ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
Факультетсоциальных и информационных технологийРЕФЕРАТСиндромдефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста
Выполнила:
Студентка 937группы
Симанова Ю.В.
Проверил: ЗоринС.С.
Глазов2011
Планработы
1. ПонятиеСДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
2. ДиагностикаСДВГ
3. КоррекцияСДВГ
Литература
1.ПонятиеСДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ— синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем нетолько его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям,воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможностьэффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психическихпроцессов, которые оно ограничивает.
Будучимладенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок.Только что ребенка упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку,накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято искомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либопоперек кровати, либо вообще ногами на подушке.
Невсегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иныенарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя вроде быи пеленки сухие, и поел недавно, и температуры нет… Может спокойно«гулять» с трех ночи до восьми утра, а потом спать до шести вечера.
Иногданаличие гипердинамического синдрома (синдрома дефицита внимания сгиперактивностью — СДВГ) можно предположить у младенца, наблюдая за егоактивностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать этоможет только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметамиобычные дети такого возраста). Исследование предметов у гипердинамическогомладенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенокотбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую(или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отброситьи ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможноудержать.
Какправило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии свозрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические детираньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть,вставать на ножки, ходить и т. д. В манеже такого ребенка обычно не удержать.Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают вманежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаютсяснимать все, что на них надевают заботливые родители.
Такиедети в возрасте от года до двух — двух с половиной лет стаскивают на полскатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают наполках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открываютгаз и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различнойтемпературы и консистенции.
Такойребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на местени минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он недоводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых исверстников он не слушает, кажется, все пролетает мимо его ушей. В быту затакими детьми закрепляются прозвища «трудный»,«неуправляемый». В медицинской карточке у них записано СДВГ (ADHD) —синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Длямногих родителей эта аббревиатура — не пустой звук. Проблемы начинаются с моментапоступления их ребенка в детский сад. При большой численности групп даже всовременных детских садах у воспитателя просто не хватает терпения на ребенка сСДВГ. В школе неприятности только увеличиваются, и, если не начать с ребенкомпсиходиагностическую и коррекционную работу, то и в дальнейшей жизни ему будеттрудно. В семье рождается ребенок, и взрослые мечтают: вот он начнет ходить,вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажутвсе, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидитсяна месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинаеткакое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается затретье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает беспричинно. Иродители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдромадефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Сейчасвсе чаще звучит этот диагноз. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что вРоссии таких детей 4 — 18 %, в США – 4 — 20 %, Великобритании – 1 — 3 %, Италии– 3 — 10 %, В Китае – 1 — 13 %, в Австралии – 7 — 10 %. Мальчиков среди них в 9раз больше, чем девочек.
Когдаребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным илислоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти детинуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» ониперевозбуждаются и теряют работоспособность.
Когдаребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность можетне проявляться. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей,ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.
Постатистике Заваденко Н.Н. 66 % детей с СДВГ имеют дисграфию и дислексию, 61% — дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.
Такжепри гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаясянеловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняяболтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующейсоциальное поведение.
СДВГ– это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то естьочень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенныхструктур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММДотносят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мерероста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смыслеэтого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работемозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начатьлечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.
Гиперактивность,или чрезмерная двигательная активность, после чего появляется сильноеутомление. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, которыйконтролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическомподкорковом возбуждении), слабом его контроле.
Дефицитактивного внимания, т.е. отвлекаемость – неспособность удерживать внимание начем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное вниманиеорганизуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимостисосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Импульсивность– неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети частодействуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них частоменяется настроение.
Существуетмного теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицитавнимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных,однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна ещеостаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы,работают успешно, и многие причины уже можно назвать.
1.Наследственность
Поданным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этимзаболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врачарассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилосьлечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей.
Икое-что уже известно. Например, имеются данные о наличии измененийгенетического характера при СДВГ, локализованных в 11-й и 5-й хромосомах.Большое значение придается гену рецептора дофамина D4 и гену — переносчикудофамина. Специалисты выдвинули гипотезу о причине заболевания, в основекоторой лежит взаимодействие вышеназванных генов. И оно вызывает снижениефункций нейромедиаторной системы головного мозга.
2.Беременность и роды
Поодной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головногомозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первыедни жизни ребенка.
Большуюопасность в данном случае вызывает внутриутробная гипоксия (кислородноеголодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. Вотпочему очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без патологий,чтобы будущая мать соблюдала все требования, предъявляемые врачом. Ведь этитребования придуманы не просто для осложнения жизни молодой женщины. Известно,что потребность в кислороде у беременных повышается на 25-30% за счет того, чторебенок забирает его из крови матери. Поэтому нужно много гулять, дышать свежимвоздухом, ездить на природу все девять месяцев. А самое главное — отказаться отсигарет и алкоголя.
Никотин,спазмируя артерии матки, лишает ребенка питания и кислорода, кроме того, ончрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту вкровь, наносит мощный удар по формирующемуся мозгу. Как здесь не нарушиться егофункциям! Серьезную угрозу представляют и некоторые лекарства, особенно впервой половине беременности, а потому, прежде чем принять любой, даже самыйбезобидный препарат, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Оченьважно также правильно питаться.
Вообще,любые проблемы во время беременности и родов — какими бы незначительными они никазались непросвещенному человеку — могут иметь различные отрицательныепоследствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, аспустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, токсикозах, обостренияххронических заболеваний у матери, перенесенных инфекциях.
Замечено,что если ребенок в утробе ведет себя очень буйно, то это может быть признакомбудущей гиперактивности, что, в общем-то, и понятно: обычно детки шумят, когдаим не хватает кислорода. На языке медицины это называется «хроническаявнутриутробная гипоксия».
Оченьопасны во время беременности травмы в области живота. Впрочем, страшны травмыне только физические, но и психологические, различные стрессы, а также, чтоотмечают многие специалисты, нежелание матери иметь данного ребенка. Мы уже неговорим о неудавшихся попытках прервать беременность.
Большоезначение имеют и иммунологическая несовместимость по резус-фактору, и возрастродителей. Исследования показали, что риск развития патологии велик, есливозраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возрастотца превышал 39 лет.
Наразвитие заболевания влияют и осложнения при родах: преждевременные,скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравлениенаркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период.Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие егопуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой внутренние мозговыекровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкиесмещения шейных позвонков.
3.Опасности первых лет жизни
Мозгчеловека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, вэтот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары,ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываемродителей быть в этом плане особенно бдительными. На практике встречается многослучаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет всевремя, плохо спит, отказывается от еды. При осмотре малыша, казалось бы, все впорядке: никаких признаков простуды, желудок, сердце — все в норме. Послерасспросов — где гулял, с кем, как играет и т. д. — выясняется, что несколькодней назад (она даже обычно не помнит точно, когда) малыш упал и, видимо,сильно ударился головой. За этим следует немедленная госпитализация,многочисленные диагностические исследования и длительное лечение. Не всегда, ксожалению, оно приносит максимальный эффект. А ведь все могло бы быть кудапроще, обратись родители немедленно к врачу.
Следуетпомнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте,но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны. Отрицательносказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если онипроходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторыхсильнодействующих препаратов. Невропатологи считают, что целый ряд хроническихзаболеваний, таких как бронхиальная астма (тяжелая), нарушение обмена веществ,сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии, нередкостановятся факторами, негативно влияющими на нормальную работу мозга.
Кинтересному выводу пришли западные ученые Р. А. Кинг и Д. Ношпич. Оказывается,не последнюю роль в том, как ребенок преодолеет наметившиеся в его психикепроблемы, играет материальная обеспеченность и бытовые условия. Они установили,что у многих детей из семей, где достаток выше, последствия патологии,возникшей в течение беременности или во время родов, исчезают к моментупоступления в школу, тогда как у детей из неблагополучных в этом отношениисемей они продолжают сохраняться.
4.Питание
Всовременной педиатрии существует точка зрения, что одной из причингиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерамиходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ ипродукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, вбольшинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы,искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют нанейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство — все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того,опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию уребенка.
Современныедети неразлучны с бутылками колы, фанты, спрайта и прочих«замечательных» напитков. Помимо большого количества сахара (о вредекоторого тоже будет сказано), в них содержится столько пищевых красителей иароматизаторов, что они просто не успевают выводиться естественным путем. Этовызывает большое скопление шлаков, биохимически отравляющих организм. И ребенокежедневно подвергается длительной атаке отравляющими веществами — токсикозу.Хорошо, если у него механизмы детоксикации (выведения токсинов) работаютнормально. А если нет? Вот и начинаются сбои всех систем. Даже безобидный,казалось бы, апельсиновый баночный сок может нанести серьезный удар поорганизму.
5.Окружающая среда
Ухудшающаясяс каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья,психического в том числе.
Особенноот плохой экологии страдают дети. Их здоровье разрушается на самой начальнойстадии своего формирования. Современная промышленность буквально насыщаетокружающую среду солями тяжелых металлов, таких как кадмий, молибден, хром,свинец, алюминий. Каждая из них губительна по-своему. Соли кадмия и молибденаведут, например, к тяжелым расстройствам центральной нервной системы. А ведькадмий постоянно находится рядом. Он широко используется в различныхэлектроприборах и механизмах, в батарейках, резине, пластмассах, вдезинсектицидах, фотографии.
Воснове СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуетсятриадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
Гиперактивность,или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления.Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует этосостояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковомвозбуждении), слабом его контроле.
Дефицитактивного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течениеопределенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобнымидолями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, тоесть, достаточная зрелость личности.
Импульсивность– неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети частодействуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них частоменяется настроение.
Характернойчертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Приэтом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливаетэнергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышитучителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобыоставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярныйаппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова итело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. (СиротюкА.Л., 2003)
Гирерактивностьдетей обусловлена органическим поражением мозга. Вследствие этого у школьниковотмечаются специфические изменения нейродинамики нервных процессов.Гиперактивность, проявляющаяся в первую половину дня, свидетельствует о высокойвозбудимости нервных процессов, а во вторую половину – о недостаточноститормозных процессов.
Многиечасто задаются вопросом, что может гиперактивные дети это просто антиподыспокойных и тихих, приспособляемых и покладистых детей? Дети с неуемной жаждойдвижения. Дети, которые двигаются больше других. Может их беспокойность всеголишь признак живости?
Оченьчасто гиперактивность путают с активностью. Главное отличиегиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не чертахарактера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет инарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся врезультате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая,что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего,неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашейсегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска,обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все«недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна)не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в нормупосле.
Средитаких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями.Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полноймере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие междууровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматическойсфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблонытакого отклоняющегося поведения ( из-за несовершенства сдерживающих центров)ведут к тому, что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестаютбыть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.
Отклоняющеесяповедение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми,импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны кправонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохомуповедению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшиепотребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут ужеличностные проблемы.
Какиеже нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?
— Это дефицит энергетического снабжения, который можно наблюдать приэнцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняетв соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрическойактивности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит».Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляцияи какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состояниикачество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Такиммеханизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.
— Это также архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитиисенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии нерастормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигатьязыком, что отвлечет внимание и будет неэффективно. Чтобы компенсировать такиеархаичные механизмы, нужна опять дополнительная энергия.
— Это вопросы личной зрелости. И здесь получается парадокс. Если такойдефицитарный ребенок личностно зрел. И он заставляет себя ради родителей иучителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следитьза ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникаютразличные расстройства, которые связаны с соматической сферой (чаще болеет,возникают аллергии). То есть в каждом болезненном проявлении часто симптомовкомпенсации больше, чем первоначальной недостаточности.
Педагогиговорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда в классе».То есть, на остальных детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГневнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужденповышать голос до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Потомребенок приходит домой и жалуется, что учитель весь урок на него кричал, потомучто только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит,он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формамиповедения, которыми располагает.
ВозникновениеСДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейныхфакторов – 63%. (Заваденко Н.Н.) В семье дети неосознанно начинают копировать вповедении своих собственных родителей. Хорошо, если модели воспитания родителейбыли схожи. Если нет, то возникают патологические формы воспитания, которыесказываются не только на психологии ребенка, но и его психофизиологии. Такпроисходит в развитии приобретенной гиперактивности и наследственной. Хотяглубинные психологические причины возникновения очень похожи (ПодхватилинН.В.,2004).
2.Диагностика СДВГ
Психологивыделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомамигиперактивных детей.
1.Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2.Не может спокойно усидеть на месте, когда этого от него требуют.
3.Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4.С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях вколлективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5.На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6.При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные снегативным поведением или недостаточностью понимания).
7.С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8.Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9.Не может играть тихо, спокойно.
10Болтливый.
11Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры другихдетей).
12.Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13.Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14.Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, ноприключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает наулицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагнозсчитается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всехсимптомов.
Всеэти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
— чрезмерная двигательная активность;
— импульсивность;
— отвлекаемость-невнимательность
Вкачестве первичной диагностической ориентировки оправдал себя переченьсимптомов, разработанный Джиммом Коннерсом. Эту анкету могут заполнять как родители,так и преподаватели при условии, что этому предшествует минимумчетырехнедельный период наблюдений. Если в сумме набирается более 15 очков. Тоэто дает основание предполагать о наличие у ребенка СДВГ
Тестдля определения гиперактивности (по Д. Коннерсу)
Наблюдаемые признаки
Степень проявления признака
отсутствует низкая довольно очень
(0) (1) высокая(2) высокая (3)
1. Двигательное беспокойство
(постоянно находится в движении)
2. Раздражительность, импульсивность
3. Вмешательство в занятия других детей
4. Частая и быстрая переключаемость
внимания
5. Постоянное ерзание на месте
6. Невнимательность, отвлекаемость
7. Нетерпеливость и быстрое разочарование
8. Плаксивость
9. Быстрая и резкая смена настроения
10. Склонность к проявлениям ярости,
взрывное непредсказуемое поведение
Общая сумма
___________________________________
___________________________________
Анкетадля учителей по Д. Коннерсу, переработанная Скродцки
Имяученика (ученицы)_________________________________
Дата_____________ Школа __________________ Класс___________
Имяучителя ___________________________ Тел.______________
1.Как долго вы знаете этого ученика (ученицу)?____________________
Какиепредметы вы преподаете ему (ей)?_______________________
2.В каких ситуациях проявляются особые трудности с поведением?___
3. Каковыоценки успеваемости?
Укажите,пожалуйста. Основные предметы и оценки (если они ставятся)_____________________________________________
3. Отметьте.Пожалуйста, крестиком признак, который, по вашему мнению, характеризуетповедение ученика (ученицы). Укажите степень его проявления.
4. Оценкаповедения