Реферат по предмету "Психология"


Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Витебский государственныйтехнологический университет»
Кафедра истории и права
Контрольная работа
по курсу «Основы педагогики и психологии»
Самосовершенствование личности. Личность и творчество
Выполнила:
Студентка Iкурса заочного ф-та
гр. ЗФк-20
Шифр №081747
Вайтехович М.В.
Проверила: Стародынова С.М.
Витебск 2009 г.

Самосовершенствование — цельжизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствованиякомпетентной и конкурентоспособной личности:
Личность — социальное существо,включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии ивыполняющее определенную общественную роль.
Личностью человек может статьтолько в социальной среде.
Если рассматривать личность какрезультат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психическогоразвития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлениемопределенной направленности личности, собственных взглядов и отношений,собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человекспособен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность,но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность ипрофессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность вобществе.
В понятие«компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемойдолжности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новомуопыту, способность принимать ответственные решения и находить выход изнештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию,самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.
Конкурентоспособность личностипроявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы задостижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.
Ведущими характеристикамиконкурентоспособной личности являются:
четкость целей и ценностныхориентаций,
трудолюбие,
творческое отношение к делу,
способность к риску,
независимость,
способность к непрерывномусамообразованию и професжсиональная компетентность.
Личность, успешно конкурирующаяна рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своейдеятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональнойкомпетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынкетруда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитаниеконкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующихреализации разработанной программы.
Высокий профессионализм человека,его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только изпрофессиональных знаний, умений.
Важнейшим условием достижениявысокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.
Отличительными признакамиразвитой личности являются:
способность и потребность братьна себя ответственность за свои действия;
умение удовлетворять своипотребности, нужды, не принося ущерба другим;
достижение значительных успеховв профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;
энергия и жизнестойкость вповседневной жизнедеятельности;
открытость профессиональнымпеременам к новому жизненному опыту;
Точкой отсчета личностногороста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на которыйхотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательныйобраз.
Под самовоспитанием понимаютактивно-творческое отношение к себе, «достраивание» самого себя,направленное на совершенствование определенных личностных качеств,нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания,личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение,самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной иконкурентоспособной личности:
Самосовершенствование-этопроцесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развитиязначимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личнойпрограммой саморазвития.
С точки зрения современнойпсихологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизмпреодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторымвоображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда,она убегает постоянно, как линия горизонта.
Поэтому пределасамосовершенствования личности не существует.
В любой деятельности можновыделить две стороны — адаптивную и творческую. Творческая являетсяопределяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людейостанавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то естьпроцессов приспосабливания к условиям существования.
Повседневная работа требует отчеловека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоциональногонапряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувствособственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолеваяпрепятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он можетчувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемыхжизнью обстоятельствах.
Человек, контролирующий своидействия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для негоприсущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.
Бесплодное ожидание припассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызоветлишь чувство обиды и гнев.
Творческий потенциал личности иусловия его развития:
Творчество — это деятельность,порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано соспособностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большейили меньшей степени, поскольку творчество — это реализация неповторимости иуникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более илименее творческой.
В жизнедеятельности человекатворчество выполняет следующие функции:
выступает механизмом решенияжизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;
реализует право личности насвободу;
является средствомсамоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникаетв условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время можетстать творцом.
Творческий человек с трудом«вписывается»в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающихи пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимаеттолько в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человеклюбознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятиемира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны такжеспособность к удивлению и восхищению, мечтательность.
Все дети — творческие личности,однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило,превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформистасо средними творческими способностями.
Сочетание способностей, котороесоздает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности,называется одаренностью.
Внутренне — психологические ифизиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразиемпротекания и проявления всех психических и нервно — физиологических процессов.
Глубина, ясность, реординарностьтеоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатствотворческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной,слуховой, эмоциональной, сенсорно — двигательной памяти; быстрота реакций,гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальнаяраскрепощенность.
Творческая деятельность делаетнашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без негоневозможен прогресс науки.
Исследователями установлено, чторазвитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения,нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайноважно.
Воспитание творческихвозможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей иприменение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортновыражать свои мысли и чувства.
Ученые также обнаружили, чтотворческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Ониработают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди,которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.
М, Горький писал: «Нужнолюбить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. » Такимобразом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом.
Мотивация творчества:
Мотивация — это процесс актуализациипотребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновениюмотивов — внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.
Если мотивация исходит от самогоиндивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычнопредлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит отдругих в виде обещаний или денег.
Одним из внешних источниковтворческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышениескорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемогоили реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников илинаблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается «белая»и «черная» зависть.
При «белой» завистичужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности истремления к соревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида ксовершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказываетдеструктивное влияние на личность самого завидующего.
Для того, чтобы стимулироватьчеловека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. Вбольшинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствуеттолько внешняя мотивация — школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачиваетсязарплата.
И все же в школе и на работеследует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлениютворчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, необладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.
Внутренние источники творческоймотивации — это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают впроцессе творческой деятельности.
Любознательность, удивление,чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения принеудачах, чувство иронии и юмора — вот примеры интеллектуально-творческихчувств.
Л.Н. Толстой говорил, что писалтолько тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечениюк сочинительству.
А.М. Горький отмечал: «Навопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня томительнобедной жизни и потому, что не писать я не мог. „
Значит единство творческоймотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человекав самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.
Литература
1. Басова Н.В. Педагогикаи практическая психология. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2000.
2. Березовин Н.А.Основы психологии. — Минск: Новое знание, 2002.
3. Бороздина Г.В.Основы педагогики и психологии. — Минск: БГЭУ, 2004.
4. Вечерко Г.Ф. Основыпсихологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика.-Москва: Юрайт, 1998.
6. Подласый И.П.Педагогика. В 2-х книгах. — Москва: Владос, 1999.
7. Реан А.А., БордовскаяН.В. Педагогика. — Санкт — Петербург: Питер, 2000.
8. Современныйсловарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Художественное произведение как межкультурный медиатор
Реферат Технология управления консультационным проектом
Реферат Художественные особенности антиутопии Е. Замятина "Мы"
Реферат Система организации оплаты труда
Реферат Under The Moon Lit Night Essay Research
Реферат Художественные особенности евангельских рассказов Л.Н. Андреева
Реферат Цветообозначения в поэзии С. Есенина
Реферат Маркетинговое исследование рынка недвижимости г. Москвы и Московской области (август 2009 года)
Реферат Эмпирическое социальное исследование и его методы
Реферат Цвет в жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого как средство к пониманию самих писателей
Реферат Художественные образы акцентуаций личности
Реферат Царкоўна-палемічная публіцыстыка
Реферат Человек и мир в романе Ж.-П. Сартра "Тошнота"
Реферат Податкова система України її структура і призначення
Реферат Остеохондроз позвоночника 2