Реферат по предмету "Психология"


Сновидения, галлюцинации и грёзы как виды воображения

Контрольнаяработа
По психологии
Тема:Сновидения, галлюцинации и грёзы как виды воображения

План
Введение
1. Уровни воображения
2. Виды воображения
2.1 Сновидения
2.2 Галлюцинации, пути и приёмы преобразования
2.3 Грёзы и мечты
3. Воображение у детей
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Образы, которыеиспользует и создает человек, не ограничиваются воспроизведениемнепосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то,что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то,чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающийв образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди нетолько познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того,чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это имысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение — этоважнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал быфантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства,образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Детине услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли быусваивать школьную программу без воображения?
Благодаря воображениючеловек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти всячеловеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения итворчества людей.
Воображение выводитчеловека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом,открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человекаобедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интереск искусству и науке.
Воображение являетсявысшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощьювоображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственновоспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата доего осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда несуществовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации,условий.
Проще сказать — лишитечеловека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазияявляются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как илюбая форма психического отражения, должна иметь позитивное направлениеразвития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира,самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивнуюмечтательность, замену реальной жизни грезами.
Принимая во внимание то,какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на егопсихические процессы и состояния и даже на организм, мы специально выделим ирассмотрим проблему воображения.

1. Уровни воображения
Отношение человека кпроцессу воображения непосредственно определяет существование различных уровнейвоображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, навысших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированиюобразов.
В самых низших ипримитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформацииобразов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей,влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательствасубъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают передвоображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистомвиде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровняхсознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.
В высших формахвоображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются всоответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилиемволи вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.Эта форма воображения носит название активной.
Различают такжевоображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, илипродуктивное.
В репродуктивномвоображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова онаесть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображениебольше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивнымвоображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемоенатурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкинабиологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнахвыписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно конструируетсячеловеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом вобразе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества рядамастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяютреалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальностьпропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ееконструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм),прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир нагеометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такогонаправления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивноговоображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в техслучаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такоговоображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»,фантастика братьев Стругацких.
Воображение, какизвестно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). Икак ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется впроцессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видоввоображения является результатом развития различных видов творческойдеятельности. Поэтому существует, столько специфических видов воображения, сколькоимеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное,художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляютразновидность высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаяхвоображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К нимотносятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

2. Виды воображения
2.1 Сновидения
Сновидения можно отнестик разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизничеловека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человеканаходят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которыев силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Сновидения издавнапоражают и волнуют людей. В древности сновидения рассматривались как «вратав иной мир»; считалось, что через сновидения может происходить контакт сдругими мирами. Когда мы говорим о сновидениях, то прежде всего имеем в видуприсутствие в них необычных и фантастических картин. Несмотря на разнообразие ифантастичность мира сновидений, этот мир не содержит абсолютно ничего нового:сновидения – следствие жизненного опыта человека, отражение событий,происшедших с ним ранее.
Было обнаружено, кудивлению тех, кто считал, что не видит снов или видит их очень редко, чтокаждый человек видит сны несколько раз за ночь. Экспериментальным путём былрешён вопрос о длительности сновидений. Оказалось, что субъективнаядлительность сновидений соответствует объективной длительности периода быстрогосна. Испытуемый, разбуженный в начале периода быстрого сна, отчитывается окоротком сновидении, а разбуженный в конце – о длинном. После очень длинныхэпизодов быстрого сна (30 – 50 мин.) испытуемые отчитывались о необычнодлительных сновидениях. Интересно, что отчёты о содержании этих сновидений былине длиннее, чем в тех случаях, когда испытуемых пробуждали уже через 15 минпосле начала быстрого сна. По – видимому, сновидения начинают забываться,несмотря на продолжение длительного эпизода быстрого сна. Многочисленныеэксперименты свидетельствуют о том, что содержание сновидений коррелируют сособенностями фазических компонентов быстрого сна. Показано, что степеньэмоциональной окраски сновидений связана с частотой сердечных сокращений и дыхания,степенью вазоконстрикции и выраженностью электрической активности кожи впоследние минуты быстрого сна перед пробуждением.
2.2 Галлюцинации, пути иприёмы преобразования
Галлюцинациями называютфантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи сокружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех илииных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненныесостояния.
Преобразованиедействительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеетсвои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемахпреобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяетнесколько таких приемов.
Первый такой способ —агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых вповседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – этоне случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимыйсознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Оншироко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особеннов памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев.Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь иличеловек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другим приемом являетсяакцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – этоподчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций вразличные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит чертыоригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым,акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуированиеактивно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения(гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическомизображении действительности. Примером могут служить следующие сказочныеперсонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик илигигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, егограндиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимостьгероев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контрастаподчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.
Третий известный способсоздания образов воображения — схематизация. В этом случае отдельныепредставления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываютсяосновные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.
И последним способомможно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерновыделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношениифактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсеопускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. Врезультате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональныеобразы рабочего, врача, художника и так далее. Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция киносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Всесредства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры)показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формытворческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечномсчете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

2.3 Грёзы и мечты
Грезы, в отличие отгаллюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющеесобой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют формуособой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, чточеловек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколькоболее реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. впринципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени,особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем,хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувствобеспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется впрактических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения вжизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучипервоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затемнередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и вмладшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтаниене столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоитформирующая функция мечты.
Подросток мечтает о том,что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания ипотребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, вкоторой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными,т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапеподросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так какпозволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные вариантыбудущего, выбрать свой путь решения проблемы.
Воображение играет важнуюроль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико вхудожественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается,прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные бытьносителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображениязаключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а приусловии сохранения основных требований жизненности. В корне ошибочным являетсяпредставление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем большевоображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабеевоображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнеепроизведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемуюкартину наглядной и образной. Ведь, как известно, мощное творческое воображениеузнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а потому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии стребованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности неозначает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь унастоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд навещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задачахудожественного произведения – показать другим то, что видит художник, так,чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографируетизображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такоговоображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделатьдаже фотография.

3. Воображение у детей
Иногда людям болеезрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начатьфантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению.Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все режеего тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще ссамого детства.
Творческая деятельностьразвивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительныхэмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствуетоптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память,мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебыребенка.
Творческая деятельностьразвивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственныенормы ― различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость итрусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое пониманиежизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому ихосмысливает и оценивает. Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка.Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценкапрекрасного.
Все дети, особенностаршие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматьсяискусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку исказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т.д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее иинтереснее.
Дети способны заниматьсятворчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное,независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критическиоценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, вотличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественнойдеятельности, не обращая внимания на стеснительность.
Особое значениетворческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность —это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретнойобласти искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многиедети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренногоребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходимапостоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальныеассоциации—все это характерно для талантливого ребенка и является результатомвоображения.
Одаренность и таланттесно связаны с опережающим развитием. Талантливые дети отличаются болеевысокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этихрезультатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью кокружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокаячувствительность. Такие периоды психологи называют «сензитивными». Вэти периоды конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболеевосприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке иинтенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных видахдеятельности. И если обычный ребенок может испытывать «сензитивный»период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность»сразу многих функций.
При помощи творчества ивоображения, естественно, ребенок формирует свою личность. И есть особая сферажизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностногоразвития, — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру,является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенокформирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость,смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображенияпроисходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенкапреодолевать жизненные трудности и конфликты.
Занимаясь творчеством(для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себятакое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включеново всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительнымиэмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важнойличностной черты, как оптимизм.
В подростковом возрасте,когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретаеттакая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.
Подросток мечтает о том,что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания ипотребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, вкоторой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными,т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапеподросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так какпозволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные вариантыбудущего, выбрать свой путь решения проблемы.
Воображение значимо вличностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранилияркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богатоодаренными личностями.
С возрастом большинствоиз нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придуматьновую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существуетцелый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогическойлитературе.

Заключение
Значение воображения вжизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображениев процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был быневозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себеконечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможенпрогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет неможет усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не быловоображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемнойситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Да и вообще, безвоображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, еслибы люди не могли мечтать!!!

Список используемойлитературы
1. «Основы психофизиологии» учебник под редакцией АлександроваЮ.И. Москва 1998г.
2. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций».- Издательство «Просвещение», Москва, 1990
3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — Москва, 1979
4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер»,Москва-Харьков-Минск, 1999
5. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль:Академия развития, 1996.
6. Шибутани Т. «Социальная психология».- Издательство «Прогресс»,Москва, 1969
7. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина –Издательство политической литературы, Москва, 1968


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология возделывания гречихи в России
Реферат Разработка методических рекомендаций по формированию бренда Калининградской области
Реферат Майнові правовідносини батьків та дітей
Реферат Становление теории атома
Реферат «Гаммельнский Крысолов»
Реферат Рецепция византийского права в России
Реферат Человек и человечество в контексте современной и будущей жизни
Реферат Токсическая (алкогольная) аксональная, сенсомоторная полиневропатия нижних конечностей с преимущественным поражением дистальных отделов
Реферат Продвижение товара услуг
Реферат Софистические приемы некорректного ведения юридического диалога
Реферат Прекрасная песнь о любви по повести Гранатовый браслет
Реферат задача
Реферат Михеев, Ярополк Леонидович
Реферат До проблеми воєнного стану у Польщі
Реферат Ayn Rand Anthem Paper Essay Research Paper