Конспект психологического тренинга для подростков
«Самоуважение и уважение к другим»
Цель:формировать позитивную Я-концепцию, развить эмпатию в межличностных отношениях.
Материал: плакаты сфразами «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением» и«Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим»;плакат с позитивными качествами; «звёздочки» по количеству участников; зеркало.
Ход занятия:
Упражнение1. «Я горжусь».
Занятиеначинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человекотносится к себе с уважением».
Участникампредлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать нанем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение сиспользованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущийвводит понятие самоуважения (самопринятия).
Упражнение2. «Звезда самоуважения».
На доскевывешивается плакат с позитивными качествами. Учащимся предлагается, опираясьна эти качества, изобразить звезду своего самоуважения следующим образом.Выбрать из списка качества, которые находят у себя, и записать их на лучикахзвездочек, которые им раздаются. Звезду можно каким-либо способом украсить.
На плакатемогут быть указаны следующие качества: активность, альтруизм, артистичность,бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие,жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность,мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость,приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность созидать,трудолюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение бытьблагодарным, умение понимать.
Упражнение3. «Волшебное зеркало».
Группе нужнопосмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника иразглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители,учителя, друзья.
Упражнение4. «За что я уважаю…»
Обсуждениефразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением кокружающим».
Ведущийговорит подросткам, что можно не любить человека, но уважать его за те или иныекачества. Предлагает тем ребятам, которые считают, что они уважают своихтоварищей, поучаствовать в соревновании. Для этого выбираются два участника.Они по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю (называют имя участникатренинга) за его (называют качество)». Повторять названных участников нельзя.Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.
Упражнение5. «Портрет»
Ведущийпросит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойныуважения, затем поразмышлять над тем, присутствуют ли они в них самих. Можно«нарисовать» устный «портрет» сверстника, учителя, родителя, который вызываетуважение у большинства учащихся.
Упражнение6. «Подумай»
Подросткампредлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за чтоуважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, чтонекоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть«светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далееподростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какиенеизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляетдома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.).