Контрольнаяработа
Подисциплине психолого-педагогические технологии диагностики и комплектованияобразовательных учреждений
Тема:Современные технологии консультирования родителей в работе психолога
План
1. Введение
2. Особенностипсихологического консультирования
3. Этапы работы сродителями
/>4. Алгоритмпсихологического консультирования родителей
5. Литература
1. Введение
Вотношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, чтоона строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия соспециалистами.
Основнойособенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психологсталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с крайненегативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти кнему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть отокружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальнуюнаправленность консультирования).
Другимвариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка иигнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти такоеповедение объясняется социоэкономическими и культурными особенностями семей,дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди изэтих семей – выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материальнообеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители безработные илиработающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах – занимаютсямалоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей.Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурньйуровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи собразовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процессапсихологического консультирования.
Работа психолога в такойситуации требует от него специальных технологий взаимодействия с семьей ивладения адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами.
/>2 Особенности психологическогоконсультирования
Психологическоеконсультирование – работанепосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологическихпроблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основнымсредством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е.Алешина).
Основнаяцель психологического консультирования: Создание условий, в которых окажетсявозможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации,выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивныеспособы поведения и выработать новые психосоциальные умения, следуетрассматривать консультативную деятельность как интимноличностный процесс,ориентированный исключительно на отдельного индивида (семью).
Задачипсихологического консультирования:
1. Своевременноепервичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психическогоразвития, направление их к специалистам.
2. Предупреждениевторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим илинервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.
3. Составлениерекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения,воспитания и общения для учителей и родителей.
4. Составлениерекомендаций по воспитанию детей в семье.
5. Коррекционнаяработа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психологическоепросвещение.
Сутьпсихологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясьпрофессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, вкоторых тот переживает свои новые возможности в решении собственныхпсихологических задач (Г.С. Абрамова).
3 Этапы работы с родителями
Накаждом этапе консультационного процесса (подготовки к консультации, первогосеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с родителями –выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог долженруководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологическойкоррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы ссемьей.
Рассмотримэтапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них.
Первыйэтап
(Подготовкак консультации. Первый контакт с семьей)
Независимоот того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характерпервого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо потелефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю(родителям) сообщают, какая информация или документы необходимы, а такжесогласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот моментродители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии вотношении предполагаемой консультации. Это позволяет внести некоторую ясность вих ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать некоторыесправочные сведения о специалистах, фамилия и регалии консультанта, к которомуони записаны, и т.п.
Психолог,со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовойситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов.Подобная информация в значительной степени вызывает уважение родителей,повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов.
Второйэтап
(Сеансконсультации.)
Сеансконсультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывныйвстречный поток информации от родителей и консультанта.
Эффективностьпроведения этого сеанса во многом зависит от возможностей и навыковспециалистов, ведущих прием. В основном это те способности, которые создаютдоверие и облегчают общение с консультируемыми, эмпатическое сочувствие,понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одномряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, атакже, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьипонимание их переживаний. Позитивное отношение – это способность консультантавыразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самимпринимать решение.
Особенностьюконсультационной работы психолога образования в такой ситуации является то, чтопрактически одновременно с консультированием родителей он должен оцениватьхарактер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришлина консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочитьни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состояния ребенканевозможно. Оба эти процесса накладываются один на другой и порой работу сродителями, видя их состояние, приходится начинать задолго до того, какпроведена углубленная диагностика и можно что-либо определенное сказать осостоянии ребенка.
Одним изважных компонентов психотерапевтической работы на этом этапе являетсяспособность к конфронтации. Консультант должен указывать родителям нанепоследовательность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время какспособность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагамиконсультирования, конфронтация идет дальше – она показывает консультирующимсято, что консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь необходимо ввеститакое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации.
Консультантдолжен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, непропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапеобщения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свойвзгляд на сложившуюся ситуацию.
а)Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характератрудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявленодо того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, еслиродители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задаватьвопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет иго опасения.
б)Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейнойжизни и развития ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества»). Этифакты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потомубедить родителей. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителямнеобходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательнообдумывать то, что они говорят о ребенке.
в)Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передачаинформации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущихфазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись втом, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.
Обратнаясвязь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальнымиреакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.
Следуетотметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные сними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоциональногосостояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.
Взависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазыэмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов ифаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит передэтапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, какправило, приходится на четвертую фазу состояния – реконваяесценцию, когдародители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя внекоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазепсиходинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является болеедейственной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В даннойситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить иправильно построить процесс консультирования.
Обратнаясвязь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальнымиреакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.
Следуетотметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные сними фазы коммуникации />–находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей,социально-психологической адаптации семьи в целом.
Взависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазыэмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов ифаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит передэтапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, какправило, приходится на четвертую фазу состояния – реконваяесценцию, когдародители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя внекоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазепсиходинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является болеедейственной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В даннойситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить иправильно построить процесс консультирования.
Третийэтап.
(Этаппринятия решения)
Этоосновной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение,насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему вдальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо,чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придетсяжить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишьдекларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.
Консультантчасто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, иединственным, кто можетповлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практикаповедения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается,что они ничего не сделали такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствиекомментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобныеим, часто ощущают вину при наличии проблемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.
Такимобразом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувствавины или стыда, – это помощь родителям в свободном выражении своего мнения поповоду той проблемы, которая привела их на консультацию.
Вмешательствоконсультанта в этот этап признания или вообще пропуск его в работе приводит кснижению эффективности последующих вмешательств. Часто так случается, чтоконсультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактиктельности вразличных учреждениях образования показала, что подобные методы и приемыкоррекционной работы с родителями применимы к самым различным ситуациямконсультирования родителей с детьми с различными видами отклоняющегосяразвития. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностямисубъективного восприятия родителями своего ребенка.
4. Алгоритм психологического консультирования родителей
1.Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами,педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседас родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапахразвития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социальногоплана.
3. Сборинформации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4.Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
5.Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
6.Обработка данных, каузальный анализ результатов.
7.Психологический диагноз ребенка.
8.Психолого-педагогическое назначение.
9.Контроль, повторное консультирование.
Психолог-консультант,проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четкопонимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжестьподобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант долженосознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог иопасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций,повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтическийориентированный процесс консультирования – предотвратить большое количествоненужных страданий людей. В то лее время консультант обязан понимать, что егособственная позиция, используемые им тактики консультирования не должнынарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а вконечном итоге – и судьбы семьи.
5. Литература
1. Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специальногообразования. – М.,2005
2. Нельсон-Джоунс Р.Теория и практика консультирования. – СПб.,2000
3. Методыпрактической социальной психологии. /под ред. Ю.М. Жукова
4. Овчарова Р.В.Практическая психология образования. – М.,1999