Реферат по предмету "Психология"


Семантический анализ источников тревоги фирмы ООО "Спектр"

/>Содержание
Содержание
Введение
1 Основные аспекты проблемы тревожности в психологии
1.1 Общая классификация тревоги
1.2Проблема тревожности в современных исследованиях
1.3Функциональный подход к изучению состояния тревоги
1.4Семантический анализ источников тревоги
2 Семантический анализ источников тревоги на примеры фирмыООО «Спектр»
2.1Характеристика анализа
2.2Начало анализа, различия испытуемых групп в динамике
2.3Результаты анализа
2.4Выводы семантического анализа источников тревоги
Заключение
Списоклитературы
Введение
Актуальностьработы состоит в том, что проблема тревоги является междисциплинарнойпроблемой. Ей посвящено значительное количество исследований не только впсихологии, но и психиатрии, патопсихологии, физиологии и философии.
Однако,несмотря на это, в понимании тревоги как психического явления, присутствуетмногозначность и семантическая неопределенность. Исследователи различныхнаправлений научных знаний определяют значение термина «тревога» в контекстесвоих теорий. Как правило, этот термин используется в двух основных значениях:как состояние или как черта личности.
Анализспециальной литературы показывает, что уже имеется ряд общих точек совпадениявзглядов в современных концепциях тревоги, а теоретическая и методическаяоснащенность исследований в этой области возрастает.
В то жевремя, можно констатировать тот факт, что значительной интеграции в теории иисследовательской стратегии изучения тревоги не наблюдается. Основнойтрудностью в оценке современных работ по данной проблематике является то, чтобольшинство исследователей определяют тревогу как сложный личностный процесс сомножественными компонентами, причем каждый специалист стремиться учесть теаспекты или компоненты, которые вытекают из его теоретических построений.
В целомскладывается такое положение дел, когда одни авторы трактуют тревогу в рамкахдоступных наблюдению поведенческих признаков, другие — в рамках защитныхмеханизмов, третьи склонны связывать ее с прошлыми событиями, четвертыеопределяют ее как физиологическую реакция, как разновидность аффекта.
Изучениеспецифики организации и проведения исследований тревоги в отечественной наукепоказывает, что в настоящее время данный феномен исследуется преимущественно врамках прикладных проблем. Подобное положение в изучении проблем тревоги вомногом обусловлено логикой развития отечественной психологической науки, вкоторой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональныхпереживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическомуровне.
Исследованиетревоги и тревожности работников фирм в отечественной науке также носят, какправило, ярко выраженный прикладной характер. В то же время, исследованийтревоги и тревожности явно недостаточно. Не вызывает сомнения то, что изучениепроблем тревоги и тревожности на разных предприятиях имеет важнейшее значениекак для выявлений роли и механизмов проявлений, так и для пониманиязакономерностей развития эмоциональной сферы индивида и эмоционально-личностныхобразований.[21. c. 50]
В последнеевремя отмечается возрастание интереса к исследованию многообразных аспектовпроцесса регуляции при различных формах патологии и аномалии личности. Одной изнаиболее перспективных представляется тенденция изучения роли тревоги и еедетерминант в дезадаптивном поведении работников крупных корпораций… Однако конкретноепроявление и механизмы нарушения этого процесса еще мало изучены, тогда кактесная связь проблемы эмоциональной регуляции поведения и деятельности спроблемами мотивации, эмоций, единства аффекта и интеллекта открываетвозможности для дальнейшего развития представлений о психических механизмах техили иных аффективных и поведенческих расстройств, а также поиска путей оказанияпсихологической помощи.[19. c.129]
В даннойработе выбор тревожных расстройств в качестве материала исследований имеет дваоснования: научное и практическое. Первое связано с тем, что тревога — наиболеетипичная форма аффективных и поведенческих нарушений работников крупныхпредприятий. Второе основание обусловлено тем, что по частоте встречаемоститревога является одним из самых распространенных видов психическогонеблагополучия.
Анализмеханизмов и роли тревоги в деятельности и поведении позволяет подойти крешению многих теоретических и практических проблем, связанных с познаниемзакономерностей генеза и формирования тревожных синдромов, а также определить,возможные пути и способы психологической помощи.
Итак, цельюнашей работы является семантический анализ источников тревоги. Для этого нужнорешить следующие задачи:
1. Основные аспектыпроблемы тревожности в психологии
1. 1. Общаяклассификация тревоги
1.2 Проблематревожности в современных исследованиях
1.3 Функциональныйподход к изучению состояния тревоги
1.4 Семантический анализ источников тревоги
Практическойже частью будет семантический анализ источников тревоги на основе анализа ООО«Спектр».
1Основные аспекты проблемы тревожности в психологии1.1Общая классификация тревоги
Несмотря набольшое число экспериментальных, эмпирических и теоретических исследованийсостояния тревоги (anxiety), концептуальная разработка этого понятия всовременной психологической литературе до сих пор остается недостаточной.
Многогранностьи семантическая неопределенность термина «тревога» в психологическихисследованиях является следствием использования его в различных значениях. Этои гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическоесостояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрациясоциальных потребностей, и свойство личности, которые даются через описаниевнешних и внутренних характеристик с помощью родственных понятий. Кроме того,ситуация осложняется еще и тем, что в прикладных исследованиях для описаниясостояния тревоги используется много разнообразных терминов.
Посправедливому замечанию Ч. Спилбергера, при всем смысловом различии термина«тревога» исследователи используют его чаще всего в двух основныхзначениях, которые взаимосвязаны, но относятся к совершенно разным понятиям.Речь идет о смешении в одном термине двух пониманий тревоги: как психическогосостояния и как свойства личности (тревожности).
В первомслучае термин «тревога» используется для описания неприятногоэмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущенияминапряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает это состояниев ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки илиагрессивной реакции; восприятия отрицательного к себе отношения или угрозысвоему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источникомопасности. [21.c. 31]
Во второмслучае тревожность как черта, свойство личности характеризуется относительноустойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» вразличных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Еепроявления в подверженности действию различных стрессоров всегдаиндивидуализированы: личность с выраженной тревожностью склонна восприниматьокружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность взначительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
Однакоразнообразие теоретических подходов и терминологическая неоднородность виспользовании понятий не исключают, на наш взгляд, возможность разработкиединой концептуальной схемы анализа различных аспектов проявления тревоги наоснове ее функционального назначения.
Вопрос опсихологических функциях тревоги часто затрагивается попутно с обсуждениемтаких традиционных проблем, как генетические корни тревоги, условия и ситуацииее возникновения, влияния тревоги на деятельность и т. д. Однако отдельно этотвопрос в психологической литературе, как правило, не рассматривается. Нампредставляется, что именно функциональный подход, «исследование явлений сточки зрения не только того, какие они есть, сколько того, что ониделают», может способствовать разработке новых представлений об этомнеоднозначно объясняемом объекте психологического анализа. [3. c, 20]
Исходнаяфункциональная характеристика тревоги выделяется в большинстве направленийинтерпретации этого состояния. Речь идет об утверждении, что состояние тревогипредвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное,угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Подтверждение сказанному мынаходим в художественной литературе, например у М. Булгакова при описаниисостояния одного из героев. "… Сердце его вдруг стукнуло и на мгновениекуда-то провалилось. Потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Крометого, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что емузахотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливооглянулся, не понимая, что его напугало, он побледнел, вытер платком лоб,подумал: «Что со мной?»..."
 1.2Проблема тревожности в современных исследованиях
Проблематревожности в современных исследованиях посвящена рассмотрению различныхподходов к изучению тревоги и тревожности.
В течениепоследних десятилетий не многие психические проблемы подвергались такимактивным экспериментальным, эмпирическим и теоретическим исследования, каксостояние тревоги (anxiety. Несмотря на большое число исследований,концептуальная разработка центрального для нее понятия «тревоги» в современнойпсихологической литературе остается недостаточной. (Имедадзе, 1966;Spielberger, 1966; Mangusson, 1962; Lewitt, 1971; Sarason, 1972; Bowlby, 1975).Многоплановость и семантическая неопределенность понятия тревоги впсихологических исследованиях является следствием использования его в различныхзначениях. Этим термином обозначается и гипотетическая «промежуточнаяпеременная» (Hull, 1945), и временное психическое состояние, возникающее подвоздействием стрессовых факторов (Mowrer, 1940; Basselman, I 940; Bazowitz,1964; Лазарус, 1970; Дельгадо, 1971; Ханин, 1978; Spielberger, 1972; May,1979), и фрустрация социальных потребностей (Имедадзе, 1966; Sullivan, 1953;Lingren, 1956; May, 1979), и свойство личности (Белоус, 1968; Левитов, 1969;Мерлин, 1971; Суворова, 1975; Спилбергер, 1983; Taylor, 1956; Cattell, 1961;Eysenck, 1975 и др.).[6. c. 37]
Рассматриваяроль тревоги в поведенческих и личностных расстройствах у детей необходимопроанализировать причины и механизмы нарушений у индивида. Предполагается, чтоосновные формы и механизмы нарушений приспособления у детей и взрослых, впринципе, одинаковы, но описываются отдельными авторами по-разному.
Каждаяочередная теория в той или иной степени является отрицанием предыдущих теорий,одни и те же явления порой интерпретируются диаметрально противоположнымобразом.
Первыетеории, объясняющие нарушения приспособления, были сформулированы сиспользованием понятия нарушения равновесия со средой и указанием на симптомырасстройств этого равновесия. Jannet (1910), объясняя появление этих симптомов,опирался на теорию распада высших уровней и возврата на более низкий уровеньразвития. В дальнейшем Cutty (1947) развил эту идею в теории эмоциональногорегресса.
Классическийфрейдизм обогатил теорию понятием внутреннего конфликта и защитных механизмов.По Фрейду, сущность расстройства сводится к факту неудачи «Я» при попыткеразрешения конфликта между «Ид» и требованиями социального окружения.
ПоследователиФрейда, трактовавшие причины и сущность конфликта иначе, видели основную причинувозникновения патологического процесса именно в конфликте. По их мнению,расстройства обуславливаются конфликтами между сознанием и бессознательным,отсутствием между ними взаимодействия, комплексами и фиксацией (Jung, 1960),использованием непродуктивных способов разрешения конфликта, механизмамибегства и сверхкомпенсации (Adler, 1928) или же блокировкой возможностиэмоционального выражения конфликта и вторичной дезорганизацией (Klein, 1948).
Walder (1968)и другие исследователи склоняются к мнению, что основной причиной поведенческихрасстройств является отступление от принципа объективности в отношениях свнешним миром, нарушение процесса чувства реальности, свойственного индивиду, иправильного соотношения объективного и субъективного мира. Все это приводит ксерьезному расстройству «Я» и тому, что адаптация носит поверхностныйхарактер, чревато возникновением конфликтов, является мнимой и характеризуетсяразмытостью границ между «Я» и «не-Я».
Эриксон(1996) интерпретирует фиксацию развития как основной механизм нарушенийличности. Расстройство — это фиксация на одном их предыдущих этапов развитияили определенном способе функционирования, являющемся следствием неудачи,постигшей индивида при попытке разрешения наиболее значимых психосоциальных конфликтов.
Понятиеконфликта, как главной причины возникновения трудностей в процессеприспособления описывались и представителями гуманистического направления,рассматривавшими конфликт в связи с недостатками и давлением окружения.Согласно Хорни (1993), конфликт противоположных тенденций, являющийсяследствием нарушения межличностных отношений, становится причиной возникновениятревоги и приведения в действие защитных механизмов, влияние которых впоследующем сказывается на всей совокупности поведенческих актов.
Sullivan(1956), Фромм (1994), Rank (1926) усматривают в тревоге причину всех отклоненийот нормы. Боязнь неодобрения, изоляция и отделение обуславливают подавлениетенденций, неспособность к осознанию индивидом самого себя, бегство ииррациональные компромиссы, утрату личностной идентичности, автономности ииндивидуальности.
Иные причинынарушений процесса приспособления указываются психологами, признающимиправильность положений теории научения. По мнению теоретиков бихевиоризма,индивид, как таковой, здоров. Социально нежелательные формы его поведения — этопоследствия закрепленных вредных с точки зрения требований окружения навыков,приобретенных в результате применения этим окружением на сознательном инеосознаваемом уровне определенных подкреплений. Менее ортодоксальныесторонники такой интерпретации отмечают, что поведенческое расстройство можетоказаться следствием нарушения процесса регуляции в ситуации, в которойнарушенный поведенческий акт является единственным ответом, обеспечивающим ослаблениетревоги (Wolp, 1969). Оно может быть свидетельством усвоения «невротических»способов приспособления, используемых в окружении и порождающих конфликты(Bandura, 1968) или же приводящих к чрезмерной социализации (Eysenck, 1953).
В теориимотивации сущность расстройств определяется как одностороннее развитиемотивации, как конфликт, обусловленный невозможностью удовлетворенияпотребностей, вызывающий тревогу. По мнению Dollard и Miller (1969), конфликтмотивов, а точнее, первичных и вторичных влечений, обусловливает блокировкупервичных влечений, избыточную социализацию, напряжение, тревогу, упрочениеошибочных убеждений и дезорганизацию поведения.
Синтезположений гуманистических теорий личности и теорий научения лег в основурассмотрения личности через призму категорий, относящихся к усвоениюопределенной совокупности ролевых предписаний. Личностные расстройства сталиописываться со ссылкой на нарушения процесса усвоения ролей, апсихоаналитическое понятие идентификации отошло на задний план, уступив местопонятию комплементарности. Естественной средой развития ребенка является семья,поэтому его поведенческие расстройства находятся в тесной связи с нарушениямипроцесса правильного выполнения членами семьи своих ролей.
В современныхтеориях межличностных отношений, а также в регулятивных теориях причиныповеденческих расстройств объясняются как аномалии социальных отношений,которые приводят к тревоге и формированию ошибочных установок. В последнейконцепции Reikowski (1976) депривацию потребности, недостаток информации,необходимой для функционирования «Я» и системы ценностей,неусвоенность адекватных способов приспособления перечисляет как возможныепричины возникновения личностных расстройств. Сущность последних заключается вдеперсонализации, либо же в постоянном напряжении, тревоге, и дезинтеграциисистемы в целом.
Allport(1970) придерживается мнения, что процессы, присущие здоровой личности,совершенно отличны от процессов, свойственных личности аномальной, чем кстати,объясняется невозможность постижения здоровой личности с помощью понятий,относящихся к невротической личности.
Такимобразом, первопричину личностных расстройств усматривают в патологическомизменении перцепции, инстинктивных влечений, мотивов и ценностей, в блокировкеили нарушениях процессов внутренней регуляции отношений с окружением, внеправильной организации или дезорганизации всей структуры личности, вфункциональном расстройстве «Я» или же в возникновении интериоризованногоконфликта, а с ним — тревоги, связанной с действием защитных механизмов,постепенно приводящих к дисфункции системы в целом.
Рядисследователей утверждают, что именно детство является периодом наибольшейчувствительности к различным возмущающим влияниям. В подтверждении правильностиэтого положения они ссылаются на свидетельства наибольшей прочности первыхвпечатлений, чрезвычайно высокой чувствительности и низкой сопротивляемостинервной системы, а с ней и полной беспомощности ребенка в сложных ситуациях и вслучае возникновения конфликта. Отсутствие необходимых для нахождения выхода изтрудных положений умений, к которым относятся умения общаться, понимать смыслпроисходящего, неусвоенность основных способов приспособления, физическаяслабость и незрелость нервной системы — вот причины постоянного переживания ребенкомтревоги вследствие психических травм.
Эта точказрения не лишена оснований, но она слишком односторонняя. Так как, наряду суказанными факторами, известно множество свидетельств сравнительно низкойчастоты возникновения у людей серьезных расстройств. Несформированность,пластичность, изменчивость психики человека открывают широкие возможностикомпенсации действия неблагоприятных факторов. Трудности, испытываемыечеловеком — это то, с чем он раньше не сталкивался, психологическиедетерминанты их появления не постоянны и вариативны.
Прогнозтяжести расстройства в большей степени зависит от патологичности окружения, чемот сиюминутного психического состояния человека.
Это позволяетпредположить, что, хотя человекк испытывает сильное чувство тревоги и напряженияв ситуациях, оставляющих другого человека относительно спокойным, а влияниеранних впечатлений может быть разнообразным и сохраняться долго, обычно еголичность глубоких патологических изменений не претерпевает, причем последствиявоздействий не всегда оказываются отрицательными. Когда ранимостьчеловекавыражена в наибольшей степени, структура его личности еще полностью несложилась, в силу чего она не может быть, серьезно повреждена. Остаточныеявления перенесенных тревог могут включаться в развивающуюся личность вкачестве необходимых компонентов и оказаться в подчиненном положении вфункционировании новых личностных структур.
Нампредставляется, что тревожные расстройства, наблюдаемые у людей, не вписываютсяни в одну из категорий, пригодных для описания нарушений, отмечаемых у многихдругих более стабильных личностей.
Вместе с темданная проблема еще не решена, а специфические особенности тревожныхрасстройств у детей требуют своего уточнения. Эти особенности определяет самфакт развития. Незрелость психики и личности ребенка и их характерные чертыприводят к тому, что тревожные расстройства личности человека носятспецифический характер.
Мыпредполагаем, что наличие разных теоретических подходов к исследованию этойпроблемы не исключает возможности разработки единой концептуальной моделиизучения тревоги на основе функционального подхода.

1.3 Функциональный подход к изучениюсостояния тревоги
 
Не стольшироко разделяемой, но тем не менее достаточно устойчивой, является традиция,идущая от З. Фрейда, которая в характере предвосхищаемой опасности усматриваетпризнак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревогикак реакции на представленную угрозу. Поэтому тревогу иногда определяют какгенерализированный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние,вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в томслучае, если она вдруг появится. Следует подчеркнуть, что различение состояний,вызываемых определенной и неопределенной угрозой, оправдано даже на уровнепроцессов, регулирующих поведение животных. Существует очевидная биологическаяцелесообразность в том, чтобы животное, лишившись привычной защиты, которую емуобеспечивает нора, стадо или способность к полету, либо оказавшись нанеизвестной территории, относилось к миру с недоверием, даже если кругом ничтоособой опасности не предвещает. Отсюда следует, что тревога, влияющая на данноеотношение, не является беспредметной в буквальном смысле; ее предмет — окружающий мир или, скорее, некоторая его часть: открытое поле, лес и т. д.
Приспособительноезначение тревоги не было бы полным, если бы она, сигнализируя о неопределеннойопасности, вместе с тем не побуждала к активному поиску ее источников,проявляющемуся в «сканировании» наличной ситуации, чтобы определитьугрожающий предмет.
На функциюпоиска и обнаружения источников угрозы указывает ряд авторов. При этомсправедливо отмечается, что тревога не только представляется как внутренняяпризма, преломляющая воздействие извне, но и как поиск скрытой опасности, гдетревога имеет подтверждение во внешних событиях, не только преломляя, но ипритягивая сигналы беды. Она «представляет собой активное состояниецеленаправленного поиска, ориентированного вовне», и «человек ищет угрожающуюситуацию… Соприкосновение с опасностью разряжает дремлющее в человекебеспокойство».
Механизмразвертывания этой функции прекрасно описан Ф. Достоевским в заключительныхглавах «Идиота», где Мышкин не способен полностью забыть об угрозе,исходящей от Рогожина. Предчувствие опасности, беды преследует Мышкина всюду,оно характеризуется сильным беспокойством и тревогой, которая ищет выхода вовнешних проявлениях — в его метаниях по Петербургу. Не находя выхода изситуации, Мышкин бросается вперед — пусть под нож, пусть на смерть, но главное,что важнее всего для него в данный момент, — за все разрешающей ясностью.
Возможно,именно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что в критическихситуациях смертельной опасности, например во время войны, нередко наблюдаетсяисчезновение невротических проявлений.
Действиетревоги часто распространяется далеко за рамки реальной ситуации, переносясубъекта как в будущее, так и прошедшее время. Исходя из этого, можно увидетьсуществование особой, частично неадекватной тенденции во влиянии тревоги,навязывающей субъекту «свое» видение ситуации. Форма реализациифункции поиска и обнаружения может проявляться в этом случае в виде такназываемой «надситуативной активности». Субъект по собственнойинициативе выходит за рамки предложенного ему задания, сам организует процесспостановки новых целей и способов их достижений, нередко вступая в противоречиес ведущими целями и мотивами осуществляемой деятельности.
Отвлечениевнимания на поиск угрозы может влиять на характер осуществляемой деятельности.Именно активно-поисковая направленность тревоги, характеризующаяся ссодержательной стороны фиксацией внимания на «стрессовых элементах»среды, а с динамической — длительностью и устойчивостью, может быть положена воснову «беспорядочного поведения» или дезорганизующего влияниятревоги на деятельность, которое известно как характерная ее особенность.Осуществляемое тревогой побуждение к поиску опасности имеет, по-видимому,непосредственное отношение и к патопсихологическим нарушениям, при которыхнаблюдаются постоянный поиск источника опасности и нахождение угрозы в другихлюдях (бред ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в результате собственныхдействий (психастения) и др. Это наиболее яркие примеры неадекватной фиксациина мотиве поиска источника тревоги, обусловливающей неэффективность поведения.Активность, проявляющаяся в поисковой деятельности навстречу угрожающемуобъекту, есть путь уменьшения тревоги — условного преодоления опасности. К.Гольдштейн отмечал, что «свобода здорового индивида означает фактическито, что он может выбрать между альтернативами, добиться новых возможностей дляпреодоления трудностей в окружающей среде».
Пассивнаяпозиция угрожающей ситуации часто подвергается деформации под влиянием состояниятревоги, в то время как активная позиция уменьшает чувство опасности. Так, впассивной позиции действует, по выражению А. Кемпинского, «механизмзаколдованного круга», когда страх, появившийся в результате угрожающейопасности, гиперболизирует эту угрозу, что в свою очередь увеличивает чувствостраха.
Следующейважной функцией тревоги является, по нашему мнению, функция оценки сложившейсяситуации. При этом первостепенное значение имеет то, какой субъективный смыслей придается. На эту особенность указывает Н. И. Наенко:"… психологическая специфика состояния напряженности… зависит не отвнешних воздействий, хотя они и должны быть сильными для человека, но отличностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится".
Процессы,лежащие в основе анализа значимости ситуации и отношения к ней, имеют сложныйхарактер: они включают не только относительно простые перцептивные функции, нои процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализацию прошлогоопыта человека, его умений и т. д. Оценка ситуации приводит к инициации(«запуску») приспособительных действий, защитных механизмов и другихформ адаптивной активности, имеющей своей целью устранение источникапотенциальной опасности.
Традиционновыделяются три формы поведенческих реакций на опасную ситуацию: бегство,агрессия, ступор. Каждая из них по-своему модифицирует направленность поведениясубъекта: бегство — через устранение самой возможности столкновения сугрожающим объектом; агрессия — через уничтожение источника опасности; ступор — через полное свертывание какой-либо активности.
Следуетподчеркнуть, что отрицательно окрашенные эмоциональные переживания тревогивозникают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную и не располагаетготовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения.
Это позволяетпредположить, что не само по себе наличие угрозы или опасности вызываеттревогу. Так, например, опытный спортсмен, специализирующийся на прыжках вводу, выполняя их на тренировках, как правило, не испытывает тревоги, хотяобъективно это достаточно опасно. Это происходит потому, что как профессионалон владеет арсеналом внутренних средств по технике выполнения упражнений,позволяющих ему избежать опасности. Не испытывают тревоги люди, привыкшие кработе в опасных условиях и хорошо овладевшие способами устранения угрозы(например, водолазы).
Следуетотметить также, что тревога обычно ослабевает, когда человек оказывается передлицом опасности. Характер возникающих при этом эмоциональных переживаний будетзависеть от оценки человеком собственных возможностей по преодолению возникшихзатруднений: если он считает, что объект не слишком опасен, и способенпреодолеть данное препятствие, переживания тревоги исчезают. Если же опасностьвоспринимается как достаточно серьезная, то возникает чувство страха или другиеотрицательно окрашенные эмоциональные состояния. Человек предпринимает при этомлибо активные действия (агрессия, бегство), либо у него развиваетсяпассивно-оборонительная реакция (ступор).
Такимобразом, на основании функционального подхода к изучению тревоги можноопределить это состояние как результат сложного процесса, включающегокогнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности.Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой какпотенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности иоценку средств для ее преодоления. [9. c. 90]1.4Семантический анализ источников тревоги
Возникновениесостояния тревоги является как бы «запусковым моментом» длядальнейшего развития процесса по его преодолению. Индивид, находящийся всостоянии тревоги, сигнализирующей о возможной опасности, не знает характераугрозы. Это незнание ситуации, невозможность локализации источника опасностиспособствует появлению у человека внутреннего напряжения, предчувствиянесчастья и беды. Переживаемый эмоциональный дискомфорт направляет его на поискисточника потенциальной опасности и контакт с ней; формируется активность,нацеленная на возможность благополучного разрешения ситуации и снятие реальнойугрозы. При «приближении момента» появления объекта угрозы состояниетревоги усиливается, причем в результате большого эмоционального напряжения«время и пространство в этом периоде удлиняются».
При встречесубъекта с угрожающим объектом возникает вопрос: опасен объект или нет? Ответна этот вопрос осуществляется мерой «совместимости» данного объекта соценками возможностей субъекта. Если в процессе анализа ситуацияинтерпретируется субъектом как безопасная, то бывший сигнал угрозы илиопасности, вызвавший у индивида тревогу и беспокойство, утрачивает своюсигнальную функцию и опасение устраняется. В том случае, когда субъектоценивает ситуацию как действительно опасную и она в целом (или ее отдельныеэлементы) в силу внутренних (личностных) причин становится значимой, изимеющихся у субъекта возможных средств выбирается наиболее оптимальный вариантвыхода из опасной ситуации.
Если субъектсчитает, что ситуация является препятствием для удовлетворения потребностей,скорее всего возникает тенденция к гневу и нападению (агрессия). Если жеопасность в субъективном плане кажется большей по сравнению с имеющимисясредствами по ее преодолению, то преобладает тенденция к переживаниям страха ивыходу из опасной ситуации. Наконец, если агрессия и бегство субъективнооцениваются как невозможные, возникают состояния подавленности, апатии,депрессии, человек отказывается от действий (ступор).
Такимобразом, во всех описанных случаях происходит трансформация состояния тревоги вдругие эмоциональные состояния, имеющие отрицательную модальность: страх, ужас,паника, апатия и др.
Следуетотметить, что в описанном ряду существуют и так называемые критическиеситуации. Критическая ситуация может быть определена как невозможная, т. е. втакой ситуации субъект сталкивается с серьезными препятствиями в реализациисвоих мотивов, стремлений, ценностей. Такую ситуацию нельзя разрешить черезпредметно-практическую и познавательную деятельность. Выход из нее возможен через«переживание» (по терминологии Ф. Е. Василюка), понимаемое как особаяформа внутренней деятельности по перестройке субъективного отношения кпроисходящему благодаря переоценке личностных позиций, переосмыслению жизненныхцелей и др. Это чрезвычайно сложная форма «внутренней работы»,которая может быть осуществлена только самим человеком, переживающим кризис.
Преодолеваякритические ситуации, субъект нередко обнаруживает у себя способность«подняться» над уровнем требований конкретной ситуации: выйти запределы первичных отношений, поставить новые цели для решения исходной задачи,т. е. действовать в форме надситуативной активности, необходимой дляпреодоления внешних и внутренних «барьеров» деятельности. Так, Л. С.Выготский, анализируя известную из истории философии ситуацию буриданова осла,указывает, что человек в подобной ситуации попытался бы овладеть ею, прорываягоризонт биологической стимуляции поведения. Он может выйти из затруднений,вводя иную — надбиологическую — детерминацию поведения.
Способностьвстать, в принципе, над любой ситуацией, восполнить ее, вписать в более широкийконтекст бытия и составляет существо деятельности как специфической формыотношения к действительности. «Человек, конечно, не может простоупразднить причинные законы природы, он, конечно, не может сделать так, чтобыподброшенный камень не падал; но зато он может сам по собственной инициативевзять да подбросить камень, когда это не входило в „программу“действующих без него причин; он может со своей стороны вмешаться в ходсобытий». [7. c, 155]
Надситуативнаяактивность может выразиться в бескорыстном, немотивированном риске, когдавозможный выигрыш в случае удачи представляется проблематичным по сравнению споследствием неудачи.
Другимвариантом надситуативной активности может быть постановка субъектом«сверхзадачи», для решения которой в «будущем» емунеобходимо в «настоящем» последовательно решить несколько новыхзадач, контекстуально не связанных с определенной ситуацией, приближая конечнуюцель.
Аналогичнаяпо типу реализация возможности «выйти» за пределы конкретнойугрожающей ситуации в типичных стрессогенных условиях происходит в менеедраматической форме, чем преодоление критических ситуаций для личности в целом.Она обычно осуществляется при успешном преодолении экстремальных ситуаций.«Встать над ситуацией», переосмыслить ее значение, установить новуюиерархию последовательности решения поведенческих задач, способствующихдостижению общей цели, — эффективный путь снятия состояния тревоги и формированияадекватных способов его преодоления.
Реализацияфункционального подхода к изучению состояния тревоги позволяет сделатьследующие выводы:
·          Для развитияобщей теории тревоги необходимо наряду с изучением тревоги как преходящегосостояния и личностного свойства специально выделять и анализировать функциитревоги в рамках сложного личностно-когнитивного процесса по осмыслению иоценке ситуации.
·          Функциональныйподход позволяет рассматривать состояние тревоги не как набор переживаний иреакций, характеризующих данное состояние, а как субъективный фактор,организующий деятельность личности в целом.
·          Последовательнаяреализация функционального подхода предполагает проведение комплексного анализапричин, функций и способов преодоления состояния тревоги, что позволяет выйтина уровень создания конкретных приемов и методов оказания психологическойпомощи человеку.
 
2Семантический анализ источников тревоги на примеры фирмы ООО «Спектр»2.1Характеристика анализа
«Семантическийанализ источников тревоги» посвящен решению задачи по определению основныхдетерминант и психологических механизмов развития тревоги и тревожности, какпричины дезадаптивного поведения. На основании функционального подхода намибыла выдвинута гипотеза о поисковой функции тревоги.[23. c. 49]
С этой цельюбыло проведено экспериментальное исследование, направленное на получение данныху лиц с априорно различающимся уровнем тревожности.
Проявлениеобщих закономерностей в выполнении тестовых зданий у близких по уровнютревожности групп испытуемых и их отсутствие у качественно различных явилось быкосвенным подтверждением ее надежности в смысле повторяемости типичныхособенностей.
Содержательныйанализ наблюдаемых различий может служить базой для выделения информативных дляданной методики показателей, по которым определяется наличие или отсутствиеизмеряемого свойства.
Для семантическогоанализа источников тревоги отобраны 3 группы испытуемых двух корпоративныхуровней: управляющий персонал и подчиненный персонал.
Полученныеданные показали, что не обнаруживается сколько-нибудь существенных различиймежду отдельными группами испытуемых.
При этом длявсех обследованных характерна тенденция к постепенному снижению общего числаошибок по мере повторения серии проб. Однако анализ особенностей реагированиясубъектов с разным уровнем тревоги на различные типы ошибок выявляет наличиеважных различий в индивидуальной стратегии реагирования, особенно по отношениюк ошибкам, отрицательно подкрепляемых звуком (Ошоп).

2.2 Начало анализа, различияиспытуемых групп в динамике
 
Начиная сVII-IX проб эксперимента у 4 из 10 групп испытуемых количество ошибок,отрицательно подкрепляемых звуком (Ош оп) продолжает уменьшаться помере накопления опыта поведения в эксперименте. У представителей других групписпытуемых, обладающих повышенным уровнем тревоги, количество ошибок указанноготипа начинает увеличиваться.
При этомвнутри выделенных испытуемых групп различия в динамике Ошопстатистически не значимы.
Более точнообнаруженные нами различия можно проследить рассмотрев характер значениякоэффициента Кизб на протяжении трех частей эксперимента.
Дляупомянутых выше двух классов испытуемых кривые динамики Кизбразличаются изменением направления в ходе эксперимента.
У первойгруппы испытуемых наблюдается снижение Киз6, у испытуемых второйгруппы с тревожными расстройствами — возрастание. У подчиненного пеоснала састеническим синдромом и общими страхами отмечается тенденция к возрастнанию КизбУправляющий персонал, у которых в большинстве случаев отмечен стабильныйхарактер Киз6, составляют группу, стоящую ближе к норме.Обнаруженные тенденции для ошибок, отрицательно подкрепляемых звуком,статистически достоверны.
Такимобразом, первая группа испытуемых не показывает отклонений в частотевоспроизведения ошибок обоего рода (Ош оп, Ош н). В целомпроцесс их научения характеризуется устранением этого типа ошибок.
Иначе обстоитдело у испытуемых с тревожными нарушениями: уже во второй части экспериментабольшую значимость приобретают ошибки, отрицательно подкрепляемые звуком (Ошоп). Более детальный анализ показывает, что это не служит стимулом для ихактивного преодоления, а напротив, приобретает форму навязчивоговоспроизведения неправильных действий.
 
/>
Рис.1 Изменение динамикиобучаемости у испытуемых разных групп
Полученныеданные подтверждают исходную гипотезу, что активность, определяющаяпобудительную направленность тревоги, характеризуется неадекватной фиксациейвнимания на элементах среды, воспринимаемых как угрожающей. Следовательно,разнонаправленная динамика числа отрицательно подкрепляемых ошибок жесткосвязана с различным уровнем тревоги. Эти данные показывают также содержательнуювалидность предлагаемой экспериментальной процедуры. Валидность нашей процедурыподтверждается так же и тем, что величина Кизб для II частиэксперимента, являющаяся индивидуальной мерой характера ошибочных ответов, вкоторой формируется индивидуальная стратегия, положительно коррелирует споказателями традиционных методик оценки уровня тревоги с результатами тестовCMAS и MAS (r от 0.57 до 0.75) для разных групп испытуемых. [4. c. 82]
Для болеестрогой статистической проверки качественных результатов сравнительного анализабыла проведена статистическая обработка межгрупповых данных с помощьюдисперсионного анализа.
С помощьюпроцедур дисперсионного анализа для выборок была проведена проверка целого рядагипотез:
а) о влияниифактора группы и фактора этапа эксперимента на величину Кизб. — различия значимы (А — р
б) озависимости величины Кизб от групповых особенностей на определенныхэтапах эксперимента — различия значимы для КизбII — р
в) о сходствединамики Кизб в течение эксперимента у групп, близких по априорновыделяемому уровню тревожности — различия не значимы.
г) о различиидинамики Кизб в течение эксперимента между уровнями испытуемых саприорно повышенным и нормальным уровнем тревожности -различия значимы (А — р
Такимобразом, экспериментальные материалы в целом подтверждают исходнуютеоретическую гипотезу о связи между способностью испытывать тревогу инаправленностью внимания на поиск угрозы, влияющей на осуществляемую в данныймомент деятельность.[10. c.163] 2.3 Результаты анализа
Группаиспытуемых с априорно нормальным уровнем тревоги, научилась избегатьотрицательно подкрепляемых звуком ошибок с той же быстротой, что и нейтральных.В группе с повышенным уровнем тревожности отрицательно подкрепляемые звукомошибки занимают особое место. С середины экспериментального сеанса наблюдаетсястойкая тенденция к «застреванию» на ошибках этого рода, их повторномувоспроизведению. Это приводит к затруднению выполнения основной задачи — заучиванию последовательности правильных ответов, так как число регулярноповторяемых ошибок, подкрепляемых звуком, неуклонно растет. Следует отметить,что такая субъективная фиксация не затрагивает нейтральных ошибок, число которых,также как и у испытуемых с нормальным уровнем тревоги, постепенно уменьшается.
Объяснениемэтого феномена может служить трансформация мотивационной структуры выполняемойв данный момент деятельности. У групп испытуемых с повышенным уровнем тревожностив процессе эксперимента заданный в инструкции мотив деятельности — найти"и запомнить правильную последовательность ответов — отходит как бы на второйплан.
Регулярнопоступающая стимуляция, субъективно воспринимаемая ими как потенциальныйисточник угрозы — совершение ошибки, отрицательно подкрепляемой звуком — формирует у них направленность на поиск и фиксацию тех элементов, которые еевызывают.
В результатереально действующим (хотя возможно и неосознанным) мотивом становится выявлениеотрицательно подкрепляемых элементов ситуации. Соответственно, меняется ихарактер деятельности — она превращается в поисковую активность факторовпотенциальной угрозы, что приводит к «неупорядоченному поведению» идезорганизующему влиянию тревоги на деятельность.
Субъектнаходит выражение в навязчивой тенденции контролировать всю ситуацию и внаправленности внимания на выделение тех «болевых точек» окружения, которыемогут нести опасность, порождают напряженность. Проявляющаяся в поисковойдеятельности активность навстречу угрожающему объекту является для лиц сповышенным уровнем тревоги путем снижения последней, так сказать,символического преодоления опасности и, как следствие, — психологическойрегуляции напряженной ситуации. Фиксация тревоги увеличивает для субъекта структурированностьситуации и создает возможность ограничительного или компенсационного поведенияи сопровождается созданием системы правил, выполнение которых способствуетредукции напряжения и создает ощущение устранения потенциальной угрозы.
В психологическойлитературе имеется описание ряда фиксированных форм поведения, к которымотносится и ригидность.[18. c.115]
Анализируяэту проблему, Фрейд (1927) подчеркивал, что особенно ярко и полно это явлениевыражено у невротика, который целиком отдается навязчивому повторению.Невротическая личность (в отличие от нормальной) не может отказаться от такойформы защиты, даже в тех ситуациях, где она становится явно излишней инеадекватной.
Golstein(1943) определяет ригидность как «неадекватную скованность поведения»; Verner(1946) — как «недостаточную вариабильность реакций»; А. Лачинс и Е. Лачинс(1959) указывают на постоянную тягу к установочному, привычному способурешения, даже если он не приводит к успеху. Однако более полное определениеприводится Н. English и А. English, которые указывают на «привязанность кставшему неадекватным способу действия и восприятию или неспособность изменитьдействие или отношение, когда требуют объективные условия».
Mowrer (1948)назвал этот момент «невротическим парадоксом», где невротик упорствуя в своемповедении, несмотря на его разрушающее действие становится жертвой своейсобственной ригидности. В основе данного преобразования лежит особыйпсихологический механизм -развитие ригидной формы тревоги, приводящий кизменению адекватного действия в сторону фиксированного «слияния» или«сращивания» цели деятельности и средств ее достижения, в следствие чего,дифференциация последних со стороны субъекта может быть нарушена вэкстремальных или стрессовых ситуациях.
Необходимоотметить, что связывание тревоги с конкретными стрессовыми элементами за счетмеханизма фиксации и возможность предотвращения их воздействия путемограничительного поведения не бывает достаточно полным, что способствуетсохранению того или иного уровня неопределенной тревоги. При этом,сохраняющаяся тенденция к фиксации тревоги обусловливает расширение кругаситуаций, с которым тревога связывается, ведет к дополнению и усложнениюсистемы правил, определяющих разработку поведенческих стратегий. 2.4 Выводы семантического анализаисточников тревоги
В качествеитога формулируются основные выводыработы:
1. Феномен тревоги, с позициифункционального подхода, можно определить как временное психическое состояние,возникающее в ситуациях неопределенной опасности и не только предупреждающееиндивида о возможной опасности, но и выступающее активным поведенческимфактором, побуждая его к поиску, конкретизации и оценке этой опасности.
2. Остаточные явления перенесенныхнапряжений и тревог могут проявляться уработника в форме неотреагированныхаффективных переживаний, накопления негативного эмоционального опыта, ригиднойформы тревоги, которые становятся предпосылками личностной тревожности.
3.Выделенные нами группы работников стревожными нарушениями объединены общей этиологией, но различающиесяособенностями этих причинных факторов и механизмами развития. При этом общийанализ тревожных нарушений показывает, что их необходимо рассматривать с учетомвсей совокупности условий, обусловленных системой отношений с окружением,которое способствует травматизированию. Таким образом, полученные намиэмпирические данные подтверждают теоретический вывод о том, что состояниетревоги, и в первую очередь ригидные ее формы, выступают в видесимптомокомплексов, структуры и параметры которых различны у работниковразличныхя
4. Функциональный анализ позволяетизучить феноменологию аффективных и поведенческих расстройств, рассматриватьтревогу во взаимосвязи личностных особенностей и особенностей поведения, атакже раскрыть психологические механизмы действия тревоги. В теоретическомплане функциональный анализ дает возможность выделить приспособительные функциитревоги.
Одна избазовых функций тревоги заключается в предвосхищении того или иного видаопасности и сигнализации об этом индивиду. Информируя о неопределеннойопасности, тревога побуждает к активному исследованию окружающейдействительности с установкой определить угрожающий предмет.
5. Исследование, предложенной намифункциональной модели развития тревоги, позволило выделить в функциональнойструктуре тревоги: ориентацию на поиск угрозы, характеризующуюся ссодержательной стороны фиксацией сознания на субъективно значимых«стрессовых элементах» ситуации, которые становятся причинамидезорганизации деятельности и дезадаптивного поведения.
Фиксация насубъективно значимых раздражителях является психологическим механизмомтрансформации выполняемой в данный момент деятельности.
6. Следствием фиксации на субъективнозначимых элементах ситуации является накопление опыта негативных переживаний,приводящих к ригидным формам тревоги, что находит свое выражение в навязчивойтенденции направленности внимания на элементах ситуации, которые субъективномогут нести опасность. Такое накопление отрицательного опыта переживания не всегдаприводит к адекватному отражению действительности, в результате чего, индивидвырабатывает стратегии поведения, которые, однако, представляются емуцелесообразными или, во всяком случае, обеспечивающими субъективную редукциютревоги.
7. Накопление отрицательных аффективныхпереживаний формирует симптомокомплекс ригидной формы тревоги, который приводитк развитию индивидуальных качеств тревожности, проявляющихся в разной степениустойчивости индивида к затрудняющим деятельность условиям.
8. Детальное изучение феноменологии имеханизмов тревожных нарушений, в контексте функционального подхода, сталовозможным с помощью разработанной нами методики «Поиск», котораяпостроена на выполнении заданий на запоминание в условиях отвлекающих факторов.Эта методика является достаточно надежным диагностическим средством,позволяющим определить возникновение и развитие тревоги, и установить ее местои роль в аффективных и поведенческих нарушениях.
9. Эмпирические исследования показалиполезность такого критического параметра различения выполнения методики«Поиск» лицами с высокой и нормальной тревожностью как динамикаколичества ошибок, отрицательно подкрепляемых звуком (Ош оп).[6. c. 163]
Заключение
Итак, цельработы выполнена, мы рассмотрели семантический анализ источников тревоги втеоретическом аспекте и на примере ООО «Cпектр».
Теоретически,как подчеркивают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста: страх- это реакция на конкретно существующую угрозу; тревога — это состояниенеприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только всознании индивида). В практике — исследователи сталкиваются с большимитрудностями при их дифференциации.[19. c. 8]
1. Подфеноменом тревоги понимается психическое состояние, возникающее в ситуацияхнеопределенной опасности и функционально предупреждающее субъекта о возможнойопасности; тревога выступает как фактор, который побуждает индивида к поиску иконкретизации этой опасности, к исследованию окружающей действительности сустановкой определить угрожающий предмет.
2. Дляразработки общей теории тревоги необходимо, наряду с изучением тревоги каквременного состояния и личностного свойства, рассматривать функции тревоги:сигнала, поиска и оценки опасности, включенные в сложный личностно-когнитивныйпроцесс.
Ведущимкомпонентом в функциональной структуре тревоги является поиск и фиксацияпотенциальной угрозы, способствующие возникновению дезадаптивного поведения идезорганизации деятельности. Таким образом, принятый нами функциональный подходпозволяет рассматривать тревогу не только как ряд проявлений, но и как активнодействующий фактор.
3. Остаточныеявления тревог, перенесенных в детстве, оставляют так называемый«психологический рубец», имеющий значение для дальнейшего формированияспособов реагирования при последующих психогенных воздействиях; эти остаточныеявления представляют собой неотреагированные переживания в форме аффективногонапряжения и накопления отрицательного эмоционального опыта.
4. Тревожныерасстройства, наблюдаемые у детей и подростков, не вписываются ни в одну изкатегорий, пригодных для описания нарушений отмечаемых у взрослых, иобусловлены особой системой отношенийс окружением, так как психогеннуютравму нельзя оценивать изолированно, а лишь с учетом всей совокупностиусловий, которые способствуют травматизированию.
Аккумулированиеотрицательного эмоционального опыта становится предпосылкой развития ригиднойформы тревоги, существующей в виде симптомокомплекса. Развитие личностнойтревожности у детей и подростков с аффективными и поведенческими нарушениямиопределяется симптомокомплексом ригидной формы тревоги.
5. Ригиднаяформа тревоги находит выражение в навязчивой тенденции направленности вниманияна те элементы ситуации, которые субъективно могут нести опасность, порождаютнапряженность. Последнее не всегда приводит к адекватному отражениюдействительности и, как следствие, побуждает индивида к разработке такойстратегии поведения, которая представляется ему целесообразной или во всякомслучае, обеспечивающей субъективную редукцию тревоги.
Параметрыэтой стратегии позволяют оценить показатели индивидуального уровня тревожности,основанные на анализе динамики обучения и эффективности избегания отрицательноподкрепляемых ошибок.[18. c. 82]
Списоклитературы
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М.: Геррус,2006.-350с.
2. Апресян Ю. Д. Типы информации дляповерхностно-семантического компонента модели «Смысл Текст» //Избранные труды. М., 2005. 365с.
3. Астапов В.М. Методика«Поиск» для диагностики тревожности // Практикум по психодиагностике:психологические методики. — Изд-во МГУ, 2009. 544с.
4. Астапов В.М. Опыт разработкиопросника для определения тревожности // Основные пути повышения качестваспециалистов для народного хозяйства — Брянск, 2004. ,335с.
5. Астапов В.М. Профессиональные страхи учителей // Народноеобразование, № 1, 2006. 291с.
6. Астапов В.М. Регулятивные функциитревоги в целесообразной деятельности человека — Киев, 2006. 565с.
7. Астапов В.М. Регулятивные функциитревоги // Актуальные вопросы реабилитации лиц летного и диспетчерского состава- Кировоград, 207. 245с.
8. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояниятревоги // Психологический журнал, № 5, 2004. — С. 111-117.
9. Баевский Р.М. Прогнозированиесостояний на грани нормы и патологии.- М.: «Медицина», 2008- 270с.
10. Березин Ф.Б. Психическая ипсихофизическая адаптация человека.- Л.Наука, 2008.- 269с.
11. Блинов Н.Н., Хомяков И.П.,Шиповников Н.Б. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу //Вопросы онкологии.-2006.- №8.- 2006с.
12. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М.Психосоматическая медицина. Краткий учебник.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2009.- 376с.
13. Василюк Ф.Е Жизненный мир икризис: типологический анализ критических ситуаций. //Психологическийжурнал,2005, №3- 349с.
14. Введение в психологию./ Под ред.Петровского А.В.- М.: «Академия», 2005 – 496с.
15. Вилюнас В.К. Основные проблемыпсихологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред.К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 2006. 327с.
16. Вундт В. Психология душевныхволнений / Под.ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московскогоун-та, 2006. 3255с.
17. Гнездилов А.В. Психология ипсихотерапия потерь.- СПб: Речь, 2004. 162с.
18. Джемс У. Что такое эмоция? / Под.Ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 2005.347с.
19. Клапаред Чувства и эмоции./ Подред К.В.Вилюнаса, ЮБ. Гиппенрейтер. .- М.: Изд-во Московского ун-та, 2005.127с.
20. Коблер-Росс. О смерти иумирании.- Киев: София, 2005-320с.
21. Коган Б.М. Стресс и адаптация.-М.: «Знание», 2008-64с.
22. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского- 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2008.- 568с.
23. Лазарус Р. Теория тресса ипсихофизиологические исследования //Эмоциональны й стресс/ Под ред. Л.Леви.:Медицина, 2007.- 328с. 208с.
24. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К.Медицинская психология.- 2-е изд.,-М.: Медицина, 2004.- 272с.
25. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В.,Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача.- СПб.: НИПИ им.В.М.Бехтерева, 2004.- 245 с.
26. Марычев А.А. О возможностяхреабилитации онкологических больных после радикального лечения М.:2008. 451с.
27. Мэй Р. Краткое изложение и синтезтеорий тревожности //Тревога и тревожность: Хрестоматия/ сост. Астапов В.М.-СПб.: Питер, 2004.-256с.
28. Наенко Н.И. Психическаянапряженность.- М.: Изд. Московского университета, 2006.- 112с.
29. Немчин Т.А. Состояниянервно-психического напряжения.- Л.: Изд.ЛГУ, 2008.- 168 с.
30. Применение интегративного тестатревожности (ИТТ): Методические рекомендации.- СПб.: Изд. Психоневрологическогоинститута им.В.М.Бехтерева, 2004.- 169с.
31. Русина Н.А. Эмоции и стресс прионкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно –методический журнал.-2004.- №4.- 212с.
32. Селье Г. Очерки об адаптационномсиндроме.- М.-: Медгиз, 2006-254 с.
33. Сидоренко Е.В. Методыматематической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2004.- 350с.
34. Собчик Л.Н. Модифицированныйвосьмицветовой тест Люшера: МИВ- метод цветовых выборов.- СПб.: Речь, 2004.-112с.
35. Спилбергер Е. Концептуальные иметодологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте/сост. Ханин Ю.- М.-: Физкультура и спорт, 2008.265с.
36. Судаков К.В. Системные механизмыэмоционального стресса.- М.: Медицина, 2008.- 232с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.