Реферат по предмету "Психология"


Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кировский филиал
Социально психологический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Социальная психология».
Тема: «Социально-психологические характеристики
малых групп с внешним статусом».
Выполнил: Плашко Р. В., студент4 курса,
7 семестр, сокращенный срок
обучения (осенний набор) 2004
Проверила: к. п. н., доцент КолотиловаН. Г.
Киров 2006

Содержание
1. Анализ организации групповой деятельности ивзаимодействия индивидов в группах
2. Малая группа как группа свнешним статусом
3. Социально-психологическое обеспечение руководства малымигруппами
Список литературы
Приложения
1. Анализ организации групповой деятельности ивзаимодействия индивидов в группах
В последние годы в прикладныхисследованиях заметно повысился интерес к проблемам, связанным с групповойдеятельностью специалистов. Актуальность этих вопросов, прежде всего,определяется практическими запросами, а также тенденциями развития такназываемых больших и сверхбольших систем. Все они характеризуются некоторымиобщими особенностями: большим «числом составляющих их подсистем иэлементов, сложной структурой, значительными потоками циркулирующей в нихинформации, высоким уровнем механизации и автоматизации. Большие и сверхбольшиесистемы не могут обслуживаться одним специалистом, в управлении и обслуживанииих, как правило, принимает участие группа специалистов или даже нескольковзаимосвязанных коллективов [14, 18, 24 и др. ].
Групповое обслуживание большихсистем выдвигает на первый план ряд проблем, которые требуют комплексногоизучения совместной групповой деятельности специалистов, объединенных вразличные малые группы и коллективы. Эффективность групповой деятельности вбольших системах определяется уже не только и не столько характеристикамиотдельных специалистов, сколько особенностями их взаимодействия между собой,психологической совместимостью, сработанностью и организованностью,распределением функций между ними, психологической структурой малых групп и т. д.[24].
Особенности групповой совместнойдеятельности играют большую роль в процессе выполнения работы группойспециалистов в условиях непосредственного взаимодействия. Практика показывает,что в такой ситуации даже незначительные разногласия во мнениях, оценках илинекоторая несогласованность в действиях могут быстро перерастать вмежличностные конфликты. Групповая деятельность предъявляет требования ксогласованности, сработанности, психологической совместимости специалистов. Онаставит участников во взаимозависимые друг от друга отношения, предполагаетвзаимную ответственность и требует согласованных действий.
Конкретный характер групповойдеятельности во многом определяется ее организацией. Различные формы организациисовместной деятельности требуют от участников постоянного взаимодействия,четкого распределения отдельных операций, согласованности и высокого уровнякоординации работы. Все это приводит к возрастанию значимостисоциально-психологического обеспечения групповой деятельности людей. Большойпрактический интерес вызывает также управленческая деятельность, которая вусловиях современного производства является коллегиальной [10, 20, 22].
Применительно к большимколлективам руководящую деятельность фактически осуществляет не одна личность(руководитель), а целая иерархическая взаимосвязанная группа должностныхуправленческих лиц. Такая групповая деятельность требует определенногопсихологического сопряжения руководителей различных уровней и согласования функцийпо «вертикали» (между вышестоящими и нижестоящими руководителями),«горизонтали» (между руководителями одного и того же управленческого уровня) и«диагонали» (между вышестоящим руководителем одного подразделения системыуправления и нижестоящими руководителями другого подразделения той же системы).В больших коллективах руководство представляет собой многосубъективную(групповую), но при этом единую управленческую деятельность [23].
Управленческий коллектив,специально организованный для выполнения функций управления, выступает единыморганом управления по отношению к подчиненным ему подразделениям-исполнителям. Фактическиэтот коллектив является субъектом управления, который формирует все исходящиеот него управляющие воздействия. Эффективность и качество управляющихвоздействий в данном случае зависит от форм, способов и методов групповойуправленческой деятельности, от различных особенностей и условий взаимодействияее участников. Фактически невозможно оптимизировать деятельностьуправленческого коллектива, не решив целый ряд важных психологических проблеморганизации групповой деятельности [20].
Любой процесс управлениясовременным человеко-машинным комплексом сегодня не является суммойпараллельных и независимых деятельностей, выполняемых изолированными индивидами.Существенным признаком данного процесса является тесная взаимосвязь ивзаимодействие ее участников. Как правило, он представляет собой совместнуюколлективную деятельность людей, объединенных в различные по своим размерамрабочие группы, в расчеты смены и т. п. Благодаря такому объединению создаютсядополнительные возможности в решении стоящих перед группой задач, а результатытруда при этом становятся комбинированными. Возможности групповой деятельностине сводятся к сумме возможностей отдельных лиц, входящих в группу [17].
Совместная групповаядеятельность специалистов в современных условиях характеризуется следующимиобязательными компонентами [19, 31, 38]: четким распределением выполняемыхфункций между участниками совместной деятельности; совмещением распределенныхфункций в пространстве и времени, т. е. одновременным их выполнением различнымиучастниками; согласованием распределенных и совмещенных функций, т. е. строгойпоследовательностью их выполнения по определенной программе, учитывающейдеятельность каждого участника. Согласование обычно касается пространственных,временных и других (темп, интенсивность, ритмичность и т. п) характеристикдеятельности.
Распределение, совмещение исогласование функций осуществляется в процессе постоянного взаимодействияспециалистов в групповой деятельности. Взаимодействие является главнымпризнаком, самой существенной особенностью групповой совместной деятельности. Подвзаимодействием понимается такая система действий участников деятельности, прикоторой действия одного лица или группы лиц обусловливают определенные действиядругих лиц, а действия последних, в свою очередь, вызывают определенныедействия первых лиц [32].
Групповая деятельностьотличается от индивидуальной не только наличием взаимодействия междуспециалистами в процессе осуществления деятельности, но и характером включениявзаимодействия в структуре самой деятельности.
В индивидуальной деятельностивзаимодействие и общение между людьми также может присутствовать, однако этопринципиально не меняет структуру индивидуальной деятельности. Взаимодействие вданном случае как бы присутствует параллельно с деятельностью в форме общенияспециалистов по поводу деятельности или по каким-то другим причинам. Индивидуальнаядеятельность специалистов может быть описана в терминах действий и выполняемыхопераций, а для алгоритмизованной деятельности — формализована математически [15,21, 36, 40].
В групповой деятельностивзаимодействие специалистов органически включено в совместную деятельность ипринципиально меняет ее структуру. Для описания групповой деятельностинеобходимо использовать такие понятия, как взаимодействие, общение, содействие,согласование и т. п.
Структура групповой деятельностиспециалистов включает следующие основные элементы [16, 19, 22, 37] :
·          групповая цель — это то, чего стремится достигнуть группа всовместной деятельности, идеально представляемый ее результат. Групповая цельможет быть расписана в виде более частных и конкретных групповых задач,поэтапное решение которых приближает группу специалистов к достижению общейцели;
·          групповой мотив — это то, что побуждает группу к совместнойдеятельности, непосредственная побудительная сила;
·          групповое действие — это такой элемент совместной деятельности,который направлен на выполнение текущей (достаточно простой) групповой задачи. Групповыедействия выполняются с помощью общегрупповых средств действий;
·          групповой результат — это то, чего реально достигает группаспециалистов в совместной деятельности.
Важнейшим моментом в организациигрупповой деятельности является необходимость распределения, совмещения исогласования по каждому из ее основных структурных компонентов функций междувсеми участниками. В соответствии с этим можно выделить некоторые признакидеятельности персонала, которые по существу делают ее групповой совместнойдеятельностью [39] ;
·          общность (единство) целей деятельности для ее участников;
·          распределение и согласование конкретных задач, которые необходимоучастникам деятельности выполнять совместно;
·          общность (единство) или согласованность мотивов участниковгрупповой деятельности;
·          распределенность и согласованность выполняемых действий иопераций в совместной деятельности;
·          общность (единство) результата совместной деятельности для группыспециалистов.
Важным признаком групповойдеятельности обычно является территориальная общность ее выполнения. Однако всвязи с интенсивным развитием современной техники этот признак перестает бытьобязательным, так как значительно изменяются и усложняются формы взаимодействиялюдей в процессе совместной деятельности. В монографии [25] отмечено, что внастоящее время существенно обогащается система используемых специалистамисредств и способов взаимного обмена информацией, расширяется также сфераобщения управленческого и обслуживающего персонала. Общение выступает не толькокак процесс, опосредованный техническими системами коммуникации. Современнаятехника связи позволяет объединять в единый трудовой процесс деятельности техспециалистов, которые разделены территориально. Причем в решении одной общейзадачи могут принимать участие специалисты, которые непосредственно никогда необщались.
Взаимодействие в процессесовместной деятельности может осуществляться в условиях разной тесноты связиспециалистов друг с другом. В ряде исследований [23, 24] было показано, что нетолько реальные взаимодействия и общение людей меняют их отношение друг кдругу, но и предполагаемое взаимодействие, предполагаемое общение. В ожиданиивзаимодействия человек оценивает других людей в зависимости от предполагаемойситуации. Уровень предполагаемой взаимосвязанности чаще всего имеет место припоявлении у специалистов потребности в общении, во взаимодействии с другимиучастниками совместной деятельности.
Взаимосвязь членов группы типа«молчаливого присутствия других людей» при совершении специалистом определеннойдеятельности. Этот уровень характеризуется так называемым «публичным эффектом»,который заключается в изменении поведения и отдельных характеристикдеятельности под влиянием присутствия других людей, даже пассивно ведущих себя.
Уровень взаимосвязанности потипу «влияние и взаимовлияние», осуществляемый через мнения и оценки,высказываемые другими участниками совместной деятельности. В зависимости отэтих мнений и оценок изменяются восприятие друг друга, поведение участников идругие характеристики групповой деятельности.
Уровень активной (действительной)взаимосвязанности, представленный широким диапазоном видов групповойдеятельности, различающихся по степени взаимосвязанности: от взаимосвязанностиспециалистов через средства реализации совместных действий вплоть до полной,или максимальной взаимосвязанности, когда действия одного специалистаневозможны без предшествующих или одновременных действий других специалистов.
Уровень коллективистской взаимосвязанности.Во-первых, он может включать характеристики предыдущих уровней, а во-вторых,взаимосвязанность усиливается ценностно-ориентационным единством группы. Взаимосвязанностьспециалистов увеличивается совпадением личностно значимого и ценного для коллективасодержания совместной деятельности.
Разные уровни взаимосвязанностиспециалистов оказывают существенное влияние на особенности их взаимодействия вгрупповой деятельности. Меньшая взаимосвязанность предоставляет большиевозможности для проявления самостоятельных и относительно независимых действийотдельных работников в деятельности группы. По мере перехода к более высокимуровням степень взаимосвязанности усиливается, а возможности для совершениясамостоятельных и независимых действий отдельных специалистов уменьшаются. Приэтом возрастает значение, главным образом, совместных групповых действий.2. Малая группа как группа с внешним статусом
Объектами исследования в даннойконтрольной работе являются малая группа и связанные с ее состояниемструктурные характеристики, отражающие складывающуюся в группе системувзаимоотношений индивидов. Поэтому понятия «малая группа» и «структуравзаимоотношений в малых группах» являются основными. Определение этих понятийтребуется для установления границ применимости количественных методов анализасоциально-психологических характеристик малых групп.
Особые трудности вызываетопределение малой группы. Общепринятого определения не существует, разныеавторы пользуются различными формами представления этого понятия, что вызываетзатруднение в их идентификации. Предварительно приведем определение социальнойгруппы, данное Я. Шепаньским в книге «Элементарные понятия социологии», и наего основе попытаемся сформулировать понятие «малой группы».
Социальная группа — этообъединение людей (не менее трех лиц), основанное на общем участии в какой-либодеятельности, связанное системой отношений, которые регулируются ихфункциональными отношениями, а также социальными правами и обязанностями,определяемыми соответствующими институтами; члены группы обладают общимиценностями и отделены от других общностей принципами обособления [43].
В этом определении акцентируетсявнимание на том, что для появления группы необходима внутренняя организация, т.е. институты, формы контроля, образцы деятельности (организация может быть инеформальной). Существенным фактором появления группы должно быть также наличиеопределенного принципа обособления индивидов, входящих в нее. Пользуясь этимопределением, можно более четко отличить группу от «круга», т. е. отобъединения лиц, постоянно встречающихся и поддерживающих личные контакты, ноне обладающих четким принципом обособления и выкристаллизованной внутреннейорганизацией. Опираясь на определение социальной группы, малой группой можносчитать немногочисленную (не более 20-30 чел) по составу социальную группу,члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевыеустановки.
Другими словами, основным(родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием- межличностные отношения, непосредственные контакты. Поэтому под малой группойобычно понимают малочисленную социальную группу, члены которой объединены общейдеятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что являетсяосновой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особыхгрупповых ценностей и норм поведения [7, 41, 42].
К малым группам, по определению,можно отнести расчет, смену, производственный, научный, спортивный коллективы,небольшие воинские подразделения, учебные группы вуза. Размер малой группыобычно не превышает нескольких десятков человек, причем есть основанияполагать, что большие группы, как правило, являются формальными и состоят изнескольких подгрупп.
Проблемы взаимоотношений в малыхгруппах рассматриваются в разрезе формальных и неформальных межличностныхотношений.
Если формальные отношенияопределены должностным положением и квалификационными нормативами, тонеформальные — психологическим климатом в группе, внутренними мотивами,стимулами и другими факторами, определяющими психологическую сущностьсодержания деятельности отдельных членов группы. В малых группах неформальнаяструктура взаимоотношений может оказывать столь сильное влияние на процессы ихфункционирования, что порой изменяет и формальные отношения между членамиколлектива, влияет на качество их совместной деятельности. С другой стороны,неформальная структура зависит от формальной структуры, трудны в той степени, вкоторой члены группы, входящие в нее, подчиняют свое поведение целям и задачамсовместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.
Характер взаимосвязей формальнойи неформальной структур группы и вытекающие из них функции ее неформальнойорганизации представлены на рис. 1. Наличие в определении малой группыдополнения о социальной позиции индивида обращается в постулирующий еголичностную структуру феномен. Для малых групп с внешним статусом,рассматриваемых ниже, сама по себе социальная позиция индивида определена напрофессионально-квалификационном уровне ее внешним статусом, например,технологическими нормами, субординационными отношениями и т, п. Отсюда вытекаетжесткая иерархическая структура группы, условно связанная личностнымипризнаками.
Однако в таких группах остаютсявесьма эффективно действующими межличностные взаимоотношения.
Понятию «взаимоотношения» частопридают такой же смысл, какой оно имеет в повседневной речи, понимая подвзаимоотношениями систему сознательных и субъективно определенныхвзаимодействий индивидов. Однако такое понимание несколько сужает границыописаний отношений индивидов в группе, поэтому целесообразно принять болееобщее определение этого понятия. Прежде всего имеет смысл свести его к понятию«отношения, положив, что взаимоотношения членов группы А и Б — это совокупностьотношения А к Б и отношения Б к А. Точнее, система этих отношений (ибо они, какправило, тесно взаимосвязаны) и представляет собой некоторую целостность, а непросто совокупность.
Отношение — это широкое понятие,под которым подразумевается одна из форм единства предметов, явлений и свойств,в основе ее лежит определенная реальная или мысленная общность двух или болеепредметов, между которыми устанавливаются отношения. К отношениям относятсясамые различные зависимости, соотношения, связи. Это и субъективные отношения(общение между индивидами) и объективные, например, производственные отношения.
Межличностное общение, всобственном понимании термина, определено исключительно личностными признаками,тягой людей к информационному и эмоциональному обменам. По своей природемежличностное общение игнорирует статус группы, что сразу обеспечивает иобъясняет причинное существо ее коммуникативных каналов со средой.
С одной стороны, безвзаимодействия, без межличностного общения индивидам не выжить, а с другой,нормы этого межличностного общения в общности пока еще на уровнесаморегулирования ограничивают свободу индивида.
Естественно, говорить обабсолютном, безоговорочном принятии индивидом социальной двойственности его позициив общности не приходится. Отсюда и внутренняя конфликтность в рассматриваемыхмалых группах с выходом на аномию любых социальных образований, включая диаду,триаду и т. д. Уже здесь стоит обратить внимание на интерес исследователей ктакой внутренней конфликтности социальных образований. Игнорированиеконфликтной двойственности позиции индивида в общности прослеживается и восновополагающих работах В. М. Бехтерева, и в компилятивных работах М. Е. Шоу,и даже в американских работах по природе аномии [30]. Причину недосмотра легкоувидеть в личностной значимости межличностного общения для каждогоисследователя как человека. В этом смысле интересен взгляд К. Хорнея: «Эмоциональнаяизоляция — тяжелое испытание для каждого человека, но в сочетании спредубежденностью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие» [30].
Такой субъективный,эмоционализированный подход к значимости межличностного общения в общностипрактически полностью предопределил тенденции, по крайней мере, на начальномэтапе разработки теории малой группы.
По существу, начиная с этогомомента, тенденции в исследовании малой группы разделились на два тематическихнаправления.
Собственно теория малой группыпосле введения в типологию понятия формальной группы практически полностьюотошла от второго признака общности.

Рис.1. Функции неформальной организации группы />
Родоначальником второгонаправления можно с уверенностью считать Коллинза, разделившего мотивы индивидав малой группе на прагматические и эмоциональные [30].
Несколько опережаяпоследовательность изложения материала, можно отметить, что этот чрезвычайноважный вывод предопределил в дальнейшем появление основных принциповдеятельностного подхода к исследованию малых групп и к теоретическому оформлениюважнейших методов анализа их структурных характеристик, а именно: социометрии иреферентометрии [29, 33]. Ясно, что так как жесткое разделение прагматических иэмоциональных мотивов поведения в одном субъекте взаимоотношений в группеневозможно, то это, с одной стороны, определяет нечеткость его представлений исуждений, а с другой — требует интеграции методов анализа, учитывающих какэмоциональные, так и прагматические аспекты взаимоотношений индивидов.
Заключая общий обзор определенийи тенденций в исследованиях малой группы, можно с уверенностью сказать, чтопервое направление заложило фундамент гештальтпсихологии К. Левина [30], авторое — основы оперативного менеджмента с его социально-психологическим иэкономическим направлениями [8, 27].
Если второй признак общностисужает свободу индивида уже на уровне представления внутреннего содержаниясоциума, то привнесенные условия типа, например, внешнего статуса группы,только усугубляют картину. Это характерно, прежде всего, для группы типапроизводственной, в определенной степени это относится и к любой другойформальной группе.
Бесспорно, есть существенноеразличие между сотней новобранцев, следующих под руководством несколькихсержантов и офицера к месту службы, и ротой солдат, образованной теми жеиндивидами с теми же сержантами и офицером. То и другое — формальные группы поопределению. Однако в первом случае на группу в долговременном смысле недействует внешний, привнесенный статус, а во втором он существенно определяетотношения индивидов. Иначе говоря, в контактной группе типа формальной,содержится подтип группы с внешним статусом.
Определяющим признакомпоследней, как следует из терминологического обозначения общности, нужносчитать периодически долговременное воздействие на группу внешнего статуса. Самвнешний статус определяет назначение группы, профессионально-квалификационнуюстратификацию позиций индивидов (рис. 2) [8, 26, 28]. По отношению кмежличностному общению он является чисто внешним периодически долговременнымуправляющим воздействием и регламентирует финансово-экономические отношенияиндивида с институтом его социализации, например, с предприятием, воинскимподразделением и т. п. Статус в сочетании с нормами межличностного общенияобразует микросоциум целостности, которую образует в свою очередь сама группа свнешним статусом.
Следовательно, под определениегруппы с внешним статусом попадает любая контактная группа. Сюда могут бытьотнесены воинское подразделение, кафедра и учебные группы вуза, отряды ОМОНа ит. п.
Подход к исследованиюпроизводственных и других контактных групп с точки зрения понятий группы свнешним статусом и самого внешнего статуса представляется важным уже из-заперечня феноменологических признаков, заложенных в то и другое. Во-первых, ваксиоматику феноменологии заложена несовместимость внешнего статуса имежличностного общения, что делает группу внутренне конфликтной по определению.Отсюда групповой рестрикционизм. Во-вторых, профессионально-квалификационнаястратификация в общем случае может не соответствовать личностной структурегруппы, которая генерируется межличностным общением и личностными признакамииндивидов.
Это приводит к структурированиюгруппы с внешним статусом по признакам отношения к нормам внешнего статуса, чтоявляется необходимым основанием для учета статусных и должностных авторитетовиндивидов в оценках основных психологических составляющих сплоченности малыхгрупп, таких как их ценностно-ориентационное единство и степень соответ-
Рис. 2. Малая группа как группас внешним статусом ствия формальных и неформальных структур.
/>
Таким образом, группа с внешнимстатусом, и в частности, производственные, академические группы, воинскиеподразделения, расчеты, смены и т. п., представляют собой сложное образование,в корне отличное даже при малых размерах от малой группы в классическомпонимании.
Альтернативность воздействийвнешнего статуса и межличностного общения вызывает внутреннюю конфликтность инеопределенность личной стратификации индивидов. Причем указаннаянеопределенность носит существенно нестатистический характер и обусловленадействием взаимосвязанных причин, во многом субъективного характера. Вупрощенно-схемном понимании сложившаяся стратификация индивида представляет условныйсимбиоз различных по ориентации подгрупп, содержащих в свою очередь малыегруппы, происхождение которых обусловлено только межличностным общением.
Выявленные особенностиорганизации межличностных отношений в группах с внешним статусом предопределяютдва основных фактора. Во-первых, отношения предпочтения членов группы,определяющие структуру ее стратификации, носят принципиально нечеткий характер,а следовательно, требуют для своей обработки применения особых методов,позволяющих учитывать информационную нагрузку, содержащуюся в нечеткостиответов респондентов. Во-вторых, альтернативность воздействий внешнего статусаи межличностных общений не позволяет осуществить строгое деление отношенийпредпочтения индивидов на прагматические и эмоциональные, как это делаетсярядом авторов [43], что в свою очередь требует изменения методологии расчетастатусного положения членов группы, в которой на основе интегральногопредставления должны быть учтены как факторы эмоционального, так и факторыдеятельностного опосредования предпочтений индивида в группе.
В свою очередь, социальнаянеоднородность и неоднозначность ориентации структурных единиц вызываетнеоднозначный отклик, определенный на широком спектре отношений и мотивовповедения индивидов. Это, с одной стороны, требует учета в оценке статусных потенциаловиндивидов их отношений предпочтения во всем спектре мотивов, а с другой — определяетнеобходимость учета статусного положения членов группы в оценке еемотивационной направленности, ценностно-ориентационного единства,психологической атмосферы, социального потенциала группы и других интегральныххарактеристик степени развития и направленности группы, являющихся основнымипоказателями руководства малыми группами.
Анализ социально-психологическихдетерминант функционального развития малых групп должен осуществляться вконтексте задач, решаемых в процессе руководства группами, и должен отражатьструктуру и последовательность их практического применения. Естественно,возникает вопрос относительно средств подобного управления. Причем в данномслучае речь должна идти не о методических приемах управления, а о егофеноменологических характеристиках, имеющих социально-психологическоесодержание, обеспеченных соответствующей социально-психологической информациейо текущих групповых процессах.
В современной педагогической,социологической и социально-психологической литературе можно встретить разноетолкование термина «руководство».
В данной работе мы будемпонимать руководство как одну из функций управления процессами функционирования(в дидактической, производственной, управленческой и других сферах деятельности)малых групп, содержанием которой является воздействие на индивидов и ихобщности в процессе функциональной деятельности, направленное на включение их вэту деятельность, выработку ими осознанного и активного поведения, всестороннееразвитие личности и коллектива группы в целом.
Такое определение во многомсозвучно с определением руководства процессами, становления и развитияконтактных малых групп с внешним статусом, принятым в рамках представлений всовременной психолого-педагогической литературе [1, 2, 4, 8].
В отличие от лидерства, какнеформального явления, руководство контактной малой группой — этопредварительно спланированное, закрепленное в соответствующих документахуправление группой (операторов, обучаемых, должностных лиц и т. д) со стороныназначенного высшими инстанциями лица [5].
Значение функции руководства вподобных группах в современных условиях возрастает, так как влияние социальныхи социологических сторон жизни общества и функциональной деятельности групп внастоящее время становится особенно заметным. Ниже мы попытаемся определитьцели, задачи и функции руководства, сформулировать критерии и показатели, атакже предложить некоторые средства ее эффективной реализации.3. Социально-психологическое обеспечениеруководства малыми группами
С социально-психологическойточки зрения содержанием руководства малыми группами является формированиепсихолого-педагогических воздействий на группу и ее членов с целью болееполного включения индивидов в деятельность, выработки у них осознанного иактивного поведения, всестороннего развития личностей и групп в целом,ликвидации предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций.
В самом общем виде структураруководства малыми группами может быть представлена на рис. 3.
Для успешного руководства малымигруппами и решения всего комплекса возникающих при этом задач необходимоналичие специальной системы социально-психологического обеспечения этогопроцесса. Эта система должна обеспечивать анализ индивидуальных качеств членовгрупп, оценку социально-психологического климата в группах, изучение условий, вкоторых осуществляется их деятельность, исследование путей повышенияэффективности функционирования групп, определение методов и средств управлениягрупповыми процессами, выдачу предложений и рекомендаций по формированиюуправляющих воздействий на группы и оценку эффективности этих воздействий.
Социально-психологическиефакторы руководства деятельностью малых групп можно рассматривать как элементысистемы управления, которые реализуют в механизмы социальной регуляциигрупповой деятельности индивидов в рамках функционирования определенныхсоциальных закономерностей. В этом смысле социальные и социально-психологическиемеханизмы управления групповой деятельностью в целом и группами в частностиявляются результатом научного познания диалектики единства субъективного иобъективного в действии социальных законов и тенденций, реализуемых всовместной деятельности членов групп.
Рис. 3. Функции руководства (ФР)малыми группами
/>
Иначе говоря, социальные исоциально-психологические механизмы руководства малыми группами являютсяпродуктом субъективного отражения объективных общественных процессов в целяхиспользования их в практике управления функциональной деятельностью малых группв конкретной предметной области.
Для анализа процессафункциональной деятельности малых групп, его социальной детерминации необходимыисследования по меньшей мере трех пар категорий: «объективные и субъективныеусловия реализации, «субъекты и объекты деятельности», «объективные исубъективные факторы» [42]. Такой подход дает возможность раскрыть вопросысоциальной детерминации совместной деятельности индивидов под углом зрения,во-первых, условий, в которых он реализуется, во-вторых, личностных качествсубъектов деятельности и их направленности, в-третьих, процедур, методов испособов активизации профессиональной деятельности, ее стимулирования в ходеуправления.
Субъективные условия какопределенные социально-психологические качества действующих субъектовгруппового процесса взаимодействия индивидов и объективные условия реализацииих функционирования как качества объективной стороны деятельности людей всистеме управления выступают как предпосылки, возможности их социальнойдеятельности в системе.
Потенциал детерминациисоциальной деятельности субъектов малой группы, присутствующий в этихпредпосылках в ходе их совместного функционирования, преобразуется в активноедетерминирующее начало. Именно он определяет в дальнейшем социальный потенциалличности и коллектива в целом.
Качественный переходдетерминационного потенциала этих предпосылок из пассивного, нераскрытогосостояния в прогнозируемое актуальное, деятельностное состояние определяетгносеологический смысл и практическое значение понятий «социологический факторуправления» и «социально-психологический фактор руководства малыми группами».
Таким образом, под социально-психологическимии социологическими факторами управления малыми группами далее будем пониматьтакое качество социальных и социально-психологических условий реализациигрупповой деятельности и руководства группами, при которых их регуляционныйпотенциал научно познан и целенаправленно реализуется в конкретной системеуправления.
Так как в понятии«социально-психологический фактор руководства малыми группами» присутствуетсубъект сознательного освоения социальных условий деятельности, то это даетвозможность содержательно интерпретировать субъект-объектные исубъект-субъектные взаимодействия в группе, складывающиеся в ходе совместнойдеятельности индивидов.
Объективные условия общественнойсреды, в которой функционирует группа, преломляются через внутренние психическиезакономерности субъекта управления, через его способ восприятия и оценки этихобъективных обстоятельств.
С общеметодологической точкизрения рассмотрение отдельного члена группы как активного участника совместнойдеятельности во взаимодействии с системой управления требует прежде всегодифференциальной характеристики внешних факторов, определяющих его поведение.
В общей характеристике факторов,регулирующих поведение индивида в некоторой системе, с которой он активновзаимодействует, выделяют несколько групп [5]: материальные условиядеятельности; объективные общественные и прежде всего функциональные отношения;формы общественного сознания. При этом подчеркивается, что в общем виде разныеуровни социальной детерминации психики и поведения человека включают в себяфакторы исторического и общественного развития его индивидуальной природы. Этифакторы по-разному детерминируют процессы, свойства и качества психическихявлений, разную степень и темпы изменчивости этих явлений в ходе онтогенетическогоразвития человека. Наиболее кардинальным общественно-историческим изменениямподвергаются те свойства личности, в которых отражаются общественные условияжизни. В ходе общественно-экономических изменений по-разному выступаетсодержание личных и общественных интересов, меняется содержание мотивовповедения индивидуально каждого члена группы.
Жизнь и деятельность малых группв различных сферах их функционирования на современном этапе показывают, чтогруппы нередко сталкиваются с социальными факторами, оказывающимидезорганизующее воздействие на их деятельность, их взаимоотношения,разрушающими традиции коллектива. Эти факторы могут порождаться внешнейсоциальной средой, определенными общественными группами, социальнымипроцессами, а также отдельными событиями общественной жизни. Они могутпроявляться в постановке перед группами задач, не соответствующих ихпредназначению и нравственно отвергаемых большинством их членов, в просчетахруководителей структурных подразделений, выражаемых, например, в неправильнойрасстановке членов коллектива для выполнения поставленных задач, игнорированиифункционально-ролевой структуры и т.п.
Изменения в психическом складелюдей, в их поступках и действиях, обусловленные изменениями в общественныхотношениях, являются более или менее сходными и оптимально-устойчивыми длялюдей, живущих в определенную общественно-историческую эпоху.
В конкретных условиях эти общиесоциальные факторы по-разному сочетаются со специфическими условиями жизни идеятельности отдельной личности и отдельного коллектива. Существенным моментомв понимании механизма этой индивидуализации воздействиясоциально-детерминирующих факторов на человека и на конкретный коллективявляется выделение из общей совокупности социальных детерминант специфическихусловий их жизни и деятельности.
Например, группы студентов вузаимеют не только общие для любой группы социально-психологические черты, но иобладают специфическими признаками, которые обусловлены особенностямиконкретных задач вуза, характером повседневной деятельности студентов. Этипризнаки следующие:
учебные группы в вузехарактеризуются однородностью возрастного состава, слиянием в единый процессобучения и воспитания, сравнительно высокой степенью самоуправления,интенсивностью общения, наличием достаточно четкой регламентации отношений иналичием функциональной зависимости членов группы, определяемых системойсубординационных отношений; структура межличностных отношений в учебных группахвуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусныхкатегорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путемцеленаправленных педагогических воздействий; в учебных группах вуза ихформальные структуры определяют состав подгрупп с внешним статусом.
Последний отличительный признак,как это отмечено выше, является наиболее характерным для большинства малыхгрупп. Он обусловливает долговременное воздействие на группу внешнего статуса. Самвнешний статус определяет назначение группы, профессионально-квалификационноераспределение позиций индивидов в соответствии с назначением группы. Кромеэтого, он по отношению к межличностному общению является чисто внешнимпериодически долговременным управляющим воздействием и регламентируетфункциональные и правовые отношения индивида с системой, в которой функционируетгруппа.
Подход к определению механизмовсоциально-психологического управления группой с внешним статусом представляетсяважным уже из-за перечня субъективных, отражающих сознание признаков,заложенных как в саму группу, так и во внешний статус. Это связано с тем, что,во-первых, в аксиоматику науки об изучении психологических характеристикличности и коллективов заложена несовместимость внешнего статуса имежличностного общения, что и делает группу внутренне конфликтной поопределению [4], Во-вторых, профессионально-квалификационная стратификация вобщем случае может не соответствовать личностной структуре группы, котораягенерируется межличностным общением и личностными признаками индивидов. Этоприводит к структурированию группы с внешним статусом по признакам отношения кнормам внешнего статуса.
Социологическая неоднородность инеоднозначность ориентации структурных единиц в группах с внешним статусомвызывают неоднозначный отклик на внешнее воздействие, определенный на широкомспектре отношений и мотивировок. Указанные особенности сильно усложняютпроцессы управления группами в вузе.
Методологической основойформирования подхода, позволяющего хорошо ориентироваться в многообразиимеханизмов регуляции социального поведения и деятельности индивида, являетсяпринцип соотношения внешнего и внутреннего в детерминации его поведения. Психологическийаспект принципа детерминизма раскрыт С. А. Рубинштейном [38]. Специфическаяформулировка действия этого принципа в психологии такова: внешние причиныдействуют через внутренние условия, которые сами формируются в результатевнешних воздействий. Таким образом, через реализацию соотношения внешнего ивнутреннего психическое вводится в механизм социальной детерминации процессов,регуляции деятельности групп. В связи с этим основная линиясоциально-психологических исследований в области руководства малыми группамизаключается в раскрытии внутренних условий, опосредующих психический эффектвнешних воздействий субъектов социальной деятельности, внутренние закономерностии механизмы психической деятельности индивидов. Раскрытие процесса переходавнешней детерминации во внутреннюю побудительную мотивацию — именно в этомсостоит суть анализа психических и социально-психологических механизмовуправления социальной деятельностью малых групп.
В состав внутренних условийвключается широкий спектр явлений, определяющих текущее состояние субъектов вдеятельности. Это индивидуальные особенности высшей нервной деятельности,потребности, диспозиции отдельных членов групп, их чувства и способности, сиетемы их навыков, знаний, умений и привычек, в которыу отражен индивидуальныйопыт каждого члена группы.
Несмотря на то, что длязначительного числа групп с высшим статусом характерна преимущественносовместно-индивидуальная деятельность, она оказывает влияние на характермежличностных отношений, причем степень этого влияния возрастает по мереразвития группы.
Такой подход к пониманиювнутренних условий управления социальной деятельностью взаимодействующих друг сдругом индивидов делает возможным и необходимым рассматривать процессыуправления не только как внешнее стимулирование психических явлений, отдельныхактов поведения индивидов, но и как влияние на целостную личность, целостныйколлектив, опосредуемое их социально-психологической структурой. В этом случаеактивное включение членов группы в проблемную ситуацию в рамках некоторойсистемы предполагает анализ ситуации, выделение в ней тех условий, которыедолжны быть соотнесены с требованиями, и задачами, выходящими за пределы этойситуации. При этом, изменяя ситуацию, преобразуя существующие условия, индивидизменяется сам. Таким образом, в малой группе в процессе деятельностиреализуется система всеобщей связи и зависимости между объектами и субъектамидеятельности. Объективные отношения обстоятельств, проявляющиеся в процесседеятельности, раскрываются и преломляются через внутренние закономерностифункционирования системы и развития субъекта деятельности, через систему егосубъективных отношений.
Движущей внутренней силойчеловеческого поведения является мотивация личности. Формирование мотивовсоциального поведения осуществляется преимущественно сознанием, являющимся ееядром.
В своей основной части мотивациякак многомерное психологическое образование «строится» личностью с помощью рефлексивныхпроцессов. Личность вырабатывает отношение к возникающим у нее побуждениям,импульсам, влечениям, соотносит их со своими возможностями, с идущими извнетребованиями и собственными представлениями о должном характере поведения, свероятностью успеха мотивационного действия.
Таким образом, процессформирования мотивационной структуры деятельности членов группы обучающегосянеобходимо рассматривать как многоэтапный, полимодальный процесс, интегрирующийв себе параметры желательности, необходимости и возможности реализации действийи долженствования. Только при достаточно высоком уровне побудительности иустойчивости этих параметров обеспечиваются непреодолимость стремлений,положительное отношение к деятельности и успешность решения задач деятельности.
Отмеченные особенностиформирования системы мотивационных факторов в деятельности индивидов усложняютпроцессы диагностики и использования в руководстве группами мотивациидеятельности их членов как важнейшего механизма социально-психологическогоруководства малыми группами. Сложность использования данного механизмаруководства заключается также в том, что при организации стимулирующихвоздействий необходимо учитывать полимодальность мотивации: важно подкреплятьмодальность необходимости и долженствования, раскрывать перспективысовершенствования личности, способствовать поднятию уровня ее самооценки иактуализировать ее социальный потенциал. Решение этих вопросов с учетомособенностей организации образовательного процесса не отражено в литературе и нанаш взгляд может рассматриваться как предмет дальнейших исследований.
Искусство создания мотивирующихвоздействий состоит в том, чтобы актуализировать реальные резервы личности, невыходя за объективные пределы ее возможностей. Формирование мотивационной структурыиндивидов в ходе совместной деятельности возможно посредством поддержания иразвития полезных навыков, стереотипов поведения, что требует целенаправленноговоздействия на их сознание и связанную с ним эмоционально-волевую сферудеятельности субъектов и объектов деятельности, изменения и формированиянаиболее устойчивых психических механизмов регуляции поведения ценностныхориентации и установок.
Специфика формированияценностных ориентации членов малых групп с внешним статусом характеризуетсятем, что они проходят определенный период социализации, усваивая новыесоциальные свойства и качества. Этот процесс является процессом динамическогоформирования личности посредством деятельности. Общая структурная схемамеханизмов регуляции ценностных ориентации в свете современных представленийможет быть представлена в виде трех уровней в зависимости от степеней включенияличности в групповую деятельность [6,13].
Первый — уровень предметнойдеятельности индивида. На этом уровне для регуляции социальной деятельностигрупп могут быть использованы предметные ситуации.
Второй уровень определяетусловия группового общения индивида. Начиная с этого уровня, структурадиспозиции механизмов регуляции ценностных ориентации содержит три основныхкомпонента: эмоциональный (оценочный, определяющий личный статус, положениеиндивида в иерархии межличностных отношений), когнитивный (рассудочный) исобственно поведенческий.
Третий (высший) уровеньмеханизмов регуляции ценностных ориентации образует система ценностныхориентации личности на цели жизнедеятельности и средства их достижения.
В работах [6, 13] подчеркиваетсяналичие зависимости системы ценностных ориентации индивида от социальныхусловий жизни. В результате если выделить в системе ценностных ориентацииличности ядро субъективных отношений к общим социальным условиям еежизнедеятельности, то это ядро будет определять жизненную позицию личности,баланс направленности её интересов.
В этих условиях формы и методы,активизирующие активное творческое начало индивидов в группе, обеспечиваютстимуляцию поиска членами группы личностного смысла. Тем самым обеспечиваетсярегуляция ценностных ориентации индивидов на верхнем уровне диспозиционнойиерархии личностей членов групп.
Активное применениемотивационно-регуляционных механизмов регуляции деятельности индивидов вгруппах в настоящее время сдерживается из-за отсутствия системных исследованийглубинных механизмов формирования личности в процессе деятельности [39]. Крометого, в настоящее время отсутствует общая методология динамичной организациидеятельности индивидов в зависимости от условий их совместногофункционирования, на основании которой могла бы быть разработана стратегиявоспитания в процессе деятельности самостоятельно мыслящих людей.
Такая постановка проблемысоциально-психологического обеспечения руководства малыми группами отражаетпринципы рассмотренной выше концепции социального детерминизма, а такжевытекающие из нее общие положения теории управления состояниями малых групп. Вчастности, обращаясь к упомянутому выше принципу соотношения внешнего ивнутреннего в детерминации социальной деятельности групп, необходимо отметить,что с точки зрения общей теории управления важнейшим принципом динамичногосуществования внешних и внутренних детерминант социального управления являетсяпринцип необходимого разнообразия [4, 10]. Согласно этому принципу успешносправиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющееустройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Закон необходимогоразнообразия в данном случае служит одновременно законом необходимого объема икачества знаний о социально-психологических механизмах регуляции поведенияличности и коллектива, а также законом необходимого объема и качества внешних ивнутренних средств реализации этих знаний в практике управления малыми группами.
В качестве внешних средствуправления состоянием групп выступают имеющиеся в распоряжении руководителейобъективные социологические факторы управления, адекватные состояниюформируемых и управляемых ими социально-психологических механизмов сознательнойсаморегуляции поведения социально активного объекта, т. е. малой группы.
Таким образом, специфика подходак характеристике факторов социальной детерминации групповой деятельностииндивидов заключается в том, что социальные факторы рассматриваются какисходные, определяющие поведение индивида в группе, но не исключительныесоставляющие его жизнедеятельности и его общностей. В процессе деятельностиосуществляется постоянная связь индивида с другими элементами системы,управления, например, с внешним миром, и отдельный человек выступает какактивная сторона взаимодействия.
Научное понимание реальныхвзаимоотношений индивида с объективной действительностью предполагает такжераскрытие социально-психологических закономерностей и механизмов,детерминирующих влияние социальных факторов на деятельность отдельных индивидови групп в целом. В качестве механизмов регуляции социальной деятельности малыхгрупп рассматриваются диспозици-онные формы межличностных отношений в них,компонентами которых являются ценностные ориентации индивидов на участие всоциальной деятельности, удовлетворенность индивидов результатами социальнойдеятельности в коллективе, субъективные оценки социальной деятельности групп. Какмы знаем, управление социальными процессами в малых группах по своемусодержанию включает следующие функции: сбор и обработку диагностическойинформации о состоянии социальной зрелости коллектива; планирование егосоциального развития; организацию выполнения этого плана; оперативный учет иконтроль исполнения посредством сбора информации о результатах управленческихвоздействий.
Таким образом, системасоциально-психологического обеспечения руководства малыми группами в различныхсферах их деятельности должна содержать (рис. 4) подсистему сбора и обработкиинформации, подсистемы социально-психологического обеспечения профессиональногоотбора кандидатов, комплектования групп, адаптации членов групп к специфическимусловиям деятельности, формирования морально-психологических характеристикиндивидов и групп в целом, формирования устойчивой профессиональной ориентациичленов групп, предупреждения конфликтов, расстановки, воспитания и аттестациичленов групп, образующих ее формальную структуру, подсистему оценкиэффективности применения сформированных психолого-педагогических воздействий. Всвою очередь каждая подсистема социально-психологического обеспечения состоитиз двух подсистем: подсистемы диагностики, оценивающей соответствующиесоциально-психологичес-кие характеристики индивидов и групп, и подсистемывыработки рекомендаций по формированию управляющего социально-психологическоговоздействия на коллектив. В целом проблема социально-психологическогообеспечения руководства малыми группами может быть рассмотрена как проблемагармонизации непрерывного процесса разрешения неантагонистических противоречиймежду состоянием социально-психологической зрелости коллектива, личности вколлективе, с одной стороны, и социально-психологической эффективностью методоввнешнего управления социальной деятельностью группы, с другой стороны. Понятие«социально-психологическая зрелость» коллектива может быть раскрыто исходя измеры выраженности в состоянии социальных элементов коллектива (личностей и ихвнутриколлективных микрообщностей) и его общественных отношений социальнойсущности целей и задач деятельности.
Рис. 4. Структура системысоциально-психологического обеспечения СПО руководства малыми группами
/>
Достаточно содержательносостояние социальной и социально-психологической зрелости личности и коллективаописывает широко применяющееся в современной социальной психологии понятие«социализация личности и коллектива» [8, 34, 35], количественными выражениямикоторого являются соответственно оценки социальных потенциалов отдельныхличностей и групп в целом.
Данный подход кажетсяобоснованным и близким к поставленной исследовательской задаче, поскольку она неотрицает хорошо зарекомендовавших себя критериев эффективности организациидеятельности малых групп, оценивающих продуктивную сторону этого процесса, адополняет их, раскрывая содержание процесса деятельности с точки зренияосвоения коллективами своей общественной сущности [11, 12, 20].
Исходя из этих посылок, подсоциализацией малых групп в деятельности будем понимать такой процесс сменысостояний их социально-психологических форм, когда внешнее общественноестановится внутренним, социально-психологическим атрибутом социальнойцелостности коллектива.
Социальный потенциал коллектива,таким образом, может быть определен как количественная оценка его социальногоразвития, а именно — процесса содержательного обогащения межличностныхотношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью.
Принимая положение о том, чторуководство малыми группами связано с влиянием на их социальный потенциал,основными целями руководства ими в процессе деятельности являются: развитиепсихологического и социального потенциала отдельных индивидов и групп в целом; обеспечениесоциально-психологических условий для реализации этого потенциала вдеятельности с целью повышения продуктивности деятельности, повышенияудовлетворенности членов группы совместным трудом и принадлежностью к группе(производственной бригаде, отделению, учебной группе, курсу, вузу и т.д.).
Принимая положение о том, чтофункция руководства (в отличие от других функций управления, например,планирования, организации) связана с воздействием на личность и коллектив впроцессе их функциональной деятельности, попытаемся дать более четкоеопределение целей и содержания этой функции. Исходя из анализа задач управленияосновными целями реализации функции руководства являются следующие (см. рис. 3):развитие психологического и социального потенциала индивида и коллектива вцелом;
обеспечениесоциально-психологических условий для реализации этого потенциала в процессефункциональной деятельности группы с целью повышения ее продуктивности,удовлетворенности членов коллектива результатами деятельности и принадлежностьюк коллективу (производственной бригаде, воинскому подразделению, учебнойгруппе, курсу и т. д).
Практическое значение указанныхфакторов для управления производственными, учебными и другими коллективами установленов процессе прикладного исследования основных социально-психологическихособенностей малых групп с различными уровнями их развития.
Нами проведено анкетирование(форма анкеты и методы обработки по Багрецову С. А., 1999, см приложение 1) [10]118 студентов 1-2 курсов 5 групп ВФ СыктГУ. Результаты данных исследованийпредставлены в табл. 1. Как видно, процесс возрастания уровня удовлетворенностииндивидов своим участием в конкретных сферах социальной деятельности группыобусловлен мерой взаимосвязанности двух пар рассматриваемых множеств. С однойстороны, «ценностные ориентации — субъективные оценки», а с другой«субъективные оценки — удовлетворенность деятельностью в группе». Этот фактнаходит свое отражение в выполненных в работе оценках особенностейрефлексивно-перцептивного отражения членов контактных групп с различнымипотенциалами их функционального и социально-психологического развития.
Исходя из этого определения,можно сформулировать основные критерии эффективной реализации функции руководствамалыми группами. Эти критерии формулируются следующим образом:
а) уровень развитияпсихологического и социального потенциала группы и отдельных личностей,входящих в ее состав;
б) степень удовлетворенностидеятельностью группы и принадлежностью к коллективу каждого члена группы.
Таблица 1.
Система классификации учебных групп с различным социальным потенциаломСоциально — психологические характеристики Тип группы /> с высоким потенциалом с низким потенциалом /> Опосредованность характера межличностных отношений Деятельностью (преобладание эмоционально-де-ловых отношений) Эмоциональными отношениями /> Степень совпадения официаль-ной и неофициальной структур высокая ≥ 0,68 низкая ≤ 0,3 /> /> /> Уровень ценностно-ориентаци-онного единства (ЦОЕ) ЦОЕ ≥ 0,76 ЦОЕ ≤ 0,4 /> Уровень благополучия во взаимоотношениях (УБВ) УБВ =55% УБВ = 57% /> Коэффициент взаимности (KB) KB = 56% KB = 59% />
 
Список литературы
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологическиепроблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 с
2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений: Автореф. дисс.д-ра психол. наук. — М., 1989. — 30 с.
3. Айвазян С. А., Бухштабер В. М. и др. Прикладнаястатистика. Классификация и снижение размерности. — М.: Финансы и статистика,1989. — 608 с.
4. Аллахвердова О. В., Доценко А. Н., Степанова И. И. Комплексметодов групповой психодиагностики для комплектования малых групп / Методикиисследования и диагностики функционального состояния и работоспособностичеловека-оператора в экстремальных условиях. М.: ИП АН СССР, 1989. — С. 101-118.
5. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построения системысоциально-психологического знания // Вестник Моск. ун-та. Сер. «Психология. » — 1986. — № 4.
6. Аумала О. Интеллектуальное управление с использованиеммногомерного анализа сигналов / Материалы школы по проблемам созданияинтеллектуальных средств измерений. — М.: ЦП ВНТО приборостроителей им. С. И. Вавилова,1989.
7. Багрецов С. А. Автоматизированная подсистема выявлениятипа преобладающего отношения обучаемых к членам коллектива / Втораянаучно-техническая конференция училища. — Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1991. С. 95-96.
8. Багрецов С. А. Вопросы компьютеризацииучебно-воспитательного процесса: Тематический научно-технический сборник. — СПб.: ПВУРЭ ПВО, 1992. — 146 с.
9. Багрецов С. А. Методика определения неофициальноголидера в коллективе / Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военныхспециалистов. Часть 9. — Минск: МВИЗРУ, 1986. С. 107-113.
10. Багрецов С. А Методологические проблемы организации,проведения и обработки психолого-педагогического эксперимента. — Пушкин: ПВУРЭПВО, 1990. 201 с.
11. Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров А М. Интенсификацияучебно-воспитательного процесса в вузе. — Л.: ВАС, 1990. — 212 с.
12. Батурина Т. И. К вопросу о сущности критериевэффективности обучения. — М.: Педагогика, 1973. — 95 с.
13. Бибрих Е. Е. Исследование видов целеобразования. — Кишинев:Штиинца, 1987. — 129 с.
14. Венда В. Ф., Тапаев В. П., Санников А. И. Информационноевзаимодействие операторов при групповом решении задач / Теория и эксперимент ванализе труда операторов. — М.: Наука, 1983. — C. 77-95.
15. Гайдар К. М. Самостоятельная деятельность студентов: некоторыеосновы самоорганизации. — Воронеж: ВГПН, 1994. — 20 с.
16. Гирфанов А. С. Основы применения активных методовобучения: Методическое пособие. — Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1989. 32с.
17. Голубева И. В. Социально-психологическая направленностьличности как фактор, определяющий особенности поведения / Личность и группа: Сборникстатей / Отв. ред. Б. О. Парыгин. — Л., 1971.
18. Губинский А. И. Надежность и качество функционированияэргатических систем. — Л.: Наука, 1982. — 270 с.
19. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. — М.: МГУ,1979. — 128 с.
20. Житницкий М. И. Эффективность процесса обучения ввысшей школе / Под ред. А. В. Косова. — Л.: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1985. 115 с.
21. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностикаи развитие компетентности в общении: Практическое пособие. — Киров: ЭННОМ, 1991.- 95 с.
22. Журавлев А. Л., Фролова Н. П. Управленческоевзаимодействие в бригадах с разным типом совместной деятельности //Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. — М.: ИПАН СССР, 1987. — 157 с.
23. Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личностируководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал.- 1983. № 1. — С. 57-67.
24. Журавлев А Л. Социально-психологические проблемыуправления / Прикладные проблемы социальной психологии: Сборник статей. — М.: Наука,1983. — С. 173-189.
25. Зинченко В. П., Мукинов В. М. Основы эргономики. — М.: МГУ, 1980. — 348 с.
26. Иванова Т. А., Иванов В. В. Групповая динамика,вызванная внешним воздействием. — М.: РХТУ. — 1993. — Деп. в ИНИОН, № 35233 — 16с.
27. Иванова Т. А., Иванов В. В. Конструктивность идеструктивность групповой динамики, вызванной внешним воздействием. — Красноярск:Полиграф-мет. — 1991. — 48 с.
28. Иванова Т. А., Иванов В. В. Социальные признаки успехагруппового воспитания специалиста в вузе. — Новомосковск: НФ МХТН. 1991. — 80 с.
29. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малыхгруппах. — Минск: БГУ, 1996. — 212 с.
30. Кричевский Е. Л., Дубовская Е. М. Психология малойгруппы. М.: МГУ, 1991. — 203 с.
31. Межличностное восприятие в группе / В. С. Агеев, Г. М. Андреева,Ю. М. Жуков и др.; Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: 1981. — 294с.
32. Немов Р. С. Психологические условия и критерииэффективности работы коллектива. — М.: Наука, 1982. — 212 с.
33. Паниотто В. И. Структура межличностных отношений. — Киев:Наукова думка, 1975. — 136 с.
34. Парыгин Б. О. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971. — 351 с.
35. Парыгин Б. О. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.
36. Природа и основные характеристики научного знания // Вжурн.: Вестник общественных наук АН Арм. ССЕ. — 1984. — № 11.
37. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие/ А. В. Барабанщиков и др. — М.: Воениздат, 1989. — 365 с.
38. Рубинштейн С. А. Бытие и сознание. — М.: Наука, 1957. 226с.
39. Спасенников В. В. Выбор оптимального вариантакомплектования малых групп с учетом совместимости и срабатываемости /Социально-психологи-ческие методы практической работы в коллективе: диагностикаи воздействие. — М: ИП АН СССР, 1990. — С. 46-58.
40. Тягушов А. Ф., Федотова А. П. Социологическая служба.- Л.: Лениздат, 1985. — 143 с.
41. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива/ Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975. — 184 с.
42. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности.М.: Наука, 1980. — 215 с.
43. Шепанъский Я. Элементарные понятия социологии — М.: Наука,1969. — 234 с.
44. Шибанов Г. П. Психология межличностных отношений вгруппе. – М.: АСТ, 2004. – 240 с.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Анкета ирезультаты экспертного опроса по оценкам основных составляющих социальныхпотенциалов малых групп
Анкетадля изучения социальных потенциалов учебных групп
С цельюпроведения исследования социальных потенциалов учебных групп просим Васзаполнить следующую анкету:
1. Воинскоезвание _____________________________
2. Ф. И. О._____________________________________
3. Должность__________________________________
4. Подразделение(напр.: 2-й к,, 1-й фак) _______
5. Заполнитетабл., руководствуясь следующим:
если наВашем курсе нет учебных групп с каким-либо из указанных номеров, то вычеркнитестолбцы с номерами этих групп;
приответе на пункты «а»-«д» используйте 5-балльную систему оценок:
1 балл — данногосвойства не может быть в рассматриваемой группе;
2 балла — данное свойство отсутствует;
3 балла — данное свойство присутствует;
4 балла — данное свойство сильно;
5 баллов- данное свойство ярко выражено;
приответе на пункт «е» разбейте все группы Вашего курса по местам в соответствии сВашим собственным представлением о группах (которое вполне может и не совпадатьс результатами, полученными при подведении итогов);
приответе на пункт «ж» укажите, насколько Вы уверены в оценке, данной Вами той илииной группе курса. Для оценки используйте числа, находящиеся в интервале от 0до 1:
0 — Выабсолютно не знаете группу; 0,5 — Вы знаете группу средне;
1 — Выочень хорошо знаете группу.
Так,например, Вы хорошо знаете 1-ю и 2-ю группы курса и плохо 3-ю группу. В этомслучае (напротив пункта «ж») в 1-м и 2-м столбцах Вы вполне можете поставить0,9 или 1, а в 3-м столбце — 0,1 или 0,2
Табл. Вопросы для оценки основных характеристик социальных потенциалов учебных коллективов Номер группы на курсе 1 2 3 4 5
а) Способность к самоорганизации
Оцените, пожалуйста, уровень способности коллектива учебной группы поддерживать дисциплину, рабочую обстановку на учебных занятиях, самоподготовке силами общественного мнения (без вмешательства должностных лиц);
б) Профессиональная компетентность
Укажите средний балл за группу на данный момент (по итогам семестра, сессии);
в) Мотивация деятельности
Оцените, пожалуйста, насколько едины студенты данной учебной группы в стремлении достигнуть высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности;
г) Морально-нравственные нормы
Оцените, пожалуйста, степень соблюдения членами данной группы общепринятых правил поведения в обществе (распространенность сквернословия, уважение к женщинам и к старшим по возрасту, соблюдение традиций);
д) Коллективизм
Оцените, пожалуйста, насколько слаженно действует данная группа в повседневной учебно-профессиональной деятельности (на групповых занятиях, выполнении хозяйственных работ и др);
е) Проранжируйте группы Вашего курса по качеству решения ими учебно-воспи-тательных задач, указанных в вышеперечисленных вопросах;
ж) Насколько вы уверены в своей оценке группы (от 0 до 1)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.