Оглавление
Введение
Исследованиесоциально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте.Гендерный аспект
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы
Приложения
Введение
Какизвестно, потребность в общении, в позитивных отношениях с другими людьми являетсяодной из основных человеческих потребностей. От того, насколько успешен человекв общении, в значительной степени зависят успешность профессиональнойдеятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастьекаждого.
Вжизни каждого человека бывают периоды, когда вопросы общения ставятся особенноостро. Впервые это часто происходит в подростковом возрасте. Группа сверстниковстановится для подростка той средой, в которой он пытается реализовать своипотребности и способности. Один ищет подкрепления самоуважения, признания своейчеловеческой ценности. Другому нужна эмоциональная сопричастность с группой.Третий получает недостающую информацию и развивает коммуникативные навыки.Четвертый удовлетворяет лидерские потребности. В школе такой группой для многихподростков является класс.
Сцелью формирования и развития навыков общения у подростков на протяжениинескольких лет в нашей школе проводятся занятия по курсу «Психология человека иобщества». Они позволяют не только осмысливать свои представления о человеке, нои знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре.Выйти на понимание социальных явлений и ситуаций..
Нообщение в классе — это не просто общение ровесников, но и общение мальчиков идевочек. Поэтому изучение общения в группе должно предполагать такой способпознания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» насоциальные и психические явления.
Вопросы,связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, впоследнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Вработах, посвященных данному вопросу, достаточно часто используется понятие«гендер».
Гендерв психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой людидают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Иными словами, быть женщинойили мужчиной — значит следовать определенным социокультурным образцам,предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых правилпола.
В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной степени претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным.
В то же время в повседневной жизни мы постоянно в той или иной форме сталкиваемся с представлениями о различиях между полами. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Традиционно в общественном сознании мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения. Женщина — нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью.
Гендерныероли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагаетналичие не только определенного типа поведения, но и личностных особенностей идаже всего образа жизни.
Исключительно важным условием гендерной социализации является общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Проанализировав материалы, публикуемых в специальной литературе и СМИ, мы обратили внимание, что особенно остро стоит эта проблема у мальчиков, у которых полоролевые ожидания исключительно жестки и завышены.
Уже дошкольники выбирают партнера для различных видов деятельности с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки — девочек. Наблюдая за процессом общения в школьных классах, мы также выделили две структуры личных отношений —«мальчики» и «девочки». Мальчики редко выбирают девочек, как, впрочем, и девочки мальчиков. Следовательно, тот или иной статус в системе личных взаимоотношений ученик получает на основании симпатий со стороны представителей его пола… Иными словами, мальчик занимает благоприятное положение, потому что пользуется прежде всего симпатиями мальчиков, а девочка, — потому что пользуется расположением девочек. При этом практически нет исследований о том, как представления мальчиков и девочек друг о друге влияют на ситуацию общения в классе.
Такимобразом,актуальность данного исследования определяется необходимостью изученияи улучшения условий гендерной социализации подростков, подготовкой подростков кжизни в обществе, к выполнению социальных ролей мужчины и женщины.
Цельнашего исследования состоит в изучении социально-психологических особенностейобщения в группах мальчиков и девочек.
Цельреализуется через ряд задач:
ü Сравнитьсоциометрические структуры в подгруппах мальчиков и девочек;
ü Изучитьгендерные стереотипы в выделенных подгруппах;
ü Определитьпредпочитаемые качества в друзьях различного пола в зависимости от социометрическогостатуса;
ü Выявитьвлияние гендерных представлений на статус в группе.
Длядостижения цели были выбраны такие методы как «Личностный семантическийдифференциал» (Приложение №1) и социометрическая процедура, которая проводиласьв режиме группового взаимодействия (Приложение № 2 ).
Результатыисследования позволят повысить коммуникативную компетентность старшеклассников,улучшить отношения в группах подростков.
Исследование социально-психологических особенностейобщения в подростковом возрасте. Гендерный аспект
Висследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек,средний возраст испытуемых составил 14,43 года.
Послеручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу,которая представлена в Приложении №7. Для обработки использовалась программа Statistika6.0. Была посчитана первичная статистика (средние, стандартные отклонения), атакже проведен корреляционный анализ данных. Для определения достоверностиразличий использовался линейный коэффициент корреляции Пирсона, при вероятностиошибки – 5%.
Напервом этапе анализа были получены следующие «портреты»:
· Девочкис точки зрения девочек
· Мальчикис точки зрения девочек
· Мальчикис точки зрения мальчиков
· Девочкис точки зрения мальчиков
Проведенсравнительный анализ полученных данных.
ВДиаграмме № 1 (см. Приложение № 3 )отражен портрет «Девочки-подруги» как сточки зрения самих девочек, так и с точки зрения мальчиков.
Наоснове полученных данных можно сделать следующие выводы.
ü Вцелом группа описывает девочек в общении как обаятельных, открытых, отзывчивых,дружелюбных и общительных (самые высокие оценки);
ü Группадевочек по сравнению с группой мальчиков чаще описывают себя как сильных,зависимых, отзывчивых, общительных и раздражительных. В то время как мальчикивыше оценивают такие качества как слабость, независимость и невозмутимость. Вкорреляционном анализе получены достоверные связи между такими параметрами как поли характеристики: социальный статус (выбор девочек), невозмутимость и слабостьв оценке девочек, общительность, обаятельность, спокойствие, уверенность воценке мальчиков, интегративные характеристики активности как по группемальчиков, так и по группе девочек. Т.е., девочки активнее в общении ( большеколичество выборов), мальчики чаще оценивают девочек как слабых и невозмутимых,а девочки оценивают мальчиков как общительных, обаятельных, суетливых иуверенных, в целом мальчики ниже оценивают как свою собственную активность, таки активность девочек.
ü Наибольшийразброс в мнениях получен при оценке следующих качеств: «упрямый – уступчивый»,«независимый – зависимый», «уверенный – неуверенный». Именно эти качестватрадиционно низко оцениваются у женщин, чем и может быть вызван разброс мнений.
ü Интегративныепоказатели силы, активности и оценки по группе девочек положительные, при этомсамые высокие показатели — оценки, девочки оценивают себя выше мальчиков.
Девочкиглазами девочек Девочки глазами мальчиков
Диаграмма№1
/>
ВДиаграмме № 2 (см. Приложение № 4,5 ) отражен портрет «Мальчика-друга» как сточки зрения девочек, так и с точки зрения самих мальчиков.
Наоснове полученных данных можно сделать следующие выводы.
ü Группав целом оценивает мальчиков практически по всем характеристикам (кроме такогопоказателя как «сильный») ниже девочек.
ü Следуетотметить, что мальчики оценивают себя ниже (негативней), чем их оцениваютдевочки. Можно предположить, что со стороны девочек есть определенные ожиданияот поведения мальчиков, девочки оценивают мальчиков как более добросовестных,открытых, энергичных, уверенных и общительных, тогда как сами мальчикиперечисленные характеристики оценивают ниже.
ü Наибольшийразброс в мнениях получен при оценке следующих качеств: «упрямый – уступчивый»,«решительный – нерешительный», «самостоятельный – несамостоятельный» и «раздражительный – невозмутимый». В отличие от группы девочек, данные качестватрадиционно выше оцениваются у мужчин.
Диаграмма№2
/>
Навтором этапе анализа определялось влияние представлений о мальчиках и девочкахна успешность общения. Все значимые коэффициенты корреляции приведены вПриложении №6.
Спомощью корреляционного анализа были также установлены связи между параметрамисоциального статуса и оценкой различных качеств как мальчиков, так и девочек. Вкорреляционной плеяде №1 отражены связи социального статуса и такимихарактеристиками как «Добросовестность – безответственность у мальчиков». Такимобразом, подростки с высоким социальным статусом выше оценивают дружелюбие удевочек и добросовестность у мальчиков. Также социальный статус у подростковзависит от возраста и с возрастом увеличивается.
Корреляционнаяплеяда №1./>/>/>/>/>/>/>
0,30
0,31
0,44
Корреляционнаяплеяда №2
/>
Изкорреляционной плеяды №2 видно, что девочки с высоким социальным статусом вышеоценивают обаятельность, добросовестность и общительность девочек, чем девочкистарше, тем выше их социальный статус.
Изкорреляционной плеяды № 3 видно, что мальчики с высоким социальным статусомвыше оценивают добросовестность мальчиков.
Корреляционнаяплеяда №3
/>
Такимобразом, подростки с высоким социальным статусом имеют более положительныйаутостереотип (выше оценивают качества представителей собственного пола). Можнопредположить, что подростки, имеющие низкую самооценку, низко оценивающиепредставителей своего пола, могут иметь трудности в общении.
Заключение
Подводяитог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.
ü Девочкиполучили в целом более позитивную оценку, более активны в общении, имеютвысокий социальный статус. При этом портрет «Девочки – подруги» противоречив,т.к. девочки с одной стороны оцениваются как слабые, а с другой стороны какуверенные и активные. Важно, что традиционно «женский» портрет нами получен небыл, хотя мальчики выше оценивают «слабость» девочек.
ü Мальчикив целом получили более низкие оценки, при этом отмечается, что мальчики самиоценивают себя ниже, чем девочки. Можно предположить, что девочки ожидают отмальчиков более «мужского» поведения и выше его оценивают.
ü Вышесоциальный статус тех подростков, которые дают более позитивные оценкипредставителям своего пола. Таким образом, положительный аутостереотип являетсяодним из условий успешного общения в группе старшеклассников.
Список использованных источников и литературы
1. 18програм тренингов. Руководство для профессионалов. Под ред. В.А.Чикер, Спб,«Речь», 2007г.
2. БурнШон. Гендерная психология. М. – 2004г. – 156 с.
3. ДермановаИ.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения:Методические рекомендации. СПб., 2001.
4. ЖуковЮ.М. Коммуникативный тренинг: — М., 2003.
5. ЗахаровВ.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.,1989.
6. КоломинскийЯ.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастныеособенности). – Мн., 2000.
7. Психологиясовременного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.
8. Психология:Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. —2-е изд. — М.,1990.— 494 с.
9. РайсФ. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999. .297
10. РемшмидтX. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир,1994.
11. СмидР. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999.
12. ФопельК. психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. – М, 1999.
Приложения
Приложение №1
БЛАНК ЛД
Фамилия И.О.______________________________________________________
пол______________возраст_____________________________________Обаятельны 3 2 1 1 2 3 Непривлекательный, Слабый 3 2 1 1 2 3 Сильный Разговорчивый 3 2 1 1 2 3 Молчаливый Безответственный 3 2 1 1 2 3 Добросовестный Упрямый 3 2 1 1 2 3 Уступчивый Замкнутый 3 2 1 1 2 3 Открытый Добрый 3 2 1 1 2 3 Эгоистичный Зависимый 3 2 1 1 2 3 Независимый Деятельный 3 2 1 1 2 3 Пассивный Черствый 3 2 1 1 2 3 Отзывчивый Решительный 3 2 1 1 2 3 Нерешительный Вялый 3 2 1 1 2 3 Энергичный Справедливый 3 2 1 1 2 3 Несправедливый Расслабленный 3 2 1 1 2 3 Напряженный Суетливый 3 2 1 1 2 3 Спокойный Враждебный 3 2 1 1 2 3 Дружелюбный Уверенный 3 2 1 1 2 3 Неуверенный Нелюдимый 3 2 1 1 2 3 Общительный Честный 3 2 1 1 2 3 Неискренний Несамостоятельный 3 2 1 1 2 3 Самостоятельный Раздражительный 3 2 1 1 2 3 Невозмутимый
Приложение № 2
Таблица№1. Группа в целом Группа девочек группа мальчиков Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Обаятельный 2,43 0,81 2,52 0,63 2,29 1,05 Сильный 0,76 1,58 1,31 1,49 -0,18 1,29 Разговорчивый 1,91 1,29 2 1,25 1,76 1,39 Добросовестный 1,72 1,38 1,66 1,49 1,82 1,19 Упрямый 0,54 1,97 0,76 2,08 0,18 1,78 Открытый 2,07 1,08 2,14 1,13 1,94 1,03 Добрый 1,85 1,43 1,86 1,36 1,82 1,59 Независимый 0,07 1,76 -0,17 1,77 0,47 1,7 Деятельный 1,87 1,20 2,03 1,05 1,59 1,42 Отзывчивый 2,28 0,98 2,48 0,74 1,94 1,25 Решительный 1,41 1,56 1,59 1,62 1,12 1,45 Энергичный 1,76 1,34 1,86 1,38 1,59 1,28 Справедливый 1,52 1,15 1,62 1,21 1,35 1,06 Напряженный -0,33 1,56 -0,34 1,76 -0,29 1,21 Суетливый -0,35 1,82 -0,21 1,88 -0,59 1,73 Дружелюбный 2,02 1,34 2,03 1,40 2 1,27 Уверенный 1,57 1,68 1,52 1,79 1,65 1,54 Общительный 2,30 1,05 2,52 0,87 1,94 1,25 Честный 1,87 0,98 1,86 0,92 1,88 1,11 Самостоятельный 1,85 1,32 2,03 1,35 1,53 1,23 Раздражительный 0,13 1,5 0,52 1,55 -0,53 1,18
Таблица№3 Группа в целом Группа девочек группа мальчиков Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Оценка 13,46 5,16 13,55 5,36 13,29 4,95 Сила 7,48 5,70 8,14 5,71 6,35 5,69 Активность 9,67 4,57 11,07 4,21 7,29 4,25
Приложение №3
Таблица№4. Группа в целом Группа девочек группа мальчиков Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Обаятельный 1,96 1,01 2,45 0,69 1,12 0,93 Сильный 1,78 1,28 1,86 1,22 1,65 1,41 Разговорчивый 1,93 1,34 2 1,04 1,82 1,78 Добросовестный 1 1,45 1,14 1,33 0,76 1,64 Упрямый 0,26 1,77 0,14 1,81 0,47 1,74 Открытый 1,96 1,01 2,17 0,66 1,59 1,37 Добрый 1,74 1,08 1,86 1,09 1,53 1,07 Независимый 0,63 1,73 0,76 1,68 0,41 1,84 Деятельный 1,61 1,24 1,79 0,98 1,29 1,57 Отзывчивый 1,76 1,35 1,72 1,51 1,82 1,07 Решительный 1,39 1,68 1,34 1,76 1,47 1,59 Энергичный 2 1,14 2,24 0,83 1,59 1,46 Справедливый 1,48 1,07 1,31 1,00 1,76 1,15 Напряженный -0,91 1,43 -0,93 1,31 -0,88 1,65 Суетливый -0,80 1,67 -0,38 1,76 -1,53 1,23 Дружелюбный 1,65 1,25 1,83 1,26 1,35 1,22 Уверенный 1,59 1,53 1,97 1,18 0,94 1,85 Общительный 2,33 1,10 2,69 0,47 1,71 1,53 Честный 1,28 1,44 1,14 1,48 1,53 1,37 Самостоятельный 1,59 1,73 1,55 1,82 1,65 1,62 Раздражительный -0,09 1,75 0,17 1,83 -0,53 1,55
Приложение № 4
Таблица№6 Группа в целом Группа девочек группа мальчиков Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Средние показатели Стандартное отклонение Оценка 10,87 5,41 11,48 5,34 9,82 5,53 Сила 7,26 5,13 7,86 4,91 6,24 5,47 Активность 8,96 5,26 10,38 4,12 6,53 6,19