Реферат по предмету "Психология"


Симпатия и эмпатия

СИМПАТИЯ И ЭМПАТИЯ

Содержание
Введение. 3
1. История становления понятия «симпатия». 4
2. Симпатия как реакция на свойства объекта. 7
3. Соотношение свойств между субъектом и объектом симпатии. 11
Заключение. 15
Список использованной литературы… 16

Введение
Существует немало различных интерпретаций того факта, чтоиндивид ищет общество себе подобных. Данный поиск связан с желанием был вместе,рядом, поблизости.
Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе. Этидва момента очень связаны между собой. Поиск есть не что иное, как потребностьв контакте, общении, возникающая у человека чуть ли не с момента рождения.Наиболее отчетливо эта потребность проявляется в полтора—два месяца. С этогомомента человек становится объектом и субъектом симпатии и антипатии.
В процессе всей жизни симпатии и антипатии людейпостоянно сопровождают человека, формируют его доминирующее отношение к другим,самому себе, ко всей жизни в целом
За всю историю развития понятия «симпатия», было предпринятомного попыток определить его.
Симпатия, по словарю С. Ожегова, есть влечение,сочувствие. Симпатичный же — вызывающий симпатию, расположение к себе,привлекательный.
В современной психологии эмпатию принято толковать либокак способность понимать переживания другого человека, либо как способностьприобщаться, разделять эмоциональную жизнь другого. К настоящему моменту впсихологии как отечественной, так и зарубежной существует достаточно многолитературы, затрагивающей проблему симпатии.
Представленный реферат делает попытку осветить томножество взглядов, которое существует относительно симпатии, дать краткийэкскурс в историю формирования этого понятия, а так же поведать некоторыесвойства, присущие субъекту симпатии, а так же раскрыть связь между субъектом иобъектом симпатии.

1. История становления понятия«симпатия»
Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннеерасположение) — это устойчивое положительное отношение к кому- нибудь иличему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении,побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).
Причины возникновения симпатии могут быть осознанными имало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей,интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, чертыхарактера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, поопределению А. Г. Ковалева (1975), симпатия — это мало осознанное отношение иливлечение одного человека к другому.
Явление симпатии привлекло к себе внимание ещедревнегреческих философов, которые трактовали ее как духовную объективнуюобщность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу.
Понятие «симпатия» берет начало еще из древнегреческойфилософии. Но с ним также активно работали, исследовали многие американскиеученые, такие как Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Шелер, Рибо. Можно с уверенностьюсказать, что понятие симпатии прочно вошло в психологию, тем не менее, рабочимстало именно понятие эмпатии. Но даже сегодня нет единого определения, мнения,взгляда, понимание эмпатии не совпадает у ученых разных направлений и школ.
Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования. Длянего вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета илиобъекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в немтакие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания.
З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состояниичеловека осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. Онотмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение всуть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг сдругом при тесном, личном общении.
М. Шеллер рассматривал эмпатию, как механизм познания,направленный на другую личность. Он выделял несколько уровней эмпатическоговзаимодействия. Сопереживание – состояние слияния с объектом симпатии;сочувствие – участие в переживаниях другого человека при сохранении независимыхчувств субъекта, и наконец, истинная симпатия – высокое, рациональноесостояние, на этом этапе происходит реализация человечности.
Психологи конца XIX века рассматривали «симпатию» напервичную эмоцию, на основе которой развиваются социальные чувства. Так, Т.Рибо, описывая феномен симпатии, разделяет его на два уровня. На низшемпсихофизиологическом уровне – это синергия (подражание двигательнымстремлениям), а на более высоком – как синестезия («согласованностьчувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки»)[1].Рибо отмечает сложный характер протекания эмпатического процесса, он не всегдасопровождается альтруистическим актом. Часто, когда люди видят переживаниядругих, стремятся избавить себя от страданий и уходят от помощи.
В. Штерн тоже придерживался мнения о том, что симпатияявляется первичной эмоцией. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь)и «чувства с другими»» (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкойвозникновения вторых. Только через сострадание к другим людям, черезальтруистическое поведение, у ребенка может развиться чувство любви к близким.
С. Аш выделял два типа симпатии – сопереживание исочувствие. Первое явление – это переживание сходной с объектом эмоции, оноэгоистично по природе и направлено на себя, так как переживание отрицательныхэмоции нередко провоцирует реакцию избегания травмирующих ситуаций. Присочувствии же переживания субъекта и объекта не тождественны.
К. Роджерс предполагает, что находится в состоянииэмпатии – значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потериощущения «как будто». И если этот важный оттенок «как будто» пропадает, то речьуже будет идти о «заражении» эмоцией другого человека и переживании ее в такойже степени.
Определяя природу симпатии американский социолог ЯкобМорено выдвинул гипотезу, что источники симпатии — носят врожденный характер иявляются результатом tele — таинственной способности притягивать к себе людейили отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которымпринадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениямЯкоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, котораяспонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частицэмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.
Эта гипотеза подверглась справедливой критике со сторонымногих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющимсимпатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия сдругими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения.
Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные людиотталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех ихнедостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности дляобъяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо teleЯкоб Морено используется другое понятие — аттракция.
Английское слово attraction переводится как«привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим терминомобозначают процесс и результат формирования положительного эмоциональногоотношения (Андреева, 1997). Аттракция — это наличие чувства, отношения кдругому человеку и его оценка. Спецификой симпатии является то, что она никемспециально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причинпсихологического характера.
Поскольку механизм возникновения симпатии во многомостается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитаниидетей и формировании положительного социального климата в детских группах. Какотмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю оченьтрудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силусоздать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатиив некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. ПоЛ. Я. Гозману, ими являются:
— свойства объекта аттракции;
— свойства субъекта аттракции;
— соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;
— особенности взаимодействия;
— особенности ситуации общения;
— культурный и социальный контекст;
— время (динамика развития отношений во времени).
Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а сней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (егопривлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей,предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.
2. Симпатия как реакция насвойства объекта
Эмоциональные отношения на первом этапе их развитияпредстают в виде симпатий и антипатий одного человека к другому. На первомэтапе развития эмоциональных отношений именно симпатия выступает в качестве их ведущегокомпонента.
На первых этапах общения заметнее всего будет воздействиенаиболее открытых для наблюдения характеристик человека, не требующих длясвоего опознания сколько-нибудь длительного времени, таких, каксоциально-демографическая принадлежность, символы социального статуса и т. д.Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности.
Физическая привлекательность измеряется обычно путемэкспертных оценок, степень гомогенности которых при условии принадлежностиоценивающих («судей») к одной субкультуре, против ожидания, очень высока[2]. Факторами, влияющими наоценку внешности, являются пол «судьи» и степень его знакомства с оцениваемым —знакомых оценивают значимо выше. Это позволяет сделать вывод о том, что оценкафизической привлекательности или красоты другого человека определяется степеньюсоответствия его одному из существующих стандартов внешности, одинаковых длялюдей, принадлежащих к одной или близким субкультурам. Распространенность ижесткость таких стандартов можно связать с воздействием кино и телевидения,рекламирующих одни и те же образцы внешности.
В серии исследований, проведенных под руководством К.Дайона[3], было показано, чтовнешность объекта существенно влияет на атрибутивные процессы. Все экспериментыбыли построены по одной схеме: группе судей сообщали информацию о проступке,совершенном незнакомым им человеком (это мог быть ребенок-дошкольник, младшийшкольник, школьник старших классов или студент), и давали его фотографию. Вкачестве судей выступали преподаватели соответствующих учебных заведений и длядвух последних возрастных групп — сверстники «обвиняемых». Задача судейсостояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод оличностных особенностях «обвиняемого» и предложить меру наказания. Оказалось,что во всех группах судьи выносили более жесткие решения и приписывали болеенегативные личностные свойства в случае, когда проступок совершал некрасивыйчеловек.
Помимо внешности, на симпатию влияют и другие свойства ееобъекта, например социальные характеристики человека, такие, как статус,образование, профессия и т. д. В большинстве случаев симпатия положительнокоррелирует с достоинствами объекта. У этого правила есть, однако, серьезныеограничения: «слишком» большая выраженность у человека положительныххарактеристик снижает симпатию к нему. Такие данные, в частности, получил Э.Аронсон [4], изучавший влияние насимпатию некой обобщенной характеристики, свидетельствующей о степениподготовленности человека к различным видам деятельности, о владении широкимклассом навыков, умении общаться с людьми и т. д. Эту характеристику можноназвать компетентностью. Кажется очевидным, что вне соревновательной ситуации,когда другой человек не является противником, конкурентом, более компетентный будетнравиться больше, чем менее компетентный, — ведь он обладает большим наборомположительных качеств (ловкий, умелый, сообразительный и т. д.).
На симпатию влияют и некоторые особенности вербального иневербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди,предпочитающие смотреть в глаза собеседнику, резко повышает привлекательностьчеловека улыбка, влияют на симпатию и ряд индивидуальных характеристик объекта,таких, как тембр голоса, конституциональный тип и т. д.
Значимой для симпатии является и склонность человека ксамораскрытию[5].В целомсамораскрытие связано с симпатией положительно, но лишь до определенногопредела. Если объектом самораскрытия между незнакомыми людьми становятсяинтимные моменты жизни человека, особенно те, которые находятся в противоречияхс общественной моралью, то симпатия снижается. Таким образом, симпатия исамораскрытие находятся аналогично симпатии и компетентности в криволинейнойзависимости. Точка перегиба, в которой происходит смена знака зависимости,определяется здесь нормами данной субкультуры, диктующими определенный уровеньоткровенности и открытости между малознакомыми или незнакомыми людьми.
Еще одной особенностью объекта, влияющей на симпатию кнему, является характеристика, не столько в действительности присущая человеку,сколько приписываемая ему, — это его удачливость, т. е., представление о том,что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы науспех выше, чем у других. Обладание такими «свойствами» нередко повышаетсимпатию к человеку[6].Недаром полководцы распространяли среди солдат легенды о своей неуязвимости ивоенном счастье.
В целом психологические исследования зависимостиэмоциональных отношений на первом этапе их развития от свойств их объектапозволяют сделать ряд выводов.
Во-первых, наибольшее влияние на симпатию оказывают такиелегко наблюдаемые параметры, как внешность и социально-демографическиехарактеристики.
Во-вторых, наряду с ориентацией на людей с максимальнойвыраженностью положительных характеристик действует и стремление к выбору«равных». Доминирование той или иной тенденции определяется прогнозом поведенияпартнера — в случае гарантированного принятия с его стороны в большей степенивыражена первая зависимость в случае неуверенности в его отношении — вторая .
В-третьих, между положительными свойствами объекта и симпатийк нему существует криволинейная зависимость — с какого-то момента дальнейшееувеличение выраженности данной характеристики (например, интеллекта илифизической привлекательности) ведет не к увеличению, а к уменьшению симпатии кобъекту.
И, в-четвертых, ни одна из характеристик объекта неопределяет однозначно симпатии.
3. Соотношение свойств междусубъектом и объектом симпатии
Большинство реальных контактов с другими людьми вначальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как ктебе относится твой партнер.
Методики «поддельного незнакомца». Она состоит вследующем: на первом этапе исследования замеряются предпочтения испытуемого поотношению к различным объектам, на втором — ему предъявляются результатыизмерения установок какого-либо другого человека на те же объекты. Вдействительности эти данные фиктивны, «результаты» представляют собой лишь туили иную степень приближения к собственным установкам испытуемого. На третьемэтапе работы измеряется симпатия испытуемого к человеку, якобы заполнявшемувопросник, причем никакой дополнительной информации респондент обычно неполучает.
Это позволяет сделать вывод о существовании прямой пропорциональнойзависимости между степенью сходства установок и уровнем симпатии.
Но данная закономерность справедлив лишь в тех ситуациях,когда общения фактически нет, оно находится на «нулевой» стадии. Как тольконачинает развиваться реальный процесс общения, закономерности резко усложняются— сходство по важным для субъекта установкам влияет больше, чем сходство поневажным, совпадение по обобщенным установкам воздействует сильнее, чем посугубо конкретным, и т. д. Прямая зависимость симпатии от степени сходстваустановок нарушается и в тех случаях, когда человек может возразить субъектунесходных установок, может попытаться переубедить его и т. д. Более важноезначение имеет не сходство самих установок, а совпадение способа ихобоснования, например прагматического или этического .
Принцип сходства нарушается также и тогда, когда у человекауже сформировано отрицательное отношение к объекту — сходство установок здесьтолько снижает симпатию, когда объект более успешен, чем субъект по какой-либозначимой деятельности и в ряде других случаев.
Однако, несмотря на серьезные ограничения принципасходства, в большинстве случаев он все же действует — полученная тем или инымспособом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человекаспособствует появлению симпатии к этому человеку. С чем может быть связанатакая зависимость?
Прежде всего надо проверить возможность обратного влияниясимпатии на сходство установок, реальное или воспринимаемое. Действительно,хорошее отношение к человеку приводит к тому, что ему приписываются установки,сходные со своими собственными. Показано также, что в процессе общения приналичии положительных эмоциональных отношений в паре системы установок двухлюдей, как правило, сближаются.
Однако эта зависимость не отменяет того факта, чтоначальное сходство установок двух людей способствует появлению симпатии междуними.
Зависимость между симпатией и сходством установок можетбыть объяснена с точки зрения теории социального сравнения стремлениемверифицировать свои взгляды. Кроме того, сходство установок по ряду позиций,обнаруженное в начальный период общения, может служить основанием для прогнозаповедения и реакций другого человека — зафиксированное в условиях дефицитавремени сходство, пусть даже и по несущественным вопросам, экстраполируется ина другие, более важные аспекты жизнедеятельности, служит своеобразным сигналомналичия согласия по широкому кругу имеющих для субъекта принципиальное значениепроблем. Наконец, обсуждаемая зависимость может быть следствием воздействиятретьей переменной. В качестве такой переменной могут выступать характеристикисреды, в которой развивается процесс общения, — пространственная близость,принадлежность к одной субкультуре и т.д. Сходство взглядов приводит к выборуодинаковой среды, общность же среды стимулирует рост симпатии.
Другим классом свойств субъекта и объекта симпатииявляются свойства личности. По данным одних исследователей, так же, как и вслучае с установками, сходство играет положительную роль, по данным других —более важна взаимодополнительность потребностей сферы или соотношение,названное принципом дополнения т. е. ориентация на те личностныехарактеристики, которые слабо выражены у субъекта (например, робкий человекбудет особенно симпатизировать смелому).
В целом же влияние соотношения личностных характеристик,весьма важное на последующих этапах общения в первый период оказывает наэмоциональные отношения довольно слабое воздействие. По-видимому, степеньвлияния в начальный период определяется, помимо всего прочего, возможностьюбыстро опознать то или иное свойство. В этом смысле личностные характеристикипредставляются наименее доступными, установки — более открыты, а легче всегоопознаются социально-демографические характеристики объекта — его классовая,этническая принадлежность. Не случайно и сходство по этим характеристикамиграет существенную роль в возникновении симпатии.
Таким образом в большинстве случаев симпатия возникаетсогласно принципу сходства. Причины столь большого влияния сходства на симпатиюдо сих пор до конца не ясны.
Предпочтение сходных по максимальному числу критериевможет быть связано с желанием «гарантировать» себе хорошее отношение со стороныпартнера. Кроме того, похожий человек более понятен и, следовательно,предсказуем. Можно предположить, что предпочтение сходных людей связано со стремлениемобеспечить себе психологическую безопасность и комфортность общения.

Заключение
На первых этапах развития эмоциональных отношений насимпатию положительно влияет сходство социально-демографических характеристик иблизость систем социальных установок и ценностных ориентации двух людей.Наибольшее влияние при этом оказывает близость взглядов по принципиальным дляобоих субъектов и обобщенным предметам. Различные варианты соотношенияличностных свойств партнеров оказывают противоречивое и не до конца понятноевоздействие на симпатию. Симпатия к похожим на самого себя людям исоответственно выбор их в качестве партнеров по общению носят консервативныйхарактер и могут быть следствием стремления к обеспечению психологическойбезопасности. У субъектов, ощущающих себя психологически комфортно, принципсходства нарушается, они способны испытывать симпатию к людям, отличающимся отних по социально-демографическим характеристикам и придерживающимся иных посравнению с их собственными взглядов.
Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что,несмотря на обширные исследования, еще не существует общепринятой теории,единого понимания проблемы. Разнообразие точек зрения свидетельствует онеразработанности этого понятия, о сложности его изучения. Передисследователями стоит задача создания единой теории симпатии, анализа еефункции в жизни человека, изучения процесса формирования.
Разработка различных проблем симпатии будетспособствовать решению многих практических задач: облегчит взаимодействие людейдруг с другом, повысить эффективность управления социальными группами,усовершенствует технику психотерапии.
Проблема симпатий также важна не только впсихологическом, но и в педагогическом аспекте. Ее понимание даст возможностьлучше осознавать взаимосвязь личности человека и его эмоциональной сферы.

Список использованной литературы
1. Гозман Л. Я. Теоретические предпосылки и методы исследованиямежличностной аттракции: Автореф. дис.… канд. психол. наук /МГУ им. М. В.Ломоносова. Психол. фак-т. — М., 1983.
2. Гозман Л Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. // Вопросыпсихологии — 1975. — № 2.
4. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтнойэмпатии // Вопросы психологии 1993. № 4.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства СПб.: Питер, 2007
6. Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психическихкоррелятах. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. — Краснодар, 1983.
7. Роджерс К. Эмпатия. // В сб. Психология эмоций. Тексты. — М., 1984. — С.235-237.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.