Упражненияна развитие логики:
1.Все ли утверждениялогичны?
Время проведения: 10мин
1. Все металлы проводятэлектричество. Ртуть — металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы.Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.
3. Некоторыекапиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно,Япония — член НАТО.
4. Все выпускникимедицинского института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно,Иванов — выпускник медицинского института.
5. Все сочиненияПушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный Всадник» — сочинениеПушкина. Следовательно, «Медный Всадник» нельзя прочитать за однуночь.
6. Лица, занимающиесямошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством незанимался. Следовательно, Л. не привлечён к уголовной ответственности.
7. Все студенты высшейшколы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов — слушатель высшей школы.
8. Некоторые студентыКПИ — бывшие военнослужащие. Петров — студент КПИ. Следовательно, Петров — бывший военнослужащий.
9. Все колхозы Киевскойобласти выполнили план хлебопоставок. Колхоз «Восход» не являетсяколхозом Киевской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнилплан хлебопоставок.
10. Некоторые работники2-го управления — юристы. Фомин — юрист. Следовательно, он работник 2-гоуправления.
11. Все гражданеУкраины имеют право на труд. Иванов — гражданин Украины. Следовательно, Ивановимеет право на труд.
12. Все металлы куются.Золото — металл. Следовательно, золото — куётся.
13. Все коренные жителиКонго — негры. Мухаммед — негр. Следовательно, Мухаммед — житель Конго.
14. Все студенты Киевскогоуниверситета изучают историю Украины. Н. изучает историю Украины.Следовательно, Н.- студент Киевского университета.
15. Когда идёт дождь,крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь.16. Некоторыекапиталисты стремятся к развязыванию войны. Н. Рассел — капиталист.Следовательно, Н. Рассел стремится к развязыванию войны.
17. Все студенты 3-гокурса выполнили курсовую работу. В. выполнил курсовую работу. Следовательно, В.- студент 3-го курса.
18. Все демократывыступают против войны. Б. Джонс выступает против войны. Следовательно, Б.Джонс — демократ.
19. Некоторыекапиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия — капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.
20. Все ученики3-«Б» класса — отличники. Петя Смирнов — отличник. Следовательно,Петя Смирнов — ученик третьего «Б» класса.
2.Лишние слова
Время проведения: 3 мин
Возьмемслова:
1)воробей, дрозд, иволга, орел;
2)токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник;
3)подсолнух, одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце.
4)сумка,саквояж, кейс, носилки, портфель;
5)самолет,телега, автобус, паровоз, такси.
6)рука,нос, палец, яблоко, голова.
Какиеслова лишние в этих рядах?
4.Поиск аналогий
Время проведения: 10мин
Называется какой-либопредмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно большеего аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существеннымпризнакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимостиот того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Кпримеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус»,«поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные деталивращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.
Заданиенаправлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.
5.Среднее звено
Время проведения: 10мин
Вставьтеслово, которое означало бы то же, что и слово, стоящее слева и справа от точек.
Битва… ругань.
Животное…нежность.
Скамья…магазин.
Карточнаяигра… стержень с резьбой.
Химическийэлемент… лес.
Вращающийсястержень… насыпь.
Супружество… изъян.
Металл…кожа.
Рыба…оружие.
Большоерешето… шум.
Родник…отмычка.
Рыба…инструмент.
Залив…часть земли.
Молодая ветка… самовольный уход.
Косточкапальца… паукообразное.
Рыба…наклонная поверхность.
Предлог…ремень узды.
Собака…прейскурант.
Шалость…болезнь.
Должность…воздержание от пищи.
Ответы: брань, ласка, лавка, винт, бор, вал,брак, хром, меч, грохот, ключ, пила, губа, побег, фаланга, скат, повод, такса,проказа, пост.
Часть оружия… торговое учреждение.
Средствообщения… часть ротовой полости.
Взбитыйторчащий вихор… повар.
Часть речи… местный говор.
Письменныйстол с выдвижной крышкой и ящиками… учреждение, контора.
Гильза скапсюлем, зарядом пороха и пулей или дробью… хозяин по отношению кподчиненным.
Местооткрытой разработки полезных ископаемых… бег коня.
Заостреннаяпалка… старинная мера пахотной земли.
Трубка сзатвором для выпуска жидкости или газа… подъемный механизм.
Условный знакмузыкального звука… официальное, письменное обращение
правительства.
Облик… икона.
Широкаяулица… программа, план.
Вещество…тайна.
Награда…организация с определенным уставом.
Старинноеречное судно… инструмент.
Химическийэлемент… большой кипятильник.
Чувство…устаревшее наречие.
Бег лошади…животное.
Группалюдей… тазик.
Продукт…тайный агент.
Танец… беглошади.
Домовой…птица.
Ответы: магазин, язык, кок, наречие, бюро,патрон, карьер, кол, кран, почта, образ, проспект, секрет, орден, струна,титан, страсть, рысь, шайка, шпик, галоп, щур. 6.Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10мин
Задаются двапредмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиесякак бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должныиметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, вданном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а савтомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копаетлопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускаетсяиспользование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» — «тачка» — «прицеп»— «автомобиль»). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытиесодержания каждой связи Между соседними элементами цепочки. Победитель тот, ктодал больше аргументированных вариантов решения.
Заданиепозволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями.
Упражнения на развитие конвергентного мышления:
1.Перепутанные буквы
Время проведения: 5 мин
Даныслова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип,евшал, нанба, солам, клуба?
2.Алфавит
Время проведения: 5 мин
Составьтеслова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторилась. К примеру:
1)съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, щен, эрг, чуб;
2)эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай. 3.Сходство и различие
Время проведения: 15мин
Учащимсяпредлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младшихшкольников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова илошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Дляболее старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро ивечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов,количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченныхпризнаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные,классо — родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил большеоснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.
4.Цепочка
Время проведения: 5 мин
Составьтецепочки слов, позволяющие (путем изменения каждый раз всего одной буквы)перейти от начального слова к заданному конечному. К примеру, как из слова пятьсделать семь:
пять- путь — суть — сеть — семь.
Илищит переделать в меч: щит — кит — кот — пот — мол — мел — меч.
Изжабы — рыбу: жаба — раба — рыба. Из вороны — корову: ворона — корона — корова.Из дня — ночь: день — сень — сель — соль — ноль — ночь.
Атеперь сами постарайтесь построить такие ряды слов: рак — кит, мост — река,гриб — гном, паук — муха, волк — тигр. Помните, чем короче цепочка слов, темона интересней. Можно это превратить в игру, где участников два и более.
5.Вооружённыеморские жители
Времяпроведения: 5 мин
Назовите3 представителя морских животных, обладающих одним общим, свойственным толькоим, орудием защиты от врагов. Как они называются и что это за оружие, котороеделает их опасными даже для человека?
Ответ:скат, электрический сом и электрический угорь, обладающие способностьювырабатывать в своём теле электричество.
6.Комусколько лет?
Времяпроведения:10 мин
Ивану,Петру, Семёну и их жёнам Ольге, Ирине и Анне всем вместе 151 год. Причём каждыймуж старше своей жены на 5 лет.
Иванна 1 год старше Ирины; Ольге и Ивану вместе 48 лет, а Семёну и Ольге вместе 52года.
Предлагаетсяузнать, с кем каждый из них находится в браке и по скольку каждому лет.
Ответ: Семёну 30 и Ирине 25; Ивану 26 и Анне 21; Петру 27 и Ольге 22.
Упражненияна развитие дивергентного мышления:
1.Снежный ком
Время проведения: 5 мин
Внимательновсмотритесь в следующую серию слов: ад — лад — клад — лодка — колода — шоколад.
Шестьсуществительных нарицательных, взятых в исходной форме. Каждое последующеесостоит из тех же букв, что и предыдущее, плюс еще одна буква. И порядок внутрислова не имеет значения. Вот еще несколько таких цепочек слов:
1)па — пат — трап — тапир — партия — терапия — трапеция.
2)ар — пар — репа — нерпа — перина — парение — перелина.
3)ас — сат — скат — такси — натиск — астеник — скитание — синтетика — антисептик
Придумайтенесколько своих цепочек.
2.Словесные квадраты.
Время проведения: 5 мин
Имеетсястарая игра со словами. Надо в клетки квадрата (3х3 или 4х4) вписать разныеслова, чтобы их можно было читать и по вертикали и по горизонтали. Составьтесвои словесные квадраты.
3.Поиск противоположных предметов
Время проведения: 5 мин
Называетсякакой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше другихпредметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться наразличные признаки предмета и систематизировать его противоположности(антиподы) по группам. К примеру, в данном случае могут быть названы: «сарай»(противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое илизакрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждаеттот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четкоаргументировав при этом ответы.
Заданиенаправлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета. 4.Составление предложений
Время проведения: 10мин
Берутсянаугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и«медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательновключали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другиеслова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»),сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, ивведением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя,купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартныесвязи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело какмедведь»).
В этой игре,как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» серединумежду количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны,стимулировать большое число любых разнообразных ответов, а с другой — поощрятьоригинальные, творческие ответы.
Обязательнымусловием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игрокамивсех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или инойответ им понравился или не понравился.
Это заданиенаправлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов. 5.Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10мин
Задаются двапредмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиесякак бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должныиметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, вданном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а савтомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копаетлопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускаетсяиспользование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» — «тачка» — «прицеп»— «автомобиль»). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытиесодержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Победитель тот, ктодал больше аргументированных вариантов решения.
Заданиепозволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями. 6.Перечень возможных причин
Время проведения: 10мин
Описываетсякакая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, выобнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрееназвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могутбыть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоитотбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвалбольше разнообразных причин.
Заданиенаправлено на широту мышления, всесторонний анализ.
Упражненияна развитие гибкости мышления:
Время проведения: 15мин
I.Изменение привычных временных связей
1.Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временномряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит —«выстрел»).
2.Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный,например, гром — молния).
3.Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями(например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинитьсюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоящего ичеловека будущего).
4.Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета(например, телевизор — его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы впрошлом).
II.Изменение привычных пространственных связей
1.Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например,автомобиль — на / под — дорога).
2.Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве(травинка — авторучка, ягода — картина и пр.).
3.Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды,магазин без денег).
III.Изменение привычных связей общности
1.Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов«земля» и «мяч» логически вычитается признак «круглость» — плоская земля и чтона ней происходит).
2.Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначальноразнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти путисближения: «дождь» и «ракета» — падают на землю; разложить воду на кислород иводород -> топливо для ракеты.
3.Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дымполезнее чистого воздуха).
IV.Изменение привычных связей преобразования действий
1.Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычныедействия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз,который ничего не весит, пища, которой не насыщаются).
2.Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (домпостроен без строителей, концерт без артистов).
3.Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия»(машина перевозит человека, но он остается на том же месте).
4.Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека,человек ядовит для дыма или холод прячется от человека).
5.Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычныхмасштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100 000 человек).
6.Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления(дом — палатка — шалаш — тент).
7.Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: беретсягруппа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыгратьсюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир,стюардесса).
8.Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новыйсинтетический объект).
Упражненияна развитие восприятия:
1.Телеграмма
Время проведения: 3 мин
Втелеграммах часто встречаются такие буквосочетания: ЗПТ, ТЧК, КВЧ. Таксокращенно пишутся запятая, точка, кавычки. Прием, который здесь применяется — пропуск гласных букв.
Вприводимых ниже фразах тоже пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он сталпонятным:
Кшкпгнлсь з мшкй. Цлй днь т брдль п лс. Чдеснй цвтчый зпх. Ввк нстпл н клчк. Склькздсь члвк. В ксмс плтт смл. Хршньк прглдтсь к нм. Пчм тк плчлсь? В вгн бл мнглдй.
2.Шифр
Время проведения: 3 мин
Есливзять любое предложение, допустим «Виктора попросили вернуть книгу»,и по другому расставить в нем пробелы, получится любопытный шифр: «В икторАпопрос иливер нуть книг у».
Зашифруйтетаким путем несколько предложений и попросите товарища разгадать написанное.
3.«читай наоборот»
Время проведения: 3 мин
Прочтитеследующие предложения: «Етйа Дюлбос унишит»; Мечаз ыв илаледсотэ?" «Амиз ланженс и яатюл алширп в ишан яарк»; «Тсупьадгесв тедуб ецнлос!».
4.Пропущенные буквы
Время проведения: 10мин
Есликакая-то буква, допустим «л», исчезла бы из русского языка алфавита,могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ),баон (баллон), сово (слово).
Определите,какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут,потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.
Составьтетаким образом небольшой рассказ и попросите «перевести его на русскийязык».
Уберемтеперь не одну, а две буквы из нашего алфавита. Определите, какие буквы убраныв следующих словах, и прочтите их правильно: ово, он, оидо, еза, адкий, аты,ледвие, ит, паен, понаышке, комомоьский.
Напишитееще один рассказ из слов с. Предложите перевести его товарищам с условием, ктобыстрее.
5.Какие это слова?
Время проведения: 5 мин
Всуществительных пропущены буквы:.ур.ал, ц.ето., л.ст.а,.блок.,.ерев., иг.а,к.ут,.омощ.ик, т… ва,… опка.
6.Следующая буква
Время проведения: 3 мин
Каждубукву алфавита можно обозначить следующей за ней буквой, например: а-б, б-в,в-г...., я-а. Слово брат будет выглядеть так: В с б у. Опираясь на этопринцип, составьтеновый шифр.
7.Найдите разгадку.
Время проведения: 5 мин
Авот шифр посложнее: «Ты басудь ямо, ясирос». «И дидож, и гасне,и ероз етыгус ниси, нашити и светрас, щийдяхоу за рямо...»
8.Города и реки
Время проведения: 5 мин
Какиеиз зашифрованных здесь городов и рек находятся в Азии.
Города:Гарап, Дирмад, Веки.
Реки:Есан, Мура, Нахухэ, Оп, Найда, Брит, Зиземба.
9.Дешифровщик
Время проведения: 5 мин
Расшифруйтезагадочный текст: «Лдак в тас хачша то выи, силе тиди ан гю. Пако ан 1терм».
10.Хаос
Время проведения: 5 мин
Всловах, которые даны ниже, буквы представлены хаотично, как вздумается. Вамнадо прочесть предложения — неразберихи:
1.Аон ылба, акк вецкот, типирыйб демисод и мротев к лемзе.
2.Но лы зеб рыем длымуа ад мынзоор.
11.Цифрыи буквы
Время проведения: 3 мин
Передвами один из самых трудных и в то же время один из самых простых шифров,например: число 275 можно записать так: ДСП.
Прочитайтезашифрованный ряд: одтчпшсвдд.
Ответ:цифры зашифрованы первыми буквами их названий — теперь буквенный рядпревращается в цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Упражненияна развитие внимания:
1.«мешающие» и«внимательные»
Время проведения: 15мин
Участникиразбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные»расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительныезнаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция:
«Вашазадача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностьюсосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего(ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом).Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, незамечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием,попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильмили участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли:когда закончится упражнение (по команде «стоп») и вас будутрасспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно былипоглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно?«Мешающие» получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!»
Упражнение длится 5—15минут. За это время ведущий вместе с «мешающими» организуют сериюпровокационных действий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки,рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображаютживотных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий следитза тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Онзапрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает имудержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение.Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфератворческой увлеченности.
2.Упражнение«Мой любимый фрукт»
Время проведения: 8 мин
Упражнениепозволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитиепамяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участникигруппы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называетсвой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя исвой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимыхфруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом,должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
3.Упражнение«Мой день Рождения»
Время проведения: 10мин
Упражнениеразвить память, способность к длительной концентрации внимания.
Участникигруппы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но ксвоему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй –имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения,третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дняРождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты днейРождения всех членов группы.
4.Упражнение«Не собьюсь»
Время проведения: 5 мин
Упражнениена развитие концентрации, распределения внимания
Задания:считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающиетройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Кпримеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образецправильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -,19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которыенельзя произносить).
5. Упражнение «Наблюдательность»
Время проведения: 10мин
Упражнениена развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания изрительной памяти.
предлагаетсяпо памяти подробно описать двор, путь из одного кабинета в другой — то, что онивидели сотни раз. Такие описания делаются устно, а их одногрупники дополняютпропущенные детали.
Упражненияна развитие воображения:
1.Маяковский
Время проведения: 5 мин
ПоэтВ. Маяковский, как никто другой, любил неологизмы, которые он сам обожалсоздавать:
«Япланов наших люблю громадье. Пойдем, поэт, взорим, вспоем. Партия- рука миллионопалая. Но странная из солнца ясь струилась. Темно свинцовоночие.Стоугольный »гигант".
Нетрудновидеть, что выделенные слова произошли от всем известных слов: громада — громадье, заря — взорим, миллион пальцев — миллионнопалая, ясно — ясь,свинцовая ночь — свинцовоночие.
Возьмитекорни от уже известных слов, придумайте с десяток новых слов по одному образцуи составьте с ними предложения.
2.«Буриме»
Время проведения: 5 мин
«Буриме»(в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточногохарактера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ниизменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературнаяигра возникла во Франции в ХУП в. Как же в нее играют?
Допустим,стихотворцу задают рифму «тишина — весна». Немного подумав, тотсейчас же выдает двустишие:
Вмигпропала тишина:
Поземле пошла весна!
Илитакое:
Всеумолкло. Тишина.
Гдеже ты, скажи, весна?
Придумайтесобственные буриме на рифмы: «роса — небеса»; «пес — принес»; «краски-сказки»; «ветерки-мотыльки»; «уреки — глубоки»; «в лесу — принесу», «колдуны — нестрашны», «холодна — у окна».
3. Лимерик
Время проведения: 5 мин
— Лимерик — это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы.Знамениты лимерики Э.Лира. Вот один из них:
Жилда был старик болотный,
Вздорныйдед и тягомотный,
Наколоде он сидел,
Лягушонкупесни пел
Въедливыйстарик болотный.
Поданной схеме (первая строчка — выбор героя, вторая — указание на его чертухарактера, проявившуюся в действии, третья и четвертая — само действие, пятая — выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа). Придумайте своилимерики.
4.Чтоэто такое?
Время проведения: 10мин
/> /> /> />
Проявитесвои креативные способности. Придумайте 3-5 различных вариантов описания того,что изображено на рисунке.
5.Чудеса техники
Время проведения: 10мин
Ведущийпредлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последнихновинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта — осязаемые,но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит»коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладываяневидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущийзажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем проситкого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игрувовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу кпрозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т.д. Участники угадывают,кто, что делает.
Упражненияна развитие памяти :
1. Упражнение «Самый внимательный»
Время проведения: 10мин
Упражнениена развитие зрительного внимания, памяти.
Участникидолжны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение несколькихсекунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде онотворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящегодолжны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить аплодисментами тех, ктоне ошибется.
2. Упражнение «Телефон»
Время проведения: 10мин
Упражнениена развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесноесообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Сказка«Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-былипузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и незнают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебепереплывем?» – «Нет, — говорит пузырь, — пусть лучше соломинка перетянется сберега на берег, а мы перейдем по ней!»
Соломинкаперетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, апузырь стал хохотать — хохотал, хохотал да и лопнул!
3.Запомнипару
Время проведения: 10мин
Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затемчитаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.
МАТЕРИАЛ:
1. курица — яйцо, ножницы — резать, лошадь — сено, книга — учить, бабочка — муха, щетка — зубы, барабан — пионер, снег — зима, петух — кричать, чернила — тетрадь, корова — молоко, паровоз — ехать, груша — компот, лампа — вечер.
2. жук — кресло, перо — вода, очки — ошибка, колокольчик — память, голубь — отец, лейка — трамвай, гребенка — ветер, сапоги — котел, замок — мать, спичка — овца, терка — море, салазки — завод, рыба — пожар, топор — кисель.
4.Эпизод
Время проведения: 10мин
Закройтеглаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.
1. Лев,нападающий на антилопу
2. Собака,виляющая хвостом
3. Муха ввашем супе
4.Миндальное печенье в коробке
5. Молния втемноте
6. Пятно навашей любимой одежде
7.Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крикужаса в ночи
9. Радостьматеринства
10. Другворующий деньги из вашего кошелька
А теперьвспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более8 образов, упражнение выполнено успешно.
5.Успеть за40 секунд
Время проведения: 3 мин
За40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.
1. Украинец11. Масло
2.Экономика 12. Бумага
3. Каша 13.Пирожное
4. Татуировка14. Логика
5. Нейтрон15. Стандарт
6. Любовь16. Глагол
7. Ножницы17. Прорыв
8. Совесть18. Дезертир
9. Глина19. Свеча
10. Словарь20. Вишня
Продуктивностьзапоминания можно вычислить по формуле:
Количествоправильно воспроизведенных слов . 100 = %
Количествопредлагаемых слов
6.Нумеролог
Время проведения: 3 мин
Тоже самое можно сделать с цифрами.
1. 43 6. 72 11. 37 16. 6
2. 57 7. 15 12. 18 17.78
3. 12 8. 44 13. 87 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19. 83
5. 81 10. 7 15. 47 20. 73
7.Запомнипо порядку
Время проведения: 3 мин
Зачитывают10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан,школа, ботинок.
8.Услышь ошибку
Время проведения: 3 мин
Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновьпрочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величинечисла зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.
Числовыеряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 5978
53 27 87 9123 47
16 51 38 4387 14 92
72 84 11 8541 68 27 58
47 32 61 1892 34 52 76 84
69 15 93 7238 45 96 26 58 83
Упражненияна развитие пространственного мышления:1.Антивремя
Время проведения: 10мин
Каждому изучастников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр»,«Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описываявсе относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторонупрокручивалась кинолента.
2.Вода в стакане
Время проведения: 3 мин
Два стакана наполненыводой. Как поменять содержимое стаканов?
Ответ: использоватьтретий стакан
3. Водаикеросин
Время проведения: 3 мин
В графине находитсявода, в кастрюле – керосин. Как, не используя третий сосуд, поменять содержимоеёмкостей?
Ответ: перевернутьграфин, опустив в кастрюлю.
4.Загадка со спичками
Время проведения: 3 мин
Постройте из 6 спичек 4треугольника одинаковой величины.
Ответ: фигура неплоская, а объёмная.
5.Забавные фигуры
Время проведения: 3 мин
Поменяй местами фигуры,передвигаясь вперёд на одно или через одно место; возвращаться обратно нельзя.Начинай с треугольников, всего 8 ходов. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />