Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Витебский государственныйтехнологический университет»
Кафедра истории и права
Контрольная работа
по курсу «Основы педагогики и психологии»
Самосовершенствование личности. Личность и творчество
Выполнила:
Студентка Iкурса заочного ф-та
гр. ЗФк-20
Шифр №081747
Вайтехович М.В.
Проверила: Стародынова С.М.
Витебск 2009 г.
Самосовершенствование — цельжизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствованиякомпетентной и конкурентоспособной личности:
Личность — социальное существо,включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии ивыполняющее определенную общественную роль.
Личностью человек может статьтолько в социальной среде.
Если рассматривать личность какрезультат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психическогоразвития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлениемопределенной направленности личности, собственных взглядов и отношений,собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человекспособен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность,но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность ипрофессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность вобществе.
В понятие«компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемойдолжности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новомуопыту, способность принимать ответственные решения и находить выход изнештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию,самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.
Конкурентоспособность личностипроявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы задостижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.
Ведущими характеристикамиконкурентоспособной личности являются:
четкость целей и ценностныхориентаций,
трудолюбие,
творческое отношение к делу,
способность к риску,
независимость,
способность к непрерывномусамообразованию и професжсиональная компетентность.
Личность, успешно конкурирующаяна рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своейдеятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональнойкомпетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынкетруда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитаниеконкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующихреализации разработанной программы.
Высокий профессионализм человека,его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только изпрофессиональных знаний, умений.
Важнейшим условием достижениявысокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.
Отличительными признакамиразвитой личности являются:
способность и потребность братьна себя ответственность за свои действия;
умение удовлетворять своипотребности, нужды, не принося ущерба другим;
достижение значительных успеховв профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;
энергия и жизнестойкость вповседневной жизнедеятельности;
открытость профессиональнымпеременам к новому жизненному опыту;
Точкой отсчета личностногороста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на которыйхотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательныйобраз.
Под самовоспитанием понимаютактивно-творческое отношение к себе, «достраивание» самого себя,направленное на совершенствование определенных личностных качеств,нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания,личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение,самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной иконкурентоспособной личности:
Самосовершенствование-этопроцесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развитиязначимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личнойпрограммой саморазвития.
С точки зрения современнойпсихологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизмпреодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторымвоображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда,она убегает постоянно, как линия горизонта.
Поэтому пределасамосовершенствования личности не существует.
В любой деятельности можновыделить две стороны — адаптивную и творческую. Творческая являетсяопределяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людейостанавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то естьпроцессов приспосабливания к условиям существования.
Повседневная работа требует отчеловека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоциональногонапряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувствособственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолеваяпрепятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он можетчувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемыхжизнью обстоятельствах.
Человек, контролирующий своидействия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для негоприсущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.
Бесплодное ожидание припассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызоветлишь чувство обиды и гнев.
Творческий потенциал личности иусловия его развития:
Творчество — это деятельность,порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано соспособностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большейили меньшей степени, поскольку творчество — это реализация неповторимости иуникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более илименее творческой.
В жизнедеятельности человекатворчество выполняет следующие функции:
выступает механизмом решенияжизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;
реализует право личности насвободу;
является средствомсамоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникаетв условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время можетстать творцом.
Творческий человек с трудом«вписывается»в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающихи пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимаеттолько в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человеклюбознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятиемира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны такжеспособность к удивлению и восхищению, мечтательность.
Все дети — творческие личности,однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило,превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформистасо средними творческими способностями.
Сочетание способностей, котороесоздает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности,называется одаренностью.
Внутренне — психологические ифизиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразиемпротекания и проявления всех психических и нервно — физиологических процессов.
Глубина, ясность, реординарностьтеоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатствотворческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной,слуховой, эмоциональной, сенсорно — двигательной памяти; быстрота реакций,гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальнаяраскрепощенность.
Творческая деятельность делаетнашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без негоневозможен прогресс науки.
Исследователями установлено, чторазвитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения,нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайноважно.
Воспитание творческихвозможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей иприменение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортновыражать свои мысли и чувства.
Ученые также обнаружили, чтотворческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Ониработают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди,которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.
М, Горький писал: «Нужнолюбить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. » Такимобразом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом.
Мотивация творчества:
Мотивация — это процесс актуализациипотребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновениюмотивов — внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.
Если мотивация исходит от самогоиндивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычнопредлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит отдругих в виде обещаний или денег.
Одним из внешних источниковтворческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышениескорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемогоили реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников илинаблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается «белая»и «черная» зависть.
При «белой» завистичужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности истремления к соревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида ксовершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказываетдеструктивное влияние на личность самого завидующего.
Для того, чтобы стимулироватьчеловека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. Вбольшинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствуеттолько внешняя мотивация — школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачиваетсязарплата.
И все же в школе и на работеследует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлениютворчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, необладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.
Внутренние источники творческоймотивации — это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают впроцессе творческой деятельности.
Любознательность, удивление,чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения принеудачах, чувство иронии и юмора — вот примеры интеллектуально-творческихчувств.
Л.Н. Толстой говорил, что писалтолько тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечениюк сочинительству.
А.М. Горький отмечал: «Навопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня томительнобедной жизни и потому, что не писать я не мог. „
Значит единство творческоймотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человекав самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.
Литература
1. Басова Н.В. Педагогикаи практическая психология. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2000.
2. Березовин Н.А.Основы психологии. — Минск: Новое знание, 2002.
3. Бороздина Г.В.Основы педагогики и психологии. — Минск: БГЭУ, 2004.
4. Вечерко Г.Ф. Основыпсихологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика.-Москва: Юрайт, 1998.
6. Подласый И.П.Педагогика. В 2-х книгах. — Москва: Владос, 1999.
7. Реан А.А., БордовскаяН.В. Педагогика. — Санкт — Петербург: Питер, 2000.
8. Современныйсловарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001.