенька на пути к высоким результатам).
г). Развивать традиции, ритуалы поведения в данной команде.
д). Проводить мероприятия, прямо не связанные со спортивной деятельностью.
е). Афишировать достижения каждого спортсмена, вести внутреннее негласное соревнование или же график личных достижений.
ж). Проявлять одинаковый интерес к личности каждого спортсмена.
з). Учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов, их интересы и потребности, проявлять доверие и веру в каждого, поощрять работу над собой.
и). Допускать элементы самостоятельности в организации спортивной деятельности с целью повышения личной ответственности каждого.
к). Демонстрировать демократический стиль руководства, развивать коллективное самоуправление в команде.
л). Стремиться к созданию ситуаций, приносящих позитивные эмоциональные переживания, к преобладанию поощрений над наказаниями.
м). Стремиться к внесению элементов разнообразия в учебно-тренировочных занятиях.
н). При создании новых секций учитывать интересы занимающихся, и именно этим должен быть определен преобладающий вид двигательной активности.
о). Постоянно работать над собой, уходить от затрапезности, чтобы сам факт общения с тренером являлся стимулом для спортсмена к совместной работе.
Тема № 4. Общая психологическая подготовка. Совершенствование саморегуляции и формирования адекватного отношения спортсменов
к спортивной жизни
Способы совершенствования саморегуляции спортсмена:
1.      Использовать метод упражнения, создавать повторяемость ситуации, которые оказывают неблагоприятное воздействие на спортсмена с целью его привыкания к ним (метод упражнения).
2.      Моделирование условий, приближенных к условиям соревнований.
3.      Вырабатывать индивидуальный стиль саморегуляции неблагоприятных состояний с учетом личных особенностей спортсмена.
4.      Обучение методам саморегуляции эмоциональных состояний (аутотренинг, внушенный отдых, релаксация, дыхательные упражнения и т.д.).
Принципы формирования адекватного отношения:
1.      Активность спортсмена, понимание им необходимости изменить свое отношение.
2.      Использование таких личностных особенностей, как развитое воображение, внушаемость.
3.      Доверие к личности и компетентности изменяющего отношение.
4.      Использование техник эффективного воздействия на личность.
Средства формирования адекватного отношения спортсменов к спортивной жизни:
1.      Убеждение — логическое обоснование какого-либо суждения с целью
добиться согласия с определенной точкой зрения.
Требования к убеждению: логичность, четкость, простота. Методы убеждения: рациональная терапия — составление списков позитивных и негативных ожиданий с последующим их «взвешиванием».
2.      Внушение — создание, изменение или подавление установок личности
через подсознание, рассчитано на некритическое восприятие информации.
Требования к внушению: максимальное доверие к личности внушающего, использование специальных техник.
Методы внушения: прямое и косвенное внушение, самовнушение, аутотренинг, гипноз.
 
Тема № 5. Общая психологическая подготовка. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде
Факторы формирования спортивного коллектива:
1.      Специфика деятельности (единство и общая значимость).
2.      Личность руководителя (тренера) и стиль управления коллективом (демократический, авторитарный, либеральный).
3.      Состав команды, психологическая однородность-разнородность
спортсменов, обуславливающая совместимость.
Средства формирования коллектива:
1.      Обучение спортсменов и тренеров навыкам эффективного общения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.