Реферат по предмету "Психология"


Социометрическое тестирование

Южно-Российский Гуманитарный институт.
ФИО:
Факультет: пр. психологии
Курс: 1 курс, 4 семестр
Набор: март 2007 года
Практическая работа по социальной психологии:
«Социометрический тест, на определение коммуникативных иделовых
отношений в коллективе»
Преподаватель:
Оценка:
Подпись:
Ростов-на-Дону, 2008 / 2009 учебный год
Методика проведения социометрического опроса
Проанализироватьхарактер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизациипозволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрическийопрос — одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняютсявзаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членовпутем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможностиметода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения,изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов(проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость иуровень его группового единства.
3. Условия итребования проведения опроса:
проводить вколлективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
оптимальноеколичество членов группы 8-15 человек;
все членыколлектива имеют возможность непосредственного активного общения;
содержаниевопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
4. Процедураопроса.
а) Подготовительныйэтап:
определениепроблемы, выбор объекта;
формулировкасоциометрических критериев;
разработкабланка социометрического опроса;
б) Основнойэтап:
установлениепсихологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
проведениесоциометрического опроса;
построениесоциоматрицы, социограмм, вычисление индексов;
в) Завершающийэтап:
анализрезультатов опроса;
формулировкавыводов;
разработкамер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
5. Социометрическийкритерий (СК).
СК принятообозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать илиотвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются ввиде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать вопределенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферахдеятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Уважаемыйтоварищ!
В целяхизучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемыевопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительнопросим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этоманонимность результатов опроса гарантируется.
6. Социометрическаяматрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. Вгоризонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора(кто выбирает), а в вертикальных столбцах — объекты выбора (кого выбирают). Выборыобозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “-”.
Вариант.
7. Социограмма- схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по даннымсоциоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в видесоответствующих стрелок.
Социограммапозволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутриколлектива — лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы,которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер- это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количествопозитивных выборов. Изолированный элемент — член группы, которого не выбираюттоварищи. “Отверженный” — член группы, получивший максимальное количествоотрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
8. Социометрическиеиндексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различаютперсональные и групповые СИ. К персональным относят:
а) индекссоциометрического статуса (Ист) — определяет положение, место конкретногочеловека в коллективе по выделенному критерию
где и — количествополученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N — числоиспытуемых.
В качествепримера, определим Ист члена коллектива “А”:
б) индекспотребности в общении () — показывает степень потребности в общении поотношению к теоретически возможной (1,0):
В качествепримера определим члена коллектива “А”:
в) индекспсихологической совместимости():
где и — количествовзаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N — числоиспытуемых.
К групповыминдексам относят:
а) индекспсихологической сплоченности группы () — определяет степень ее групповогоединства:
где — суммавзаимных положительных выборов в группе; N — число испытуемых.
б) индекспсихологической разобщенности группы () — определяется как степень групповойразобщенности.
где — суммавзаимных отрицательных выборов в группе.
На основеанализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, отом что:
1. Наибольшейпотребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделалисоответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развиточувство коллективизма.
2. Наиболеевысокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных иминимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу счленами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этихреспондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос,наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
3. Ярковыраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя,надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый небудет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёхотрицательных.
4. Анализсоциометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессеиндивидуально — воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и“З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов итем самым повысить индекс психологической сплоченности ()
Тестированиепроводится в организации «ЛТЛ-Ростов».
Списокчленов группы:
1. КомароваЕлена
2. ГриценкоСветлана
3. ШаповаловАртем
4. КибасовНикита
5. БакуловаАнастасия
6. ШурдуковаРаиса Яковлевна
7. БезуглаяАнна
8. НовиковаИннеса

Таблица. Социометрическаяматрица.
Вопрос № 1коммуникативные отношения

пп
Кто
выбирает  Кого выбирают Потребность в общении ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 Кп+ Кп- Ист 1 Комарова Е. * + + - 2 1 0,14 2 Гриценко С. + * + - 2 1 0,14 3 Шаповалов А. + + * - - 2 2 4 Кибасов Н. - + - + 2 2 5 Бакулова А. - + + 2 1 0,14 6 Шурдукова Р. + - 1 1 7 Безуглая А. + - + 2 1 0,14 8 Новикова И. - + 1 1 Социометрический статус Кп+ 2 3 3 2 2 2 Кп- 1 1 2 1 4 1 Ист 0,14 0,28 0,43 -0,28 0,14 -0,57 0,14 0,28 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анализтестирования:
На основеанализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, отом что:
Потребностьв общении развита у всех респондентов одинаково, кроме Шурдуковой и Новиковой. Чтокасается этих респондентов, чья потребность в общении меньше чем у остальных,можно сказать, что у них плохо развито чувство коллективизма.
Наиболеевысокий статус имеют респонденты Гриценко и Шаповалов получившие максимумположительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, чтовоспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованнопроводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основеих авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
Ярковыражено «изолированные» и «отверженные респонденты», этоКибасов и Шурдукова. Следует провести с ними беседы, выявляющие причину ихотстраненности от коллектива. Так же провести определенные мероприятия, длятого что бы этих респондентов влить в коллектив.
Анализсоциометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессеиндивидуально — воспитательной работы удастся преодолеть антипатию Комаровой кШурдуковой, Кибасова к Комаровой и к Безуглой, и Новиковой к Гриценко, то этопозволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самымповысить индекс психологической сплоченности.
Вопрос № 2деловые отношения

пп
Кто
выбирает  Кого выбирают Потребность в общении ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 Кп+ Кп- Ист 1 Комарова Е. * - - - - - - - 7 -1 2 Гриценко С. + * - 1 1 3 Шаповалов А. + * - - 1 2 -0,14 4 Кибасов Н. * - + 1 1 5 Бакулова А. - * + 1 1 6 Шурдукова Р. + - * + 2 1 0,14 7 Безуглая А. - + * 1 1 8 Новикова И. - + + * 2 1 0,14 Социометрический статус Кп+ 3 1 2 3 Кп- 1 2 1 5 2 2 1 Ист 0,43 -0,14 -0,28 -0,71 -0,28 0,28 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анализтестирования:
Наибольшейпотребностью в деловом общении обладают респонденты Шурдукова и Новикова,которые сделали соответственно 2 положительных выборов. Очевидно, у них хорошоразвито чувство коллективизма.
Наиболеевысокий деловой статус имеют респонденты Комарова и Новикова, получившие максимумположительных и минимум отрицательных выборов. Они по всем видимости являютсялидерами.
Ярковыраженным «отверженным» респондентом является Бакулова, но также иреспонденты Гриценко, Шаповалов и Безуглая тоже не получили положительныхответов.
Анализсоциометрии показывает, что если в коллективе провести курсы повышенийквалификации, тренинги то можно в коллективе образовать намного больше лидеров,чем в данный момент


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.