Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ психопедагогической ситуации……………………………….4
Глава 2. Теоретическое обоснование проектировочной ианалитической деятельности………………………………………………………………………6
2.1. Чувство эмпатии и социализация личности……………………………….6
2.2. Характеристика объекта исследования……………………………………11
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитиюэмпатии…….23
Глава 3. Планирование развития эмпатии у учащихся среднегозвена для улучшения процесса социализации…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников литературы………………………………………………...34
Приложение 1…………………………………………………………………….36
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………………………………………………….40
Приложение 4…………………………………………………………………….42
Приложение 5…………………………………………………………………….47
Приложение 6…………………………………………………………………….49
Приложение 7…………………………………………………………………….51
Введение
Известно, что человекстановится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой в результатеобразования и воспитания, усвоение культуры конкретно-исторического общества.Восходящим в таком роде, является принцип социализации, т.е. «вхождение» ребенкав общество. Ряд исследователей утверждают, что психологическое свойствоэмпатии, сопереживания является значительным механизмом социализации детей имолодежи.
Именно развитоесочувствие учеников формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходекоторых дети превращается в полноценную личность, а также усваивает и активновоссоздает социальный опыт.
Объем понятия«социализация» значительно более широкий чем «воспитание». Воспитание ставитцелью, прежде всего, систему направленных влияний, с помощью которых стараютсяпривить желательные качества и свойства, тогда как социализация включает такженепредвиденные спонтанные влияния, из-за которых происходит приобщение ккультуре и обретению полноправного статуса гражданина государства.
Современным учащимсясреднего звена довольно трудно адаптироваться к социальным условиям. Одним из актуальныхнаправлений коррекционно-воспитательного процесса становится социализациядетей, индивидуализация воспитания и обучения, приближение детей к социальнымценностям и правилам.
Своевременная и успешнаясоциализация ученика предупреждает развитие девиантного поведения,психологические проблемы в общении с людьми и самореализации будущих граждан. Поэтомудля нас важно исследовать все возможные методики и инструменты социализацииучащихся среднего звена, в частности эмпатии.
Глава 1. Анализпсихопедагогической ситуации
Современная системаобразования в России делает большой акцент на социализации личности учащегося,однако при этом уделяется мало внимания индивидуальным психологическимособенностям каждого ребенка, что противоречит принципам успешного воспитания.
Главной проблемой в этомконтексте является выбор оптимальной модели и инструментов социализацииучеников в ходе обучения. Для педагога-психолога особенно важно уметьпользоваться данными инструментами. Поэтому для углубления теоретических и практическихзнаний мною выбрана тема развития чувства эмпатии, как необходимое условие испособ социализации ученика среднего звена.
Данный проектпризван исследовать чувство эмпатии у учеников среднего звена, как неотъемлемуючасть их социализации.
Степеньразработанности этого вопроса является невысокой. Анализом развития чувстваэмпатии учеников среднего звена занимались И.М. Юсупов, В.Н. Белкина, Т.П.Гаврилова, СБ. Борисенко, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, С. В. Салыкова, Л.А.Сивицкая.
Актуальностьработы определяется недостаточным уровнем социализации школьников и замедленномпротекании этого процесса, вследствие психологической закрытости иотстраненности детей.
Объектомисследования развитие чувства эмпатии и учеников среднего звена и степени еговлияния на процесс социализации личности детей.
Предметомисследования избраны учащиеся пятого класса общеобразовательной школыЕкатеринбурга, их эмоционально-волевые качества, в частности чувство эмпатии,особенности взаимодействия с учителем и друг другом, а также протеканиепроцесса их социализации.
Цель данной работы –подтвердить в ходе исследований значимость чувства эмпатии для социализацииличности учеников среднего звена, а также разработать план работы с учащимисядля дальнейшего развития чувства эмпатии у них.
При написанииданного проекта стоят следующие задачи:
1. Датьхарактеристику чувству эмпатии и процессу социализации личности;
2. Сформулироватьосновы проектировочной и аналитической деятельность педагога-психолога дляразвития чувства эмпатии у учащихся среднего звена;
3. Исследоватьзависимость социализации личностей учащихся от развития чувства эмпатии напримере пятого класса школы Екатеринбурга;
4. Сделатьвыводы и распланировать методику преподавания и работы с учащимися для развитияу них чувства эмпатии на будущий период;
5. Оформитьработу согласно стандартам.
Методологияисследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза,индукции и аналогии.
Сопоставительныйанализ состоитиз чтения профильной литературы, просмотра результатов тестирования учащихся, исравнения мнений экспертов с реальной ситуацией. Далее в ходе синтеза полученныеданные объединяются для планирования и стратегии деятельности педагога.
Индуктивныйметод, всвою очередь, помогает исследовать индивидуальные эмоциональные характеристики характераучащихся и установления взаимосвязи между отдельными психологическими чертами.Для тестирования будет применятся методика.
Содержаниеработывключается в себя введение, три главы, первая из которых теоретическая, втораяпрактическая, исследовательская, а третья – проектная, заключение и списокисточников литературы, из которых был почерпнут материал для написания работы.
Глава 2. Теоретическое обоснование проектировочной и аналитическойдеятельности
2.1.Чувство эмпатии и социализация личности
Эмпатия — это глубокое и безошибочноевосприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловыхоттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всейглубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.[1]
Психологамивыделены три уровня эмпатии:
1-йуровень — самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людейбольше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают ипонимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку иммешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.
2-йуровень — эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чащевсего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.
3-йуровень эмпатии — самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное пониманиедругого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их каксобственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем ипринятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своихинтересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения попринципам взаимного доверия и альтруизма.
В зависимостиот темперамента и личных психологических качеств все люди проявляют различнуюсклонность к эмпатиии. Наиболее глубоко чувство эмпатии переживают интровертированныеличности склонные к меланхолии.
На степень эмпатии ушкольников влияет ряд факторов: дети менее склонны к эмпатии, им нужнобольше времени для ее развития и укоренения. Уровень развития чувства эмпатии удевочек, выше, чем у мальчиков. Также была выявлена связь между эмпатией исамопринятием, и эмпатией и принятием других. Получено, что у девочек принятиедругих связанно с эмпатией к родителям. Таким образом, понимая и принимаяблизких людей — родителей, сочувствуя им, девочки научаются понимать ипринимать других. У мальчиков показатель принятие себя связан с общим уровнемразвития эмпатии (согласно тесту Ю.Н.Емельянова-Б.Н.Орлова). Принимая себя — свои положительные и отрицательные стороны, мальчик сможет принимать других.[2]
Безусловно, сила эмпатиитакже зависит от степени знакомства с человеком — объектом чувства эмпатии.
Социализация личности начинается с первых лет жизни изаканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется,полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, чтопроцесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжаетсявсю жизнь.
В ходе социализацииребенок или подросток усваивает все черты сознания и поведения, культивируемыев обществе. Но, порой некоторые из них могут быть непонятными ребенку иказаться ненужными. Осознать их важность, они могут прочувствовав их влияние ироль для других людей. Например, ученик может не осознавать необходимостьуступать место старшему или делится со свом сверстником. Опытныйпедагог-психолог в избранной форме помогает такому ребенку поставить себя наместо взрослого или сверстника и прочувствовать испытуемый дискомфорт от егонарушений правил поведения.
В психологической литературе,охватывающей исследования эмпатии, часто речь идет о том, что необходимымусловием для ее возникновения является не только гуманное отношение в целом,а и наличие симпатии к объекту сопереживания. Исследуя феномен аттракции, Л.Гозман отмечал, что помощь или сочувствия вызывает симпатию не только у тогочеловека, на который они направляются, но и обратную, причем ее величиназначительно превышает предыдущую.[3] В педагогических работахВ. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, в частности, отмечается, что симпатия,аттракция к другому человеку обязательно возникает при предоставлении емупомощи, поддержке, сочувствие. «Истинно человеческую радость можно пережитьтогда, когда видишь, что подарил радость другому человеку» утверждал Ш.А.Амонашвили.[4]
Под влиянием чувстваемпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Они помогают человеку в будущем и впрофессиональном росте. Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечаютположительное влияние роста уровня эмпатии на социальную и профессиональнуюадаптацию врачей, педагогов, школьных психологов, на усовершенствование ихкоммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другогочеловека по невербальным проявлениям.
В современной педагогикеи психологии различают несколько моделей социализации личности ученика.
В социологическоймодели (от латин. socіetas – «общество») социализация понимается как трансляциякультуры от поколения к поколению и рассматривается как общий механизм наследованияпрошлого опыта. Данная модель социализации допускает усвоение учениками какстихийных (улица), так и организованных (школа) влияний социальной среды.Причем соотношение этих влияний в большинстве случаев бывает непредвиденным.Такая модель социализации просматривается в деятельности детских домов и школ-интернатов,особенно тех из них, в которых находятся дети с ограниченными возможностямифизического и умственного развития.
Интериоризационнаямодель (от латин.іnterіo – «внутри») подразумевает под социализацией усвоение личностью норм,ценностей, установок, стереотипов, произведенных обществом, которыедемонстрируются ближайшим окружением как образец поведения. В результате уребенка составляется система внутренних регуляторов, обычных норм поведения.Данная модель социализации основана на внешней поддержке желательной для окружающихлюдей поведения. О типе интериоризационной модели свидетельствуют языковыеформулы одобрения или неодобрение разного типа поведения воспитанников. По типутакой модели социализации подростки втягиваются в неформальные, в том числепреступные, группы. Действие данной модели особенно эффективно для закрытыхгрупп — религиозных, национальных. Именно эта модель чаще всего применяется всистеме воспитательно-трудовых колоний.[5]
Факторно-институционнаямодель (от латин.factor – «тот, кто делает, производящий»; іnstіtutum – «учреждение») включает впроцесс социализации личности действие факторов, институтов и агентов.Различают мегафакторы (влияние солнечной активности, экологической обстановки вмире и т.п.), макрофакторы (тип государства, состояние войны или мира,демографическая ситуация и т.п.), мезофакторы (национальность, тип религии,идеология, которая властвует в СМИ, и т.п.), микрофакторы (семья, школа,соседи, ровесники, общественные организации, милиция и т.п.). «Институтамисоциализации» в данном случае являются группы людей. Это педагоги и школы,ученики, профессиональная группа, спортивная команда и т.п. «Агентамисоциализации» выступают лица, которые осуществляют целенаправленное влияние напроцесс развития подрастающего человека, — родители, учителя, воспитатели,тренеры и другие авторитетные взрослые. Эффективность действияфакторно-институционной модели связанна с усилением или послаблениемкакого-нибудь фактора института или агента социализации. Чаще всего это бываеткомпенсирующее влияние воспитательных учреждений для детей из неблагополучныхсемей. В других случаях усиливается активность семьи и учрежденийдополнительного образования при ослабленном влиянии школы.
Интеракционная модель (от англ. іnteractіon –«взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностноговзаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятноемежличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другимлюдям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное — настороженностив отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон ине подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опытвзаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализацияпо типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения ограничивается или неправомерносуживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнегоподъезда и т.п.). Реализация такой модели социализации часто наблюдается вмалокомплектных школах, интернатах для детей с ранней одаренностью, учебныхзаведениях национальных землячеств.
Интраиндивидуальнаямодель (от латин.іntra – «внутри»; іndіvіduum – «отдельный человек») акцентирует внимание насоциализирующем влияние взрослых направленном на каждого отдельного ребенка.Социализация личности происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. Содной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой — поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своейжизни, на самовоспитание. Такая модель социализации характерная для учрежденийобразования, сориентированных на раскрытие творческой индивидуальности каждоговоспитанника (школы-интернаты для детей с ранней одаренностью и т.п.).[6]
Суммирую всевышеизложенные можно сказать, что для развития эмпатии и социализации личностинаиболее приемлемой является интеракционная модель. При этом очень важно не допускаетчрезмерности развития чувства эмпатия у учеников среднего звена, склонных кповышенной психологической чувствительности, так как это может привести к стрессу.
Объектом нашегоисследования станет класс школы, в которой применяется именно интеракционнаямодель социализации учащихся. При этом используются упражнения для развитияэмпатии.
В аналитической ипроективной деятельности мы также будем ориентироваться на предложенную модель,так как она включает развитие чувства эмпатии в ходе межличностноговзаимодействия педагога и учеников, стремящееся к третьему уровню с учетомвозрастных и личных качества учащихся.
2.2. Характеристика объекта исследования
В нашем исследовании мы рассматриваемпятый класс общеобразовательной школы 52 г. Екатеринбурга. В классе учатся 27 человек, из них 13 девочек и 14 мальчиков возрастом 11-12 лет.Охарактеризуем каждого из них по отдельности.
Первая ученица АбрамоваЯна – 12 лет, учиться хорошо, нормально ладит с учителями, немного отчуждена содноклассниками, но не конфликтует. Интроверт с меланхолическим типомтемперамента и слабой нервной системой.
Следующий ученик БогдановЮрий – 12 лет, учится неплохо, иногда посредственно, имеет нормальные отношенияс педагогами и классом. Экстраверт с выраженными флегматическими чертами.
Третья ученикаВладимирова Юлия – 12 лет, успешность удовлетворительная, несколько рассеяна вобщении и обучении, но конфликт с ее участием не наблюдается. Имеет чертыэкстраверта и флегматико-сангвинический темперамент.
Громов Эдуард, иходноклассник – 12 лет, отличник, в хороших отношениях с учителями, но не всегдауживается в среде сверстников, больше привязан к старшим. Имеет наклонностиинтроверта, но они не доминируют, заметны свойства флегматика и сангвиника вхарактере.
Ученика Дмитриева Ульяна– 11 лет, учится нормально, дисциплинарных проблем не имеет, но трудноустанавливает контакт с новыми людьми, замыкается в себе. Из всего видно, чтоона является интровертом и флегматиком.
Еще один ученикисследуемого класса Егоров Олег, 12 лет, успеваемость постоянно колеблется, каки дисциплинарные показатели. Учащийся живой и активный, иногда конфликтует содноклассниками, но быстро забывает обиды. Экстраверт и холерик.
Журавлева Ольга учитсяпочти на отлично, хорошо контактирует с учениками, но часто не может эффективнообщаться с другими детьми из-за того, что часто меняла школы и процессадаптации к новым условиям не закончился. По природе экстраверт и флегматик,может выдерживать большие психологические нагрузки.
Далее в списке учащихсясреднего звена данного класса Зимний Сергей – 12 лет, учится хорошо, иногдабывают проблемы с дисциплиной, вследствие нежелания выполнят определенные нормыи следовать всем правилам. В общении с учителями и одноклассниками проявляетупрямство. Интроверт и флегматик.
Отличается от негоИванова Татьяна – 12 лет, показатели успеваемости неудовлетворительные, но вколлективе чувствует себя прекрасно, и другие дети тянутся к ней, пытаясьподражать. Экстраверт с сангвиническим типом темперамента.
Коваленко Павелотличается лидерскими наклонностями, занимается тщательно, помогает другим,любит похвалу. Контакт с учителями и одноклассниками устанавливает беззатруднений. Экстраверт и флегматик.
Характеризуя другуюученику Леонидову Марину – 12 лет, нужно отметить ее старательность идисциплинированность. Девочка старается помогать не только ровесникам, но илюдям старшего возраста. Несколько застенчива, но не патологически, интроверт,меланхолик со слабой нервной системой.
Михайлов Михаил – 11 лет,с хорошо развитыми умственными и творческими способностями, учится нормально,но особых усилий не прилагает. Предпочитает учебу активному времяпровождению общению со сверстниками. Экстраверт и флегматик.
Ученица пятого классаНовикова Лилия – 12 лет, учится неудовлетворительно, но проблем с дисциплинойне имеет, отношения с учителями и одноклассниками нестабильные. Проявляетэгоизм и требования повышенного внимания к себе. Экстраверт со скрытымилидерскими наклонностями, сангвиник, Имеет место истероидная акцентуацияличности.[7]
Описывая личностьучащегося Огурцова Николая, 12 лет, подчеркнем, что он учится нормально, ничемособым не выделяется из среды сверстников, но имеет постоянных друзей инравится учителям. Экстраверт, флегматик, иногда проявляет холерические черты,в частности быстро бросает начатые дела.
Петрова Мария, 11 лет, отличница,отзывчивая инициативная, легко находит общий язык со всеми. Экстраверт счертами флегматика и холерика.
Неплохо учится и РомановКирилл, 12 лет, иногда бывают проблемы с дисциплиной, но злостные нарушения ненаблюдаются. Без проблем общается с учителями, одноклассниками и постороннимилюдьми. Экстраверт и флегматик.
Исследуемая по имениСергеева Катерина, 12 лет, отличница, легко устанавливает контакты, помогаетодноклассникам. Интроверта, флегматик с меланхолическими задатками.
Тарасов Игорь, 12 лет,мальчик стеснительный и замкнутый, с трудом общается с одноклассниками, иногдастановится жертвой насмешек. С взрослыми легче устанавливает контакт изавоевывает внимание. Учится хорошо, интроверт и флегматик.
На него УвароваЕлизавета, 12 лет, но в отличие от предыдущего ученика, она с меньшимитрудностями общается с другими людьми. Иногда конфликтует, будучи интровертом ихолериком, болезненно реагирует на несправедливость.
Федоров Дмитрий, 12 лет, учитсянеудовлетворительно, часто случаются дисциплинарные нарушения, энергичен, плохоуправляем, общителен, но длительных привязанностей не имеет. Не всегдадоброжелателен к более тихим и застенчивым ученикам. Экстраверт, склонен кдевиантному поведению, сангвиник с гипертемической акцентуацией характера.
Харитонова Дарья, 12 лет,тихая и нерешительная, склонная к переживаниям, из-за чего с трудомустанавливает контакт, не любит ответственности, но учится неплохо, стараясьвыполнять все во время. Экстраверт, флегматик, наблюдается психастенический типакцентуации личности.
Как правило, непривлекает к себе особого внимания Царев Георгий, 12 лет, учится хорошо, безпроблем общается с окружающими, Экстраверт и флегматик.
Чеснов Виктор, 12 лет, учитсяхорошо, но с одноклассниками и учителями робок и молчалив. Не любит приниматьучастие в общественной жизни класса. Интроверт, меланхолик с долейфлегматических черт.
Особое место в классезанимает Шаркова Виктория, 12 лет, общительна и отзывчива, с ярко выраженнымилидерскими задатками, староста, отличница и активист всех внеклассныхмероприятий. Однако не проявляет превосходства или неблагожелательности, всегдаприветлива и энергична. Экстраверт, сангвиник с примесью флегматическихпроявлений.
Щукин Богдан, 12 лет, учитсяхорошо, в общении прост, не конфликтует с одноклассниками, по возможностипомогает и участвует в жизни школы. Экстраверт и флегматик.
Эдуардова Анна, 11 лет,общительна и жизнерадостна, но требует повышенного внимания к себе, не получаяощущает неудовлетворенность и может вступить в конфликт. Но быстро забывает обобидах, отходчива, старается понравится учителям, учится посредственно.Экстраверт и сангвиник.
Последний из группыисследуемых учеников Юдин Андрей, 12 лет, из-за семейных обстоятельствпессимистичен, замкнут, делает не всегда удачные попытки к общению изамыкается, потерпев неудачу. Учится неплохо, но не всегда работает в полнуюсилу. Экстраверт, флегматик, имеет место дистимный тип личности.
Как мы можем видетьподавляющее большинство учеников это учащиеся среднего звена с уравновешеннымхарактером, экстравертированные и настроенные на активный диалог. В классе, чтоисследуется, как и во всей школе практикуется интеракционная модельсоциализации, то есть делается акцент на взаимодействии учеников и учителей.Главенствующие место занимает сотрудничество и сотворчество педагога иучащихся. Для этого организовываются внеклассные мероприятия, в том числе спривлечением учеников из других классов и школ. На уроках развивается активныйпедагогический диалог. Учителя стараются постоянно расширять круг общения своихвоспитанников. При этом педагог-психолог старается нейтрализовать негативныйличный опыт в общении, проводя частные беседы и тренинги.
Развитие эмпатиизаключается в ряде тренингов и уроков, организуемых на классных занятиях, а также видедополнительных замечаний педагогов на других занятиях.
Например, используютсяследующие виды упражнений: учащимся дается задание: «Предлагаю Вамприятную игру. Вы можете свободно передвигаясь по аудитории, подходить к любомуоднокласснику или однокласснице и обмениваться комплиментами, добрымипожеланиями, похвалами. Смелее, не стесняйтесь, возможно, этот товарищ чем-топомог вам в процессе данной игры, поблагодарите его. Таким образом, обойдитевсех участников игры».[8]
Для этого упражненияиногда используется лирическая музыка.
На упражнение отводится 15-20 минут. Целью является пробуждения у детейсознания необходимости делать приятное окружающим, прочувствовав их радость отдобрых слов.
Для другой тренировкичувства эмпатии класс разбивается на пары. Один из одноклассников говоритфразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второйдолжен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например,«Сегодня мне грустно». А другой спрашивает «Ты грустишь потому, что получилплохую оценку?». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросыучастник получает три утвердительных ответа – «да».
Данное занятие позволяетребенку поставить себя на место другого, задуматься о его мыслях, чувствах имотивах поведения. А в последующем приобретенный опыт позволит легчеустанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, то есть ускорит процесссоциализации.
В ходе другого тренинга,именуемого «Зеркалом» учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один- ведущий, другой — ведомый.
Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем подмузыку. Ведомый отражает движения одноклассника — как зеркальный образ. Через 5минут меняются ролями.
По окончании заданияучастники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут. Данноеигровое занятие в непринужденной форме на невербальном уровне позволяетразвивать чувство эмпатии.
Длядругого тренинга учащимся пятого класса
предлагается записать на карточке 10 различных моральных и психологическихкачеств, например:
— доброта;
— терпеливость;
— умение сочувствовать;
— помощь одноклассникам;
— прилежность;
— веселость;
— творческие наклонности;
— любознательность, жажда знаний;
— спокойствие, миролюбивость;
— умение слушать.
Списокможет быть изменен от тренинга к тренингу. При необходимости педагог даетпояснение значений этих качеств.
Затем каждый ребенок должен решить, какое качество присутствует у кого-либо изгруппы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста,поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать». Тот участник, ккоторому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Такимобразом, нужно обойти весь класс, попросив у каждого какое-либо качество (илинесколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качествабыли у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
Наупражнение отводится — 20 минут.
Послевыполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждениерезультатов может происходить как по количественному, так и по качественномусоставу признаков. Ученики должны четко понять важность каждого качества,проникнутся чужими эмоциями, и осознать необходимость тесногоэмоционально-волевого сотрудничества в социуме.
Практическийплан урокаможно рассмотреть на примере урока биологии, проводящего в данной школе иклассе.
Планурока разработан на два занятия.
Ходработы:
1. Вспомним, что выделали дома
Учитель:
— Прочитаем, что написанов ваших тетрадях, что такое «эмпатия»?
Дети:
Читают свои записи
«Эмпатия – способностьпоставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, какего воспринимает другой, и через это – понять его проблемы, не обидеть его какминимум непониманием, а то и последствиями этого непонимания».
Учитель:
– Какие замечательные,теплые лучи каждый из вас посылает людям! Какой богатый у нас класс! Как намповезло, что мы собрались все вместе! Спасибо вам за вашу работу дома.
2. Разминка
Кто-то из детей выходит кдоске. Ему завязывают глаза, затем молча подводят к нему другого одноклассника.Первый должен угадать, кто перед ним, не разговаривая с ним. Можно повторитьэту ситуацию несколько раз
Учитель:
– Молодец! Внимательныйчеловек! Я рада, что вы уже так хорошо знаете и чувствуете друг друга. Или:Ничего страшного, что не угадал, мы еще так недавно вместе, конечно, мы пока нетак хорошо знаем друг друга.
3. Знакомимся с нашимиорганами чувств
Учитель:
– Как ребята сейчасугадывали друг друга? Что им помогло?
Дети:
– Наощупь. С помощью рук.Кожи (!).
Учитель:
– Что еще можнопочувствовать с помощью кожи, кожей?
Дети:
– Гладкая поверхность илишершавая, холодно или жарко, большая или маленькая вещь, круглый предмет илиугловатый...
Учитель:
– Такая способность — чувствовать, воспринимать предметы, окружающий мир кожей — называется осязание.
Орган осязания — кожа.Кожа — один из органов чувств человека. Она состоит из нескольких слоев клетоки имеет специальные рецепторы, позволюящие нам чувствовать холод и жар, такжедавление. Она пронизана нервами, поэтому мы также чувствуем боль (показываетнаглядный материал – плакаты, муляжи). У нас есть и другие органы чувств, спомощью которых мы познаем мир. Назовите их.
Дети:
– Глаза, уши...
Учитель:
– Что вы можете с помощьюэтих органов чувств?
Дети:
– Слышать, видеть,чувствовать запахи, вкус, размеры...
Учитель:
-Давайте поиграем.
Закроем уши ладошкамитак, чтобы ничего не слышать. (Изображает разговор по телефону или что-тоаналогичное по смыслу, дает детям знак открыть уши.)
Что я сейчас делала? Каквы об этом узнали?
Дети:
– Мы увидели.
Так продолжается дальше,затем учитель объясняет доступно о строении этих органов.
4. Продолжаем знакомитьсяс органами чувств
Учитель:
— Глаза и уши – органычувств. А где они находятся?
А где находятся другиеорганы чувств человека?
Дети:
— На лице
Учитель:
— Посмотрим в словаре,как толкуется слово лицо (обсуждает с детьми многозначность этого слова)...
Но ведь органы чувствесть и у животных, они у них даже лучше развиты.
Дети:
Вспоминают о необыкновенноостром нюхе собаки, зрении орла, слухе кошки, о летучих мышах, которыеориентируются с помощью высокочувствительной кожи, и т.д.
(В беседе подходят кпонятию «эмоции» и «состояния»: человек может чувствовать не только холод,вкус, цвет, но и удовольствие, огорчение, радость, гнев, страх, скуку,усталость и т.д.)
5. Домашнее задание
Учитель:
– Нарисуйте себя вразличном эмоциональном состоянии.
Второй урок
Ход работы
1. Разминка. «Ктосамый-самый?»
В полной тишине учительочень тихо, отвернувшись от детей, произносит какое-нибудь слово (фразу). Егоуслышит тот, у кого самый острый слух.
Учитель помещает на доскеочень мелкий рисунок. Самый зоркий увидит, что нарисовано. (Можно работать и соттенками цвета.) Хорошо бы прокомментировать, что человек может развить все,чем обладает: и зрение, и слух, и деликатность, и т.д.
2. Работа со словарем
Учитель:
– Мы все употребляемслово «чувство» и видим, что оно обозначает разные способности людей.Посмотрите, как оно толкуется в словаре.
Дети
Находят слово в словаре.Анализируют оба значения, приходят к мысли: в первом значении мы употребляемслово, когда говорим о зрении и т.д., а во втором — когда говорим опереживании, состоянии человека.
Учитель
Обращает внимание детей наследующее слово в словаре – «чувствительный», а затем напоминает осуществовании еще одного интересного слова того же корня — «сочувствие».Рассказывает о физическом механизме зарождения чувств, работе нервной системы.
3. Беседа с элементамидискуссии о значении сочувствия
Учитель:
– Вы знаете теперь, чтосочувствие – это отзывчивость на переживания других;
А приходилось ли вам сочувствовать кому-нибудь?
Дети
Называют разные объектысвоего сочувствия.
Учитель:
Может привести своеличное сопереживание: когда, например, видишь впереди себя или рядом человекана костылях, невольно замедляешь шаг. Когда видишь, слепого, стараешься помочьему перейти улицу или найти переход в метро.
Учитель фиксируетвнимание детей на людях, лишенных зрения и слуха.
– Как обычно называюттаких людей?
Дети:
– Инвалиды.
Учитель:
– В английском языкеслово «инвалид» означает – негодный, неспособный. А в русском?
Дети
Работают со словарем изаключают, что наше толкование по сути совпадает с английским.
Учитель:
– А правильно ли это?Справедливо ли это?
Действительно ли слепые иглухие – люди ни к чему не годные, неспособные?
Дети
С помощью учителяприводят примеры того, как работают инвалиды, как они находят свое место вжизни.
Учитель
Может рассказать о глухомБетховене, о нашем современнике слепо-глухом докторе психологии Суворове и др.,
Общий вывод: человек спроблемами здоровья может быть не менее полноценным и богатым (талантом,душевной силой), чем тот, у кого все органы чувств в порядке. Инвалидам труднеежить, их подстерегает гораздо больше опасностей, но они преодолевают их ипоэтому заслуживают нашего уважения.
4. Задание на дом
Учитель:
На дом я вам ничего незадаю, но прошу вас – приготовьте какой-нибудь подарок для больного ребенка илиребенка-инвалида. Я знаю больницу, где нас очень ждут дети. И я попробуюполучить разрешение на то, чтобы мы с ними встретились.[9]
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии
Итак, мы рассмотрели объектнашего исследования, класс школы Екатеринбурга, состоящий из 27 человек инепосредственные методы развития эмпатии у них. Для того чтобы судить обэффективности этих методов и взаимосвязи чувства эмпатии и социализациишкольников в ходе исследования проводятся два теста: диагностика уровняполикоммуникативной эмпатии по методу И.М Юсупова, адаптированном для детейи диагностика социально-психологической адаптации, разработанная К.Роджерсом и Р. Даймондом.
Для проведения первоготеста, всем учащимся пятого класса раздаются анкеты с вопросами (приложение 1),напротив которых они должны отвечать « не знаю», «никогда или нет», «иногда»,«часто», «почти всегда», «всегда или да».
При обработке результатовкаждому ответу присваивается свое числовое соответствие — 0, 1, 2, 3, 4, 5.Пример можно увидеть в подробной анкете Абрамовой Яны (приложение 2). Остальныеанкеты не приводятся, так как займут слишком много места.
Перед обработкой тестапроводится проверка его достоверности. Не должны встречаться только ответы « незнаю» на вопросы, 2, 4, 16, 18, 33, или всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18,23. После проверяются пару утверждений в вопросах 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22и 35, 34 и 36 на предмет повторений «всегда» или «да». Пары вопросов 3 и 36, 1и 3, 17 и 28 на предмет повторений «никогда» или «нет». [10]
Общийбалл суммируется. Если он равняется 82-90, то уровень эмпатии в целом можносчитать очень высоким, 63-81 высоким, 37-62 средним, 12-36 низким, 5-11 оченьнизким.
Послеэтого определяется уровень эмпатии к отдельным категориям личностей и живымсуществам (таблица 1).
Таблица 1
Уровень эмпатии по отношению к каждой составляющейШкалы Номер утверждения Номер Проявлении эмпатии к: I Родителям 10, 13, 16 II Животным 19, 22, 26 III Пожилым людям 2, 5, 8 IV Детям 25, 29, 32 V Героям художественных произведений 9, 12, 15 VI Незнакомым или малознакомым людям 21, 24, 27
Уровеньэмпатии по шкалам, равный 15 — очень высокий, 13-14 высокий,
5-12 средний, 2-4 низкий,0-1 очень низкий. [11]
В приложении 3 мынаглядно видим, что у большинства учащихся уровень эмпатии высокий и оченьвысокий (что можно выразить диаграммой на рисунке 1), лишь у Егорова и Новиковойон средний. В целом эти критерии свидетельствует об эффективностиразработанной системы развития эмпатии, тренингов и уроков в школе. Но нехватает индивидуального подхода для детей с акцентуациями характера.
Тест К. Роджерса и Р.Даймонда представляет собой изучение показателей социализации личностиучеников, в частности социальной адаптивности, самовосприятия и принятия другихлюдей, эмоционального комфорта в обществе и других качеств.
Рисунок 1
Диаграммауровня развития эмпатии учащихся
/>
Ученикам также раздаютсяанкеты (приложение 4), на вопрос котрого они должны отвечать «это ко мнесовершенно не относится», «мне это не свойственно в большинстве случаев»,«сомневаюсь, что это можно отнести ко мне», «не решаюсь отнести это к себе»,«это похоже на меня, но нет уверенности», «это на меня похоже», «это точно променя».
Номера высказыванийотвечают определенным группам качеств – таблица. Для «лживости +» онипротивоположны.
Руководствуясь данными приложения5 подсчитываются баллы показателей каждого участника (приложение 6).
А после рассчитываютсяинтегральные показатели по формулам:
Адаптация:
/>
Например, для Абрамовойадаптация равняется, так как согласно ее анкете, не приведенной в следствииобъемности, ее адаптивность равно 101 баллу, а дезадаптивность 61 (таблица 2):
/>
Самопринятие определяетсякак:
/>
Самопринятие Абрамовой:
/>
Принятие другихисчисляется следующим образом:
/>
Значит, принятие другихАбрамовой:
/>
Уровень эмоциональногокомфорта помогает определить формула:
Таблица 2
Показателитеста К.Роджерса и Р. Даймонда Абрамовой ЯныНомер Показатели Баллы 1 А Адаптивность 101 В Дезадаптивность 61 2 А Лживость - 22 В Лживость + 12 3 А Принятие себя 29 В Непринятие себя 7 4 А Принятие других 17 В Непринятие других 13 5 А Эмоциональный комфорт 17 В Эмоциональный дискомфорт 19 6 А Внутренний контроль 51 В Внешний контроль 14 7 А Доминирование 1 В Ведомость 18 8 Эскапизм 15
/>
У Абрамовой уровеньэмоционального комфорта составляет:
/>
Интернальность(контролируемость) можно рассчитать:
/>
У Яны Абрамовойинтернальность:
/>
И, наконец,рассчитывается степень стремления к доминированию:
/>
Опять же для Абрамовойэтот показатель расчитаем наглядно:
/>
Каждое качествопринимается за единицу, и исходя из этого высчитывается его развитие впроцентах. [12]
Рассмотрев результаты обоихтестов, можно прийти к выводу, что показатели социализации учащихся среднегозвена, тем выше, чем выше их уровень развития, чувства эмпатии, что иподтверждает первоначальную гипотезу (принятие других, как главный социальныйпоказатель преимущественно на уровне 60-100 % — рисунок 2).
Особенно тесно связаныадаптация и восприятие других, они напрямую зависят от уровня развития эмпатиии варьируются незначительно в зависимости от темперамента и особенностейпсихики ребенка.
У детей-интровертов иуровень эмпатии выше и соттвественно сопереживание к людям больше, выше процентпринятия других. В тоже время может быть занижено самовосприятие. Слишкомвысокий уровень эмпатии способен играть обратную роль, мешая социализацииученика. [13]
Эмоциональный комфорт отэтого также может ухудшиться. Наиболее низкие показатели, например, у ЕгороваО. и Новиковой Л. и Федорова Д., так как их отличает акцентуация характера ивыраженность негативных черт темперамента. В отличие от них у детей снаивысшими показателями эмпатии и социальных навыков, Абрамовой Я., ЛеонидовойМ. и Сергеевой К. эмпатия выступает, как проявление лучших свойств характера,без акцентуаций и склонности к девиантонму поведению.
Рисунок 2
Соотношенияпоказателей принятия других людей у чащихся пятого класса
/>
Федоров Д. занимаетособое место. Ему необходимо не только обычные тренинги, но и психокорекционааяработа, направленная на исправление отклонений поведения, и определения причиних вызывающих.
Для удачной психокоррекционнойработы необходимо собрать максимум информации об учащемся, проводитьрегулярные индивидуальные занятия с ним, работать с социальным окружениемподростка: с родителями, учителями, работниками полиции и друзьями. Для нихпроводить индивидуальные консультации и тематические семинары.
Глава 3. Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена дляулучшения процесса социализации
Руководствуясьпроведенным исследование и полученный интерпретацией данных можно предложитьсвою методику планирования развития эмпатии у учеников данного класса.
Для начала необходиморазработать программу индивидуального подхода к учащимся. В зависимостиот их темперамента, показателей эмпатии и социальной адаптации разделять их натренингах на группы, чтобы более развитые ученики могли помочь своимодноклассникам.
Проводить частныебеседы с детьми, чей уровень эмпатии значительно ниже или выше нормального,выясняя причины проблемы. И в ходе тренингов и уроков устраняя их.
Внедрять уроки,способствующие развитию эмпатии, не только на биологии, но и в других гуманитарныхдисциплинах, например истории или литературе.
Распланировано неединичные тренинги, а семь занятий по 45 минут каждое для развития эмпатиии социально-психологических навыков. Соответственно каждое занятие можнопроводить один или два раза в неделю.
ЗАНЯТИЕ 1. Организационное.Происходит знакомство педагога с классом. Обсуждается программа занятий,выявляются ожидания учеников от данного курса, вырабатываются правила поведенияна занятиях. Правила поведения участники могут устанавливать сами иливоспользоваться теми, который предложит педагог-психолог. Обычно это следующийнабор:
1. Искренность.
2. Высказывание от своегоимени (я-высказывание).
3. Обсуждение того, чтопроисходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»).
4. Уважение говорящего.
5. Конфиденциальность.
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Комплимент. Каждоезанятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместнуюработу, говорят друг другу комплимент любого содержания. Цель: преодолетьскованность участников в начале занятия, развить эмпатию, приобрести навыквидеть положительные качества окружающих.
2. «Счет». Упражнение изразряда «ледоколов», применяется в начале занятия для снятия внутреннегонапряжения учеников, уставших от занятий. Педагог называет какое-либо число, непревышающее количество человек в классе. Названное количество участниковвстает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники недолжны совещаться. Цель: сплочение группы путем совместного и одновременноговыполнения упражнения, развитие внутригрупповой эмпатии, ликвидацияиндивидуальной несогласованности из-за разных психологических типов.[14]
ЗАНЯТИЕ 3.
«Первое впечатление».Ученики класса описывают себя для незнакомого человека, которого предстоитвстретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение,жесты, мимику. Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешниепризнаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам.
ЗАНЯТИЕ 4.
1. «Цепочка ассоциаций».Один из одноклассников, бросая мяч кому-то из группы, называет понятие, котороеобозначает эмоциональное состояние человека или его личностное качество(доброта, обида и т.д.). Следующий, перебрасывая мяч дальше, называет своюассоциацию на это понятие. Мяч может сделать один или несколько кругов. Цель:раскрытие внутреннего мира участников через ассоциации на значимые для нихпонятия, более глубокое проникновение во внутренний мир партнеров.
ЗАНЯТИЕ 5.
«Внимание другим».Одноклассники образуют два круга – внешний (А) и внутренний (В). Каждый А даетположительную оценку какому-то качеству В. Тот повторяет сказанное А, принимаяего точку зрения, и добавляет еще что-то по заданной схеме: «Кроме того, яеще…». Затем дети сдвигаются на одного человека, меняя партнера по общению, ипродолжают упражнение до тех пор, пока не поговорят с каждым членом группы.После этого А и В могут поменяться местами. Цель: Развитие навыка позитивногомышления, принятия похвалы, обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 6.
«Портрет». Каждый изучащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е.«пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу,который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Цель:выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыкаанализа характера другого человека, развитие эмпатии.
ЗАНЯТИЕ 7.
1. «Контрабанда».Участники делятся на 2 группы. Одна из них – «контрабандисты», другая –«таможенники». Контрабандисты прячут у себя какой-то мелкий предмет. Задача«таможенников»– догадаться по внешним признакам и поведению «контрабандистов»,у кого из них спрятан этот предмет. Цель: развитие навыков невербальногообщения.
2. «Прощание». Ритуалпрощания с пожеланиями на будущее.
Также разработан план дляучителя изобразительно искусства (приложение 7), ведь в отличие отточных наук такие предметы призваны воспитывать чувства учеников и внедренииразвития чувства эмпатии в них будет более эффективным.
Заключение
После выполнения даннойработы были сформулированы основные понятия эмпатии и социализации. Главнойгипотезой было то, что развитие чувства эмпатии у учащихся среднего звенаявляется обязательным условием социализации личности.
Для подтверждения ее былиисследованы ученики пятого класса общеобразовательной школы городаЕкатеринбурга. Проводились два теста: первый – по методике Юсупова И. М.выявлял общий уровень чувства эмпатии у детей, выраженный в баллах, а такжеэмпатию к различным компонентам, второй тес К. Роджерса и Р, Даймонда былпризван в процентом соотношении выявить основные показатели социализации этихдетей.
После обработки иинтерпретации данных исследования, оказалось, что гипотеза подтверждается.Высокий уровень развития чувства эмпатии у школьников, обеспеченный тренингамии уроками, сопровождался высокими показателями социальной адаптации, принятиядругих людей, эмоционального комфорта в обществе. В то же время у детей снизким порогом эмпатии социальные навыки были заметно ниже.
На основе полученныхданных было проведение планирование для дальнейшего развития чувства эмпатии удетей этого класса. Оно включало индивидуальную работу с детьми, у которыхпониженная эмпатия связана с акцентуациями характера.
Разработана серияпсихологических занятий с учетом индивидуальных потребностей детей класса ипредложен план урока изобразительного искусства, развивающий эмпатию, какпример возможности внедрения данного инструмента социализации на всехгуманитарных и естественных дисциплинах школьной программы.
Исходя из этого, цельданной работы можно считать достигнутой.
Список источников литературы
1. Гаврилова Т.П. Понятиеэмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.
2. Закабунина В.О. Изучение половых ивозрастных особенностей эмпатии, ее роль в межличностных отношениях вподростковом возрасте//Питерская школа виртуальный журнал сайтаhttp://shkola.spb.ru.
3. Гозман Л.Я. Психологияэмоциональных отношений. – М.: Издательство Московского Университете, 1947. –380 с.
4. АмонашвилиШ. А. Как живете, дети? – М.: Просвещение,1986. – 174 с.
5. Кравченко А.И. Социализация иобразование. Фундаментальная социаология в 15тт. Т. 8. – М.: Инфра-М, 2005. –1040 с.
6. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированнойпедагогики. – М.: Издательство «Института практической психологии». – Воронеж:НПО «МОДЕК», 1996.
7. Волков Б.С. Акцентуация характерашкольников и учителей. – М.: Педагогической общество России, 2007. – 96 с.
8. Кайл Р. Развитие ребенка. От рождения до 17. – М.:Еврозона, 2006. – 640 с.
9. Бодалев А. Каштанова Т. Основныеособенности эмпатического понимания // Психологическая наука и образование. –1996. – № 3. – С.17-23.
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В.,Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малыхгрупп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 668 с.
11. Диагностикаэмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб. Речь,2002. – 174 с.
12. Салыкова С.В. Теоретическиеосновы педагогического исследования. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 86 с.
13. Юнг Г.К. Психологические типы. –Спб.: Ювента, 1995. – 235 с.
14. Вачков И.В. Групповые методы вработе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 224 с.
Приложение 1
Вопросы тестауровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М. Юсупова
1. Мне большенравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Детей-подростковраздражает забота родителей.
3. Мне нравитсяразмышлять о причинах успехов и неудач моих одноклассников.
4. Среди всехмузыкальных направлений предпочитаю современную музыку.
5. Недовольство больногочеловека надо терпеть, даже если они могут длиться очень долго.
6. Больному человекуможно помочь даже словом.
7. Посторонним людямне следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
8. Старые люди, какправило, обижаются без причин.
9. Когда я слушаюгрустную историю, наворачиваются слезы.
10. Раздраженноесостояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен кзамечаниям учителей в мой адрес.
12. Мне большенравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда мирилсяс родителями и слушался, даже если они были, как мне казалось, не правы.
14. Если лошадь плохотянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю одраматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит сомной.
16. Родителиотносятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихсяподростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаювнимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгунаблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книгимогут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравитсянаблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. Иногда я привожудомой бездомных кошек и собак.
23. Все людинеобоснованно озлоблены.
24. Глядя на другого сверстника,мне хочется угадать, кем он станет.
25. Младшие повозрасту дети ходят за мной по пятам.
26. При видепокалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станетлегче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличноепроисшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится,когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличиваютспособность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Иззатруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенокплачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должнавсегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелосьразобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.
35. Беспризорныхдомашних животных следует отлавливать и усыплять.
36. Если мои друзьяначинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговорна другую тему.
Приложение 2
АнкетаАбрамовой Яны по методу И.М. ЮсуповаНомер вопроса Ответ Баллы 1 нет 1 2 никогда 2 3 часто 3 4 да 5 5 почти всегда 4 6 почти всегда 4 7 почти всегда 4 8 иногда 2 9 всегда 5 10 часто 3 11 нет 1 12 нет 1 13 часто 3 14 нет 1 15 иногда 2 16 часто 3 17 никогда 1 18 никогда 1 19 иногда 2 20 нет 1 21 всегда 5 22 иногда 2 23 иногда 2 24 часто 3 25 нет 1 26 иногда 2 27 да 5 28 да 5 29 не знаю 30 иногда 2 31 нет 1 32 да 2 33 иногда 2 34 иногда 2 35 нет 1 36 никогда 1
Суммарный бал ∑ 85
Приложение 3
Показателиуровня развития эмпатии у учащихся пятого классаУченик Общий показатель эмпатии Эмпатия к родителям Эмпатия к животным Эмпатия к пожилым людям Эмпатия к детям Эмпатия к героям худ, произведений Эмпатия к другим людям Абрамова Я. 85 9 6 8 3 8 13 Богданов Ю. 70 13 12 8 2 1 3 Владимирова Ю. 69 7 5 7 2 6 3 Громов Э. 81 8 4 8 2 1 5 Дмитриева У. 66 6 6 6 4 7 8 Егоров О. 54 5 4 5 1 1 3 Журавлева О. 67 8 4 6 5 8 10 Зимний С. 75 14 7 6 2 5 6 Иванова Т. 63 11 5 4 3 5 8 Коваленко П. 84 11 5 7 6 6 13 Леонидова М. 89 15 8 9 6 7 9 Михайлов М. 78 9 5 6 4 7 7 Новикова Л. 60 12 8 7 5 4 4 Огурцов Н. 72 14 5 6 4 4 3 Петрова М. 80 10 7 9 5 6 5 Романов К. 78 10 5 7 8 5 4 Сергеева К. 85 13 9 8 3 5 8 Тарасов И. 77 11 5 8 6 8 9 Уварова Е. 85 7 8 9 4 3 2 Федоров Д. 37 5 4 3 2 1 Харитонова Д. 68 9 4 3 2 5 6 Царев Г. 66 10 5 7 6 5 2 Чеснов В. 63 8 5 4 3 2 6 Шаркова В. 81 10 9 8 7 7 7 Щукин Б. 69 8 7 8 5 4 3 Эдуардова А. 75 12 9 2 8 7 7 Юдин А. 64 9 8 10 7 6 5
Приложение 4
Вопросы тестадиагностики социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р.Даймонда
1. Испытывает неловкость,когда вступает с кем-нибудь в разговор.
2. Нет желанияраскрываться перед друзьями и одноклассниками.
3. Во всем любитсостязание, соревнование, борьбу.
4. Предъявляет ксебе высокие требования.
5. Часто ругает себяза плохие оценки.
6. Часто чувствуетсебя обиженным.
7. Сомневается, чтоможет нравиться мальчикам или девочкам из своего класса.
8. Свои обещаниявыполняет всегда.
9. Теплые, добрыеотношения с одноклассниками и учителями.
10. Ребеноксдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.
11. В своих неудачахвинит себя.
12. Товарищответственный; на него можно положиться.
13. Чувствует, что нев силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
14. На многое смотритглазами сверстников.
15. Принимает в целомте правила и требования, которым надлежит следовать.
16. Собственныхубеждений и правил не хватает.
17. Любит мечтать — иногда прямо среди урока. С трудом возвращается от мечты к действительности.
18. Всегда готов кзащите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебираяспособы мщения обидчикам.
19. Умеет управлятьсобой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтрольдля него не проблема.
20. Часто портитсянастроение: накатывает уныние, хандра.
21. Все, что касаетсядругих, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.
22. Люди, какправило, ему нравятся.
23. Не стесняетсясвоих чувств, открыто их выражает.
24. Среди большогостечения народа бывает немножко одиноко.
25. Сейчас очень непо себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
26. С окружающимиобычно ладит.
27. Всего труднеебороться с самим собой.
28. Настораживаетнезаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
29. В душе оптимист,верит в лучшее.
30. Ребенокнеподатливый, упрямый, таких называют трудными.
31. К одноклассникамтребователен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
32. Обычно чувствуетсебя в игре не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действоватьсамостоятельно.
33. Большинство изтех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.
34. Иногда бываюттакие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
35. Подросток спривлекательной внешностью.
36. Чувствует себябеспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.
37. Приняв решение,следует ему.
38. Принимая,казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния другихлюдей.
39. Испытываетчувство вины, даже если винить себя как будто не в чем.
40. Чувствуетнеприязнь к тому, что его окружает.
41. Всем доволен.
42. Выбит из колеи:не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
43. Чувствуетвялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
44. Уравновешен,спокоен.
45. Разозлившись,нередко выходит из себя.
46. Часто чувствует себяобиженным.
47. Ребенокпорывистый, нетерпеливый, горячий, не хватает сдержанности.
48. Бывает, чтонехорошо отзывается о товарищах.
49. Не очень доверяетсвоим чувствам: они иногда подводят его.
50. Довольно труднобыть самим собой.
51. На первом местерассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
52. Происходящее сним толкует на свой лад. Способен напридумывать лишнего, словом, не от мирасего.
53. Ученик, терпимыйк одноклассникам, принимает каждого таким, каков он есть.
54. Старается недумать о своих проблемах.
55. Считает себяинтересным другом — привлекательным как личность, заметным.
56. Ребенокстеснительный. Легко тушуется.
57. Обязательно нужнонапоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
58. В душе чувствуетпревосходство над другими.
59. Нет ничего, в чембы он выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».
60. Боится того, чтоподумают о нем другие.
61. Честолюбив,неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается бытьсреди лучших.
62. Ребенок, вкотором в настоящий момент многое достойно порицания.
63. Ребенокдеятельностный, энергичный, полон инициатив.
64. Пасует передтрудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
65. Себя простонедостаточно ценит.
66. По натуре вожак иумеет влиять на других.
67. Относится к себев целом хорошо.
68. Ребенокнастойчивый, напористый, ему всегда важно настоять на своем.
69. Не любит, когда скем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
70. Подолгу не можетпринять решение, а потом сомневается в его правильности.
71. Пребывает врассеянности, все спуталось, все смешалось у него.
72. Доволен собой.
73. Невезучий.
74. Собеседникприятный, располагающий к себе.
75. Лицом, может, ине очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
76. Презирает лицпротивоположного пола и не связывается с ними.
77. Когда нужночто-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится?
78. Легко, спокойнона душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
79. Умеет упорноработать.
80. Чувствует, чторастет, взрослеет: меняется сам и его отношение к окружающему миру.
81. Случается, чтоговорит о том, в чем совсем не разбирается.
82. Всегда говориттолько правду.
83. Встревожен,обеспокоен, напряжен.
84. Чтобы заставитьхоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
85. Чувствуетнеуверенность в себе.
86. Обстоятельствачасто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
87. Ребенокуступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Ученик толковый,любит размышлять.
89. Иной раз любитпохвастаться.
90. Принимает решенияи тут же их меняет: оугает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
91. Старается полагатьсяна свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
92. Никогда неопаздывает.
93. Испытываетощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Выделяется средидругих.
95. Не очень надежныйтоварищ, не во всем можно положиться.
96. В себе все ясно,себя хорошо понимает.
97. Общительный,открытый ребенок, легко сходится с людьми.
98. Силы испособности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; совсем может справиться.
99. Себя не ценит,никто всерьез его не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны,просто терпят.
100. Беспокоится, что лицапротивоположного пола слишком занимают его мысли. 101. Все свои привычкисчитает хорошими.
Приложение 5
Ключ к тестуК. Роджерса и Р. ДаймондаНомер Показатели Номера Высказываний Нормы 1 А Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 68-170 В Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 68-170 2 А Лживость - 34, 45, 48, 81, 89 18-45 В Лживость + 8, 82, 92, 101 3 А Принятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 22-52 В Непринятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 14-35 4 А Принятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 12-30 В Непринятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 14-35 5 А Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 14-35 В Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 14-35 6 А Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 26-65 В Внешний контроль 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 18-54 7 А Доминирование 58, 61, 66 6-16 В Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 12-30 8 Эскапизм 17, 18, 54, 64, 86 10-25
Приложение 6
Показателисоциализации учащихся пятого классаУченик Адаптация, А % Самопринятие, S % Принятие других, L % Эмоциональный комфорт, Е % Интернальность, I % Стремление к доминированию, D % Эскапизм, баллы Абромова Я. 62 80 61 47 72 10 15 Богданов Ю. 75 85 70 80 60 60 10 Владимирова Ю. 60 90 70 80 55 75 11 Громов Э. 81 76 60 50 68 50 12 Дмитриева У. 40 70 55 60 36 70 11 Егоров О. 20 40 30 40 55 60 10 Журавлева О. 60 70 51 60 48 40 19 Зимний С. 74 90 65 80 72 79 6 Иванова Т. 53 70 66 60 54 58 10 Коваленко П. 85 80 90 60 76 50 13 Леонидова М. 80 85 90 60 75 40 16 Михайлов М. 69 55 72 50 69 50 15 Новикова Л. 50 70 46 70 43 80 11 Огурцов Н. 73 60 70 64 72 36 11 Петрова м. 95 80 82 70 80 61 10 Романов К. 65 50 69 59 42 20 19 Сергеева К. 87 73 75 55 72 40 13 Тарасов И. 59 80 50 67 75 17 15 Уварова Е. 50 60 55 80 43 15 11 Федоров Д. 20 70 35 68 35 60 11 Харитонова Д. 52 43 60 40 60 10 10 Царев Г. 60 80 53 75 72 45 15 Чеснов В. 48 70 40 63 51 40 17 Шаркова В. 80 90 84 80 82 70 10 Щукин Б. 70 60 58 60 30 58 15 Эдуардова А. 70 69 64 40 52 63 11 Юдин А. 40 59 65 40 70 8 20
Приложение 7
План урокаизобразительного искусства, нацеленного на развитие эмпатии у учащихся пятогокласса
Ход работы:
1. Вступительное словоучителя. Предложение нарисовать городской пейзаж, например часть детскойплощадки или парка.
2. Актуализация знаний.Учитель в ходе беседы с учениками определяет, чем отличается детская площадкаот парка.
3. Основная часть урока.Непосредственное рисование из геометрических фигур объектов парка или детскойплощадки.
4. Когда работы готовы,учитель предлагает ученикам обменятся работами и проанализировать, какие роботывыполнены хорошо, а где есть ошибки. При этом учитель и ученики задают вопросыо том, почему именно этот объект выбрал ученик для изображения, что емузапомнилось в городе, любит ли он гулять в парке с друзьями и общаться. Каждыйребеное рассказывает о своих эмоциях после рисования и пытается описать чувстваодноклассников по их рисункам.
5. В конце урока учительизобразительного искусства интересуется, насколько учащиеся довольнырезультатами, реализовали ли он свои замыслы, что узнали нового ободноклассниках.
Таким образом развиваютсяне только творческое и практическое мышление детей в проектной и экспертнойдеятельности и графические навыки, но и воспитывается эмпатия,коммуникативные качества личности. А значит создаются предпосылки для успешнойсоциализации личности.