Реферат по предмету "Психология"


Самооценка у молодежи 20 лет

КУРСОВАЯ РАБОТА
по возрастной психологии
Тема: «Самооценка у молодежи 20 лет»

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
§1.Понятие самооценки и её виды
§2.Психосоциальные особенности умолодежи 20 лет
§3. Особенности самооценки у молодежи 20 лет
§4.Исследование уровня самооценки умолодежи 20 лет
Вывод
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Введение
 
Данная работапосвящена изучению «самооценки у молодежи 20 лет».
Молодость-чрезвычайнозначимый период в жизни человека, этот период, когда человек определяет длясебя свою судьбу, планирует свое место среди людей, свою деятельность, свойобраз жизни. Самооценка играет значимую роль в данном периоде, т.к. уровеньсамооценки личности влияет на уровень достижений, реализации своих устремлений ицелей.
Выбраннаятема актуальна тем, что самооценка-это одно из психологических образований,которые составляют понятие «личность».
Самооценкаявляется важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношенияс окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехами неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека идальнейшее развитие его личности.
Самооценка,так же определяет социальный статус человека в группе.
Изучениесамооценки, ее влияние на развитие личности, межличностные отношения,приобретает все большую актуальность.
Цельданной работы — изучить уровень самооценки у молодежи 20 лет.
Объектисследования – молодежь 20 лет.
Предметисследования – особенности самооценки у молодежи 20 лет.
Задачиисследования:
1.Изучитьсамооценку и ее виды.
2.Рассмотретьпсихосоциальные особенности молодежи 20 лет.
3.Изучитьособенности самооценки у молодежи 20 лет.
4.Проведениеисследования уровня самооценки у молодежи 20 лет.
5.Анализполученных результатов, вывод.
Гипотеза:самооценка у молодежи 20 лет завышена.

§1.Понятие самооценки и её виды
Самооценка-отношениек самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Среди источниковформирования самооценки- сравнение себя с другими, оценки других людей,сопоставления различных вариантов Я-образа, а также субъективная значимостьразличных аспектов Я-образа. Самооценка — оценка человеком самого себя, своихдостоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди другихлюдей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. [6;169-170]
Самооценкаформируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственнойдеятельности, а также на основе соотношения реального и идеальногопредставлений о себе. [6;168]
Самооценкаи оценка со стороны других неразрывно связанны между собой. Самооценку мыпроводим и по отношению ко всем своим качествам:
Внешности,способностям, успехам в учебе или работе – еще с детства учимся оценивать себя.Наша самооценка складывается из соотношения полученного результата ( уровняуспеха ) с тем, что мы хотели достичь ( то есть с нашими притязаниями ).Самооценка может быть реалистичной и не очень, стойкой и колеблющейся,положительной и отрицательной, высокой и низкой. [6;174]
Водинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершеннопо-разному, предпримут разные действия, тем самым будут воздействовать наразные события.
Самооценкаможет быть:
· Заниженной
· Завышенной
· Адекватной(нормальной).
Слишкомвысокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности,которые могут проявляться по – разному.
Призавышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление освоей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желаетпризнавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильногоповедения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым, склонен себяпереоценивать.
Какправило, люди с завышенной самооценкой стремится всегда быть первыми. Это частоприводит к тому, что у человека не слишком хорошие отношения с окружающими.Человек с завышенной самооценкой переоценивает себя и свои возможности, емукажется, что окружающие люди его недооценивают, и он начинает высказывать имнеобоснованные претензии, которые не поддерживаются окружающими. От таких людейчасто можно слышать, что их не понимают. [6;189-193]
Призаниженной самооценки ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможностиреализовывать свои способности. Такие люди обычно ставят перед собой болеенизкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значениенеудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновениюкомплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит всторону, хмур, неулыбчив.
Низкаясамооценка. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании иодобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувствосамоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы. [5;69]
Человекс адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности и возможности,он трезво осознает свои недостатки и достоинства. Такой человек более энергичен,активен и оптимистичен. При проявлении здоровой самооценки люди обычнорасслаблены, спокойны и целеустремленны.
Главныефункции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решениезадач любого выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность инезависимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. Самооценкаоказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формированиеличности на всех этапах развития. [5;70-71]
Самооценкаотносится к центральным образованиям личности, ее ядру. Само формированиесамооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием всистеме его мировосприятия.
Развиваетсясамооценка путем постепенного погружения внешних оценок, выражающих семейныетребования, в требования человека к самому себе. По мере формирования иукрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своейжизненной позиции[1;148-150]
 
§2.Психосоциальныеособенности у молодежи 20 лет
Молодость-времясоздания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения кобщественной жизни и своей роли в ней, человек полон сил и энергии, желанияосуществить свои цели и идеалы, оптимальное время для самореализации. В этотпериод наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности,наиболее полно и интенсивно происходит общение, легко устанавливаются инаиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. [3;216]
Молодость– очень важный период в жизни человека. Идет формирование нравственногосознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, устойчивых качествличности.
Стадиямолодости характеризуется получением избирательного плана, полной юридической иэкономической ответственности, возможностью включения во все виды социальнойактивности. На этой стадии принимаются сложные решения, выстраиваются стильжизни, продолжается или завершается получение профессионального образования,осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения.Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. [4;469-470]
Осваиваютсяи реализуются супружеские и родительские роли, определяется стремление ксамостоятельности, независимости, осознание личной ответственности за своюжизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность. Возникаетпроблема выбора жизненных ценностей, осознание собственной индивидуальности,неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания можетвозникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Эточувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает егоизбирательность. [7;310-311]
Одно иззаблуждений в этом возрасте – убеждение в том, что выбор, который сделан вжизни, является окончательным. Изменения в выборе обычно неизбежны. Но этотвыбор хоть и не окончателен, но включает в себя ту или иную жизненную модель:некоторые живут одним днем, другие заботятся о ком- то и так далее. Каждыйчеловек, в зависимости от периода,
Сталкиваетсяс отдельными элементами моделей жизни и испытывает их внимание. В двадцать лет, веря в себя и в свою силу воли, люди считают, что это единственный правильныйпуть в жизни.Люди часто отрицают то, что похожи на своих родителей.
Попериодизации III. Бюлера, молодость вторая фаза, фазапроб и поиска профессии, спутника жизни и т.п. На этом этапе происходитустановление развития дружеских связей является важной стороной жизни молодости.Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.[7;287-290]
Такжеважным этапом является развитие умственных способностей: существенноразвиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения.Память достигает больших показателей (как долговременная, так икратковременная) Происходят качественные изменения в познавательныхвозможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решаетчеловек, а каким образом он это делает.[2;24-26]
Положениечеловека в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого рядафакторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности.Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положениечеловека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно как результатвоздействия на личность того статуса, который он приобретает в коллективе.[2;52-53]
§3.Особенности самооценки у молодежи 20лет
На этапемолодости, личность выбирает цели и средства их достижения, связанные сразличными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий всоответствии с Я-концепцией.
В данномпериоде на самооценку влияет уровень достижения личности: она повышается, еслипритязания личности реализуются, и понижаются, если цели не удается достигнуть.Я-концепция индивидуализирует самооценку, поэтому, что для одного являетсяуспехом, другой воспринимает как неудачу. [6;206]
Кон И.С., считает, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости «Я»в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Женщины в Я-образе отражаютпреимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Мужчины склоныпереоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности.[4;524-525]
Этабеспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызываетмногочисленные конфликты и разочарования. Только путем многочисленных проб иошибок мужчина постигает меру своих реальных возможностей.
Женскиесамооценки обычно более скромны и реалистичны.
Степеньудовлетворенности своим телесным Я-образом непременно отражается на общейсамооценке молодых людей. От этого во многом зависит их самоощущениеблагополучия и счастья.
На этапемолодости критерии успешности личности складываются из сравнения себя сдругими, в самооценке молодежи иногда преобладает эмоциональная составляющая .[4;522-523]
Молодежьс пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятсязакрыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску. Неприятиесебя, неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка ит. д., как правило, менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненноотносятся к окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны ккритике, насмешкам. Они в большей степени беспокоятся о том, что думают илиговорят о них окружающие. Они тяжело переживают неуспехи в деятельности,особенно если это происходит на людях. Они более склонны к рефлексии и чащедругих обнаруживают в себе недостатки. Поэтому им свойственно стремление кпсихологической изоляции, уходу от действительности в мир мечты. [3;134-136]
Чем нижесамоуважение личности, тем больше вероятность, что он страдает от одиночества, пониженноесамоуважение делает весьма невысокий уровень социальных притязаний личности, побуждаетее уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такиелюди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственныесилы. А это в свою очередь, подкрепляет их заниженную самооценку.
Молодые людис адекватной самооценкой правильно соотносят свои возможности и способности, достаточнокритически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи иуспехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можноосуществить на деле. И к оценке достигнутого они подходят не только со своимимерами, но и стараются предвидеть, как этому отнесутся другие люди:
Товарищипо работе и близкие. Адекватная самооценка является итогом постоянного поискареальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичностик своему общению, деятельности, переживаниям.[3;272]
Принятиеи одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительныесамооценки и т. д. более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают»окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживаютнеуспехи, в них сильнее развит мотив достижения, соревновательности.
Степеньрасхождения реального и идеального «я», определяющая уровень самоуважения,зависит от многих условий. В юношеском возрасте это расхождение может привестик нервозам и дисфориям, депрессиям, так как заниженная самооценка в этом случаесвязана с «агрессией на самого себя». Но расхождение между идеальным и реальным«я» — в принципе нормальная ситуация для данного возраста, поскольку свидетельствуето росте самосознания. [5;65-67]
 
§4.Исследование уровня самооценки у молодежи 20лет
 
В исследованииособенности самооценки исследовалось 4 человека:№ Ф.И.О. Пол Возраст Образование Семейное положение  1 А.М.А.  Ж  20 Студент 3 курса.  Не замужем  2 Д.В.А.  Ж  20 Студент 3 курса.  Не замужем  3 Б.В.В.  М  20 Студент 3 курса.  Не женат  4 И.Е.Ю.  М  20 Студент 3 курса.  Не женат

Для исследованияособенности самооценки был проведен тест «Шкала самооценки».[5;69](Приложение1)
Тест «Шкала самооценки»проводился для измерения самооценки. Использование этих положений позволяетвыявить общую оценку, которую дает себе индивид.
Обработка данных:
1.Перекодирование баллов,которые помечены звездочкой ( * ):
0 = 4
1 = 3
3 = 1
4 = 0
2.Сумирование полученныхбаллов.
Показатель общейсамооценки может ранжироваться от 0 до 40:
— Более высокий баллсвидетельствует о более высоком уровне самооценки ( завышенной ).
— Показатель выше 20свидетельствует об общем позитивном отношении к себе ( адекватной ).
— Показатель ниже 20говорит об общем негативном отношении к себе ( заниженная ).
При проведении данноготеста получили следующие показатели уровня самооценки (Приложение 2):№ Ф.И.О. Баллы  1 А.М.А.  33  2 Д.В.А.  30  3 Б.В.В.  35  4 И.Е.Ю.  33
Анализ полученныхрезультатов:

/>
Полученные данныепоказали, что:
1.Из полученныхрезультатов у испытуемого ( 3 ) –завышенная самооценка 35 баллов из 40.
2.У испытуемых ( 1 ); (2 ); ( 4 )-адекватная самооценка:
( 1 )-33 балла из 40.
( 2 )-30 баллов из 40.
( 4 )-33 балла из 40.

Вывод
самооценкамолодежь личность
При проведении данногоисследования были решены, поставленные в нем задачи:
1.Определен уровеньсамооценки молодых людей с помощью соответствующих методик- теста «Шкаласамооценки».
2.Проведен корреляционныйанализ данных, полученных по тесту «Шкала самооценки».
Проанализироваврезультаты теста, видим, что гипотеза не подтвердилась:
-испытуемые ( 1 );( 2 );(4 )-адекватная самооценка.
-испытуемый ( 3)-завышенная самооценка.
Из полученных данныхможно сказать, что все участники имеют позитивное отношение к себе. Адекватнаясамооценка — правильная, не завышенная и не заниженная самооценка своих возможностей,своих ограничений и своего места среди людей. От самооценки зависятвзаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность ксебе. Тем самым самооценка имеет значение для всех сфер нашей жизни.
Анализ литературы поданной проблеме помог проанализировать основные аспекты самооценки в 20 лет, ееважность для человека и его отношения с окружающими, его самосознания. Большоевнимание было уделено психосоциальным особенностям молодежи 20 лет, становлениюличности.
 

Список литературы
 
1. Р. Бэрон. Социальная психология.Ключевые идеи – СПБ: Питер,2007,-512с.
2.Гамезо М. В. Возрастная психологияот молодости до старости: Учебное пособие-М.: Издательство « Ноосфера»,2000.-272с.
3.Ермолаева М. В. Основы возрастнойпсихологии и акмеологии: Учебное пособие.-М.: Издательство «Ось-89»,»2011.-416с.
4.Малкина-Пых И.Г. Возрастнаякризисы: Справочник практического психолога.-М.: Изд-во Эксмо,2004,-896с.
5.Семечкин Н. И. Социальнаяпсихология: Учебник.-Ростов н/Д:
«Феникс»,2005.-608с.
6.Свеницкий А.Л. Социальнаяпсихология: Учебник.-М.: ООО «ТК Велби»,2005.-336с.
7.Шаповаленко И. В. Возрастнаяпсихология. Гардарики- М.-349с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат М.Е.Салтыков-Щедрин
Реферат Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности
Реферат Влияние автомобилей на экологию в Великом Новгороде
Реферат Общий психологический практикум
Реферат Граффити как форма альтернативного искусства ХХ века
Реферат Кровотечения и кровопотеря. Экстремальная медицина
Реферат Повышение устойчивости работы объектов экономики в военное время
Реферат Определение отрасли специализации региона отрасли рыночной специализации Центрального Федерального
Реферат Growth In Writing Essay Research Paper Emily
Реферат Проблемы политического статуса Приднестровской Молдавской Республики
Реферат Аккредитованные испытательные лаборатории всего лабораторий в запросе: 660 Аккредитованные испытательные лаборатории с действующими аттестатами аккредитации Всего испытательных лабораторий с действующими аттестатами аккредитации: 660
Реферат «Физическая активность как основной фактор здоровья студенческой молодежи», посвященную 100 – летию Башкирского государственного университета, которая пройдет на базе спорткомплекса сф башгу (ул. Заводская 6)
Реферат Touch Tone Phone Essay Research Paper touch
Реферат Сущность, функции и роль денег в экономике
Реферат Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления