РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Минске
Кафедра психологии
Контрольная работа
по дисциплине «Семейнаяпсихология»
Минск, 2009
Содержание
1. Задание1
1.1 Эссе«Семья и народная мудрость»
1.2 Белорусскаясемья в СМИ
1.3 Аналитическоеэссе «Моя позиция в родительской и в своей семье»
1.4 Сочинение«Любовь, как много в этом слове…»
2. Задание2
2.1 Анализ основныхподходов в исследованиях супружеской совместимости
2.2 Сравнительный анализклассификаций мотивов и поводов развода
2.3 Характеристикакритических ситуаций межличностных отношений родителей и детей в разныхвозрастах
2.4 Характеристикавоспитательных систем
2.5 Характеристикадетско-родительских отношений в разных типах семей
Список использованныхисточников
Задание 1
1.1 Эссе«Семья и народная мудрость»
В данномэссе, мы подобрали пословицы и поговорки, раскрывающие, по нашему мнению,сущность и значение семьи.
Добраясемья прибавит разума-ума.
Женамужа и не бьет, а под свой норов ведет.
Всвоей семье не велик расчет.
Бедномузятю и тесть не рад.
Всевыбирать — женатым не бывать.
Дайбог раз жениться, раз креститься и раз умирать.
Жениться- не напасть, как бы, женившись, пропасть.
Бралжену денечек, а плакал годочек.
Добруюжену взять — ни скуки, ни горя не знать.
Злаяжена сведет мужа с ума.
Всвоей семье и сам большой.
Всемье любовь да совет, так и нужды нет.
Такимобразом, можно сказать следующее, что если хорошие отношения в семье, то ичеловек хочет к чему-то стремиться, чего-то добиваться. Но многое зависит отжены, если она умная и добрая, то это помогает всем членам семьи жить в радостии достатке, но если жена злая, или которую мужчина знает «денечек» и под венецповел, то взаимоотношения в семье будут напряженными. А, в общем, семья, — этоодно целое, где нет ни расчета, ни нужды.
1.2Белорусская семья в СМИ
Вданной работе мы приведем факты из периодической печати, характеризующиеособенности современной белорусской семьи. Так, мы просмотрели журналы, газетыи пытались выяснить, о каких семьях пишут наши периодики. О каком семейномидеале идет речь.
Теперьмы можем сказать следующее, белорусское СМИ говорит о семье, в которой многодетей, и семья занята общим делом, где мать, отец и дети вместе и дут по дорогежизни. Это семьи благополучные, т.е. отец и мать работают, уважаемы вколлективе, дети у них учатся в школах, институтах, или работают. Братья исестры в этих семьях дружны, проводят много свободного времени вместе. Вот,например в семье Цариных (дер.Могильное) семеро детей, старший сын работает вМинске – прораб на стройке, женат, имеет сына. Дочь также работает в Минске, встроительной компании, остальные дети учатся в школе. Мать работает на заводе,отец занимается деревообработкой (своя пилорама). Но всех их объединяет однозанятие, вся семья любит рыбачить, как девочки, так и мальчики. Любят они какподводную рыбалку, так и с удочкой, умеют ловить рыбу и руками. Все вместеобъездили всю Беларусь – все водоемы, озера, реки. Вот такая дружная семья.
Ио таких подобных семьях пишут наши периодики.
1.3Аналитическое эссе «Моя позиция в родительской семье и в своей семье»
Вданной работе я укажу свою позицию в семье, проанализирую свои взаимоотношенияс сестрой в детстве и сейчас, во взрослом возрасте. Проанализирую свои мечты,переживания, представлю свои взаимоотношения с собственными детьми.
Родиласья в полной семье, есть отец и мать, также есть младшая сестра, которую я оченьлюблю, мы с ней прекрасно уживаемся вместе. Она меня слушается, я о нейзабочусь. Разница в возрасте у нас пять лет. С детства, как только она родиласья испытывала волнение за нее, беспокоилась, когда она плачет. Однако, я неиспытывала недостатка внимания со стороны родителем с появлением Нади,наоборот, мама меня всегда просила ей помочь, и мне это было в радость,принимать участие в воспитании моей сестры. Мама всегда советовалась со мной,как ее одеть на улицу, что приготовить покушать, всегда по всем вопросамприслушивались родители к моему мнению. Сейчас, во взрослом возрасте, японимаю, что они часто не выполняли того, что я им советовала, но делали этонезаметно для меня, чтобы я чувствовала свою значимость. Я же была маленькая исоветовала часто не правильно, но это я понимаю только сейчас. Я сознавала, чтоя старшая и должна подавать пример для сестры, и мне это нравилось, ее всемуучить, чувствовать себя значимой. И сестре моей родители прививали с детства,что она младшая и должна слушаться старшую сестру. В общем, мы обе былилюбимыми дочерьми для наших родителей, и я считаю, что именно поэтому, мы с сестройсейчас так хорошо дружим. И сейчас, мы с ней близкие подруги, хотя все равноНадя продолжается меня слушаться и советоваться со мной.
Явсегда, еще с детства для себя решила, что когда у меня будет собственнаясемья, я своих детей буду воспитывать так же, как воспитывали нас наширодители.
1.4Сочинение «Любовь, как много в этом слове…»
Любовь— эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная иинтимная привязанность к другому человеку или объекту. Способность к любви у высшихживотных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношенийсоциального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока неподтверждена.
Любовьодна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассужденияо любви и её анализ, как явления, восходит к древнейшим философским системам илитературным памятникам известным человеку.
Любовьрассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения,интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь —сложный психологический феномен, возникающий как столкновение индивидуума исоциума, низменного и возвышенного, духовного и телесного начала.
Всеначинается с любви. Именно благодаря этому чувству мы сейчас можем созерцатьвыдающиеся произведения искусства, слушать замечательные музыкальныепроизведения, зачитываться прекрасными литературными шедеврами, ведьбольшинство людей, создавших все это — были влюблены! Любовь- это одно из техчувств, которое помогло человеку обосноваться и «пустить свои корни» на планетеЗемля.
Все,кого я знаю, испытывали это прекрасное чувство – чувство любви. Оно человекаокрыляет, дает ему вдохновение и надежду. Человек полностью меняется, каквнешне, так и внутренне – появляется блеск в глазах, человек светится светлее,походка такая, будто он плывет, а не идет. Все в человеке говорит – «Я люблю!»и ему хочется поделиться этим счастьем со всеми.
Носовсем другое дело обстоит с тем, когда человек любит, и готов на все радилюбимого, а он нет. Как это ужасно и сложно. Таких примеров тоже много каксреди моих друзей и знакомых, так и я переживала такое чувство. Здесь делообстоит совсем иначе. Когда ты видишь предмет своего обожания, общаешься с ним,он говорит с тобой и смотрит тебе в глаза, кажется, могу горы свернуть, ихочется летать. Но когда ты видишь, что в итоге, человек, которого ты любишь,уходит с другой(гим), ноги подкашиваются и хочется орать от боли. С такимчувством сложно справиться, оно, как правило, не проходит бесследно. Многие моидрузья, долгое время боялись встречаться с другими людьми, тайно теша себянадеждой на взаимоотношения с человеком, которого они любят. И они долгое времяостаются одни, боясь с кем либо встречаться, чтобы «когда любимый человекрасстанется со своим партнером, будет встречаться со мной». И с этой надеждойони не расстанутся до тех пор, пока человек, которого они любят сам не скажетим о том, что у них не будет будущего, что они любят другого.
Новсе же, как бы нас не била судьба, каких бы отношений она нам ни дарила, всеравно, чувство любви, самое сильное, самое прекрасное и самое эмоциональное,которое человек когда-либо испытывал.
Задание 2
2.1 Анализосновных подходов в исследованиях супружеской совместимости [5]Подход супружеской совместимости Представитель Суть подхода Структурный подход Ориентирован на изучение персональной совместимости — соотношение различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признакам целостности, уравновешенности, завершенности. Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членов малой группы (в данном случае такой группой?" является семья), должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств. А. Аугустинавичюте исследование психологической совместимости Т. В. Андреевой и А. В. Толстовой влияние особенностей темперамента и других факторов на совместимость супругов. Обозона А. Н., Обозов Н. Н., 1981; Кратохвил С, 1991; Навай-тис Г., 1999; Коростылева Л. А., 2000 сходства мировоззренческих, ценностно-ориентационных аспектов для совместимости супругов Г. Навайтис приводит пример расхождения ценностей (на материальное благополучие и на ценность ребенка), из-за которого оказалось невозможным консультирование пары и предотвращение развода. Функциональный подход супружеству функциональный подход выражается в исследовании соотношения психологических семейных ролей супругов, их представлений о семье. Совместимость при этом выступает как согласование, сходство представлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре. Именно такое понимание совместимости, на наш взгляд, близко к пониманию удовлетворенности браком. Арутюнян М. Ю. если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте, или, более широко, о конфликте предстаилений. Ю. Е. Алешиной и И. Ю. Борисовым, структура семейных ролей значительно меняется в ходе цикла развития семьи, происходят и значительные изменения в плане традиционности — эгалитарности распределения ролей между супругами, и если, как показало исследование, некоторый сдвиг в сторону более традиционных отношений способствует повышению удовлетворенности браком на определенных этапах цикла развития семьи, то в другие периоды повышению удовлетворенности браком, наоборот, способствует увеличение эгалитарности (то есть распределения ролей между мужем и женой преимущественно поровну, вне зависимости от пола) супружеских отношений Фотеева Е. В., 1988; Скиннер Р., Клииз Д., 1995; ДымноваТ. И., 1998; Кратохвил С, 1991; Навайтис Г., 1999 Многие авторы связывают стабильность брака с успешностью родительских семей, а совместимость в браке — с моделями уклада в прасемьях и со статусом сиблингов в семье. У. Тоумен для стабильного супружества решающее значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди братьев и сестер. Согласно Тоумену, происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве. Данная связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей. Это правило называют «теорией дубликатов» (по Toman). Адаптивный подход ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Его задача — поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза. Наиболее полно этот подход реализуется в практической работе по оказанию психологической помощи семье, в частности семейной консультации.
2.2Сравнительный анализ классификаций мотивов и поводов развода
Изучениемотивов разводов по данным бракоразводных процессов привело к созданиюразнообразных классификаций мотивов разводов у разных авторов. Под мотивами,как правило, понимаются различные условия, поводы и обстоятельства, повлекшиеза собой развод.
Причемсильно варьируется число и важность мотивов. Примером классификации мотивовразводов может служить следующая (Юркевич Н.Г., 1970):
§ несоответствие(несовместимость) характеров;
§ нарушениесупружеской верности;
§ плохиеотношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников;
§ пьянство(алкоголизм);
§ вступлениев брак без любви или легкомысленное вступление в брак;
§ осуждениесупруга к лишению свободы на длительный срок.
За указаннымимотивами разводов часто скрыты более основательные и серьезные расхождениямежду супругами. Материалы бракоразводных процессов наиболее достоверны в техчастях, которые свидетельствуют о таких фактах, как пьянство и алкоголизм мужа,измена, создание другой семьи, раздельное проживание по объективным причинам. Субъективныепричины разводов всегда очень разнообразны. По указанным мотивам трудно судитьо реальных причинах расторжения брака. Иногда реальный мотив может подменятьсядругим. Например, муж может быть недоволен лидерством жены в семье, еевластностью, сверхопекой, тем, что она позволяет оскорбительные замечания,унижающие его достоинство. А на суде он может назвать причиной развода то, чтоего супруга плохая хозяйка, не выполняет обязанности, небрежно расходует деньгии т.д. Иногда между супругами существует дисгармония в интимных отношениях,из-за естественной стыдливости разводящиеся супруги могут указать на суде любуюпричину, выдвинуть любой мотив, например, «не сошлись характерами» [1; с. 23].
Такимобразом, поводом для развода может послужить все, что угодно. Если уж одинчеловек окончательно и бесповоротно решил развестись, то повод он найдет.
Основнаямасса разводов совершается до 40 лет. В 1986 году доля разводящихся мужчинэтого возрастного периода – 73,9%, женщин – 78,3%. Наибольшая интенсивностьразводов приходится на возрастную группу 25-29 лет. Наиболее частовстречающийся возраст расторжения браков (модальный возраст) у мужчин – 28,8года, женщин – 27,8 года. Средний возраст – 32,5 и 29,5 лет (половина всехразводов совершается до этого возраста, а другая половина – после него)(Сысенко В.А.). Существуют данные, что наиболее часто разводятся супружескиепары, состоящие в браке: до 4 лет, 4-5 лет, 10-14 лет (Витек К., 1988).Сопоставление с периодизацией браков показывает, что наиболее опасный с точкизрения стабильности брака период – так, называемые «совсем молодые браки» – (от0 до 4 лет). В этот период возникают трудности психологической адаптации,вхождения и роли, мужа и жены, распределения обязанностей в семье, проблемыведения общего хозяйства. Напряженность в отношениях увеличивается припоявлении детей, жилищных и финансовых проблем.
Достаточноопасен с точки зрения вероятности разводов период «молодых браков» (5-9 лет). Вэтот время в связи с рождением и воспитанием детей бюджет времени супруговстановится весьма напряженным, ограничивается отдых, досуг, возрастают нервнаяи физическая усталость и финансовые проблемы семьи. Остро встает проблемалидерства в семье и разделения труда. На первые 9 лет совместной жизниприходятся 64,5% распадающихся браков.
«Средниебраки» (10-19 лет). В целом происходит стабилизация супружеских отношений. Принеблагоприятной динамике отношений между супругами в результате ссор иконфликтов может появиться чувство вражды, ненависти. Доля разводов, попадающихна этот период, – 23,6%.
«Пожилыебраки» (свыше 20 лет). К их особенностям относятся отделение детей, оттеснениепрежней взаимозависимости по уходу за детьми и их воспитанием на второй итретий план. Возможны такие негативные явления, как некоторая усталостьсупругов друг от друга, иногда автономия в досуге и развлечениях, определеннаядисгармония сексуальных потребностей и возможностей, психологическоеотчуждение. Наиболее частые мотивы разводов в этот период – пьянство илиалкоголизм, измена или подозрение в измене. Удельный вес разводов в бракахпродолжительностью 20 лет и более – 11,6%. Инициаторами разводов в большинствеслучаев являются женщины. В нашей стране, по данным разных авторов, – около 70%разводов происходят по инициативе жен (Чечот Д.М.), в США – около двух третей(Ароне К.). Наиболее активны в расторжении брака молодые жены (до 25 лет),причем женская инициатива в этом вопросе преобладает до 50 лет.
Исследованияв Соединенных Штатах и Британии показали, что работающие замужние женщины(особенно с высоким уровнем образования – 5 лет колледжа и более) охотнееразводятся или живут отдельно, если у них есть кому оставаться с детьми дома [1; с. 37].
2.3Характеристика критических ситуаций межличностных отношений родителей и детей вразных возрастах
Напротяжении многих лет в теории и практике воспитания господствовалопредставление о ребенке как о маленьком, несовершенном взрослом, которыйотличается от полноценного взрослого лишь тем, что недостаточно развитфизически, интеллектуально и нравственно (соответственно задача воспитаниявиделась в том, чтобы наилучшим образом преодолеть этот разрыв). Исследованиямимногих ученых, специалистов в области детской психологии, была установленаистина, сегодня кажущаяся очевидной: детство не подготовительный период в жизничеловека, а самоценный, качественно своеобразный этап жизненного пути. Столь жеочевидно, что становление личности осуществляется неравномерно, в несколькоэтапов, характеризующихся присущими им особенностями. Родителям и воспитателямв первую очередь бросается в глаза то, что на каких-то отрезках возрастногоразвития ребенок становится неуживчивым, непослушным, «трудным».
Психологине могли обойти вниманием то, что очевидно любому родителю: неравномерностьдетского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности.Некоторые исследователи (З. Фрейд) рассматривали такие моменты как«болезнь развития», отрицательный результат столкновенияразвивающейся личности с действительностью [2; с. 43].
Вотечественной науке понятие возрастного кризиса былоразработано Л.С. Выготским.
Выготскийописал следующие возрастные кризисы: новорожденности— отделяет внутриутробный период развития от младенческого возраста;первого года — отделяет младенчество от раннего детства;трех лет — переход к дошкольному возрасту (отметим,что в рамках существующей периодизации развития собственно дошкольным возрастомназывается период от трех до семи лет); семи лет — соединительноезвено между дошкольным и школьным возрастом; тринадцатилет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Наэтих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуацииразвития» ребенка — возникает новый тип отношений со взрослыми, один видведущей деятельности сменяется другим (так, дошкольник, ориентированныйпреимущественно на игру, становится младшим школьником и переориентируется научебную деятельность).
Рассмотримв качестве примера кризис трех лет. В раннем возрасте характер взаимоотношенийребенка и взрослого определяет взрослый, ему принадлежит руководящая и организующаяроль. Но на третьем году жизни ребенок научается отделять себя от взрослого,относиться к себе как к самостоятельному Я. Успехи в развитии изменяют всеповедение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, в пределахсвоих возможностей ребенок стремится действовать уже без помощи и руководства.Взрослый, сохраняя прежний тип отношений, тем самым ограничивает активностьребенка [8; с. 177].
Стремлениебыть как взрослые может найти наиболее полное разрешение только в форме игры(лишь в игре трехлетний ребенок может сходить в магазин, сварить обед, слетатьв космос и т. п.). Поэтому кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка кигровой деятельности.
Такимобразом, возрастной кризис — закономерный и необходимый этап развитияребенка. Понятие «кризис» в данном контексте не несетнегативной окраски, оно означает скорее «перелом», а не«катастрофу». Однако нередко критический возраст сопровождаетсяпроявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство,негативизм и т. п.). Источником происходящего служит противоречие междувозросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимисявидами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемамипедагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму,порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания совзрослыми. В школьном возрасте в рамках критического возраста у детейобнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общееснижение работоспособности. На остроту протекания кризиса оказывают влияниеиндивидуальные особенности ребенка.
Подлиннуюреволюцию в вопросе о критическом возрасте произвели открытия американскогоантрополога Маргарет Мид. Она изучала социальные и психологические механизмыстановления личности в рамках различных культур, в том числе и в примитивныхсообществах в самых отдаленных уголках планеты [13; с. 65].
Взападной культуре так называемый пубертатный скачок в развитии признаетсяглавным образом на словах. В реальности же к подростку, стремящемуся войти вмир взрослых, еще долго продолжают относиться как к ребенку.
Совершенноочевидно, что трудности критического возраста вовсе не являются неизбежными.Главное — не допускать или по крайней мере не усугублять противоречий междурастущими возможностями, стремлениями ребенка и условиями его жизни (преждевсего стилем воспитательного воздействия).
Характерно,что затруднения обычно возникают у ребенка в общении с теми людьми, которыесковывают его растущую активность. Поэтому главная задача родителей — постараться самим не быть препятствием на пути развития ребенка, не цеплятьсяза устаревшие нормы и представления.
Процессвоспитания традиционно принято рассматривать как целенаправленное воздействиевоспитателя — родителя, педагога — на воспитуемого — ребенка. На волне критикиавторитарных методов во всех сферах жизни родилась противоположнаяпедагогическая концепция, согласно которой воспитание рассматривается какравноправное взаимодействие взрослого и ребенка.
Насамых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладаетпотенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапеможет рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходуразвития процесс постепенно приобретает взаимно направленную форму, поначалурезко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становитсялишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этогопоступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозитьили ускорить [11; с. 78].
Такимобразом, гибкая смена воспитательных воздействий (во все набирающем равновесиевзаимодействии), учет происходящих с ребенком перемен могут значительносмягчить протекание любого критического возраста.
2.4Характеристика воспитательных систем
Здесь мыприведем примеры противоречащих друг другу воспитательных систем внутри однойсемьи. Дадим характеристику соответствия средств и методов воспитания егоцелям, типу семейных взаимоотношений, особенностям личности ребенка.
Будущиеродители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самихсебя цели работы по воспитанию своего ребенка…
Ответтак же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая,полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такойжизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Связьличности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не стольнепосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условийжизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черталичности или повеления родителя способна в зависимости от разных условийвызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивогоповедения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать можетвызвать в своем ребенке как аналогичные черты — грубость, несдержанность, так ипрямо противоположные, а именно подавленность, робость.
Связьвоспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иныммотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это ипридает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальныйхарактер.
Именнопоэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка нестихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка санализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности [9; с. 59].
Вродительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, ивременные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивыи противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи одинна другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубокоиндивидуальны и неповторимы.
Первойи основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, чтоего любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должновозникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимаяиз всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрастелюбовно и внимательно [2; с. 52].
Главноетребование к семейному воспитанию — это требование любви. Но здесь очень важнопонимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью всвоих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию,необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят,был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликтыни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг сдругом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможноправильное формирование психического мира человека, только на основе любвиможно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Глубокийпостоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование квоспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всемродителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможностьпочувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу [10; с.78].
Методывоспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых длядостижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово — средство, а реплика, замечание, сравнение — приемы). Нет плохих и хорошихметодов, везде и всегда учитываются условия их применения. Рассмотрим общие факторы,определяющие выбор методов воспитания:
1. Целии задачи.
2. Содержаниевоспитания.
3. Возрастныеособенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических инравственных качеств (пример: методы подходящие первому классу — не подходятдесятому).
4. Уровеньсформированности коллектива.
5. Индивидуальныеи личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремитьсяприменить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить своиспособности, реализовать свое «Я».
6. Средствавоспитания — это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение.Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.(Например: отсутствие наглядных пособий заставляет учителя корректироватьметоды, обходиться, чем есть).
7. Уровеньпедагогической квалификации.
8. Времявоспитания. (Когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующиеметоды)
9. Ожидаемыепоследствия.
Общийпринцип выбора методов — гуманный подход к ребенку [12; с. 21].
Методывоспитания проявляют свое содержание через:
1. Непосредственноевлияние на воспитанника (пример, требование, приучение)
2. Созданиеусловий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение,позицию.
3. Созданиеобщественного мнения.
4. Общение,деятельность организованные воспитателем
5. Процессыпередачи информации в целях образования, а затем самообразования
6. Погружениев мир искусства и творчества [13; с. 32].
Взаключении можно сделать вывод.
Насамом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причиннообусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он используетте или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия ихприменения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболееэффективные методы.
Воспитателямнельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогданикакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому вжизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает илипоправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный,конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективностивоспитательного процесса.
2.5 Неполные семьи: особенности воспитания
Дети, растущие в бедной семье, где главой является мать,подвержены риску во многих отношениях. Отсутствие отца снижает как ихсоциальный, так и экономический статус. Женщины, возглавляющие такие семьи,нередко отличаются психологической неуравновешенностью вследствие постоянногонапряжения и непрекращающейся борьбы за существование. Многие из них страдаютдепрессией и невротической тревогой, что мешает им быть внимательными изаботливыми матерями.
Дети, растущие в таких семьях, могут испытывать разного родазатруднения, которые сказываются как на психологической зрелости, так и на ихумственном развитии. В результате они, как правило, реже, чем другие дети,повышают свой социально-экономический статус, когда становятся взрослыми.Многие из них повторяют путь родителей и оказываются родителями-одиночками.Таким образом, эти проблемы передаются следующему поколению [8; с.287].
Исследователями предпринимались попытки определить факторы,способствующие разрыву замкнутого круга депрессии и безысходности, характерныхдля семей с низким доходом и неполных семей. Они обнаружили, что в случае,когда работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравилась,их дети отличались более высоким уровнем самоуважения и более сильным чувствомсемейного единства и солидарности по сравнению с теми, чьи матери не работалилибо работа вызывала у них сильную неприязнь. Работающие матери-одиночкиоказывают особенно сильное влияние на своих дочерей, которые придают большоезначение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются вшколе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полныхсемей.
Неполные семьи бывают двух видов: семьи матерей-одиночек, исемьи отцов-одиночек. Отцы-одиночки во многом сталкиваются с теми жепроблемами, что и одинокие матери. Однако их финансовое положение обычно болеепрочное. Одно из исследований отцов-одиночек показало, что многие из них доразвода принимали самое активное участие в воспитании своих детей.
Одиноким отцам, так же как и матерям-одиночкам, бывает трудносохранить круг своих друзей и получить иную эмоциональную поддержку. [6; с.474]
Семь указаний одинокому родителю
1. Принятие ответственности и всех возникающих проблем. Этотребует позитивной установки и ясного ощущения, что решение может быть найдено.
2. Признание приоритета родительской роли. Родители,добивающиеся успеха в воспитании, готовы охотно пожертвовать своим временем,деньгами и энергией для удовлетворения потребностей своих детей.
3. Соблюдение твердой, но не ставящей во главу угла наказаниедисциплины.
4. Стремление к большей открытости в общении с детьми. Повышениедоверия между членами семьи и открытое выражение своих чувств.
5. Поощрение индивидуальности в рамках функционирования семьикак целого.
6. Признание необходимости заботы о себе. Родители должныуделять себе достаточно внимания, чтобы быть в состоянии помогать детям.
7. Внимание к ритуалам и традициям, в том числе соблюдение режимадня, традиции отмечать праздники и проводить другие семейные мероприятия [5; с.203].
Дети развода
Психологические последствия развода. Распад семьи имеет длядетей много последствий. На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, аразвод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Крометого, до развода родителей дети в течение долгого времени живут в напряжении.Возможно, они уже слышали слово «развод», произносимое (порой – весьма громко)в их доме в течение многих месяцев или даже лет и сопровождаемое плачем,криками и, возможно, драками. Когда отношения между родителями нарушаются, дажеочень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случится с ними послеразвода родителей.
Когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут боятьсятого, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль,смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начатьдемонстрировать разрушительное поведение в школе или дома. Многим детям(особенно маленьким) кажется, что это они виноваты в разводе родителей и еслибы они вели себя лучше, то, возможно, папа и мама не расстались. Иногда онипытаются вновь соединить родителей, стараясь вести себя безупречно либопогружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители еще больше усложняютситуацию тем, что вначале не уверены в окончательности развода и, возможно,делают неудачные попытки опять соединиться, рождая, таким образом, в детяхложные надежды.
После развода родители часто находятся в состояние сильногостресса и бывают неспособными проявлять по отношению к детям достаточнодушевного тепла и осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко они бываютменее внимательны к ребенку, непоследовательны в требованиях дисциплины,малообщительны и равнодушны к его проблемам. Кроме того, порой дети болезненнореагируют на попытки родителей найти себе нового партнера. Например, оставшийсяс матерью мальчик иногда принимает роль «главы семьи» и может почувствоватьугрозу, когда на сцене появится «соперник» [11; с.265].
Чтобы помочь ребенку пережить развод родителей, необходимы любовьи поддержка, которые проявляют оба родителя. Некоторые исследователи наблюдали,что характер продолжающихся отношений между родителем и ребенком гораздоважнее, чем присутствие обоих родителей дома. На самом деле, иногда разводявляется более позитивным вариантом для ребенка, чем совместное проживание собоими родителями, которые постоянно спорят и борются друг с другом [3; с.188].
Однако, для детей, забираемых из домов, среда которых отличаетсяразрушительностью и жестокостью, это часто является благоприятным событием. Вдолговременной перспективе большинство детей оказываются достаточножизнестойкими и адаптивными, чтобы справиться с разводом родителей. И опять же,в значительной степени это зависит от того, как именно разъезжаются родители ичто они делают после этого [4; с.26].
Воссозданные семьи
Когда разведенные или овдовевшие люди, имеющие детей, вступают вповторный брак, образуются воссозданные, или смешанные, семьи, также известныекак семьи с детьми от предыдущего брака. У членов таких семей возникаютдополнительные проблемы, связанные с приспособлением к ролям мачехи, отчима,пасынка или падчерицы. Будучи неподготовленными к этим новым ролям и почти неполучая поддержки со стороны социального окружения, мачехи и отчимы частообнаруживают, что не могли себе даже представить, насколько трудно достичьудовлетворительных отношений в семье. Однако удачный повторный брак можетснизить стресс у взрослых, особенно у родителей, на чьем попечении осталисьдети. Разведенный родитель может получить желанное облегчение, имея партнера,который, готов разделить, финансовую ответственность, домашние дела, принятиерешений по воспитанию детей. Однако мужчины, вступающие в повторный брак, могутстолкнуться с дополнительными трудностями, если две семьи ожидают от нихфинансовой поддержки.
1. Научениежизни в смешанной семье. Ожидание того, что смешанная семья будет являться простымпродолжением первичной, совершенно нереалистично и неизбежно приводит кфрустрации и разочарованию. Как неродным родителям, так и их пасынкам ипадчерицам необходимо время, чтобы установить контакт друг с другом: узнатьхарактер и проверить, верные ли выводы они сделали. С этой целью отчимы имачехи должны попытаться занять в жизни детей место, отличающееся от местародного отца или матери. Если они попытаются конкурировать с родным родителемребенка, их может постигнуть неудача [7; с.14].
Затраты времени на развитие взаимного доверия, привязанности,чувства близости и уважения к точке зрения ребенка часто окупаютсяформированием вполне приемлемых отношений. Девочкам, как правило, труднеесформировать хорошие отношения с отчимом, чем мальчикам. Возможно, этопроисходит из-за того, что обычно после развода у девочки складываются болеетесные отношения с матерью и она рассматривает появление отчима как вторжение.С другой стороны, у мальчиков после развода часто бывают неспокойные,конфликтные отношения с мачехами.
Несмотря на то что неродные родители редко занимают в жизниребенка место идеализированного биологического родителя, им часто удаетсясоздать семейную обстановку любви, заботы и безопасности, иногда болееудовлетворительную, чем напряженная атмосфера семьи перед разводом. Фактическибольшинство отчимов, мачех и их пасынков и падчериц постепенно успешноприспосабливаются к жизни в новой семье. Вероятность такого приспособления вышев тех смешанных семьях, которые создают новую социальную единицу, расширяющуюспектр свойств биологической семьи детей, чтобы включить новые отношения истили общения, способы воспитания, методы решения проблем [7; с.18].
Список использованных источников
1. Андреева,Т.В. Семейнаяпсихология: Учеб. пособие/Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Гессен,С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/С.И. Гессен. — М.: Мир,1994. – 321 с.
3. Джайнотт,Х.Дж. Родители и дети/ Х.Дж. Джайнотт. — М.: Мир, 1986. – 477 с.
4. Дружинин,В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Изд-во АРЕСА, 2000. – 284с.
5. Карабанова,О.А. Психология семейных отношений/ О.А. Карабанова. – Самара: Изд-во ВИТАРА,2001. – 488 с.
6. Крайг,Г. Психология развития/ Г.Крайт, Д.Бокум. — СПб.: Питер, 2006. – 685 с.
7. Лофас,Ж. Повторный брак: дети и родители/Ж.Лофас. — СПб.: 1996. – 321 с.
8. Мухина,В.С. Возрастная психология/В.С. Мухина. — М.: Мир, 1997. – 554 с.
9. Пидкасистый,П.И. Педагогика/П.И. Пидкасистый. — М.: Мир, 1996. – 483 с.
10. Подласый, И.П.Педагогика/ И.П. Подласый. — М.: Мир, 2000. – 331 с.
11. Фридман, Л.М. Психологиядетей и подростков/Л.М. Фридман. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. – 537с.
12. Шевченко, Л.Л.Практическая педагогическая этика/Л.Л. Шевченко. — М.: Мир, 1997. – 219 с.
13. Щуркова, Н.Е. Воспитаниедетей в школе/Н.Е. Щуркова. — М.: Педагогика, 1998. – 228 с.
14. Яновская, М.Г. Эмоциальныеаспекты нравственного воспитания/ М.Г. Яновская. — М.: Педагогика, 1986. – 197с.