Содержание
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты
1.1 Ценности как индивидуальный исоциальный феномен
1.2 Ценностные ориентации всемейной жизни
1.3 Типология семейных ценностей
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование
2.1 Методы и организацияэкспериментального исследования
2.2. Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Можно с уверенностью сказать, что для большинства людейсистема ценностей – это тот камень преткновения, о который они чаще всегоспотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностейопределяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый моментвремени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейшийэлемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливойсемьи и успешной профессиональной деятельности.
Без преувеличения можно сказать, что во всех сферах жизнисистема ценностей является тем фундаментом, на котором всё стоит.
Система ценностей, как и всё в жизни, зависит от состояниясознания человека. Как мы думаем, так мы и живём. Для кого-то в системеценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда,жильё, деньги. Для другого, это, вообще, не является существенным, он живёттолько духовными ценностями. Люди индивидуальны, и у каждого свой взгляд нажизнь, но есть основополагающие вещи, которые значимы практически для всех.
Изучение ценностно-смысловой сферы личности, включающей всебя систему ценностей и личностных смыслов, представляет особый интерес длясовременной психологии. Во-первых, потому, что рассмотрение ценностей позволяетпроследить закономерности развития общества, государства, а во-вторых,исследование этих феноменов предполагает выяснение их влияния на многие сферыжизнедеятельности человека (профессиональное и личностное самоопределение,отношения в семье, детско-родительские взаимодействия и многие другие).
Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основныхпроблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношениябыли и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии,педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, еестановлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социальногоинститута, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства,здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностьюсоциального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически всеисследователи проблемы [15].
Семья – это образ жизни, который выработало человечество напротяжении своего существования. В этих рамках человек формировался физически,психологически и интеллектуально, удовлетворял многие свои потребности,осуществлял присущие ему на том или другом этапе функции [22]. Семья являетсяважнейшей общечеловеческой ценностью, в которой условия существования самогосообщества людей сообразуются с высокой социальной, природной и духовнойцелесообразностью. Семья является условием функционирования всей социальнойструктуры общества. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессыобщественного развития.
Поскольку российское общество сегодня лишено определенныхвнутренних стабилизаторов, противодействующих кризису целостности и социальнойидентичности, многие исследователи считают необходимым «тщательное изучениеструктуры и динамики ценностей россиян» [лапин] и, в частности, динамикиценностей, относящихся к брачно-семейной сфере, так как именно определенныйхарактер семейных ценностей удерживает общество в более-менее устойчивомсостоянии, служит своеобразным аттрактором современного социального развития.
В настоящее время существуют некоторые проблемы в изучениисемьи психологической наукой. Это изучение семейных взаимоотношений осложненомногими факторами:
— сложностью семьи как социальной и психологической системы.Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, дляформирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, еёсоциальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.
— отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого пониманияеё сущности и структуры.
— предметом семейной психологии является та областьсоциальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов ипредставлений, которая испытывает значительное воздействие обыденного опыта.
— изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью)многих происходящих в семье событий, а также их изменчивостью, отсутствиемчётких контуров.
Ценности семьи и их динамику рассматривали Э. Гидденс, А. Хохшильд.Ценностные ориентации как основа философии жизни индивида были изучены М. Рокичем.Получила известность и диспозиционная концепция личности В.А. Ядова, в которойпонятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест. Обобщили иуглубили представления о ценностях Н.И. Лапин и Л.А. Беляева, Д.А. Леонтьев.А.Г. Здравомыслов привлек внимание к взаимосвязи трех важнейших понятий:потребности, интересы, ценности.
В работах С. Голода, А. Клецина, Т.Карцевой развитие семьирассматривается с точки зрения изменения семейных ценностей в историческомпроцессе. Авторы, а также В. Гуд и Р. Раппопорт говорят о постепенном переходеот традиционной (патриархальной) модели с четко выраженной половозрастнойсубординацией к детоцентристской (переходной) семье. Формированию семейныхценностей православия посвящена коллективная монография под ред. Г.И. Климантовой.В работах современных исследователей Н.Г. Аристовой, М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомысловой,Г.И. Климантовой, Л.Р. Король, А.В. Носковой, И.В. Родиной, Т.В. Фомичевой,Т.Н. Юдиной рассматриваются вопросы истории и современности семьи, а такжесемейные ценности, включая аспекты формирования семейных ценностей современноймолодежи, современной российской семьи.
Проведённый анализ литературных источников показывает, чтоещё недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к особенностямдинамики семейных ценностей в супружеской паре.
Цель: рассмотреть особенности динамики семейных ценностей всупружеской паре.
Объект исследования: супружеская пара.
Предмет исследования: системы ценностных ориентациисупругов.
Постановка цели исследования обусловило решение следующихзадач:
1. Определение феномена ценностей.
2. Обзор ведущих ценностных ориентаций в семейной жизни.
3. Подобрать психологический инструментарий для проведения экспериментальногоисследования.
4. Провести экспериментальное исследование с целью выявления семейныхценностей в супружеских парах.
5. Содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментальногоисследования.
6. Сформулировать основные выводы.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты 1.1 Ценности как индивидуальный исоциальный феномен
Проблематика ценностей находится на пересечении несколькихразделов психологии и смежных наук. Ценности, их система являются очень важнымаспектом личности. Система ценностей как составляющая Я-концепции определяетмировоззренческие аспекты самосознания. Понятие индивидуальных ценностей вомногом сродни мотивам, потому что ценности могут быть движущей силой поведения.При этом наиболее значимые ценности фактически являются самыми сильнымимотивами, во всяком случае их сознательной части.
Психологи придерживаются взгляда, что общее число ценностей,являющихся достоянием человечества, относительно невелико. Однако ихсоотношение и индивидуальная значимость уникальны для каждого человека. Укаждого — своя собственная система, или ИЕРАРХИЯ ценностей, в рамках которойвозможны свои предпочтения. Так, могут быть более значимы ценностисамореализации (как правило, в профессиональной сфере — это интересная работа,активная, деятельная жизнь, продуктивная жизнь, творчество), а могут —ценности, связанные с личной жизнью (здоровье, любовь, семья, друзья,развлечения). Возможны и другие варианты: предпочитаются ценностииндивидуальные (свобода, здоровье, активная жизнь, творчество, материальнаяобеспеченность) или ценности межличностные (семья, друзья, счастье других),конкретные ценности (здоровье, работа, семья, друзья) или абстрактные ценности(познание, развитие, свобода, творчество), ценности “активные” (активнаядеятельная жизнь, продуктивность) или ценности “пассивные” (красота, жизненнаямудрость).
Итак, ценности одновременно являются и социальным, и сугубоиндивидуальным феноменом. Как индивидуальный феномен, ценности определяютсясоциумом — воздействием нации, класса, социальных и профессиональных слоев идругих социальных групп, в которых живет конкретный человек. Процесс усвоения ипринятия ценностей — одна из важнейших составляющих процесса СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Первым и важнейшим источником формирования ценностей длякаждого человека становятся его родители, воздействие которых в детствесказывается на системе ценностей в течение всей жизни. В дальнейшем наформирование ценностей оказывают влияние все большее число людей, являющихсяпредставителями самых разных социальных групп — школьный класс, учителя,друзья, компании, коллеги по работе, общественные организации и объединения ит.д. Свою немалую лепту вносят и книги, кинофильмы, телевидение и другие СМИ.
Переломный момент в формировании индивидуальной системыценностей — кризис переходного возраста, в ходе которого пересматриваются ичасто безжалостно отвергаются родительские ценности, формируется собственнаяотносительно целостная и устойчивая система ценностей. Эта система будетопределять выбор профессии и карьеры, основные жизненные цели и приоритеты.
Каждый раз, вступая в новую социальную среду — приезжая вдругую страну, поступая на новую работу, продвигаясь вверх или вниз по лестницематериального благополучия, — мы сталкиваемся с иной, нежели наша, системойценностей. Чем больше различие, тем более сложен и болезнен процесс адаптации вновой среде. Часто его результатом становится изменение индивидуальной системыценностей — порой неожиданное и даже нежелательное. Достаточно вспомнитьизменения, произошедшие с многими из тех, кто приобщился к среде “новых русских”.
Похожие процессы имеют место и при вступлении в значимыемежличностные отношения, особенно в семейную жизнь. Расхождение системыценностей между супругами может стать основой трудноразрешимых, а часто инеразрешимых проблем в семейной жизни. Чем больше различия социальной среды, вкоторой воспитывались и жили супруги, тем больше будут различаться ихиндивидуальные системы ценностей. Анализ и сопоставление этих систем помогаетпролить свет на источники семейных конфликтов и сложностей.
Система ценностей — один из важнейших компонентов внутреннейструктуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное отневажного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точкизрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.
Это придает поведению человека определенную стабильность,устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаемсистему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть егоповедение в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Изучение ценностей и ценностных ориентаций, в том числесемейных, методов их измерения, факторов,оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания вобществе тех или иных ценностей и ценностных ориентаций относится к рядуважнейших направлений социологии, социальной психологии и философии.
Первыми социологами, затронувшимиценностную проблематику, были М. Вебер и Э. Дюрктейм, которые обосновали необходимость изученияценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества какценностно-нормативной системы. Однако только в начале нынешнего столетияамериканские социологи У. Томас и Ф. Знанецкийвпервые провели эмпирическое исследование ценностных ориентаций, применив методанализа документов.
В 1970-х гг. американский социолог М. Рокич разработал методику измерения ценностныхориентаций, впоследствии получившую широкое применение в исследованияхзарубежных и отечественных социологов. В нашей стране ряд социологическихисследований ценностных ориентаций с использованием модифицированнойклассификации ценностей М. Рокича был проведен В.А.Ядовым.
На протяжении последних десятилетий во многих странах мира,и, в частности, с конца 1960-х гг. в России, активно исследовались проблемыформирования семейных ценностных ориентаций. В начале 1970-х гг. ученыеМосковского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководствомА.И. Антонова приступили к освоению методов определения соотношения ориентацийна семью в выборочных полевых социологических опросах [1, с. 14].
Проблеме социального измерения ценностей семьи и детей вконтексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей посвященыпервые работы А.И. Антонова и В.А. Борисова,25-летний опыт такого рода исследований был обобщен в работе “Микросоциологиясемьи (методология исследования структур и процессов)”,где были подробно рассмотрены особенности применения методов опроса, наблюденияи контент-анализа к изучению семьи, различные методы исследования жизненного цикла семьи,методы социологического исследования семейного поведения. Представленныйавтором анализ достоинств и недостатков социологических методов, используемых всоциологии семьи, позволяет определить среди них те, применение которых с целью выявления степени распространенности семейныхценностных ориентаций повышает вероятность выяснения истинных ценностныхпредпочтений респондентов.
По мнению Л.У. и М.Л. Гоффманов, использование тех социологических методов, которые подразумевают применениевербальных способов выявления ценностных ориентаций, способствуют получениюстереотипных ответов, что приводит к снижению надежности необходимойинформации. В связи с этим данные ученые предлагают более активно использоватьневербальные методы (например, рисунки и фотографии), а также разработатьспециальные тесты по выявлению семейных ценностных ориентаций.
Методики выделения групп респондентов, ориентированных и неориентированных на семью, а также факторов, влияющих наформирование семейных ценностных ориентаций, были рассмотрены в работах В.Н.Архангельского, В.Б. Ольшанского, Ю.П. Сикс, и др.
Снижение ценности семьи приводит ко все более широкомураспространению среди населения внесемейных ценностных ориентаций, способовсамореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Этовыражается также в том, что в настоящее время растущее число людей испытываетпотребность в замещающих семейные ценности ценностях и объектах. Причинывозникновения данной потребности и способы ее удовлетворения рассматривали всвоих работах А. А. Попов, В. И. Максименков, Л. Хозяинова, а такжезарубежные исследователи Э. Бек, М. Боуэн, X. Бриджер., Э. Кейн, Э. Кэтчер, Л. Оконевски, Л.Саймон, супруги Салмон, С. Смит, Б. Фогль и другие.
Таким образом, анализу семейных ценностных ориентацийпосвящены работы многих ученых.
Выводы:
Проблематика ценностей находится на пересечении несколькихразделов психологии и смежных наук.
Система ценностей — один из важнейших компонентов внутреннейструктуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное отневажного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точкизрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.1.2Ценностные ориентации в семейной жизни
Ценности человека определяют содержательную сторонунаправленности личности и составляют основу его отношений к окружающему миру, кдругим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро жизненной активностичеловека.
Исследования показывают, что ценности современных супруговсильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачныхвзаимоотношениях присутствовали понятия морали, идеи, социального равенства,долга, жертвенности, то сегодняшние семьи ставят во главу угла справедливоераспределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах,исполнение супружеского долга. Несомненно, ценности личности человека,формирующиеся в процессе его жизнедеятельности, оказывают влияние на всю егожизнь, в том числе и на взаимоотношения в собственной семье. Ведь семья – этосоциальная группа, ведущая деятельность которой – сохранение, развитие ипередача из поколения в поколение общечеловеческих ценностей.
Поэтому ценности супругов, как жизненные, так и семейные,приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определеннуюроль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий,складывании типа семейной системы.
Ценностная система личности — сложное идеальное образованиенашего сознания и самосознания. Социологам и психологам еще предстоит многоеизучить в данной области. Отметим, что в социологии принято говорить не осистеме ценностей личности, а о системе ценностных ориентации, но мы полагаем,что это одно и то же.
Система ценностей дает возможность личности решить, что длянее значимо и важно в брачной и семейной жизни. Такими ценностями могут быть:дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость состороны партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительныежилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье каксвое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителямии родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимомутворчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера.
Система ценностей личности определяет направленностьповедения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т.е. то, чтоему дорого, значимо, необходимо в жизни, можно предвидеть, как человек будетреагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супругихорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведениепартнера.
Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе,существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут иих групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе.Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так какиндивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судьба каждого неизбежнодают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтомуразногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, простоестественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый,чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимнойадаптацией в области индивидуальных систем ценностей.
Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимаяработа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают какопределенные ценности.
В качестве ценностей может выступать буквально все, чтосвязано с удовлетворением самых разнообразных потребностей: материальных,психологических, физиологических, эстетических, нравственных.
Система ценностных ориентаций семьи не является постояннойна протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегдавключают у себя ценностные ориентации каждого из супружества. Диапазонценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть более широкий отобщесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супружества, темболее в них возможностей для взаимопонимания, т.е. для единства.
Система ценностей является динамичной системой, формирующаяв процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль впроцессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важнов семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьиявляется наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентаций.Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализацииличности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладаетнаибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятсяактуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений:материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных,преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценитьэти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместитьсвои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степеньудовлетворенности браком.
Анализируя данные, по которым люди составляют представлениедруг о друге (статусе, общности интересов и т.п.), можно сформировать следующийсписок основных сфер интересов-спутников обычного современного человека:профессия, семья, увлечения, уклад семьи, образование, отдых, общение сживотными, жилище, гуманизм и стремление его проявлять, вера, здоровье,материальное благополучие. На их основе можно выделить основные ценности, которыемогут быть характерны для типичной семьи:
- Любовькак форма реализации своих духовных потребностей
- Заботао близких
- Возможностьбыть объектом заботы, поддержки
- Дети
- Продолжениерода
- Здоровье
- Интересноесовместное времяпрепровождение
- Сексуальнаяудовлетворенность
- Совместноеведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища
- Отдыхфизический, психологический
- Финансоваяподдержка и др. [6].
Перечисленные ценности и стремление ориентироваться на нихотражают образ жизни человека, представляя различные сферы жизнедеятельности:духовную, интеллектуальную, материальную, витальную. Семья в своем развитиипроходит определенные стадии, составляющие вместе жизненный цикл. Смена стадийоснована на возрастных изменениях (прохождение через возрастные кризисы), атакже рождении детей, внуков и сфере деятельности, связанной с их выращиваниеми первичной социализацией.
Иерархия ценностей для каждого человека может быть разная. Когдалюди образуют семью, то несовпадение иерархий ценностей каждого из ее членовможет стать причиной конфликтов в семье и даже ее распада. В то же время, такоенесовпадение может и сплотить ее членов, обогатить, позволить семье стать,например, более духовно наполненной.
Взаимосвязь ценностей, их содержание и иерархия определяютдинамику взаимоотношений членов семьи и семьи как группы в целом [6].
Многие исследователи относят супружеские отношения к одномуиз видов взаимодействия. Причиной этого взаимодействия является соответствие,согласованность ценностно-смысловых координат жизненных миров [7, 8]. И.Ф.Дементьева отмечает, что объединение людей в браке связано с естественнойперестройкой их ценностей и становлением системы общих семейных ценностей.
Теоретический анализ позволил нам в качествесистемообразующего фактора семейной системы выделить согласованность ценностейсупругов, которая приводит к становлению в процессе супружеских отношений единойсистемы семейных ценностей.
Дальнейшее усложнение системной организации совмещенногослоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, которыйхарактеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположнонаправленными механизмами:
— персонализацией как процессом трансляции, передачиценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственногожизненного мира;
— персонификацией как процессом порождения личностныхценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека всобственный образ мира (В.Е. Клочко ).
Таким образом, процессы персонализации и персонификации какмеханизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных мировсупругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного,совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общностисупругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степениоткрытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только всоциальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семьепотенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.
Принимая во внимание, что семья – это самоорганизующаяся,нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующимиподсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешноефункционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании системценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненногомира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая,согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, таки качественном изменении данного образования.
Важен и интересен вопрос о динамике семейных ценностейсупругов с увеличением продолжительности брачных отношений. Эта динамика можетразличаться у мужчин и женщин в связи с тем, что «истории» людей, живущихвместе, это, как правило, разные истории. Ценности обусловливают ориентациифакторов на выполнение определенных ролей в семье, а также обусловливаютожидания, связанные с выполнением семейных ролей партнерами/партнершами.
У женщин некоторые исследователи отмечают более выразительнуюдинамику двух семейных ценностей: как правило, снижается ценность внешнейпривлекательности и возрастает интимно-сексуальная ценность супружеской жизни. Умужчин изменений в выраженности ценностей меньше, чем у женщин [14] .
Интересно в плане практической ценности исследованиединамики семейных ценностей, организованное Клочко В.Е. В названномисследовании были использованы следующие методы: методика изучения ценностныхориентаций М. Рокича (адаптированный Д.А. Леонтьевым), тест «смысложизненныеориентации» (адаптированная Д.А. Леонтьевым), методика изучениямежличностных отношений Т. Лири (вариант Л.Н Собчик).
Соотношение результатов, полученных по методике изученияценностных ориентаций М. Рокича позволило выделить шесть основных тенденций в динамикеценностей супругов.
Так, тенденция «сохранения тождественности»характеризуется сохранением значимости тождественных ценностей у супругов наобоих этапах.
Тенденция появления в группе значимых ценностей у одного изсупругов той ценности, которая первоначально входила в группу значимых удругого супруга и уровень значимости которой для второго супруга в последующемсохраняется, названа автором тенденцией «заражения».
Тенденция «угасания» определена автором нами кактенденция снижения уровня значимости какой-либо ценности у обоих супругов, чтопроявляется в уходе этой ценности из группы значимых у обоих супругов.
Тенденция, «эффект обмена ценностями», проявляетсяв том, что ценности, входившие в группу значимых у одного из супругов, впоследующем являются значимыми для другого, но при этом значимость их снижаетсяу первого супруга.
Тенденция снижения значимости ценности для одного изсупругов, тогда как для другого значимость данной ценности сохраняется, быланазвана автором тенденцией «расхождения».
Тенденцию в сохранении различий в группах значимых ценностейу супругов назвали тенденцией «сохранения индивидуальности».
В ходе анализа выделенных тенденций отмечено, что большиеизменения ценностных компонентов наблюдаются в группах успешных и условно неуспешныхсемей. При этом динамика ценностных систем в группе успешных семей наиболеепроявляется в таких тенденциях, как «сохранение тождественности»,«заражение», «расхождение», а в группе условно неуспешныхсемей – в тенденциях «угасания», «сохранения индивидуальности».В группе условно успешных семей зафиксировали только две тенденции в динамикеценностных систем – это «сохранение тождественности» и«сохранение индивидуальности», что и обеспечивает большуюстабильность значимых систем ценностей супругов данной экспериментальнойгруппы.
Важно отметить, что результатом перестройкиценностно-смысловых составляющих образа мира человека в процессахперсонализации, согласно выделенным тенденциям, является увеличение (илиснижение) тождественности ценностных компонентов образов миров, формирование«общего фонда ценностей», становление системы общих семейныхценностей.
Качественный анализ результатов показывает, что во всехгруппах неизменными остаются терминальные ценности «любовь» и«здоровье». Общие семейные ценности супругов из группы успешных семейпредставлены на первом этапе терминальными ценностями «любовь»,«здоровье», «счастливая семейная жизнь», «интереснаяработа» и инструментальными ценностями «ответственность»,«честность».
На втором этапе исследования система общих семейныхценностей у супругов из успешных семей изменилась, что отражает ее подвижность,динамичность. На втором этапе система общих семейных ценностей представленатерминальными ценностями «любовь», «здоровье», «материальнообеспеченная жизнь», «развитие» и инструментальными ценностями«ответственность», «честность». В группе условно успешныхсемей терминальные ценности, образующие систему общих семейных ценностей,стабильны на протяжении двух этапов – это ценности «любовь»,«здоровье», «счастливая семейная жизнь», «интереснаяработа», тогда как имеет место незначительное различие структурыинструментальных ценностей, входящих в систему общих семейных ценностей. Так,на первом этапе исследования это ценности «образованность»,«честность», «воспитанность», а на втором исследовательскомэтапе система общих семейных ценностей представлена следующимиинструментальными ценностями: «образованность»,«честность», «воспитанность», «аккуратность».
В группе условно неуспешных семей система общих семейныхценностей представлена на первом и втором этапах исследования терминальнымиценностями: «любовь», «здоровье», «счастливая семейнаяжизнь», «интересная работа». Тогда как на втором этапеисследования имеет место незначительное различие структуры инструментальныхценностей, входящих в систему общих семейных ценностей. Так, на первом этапеисследования это ценности «образованность», «честность»,«воспитанность», а на втором – «образованность»,«честность», «воспитанность», «аккуратность».
Динамика ценностно-смысловых координат образов мироввзаимодействующих людей, характеризующаяся их сближением, является одним изфакторов успешного функционирования семейной системы. Данная динамика будетпроявляться в качественных и количественных изменениях ценностных координатжизненных миров взаимодействующих супругов, отражая тем самым усложнениесистемной организации системы общих семейных ценностей.
Выводы:
Система ценностей дает возможность личности решить, что длянее значимо и важно в брачной и семейной жизни.
Система ценностей (ценностных ориентаций) семьи не являетсяпостоянной на протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности невсегда включают у себя ценностные ориентации каждого из супружества.
Условием нормального развития и функционирования семьи являетсяналичие у мужа и жены многообразных ценностных ориентации. Многообразие системценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потомусистема, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью.
Процессы персонализации и персонификации исследователиопределяют как варианты механизмов трансформации ценностно-смысловыхсоставляющих жизненных миров супругов.
Согласование ценностных ориентаций супругов проявляется вдинамике общих семейных ценностей, которая, может проявляться как вколичественном, так и качественном изменении данного образования. 1.3 Типология семейных ценностей
Анализ литературы, проведенный автором настоящей работы,позволяет резюмировать, что вопрос типологии систем семейных ценностей крайнемало изучен. Нет, пожалуй, ни одной более менее научно обоснованнойклассификации. Однако, предполагая, что система семейных ценностей являетсясоставной частью системы этики и производна от последней, можно обратиться ктипологии этик, разработанной П. Сорокиным. Он выделял три основных их класса:
1. Идеациональные этические системы, характеризующиесянаправленностью на единение со сверхчувственным. Идеалы и ценности здесьрассматриваются как исходящие от Бога, и потому абсолютные, безусловные,неизменные, вечные, а чувственные удовольствия — как препятствия на пути кдостижению Бога, преодолеваемые человеком в процессе его духовногосовершенствования.
2. Чувственные этические системы, для которых высшаяценность — «в рафинированной или грубой форме чувственное счастье,наслаждение». Их нормы и идеалы относительны, а не абсолютны, целесообразны иизменчивы в зависимости от людей, групп и обстоятельств, в которые тевовлечены, а потому рассматриваются как созданные человеком. Если они служатцелям счастья, то принимаются, если нет — напрочь отвергаются.
3. Идеалистические этические системы являют собой синтезидеациональных и чувственных нравственных ценностей. Подобно идеациональнойэтике, этика идеалистическая видит высшую ценность в Боге, но в отличие отидеационализма, она положительно оценивает те чувственные ценности, «которыеблагородны и не противоречат Абсолюту».
Некоторые авторы в качестве отдельных систем рассматриваюттакже православную систему, как набор высоконравственных и духовных ценностей.Также в отдельную систему выделяют так называемую советскую систему семейныхценностей.
С позиций социологического подхода многие авторы указываютна взаимосвязь системы семейных ценностей и общей направленности семьи. В связис этим, выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:
- общественно-прогрессивная(поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностныеотношения);
- противоречивая(отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденцийс другими);
- антиобщественная(противоречие ценностных идеалов идеалам общества) [18].
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование 2.1 Методы и организацияэкспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностейможет меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследованиясистемы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. Вэксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, длявсех участников эксперимента брак первый. Продолжительность совместной жизни упяти семей от 1 года до 3 лет, у других пяти семей – от 10 – 15 лет.
Цель эксперимента: Выявить, как изменяется система ценностейв супружеских отношениях.
Задачи:
1. Подобрать психологический инструментарий.
2. Определить согласованность семейных ценностей и ролевых установок всупружеской паре.
3. Сделать вывод об особенностях изменения системы ценностей супружескойпары в зависимости от продолжительности брака.
Для определения согласованности семейных ценностей и ролевыхустановок в супружеской паре нами использовалась методика «РОП», разработаннаяА.Н. Волковой. Данная методика входит в комплексную программу практическойработы с супружеской парой (см. приложение 1).
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизнисексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительскихобязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов,хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки,внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функциисемьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролеймежду мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалойролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Каждому участнику были выданы бланки и тексты опросников сподробными инструкциями (Приложение 1). Участники самостоятельно отвечали на предложенныевопросы. Затем проводилась интерпретация методик.
Для определения ценностных ориентаций использоваласьметодика М. Рокича. Данная методика позволяет реконструировать и системуценностей участников исследования, и изменения в ценностной системе конкретногочеловека в процессе реальной жизнедеятельности, выделить типичные системыценностей мужей и жен для каждой экспериментальной группы на обоих этапахисследования. Бланки и инструкция приводятся в приложении 2.
Методика «Ценностные ориентации» представляет собой переченьжизненных целей (шкала 1) и средств их достижения (шкала 2) [19; 208—209].Опрашиваемому предлагается упорядочить их в соответствии со степенью ихзначимости для него.2.2.Интерпретация результатов
По методике «РОП» мы получили экспериментальные данные,которые отображены в приложении 3.
Анализ данных позволил провести сравнительный анализценностных ориентаций в молодых и зрелых парах. Вот что получилось:
/>
Рис. 1. Сравнительный анализ значимости интимно-сексуальнойсферы и сферы личностной идентификации у молодых и зрелых пар.
Как видно из диаграммы, в молодых парах интимно-сексуальнаясфера имеет высокий уровень значимости, причем анализ в разрезе по полупоказывает, что это характерно как для мужчин, так и для женщин.
Установка на личностную идентификацию с партнеромдиагностирована у зрелых пар на более высоком уровне в сравнении с молодымипарами. Т.е. молодые супруги желают оставаться более автономными по отношениюдруг к другу.
Далее автором работы был сделан анализ ожиданий и притязанийпартнеров в молодых и зрелых парах.
/>
Рис. 2. Сравнительный анализ значимости сфер по шкалеожиданий у молодых и зрелых пар.
/>
Рис. 3. Сравнительный анализ значимости сфер по шкалепритязаний у молодых и зрелых пар.
Получилось, что ожидания партнеров в сферах хозяйственно-бытовойи родительско-воспитательской на высоком уровне и почти равны и у молодых пар,и у зрелых.
Ожидания партнеров зрелых пар имеют низкий уровень по шкалесоциальной активности и внешней привлекательности. Это говорит о том, чтоданные ценности не значимы в ожиданиях партнеров.
Зато уровень ценностей по шкалеэмоционально-психотерапевтической значительно выше у зрелых пар, чем у молодых.Это говорит о желании партнеров в данных супружеских парах более тесныхэмоциональных контактам и психологической поддержке друг друга.
Рисунок 3 показывает, что для молодых супругов в ихсобственном участии характерен низкий уровень по шкалам хозяйственно-бытовой,родительско-воспитательной, эмоционально-психотерапевтической. В то время как,социальная активность и внешняя привлекательность имеют для них очень высокоезначение в отличие от зрелых пар.
По методике определения ценностных ориентаций Рокича такжебыли получены экспериментальные данные (отображены в приложении 4).
Ниже представлен анализ инструментальных и терминальныхценностей в оценке супругами молодых и зрелых пар соответственно.
/>
Рис. 4. Ранжирование инструментальных ценностей супругамимолодых пар
/>
Рис. 5. Ранжирование инструментальных ценностей супругамизрелых пар
Как видно из рисунка 4, супруги молодых пар наиболее важнойценностью считают независимость, эффективность в делах. Наименее важными в ихоценке оказались исполнительность, чуткость, терпимость.
Ранжирование инструментальных ценностей супругами зрелых парсущественно различается. Наиболее важными они считают аккуратность, широтувзглядов. Примерно на одном уровне важности для субъекта находятся такие ценностикак самоконтроль, эффективность в делах, рационализм, высокие запросы,исполнительность. Наименее важными качествами, по их мнению, являютсяжизнерадостность, твердая воля и образованность. Для сравнения – у молодыхсупругов образованность стоит в числе наиболее важных качеств человека.
Ниже представлены диаграммы, отображающие ранжированиетерминальных ценностей.
/>
Рис. 6. Ранжирование терминальных ценностей супругамимолодых пар
/>
Рис. 7. Ранжирование терминальных ценностей супругами зрелыхпар
Получается, что супруги и молодых и зрелых пар в численаиболее важных ценностей, к которым нужно стремиться, считают здоровье. Счастливаясемейная жизнь и продуктивная жизнь также важны у всех пар, но их важность узрелых пар более выражена. Наименее важной целью для себя молодые пары считают– счастье других, красоту природы и искусства, зрелые – развлечения,уверенность в себе.
Заключение
В ходе подготовки настоящей работы были решены следующиезадачи:
1. Рассмотрены особенности социокультурного феномена ценностей.
2. Проведен обзор ведущих ценностных ориентаций в семейной жизни.
3. Разработан психологический инструментарий для проведенияэкспериментального исследования.
4. Проведено экспериментальное исследование с целью выявления семейныхценностей в супружеских парах.
5. Содержательно обобщены результаты теоретико-экспериментального исследования.
6. Сформулированы выводы.
Ценности, их система являются очень важным аспектомличности. Система ценностей как составляющая Я-концепции определяетмировоззренческие аспекты самосознания. Понятие индивидуальных ценностей вомногом сродни мотивам, потому что ценности могут быть движущей силой поведения.Наиболее значимые ценности фактически являются самыми сильными мотивами, вовсяком случае, их сознательной части.
Система ценностей — один из важнейших компонентов внутреннейструктуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное отневажного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точкизрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.
Ценности супругов, как жизненные, так и семейные,приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определеннуюроль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий,складывании типа семейной системы.
Основные ценности, которые могут быть характерны длятипичной семьи:
- Любовькак форма реализации своих духовных потребностей
- Заботао близких
- Возможностьбыть объектом заботы, поддержки
- Дети
- Продолжениерода
- Здоровье
- Интересноесовместное времяпрепровождение
- Сексуальнаяудовлетворенность
- Совместноеведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища
- Отдыхфизический, психологический
- Финансоваяподдержка и др.
Анализ полученных экспериментальным путем данных показалследующее:
- в молодых парах интимно-сексуальная сфера имеет высокий уровеньзначимости, причем анализ в разрезе по полу показывает, что это характерно какдля мужчин, так и для женщин.
- установка на личностную идентификацию с партнером диагностированау зрелых пар на более высоком уровне в сравнении с молодыми парами. Т.е.молодые супруги желают оставаться более автономными по отношению друг к другу.
- ожидания партнеров в сферах хозяйственно-бытовой иродительско-воспитательской на высоком уровне и почти равны и у молодых пар, иу зрелых.
- ожидания партнеров зрелых пар имеют низкий уровень по шкалесоциальной активности и внешней привлекательности. Это говорит о том, чтоданные ценности не значимы в ожиданиях партнеров.
- для молодых супругов в их собственном участии характерен низкийуровень по шкалам хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной,эмоционально-психотерапевтической. В то время как, социальная активность ивнешняя привлекательность имеют для них очень высокое значение в отличие отзрелых пар.
- супруги молодых пар наиболее важной ценностью считаютнезависимость, эффективность в делах. Наименее важными в их оценке оказалисьисполнительность, чуткость, терпимость.
- Наименее важными качествами, по мнению зрелых супружеских пар, являютсяжизнерадостность, твердая воля и образованность. Для сравнения – у молодыхсупругов образованность стоит в числе наиболее важных качеств человека.
- супруги и молодых и зрелых пар в числе наиболее важных ценностей,к которым нужно стремиться, считают здоровье.
- счастливая семейная жизнь и продуктивная жизнь также важны у всехпар, но их важность у зрелых пар более выражена. Наименее важной целью для себямолодые пары считают – счастье других, красоту природы и искусства, зрелые –развлечения, уверенность в себе.
Анализ проведенного исследования показал, что ценностисупружеской пары изменяются в зависимости от увеличения «стажа» семейной жизни.Характер данных изменений зависит от многих факторов, но прежде всего отизначальной системы ценностей каждого из супругов.
Список литературы
1. Антонов А.И. Изучение репродуктивных установок как одна из важнейших задачсоциально-психологическогоисследования семьи // Динамикаизменения положенияженщины и семья. Материалы ХII Международного семинарапо исследованию семьи. Вып. 1.М., 1972.С 13-24.
2. Барлас Т. Введение в профессиональную психологию Москва, 2001Независимая фирма “Класс”.
3. Борисов В. А. Демографияи социальная психология. Доклад на VII социологическом конгрессе. М„1970;
4. Борисов В. А. Перспективы рождаемости. М., 1976. Антонов А- Микросоциолопия семьи (методология исследования структур и процессов). М., 1998.
5. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И.Завалова. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.
6. Карпенкова И.В. Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом:социологический анализ. Диссертация. М. – 2009.
7. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственноговоспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника.Проблемы. Методика. Опыт: Тезисы конференции. – Барнаул, 1997. – С. 234 – 236.
8. Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. – Караганда:Изд-воКГУ, 1987. – 94 с.
9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд.– Томск: ТГУ, 1999. – 154 с.
10. Крылов А.А. Психология: учебник (2‑е издание)»: ИздательствоПроспект; 2005
11. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейныйстресс и совладающее поведение. Научное издание — Кострома: КГУ, 2004.- 245 с.
12. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современнойРоссии // Социологические исследования. 1994. №5. С. 3.
13. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М., 1992
14. Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 2000.
15. Тиводар А.Р. Личность в брачном партнерстве: поиск идентичности. –Черноморская гуманитарная академия.
16. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи
17. Пезишкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.:Смысл, 1993. – 332 с.
18. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 – 512 с.
19. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Е.И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. Под ред. Е. Г. Силяева.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.
20. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Подред. В. А. Ядова.— Л., 1979, с. 208—209.
21. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 302с.
22. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
23. Шеляг Г. Образ жизни и семья: Материалы международнойнаучно-драктагаеской конференции 1—3 июня 1993 г. -М., 1994. -С. 34.
Приложение 1
Методика «РОП» Волковой А.Н.
Оснащение:
1. Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона).На каждую карточку наносится номер и текст суждения (см. приложение).
2. Два набора по 4 карточки-классификатора с одной изследующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Этоне совсем так», «Это неверно».
Порядок работы: Супругам предлагается самостоятельноознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующейписьменной инструкцией: «Уважаемый товарищ! На предложенных Вам карточкахнапечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. ПередВами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностьюсогласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательночитая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четыремвариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его подкарточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но снебольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем этоверно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то,с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Выкатегорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Этоневерно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесьвыразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей.Благодарим за участие в психологическом обследовании».
После выполнения супругами задания, консультант регистрируетответы мужа и жены в протоколе консультационного исследования (форма):утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен» оценивается в 3 балла,отнесенное к группе «В общем это верно»– в 2 балла, отнесенное к группе «Это несовсем так» – в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно»–в 0 баллов. Здесь жев протоколе консультант суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейныхценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми ипереносятся в последний столбец протокола. Итоговые баллы остальных показателейвычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».
Протокол (форма)
Фамилия, имя, отчество __________________________________________
Дата исследования ___________20__ г.
Возраст________________ Семейный стаж ____________________
Количество детей
Консультационное исследование семейных ценностейШкала семейных ценностей № карт. Баллы № карт. Баллы Общий показатель Интимно-сексуальная 1 2 3 ∑= Личностная идентификация с супругом 4 5 6 ∑= Хозяйственно-бытовая Ожидание Притязание 7 22 8 23 9 24 ∑= ∑= Родительско-воспитательная 10 25 11 26 12 27 ∑= ∑= Социальная активность 13 28 14 29 15 30 ∑= ∑= Эмоционально-психотерапевтическая 16 31 17 32 18 33 ∑= ∑= Внешняя привлекательность 19 34 20 35 21 36 ∑= ∑=
Интерпретация шкал семейных ценностей.
1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокиеоценки (7–9 баллов) означают, что супруг (а) считает сексуальную гармониюважным условием супружеского счастья, отношение к супруге (у) существеннозависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
2. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностьюидентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей,ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов)предполагают установку на личную автономию.
3. Шкала, измеряющая установку супруга (ги) на реализациюхозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет двеподшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степеньожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки пошкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж (жена) к участиюсупруга в организации быта тем большее значение имеют хозяйственно-бытовыеумения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки насобственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалырассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.
4. Шкала, позволяющая судить об отношении супруга (и) кродительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» показывает выраженностьустановки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера.Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентацию мужа (жены) на собственныеобязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалы рассматривается какпоказатель значимости для супруга (и) родительских функций. Чем выше оценкашкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он(она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себяжизнь семьи.
5. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимостьвнешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильностибрачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степеньориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезныепрофессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевыепритязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностейсупруга (и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости длямужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессемежличностного взаимодействия супругов.
6. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимостьэмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания»измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет насебя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологическогоклимата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание«психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показываетстремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалырассматривается как показатель значимости для супруга (и) взаимной моральной иэмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду,способствующую психологической разрядке и стабилизации.
7. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимостьвнешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала«ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательногопартнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственнуюпривлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалырассматривается как показатель ориентации супруга (и) на современные образцывнешнего облика.
Текст опросника Женский вариант Мужской вариант 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей. 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 3. Сексуальные отношения–главное в отношениях мужа и жены. 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены. 4. Главное в браке–чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 4. Главное в браке–чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 5. Муж–это друг, который разделяет мок интересы, мнения, увлечения. 5. Жена–это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения. 6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи. 7. Самая главная забота жены– чтобы в семье все были накормлены и ухожены. 8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой. 8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка. 9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем. 9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома. 10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена. 10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью. 11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей. 11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина. 12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям. 12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям. 13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины. 13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины. 14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом. 14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом. 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа. 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены. 16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу. 16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье. 17. Для меня главное–чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть. 17. Для меня главное–чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть. 18. Муж – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 18. Жена – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет. 19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета. 20. Мне нравятся видные, рослые мужчины. 20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться. 21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть. 21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание. 22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены. 22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома. 23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи. 23. Я люблю заниматься домашними делами. 24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты. 24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники. 25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать. 25. Деты любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки. 26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка. 26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься. 27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними. 27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться. 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику. 35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет. 36. Я придаю большое значение своему внешнему виду. 36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.
Методика «РОП»
Приложение 2
Методика М. Рокича
Инструкция для ранжирования инструментальныхценностей:
«Перед Вами список, включающийнекоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту изних, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и в скобкахСЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости иобозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этогооцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте вскобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список инструментальныхценностей:
[ ] АККУРАТНОСТЬ,ЧИСТОПЛОТНОСТЬ[ %]
(умение содержать в порядкевещи, порядок в делах)
[ ]ВОСПИТАННОСТЬ[ %]
(хорошие манеры)
[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ[ %]
(высокие требования к жизни ивысокие притязания)
[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ[ %]
(чувство юмора)
[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ[ %]
(дисциплинированность)
[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ[ %]
(способность действоватьсамостоятельно, решительно)
[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМВ СЕБЕ И ДРУГИХ[ %]
[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ[ %]
(широта знаний, высокая общаякультура)
[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ[ %]
(чувство долга, умение держатьслово)
[ ] РАЦИОНАЛИЗМ[ %]
(умение здраво и логичномыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
[ ] САМОКОНТРОЛЬ[ %]
(сдержанность, самодисциплина)
[ ] СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИСВОЕГО МНЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ[ %]
[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ[ %]
(умение настоять на своем, неуступать перед трудностями)
[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]
(к взглядам и мнениям других,умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
[ ] ЧЕСТНОСТЬ[ %]
(правдивость, искренность)
[ ] ЧУТКОСТЬ[ %]
(заботливость)
[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ[ %]
(умение понять чужую точкузрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ[ %]
(трудолюбие, продуктивность вработе)
Инструкция для ранжированиятерминальных ценностей:
«Перед Вами список, включающийнекоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболеезначимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1.Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее.Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая изпредложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВАот нее соответствующую цифру в процентах».
Список терминальных ценностей:
[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(полнота и эмоциональнаянасыщенность жизни)
[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]
(зрелость суждений и здравыйсмысл, достигаемые жизненным опытом)
[ ] ЗДОРОВЬЕ (физическое ипсихическое) [ %]
[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]
[ ] КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА [%]
(переживание прекрасного вприроде и искусстве)
[ ] ЛЮБОВЬ [ %]
(духовная и физическая близостьс любимым человеком)
[ ] МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯЖИЗНЬ [ %]
(отсутствие материальныхзатруднений)
[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХДРУЗЕЙ [ %]
[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]
(уважение окружающих,коллектива, товарищей по работе)
[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]
(возможность расширения своегообразования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(максимально полноеиспользование своих возможностей, сил и способностей)
[ ] РАЗВИТИЕ [ %]
(работа над собой, постоянноефизическое и духовное совершенствование
[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]
(приятное, необременительноевремяпровождение, отсутствие обязанностей)
[ ] СВОБОДА [ %]
(самостоятельность,независимость в суждениях и поступках)
[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]
(благосостояние, развитие исовершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]
(возможность творческойдеятельности)
[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]
(внутренняя гармония, свобода отвнутренних противоречий, сомнений)
Приложение 3
Экспериментальные данные при оценке жен по методике «РОП»Волковойпара молодые пары зрелые пары 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей. 3 2 2 3 2 1 2 1 1 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены. 1 2 2 1 1 1 1 4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 3 2 3 3 3 2 2 1 2 3 5. Муж–это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения. 2 1 2 1 3 1 1 1 2 6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 1 2 1 1 2 3 3 2 3 3 7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи. 2 3 2 1 1 3 3 2 3 3 8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой. 3 3 3 2 3 1 2 1 1 9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем. 3 3 3 3 3 2 1 1 1 1 10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена. 3 3 3 2 2 1 1 2 1 1 11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей. 3 3 3 3 3 2 2 3 3 3 12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям. 1 2 1 1 1 3 2 2 3 13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины. 3 3 3 2 3 2 1 1 2 1 14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом. 3 3 3 2 2 2 2 1 2 1 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа. 3 3 3 3 2 2 1 1 1 16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу. 3 2 2 2 1 3 2 1 3 3 17. Для меня главное, чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть. 2 2 3 2 2 3 2 3 3 2 18. Муж – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 2 1 2 1 2 3 2 3 3 3 19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет. 3 3 3 3 3 1 1 1 1 20. Мне нравятся видные, рослые мужчины. 3 2 2 1 3 2 1 1 1 21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть. 3 3 3 3 2 1 1 1 2 1 22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены. 2 1 1 1 2 3 3 2 3 2 23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи. 2 3 3 3 2 3 3 3 3 3 24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты. 1 1 3 2 2 3 3 25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать. 1 2 1 1 2 3 3 3 2 2 26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка. 2 3 3 3 3 1 1 1 3 3 27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними. 2 1 2 2 2 2 3 3 1 1 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 3 3 3 3 3 1 1 1 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 3 3 3 3 3 2 1 1 2 3 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 2 3 3 3 2 1 2 2 2 3 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 3 2 3 1 1 3 3 2 2 3 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 1 1 1 2 2 2 2 3 2 3 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 1 1 1 2 2 3 2 1 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 3 3 3 2 3 2 1 1 1 1 35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику. 2 3 3 3 3 2 1 1 1 2 36. Я придаю большое значение своему внешнему виду. 3 3 3 3 3 2 1 1 1 2
Экспериментальные данные при оценке мужей по методике «РОП»Волковойпара молодые пары зрелые пары 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей 3 3 3 3 3 2 2 1 2 2 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 3 3 3 3 2 1 1 2 1 2 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены. 3 3 3 2 2 1 2 1 1 4. Главное в браке–чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 2 1 2 1 2 2 2 3 3 2 5. Жена–это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения. 2 1 1 1 2 2 3 2 1 1 6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 1 1 2 2 1 2 3 2 2 3 7. Самая главная забота жены– чтобы в семье все были накормлены и ухожены. 1 2 1 1 2 2 3 3 3 2 8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка. 2 3 3 2 2 3 3 3 3 3 9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома. 2 2 3 1 2 2 3 3 2 2 10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью. 2 2 3 3 3 2 2 1 2 3 11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина. 2 2 2 2 1 2 3 3 1 2 12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям. 1 2 3 1 1 2 3 3 3 2 13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины. 2 1 1 2 1 1 2 1 14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом. 2 1 1 1 2 1 1 1 1 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены. 3 3 3 2 2 1 1 1 1 16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье. 2 2 2 1 2 3 3 3 2 2 17. Для меня главное–чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть. 2 2 2 2 2 3 3 3 2 1 18. Жена – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 1 1 2 1 2 3 3 2 2 3 19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета. 3 3 3 2 3 2 1 1 2 2 20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться. 3 3 3 2 3 2 1 1 2 1 21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание. 2 1 3 3 2 1 1 1 1 1 22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома. 1 1 1 1 2 2 1 2 3 23. Я люблю заниматься домашними делами. 1 1 1 1 1 2 3 2 2 1 24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники. 1 1 2 2 3 2 3 3 3 2 25. Деты любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки. 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься. 1 1 1 2 2 1 2 3 27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться. 2 3 2 1 1 2 3 3 3 2 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 3 3 3 3 3 2 2 1 2 2 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 3 3 3 3 3 2 2 1 1 2 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 2 3 3 3 2 1 1 2 2 3 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 2 2 2 3 3 2 2 2 1 3 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 1 1 2 1 1 1 2 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 1 2 2 2 2 1 1 1 1 35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет. 3 3 3 2 3 2 2 1 1 2 36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука. 3 2 2 3 1 1 1 1 1