Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинскийгосударственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультетдошкольного образования
Кафедратеоретической и прикладной психологии
Реферат
на тему:
«Современное состояниепсихолого-педагогической антропологиии как отрасли человековедения»
Исполнитель:
студентка 1 курса группа 101
дневного отделения
фак-та психологии
Занкина К. И.
Научный руководитель:
Шумакова О. А.
Челябинск 2009
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙАНТРОПОЛОГИИ
Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология»,начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке»,«наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом(1724—1804) для обозначения особой автономной области знаний, новой науки —науки о человеке, которой до того времени не было.
Антропология — это специальная наука о человеке каксложном и чрезвычайно значительном феномене.
Самостоятельной наукой, признанной как реальное научноечеловековедение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809—1882) лишьв середине XIX в. Свои представления о человеке, его развитии, изучающей егонауке — антропологии Ч.Дарвин изложил в различных публикациях, прежде всего, восновном труде своей жизни «Происхождение видов путем естественного отбора». Комплексразнообразных человековедческих знаний, который очень быстро накопилаантропология, объективно сделал ее универсальной наукой о человеке —одновременно синкретичной и динамичной.
Сегодня существуют философская, религиозная, культурная,социальная, психологическая и другие антропологии. А бывшая универсальнойантропология стала лишь одной из человековедческих наук естественнонаучногонаправления. Она включает в себя расоведение, морфологию человека, антропогенези, как ни странно, педагогическую антропологию. Этот раздел антропологии даетвесьма поучительную информацию для человековедения, в том числе и дляпедагогики. Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. вРоссии. Его впервые употребил Н. И. Пирогов, К.Д.Ушинский. В настоящее времяантропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическоезнание — стержень профессиональной подготовки учителя.
Объектом современной педагогической антропологии являютсяотношения человек—человек. Предметом — ребенок как участник воспитательногопроцесса.
Специфика данной отрасли человековедения состоит в том,что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя заК. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует иинтегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение кребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Этаинтеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, ипостоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.
Современная педагогическая антропология интегрирует всезначения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в томчисле и за счет таких «отраслевых» антропологии, как философская, религиозная,культурная, социальная, психологическая и пр. Традиция философской антропологии— подходить к человеку как целостному, уникальному явлению — один из ведущихпринципов современной педагогической антропологии. Концепция О. Больнова,трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способностьактивно включаться в процесс воспитания, наиболее близка и органичноинтериоризирована российской педагогической антропологией. В то же времяподходы и иных антропологии существенны для педагогического человековедения,поскольку позволяют ярче представить отдельные грани, различные ипостаси человекаи ребенка.
Подход к психолого-педагогической подготовке студентов,ориентированный на предметное добавление дисциплин, при отсутствии целостногоподхода к изучению человека, его психики и взаимосвязи душевного и физического,несостоятелен. Необходима «целостная фундаментальная учебная дисциплинаПсихолого-педагогического профиля, преемственно решающая задачи развития, воспитанияи самовоспитания, образования и самообразования, использующая теории итехнологии самопознания. Содержание указанной дисциплины будет определятьсяобластью целостного человекознания, а также включать обучение культуревнутреннего мира человека и культуре взаимодействия с окружающим миром».
Они исходили из того, что в системе антропологическиориентированных наук об образовании главное место должно принадлежатьпсихологии, дающей педагогу знания о развитии человека и о спецификепедагогического руководства этим о развитии человека и о специфике педагогадолжно быть максимально профессионально ориентированным, т. Е. психология должнастать составной частью педагогической антропологии.
Курс педагогической антропологии может интерпретироваться«как помогающий самоопределению человека, познанию им своей природы,собственного Я, механизмов осуществления себя как индивида, личности ииндивидуальности, как телесного, душевного и духовного существа, пониманию импроблем собственного развития, путей и способов их решения, роли и местамеханизмов педагогической регуляции в этих процессах».
Студенты должны получить представления о современномсостоянии и основных направлениях отечественной и зарубежной психологическойнауки.
Интеграция знаний о человеке как образовании целостном, оего жизни в гармонии с собой и окружающим миром, обретении способности кпониманию самого себя и путей самосовершенствования и пониманию каждогоконкретного ребенка должны стать целью современной психолого-педагогическойантропологии как учебной дисциплины. Достижения поставленной цели лежит врешении нескольких задач: введение обучаемых в современную научную дискуссию очеловеке как целостном образовании, о его психики, о развитии личности ицелостном проживании собственной жизни, раскрытие психологических проблемотносительно познания самого себе и другого человека, отработка умений инавыков самопознания, самопознания, самосовершенствования обучаемых.
Существует необходимость создания особой дисциплины,изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание егосубъективного мира, который и должен стать предметом нового направления –психологической антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможностьпонимания реального индивида в различных жизненных ситуациях, и совместнойдеятельности.
Основная цель курса в том, чтобы дать студенту целостноезнание о человеке на основе самопознания.
Педагогическая антропология представляет собой системуантропологически ориентированных наук об образовании, где психология являетсяглавной составной частью. Следовательно, психологическое образование педагогадолжно быть профессионально ориентированным.
Педагогическая антропология как учебная дисциплина всистеме высшего образования стала разрабатываться в России параллельно с возрождениемпедагогической антропологии как самостоятельной области знания в начале 90-хгг.
При всем многообразии подходов, все учебные курсыпедагогической антропологии, с одной стороны, ориентированы на реализациютезиса К. Д. Ушинского, согласно которому воспитать человека во всех отношенияхможно только изучив его во всех отношениях.
Педагогическая антропология как отрасль научного знаниянаходится в стадии разработки и дисциплинарного оформления.
Воспиатние человека невозможно без постижения егосущности, без понимания его природы. Изучение человека как воспитателя ивоспитуемого, как субъекта образовательной деятельности, — основная функцияпедагогической антропологии – области человекознания, находящейся в настоящеймомент в процессе обретения дисциплинарного статуса, разработки методологии,теории, содержания, дифференциации основных направлений исследований.
Педагогическая антропология в ясном виде существует вРоссии с последней трети ХIХ в. Каждый период ее развития привносил новыеподходы к ее интерпретации. Впервые термин «педагогическая антропология» былупотреблен в 1868 г. К. Д. Ушинским, который в своем труде «Человек как предметвоспитания. Опыт педагогической антропологии» открыто заявил, что в основевоспитания человека должно лежать целостное человекознание, что педагогика какнаука невозможна без изучения человека во всех отношениях. К. Д. Ушинский несчитал педагогическую антропологию самостоятельной наукой, синтезирующей знанияо человеке. Он видел в своей педагогической антропологии методологическоеоснование педагогики, синтезирующее и систематизирующее знание о человеке ивооружающее этими знаниями педагогику.
Педагогическая антропология помогает расширитьобразовательные возможности каждой личности, помогает человеку осознать своюуникальность, ориентирует педагогику на построение индивидуальной траекторииобразования для каждого человека.
К началу семидесятых годов психологическая антропологиязабрела, казалось бы, в полный тупик. Проблема состояла в том, что культурное ипсихологическое оказалось невозможно изучать в неразрывном единстве. Есливычесть постмодернистскую критику, которая была скорее публицистикой,беллетристикой, но не наукой, то антропология раскололась на две составляющие:символическую антропологию и когнитивную антропологию. Первая принялась изучатькультуру как систему значений, не интересуясь тем, как эти значения отражаютсяв сознании индивидов, то есть, поставив между культурой и психологиейнепроницаемый барьер и отказавшись рассматривать какие либо психологическиепроявления в рамках науки антропологии. При этом было принято считать, чтопсихология не проявляет ни малейшего интереса к антропологическимисследованиям.
Такое впечатление имело под собой основание и антропологиприкладывали титанические усилия для того, чтобы разбить эту стену непониманияи заинтересовать психологов своими исследованиями. Но правдой является и то,что сама психология переживает острый кризис и независимо от антропологииобращается, в поисках выхода, к тем казавшимся ранее периферийными отраслямпсихологии, которые изначально признавали, что культура в той же мере являетсяисточником психологического, как и биология. Это направление вылилось вкультурную психологию, которую начиная с девяностых годов можно рассматриватькак составную часть психологической антропологии.
Неструктурированность исследовательского поля ведет нас кнеизбежной терминологической путанице. Но это было бы еще полпроблемы. Авторызаимствуют друг у друга терминологию, вставляя ее в новый смысловой контекст.При этом данные контексты могут быть взаимоисключающими. Поэтому нам нередкопридется затрагивать то или иное понятие, поясняя его применительно к данномуконтексту, а развернутое его определение давать ниже, когда речь пойдет оконцепции автора данного понятия.
В настоящее время складывается сложно разветвленнаясистема теоретического и практического человекознания, значение которого длябудущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук оприроде, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими ипищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д..
Современная психология – это весьма разветвленная наука,имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительносамостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований.Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять летпоявляются новые направления.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Современная отечественная психология переживает этапныймомент своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в различныеобласти человеческой деятельности — в политику, образование, бизнес,управление, рекламу и т. д.; стремительно оформляются различные видыпрактико-психологической помощи населению.
Психология перестает быть только академической наукой,областью занятий сравнительно немногочисленного профессионального сообщества.Она все более обретает облик массовой деятельности, становится подлиннопрактико-ориентированной наукой, призванной решать конкретные человеческиепроблемы в различных сферах жизни.
Происходящий парадигмальный сдвиг *в системе ориентацийсовременной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретическихпроблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг, может быть, самойглавной сегодня проблемы — психологии развития человека.
АНТРОПОПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ
Антропопсихология – это не только последовательно иобосновано выстроенная психологическая модель человеческой реальности, но исистема общенормативных представлений о траектории и динамике человеческойжизни. Согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе жизненныйпуть человека представляет собой последовательность двух этапов (биографическихэпох). На первом этапе человек овладевает внутренними (телесными, психическими)и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования, толькостановится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем и одновременнопереломным моментом первой фазы является точка «обретения души», открытиясобственного Я. Социальной фиксацией вступления человека в новое качество втрадиционных обществах являлись обряды инициации и посвящения, символизирующиепереход от «безответственного детства» к необходимости самоопределения иполноте ответственности за свою жизнь.
*Парадигма- система основных научных достижений (теорий,методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых вданной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.
Основа интегральной психолого-педагогической антропологиисегодня — типы отношений человека к человеку и человечеству. Онирассматриваются в пространстве жизнедеятельности, пространстве опыта ипространстве времени.
Список литературы:
1. Ильяшенко Е. Г. История педагогической антропологии в России. Информациявзята с сайта www.bim-bad.ru
2. Педагогика №2 2006 г.
3. Максакова В. И. «Педагогическая антропология»
4. С.В. Лурье. Психологическая антропология — Раздел 2. Информация взята ссайта www.svlourie.narod.ru
5. Психологический словарь. Второе издание. М 1990 г. Под общей редакцией А.В. Петровского и М. Г. Ярошевского