Реферат по предмету "Психология"


Семейный контекст тревожных состояний у детей

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Понятие«тревоги» и «тревожности». Ее особенности в детском возрасте
Глава 2. Видытревожных расстройств в детском возрасте
Глава 3. Факторы, влияющие навозникновение  и течение тревожных расстройств
Глава 4. Семейныефакторы тревожных состояний у детей
Выводы
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьпроблемы. В отечественной психологии исследования по данной проблемедостаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительнойстепени это было связано с социальными причинами – условиями, не поощрявшимианализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей егодействительности как угрожающей и нестабильной. В последнее время интересроссийских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи срезкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность инепредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональнойнапряженности, тревогу и тревожность.
Растетчисло детей и подростков с тревожными расстройствами. По некоторым данным(Холмогорова А.Б., Воликова С.В., 2001) в нашей стране за одно десятилетие – с80-ых по конец 90-х годов XX века – их количество выросло в 5 раз. Значимостьсемейных факторов в возникновении и развитии тревожных состояний у детейподчеркивается многими авторами, занимающихся исследованиями эмоциональных, втом числе и депрессивных расстройств.
Э.Г. Эйдемиллери В. Юстицкис в своей книге «Психология и психотерапия семьи» отмечают, чтоотношения и в родительской, и в актуальной семье очень важны для человека.Изменения в одной из сфер семейной жизни ведет к изменению в других. Поэтомусемья часто играет ведущую роль в формировании патогенных ситуаций ипсихических нарушений (Воликова С.В., 2003).
Именно поэтому, на основе вышесказанного, изучение темы«Семейный контекст тревожных состояний у детей» является весьма актуальным.
Предметисследования. Предметом исследования данной курсовой работы являютсяфакторы, влияющие на возникновение и поддержание тревожных состояний у детей иподростков, и в частности, семейный контекст расстройств аффективного спектра.
Цельисследования. Целью курсовой работы является выявление аспектов семейнойсистемы, влияющей на возникновение и поддержание тревожных состояний у детей иподростков.
Задачи. Данная курсоваяработа направлена на решение следующих задач:
- анализпонятия «тревоги» и «тревожности»;
- рассмотрениевидов тревожных расстройств в МКБ-10 и DSM-IV;
- рассмотрениеи систематизация факторов, в целом влияющих на возникновение и течениетревожных расстройств;
- изучениеи анализ современных исследований семейного контекста тревожных состояний удетей.
Научнаязначимость. Научная значимость данной курсовой работы представляетсобой обобщение материалов, в т.ч. результатов исследований, посвященныхпроблемам тревожных состояний у детей и подростков.
Практическаязначимость. К практической значимости курсовой работы можно отнестиследующее: на основе обобщения материалов по данной теме возможно созданиеспециальных просветительских занятий для родителей, освещающих такие аспекты,как источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы испособы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

Глава1.Понятие «тревоги» и «тревожности». Ее особенности в детском возрасте
Тревожность– переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия,с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональноесостояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Вотечественной психологической литературе это различие зафиксированосоответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, крометого, используется и для обозначения явления в целом.
Напсихологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность,беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности,бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принятьрешение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются вусилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляциикрови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости,снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретаютотрицательную эмоциональную окраску (Прихожан А.М., 2000).
Тревожностькак сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям,препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяетмобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный(оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый дляэффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерновысокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся вобщей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблемтревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление,препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность,мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности.
Нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакцияиндивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для егосуществования как личности. Нормальной тревожностью может быть признанареакция, которая:
- адекватна реальной угрозе;
- не включает подавление или другие механизмы разрушениявнутреннего психического конфликта, а в результате этого – и внешнего;
- не требует невротических защитных механизмов для управлениясобою, но может быть изменена конструктивно на уровне произвольного осознанияили ослаблена при объективном изменении ситуации.
Общей формой нормальной тревожности является так называемаяслабость перед силами природы, болезнями и смертью. К этой форме, именуемой внемецкой философии Urangst, обращались такие современные исследователитревожности, как Хорни и Маурер. Urangst отличается от невротической тревожноститем, что она не несет в себе враждебности природе.
Другой формой общей нормальной тревожности является форма,связанная с тем фактом, что каждый человек развивается как индивид в социальнойсреде, среди других индивидов. Это видно на примере развития ребенка. О.Ранкподчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает переживания индивида напротяжении всей его жизни. Если потенциально формирующие тревожностьпереживания преодолены успешно, это ведет не только к большей зависимостиребенка, но и к восстановлению отношений с родителями и другими людьми на новыхуровнях. Тревожность в этом случае, по мнению Поповой Н.М., правильно описыватькак нормальную, чем невротическую (Попова Н.М., 2001).
Литературныеданные свидетельствуют, что проявления тревоги делятся на два основных вида:мобилизующий и демобилизующий, причем эти виды имеют ярко выраженныйиндивидуальный характер. Мобилизующий- проявляется в повышенной активности,вплоть до агрессивности, в повышенном аппетите и т.п., демобилизующий – в оцепенении,одеревенении, внезапной потере интереса, в апатии и др. Особенно ярко этопроявляется при наличии устойчивой тревожности (Прихожан А.М., 2000).
В психологической науке сложилось несколько теорий,объясняющих причины появления тревожности.
Биологическая теория. В результатемногочисленных исследований значения лимбической системы у животных былаустановлена ее важнейшая роль в тревожном поведении, а также роль корыголовного мозга в контроле проявлений тревожности. Действие коры головногомозга при осуществлении этого контроля зависит главным образом от жизненногоопыта индивида, в особенности от социальных условий в период его развития(Попова Н.М., 2001).
Генетическая теория. Семейные исследованияпоказали, что биологические потомки взрослых с тревожными расстройствами болеесклонны в детстве страдать по поводу тревоги. Наблюдается связь между тревожнымрасстройством при изоляции и депрессией у детей, поэтому некоторыепсихотерапевты рассматривают это расстройство как вариант депрессии (ПоповаН.М., 2001).
Психосоциальная теория. Во время проведенияобширных исследований в Чикаго Аэрон выявил черты детей, пользующихсярепутацией жестоких, а вместе с тем – особенности их родителей и условия, вкоторых им приходится жить. Он отметил, что жестокие дети – это, как правило,дети, которых не любят и которые мало интересуются школьными делами. Их легкоувлекают агрессивные фантазии, заимствованные, в частности, из фильмов сосценами насилия, которые они смотрят по телевидению и героям которых подражают.И, наоборот, дети, живущие с тревожными, неуверенными, склонными к уныниюродителями, в дальнейшем также имеют тревожно-фобические проявления.
Маленькие дети, незрелые и зависящие от опекающих их лиц,особенно склонны к тревоге, связанной с изоляцией. В связи с тем, что детипереживают ряд страхов в период развития – страх быть униженным, страх потерятьмать, страх перед своими импульсами, страх потерять какую-либо часть тела илиего целостность, а также страх наказания Суперэго, — большинство уже имели опыткратковременной тревоги изоляции, основанный на том или ином страхе. Однакорасстройство в виде хорошо очерченной тревоги изоляции наиболее частовстречается у маленьких детей. У них наблюдается анаклитическая депрессия, илидепрессия, связанная с потерей матери. Когда наступает необходимостьразлучаться с родителями (поездка к родственникам, стационарное лечение,посещение школы), развивается синдром фобии, или отказ от определенныхдействий.
Таким образом, синдром типичен для детского возраста,особенно в легких формах, не требующих вмешательства психолога. Только когдасиндром полностью развивается и препятствует адаптации, возникает необходимостьв консультации психолога и, возможно, врача (Попова Н.М., 2001).
Теория обучения. Согласно концепции такихтеоретиков, как Бандура, большинство особенностей нашего поведения развиваетсяв основном путем подражаниям моделям. Фобическая тревожность может передаватьсяот родителей к детям. Например, родители, которые съеживаются от страха вовремя грозы, учат тому же детей; родитель, который боится мыши или насекомого,передает этот страх ребенку. И, напротив, родитель, который сильно гневается,если ребенок обнаружил боязнь к животному, может вызвать у него страх из-заэтого сильного гнева (Попова Н.М., 2001).
Таким образом, изучение тревожности на разных этапах детстваважно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастныхзакономерностей развития эмоциональной сферы человека, становленияэмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многиеисследователи и практические психологи, лежит в основе целого рядапсихологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.
Глава2.Виды тревожных расстройств в детском возрасте
В даннойглаве рассмотрим виды тревожных расстройств у детей с точки зрения двухклассификаций: Международной классификаций болезней МКБ-10, которойруководствуются и у нас в России, и Диагностического и статистическогоруководства по психическим расстройствам Американской Ассоциации Психиатров DSM-IV.        
Международная классификация болезней МКБ-10
Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV)
Раздел F90-F98 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте»:
-  F93 — «Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста».
-   В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4 аргументах. Во-первых, исследовательские данные все время показывали, что большинство детей с эмоциональными расстройствами становятся нормальными взрослыми: только у меньшинства отмечаются невротические расстройства в зрелой жизни. Наоборот, многие невротические расстройства, появившиеся в зрелой жизни, не имеют значимых психопатологических предвестников в детстве. Следовательно, есть существенный разрыв между эмоциональными расстройствами, встречающимися в этих двух возрастных периодах. Во-вторых, многие эмоциональные расстройства в детстве скорее представляют преувеличения нормальных тенденций в процессе развития, чем феномены, которые сами по себе качественно анормальны. В-третьих, в связи с последним аргументом, часто имеются теоретические предположения, что вовлеченные психические механизмы не являются теми же самыми, что и при неврозах у взрослых. В-четвертых, эмоциональные расстройства детского возраста менее ясно дифференцируются на предположительно специфические состояния, такие как фобические расстройства или навязчивые расстройства.
Раздел «Состояния, обычно возникающие в младенчестве, детстве или подростковом возрасте»
Рубрика «Нарушения развития личности» (кодируются по оси II):
313.00 — «Нарушения, проявляющиеся в чрезвычайно сильной тревожности».
 Для тревожности существует три уровня: нейдокринный, двигательно-висцеральный и осознанного понимания. В целом у ребенка, испытывающего тревожность, отмечаются неприятные ощущения, которые выражаются такими двумя компонентами: 1) осознание физиологических ощущений (сердцебиение, потливость, пустота в желудке, стеснение в груди, подергивание коленей, дрожание голоса); 2) осознание того, что он нервничает или боится. Тревожность иногда усиливается чувством стыда — “Другие увидят, что я боюсь”.
 Следует учитывать влияние тревожности на мышление, восприятие и обучение – она вызывает спутанность и расстройство восприятия не только времени и пространства, но также людей и значения событий. Это может мешать обучению и снижать способность к концентрации внимания, ухудшая воспроизведение и нарушая способность соотносить одно с другим (ассоциации).
 Важным аспектом тревожного мышления является его селективность (избирательность). Тревожный ребенок склонен выбирать определенные темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую и реагируя соответствующим образом. Когда ребенок таким образом оправдывает свой страх, его тревожность усиливается избирательной реакцией, создающей порочный круг из тревоги, нарушенного восприятия и повышенной тревожности.
F93.0 — «Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой».
 Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным показывать некоторую степень тревоги в отношении реального или угрожающего отделения от людей, к которым они привязаны. Данное же расстройство диагностируется тогда, когда страх отделения составляет основное в тревоге и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со значительными проблемами в социальном функционировании. В дополнение диагноз требует, чтобы не было генерализованного расстройства личностного развития или функционирования. Тревожное расстройство, связанное с разлукой, возникающее в неподходящий развитию возрастной период (например, в подростковом возрасте), не кодируется здесь, если только оно не составляет анормального продолжения соответствующего развитию тревожного расстройства в связи с разлукой.
                         Ключевым диагностическим признаком является чрезмерная тревога, касающаяся отделения от тех людей, к которым ребенок привязан (обычно родители или другие члены семьи), что не является частью генерализованной тревоги относительно многих ситуаций. Тревога может принимать форму:
а) нереалистичного поглощающего беспокойства о возможном вреде, которому могут подвергнуться лица, к которым испытывается привязанность, или страха, что они оставят его и не вернутся;
б) нереалистичного поглощающего беспокойства, что какой-либо неблагоприятный случай разлучит ребенка с лицом, к которому испытывается большая привязанность, например ребенок потеряется, будет похищен, поступит в стационар или будет убит;
в) упорного нежелания или отказа идти в школу из страха расставания (а не по другим причинам, например, что в школе что-то случится);
г) упорного нежелания или отказа идти спать, чтобы быть рядом с лицом, к которому испытывается большая привязанность;
д) упорного неадекватного страха одиночества или страха оставаться в течение дня дома без лица, к которому испытывается большая привязанность;
е) повторяющихся ночных кошмаров о разлуке;
ж) рецидивирующего появления физических симптомов (таких как тошнота, боль в животе, головная боль, рвота и пр.) при разлуке с лицом, к которому испытывается привязанность, например, когда надо идти в школу;
з) чрезмерного повторяющегося дистресса (проявляющегося тревогой, плачем, раздражением, страданием, апатией или социальной аутизацией) при предчувствии разлуки, во время или сразу вслед за разлукой с лицом, к которому испытывается большая привязанность.
 Многие ситуации, связанные с разлукой, также включают в себя другие потенциальные стресс-факторы или источники тревоги. Диагноз опирается на выявление того, что общим в различных ситуациях, дающих начало тревоге, является разлучение с лицом, к которому испытывается большая привязанность. Это возникает чаще всего, по-видимому, при отказах от посещения школы (или «фобиях»). Часто речь здесь, действительно идет о тревожном расстройстве в связи с разлукой, но иногда (особенно у подростков) — нет. Отказы от посещения школы, возникающие впервые в подростковом возрасте, не должны кодироваться в этой рубрике, за исключением случаев, когда они прежде всего являются проявлением тревоги разлучения и эта тревога впервые в патологической степени проявилась в период дошкольного возраста.
309.21 — «Паталогический страх перед расставанием».
Распространённость не установлена. Соотношение распространённости среди детей мужского и женского пола равно 1:1. Заболевание развивается в детском и подростковом возрасте; в наиболее тяжёлых случаях расстройство возникает в возрасте около 11 лет.
Диагностическими критериями являются:
1) Несоответствующая уровню развития чрезмерная тревога, связанная с разлукой с домом или с теми людьми, к которым ребенок привязан, проявляющаяся по меньшей мере 3 симптомами из следующих:
— рецидивирующий, чрезмерный дистресс при ожидаемой или реальной разлуке с домом или основными субъектами привязанности
— устойчивое и чрезмерное беспокойство, связанное с возможной потерей основных субъектов привязанности или ожиданием опасности в отношении их
— устойчивое и чрезмерное беспокойство, связанное с тем, что неблагоприятное событие приведёт к разлуке с основными субъектами привязанности (например, ребенок потеряется или его похитят)
— устойчивое нежелание или отказ идти в школу либо в другие места из-за страха разлуки
— устойчивый и чрезмерный страх или нежелание оставаться в одиночестве в отсутствие дома основных субъектов привязанности или в других аналогичных ситуациях
— устойчивое нежелание или отказ идти спать в отсутствие дома основных субъектов привязанности или нежелание спать вне дома
— повторяющиеся кошмарные сновидения, которые включают тему разлуки
— повторяющиеся жалобы на соматические симптомы (такие, как головная боль, боль в желудке, тошнота или рвота) при ожидаемой или реальной разлуке с домом или основными субъектами привязанности
2) Продолжительность расстройства составляет не менее 4 нед.
3) Расстройство возникает в возрасте до 18 лет
4) Расстройство вызывает дистресс или нарушение в социальной, учебной, трудовой или других сферах жизнедеятельности
5) Расстройство возникает не на фоне общего расстройства развития, шизофрении или другого психического расстройства.
Тип расстройства: с ранним началом, если расстройство возникает в возрасте до 6 лет
Данное расстройство наблюдается у членов одной семьи, однако характер генетической передачи неясен. По некоторым данным, возникает у детей, родители которых страдали этим же расстройством или в настоящее время страдают паническим расстройством, агорафобией либо депрессией. В тяжёлых случаях существует риск ослабления способности к социальным контактам.
-  F93.1 — «Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте».
 У детей, как и у взрослых, могут отмечаться страхи, сфокусированные на широком диапазоне предметов и ситуаций. Некоторые из этих страхов (или фобий) не являются нормальной частью психосоциального развития, например, агорафобия. Однако, некоторые страхи указывают на особенность определенной фазы развития и возникают в какой-то степени у большинства детей; например, страхи животных в дошкольный период.
                         Эта категория должна быть использована только для страхов, специфических по отношению к определенным фазам развития, когда они удовлетворяют дополнительным критериям, которые применимы ко всем расстройствам в рубрике (F93.х), а именно:
а) начало в соответствующий развитию возрастной период;
б) степень тревоги клинически патологическая;
в) тревога не является частью более генерализованного расстройства.
-  F93.2 — «Социальное тревожное расстройство в детском возрасте».
                         Осторожность перед незнакомыми является нормальным феноменом во второй половине первого года жизни, и некоторая степень социального опасения или тревоги является нормальной в период раннего детства, когда ребенок сталкивается с новой, незнакомой ему социально угрожающей ситуацией. Поэтому эта категория должна использоваться только для тех расстройств, которые возникают в возрасте до 6 лет, являются необычными по выраженности, сопровождаются проблемами социального функционирования и не составляют части более генерализованного расстройства.
                         У ребенка с этим расстройством отмечается постоянный рецидивирующий страх и/или избегание незнакомых. Такой страх может главным образом иметь место при взрослых или при сверстниках или при тех и других. Этот страх сочетается с нормальной степенью избирательной привязанности к родителям и другим близким.
Включается:
— расстройство общения с незнакомыми лицами у детей;
— расстройство общения с незнакомыми лицами у подростков;
— уклоняющееся расстройство детского возраста;
— уклоняющееся расстройство подросткового возраста.
313.21 — «Избегание общения с окружающими в детском и подростковом возрасте».
Избегание или страх социальных неожиданных встреч по своей степени выходит за пределы нормальных границ для возраста ребенка и сочетается с клинически значимыми проблемами в социальном функционировании.
У детей необходимо обратить внимание на способность к общению в знакомой им возрастной среде, потому что тревога у них возникает в связи с проблемами взаимоотношений со сверстниками, а не со взрослыми людьми
У детей тревога может выражаться плачем, вспышками раздражения, скованностью или избеганием социальных ситуаций, в которых участвуют незнакомые люди
-  F93.3 — «Расстройство вследствие сиблингового соперничества».
                         Высокий процент или даже большинство маленьких детей проявляют какую-либо степень эмоциональных расстройств, наступающих вслед за рождением младшего сиблинга (обычно следующего по счету). В большинстве случаев это расстройство легкое, но соперничество или ревность после рождения сибса могут отличаться стойкостью. (В данном случае сибсы (полусибсы) — это дети, которые имеют хотя бы одного общего родителя (родного или приемного).
                         Нарушение характеризуется сочетанием следующих признаков:
а) очевидность существования соперничества сибсов и/или ревности;
б) начало в течение месяцев, следующих за рождением младшего (обычно следующего по счету) сибса;
в) эмоциональные нарушения, аномальные по степени и/или стойкости и сочетающиеся с психосоциальными проблемами.
                         Соперничество, ревность сибсов может проявиться заметной конкуренцией между детьми с целью получения внимания или любви родителей; для того, чтобы быть расцененным как патологическое расстройство, это должно сочетаться с необычной степенью негативных чувств. В тяжелых случаях это может сопровождаться открытой жестокостью или физической травмой сибса, злобностью к нему, принижением сибса. В случаях меньшей выраженности, это может проявляться сильным нежеланием делиться, отсутствием положительного внимания и недостаточностью дружеских взаимодействий.
Эмоциональные расстройства могут принимать различные формы, часто включая некоторую регрессию с потерей ранее приобретенных навыков (таких как контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря) и тенденцией к младенческому поведению. Часто также ребенок хочет копировать младенца в активности, которая предусматривает родительское внимание, такой как питание. Обычно возрастает конфронтационное или оппозиционное поведение с родителями, вспышки гнева и дисфории, проявляемые в форме тревоги, несчастья или социальной отгороженности. Может нарушаться сон, и часто возрастает напор на родителей для достижения их внимания, особенно в ночное время.
-  F93.8 — «Другие эмоциональные расстройства в детском возрасте». Включаются:
— расстройство идентификации;
— гипертревожное расстройство;
-соперничество с ровесниками (несиблинговое).
Рубрика «Расстройства эмоций, специфические для детского и подросткового возраста»
313.0 — «С тревогой и страхом».
Такимобразом, мы видим, что и в МКБ-10, и в DSM-IV уделяется особое вниманиетревожным расстройствам у детей как наиболее распространенным психическимзаболеваниям среди детей и подростков, с которыми связаны многие сопутствующиепроблемы. В обеих классификациях предусмотрены специальные разделы для данныхрасстройств и сами расстройства довольно схожи между собой.
«Эмоциональным расстройствам, начало которых специфично длядетского возраста» в МКБ-10 можно поставить в соответствие «Нарушения,проявляющиеся в чрезвычайно сильной тревожности» в DSM-IV. В обеихклассификациях достаточно подробно описаны проявления тревоги у детей и уделеноособое внимание влиянию тревожности на развитие ребенка.
Тревожноерасстройство в связи с разлукой является наиболее распространенным тревожнымрасстройством в детском возрасте, и по своей сути, и в МКБ-10, и в DSM-IV,представляет собой не соответствующую возрасту, чрезмерную и негативновоздействующую тревогу, связанную с возможной разлукой с людьми, значимыми дляребенка (в МКБ-10) и разлукой с домом и людьми, значимыми для ребенка ( в DSM-IV).
«Социальному тревожному расстройству в детском возрасте» вМКБ-10 соответствует «Избегание общения с окружающими в детском и подростковомвозрасте» в DSM-IV. Здесь хочется отметить более широкое отражение сути данногорасстройства в МКБ-10.
Как различие, обращающее на себя внимание,хочется отметить более обширный перечень тревожных расстройств в детскомвозрасте, представленный в МКБ-10, что, на наш взгляд, отражает серьезнуюозабоченность общества проблемой развития данных расстройств у детей иподростков.
Глава 3. Факторы, влияющие на возникновение итечение тревожных расстройств
Последниеисследования семейной микродинамики при различных психических расстройствах, втом числе аффективного спектра, проводятся на основе биопсихосоциальной модели(Холмогорова А.Б., 2002). Одной из главных задачтаких исследований является установление важности факторов семейной динамики, всравнении с биологическими.
Грегори Бейтсон, антрополог, первым начавший осуществлятьпроект системного исследования семей больных шизофренией, в результатеприложения теории систем и кибернетики к проблемам человеческой жизни, пришел квыводу, что развитие человека и переживаемые им проблемы невозможно понять внеего культурного и семейного контекста.
Глен Габбард в своем обзоре исследований семейноймикродинамики говорит о том, что для развития психических расстройствнеобходимо взаимодействие факторов окружающей среды и особенностей развития, содной стороны, и генов человека – с другой.
Таким образом, в рамках биопсихосоциальной концепциинеобходимо рассматривать следующие основные факторы, влияющие на возникновениеи течение различных психических (включая и тревожные) расстройств:
- культуральные;
- семейные;
- интерперсональные;
- личностные.

Культуральные факторы.
По мнению Холмогоровой А.Б. и Гаранян Н.Г., в современнойкультуре существуют достаточно специфические психологические факторы, которыеспособствуют росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в видетоски, страха, агрессии и одновременно затрудняют их психологическуюпереработку (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1999). По их гипотезе, это особыеценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях.Эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создаваяпсихологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональнымрасстройствам.
Несмотряна то, что тревожные расстройства сравнительно недавно выделены в особуюгруппу, еще К.Хорни увидела почву для их стремительного роста в культуре(Хорни, 1993;1995). Она обращает внимание на глобальное противоречие междухристианскими ценностями, проповедующими любовь и равные партнерские отношения,с одной стороны, и реально существующей жесткой конкуренцией, с другой.
Врезультате этого противоречия происходит вытеснение собственной агрессивности иее проекция на других людей. Вследствие этого, собственная враждебностьподавляется и приписывается окружающему миру, что и ведет, согласно К.Хорни, крезкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного ивосприятия себя как неспособного этой опасности противостоять (вследствиезапрета на агрессию, а значит, и на активное сопротивление опасности). Вкачестве еще одной причины роста тревожных, впрочем, так же как и депрессивныхрасстройств, можно назвать культ силы и культ рацио, ведущих к запрету напереживание и выражение негативных эмоций.
ХолмогороваА.Б. и Гаранян Н.Г. указывают: «То, что «лик» или основное содержание депрессиименяется в зависимости от культуральных конфликтов и ценностей, впоследствииотмечалось разными авторами (Arieti, Bemporad,1983) (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1999, стр.69).
Кросскультурныеисследования показали, что чем выше в культуре требования к индивидуальнымдостижениям, успеху и соответствию самым высоким стандартам, тем выше в такихкультурах и число депрессивных нарушений. Для таких культур типичными оказалисьчрезвычайно высокие и жесткие стандарты и требования в процессе воспитания,малейшие отклонения от которых сопровождались критикой и наказаниями, плюс кэтому – модель замкнутого существования в изоляции от остального мира,поддерживаемая концепцией окружения как враждебного, а жизни как трудной иопасной («юдоли скорби») (Холмогорова А.Б.,Гаранян Н.Г., 1999).
Помимовышесказанного, необходимо отметить, что эмоциональная жизнь современногочеловека определяется двумя разнонаправленными тенденциями. Как считаютХолмогорова А.Б. и Гаранян Н.Г, первая тенденция характеризуется возрастаниемчастоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. Вторая тенденцияхарактеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписываетсядеструктивная, дезорганизующая роль в личной жизни человека (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1999). И вот такиеподавленные, не отреагированные во внешнем плане эмоции являются одним изважных факторов роста числа расстройств аффективного спектра.
Проведенные культурно-исторические исследования показывают,что в более древние времена все люди: и взрослые, и дети могли выражать своичувства свободнее. Дети были больше в курсе не только дел, но и чувстввзрослых, они рано соприкасались со смертью, опасностями и заботами. Позже,начиная с викторианской эпохи, возник достаточно строгий запрет на гнев удетей, так как взрослые стали находить это неудобным и недопустимым. По мнениюХолмогоровой А.Б. и Гаранян Н.Г., гнев и сейчас продолжает рассматриваться какнедружественное и отвергаемое чувство, которое в значительной степенизатрудняет достижение целей и эффективность действий, и в большинстве современныхсемей существует запрет на проявления гнева у детей (Холмогорова А.Б., ГаранянН.Г., 1999). В последнее время, начиная с середины прошлого века, наблюдается тенденция,направленная на изгнание из мира современного ребенка отрицательных чувств,неприятных ощущений и переживаний. Наиболее здоровым эмоциональным проявлениемсчитается радость, и она всячески стимулируется путем быстрого переключенияребенка от возникших слез или неприятных переживаний.
Семейные факторы.
При изучении этого аспекта основное внимание уделяетсяизучению взаимосвязи между эмоциональными расстройствами у взрослых иособенностями их родительской семьи. Исследования в этой области показывают,что многие из исследуемых пациентов с тревожными расстройствами имелитравматический опыт и (или) тяжелое детство; в их семьях наблюдался высокийуровень семейной тревожности. Также выяснилось, что робкие, неуверенные детичаще имели тревожных и социально не приспособленных родителей. Причем этоправило распространялось как на кровных, так и на приемных детей. На основаниипроведенных исследований был сделан вывод о том, что социальные факторывоспитания играют существенную роль в развитии тревожности. Однако, какуказывает Холмогорова А.Б., существуют исследования, направленные на выявлениероли биологических, генетических факторов в формировании тревожных расстройств.Противоречивость полученных данных, скорее всего, свидетельствует именно осложной биопсихосоциальной природе тревожных расстройств (Холмогорова А.Б.,2002).
Еще одним важным аспектом при исследовании семейноймакродинамики является изучение стрессогенных жизненных событий и семейнойистории в целом. Холмогорова А.Б считает: «Факты, полученные в этой традиции,указывают на важную роль, которую семейные стрессы играют не только в психологическом,но и в биологическом развитии ребенка» (Холмогорова А.Б., 2002, стр.131).Исследования в этой области подтвердили важную роль раннего травматическогоопыта в происхождении депрессивных расстройств. Было подтверждено, чтопсихическая травма в детском возрасте непосредственно влияет на процесссозревания структур головного мозга, что в дальнейшем проявляется в тревоге,сопровождающейся ожиданием психологических травм и повышенным вниманием квнешним раздражителям с целью выявления опасности.
По результатам исследований, проведенных в лабораторииклинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии, быловыявлено, что примерно у 70% больных, страдающих депрессивными, тревожными исоматоформными расстройствами, заболевание началось на фоне тех или иныхсемейных стрессов (разводы, измены, алкоголизация и т.д.). Исследованиестрессогенных событий семейной истории у таких больных, показало, что онизначительно чаще испытывали жестокое обращение в семье, чем здоровыеиспытуемые, среди их близких родственников чаще наблюдалась алкоголизация.
Дополнительно к вышесказанному, хочется отметить, что приизучении влияния семейных факторов на возникновение тревожности у детей,большинство исследователей придерживаются единого мнения по поводу влияния неблагоприятныхсемейных взаимоотношений и отклонений в воспитании на возникновение аномалийформирования личности в детском возрасте.
Интерперсональные факторы.
К нимотносятся межличностные отношения, выстраиваемые или не выстраиваемые человекомс его ближайшим окружением (родственниками, друзьями, одноклассниками), а такжеи с другими людьми, не столь близкими человеку (сослуживцами, приятелями,соседями). Таким образом, у каждого человека существует социальная сеть –система социальных отношений отдельного человека, в рамках которой человекполучает социальную поддержку, под которой понимается удовлетворениеспецифических потребностей в близости, защите, практической помощи, разрядке,успокоении и т.д. Т.е. социальная сеть может оказывать прямое влияние наздоровье и эмоциональные, в т.ч. тревожные расстройства человека. Причем, чем обширнеесоциальная сеть, чем большее количество людей включает, тем более она являетсяфактором, препятствующим развитию эмоциональных расстройств. Как считают ПерреМ. и Бауманн У., это обусловлено её позитивными воздействиями на человека: ужеодно знание, что можешь привлечь кого-то к решению определенной проблемы илипосоветоваться, уже одна мысль, что близкий человек понимает проблему, можетизменить представление о стрессовой ситуации и возможностях совладания с нею.Помимо этого, социальная сеть может осуществлять функциипо оказанию непосредственной поддержки человеу – психологической (укреплениеморали, самоценности, самопродуктивности); активной поддержки в совладании сострессовой ситуацией и решении проблем (например, помощь при выработкевозможных решений) и прямого вмешательства (предоставление денежных сумм,снятие забот). (Перре М., Бауманн У., 1998).
Если же социальная сеть человека очень маленькая, например, внее входят только родственники, или там вообще никого нет, присутствуетвыраженный дефицит доверительных межличностных отношений и эмоциональнойподдержки, то это, как считает Холмогорова А.Б., наоборот, повышает рискразвития эмоциональных расстройств. (Холмогорова А.Б., 2006).
Обобщая, можно сказать, что социальное окружение человекаучаствует в возникновении расстройств аффективного спектра, включая тревожныерасстройства, не только в форме отягощающего воздействия, но и представляетсобой позитивный ресурс, препятствующий развитию указанных расстройств.
Личностные факторы.
У каждого человека имеется устойчивый набор представлений осебе, определенных убеждений, которых он придерживается. А.Бек обнаружил, что улюдей, страдающих тревожными расстройствами, преобладают именно негативныеубеждения, и в проблемных для человека ситуациях они активизируются в первуюочередь. Воликовой С.В. и Холмогоровой А.Б. В работе «Семейные источникинегативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах» (2001) описываютсябазисные и промежуточные убеждения.
Базисные – это безусловные установки, касающиеся себя самого,мира и других людей. Они формируются в детстве в процессе взаимодействияребенка со значимыми для него людьми и первых столкновений с различнымиситуациями. По мнению А.Бека, к базисным негативным убеждениями относятсяустановки: а) я некомпетентен (глуп, беспомощен, дефектен и т.д.) и б) менянельзя любить (я недостоин любви, я хуже других людей).
Промежуточные – такие, которые помогают человеку жить со своимибазовыми убеждениями, помогают ему приспособиться к жизни. Например, еслибазовое утверждение «Я глуп», то промежуточным может быть «Если я буду делатьвсе очень тщательно и постараюсь не ошибаться, то никто не заметит моейглупости».
Как считает Прихожан А.М., «в качестве важнейшеговнутриличностного источника тревожности выделяется внутренний конфликт,преимущественно связанный с отношением к себе, самооценкой, «Я-концепцией».(Прихожан А.М., 2000, стр.210). Особенно этот конфликт обостряется в предподростковомвозрасте, когда тревожность все более опосредуется особенностями «Я-концепции»,носящей противоречивый, конфликтный характер. В свою очередь, тревожность,становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха исубъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. Напотребностном уровне он приобретает характер противоречия между стремлением кудовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной стороны, ибоязнью изменить привычное отношение к себе – с другой. Возникающие врезультате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже вреальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт.Поэтому тревожность все больше закрепляется, приобретает стабильные формыреализации в поведении, регуляции или способов защиты и становится устойчивымличностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. Именно на этойоснове может возникнуть тревожность в подростковом и юношеском возрастах.
Применительно к данным возрастным периодам одним изсильнейших факторов риска для возникновения депрессивных состояний, по мнениюВладимировой Т.В., является пубертатный возраст. Данный возраст характеризуетсяне только особой выраженностью и изменчивостью аффекта, чрезмерностью эмоциональныхреакций, но и большой частотой манифестации депрессивных состояний эндогенногокруга. (Владимирова Т.В., 1985).
Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции»,в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении изакреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в неговключаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.
Таким образом, применительно к семье суть системного взглядазаключается в том, что семья – это нечто большее, чем просто группа людей, и,соответственно, основное внимание при работе с семьей должно быть сосредоточеноне на отдельных индивидах, а на интеракциях между ними, которые во многомопределяются тем, каким образом они воспринимают мир; следует также уделять вниманиеэволюции семейной системы, уважать ресурсы семьи и ее способность ксамоизменению.
Отдельно хочется обратить внимание на особое влияниеперечисленных факторов на развитие тревожных расстройств именно в детскомвозрасте (как наиболее восприимчивом к общению с окружающим миром), поскольку ссамого момента рождения ребенок оказывается вовлеченным в многообразныепроцессы взаимодействия между факторами окружающей среды, особенностямиразвития и наследственными характеристиками, психологическими, в том числе,семейными факторами, которые в достаточно большой мере определяются конкретнымикультурными условиями.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что доминировавшая приобъяснении возникновения и течения расстройств аффективного спектра, включаятревожные расстройства, чисто биологическая модель при противопоставлении ролипсихологических, в том числе семейных факторов, показала своюнесостоятельность, и в настоящее время, как указывает Холмогорова А.Б.,современные исследования указанных расстройств подтверждают ихбиопсихосоциальную природу и, соответственно, биопсихосоциальная модельпредставляет собой самую надежную основу для объяснения и анализа тревожныхрасстройств у детей и взрослых (Холмогорова А.Б., 1999).
Глава4.Семейные факторы тревожных состояний у детей
По мнению А.Б. Холмогоровой, нельзя не согласиться с АсмусомФинзеном, что семья – важнейшее условие благополучия человека (ХолмогороваА.Б., 2002).
В современном представлении семья – это целая семейнаясистема, которая не является простой суммой ее членов. Эта система обладаетспособностью изменяться, если входящие в нее члены увидят смысл в необходимостиперемен и будут прикладывать к этому усилия. Суть семейного подхода к семье какраз и заключается в том, что все происходящее внутри семьи рассматривается некак результат чьей-то персональной вины, а как результат сложившихсязакономерностей работы семейной системы.
Холмогоровой А.Б. в работе «Научные основания и практическиезадачи семейной психотерапии» (2002) предложена к рассмотрению четырехаспектнаямодель семейной системы, в которой в качестве основных аспектов анализавыделены структура, микродинамика, макродинамики и семейная идеология.
1) Структура. Для ее анализа используют такие понятиякак связь (психологическое расстояние между членами семьи), иерархия(характеризует отношения доминантности-подчинения в семье) и внешние границы.
Основные дисфункции связи – это симбиоз и разобщенность. Виерархии могут присутствовать следующие дисфункции: — узурпирование властиодним из родителей при слабой фигуре другого родителя и наличии ребенка,зависимого от сильного родителя; -«захват» власти в семье ребенком (этопроисходит в результате воспитания по типу кумира семьи).
Как считает А.Б. Холмогорова, «такой ребенок не получаетадекватной обратной связи от семейной системы, у него не вырабатываетсяадекватного представления о себе, что часто ведет к серьезным личностнымпроблемам» (Холмогорова А.Б., 2002, № 1, стр.112).
Висследовании, проведенной Поповой Н.М. в целях определения структуры семьи притревожности и фобиях, семьи, имеющие детей и подростков с тревожными иагрессивными тенденциями, рассматривалась с позиции групповой динамики. Врезультате выявились следующие закономерности.
Первыйтип семьи.Семья неполная, мать воспитывает ребенка одна, является доминантной. Онаполностью подчиняет его своей стратегии воспитания, придерживаетсяпреимущественно авторитарного типа воспитания, стремится к личному влиянию ивласти.
Второйтип семьи.Семья представляет собой иерархизированную группу, один из членов которойпостоянно стремится к личному влиянию и власти (иерархия типа звезды), Такичеловеком в семье преимущественно является мать.
Третийтип семьи.Доминирование распространяется на сферы жизни и воспитания детей. Отецсогласовывает свои функции воспитания с матерью. Мать преломляет этивоздействия, видоизменяет или полностью блокирует их соответственно своимчертам личности и стилю доминирования (цепная иерархия), т.е. имеет местоавторитарный тип лидерства.
Четвертыйтип семьи.Каждый взрослый член семьи пытается применять свою стратегию воспитания детейвне зависимости от сложившейся структуры доминирования (циклическая иерархия).Это приводит к конфликтной обстановке, к уменьшению чувства принадлежности ксемье и фрустрации у детей.
Внешние границы семейной системы – это степень ее открытостидля контактов с внешним миром. Здесь бывают две крайности, обе одинаковоопасные — чрезмерно большая открытость, которая не позволяет ощущать членамсемьи чувства комфорта и безопасности, и чрезмерная закрытость, которая, в своюочередь, ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения сдругими людьми и повышенной тревожности.
2) Микродинамика. Отражает особенности функционированиясемейной системы, которые включают в себя такие понятия, как: семейные роли(«жертвы», «тирана», «опоры» и т.д.), паттерны взаимодействия (вытекающие изролей устойчивые коммуникативные стереотипы – ссоры, высмеивание, обиды,унижение и т.д.), циркулирование информации в семье, стиль эмоциональнойкоммуникации, метакоммуникация (процессы совместного обсуждения и осмыслениятого, что происходит между членами семьи).
3) Макродинамика. Представляет собой семейную историю(эволюцию). Как показал М.Боуэн, накопление от поколения к поколениюдисфункциональных паттернов в семейной истории непременно приводит к паталогиичленов семьи.
4) Семейная идеология. Включает в себя семейные нормы иправила, делегирование требований и ожиданий в семье, мифы, семейные ценности,традиции и ритуалы.
А.Б.Холмогоровой и С.В.Воликовой в работе «Семейныеисточники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (напримере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств)» (2001)было проведено исследование, направленное на выделение и изучение семейныхфакторов (рассматривалась как родительская, так и актуальная семья), влияющихна формирование депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств, а такжеуточнение мишеней психотерапии в указанной группе больных. В ходе работы былообследовано 48 депрессивных, 49 тревожных и 53 соматоформных пациента ианалогичная по демографическим показателям группа здоровых испытуемых.
По результатам исследования явно видно, что родительские иакутальные семьи указанных пациентов в целом более дисгармоничны сравнительно снормой (семьями здоровых испытуемых). Эта дисгармония проявляется в следующихаспектах: в таких семьях налицо недостаток эмоциональной поддержки друг другавнутри семьи; присутствует много критики, причем в детстве в семьях пациентових больше критиковали за проявление негативных эмоций; такие семьи хужеадаптируются к новым жизненным ситуациям; отличаются трудностями обменаинформацией (у них не принято открыто обсуждать сложившиеся ситуации); в этихсемьях наблюдается нарушение распределения ролей.
Основными семейными факторами этих дисфункций является то,что пациенты с тревожными, депрессивными и соматоформными расстройствами всвоей семейной истории имели значительно больше стрессогенных событий(алкоголизация, жестокость обращения, ранние смерти, болезни и др.), и были сбольшей силой вовлечены в эти события. Это, в свою очередь, создало предпосылкудля формирования у ребенка враждебной и непредсказуемой картины мира, апредставления о себе – как о человеке, не способном повлиять на события. Такжеиз исследования явствует, что в родительских семьях таких пациентов имело местоиндуцирование тревоги и недоверия к людям (особенно это относится к семьямтревожных пациентов). Подобное индуцирование недоверия создает представление обокружающих как о людях враждебных, критикующих, не способных оказать поддержку.Еще одним негативным семейным фактором, как показало данное исследование,является родительская критика в адрес ребенка за возможные ошибки, постоянныенелицеприятные сравнения ребенка с другими, более успешными детьми. Подобнаякритика приводит к формированию у ребенка представления о себе, как глупом,неспособном, «хуже, чем другие».
Таким образом, как отмечают С.В. Воликова и А.Б. Холмогорова:«Все это позволяет наметить общие «мишени» психотерапевтической работы ссоответствующей категорией пациентов. К ним относятся, прежде всего, осознаниеи выражение тревожными и депрессивными пациентами собственных негативныхэмоций, воспроизведение и проработка травматических детских впечатлений ипереживаний (родительская критика, болезненные для самолюбия ребенка сравненияс другими детьми), работа с возможностями личности противостоять жизненнымстрессам (с собственной беспомощностью, например) и др.» (Холмогорова А.Б.,Воликова С.В., 2001, стр.58).
Помимо сказанного, хочется отметить, что для тревожныхрасстройств в детском возрасте нередко типичен перфекционизм по типу: «несправлюсь на нужном уровне». Помимо описанных негативных семейных факторов, онсам может являться мощным источником тревоги у ребенка.
По мнению А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян, тревожныерасстройства у детей сопряжены с особенно тяжелыми нарушениями контактов, таккак расстройствам данного типа обычно сопутствуют негативные ожидания отокружающих и установка на изоляцию. Такие дети редко ищут поддержки, а когда имее предлагают, зачастую не способны принять ее, как из недоверия, так и изстраха оказаться в позиции слабого (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1999).
      Значимостьсемейных факторов упоминается во многих работах, посвященных эмоциональным, в томчисле и депрессивным расстройствам. Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис в своей книге«Психология и психотерапия семьи» отмечают, что отношения и в родительской, и вактуальной семье очень важны для человека. Изменения в одной из сфер семейнойжизни ведет к изменению в других. Поэтому семья часто играет ведущую роль вформировании патогенных ситуаций и психических нарушений. Хотя интерес ксемейному контексту эмоциональных расстройств велик, специальныхпсихологических исследований по этой теме не очень много и основная их массапроведена за рубежом. По мнению С.В.Воликовой, на их основе можно выделитьосновные факторы риска по депрессивным расстройствам (Воликова С.В., 2003).
Эмоциональныерасстройства у родственников депрессивных пациентов. Имеются работы, гдеприводятся убедительные данные, показывающие, что эмоциональное расстройство уматерей повышает риск заболевания депрессией у их детей. Дж.Скотт, В.Баркер иД.Экклстон изучали факторы хронификации депрессии. Среди прочих одним из важныхфакторов хронификации состояния явилось наличие аффективного расстройства уродственников первого порядка. Таким образом, наличие эмоциональногорасстройства у ближайщих родственников пациента не только влияет на развитиедепрессивного расстройства, но и способствует его хронификации.
Сексуальноеи физическое насилие. Согласно данным, полученным Ч.Хеймом и М.Оуэнзом,которые изучали влияние пережитого сексуального насилия на биохимическиепроцессы пациента, выявился механизм, согласно которому сексуальная травмаизменяет химические процессы в организме ребенка, что в дальнейшем приводит кдепрессии.
Детско-родительскиеи супружеские дисфункции. Среди современных исследований,посвященных связи недостаточного родительского функционирования и депрессии,можно указать исследование К.Кендлера и др. Один из выводов, который онисделали, был о том, что имеется связь между родительским отвержением в детствеи развитием депрессии во взрослом возрасте.
Супружескиепроблемы родителей, например, разводы, а также другие супружеские дисфункции,повышают риск развития депрессии у ребенка с возрастом. На основанииисследования, предпринятом Садовским, Угартом, Колвином и др., были выявленыосновные факторы, повышающие риск развития депрессий:
- социально-экономическиепроблемы родителей;
- перенаселенность(когда большое количество членов семьи и других людей проживает в однойквартире);
- недостаточнаяматеринская забота о ребенке;
- соматическоезаболевание у родителей.
Каксчитает С.В. Воликова, из вышесказанного видно, что всевозможные дисфункциидетско-родительских отношений (недостаток материнской заботы, плохой уход заребенком, гиперопека и сверхконтроль и др.), а также различные супружескиедисфункции, социально-экономические проблемы родителей воздействуют на ребенкаи в дальнейшем повышают риск заболевания депрессией. Этот вывод находитподтверждение даже в генетических исследованиях (Воликова С.В., 2003).
Сочетаниесемейных и генетических факторов. Пайк и Пломин, изучая генетические факторыриска по депрессивному расстройству у подростков, пришли к выводу о том, чтонемалый вклад в развитие депрессии вносят отношения с матерью и ее поведение поотношению к ребенку. Подростки, являющиеся объектом выраженного негативногоотношения со стороны матери, по сравнению с сиблингом обнаруживают высокий рискзаболевания депрессией независимо от генетических и общих семейных средовыхфакторов.
Далее представлено описание исследования, проведенногоПрихожан А.М., касающегося изучения соотношения между особенностями семейноговоспитания и наличием тревожности у детей. С этой целью была проанализированатревожность детей с различными видами семейного неблагополучия в дошкольном,младшем школьном и подростковом возрастах (5-12 лет). Результаты подтвердилилитературные данные, при этом не выявилось одного какого-либо вида нарушения,диапазон их чрезвычайно широк и включает, по сути, все возможные виды нарушенийв отношениях взрослых к ребенку: от гипо- до гиперопеки, от повышенных ожиданийи требований, которым ребенок не может соответствовать, до полногопопустительства, а также нарушения взаимоотношений взрослых между собой –родителей, родителей и прародителей и др., а также взрослых со старшими детьми.Не было обнаружено прямой связи между тревожностью и воспитанием ребенка внеполной семье, и здесь оказались значимыми перечисленные выше факторы.
Проведенный анализ причин тревожности в более старшихвозрастах, вплоть до юношеского, осуществленный в ходе клинического изучениятревожных подростков из числа обратившихся в консультацию Психологического институтаРАО, также обнаруживает связь тревожности с характеристиками семьи и семейноговоспитания. Однако в этом случае эти характеристики оказываются опосредованнымиособенностями «Я-концепции» школьника, его отношения к себе, ценностныхориентаций и т.п. Эти результаты согласуются с литературными данными о влиянииособенностей отношения родителей на формирование отношения подростка к себе(Соколова Е.Т., Чеснова И.Г., 1986; Чеснова И.Г., 1987; Coopersmith S. 1967 идр.).
Для детального анализа этой проблемы была проанализированавзаимосвязь тревожности детей дошкольного, младшего школьного и подростковоговозрастов и их родителей с применением коэффициента корреляции Пирсона. Дляработы с дошкольниками и учащимися 2-х классов использовалась методика Е.Амен,для остальных школьников и родителей – Шкала тревожности (MAS) Дж.Тейлор.
По полученным данным, связь тревожности детей и родителейотмечалась в основном для детей дошкольного, младшего школьного и подростковоговозрастов. По этой возрастной группе результаты соответствуют литературнымданным о том, что эмоциональные трудности и проблемы чаще встречаются у техдетей, родители которых характеризуются личностными нарушениями, склонностью кневрозоподобным состояниям, депрессии и и т.п. (см., например, Раттер М.,1987).
Однако само по себе установление вышеуказанной связи непозволяет понять, каким образом связаны тревожность детей и родителей. Так,согласно данным М. Раттера, определенную роль в этой связи может игратьгенетически передаваемый родителями биологический фактор повышенной ранимости.Однако гораздо более вероятным представляется влияние тревожности родителей натревожность детей через подражание, воздействие на условия жизни ребенка(например, ограничение контактов со сверстниками, чрезмерная опека и т.п.), начто указывает и М.Раттер.
Далее была рассмотрена связь эмоционального самочувствияродителей и наличия у детей устойчивой тревожности. Эта работа была проведена сучащимися начальной школы (2-3-й классы), 73 человека, и их родителями (в основномматерями). Тревожность детей выявлялась по модифицированной методике Е.Амен. Вэтой части работы принимали участие только тревожные и эмоциональноблагополучные испытуемые (соответственно 39 и 34 человека).
Для работы с родителями использовалась методика «Градусник» Ю.Н.Киселева,с помощью которой просили родителей оценить, каковы обычно их самочувствие,преобладающий фон настроения.
Результаты исследования показали, что самооценкаэмоционального самочувствия родителей тревожных и эмоционально благополучныхдетей существенно различается. Если родители детей с тревожными расстройствамипочти в 60% случаев характеризуют свое состояние как раздраженное, унылое ибезрадостное, то родители эмоционально спокойных детей, напротив, более чем в70% случаев определяют свое обычное самочувствие как спокойное, уравновешенноеили радостное.
Результаты исследования частоты и интенсивности переживаниястрахов и опасений родителями испытуемых показали, что родители детей стревожными расстройствами испытывают страхи и опасения чаще и переживают ихболее интенсивно, чем родители эмоционально благополучных. Соответственно, этипереживания проявляются в общении взрослого с детьми, в его рассказах, жалобах,требованиях к детям и т.п.
Далее были рассмотрены данные о том, как соотносятся страхидетей и родителей по содержанию. Здесь рассматривалась только группа детей стревожными расстройствами, однако следует отметить, что результаты по группеэмоционально благополучных имеют сходный, хотя и не такой яркий характер.
Содержание страхов детей с тревожными расстройствами и ихродителей№ Содержание страхов, опасений, кол-во испытуемых, % родители дети 1 Боязнь, что с ребенком что-нибудь случится (болезнь, травма, насилие и др.) — 100,0 Боязнь, что с родителями что-нибудь случится – 92,3 2 Боязнь смерти ребенка – 87,1 Боязнь смерти родителей – 89,7 3 Боязнь болезней, смертей, несчастий с другими близкими людьми – 71,7 Боязнь болезней, смертей, несчастий, которые могут случиться с прародителями и другими близкими людьми – 61,5 4 Боязнь своей несостоятельности как родителя – 69,2 Боязнь не соответствовать ожиданиям родителей (оказаться недостаточно умным, смелым, хуже, чем другие) – 58,9 5 Боязнь будущего, неуверенность в завтрашнем дне _ 6 Боязнь отсутствия денег – 56,4 Боязнь отсутствия денег – 30,7 7 Боязнь оказаться в глазах ребенка некомпетентным, недостаточно умным и т.п. Человеком, передать ребенку «по наследству» свои проблемы, трудности – 55,2 Боязнь доставить родителям неприятности, расстроить их – 56,4 8 Боязнь катастроф, катаклизмов, войны, «конца света» — 53,8 Боязнь катастроф, катаклизмов, войны, «конца света» — 61,5 9 Боязнь умереть, оставить ребенка сиротой – 48,7 Боязнь собственной смерти – 79,4 10 Боязнь одиночества (духовного) – 38,4 Боязнь одиночества (физического) – 65,3
Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве наиболеечастого ответа у родителей детей с тревожными расстройствами выделяется чувствораздражения, а не беспокойства, уныния, как этого можно было бы ожидать. Этотмомент чрезвычайно важен, поскольку при общении с раздраженным взрослым, темболее особо значимым для него, ребенок испытывает острый дискомфорт, в основекоторого чувство вины. Причем причину этой вины ребенок чаще всего понять неможет. Подобное переживание ведет, как показывают многочисленные литературныеисточники (Д.Бернс, К.Изард, Ф.Перлз и др.) к глубинной, «безобъектной»тревожности.
Все это, по мнению А.М. Прихожан, является формой выраженияна семейном, микросоциальном уровне происходящих макросоциальных изменений.Переживание нестабильности окружающего мира, предчувствие постоянной угрозы(т.е. тревоги в собственном смысле слова) со стороны взрослых транслируетсяребенку взрослыми, причем оно аффективно насыщено гиперзаботой о его жизни издоровье. Это создает у него чувство беззащитности, неуверенности, развивает иподкрепляет тревожность по закону «заколдованного психологического круга»(Прихожан А.М.,2000).
Данные исследования свидетельствуют, что у многих изучаствовавших в этом опыте детей (47%) тревожность сохранилась на протяжениимладшего школьного – подросткового возрастов (3-7-й классы).
Полученные данные свидетельствуют, таким образом, чтотревожные дети растут в семьях, в которых, по крайней мере, один из взрослыхиспытывает эмоциональное неблагополучие.
Для более полного понимания влияния семейных факторов навозникновение тревожности у детей, Прихожан А.М. было исследовано — кактревожные дети и подростки воспринимают свою семью и отношение к ним родителей.Данное исследование показало, что тревожные дети чувствуют себя в семьезначительно менее уверенно, чем нетревожные, семья не дает им переживаниямежличностной надежности, защищенности, особенно важного для детей в этомвозрасте.
Что касается родительских фигур, то здесь ситуация следующая.В целом можно сказать, что тревожным подростком мать чаще воспринимается какпринимающая, заботливая, но одновременно ненадежная и доминантная, а отец – кактребовательный, принимающий, но доминантный и ненадежный. Эмоциональноблагополучный школьник в основном воспринимает мать как принимающую, заботливуюи сочувствующую, а отца – как принимающего, заботливого, но требовательного.
Таким образом, родители в восприятии тревожных подростковотличаются непредсказуемостью и доминантностью, а также более слабой по сравнениюс их эмоционально благополучными сверстниками выраженностью принятия и заботысо стороны отца.
Тревожные школьники также в большей степени, чем ихэмоционально благополучные сверстники, фиксируются на негативныххарактеристиках родителей и своего отношения к ним. В этой группе также болееконфликтной оказывается фигура отца.
Итак, как отмечает Прихожан А.М., в подростковом и раннемюношеском возрасте с тревожностью обнаруживают связь в основном те же самыехарактеристики семейного воспитания, что и на более ранних этапах, — непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности, — содной стороны, и их авторитарная, доминантная позиция – с другой. Впереживаниях тревожных школьников выраженными оказываются чувства собственнойзависимости и вины и невыраженным – чувство защищенности (Прихожан А.М., 2000).
Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейноговоспитания и детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать,что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все,что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой – все, чтоограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться насемью.
Преодоление тревожности не может быть ограничено толькорамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введениеспециального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средствдеятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости –некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют педагоги иродители.
Важным моментом в работе по профилактике и преодолениютревожности является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком и подросткомдвигательной свободы, пластики движений, которую можно проводить при помощипреподавателей соответствующих дисциплин (ритмики, физкультуры и пр.), на чтонеобходимо обратить внимание родителей.
В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастахцентральное место должна занимать работа с окружающими ребенка взрослыми, впервую очередь – с родителями. Они должны понимать, что в профилактике ипреодолении тревожности детей и подростков существенную роль играет обеспечениеподростка широким выбором средств и способов действий в значимых для негоситуациях, выработка индивидуально эффективной модели поведения.
Таким образом, можно подытожить, что какпсихопрофилактическая, так и психокоррекционная работа с детьми, связанная стревожностью, должна быть основана на психологическом просвещении родителейотносительно таких аспектов, как источники, причины, возрастные ииндивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодолениятревоги и тревожности у детей.

ВЫВОДЫ
1) Работа показала, чтотревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящейопасности являются выражением неудовлетворения значимых потребностей ребенка:актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих приустойчивой тревожности. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивогообразования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностейребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Тревожность имеетярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках,содержании, формах проявления компенсации и защиты.
2) Сравнение видовтревожных расстройств у детей в классификациях МКБ-10 и DSM-IV показало, чтоданным расстройствам в обеих классификациях уделяется особое внимание какнаиболее распространенным психическим заболеваниям среди детей и подростков, скоторыми связаны многие сопутствующие проблемы – и в той, и в другойпредусмотрены специальные разделы для данных расстройств и сами расстройствадовольно схожи между собой. Но в МКБ-10 представлен более обширный переченьтревожных расстройств в детском возрасте, что отражает серьезную озабоченностьнашего общества проблемой развития тревожных расстройств у детей и подростков.
3) В целом можносказать, что к важнейшими факторами тревожных расстройств в детском возрастеотносятся как внешние источники, такие, как семейное воспитание, длительныевнешние стрессовые ситуации, посттравматический стресс, так и внутренниеисточники – психологические и/или психофизиологические причины, которыевключают в себя внутренние конфликты – противоречия между имеющимися у ребенкавозможностями и предъявляемыми к нему требованиями действительности, с которымион не может справиться, внутренний самооценочный конфликт, особенности«Я-концепции», отношения к себе ребенка.
4) Из работы можносделать вывод, что наиболее современным является системный подход к изучениюдепрессивных и тревожных расстройств у детей.
Проведенныеэмпирические исследования при изучении четырехаспектной модели семейнойсистемы, предложенной Холмогоровой А.Б., убедительно показывают относительнотипичные семейные дисфункции при различных формах психической паталогии, атакже депрессивных и тревожных расстройств:
1) Сточки зрения структуры – это, прежде всего дефицит дифференцированности спреобладанием чрезмерно близких симбиотических или разобщенных взаимоотношений;нарушение границ и создание коалиций; закрытые внешние границы и связанный сэтим дефицит социальных контактов,
2) Васпекте макродинамики особенно разрушительным оказываются паттерны критики исверхвключенности, эмоциональная холодность и дефицит поддержки в сочетании сповышенным контролем и завышенными неадекватными требованиями, а также –дефицит открытых коммуникаций и метакоммуникаций.
3) Васпекте макродинамики особое значение имеют травмы и стрессогенные события(такие, как алкоголизация, жестокое обращение, смерти и тяжелые болезниблизких).
4) Науровне семейной идеологии особенно разрушительными оказываются ценностиэмоциональной сдержанности и превращенных в культ успеха и совершенства; миф обопасности и враждебности окружающего мира; миф о собственной исключительности иизбранности и др.
5) Также из настоящей работы можно сделатьвывод о том, что семейные факторы оказывают выраженное влияние на развитиедепрессивных и тревожных расстройств у детей. В качестве наиболее значимыхможно выделить стрессогенные события в семье (сексуальное и физическое насилиенасилие, в том числе и от ближайших родственников, и др.), тяжелые болезниродителей (аффективные и соматические), дисфункции детско-родительскихотношений, семейного воспитания (гиперопека, повышенный контроль, отсутствиематеринской заботы, плохой физический уход).
6) Отдельно необходимо отметить, чтодепрессивные и тревожные состояния детей связаны с депрессиями у родителейчерез различные механизмы, как-то: прямое генетическое влияние; прямой средовойэффект родительской симптоматики на детей; реакция ребенка на родительскуюдеятельность. К тому же необходимо принять во внимание, что депрессивное итревожное состояние у детей и родителей может быть связано некоторым другимфактором, таким, как личностные характеристики и социальные обстоятельства.
7) Обобщая данные, касающиесявлияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений натревожность детей, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожностиспособствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка всемье, а с другой – все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляяего всецело ориентироваться на семью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаключении мне хотелось бы обратить внимание на влияние тревожности на развитиеличности ребенка.
Помнению Поповой Н.М., устойчивая тревожность оказывает негативное влияние надействительность и развитие личности детей и подростков, вне зависимости оттого, в какой форме она проявляется, и даже в тех случаях, когда ребеноксознательно использует тревожность в своих целях. (Попова Н.М., 2001). Вомногом это происходит за счет того, что тревожность придает деятельностивыраженный приспособительный характер. Как представляется, это во многомобъясняется тем, что деятельность, общение осуществляются не по внутренним,присущим самой действительности мотивам, а в значительной степени определяютсятревожностью, т.е. внешним по отношению к действительности, чуждым ей мотивом.Кроме того, полученные в многочисленных исследованиях факты, характеризующиевлияние тревожности как устойчивого образования на деятельность, позволяетутверждать, что мобилизирующая функция тревоги действует в таких случаях вдостаточно узких пределах из-за силы и стабильности этого переживания.
Устойчивостьи интенсивность переживания тревожности чрезвычайно расширяют круг ситуаций иобстоятельств, которые оказываются для человека значительными. Дополнительныйопрос испытуемых показал, что в значительной части случаев происходит не толькорасширение круга таких ситуаций и обстоятельств, но и включение в нихпредставлений о себе, в результате чего гиперестезиия в первую очередьобращается на себя, на свои проявления даже в полностью безоценочнойобстановке. Другими словами, даже нейтральные ситуации превращаются воценочные. Поведение тревожных детей и подростков, их высказываниясвидетельствуют, что нередко они испытывают потребность в этом переживании,поскольку оно отражает привычное представление о себе, привычную самооценку,привычное эмоциональное самочувствие. Известно, что потребность в устойчивости«Я-концепции», представление о себе имеет две стороны:
а) онасвязана с достижением определенного уровня целей, которое обеспечиваетудовлетворительный уровень отношений к себе;
б) онасвязана с сохранением привычного отношения к себе вне зависимости от егохарактеристик.
Можнополагать, что для детей и подростков оказывается значимой именно втораясторона, поскольку с ее помощью обеспечивается стабильная и предсказуемаякартина мира и видение своего места в нем. Для тревожных людей это особенноважно, поскольку, ситуации неопределенности, неустойчивости для них являютсяочень сложными: даже малейшая неопределенность может резко усилить этопереживание.
Такимобразом, тревожность как устойчивое образование тесно связана с «Я-концепцией»человека, с «вовлеченностью Я», чрезмерным, мешающим деятельностисамонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Она обладает собственнойпобудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычныеформы его реализации в поведении, что является специфической особенностьюсложных психологических новообразований аффективно-потребительской сферы. Всеэто позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование,характеризующееся сложным строением.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1. ВладимироваТ.В. Некоторые особенности психопатологии и терапии эндогенных депрессийюношеского возраста // в сб.: Психопаталогические и патогенетические аспектыпрогноза и терапии депрессии. — М.: МНИИ психиатрии, 1985.
2. ВоликоваС.В. Семейные факторы депрессивных расстройств // в сб.: Психология:современные направления междисциплинарных исследований. — М.: Институтпсихологии РАН, 2003.
3. ВоликоваС.В., Холмогорова А.Б. Семейные источники негативной когнитивной схемы приэмоциональных расстройствах // Московский психотерапевтический журнал. – 2001.- №4. – с. 49-60.
4. КапланГ.И., Седок Б.Дж. Клиническая психиатрия. — под ред. Дмитриева. — М.: Медицина,1999.-421с.
5. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. — 11-ое изд.: Питер, 2004.- 345с.
6. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. — Спб.: Питер,1998.-367с.
7. ПодольскийА.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теорияи практика. — Спб.: Питер, 2004. -201с.
8. ПоповаН.М. Тревожно-фобические расстройства в детском и подростковом возрасте. — Томск-Уфа.: Восточный университет, 2001. — 198с.
9. ПрихожанА.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастнаядинамика. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 303 с.
10. СмулевичА.Б. Пограничные психические нарушения. — М.: Просвещение, 2003.
11. ХолмогороваА.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапи // Московскийпсихотерапевтический журнал. — 2002. — № 1. -с. 93-119. — № 2. — с. 122-138.
12. ХолмогороваА.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапиирасстройств аффективного спектра// автореферат. — М.: 2006.
13. ХолмогороваА.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросыпсихологи. — 1999. — № 2. -с. 61-73.
14. ХолмогороваА.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства в современной культуре //Московский психотерапевтический журнал. — 1999. — № 2.- с. 61-90.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системы местного самоуправления США
Реферат Грибковые заболевания кожи, Анна Лень
Реферат Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине
Реферат Genetic Manipulaion Yes Or No Essay Research
Реферат После то­го как я на­пи­сал «Счас­т­лив по соб­с­т­вен­но­му же­ла­нию», как-то са­ма со­бой по­яви­лась це­лая се­рия книг «Кар­ман­ный пси­хо­те­ра­певт»
Реферат Составление аннотированного библиографического списка включающего литературу о родном крае
Реферат Авторитарные и неоавторитарные тенденции в современном российском обществе
Реферат Проектирование работ по устройству монолитных ж/б фундаментов одноэтажного промышленного здания
Реферат Открытие мастерской по ремонту технических средств Техникс
Реферат «Любимые песни военных лет»
Реферат ІІ. Норми безплатної видачі спеціального одягу, спеціального взуття та інших зіз
Реферат Решение задач на построение в курсе геометрии основной школы как средство развития логического мышления школьников
Реферат Петр I и царевич Алексей - поиск альтернатив развития России.
Реферат Bringing a soul of the book to life with How to Mark a Book
Реферат «Кинетика и механизм реакции поликонденсации аминокислот» 02. 00. 04 физическая химия 02. 00. 06 высокомолекулярные соединения